Реклама осаго на авто светодиодные
Сам себе механик: Обязательный техосмотр отменили, но расслабляться не стоит
ГИБДД будет и дальше «нахлобучивать» простых граждан
Госдума в третьем — окончательном — чтении приняла законопроект об отмене обязательного ежегодного техосмотра личного транспорта. Именно личного — автомобилей и мотоциклов, которые используются гражданами России не для коммерческих целей. Фактически, узаконено сложившееся положение, ведь всем известно, что система техосмотра давно является фикцией, механизмом дополнительных поборов. Впрочем, таковые никуда не делись. Стоит говорить о том, что в настоящий момент просто идёт правовое оформление уже свершившегося факта.
«Для покупки полиса ОСАГО не потребуется документ о прохождении технического осмотра. Такие изменения в правила ОСАГО зарегистрированы Минюстом России. Это позволит упростить процесс заключения договора обязательного автострахования и будет способствовать повышению доступности ОСАГО. Автовладельцы теперь также смогут дистанционно расторгнуть или изменить договор ОСАГО, в том числе с возвратом части страховой премии. Это предусмотрено новым порядком информационного обмена в ОСАГО. В числе других важных нововведений — снятие запрета на вступление в силу электронного договора ОСАГО в день его заключения. Изменения в нормативные акты Банка России начнут действовать с 29 августа», — данная информация была опубликована на сайте Центробанка ещё 18 августа 2021 года, со ссылками на все документы. Грамотно, есть чем ткнуть в нос «жуку-палочнику».
Дистанционное расторжение полиса, кстати, тоже вещь, потому что ранее для этого приходилось побегать. Равно как и для того, чтобы внести в него изменения, например, вписать туда ещё одного водителя. Теперь всё гораздо проще.
Но вернёмся, собственно, к техосмотру. Отменили его не совсем. «Закон касается только личного транспорта. Для грузового, общественного транспорта и такси обязательный техосмотр действует по-прежнему», — пояснил замглавы комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев.
Плюс проходить его придётся при постановке на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов. Последний момент касается только вписанных в ПТС номерных деталек. Где-то это рама и кузов, где-то — только рама, а в иных авто, наоборот, один кузов. Например, у ряда «американцев» есть только так называемая «полицейская табличка» на кузове, а на раме номера нет, это типа «расходник».
Как и двигатель внутреннего сгорания, который и в России, вроде как, объявлен неномерной запчастью (в США так было всегда). В постановление правительства РФ № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вступило в силу с 01.01.2020) номер мотора вообще не фигурирует. Так что смело можно слать гаишников лесом.
Посему интересен, прежде всего, момент смены собственности авто (мотоцикла) и связанный с этим техосмотр. И вот тут начинается самое интересное.
«Мы, конечно, всегда готовы идти навстречу автолюбителям, но нас самих сейчас поставили в крайне сложное положение. Запись о каждом осмотре мы пересылаем в ГИБДД, и они могут его аннулировать. А нас — оштрафовать. Поэтому, как говорится, дуем на воду. Чётких правил до сих пор нет, они не прописаны и, как говорится, ещё не устоялись. Ценников неофициальных тоже нет, в смысле, тоже устоявшихся, могут нахлобучить на несчётные десятки тысяч», — объясняет совладелец столичного пункта техосмотра Игорь.
Собственно, «нахлобучивают» в итоге простых граждан, причём как повезёт. Могут вообще докопаться до авто с заводским оборудованием, уже были случаи, когда аннулировали техосмотр за штатные светодиодные фары и габариты, повторители поворотников на зеркалах и прочие мелочи. Грамотных «технарей» в ГИБДД всё меньше, даже тех, кто знает, где у той или иной машины набит VIN. Между тем раньше это знал любой уважающий себя гаишник! В итоге людям приходится писать всякие там «апелляции», тратить на это время, мотаться с ними по инстанциям. Причём не всегда помогает, признавать свои ошибки гаишники не любят.
Аналогично по фарам, точнее, ещё хуже — не допускаются даже мелкие сколы по краям! На противотуманных они могут быть, но только «если дефекты не снижают яркость светового пучка». Снижают, в любом случае снижают! Фары и ПТФки, как несложно догадаться, тоже сильно подскочили в цене.
Докопаться могут до пятнышка ржавчины на раме или на лонжеронах, дескать, всё у вас прогнило и сейчас развалится — нарушение безопасности эксплуатации, и всё такое. Оплётка на руле, установленный навигатор, камера, комплект громкой связи, даже ароматизатор воздуха — всё это лучше демонтировать перед осмотром. Если, конечно, есть возможность. Ведь многое оборудование устанавливается стационарно, в том числе, в автосалонах.
Это, как вы, наверное, догадались, советы профессионала — того самого человека, который проводит ТО на своей станции. Ему тоже нынче невесело: поток клиентов сильно упал, люди ищут иные возможности сделать техосмотр, без головной боли. И находят.
Как известно, есть в стране регионы, где власть Москвы, как бы сказать помягче, не совсем полная. Зато всё чётко — заплатил деньги, вот тебе техосмотр. Или госрегистрация авто с заведомо «кривыми» документами. Можно даже не приезжать, никто не проверит, документы и номера (если регистрация) привезёт курьер. Все друг друга знают, а чужие тут не ходят. И не лезут с инспекциями. Ибо чревато. В общем, без техосмотров мы не останемся!
А теперь давайте посмотрим, как оно устроено в «цивилизованных» странах.
В Германии техосмотром занимается «Technischer Überwachungsverein» (TÜV), проходить надо раз в два года, стоит 100 евро для авто и 60 евро на мотоцикл. Можно просрочить, но не более чем на два месяца, а то оштрафуют на 15 евро. И, самое главное, при этом аннулируется местная страховка, немецкая ОСАГО.
«У меня машина отнюдь не новая, скорее, наоборот, но всё всегда занимает не более 15 минут. Смотрят наличие аптечки и знака аварийной остановки, пресловутые светоотражающие жилеты по числу пассажиров никто ещё ни разу не проверял, хотя положено. Далее внешний осмотр, это формальность. Не формальность — безопасность. Допускается ослабление усилий тормозов до 25%, стояночной тормозной системы — до 50%. Это проверяют на стенде. Затем сверяют VIN с данными в техпаспорте, ставят туда печать и лепят на номерной знак жетон с датой. Всё, свободен! Если у вас, к примеру, внедорожник и там стоит силовой бампер, попросят предъявить его сертификат. При наличии такового никто даже и не пикнет. Но могут и не спросить, если видят, что установлена заведомо фирменная продукция, например, от ARB», — рассказывает один наш бывший соотечественник.
Вполне бюджетно, быстро, без нервотрёпки, «прозрачно» и эффективно. Даже если нет препятствий для получения отметки, специалисты TÜV выдадут вам ещё и список рекомендаций на счёт того, что стоило бы починить (проверить). Тоже дело! Понятное дело, о такой «бюрократии» нам пока и мечтать не приходится. Этого и не будет, пока главная задача чиновников — обирать «уважаемых, панимаешь, рассиян». Проблема системная, решать её нужно иным образом, не локально.
Жуликов, которые «разводят кроликов» в нынешней мутной водичке вокруг техосмотра, развелось уже немало. Нужно быть крайне осторожным. Но проверить, обманывают вас или нет, невозможно: ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра) не имеет публичного сайта, на котором можно проверить информацию. Доступ к базе данных есть только у ГИБДД, страховых компаний и самих операторов техосмотров. А все порталы, где вам обещают информацию из ЕАИСТО, в той или иной степени жульнические.
Как делается полис ОСАГО для такси
В чем особенности страхования легкового такси?
Страховка на такси необходима так же, как и на любое другое транспортное средство. Однако в ее оформлении есть ряд нюансов, которые нужно учитывать:
Но эти трудности — не повод приобретать обычную страховку вместо специального ОСАГО под такси. В случае, если автомобиль, используемый в качестве такси, попадет в аварию с обычным полисом, вам будет отказано в выплате ущерба. Да и любой сотрудник ГИБДД вполне может оштрафовать вас за ненадлежащие документы.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем не нарушать закон и оформить специальный полис. Сделать это можно как на юридическое, так и на физическое лицо, занимающееся пассажирскими перевозками в легковом автомобиле.
Внешне полис для таксистов почти никак не отличается от обычного, только внизу листа, в поле «Особые отметки», будет указано, что транспортное средство используется в качестве такси.
Какие документы нужны для оформления страховки на такси?
Если вы оформляетесь как физическое лицо или индивидуальный предприниматель, нужно собрать следующий пакет документов:
В случае, если ОСАГО оформляется на юр. лицо, к этому списку добавляется свидетельство о регистрации предпринимателя, карточка организации.
Инструкция: как сделать ОСАГО на такси онлайн
Таксист или компания, занимающаяся подобными услугами, может оформить е-ОСАГО. Отличий от процесса оформления обычного полиса совсем немного:
Какие штрафы за отсутствие ОСАГО у таксиста или езду с обычным полисом?
Штраф за управление такси без ОСАГО такой же, как у обычных водителей — если полиса в принципе нет или он просрочен, вы заплатите 500 рублей. Однако есть и особый штраф для тех, кто нарушает правила обязательного страхования (а под это широкое понятие входит и управление такси с полисом без особой пометки), он составляет 800 рублей.
Более серьезные штрафы применяются в случае управления автомобиля с особыми опознавательными знаками (шашечки, надписи «Такси» и прочее): за это с вас могут взыскать от 5000 рублей. Такое же наказание вас ожидает, если удастся доказать, что вы осуществляли деятельность по перевозке пассажиров без лицензии и соответствующего полиса.
Сколько стоит ОСАГО для такси?
Как мы уже писали выше, для таксистов действует повышенная базовая ставка, поэтому и цена страховки окажется выше. Для примера, на автомобиль с мощностью от 70 до 100 л.с. ориентировочные цены составят:
Прописка / регистрация в городе | Прописка / регистрация в области | |
Физ. лицо со стажем более 3 лет | 9600 | 3950 |
Физ. лицо со стажем менее 3 лет | 17290 | 7120 |
Юридическое лицо | 20340 | 7120 |
Мы указали расчет без возможных скидок. Кроме того, цены могут очень сильно отличаться в зависимости от региона и конкретной страховой. Поэтому рекомендуем уточнить цену, воспользовавшись калькулятором на нашем сайте. Так вы сможете сразу сравнить цены разных компаний и найти наиболее выгодный вариант.
Выводы: нужно ли оформлять такую страховку?
Не стоит думать, что приобретение обычного полиса избавит вас от дальнейших неприятностей. Вы можете не только получить штраф, но и лишиться выплат в случае ДТП — а это гораздо неприятней, чем уплата 500-800 рублей. Тем более, сегодня всё можно сделать онлайн — купить полис, а перед этим провести сравнение предложений от страховых и остановиться на оптимальной стоимости. Это быстро и удобно, зато после приобретения «правильного» ОСАГО вы сможете ни о чем не беспокоиться.
Можно ли разместить рекламу на своём автомобиле: на стекле, крыше и госномере?
Размещение рекламы на собственном автомобиле в 2021 году имеет ряд законодательных тонкостей – буль то оклейка баннерами заднего стекла машины, небольшая полоса с контактами на рамке госномера или целая конструкция на крыше либо модификация кузова авто. В этой статье мы выясним, какую рекламу совсем запрещается размещать на транспорте, когда можно, но с нюансами, требуется ли для этого ИП или ООО, можно ли рекламировать свои собственные услуги или зарабатывать на этом.
А реклама ли это?
В Москве и других городах можно часто увидеть обклеенные разного рода информацией автомобили. Но прежде нужно определить, является ли это рекламой формально. А этот термин в 2021 году имеет своё чёткое определение, и он дан в Федеральном законе №38-ФЗ.
Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Как видим, практически любой вид информации можно отнести к этому определению:
Но есть одно исключение – если вы разметили на авто отличительный знак, который указывает на принадлежность его к какому-либо лицу (в том числе юридическому), то это уже не является рекламой. Об этом говорит пункт 4 статьи 20 ФЗ О рекламе.
Таким образом, размещение на автомобиле просто логотипа и/или названия компании (без контактов), к которому принадлежит это транспортное средство, по закону рекламой не является.
Всё остальное таковой является. Но это не значит, что она запрещена или подразумевает некие условия и требования для нанесения на автотранспорт. Поэтому давайте сначала разберёмся, что и на чём запрещено рекламировать.
Что запрещено?
Запрещённые виды популяризации на автомобилях можно разделить на 2 основных критерия: то, что нельзя рекламировать в принципе, и то, что нельзя размещать только на конкретных машинах.
Итак, реклама в принципе запрещена:
Кроме того, любые виды и объекты рекламы нельзя размещать на следующем транспорте:
А ещё в 2021 году на транспортных средствах нельзя размещать звуковую рекламу (п.6 статьи 20 ФЗ-38).
Могу ли я разместить рекламу на своём личном авто?
Да. Если она или ваш автомобиль не подпадает под запреты выше и при выполнении ряда условий. Причём, это не зависит от того, рекламируете ли вы свою компанию или услуги или же размещаете чужую рекламу за деньги. Эти 2 последних тонкости отличаются только необходимостью определённых документов, и об это мы поговорим немного ниже.
Итак, реклама на своём личном автомобиле разрешена законодательством при выполнении ряда условий. И вот они!
Таким образом, можно отдельно выделить следующие разрешённые и запрещённые места для рекламы, которую можно разместить на своём личном автомобиле.
Оклейка на заднем стекле
Можно. Вам не запрещено наклеить даже полностью непрозрачный баннер, который будет закрывать заднее стекло и задние боковые окна, но только при наличии боковых зеркал заднего вида (нанесение рекламы не должно противоречить Техрегламенту – п.5 ст.20 ФЗ-38).
На крыше автомобиля
Можно. Но только при выполнении ряда условий выше – если она не закрывает для других водителей обзорность дорожного движения, а также не слепит их и не издаёт звуков, не рекламирует запрещённые товары и/или услуги.
На борту
Можно. Ничего не запрещает нанесению рекламы на кузове как легкого, так и грузового авто, если речь идёт о наклейках баннеров и прочих. Если же вы вмешиваетесь в конструкцию кузова, то это не должно подпадать под изменение конструкции машины.
На госномере
Можно. Полоса рекламы на ГРЗ также имеет законное право на существование как впереди, так и сзади. Главное, чтобы она не закрывала символы номера и световые приборы, выходя за пределы регзнака.
Брендирование
Также разрешено, если не нарушает условия и запреты, перечисленные выше.
Могу ли я разместить рекламу за деньги?
Да. Причём, это возможно и без регистрации в качестве ИП или организации. Но и здесь в 2021 году есть требования законодательства, но уже налогового. В этом случае возможны 2 варианта размещения:
Обратите внимание, сотрудник ГИБДД, остановивший вас на дороге и увидевший такую рекламу, не уполномочен проверять отчитываетесь ли вы за доход полученный с неё. Более того, вы можете вообще указать, что рекламируете что-то своё собственное. Только Налоговая инспекция уполномочена проверить движения ваших денег и уже на основании этого наказывать за незаконно полученный доход.
Какие штрафы?
За нарушения в области размещения рекламы на автомобилях есть отдельная статья КоАП – 14.38, и штрафы по ней выше, чем в среднем за нарушения ПДД. Давайте выясним, что ждёт водителя, а также юридические лица за нарушения в области рекламы.
Креативная реклама страховщиков
Начну с шокирующей рекламы страхования жизни «Зеркало без изображения». Слоган: «Ты не знаешь когда тебя не станет. » Лично меня этот ситуационный постер заставил задуматься не только о страховке.
Как и этот плакатик от компании «Life Insurance Australia».
Интересная реклама американского страховщика «Allstate». Настоящий автомобиль подвесили на многоэтажной парковке в Чикаго. «Are you in good hands?» Привлекает внимание. Правда?
Тоже достаточно креативный и масштабный способ заставить автовладельцев и рассчитать каско на свой автомобиль и выбрать краску для ремонта.
Реклама мексиканского автокаско от «Seguros».
А вот так страховая компания «Paсifico» из Перу рекламирует свои услуги страхования грузоперевозок.
Образный и яркий рекламный плакат от «Allianz». Реклама страхования жилья, если кто не понял. 😉
Неплохой постер от «ETB» на туже тему.
Прагматично-креативный постер, рекламирующий страхование от пожара.
ОСАГО хоть и является обязательным видом страхования, однако страховщики и рекламщики и этот страховой сегмент не обошли своим вниманием.
А вот ЭТО несколько лет назад устроили страховщики и рекламщики в центре Милана. Качественная и масштабная реклама страховых услуг. На мой взгляд, это одна из самых запоминающихся акций всех времён и народов.
Рекламные компании отечественных страховщиков пока уступают западным. Такое обещание рассчитать каско по минимальной цене, думаю, многим придётся не до душе. Уж очень двусмысленно и вульгарно всё выглядит.
Этот отечественный плакат мне кажется неплохим. Но едва ли сподвигнет многих купить с полисом ОСАГО сразу и каско. Цены на «доброволочку» в России сейчас совсем не смешные.
Реклама страховой компании только для женщин. Ну не хотят на Западе страховать мужчин. 😉 Надпись на плакате: «Парень + вечер в офисе + копир».
Еще одна неплохая реклама автокаско. «Даже с лучшими автомобилями иногда случаются неприятности».
Интересный принт той же тематики. Ходя, думаю, не всем понятный.
Не слишком креативно, но мило.
Тоже мило, тоже привлекает внимание. Но смысла рекламы я так и не понял. Это страховая компания «Folksam». Шведы. Что с них взять. 😉
А вот моя самая любимая из всех рекламка страхования жизни и здоровья. Лично на меня подействовала на все 100%. Мужики поймут! 😉
Порадовала и эта. Тем более, что наша, родная.
Как и эта новозеландская. Оказывается в Новой Зеландии рекламируют даже страхование сельхозугодий.
Вот эта реклама страхования недвижимости напомнила детство. Фильм про Кинг-Конга с древними спецэффектами.
А этот «постер» с рекламой автокаско напоминает, что вся наша жизнь – это ступени, по которым нам нужно непременно подняться.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях Версия для печати
В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.
Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?
Нарушители заплатят больше
Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.
Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.
Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.
Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.
Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.
Доплата за некоторые автомобили
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Заявка на выплаты онлайн
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Не прошел техосмотр — остался без выплат
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО
Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.
По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.
Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.
«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,
— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.
Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.
Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.