Рекорд на мотоцикле 1920
Берт Монро
Фильм «Самый быстрый indian»
Берт Монро — один из самых ярких и необычных людей в истории мотоспорта. В 1962-67 гг. он установил три мировых рекорда скорости для мотоциклов объемом до 1000 куб.см. Причем последний его мировой рекорд, установленный в августе 1967 г. является до сих пор непревзойденным.
Самое интересное, что все эти рекорды Берт Монро установил на мотоцикле, которому в то время было уже больше 40 лет — это был модифицированный им Indian Scout 1920 года выпуска, который был куплен им в 1920 г. и развивал тогда максимальную скорость всего в 89 км/ч. Будучи талантливым изобретателем и механиком, Берт Монро за двадцать лет сильно модифицировал этот Indian и в 1967 г. на озере Бонневиль он смог установить рекорд скорости в 295,44 км/ч, хотя во время неофициального квалификационного заезда он развил скорость свыше 320 км/ч.
Интересно, что многие детали для своего гоночного мотоцикла Берт Монро изготавливал самостоятельно. Например, он сам отливал цилиндры, поршни, маховики и т.д.
В 1971 г. о Берте Монро был снят документальный фильм «Подношения богу скорости», а в 2005 г. — прекрасный художественный фильм «Самый быстрый Индиан», главную роль в котором сыграл сэр Энтони Хопкинс. Еще через год имя Берта Монро было включено в Motorcycle Hall of Fame, созданный Американской Мотоциклетной Ассоциацией.
Берт Монро — это прекрасный пример человека, который не взирая на возраст и очень ограниченные ресурсы, смог воплотить в жизнь свою мечту — установить мировой рекорд скорости. В жизни очень важно иметь мечту и прилагать усилия для ее достижения.
Фильм «Самый быстрый indian»
Кинематограф за последние 15-20 лет показал множество фильмов о машинах, мотоциклах и прочей техники, включая автобиографические, такие как «Гонка», «Самый быстрый Индиан» и блокбастеры с вымышленным, но весьма захватывающим сюжетом: «Форсаж», «Такси», «Перевозчик» и так далее. Все они по своему хороши и увлекательны. Некоторые повествуют о профессионалах своего дела, дружбе и братстве, некоторые о совершенствовании себя и техники, а некоторые просто искрометные комедии, создающие позитивное настроение. Фильм «Самый быстрый Индиан» с Энтони Хопкинсом в главной роли, собрал в себе все самое лучшее, что может предложить кинематограф (за исключением фантастических спецэффектов и компьютерной графики). Однако, речь пойдет не о художественном биографическом фильме, что был выпущен на широкий экран в 2005-м году, а о человеке, который посвятил жизнь исполнению заветной мечты — установить мировой рекорд скорости на мотоцикле.
Мотоцикл Берта Монро
Мотоциклом Берта Монро был Indian Scout 1920 года с объемом двигателя 600 см/куб, развивающий скорость в 88 км/час. Естественно, с такими показателями рекорд скорости не поставишь. Необходимы были кардинальные переделки во всех узлах мотоцикла. Легко сказать, но сделать это, даже при наличии современного оборудования, опыта в конструировании и разработке узлов и агрегатов, а также доступа к материалам, весьма непросто. Однако, как показала нам история жизни Берта Монро — все в жизни возможно, главное не терять надежды и верить в себя.
Мотоцикл читался одним из самых надежный в мире благодаря цепному приводу (вместо ременного) и косозубым шестерням, которые находились в литом картере. На скауте была установлена задняя подвеска хардтейл и рессорная передняя. Комфортную езду обеспечивали пружины расположенные под сиденьем (кастомайзеры прибегают к такому способу обеспечения комфорта).
Берт Монро подверг переделки каждый узел мотоцикла, включая раму и переднюю подвеску. Все детали изготавливал собственноручно из всего что подвернется под руку. Поршни отливал в консервных банках и иной раз прямо в сыром песке на пляже. В качестве металла для отливки использовал поддержанные запчасти от автомобилей, пропорция смеси которых была озвучена в фильме (2 части Шевроле и 1 часть Форд). Из года в год он модернизировал мотоцикл, параллельно выступая на различных соревнованиях в Новой Зеландии и Австралии. Стоковый мотор от Скаута был оснащен нижнеклапанным типом головки блока цилиндров с двумя распределительными валами. Монро пришлось переделать ГБЦ под верхнее расположение клапанов с четырьмя распредвалами.
Цилиндры тоже были заменены на самодельные, в качестве которых Монро приспособил старые газовые трубы, мотивируя тем, что трубы лежавшие в земле более выдержаны. Система смазки тоже была полностью переделана, а также маховик, толкатели клапанов и коробка передач. Неизменным осталось ручное переключение передач и ножное сцепление. Частично была изменена рама, снижен центр тяжести и посадка пилота. Гоночные слики также были изготовлены вручную. Передняя вилка с рессорной подвеской была заменена на более надежную балочную.
Для уменьшения аэродинамического сопротивления, Берт изготовил специальный обтекатель из стеклопластика, который закрывает весь мотоцикл, оставляя место для посадки пилота. С внешней стороны он больше похож на ракету из мультфильмов тех лет, нежели на спортивный мотоцикл.
Рекорды скорости Берта Монро
Первый рекорд Берт Монро установил в Австралии, на пляже в штате Виктория. Тогда Берт проехал со скоростью 90 миль в час на мотоцикле с коляской. Позже в 1962 году на высохшем соленом озере Бонневилль в США, Берт разогнался до отметки в 288 км/ч и установил новый мировой рекорд. Тогда объем двигателя Скаута был равен 850 см/куб. К 1967 году объем двигателя был увеличен до 950 см/куб и Берт развил скорость в 295 км/ч, однако, на квалификационном заезде была зафиксирована скорость в 331 км/ч, чем была вызвана большая вибрация и падение. Заезд не был учтен и официальный рекорд Берта Монро так и остался на отметке 295 км/ч. Десять раз Берт возвращался на озеро Бонневилль, но уже с целью участия, а не установления рекордов. Он скончался на 78 году жизни на родине в Новой Зеландии.
Модифицированный мотоцикл Индиан Скаут 1920 года находится в клубе энтузиастов южных островов, а сам Берт был занесен в мотоциклетный зал славы, созданный Американской Мотоциклетной Ассоциацией.
Мотоциклы Индиан производятся до сих пор, не смотря на многочисленные банкротства компании и переходы к разным собственникам. Начав свою историю с 90-х годов позапрошлого века в качестве велосипедной компании, марка Indian пережила годы великой депрессии, противостояния с Харлей Дэвидсон, Вторую Мировую войну и добралась до наших дней с мотоциклами в ретро стиле.
С технической части, мотоциклы не уступают конкурентам, однако, дизайн выполнен в стиле 40-х, что ни может не радовать поклонников классических моделей.
Рекорд скорости Берта Монро
В 2017 году исполнилось 50 лет скоростному рекорду Берта Монро, который и сегодня актуален в мотоспорте. В честь этого события, его племянник Ли Монро тоже профессиональный мотогонщик воссоздал исторический пробег своего дяди в Бонневиле нас тримлайнере Indian Scout. Берт Монро был целеустремленным человеком, понять которого может не только увлеченный мотоциклист, который не брезгует измазать руки в машинном масле. Оставив свой след в истории человечества, именно он сказал слова, ставшие афоризмом и девизом для многих: «Если ты отказываешься от своей мечты, ты превращаешься в овощ».
Берт Монро: биография в цифрах
1915 – первый мотоцикл – английский Douglas.
1916 – разбился на нем и пробыл без сознания целые сутки.
1917 – начало участия в гонках на мотоцикле Clyno.
1920 – приобрел легендарный Indian Scout.
1921 – целый день без сознания после катания на мотоцикле стоя.
1927 – контузия и множественные ушибы после вылета с гоночной трассы.
1932 – сотрясение и глубокие раны на голове после очередной аварии.
1937 – потерял все зубы и сломал ключицу после гонок на пляже.
1940 – рекорд скорости в Новой Зеландии – 194,4 км/ч.
1959 – ободрал почти всю кожу и новое сотрясение – результат новой аварии.
1962 и 1967 – два мировых рекорда скорости.
Детство и юность
25 марта 1899 года в семье новозеландских фермеров родились близнецы. Девочка умерла сразу после родов. Несмотря на прогнозы доктора, мальчик – будущий мотогонщик Берт Монро– выжил. С малых лет он любил скорость – самые быстрые лошади были его лучшими друзьями. На пороге стоял 20 век – век научно-технического прогресса и развития техники с двигателями внутреннего сгорания. Самолеты, поезда, автомобили и мотоциклы – именно техника привлекла его в армию. Вернулся с нее Берт уже после окончания 1 мировой войны. К этому времени ферма была продана родителями и молодой человек идет работать на стройку Тоннеля Отира. Вскоре отец купил землю и вернулся к фермерству, а с ним и Монро-младший.
Мотоциклы Берта Монро
Первый свой мотоцикл будущий изобретатель и гонщик купил, когда ему было 16 лет. Это был английский Douglas с двигателем в виде оппозитной двойки, расположенной поперечно раме. На нем он первый раз серьезно разбился.
В 1919 году приобрел мотоцикл Clyno. Он снял с него коляску и принял участие в гонках.
На свое двадцатиоднолетие, в 1920 году Берт Монро покупает раннюю модель мотоцикла Indian Scout. Он имеет серийный номер 5OR627, который станет легендой. Именно он будет объектом его доработок на протяжении всей жизни и принесет Берту Монро всемирную славу. Этот байк на то время имел весьма неплохие характеристики – двигатель с объемом в 600 куб/см, задний хардтейл, цепную передачу и трехступенчатую коробку. Но для Берта этого было недостаточно.
Свой «Индиан» он начал модернизировать в 1926 году. Берт все делал сам и очень нетрадиционными способами. Старые трубы водопровода он переделал на цилиндры, а поршни отлил в консервных банках из «кусочков Шевроле и Форда». И данные детали выдерживали сжатие в 143 тонны! Ось трактора он приспособил для создания шатунов, а рессорную вилку заменил вилкой-спрингер из мотоцикла Indian Prince. Он изобрел собственную смазку и сам сделал сцепление, маховик, клапаны, толкатели, рокера и покрышки-слики. Так, его байк получил собственное имя, а он стал спидвей-гонщиком.
Его модернизации увеличивали скорость в среднем на 5,2 км/час в год на протяжении последующих 44 лет. Это соответствует приросту мощностей серийных мотоциклов за тот же период. Он самостоятельно и своими руками прошел тот путь, который прошли за полвека крупнейшие производители байков всего мира при усилиях множества конструкторов!
Днем– продавец, а ночью – гонщик
Профессиональная карьера гонщика была приостановлена годами Великой Депрессии. Берт работает в магазине продавцом мотоциклов, ведь ему надо содержать семью. Он женился в 1927 году на Флоренс Берил Мартин, в браке с которой у него родилось два сына и две дочери. Но скорость не отпускала его – он участвует в гонках в Мельбурне и на пляже Орети. По ночам, в гараже Берт совершенствует свой байк.
В это же время он приобретает еще один байк— Velocette MSS, массу которого ему удалось снизить, а объем двигателя увеличить до 650 куб/см. Его гонщик использовал для заездов по прямой. Он все больше времени проводит в гараже и жена уходит от него. Но его путь к мечте еще незаконен.
Новой Зеландии становится мало
В 40-х годах Берт Монро уволился с работы и всего себя посвятил машинам. Он экспериментирует с материалами для мотоциклов, изобретает пластиковый обтекатель, доделывает подвески. Через десять лет на его родине не осталось байков, которые могли бы сравниться по скорости с его разработками. В этот период он устанавливает несколько рекордов:
Но и этого Берту Монро мало.
Благословенная Юта
В 1957 году Берт принял решение участвовать в гонках, которые с 1910 года проводятся на соленом озере Бонневиль (штат Юта, США). В 1962 году он погрузил свой «Индиан» на грузовой корабль и отправился покорять просторы Америки. Не все шло гладко – сначала его чуть было не исключили из заезда. Однако удача и американские друзья не оставляли его. И в том же году свершается чудо и осуществляется заветная мечта Берта Монро – рекорд скорости в 178, 971 миль/час (295, 44 км/час) на своем легендарном байке «Munro Special Indian»в первом же заезде. Объем мотора его байка в то время – 850 куб/см. Он посетит Юту еще десять раз и поставит новые рекорды: 168 миль/час в 1966 году и 183 мили/час в 1967 году.
Но именно его первый заезд сделал его знаменитым, фото Берта Монро и его байка поместили все газеты. Его популярность сравнивали с известностью современницы и однофамилицы – Мэрилин Монро, а его «Индиан» был предметом зависти всех мотогонщиков того времени. На предварительном заезде перед рекордом Берт разогнал свой байк до 332 км/час – жаль результат не считается официальным. При стандартной скорости такого мотоцикла в 90 км/час, его «Индиан» и сегодня самый быстрый!
В седле до конца
Когда Берт установил свой рекорд на прославленном озере Юты, ему было 68 лет, а его байку 47 лет. Он не успокоился и продолжал участвовать в гонках и квалификационных заездах. Многочисленные травмы подорвали здоровье гонщика, с 1975 года врачи запрещали ему участвовать в скоростных соревнованиях. Но разве мог он расстаться со своей страстью – своими «Индианом» и «Велочетте»?
В 1977 году Берт Монро заболел ангиной, которая привела к осложнениям на сердце. И за ней последовал инсульт. В возрасте 78 лет сердце легенды мотогонок остановилось. 6 января 1978 года Берта Монро похоронили на кладбище Истерн в Портленде (штат Мэн, США). Его легендарные байки сегодня принадлежат клубу мотоэнтузиастов Новой Зеландии.
Прославивший Инверкаргилл
Берт Монро принес всемирную славу своему родному городу – самому южному и самому западному городку Новой Зеландии. И тот не остался в долгу. Сегодня тут, в музее Берта Монро, можно увидеть тот самый быстрый «Индиан» и ознакомиться с экспозицией, посвященной легендарному гонщику и изобретателю. Особой популярностью музей стал пользоваться с 2005 года, когда на экраны вышел фильм с Энтони Хопкинсом в главной роли. Кстати, актер снимался в фильме за смехотворный гонорар. Это второй фильм о легендарном гонщике, а первый «Приношения Богу Скорости» вышел в 1971 году.
Жизнь за пять минут: Судьба мотоциклиста
«Если ты не следуешь за своей мечтой, то ты, пожалуй, не человек, а овощ. Капуста, например». Так говорил Берт Мунро, главный герой фильма «Самый быстрый Индиан» (2005), основанного, как совершенно справедливо замечено в титрах, на чертовски правдивой истории. Знаменитый актер Энтони Хопкинс был настолько впечатлен историей Берта, что согласился сыграть его, несмотря на весьма скромный по современным меркам гонорар. Режиссер и автор сценария Роджер Дональдсон бережно перенес жизнь легендарного новозеландца на экран, не добавив от себя ни капли. И тем не менее события фильма кажутся настолько невероятными, что мы смогли поверить в них, лишь прочитав письма самого Берта Мунро.
Берт Мунро совершенствовал свой «Индиан Скаут» 1920 года выпуска 44 года и мечтал о том, чтобы он стал самым быстрым мотоциклом в мире. В век высоких технологий и огромных бюджетов Берт сражался за скорость, имея лишь старый мотоцикл и собственную пару рук. И все же его мечте было суждено сбыться. В 1967 году на знаменитом соляном озере в Бонневиле Берт Мунро установил мировой рекорд скорости на мотоцикле. К тому времени «Скауту» было 47 лет, а самому Берту — 68.
Самый первый «Скаут»
Свой первый мотоцикл, английский Douglas, Берт Мунро приобрел в 1915 году, когда ему было 16 лет. Вскоре ему удалось скопить 50 фунтов на новенький Clyno с коляской. Сняв с мотоцикла коляску, Берт начал участвовать в местных гонках. Ему даже удалось поставить рекорд скорости на трассе Fortrose неподалеку от родного города Инверкаргилла в Новой Зеландии. Тот самый «Индиан» Берт приобрел в 1920 году. Компания Indian, старейший производитель мотоциклов в США, была основана в 1901-м, на два года раньше, чем культовый Харлей-Дэвидсон. Первые «Скауты» оснащались V-образной двойкой с углом развала цилиндров 420 (визитная карточка Indian) объемом 600 см³, тогда еще с боковыми клапанами. Косозубые шестерни главной передачи располагались в маслонепроницаемом литом картере, трехступенчатая коробка передач переключалась рукой, а сцепление было ножным. Жесткая рама не предусматривала задней подвески, передняя рессора обеспечивала 5-сантиметровый ход.
Мунро постоянно модернизировал свой мотоцикл начиная с 1926 года. По его словам, следующие 44 года «Скаут» становился быстрее на 3,25 мили в час (5,2 км/ч) каждый год, что соответствовало среднему приросту скорости серийных мотоциклов. Собственными руками Берт в одиночку совершил прогресс, который за полвека совместными усилиями прошли крупнейшие мотопроизводители мира. Напомним, Берт Мунро на 47-летнем «Скауте» установил мировой рекорд скорости на мотоцикле в 1967 году. Для сравнения, в 1965-м там же, в Бонневиле, американец Крэг Бридлав показал 600 миль в час (965 км/ч) на автомобиле Spirit of America — Sonic 1 с турбореактивным двигателем.
Ручная работа
Методы, с помощью которых Берт модернизировал свой мотоцикл, были, мягко говоря, нетрадиционными. Берт использовал старую колесную спицу вместо микрометра. Легенда гласит, что он отливал поршни в консервных банках, экспериментируя с составом сплава. «Два кусочка ‘шевроле’ и два кусочка ‘форда’ — вот лучший рецепт!» — говорит герой Энтони Хопкинса в фильме, бросая детальки в жестянку с расплавленным металлом.
Берт полностью переработал старомодный двигатель «Скаута». Он сконструировал и вручную изготовил новые верхнеклапанные головки цилиндров, кардинально изменил механизм газораспределения и систему смазки. Сам делал маховики, клапаны, толкатели, коромысла. Говорят, что Берт изготавливал цилиндры из литых железных газовых труб, которые выпрашивал у газовой компании после замены трубопроводов. Излюбленным материалом Берта были оси от тяжелых грузовиков и трактора Caterpillar, из них он вытачивал шатуны. После повторной закалки они могли выдержать свыше 143 т нагрузки на сжатие. Берт использовал своими руками изготовленное сцепление с усилием в полтонны и тройной цепной привод. Колоссальный крутящий момент передавался на колеса, обутые в слики — шины, собственноручно отшлифованные острым ножом. Наконец, он целиком заключил мотоцикл в обтекаемый стеклопластиковый кузов, благодаря чему «Скаут» стал больше похож на ракету.
Мотоцикл Берта Мунро пережил множество падений и взрывов двигателя, в жертву богу скорости было принесено бессчетное количество сломанных шатунов и коленвалов, испорченных поршней, забракованных распределителей зажигания и карбюраторов. Однако на множестве фотографий разных лет отчетливо виден заветный серийный номер 50R627 на картере — до рекорда дожил тот самый «Индиан».
Серийный «Скаут» мог разогнаться максимум до 90 км/ч. Официальный мировой рекорд 1967 года, поставленный Бертом Мунро, составил 183,586 мили в час (295 км/ч). События, происходившие тогда в Бонневиле, очень правдиво отражены в фильме. Для участия
Сорок лет спустя
Как и сама история Берта Мунро, ее художественная экранизация оказалась весьма необычной для своего времени. В отличие от большинства современных блокбастеров, в «Самом быстром Индиане» нет ни отрицательных персонажей, ни серьезных конфликтов. То, что немногочисленные поклонники, соседи, случайные попутчики, дорожные полицейские и даже таможенники во всем помогают Берту, ничуть не умаляет увлекательности сюжета — уж очень амбициозна его цель.
За время работы над фильмом Роджер Дональдсон, Энтони Хопкинс и вся съемочная группа стали близкими друзьями. Условия съемки были далеко не простыми: соль Бонневиля пагубно влияет на технику и здоровье людей. Для съемок было построено несколько копий легендарного гоночного «Скаута». Довольно грубую, неточную работу Берта Мунро было нелегко скопировать. Дональдсон был очень придирчив к качеству реплик, команде пришлось отсмотреть бесчисленное множество оригинальных фотографий мотоцикла Берта разных лет. В результате реплики удались на славу. Одну из них смеха ради завели и отправили в заезд: мотоцикл без труда разогнался до 100 миль в час (161 км/ч) на второй передаче. Сын Берта Мунро Джон, присутствовавший на съемках, предоставил съемочной группе гоночные очки, перчатки, шлем и дорожную сумку отца.
Зрителям наверняка запомнятся эффектные падения Берта в фильме. Одно из них стоило каскадеру Эрику сломанной ключицы.
Берт Мунро умер в 1978 году, прожив 79 лет. Его жизнь нельзя назвать короткой даже по обывательским меркам. А принимая во внимание его любимое выражение, которое он часто повторял на протяжении всей жизни, ему остается только позавидовать: «За пять минут на мотоцикле человек может прожить больше, чем за всю жизнь».
Моторекорды. Самый быстрый Индиан
Самая высокая скорость на модернизированном мотоцикле, достигнутая в далекие 1920-е, Вспомним и рекорд, и рекордсмена, и известный фильм.
Монро Берт, вошедший в историю как Берт Монро – новозеландский мотогонщик из города Инверкаргилл, установивший в 20-е годы мировой рекорд скорости в 295.44 км/ч на модернизированном собственными руками мотоцикле Indian.
Своим первым мотоциклом Douglas Берт обзавелся в 1915 году в возрасте 16 лет.
Через четыре года поменял его на Clyno. Именно на этом мотоцикле, сняв коляску, Монро впервые отправился на гоночный трек. Так и началась его история, как мотогонщика.
Тот самый Indian был куплен в 1920 году. Это был Indian Scout объемом 600 кубический сантиметров.
Мотоцикл впоследствии видел множество модернизаций, самодельных деталей, запчастей от велосипеда, трактора, машины и много других неординарных решений. На полное усовершенствование мотоцикла понадобилось более 40 лет.
В 26 августа 1967 году в штате Юта, что в Америке, на соленом озере Бонневилль, 68-летий Берт Монро установил абсолютный рекорд скорости на модернизированном 47-летнем мотоцикле Indian, разогнавшись до 295.44 км/ч.
Сейчас на самом быстром месте на земле на озере Бонневилль, которое по-другому называют «озеро скорости», несколько раз в год собираются любители быстрой, соревнуясь и ставя рекорды в скорости.
Ну а память о Берте Монро увековечена его мотоциклом, который сейчас находится у одного из клубов мотоэнтузиастов в Новой Зеландии, и до сих пор не побитым рекордом.
Известный всем фильм «Самый быстрый «Индиан» также был снят в память о великом гонщике-рекордсмене.