Ремонт машины в литве
Было время, когда ремонт автомобиля в Литве имел смысл: отправившись в Вильнюс, можно было совместить шопинг и сервисинг, получив лучшее соотношение цены и качества, нежели в Беларуси. Но теперь белорусы на местных СТО редкие гости. Почему так получается и чем вообще живет литовский сервис, узнаем, общаясь с руководителями вильнюсских мастерских.
С переходом на евро все стало дороже
— Пока ехали к вам, по пути увидели много маленьких сервисов. В Литве просто открыть свою станцию?
Белорусы раньше приезжали, оставались довольны. И нам было хорошо: если приезжает белорусская машина, значит, ты заработаешь. Можно было смело называть полную цену, которая местных могла и не устроить, но для ваших земляков это было все равно дешево. Сейчас времена изменились кардинально, белорусов на наших СТО ты не встретишь, они сюда не едут.
— При этом, насколько нам известно, конкуренция среди продавцов запчастей в Литве высокая…
Но вообще, конечно, стоимость запчастей выросла значительно. Нет, столько, сколько раньше в литах стоило, в евро еще не выставляют, но постепенно к этому дело идет. Для иностранцев из Западной Европы у нас по-прежнему дешево, а вот белорусам в Литве чиниться уже не так интересно, разве что приезжать сюда ради каких-то специфических работ или их более высокого качества. А так это не выгодно.
— И работа тоже стала оцениваться дороже?
— Да, но расценки поднялись не так высоко. Например, замена масла стоила 30 литов, тогда это было 8,7 евро. За эту работу сейчас берут не 8,7 евро, а просят 10, то есть просто округляют.
— Но ведь у вас до сих пор есть доступ к дешевым машинам из Европы!
— Но вот ездишь по Вильнюсу, видишь много свежих автомобилей…
— Это в основном машины компаний, лизинговые, кредитные. За «живые» деньги они, как правило, не покупаются.
Цены должны быть «умные»
— А с этим проблемы есть? Ведь иногда приходится слышать, что «все активные литовцы давно в Евросоюз уехали»?
— Если хочешь удержать хорошего работника, ему надо платить. И цены должны быть «умные». В течение двух лет у меня штат работников не менялся. Это пять толковых парней, которые хорошо работают и знают свое дело, они со всем справляются.
— А сколько сейчас надо платить таким толковым ребятам?
— Реально они соглашаются работать, если речь идет о 1000 евро и выше. Их зарплата привязана к объему выполняемой работы, поэтому владелец станции должен обеспечить их работой. Если нет, они будут искать другое место.
При этом по ценам мы не можем выскочить из имеющихся рамок. Наша станция по уровню располагается между гаражными мастерскими и дилерскими СТО, поэтому у нас где-то на 15 процентов дешевле, чем у дилеров (у них в районе 40-50 евро), но дороже, чем у гаражного сервиса (20-25 евро). Нормо-час у нас сейчас составляет 33 евро, это соответствует среднему уровню для Вильнюса (30-35 евро). Хотя замечу, что многие работают не по нормо-часам, а по сформированным ценам на те или иные операции.
— Раньше это была обычная станция, теперь вы работаете как Bosch Car Service. Что последовало за сменой вывески?
— Запчасти какого уровня у вас более популярны? Например, у нас на старую машину хорошие детали найти непросто…
— А где литовцы сейчас покупают запчасти?
— Рынок в Гарюнае еще «жив»?
— Да, но там дороже запчасти, чем, например, у нас в магазине. Я даже не понимаю, зачем белорусы едут туда покупать. Разве что по старой памяти.
— А как насчет сервиса: едут наши земляки по старой памяти к вам на ремонт?
— Белорусы иногда приезжают, но это единичные случаи. И это, как правило, или мои знакомые, или знакомые знакомых. Чтобы иметь клиентов из Беларуси, над этим нужно работать, рекламу в вашей стране давать, что-то особенное предлагать. Если этого нет, остается цена. Но сейчас в Литве она не очень привлекательна для белорусов.
Наш вердикт
Ремонт авто в Литве
18 лет на сайте
пользователь #14793
Хочу загнать свою машину на ремонт в Литву.
Машина оформлена на меня на белорусских номерах.
Можно ли загнать туда машину, оставить её там, например, на пару недель, вернуться обратно в РБ, потом, через пару недель, съездить её забрать?
Не будет ли каких вопросов на таможнях (РБ/РЛ)? Типа, выезжал/въезжал на авто, а выезжаю/въезжаю без авто. И, соответственно, через 2 неделю наоборот.
13 лет на сайте
пользователь #130907
А че в Литву, а не в Америку?
18 лет на сайте
пользователь #14793
P.S. Потому что Литва ближе, чем Америка.
20 лет на сайте
пользователь #723
Не будет ли каких вопросов на таможнях (РБ/РЛ)? Типа, выезжал/въезжал на авто, а выезжаю/въезжаю без авто. И, соответственно, через 2 неделю наоборот.
20 лет на сайте
пользователь #1268
Хочу загнать свою машину на ремонт в Литву.
Машина оформлена на меня на белорусских номерах.
Можно ли загнать туда машину, оставить её там, например, на пару недель, вернуться обратно в РБ, потом, через пару недель, съездить её забрать?
Не будет ли каких вопросов на таможнях (РБ/РЛ)? Типа, выезжал/въезжал на авто, а выезжаю/въезжаю без авто. И, соответственно, через 2 неделю наоборот.
Жалательно, не версии, а практический опыт!
Без проблем. оставляй хоть на год
Особенности работы СТО в Литве: никаких очередей, запчасти на месте и максимально быстрый ремонт
В Литве два национальных вида спорта — баскетбол и автосервис. В этой маленькой стране на зависть белорусам сфера обслуживания машин преуспела и является во многом показательной. Почему же у нас до сих пор не так? В поисках ответа на этот вопрос корреспонденты Onliner.by отправились на главную автомобильную улицу Вильнюса. С руководителями сервиса, в котором каждый месяц обслуживают 400—500 машин, говорим о правиле трех L, отмытых механиках и зубных пломбах.
О первой береговой линии
— Занимаемся автосервисом с 1988 года, когда в Литве еще был другой автопарк и другие законы, — начал с предыстории Кестутис Тубутис, генеральный директор AD Baltic, в который входит автосервис Kemi. — Тогда было советское время, по литовским улицам ездили автомобили из России. А потом все как-то быстро ускорилось: в 1994-м активно стали пригонять машины из Германии, а Lada, цены на которые были явно завышены, резко уехали. Думаю, это была уникальная ситуация. Как бы то ни было, на улицах появились Opel и Volkswagen, которые как-то надо было обслуживать. Ты мог быть отличным мастером, купить прекрасное оборудование, но поставить его было некуда! Поэтому первым делом мы начали возводить здание, которое было построено в 1996-м.
Слева направо: Жигимантас Тубутис, Кестутис Тубутис и Мариус Каранаускас
Даже сейчас, спустя 18 лет, строение выглядит современным. На площади в 750 «квадратов» разместились ресепшен, кафе для гостей, офисная часть, комната переговоров и, разумеется, сервисная зона.
— Как говорят, главное правило бизнеса — это правило трех L: Location («месторасположение» с английского), Location и Location. Это как в известной шутке с большой долей правды: хочешь узнать, где центр города, найди магазин Louis Vuitton! — улыбается менеджер. — Черта Вильнюса тогда находилась в двух-трех километрах от нашего автосервиса. У меня был один из первых телефонов стандарта GSM в Литве, но здесь он еще не работал. А сейчас Ukmerges gatve — главная автомобильная улица в городе! У нас первая линия, как у пятизвездочного отеля. И это действительно решающий фактор.
— Но в Минске, например, не так много места для автосервисов, они вынуждены ютиться по окраинам, — возразили мы.
— Глупости! У вас много земли. Я не раз бывал в Беларуси — все видел, все знаю. В 1995-м, когда мы приходили в Клайпеду, нам тоже сказали: негде строить ваш автосервис. А потом директор местного завода сломал забор и у него нашлась неиспользуемая территория… Мы говорим, что в Клайпеде можно построить второй город! Так вот если в Минске какие-то предприятия простаивают, то почему бы не выделить эту землю для автобизнеса?
Наши собеседники сделали оговорку: примерно так же, как у нас сейчас с автосервисом, дела обстояли в Литве 15 лет назад: «До 1993 года в северном городке Вильнюса находилась воинская часть. Там были боксы для танков, которые стали использовать под СТО. Разница только в том, что северного городка уже нет, а в Беларуси до сих пор дядя Петя из гаража составляет серьезную конкуренцию официальным сервисам».
О подъемниках и ноутбуках
— В любом беспорядке формируется порядок. У нас произошло примерно так же: мы решили, что кузовными работами заниматься не будем (там совершенно другой принцип), будем только обслуживать автомобили. В первую очередь понадобились подъемники. Для хорошего сервиса их нужно минимум восемь. У нас 15 лифтов. Но покупать много тоже неправильно. Зачем инвестировать в подъемник, если он будет простаивать? Самым дорогим оборудованием стал стенд для развала-схождения. На хорошем сервисе также обязательно должен быть шиномонтаж. Без него сервис не сервис. Компьютерного оборудования 15 лет назад еще не было, сейчас есть у всех. На современных автомобилях невозможно поменять тормозные колодки, не подключив машину к ноутбуку.
Есть еще одно правило. Ремонт некоторых сложных узлов мы передаем нишевым компаниям, которых у нас много. Разумеется, мы не отправляем клиента по другому адресу. Предупреждаем владельца автомобиля о неисправности и посылаем узел на ремонт. Одни сервисы занимаются исключительно гидравликой, другие — только коробками переключения передач, третьи — ничем другим, кроме работ по металлу, и так далее. У нас есть договоренности, и ремонт происходит довольно быстро. Клиент в этом никак не участвует, его не отправляют искать запчасти или какого-то специалиста по двигателям. Это нормальная практика.
О персонале
— Отбирали ли мы автослесарей? — переспрашивает директор Kemi Жигимантас Тубутис. — Мы их учили! В 1990-е шли в транспортные компании, находили сотрудников, отмывали, одевали и учили!
Во многих литовских автосервисах используют специальную программу AutoData. Она позволяет узнать, насколько продуктивен механик, умеет ли укладываться в сроки. Это влияет на рентабельность всего предприятия, так что контроль очень серьезный.
Нам продемонстрировали, как это работает. У каждого сотрудника есть карточка. Взявшись за ремонт, он делает отметку — каким автомобилем занимается, что за поломка. А часики тем временем тикают.
Работают механики в две смены. У каждого — личный инструмент. Таким образом обеспечивается его сохранность — проверять наличие гаечных ключей не надо!
— Постепенно менялся сервис, автослесари и отношение в нашей сфере. Если раньше от механика можно было услышать мнение, мол, ну и хлам приехал, чего его ремонтировать, то теперь никто такого не скажет. Это клиент, он привез деньги, и он главный! — резюмируют в Kemi.
О доверии и запчастях
— Раньше, пригоняя машину в сервис, снимали даже магнитолу, — вспоминает Кестутис Тубутис. — Сейчас все базируется на полном доверии. Люди приезжают на автомобиле, бросают нам ключи и даже не перечисляют, что надо сделать. Это стало нормой. У вас по-другому, я знаю. Как-то звонит друг из Сейма: надо обслужить машину знакомому из Беларуси. Хорошо, говорим, пусть приезжает. Хозяин автомобиля перезванивает и спрашивает, мол, какие запчасти везти. Мы засмеялись: зачем? К сведению — хороший сервис сам продает запчасти. Эта статья приносит нам примерно половину дохода. Работаем с крупными оптовыми поставщиками. Каждое утро почта привозит ящик, выгружает.
Разумеется, если нашли неисправность, то согласуем вопрос с владельцем машины. Но какое масло льем, никто не спрашивает. Оно стоит в бочках, расположенных в подвале. Все знают, что масло качественное и не подведет, потому что работают с нами. Никто не говорит: ставьте только оригинальные запчасти! Нам нет смысла делать плохо, тем более что сервис несет ответственность за гарантию. Важен другой мотив — удержать старого клиента вдвое дешевле, чем найти нового. Это отношения, сформированные годами.
— А в Литве вообще продают запчасти в розницу?
— Это просто не имеет смысла. Знаем, почему вы спрашиваете. Мы были у вас в Малиновке. Я такого в мире нигде не видел. Ну это все равно что идти к зубному со своей пломбой. А то, что он выковырял, положить в карман с надеждой продать кому-нибудь. Еще одна бессмысленная экономия — частичная замена запчастей, например одного амортизатора или тормозного диска. В деталях должна быть симфония! Иначе как, например, обеспечить равномерное торможение?
О сроках
В автоцентре есть кафе. Некоторые владельцы едва успевают выпить чашку кофе с круассаном, как их автомобиль уже готов. Конечно, если речь идет о замене только масла и фильтра. Но сколько может занять времени устранение неисправности?
— Обычно клиент утром пригоняет машину, а вечером хочет ее забрать. Мы это знаем и стараемся выполнить все работы к окончанию рабочего дня. Разумеется, сложный ремонт занимает больше времени. Например, поломка АКПП. Да, мы отправляем коробку в специализированный сервис, к нашим партнерам. Но в любом случае назавтра владелец свой исправный автомобиль получит.
О гарантиях
О подпольном автосервисе и конкуренции
— В Литве тоже много «серого», — признает генеральный директор AD Baltic. — У нас есть такая шутка: если ты ничего не умеешь, то идешь или в механики, или в строители. Налоги от зарплаты в нашей стране составляют 42%, в Латвии — 47%, в Эстонии — 40%. Не платишь налоги — и твоя доходность высокая. Вот и весь секрет успеха. Однако если ты владеешь большим сервисом, ты сразу становишься виден всем: налоговой инспекции, соцслужбам, экологам. В Клайпеде мы не успели открыть сервис, как уже собрались все проверяющие. Это безусловный минус. Но именно тот, кто построит большой сервис, заберет твоих клиентов.
— В Беларуси низкая конкуренция — малое число сервисов на количество автовладельцев, — подключается к разговору коммерческий директор AD Baltic Мариус Каранаускас, который хорошо знает наш рынок. — Об этом говорит даже тот факт, что к дяде Васе, работающему в гаражах, есть запись. Такой пережиток советских времен: человека вынуждают стоять в очереди. Это неправильно! Значит, сервис не мотивирован, чтобы развиваться. У вас большие СТО выживают, средних убивают, а мелких не мотивируют. Это может исправить либерализация налогового законодательства и выделение земли под нужды автобизнеса. После введения данных мер за три-четыре года станет как в Литве.
При этом специалисты отметили сложности в работе на белорусском рынке запчастей: «Мы как компания, входящая в группу ADI (Autodistribution International) и занимающаяся оптовыми поставками запчастей по всем странам Балтии и в Беларусь, хорошо знаем ситуацию. Для сравнения: мы поставляем деталь в Таллин, который находится за 600 км, за ночь. А в Минск, до которого 170 км, запчасти едут пять дней! В Беларуси вступил в силу новый техрегламент, и станет еще труднее. Сложные узлы и агрегаты должны проходить сертификационные испытания. Представьте, на определенную модель BMW нужно поставить тормозные колодки. Несмотря на то что их произвел завод — изготовитель автомобиля, все равно нужно отправлять деталь на испытания! Это стоит недешево, занимает пять дней, а в конечном счете расплачивается потребитель, потому что эти навязанные услуги сказываются на стоимости запчастей и времени ожидания. Хотя в Литве априори признается европейский сертификат. Как там говорят: что общего между ценой и себестоимостью? Правильный ответ: ничего!»
В конце беседы мы предложили Кестутису: вы знаете, как нужно делать автосервис, у вас есть богатый опыт, каналы поставки запчастей, так откройте сеть в Беларуси. Однако вот что дословно ответил литовец: «Автосервис можно построить за полгода, ну если очень надо — за три месяца. Но если я один буду платить налоги, то это будет выглядеть по меньшей мере странно. Для всех должны быть равные условия. Напомню, что в Евросоюзе любые условия по ограничению конкуренции наказуемы. А в Беларуси?»
Ремонт авто в Литве
18 лет на сайте
пользователь #14793
Хочу загнать свою машину на ремонт в Литву.
Машина оформлена на меня на белорусских номерах.
Можно ли загнать туда машину, оставить её там, например, на пару недель, вернуться обратно в РБ, потом, через пару недель, съездить её забрать?
Не будет ли каких вопросов на таможнях (РБ/РЛ)? Типа, выезжал/въезжал на авто, а выезжаю/въезжаю без авто. И, соответственно, через 2 неделю наоборот.
13 лет на сайте
пользователь #130907
А че в Литву, а не в Америку?
18 лет на сайте
пользователь #14793
P.S. Потому что Литва ближе, чем Америка.
20 лет на сайте
пользователь #723
Не будет ли каких вопросов на таможнях (РБ/РЛ)? Типа, выезжал/въезжал на авто, а выезжаю/въезжаю без авто. И, соответственно, через 2 неделю наоборот.
20 лет на сайте
пользователь #1268
Хочу загнать свою машину на ремонт в Литву.
Машина оформлена на меня на белорусских номерах.
Можно ли загнать туда машину, оставить её там, например, на пару недель, вернуться обратно в РБ, потом, через пару недель, съездить её забрать?
Не будет ли каких вопросов на таможнях (РБ/РЛ)? Типа, выезжал/въезжал на авто, а выезжаю/въезжаю без авто. И, соответственно, через 2 неделю наоборот.
Жалательно, не версии, а практический опыт!
Без проблем. оставляй хоть на год
Автосервис в Вильнюсе: от танкового бокса до первой береговой линии
В Литве два национальных вида спорта — баскетбол и автосервис. В этой маленькой стране на зависть белорусам сфера обслуживания машин преуспела и является во многом показательной. Почему же у нас до сих пор не так? В поисках ответа на этот вопрос корреспонденты Onliner.by отправились на главную автомобильную улицу Вильнюса. С руководителями сервиса, в котором каждый месяц обслуживают 400—500 машин, говорим о правиле трех L, отмытых механиках и зубных пломбах.
О первой береговой линии
— Занимаемся автосервисом с 1988 года, когда в Литве еще был другой автопарк и другие законы, — начал с предыстории Кестутис Тубутис, генеральный директор AD Baltic, в который входит автосервис Kemi. — Тогда было советское время, по литовским улицам ездили автомобили из России. А потом все как-то быстро ускорилось: в 1994-м активно стали пригонять машины из Германии, а Lada, цены на которые были явно завышены, резко уехали. Думаю, это была уникальная ситуация. Как бы то ни было, на улицах появились Opel и Volkswagen, которые как-то надо было обслуживать. Ты мог быть отличным мастером, купить прекрасное оборудование, но поставить его было некуда! Поэтому первым делом мы начали возводить здание, которое было построено в 1996-м.
Даже сейчас, спустя 18 лет, строение выглядит современным. На площади в 750 «квадратов» разместились ресепшен, кафе для гостей, офисная часть, комната переговоров и, разумеется, сервисная зона.
— Как говорят, главное правило бизнеса — это правило трех L: Location («месторасположение» с английского), Location и Location. Это как в известной шутке с большой долей правды: хочешь узнать, где центр города, найди магазин Louis Vuitton! — улыбается менеджер. — Черта Вильнюса тогда находилась в двух-трех километрах от нашего автосервиса. У меня был один из первых телефонов стандарта GSM в Литве, но здесь он еще не работал. А сейчас Ukmerges gatve — главная автомобильная улица в городе! У нас первая линия, как у пятизвездочного отеля. И это действительно решающий фактор.
— Но в Минске, например, не так много места для автосервисов, они вынуждены ютиться по окраинам, — возразили мы.
— Глупости! У вас много земли. Я не раз бывал в Беларуси — все видел, все знаю. В 1995-м, когда мы приходили в Клайпеду, нам тоже сказали: негде строить ваш автосервис. А потом директор местного завода сломал забор и у него нашлась неиспользуемая территория… Мы говорим, что в Клайпеде можно построить второй город! Так вот если в Минске какие-то предприятия простаивают, то почему бы не выделить эту землю для автобизнеса?
Наши собеседники сделали оговорку: примерно так же, как у нас сейчас с автосервисом, дела обстояли в Литве 15 лет назад: «До 1993 года в северном городке Вильнюса находилась воинская часть. Там были боксы для танков, которые стали использовать под СТО. Разница только в том, что северного городка уже нет, а в Беларуси до сих пор дядя Петя из гаража составляет серьезную конкуренцию официальным сервисам».
О подъемниках и ноутбуках
— В любом беспорядке формируется порядок. У нас произошло примерно так же: мы решили, что кузовными работами заниматься не будем (там совершенно другой принцип), будем только обслуживать автомобили. В первую очередь понадобились подъемники. Для хорошего сервиса их нужно минимум восемь. У нас 15 лифтов. Но покупать много тоже неправильно. Зачем инвестировать в подъемник, если он будет простаивать? Самым дорогим оборудованием стал стенд для развала-схождения. На хорошем сервисе также обязательно должен быть шиномонтаж. Без него сервис не сервис. Компьютерного оборудования 15 лет назад еще не было, сейчас есть у всех. На современных автомобилях невозможно поменять тормозные колодки, не подключив машину к ноутбуку.
Есть еще одно правило. Ремонт некоторых сложных узлов мы передаем нишевым компаниям, которых у нас много. Разумеется, мы не отправляем клиента по другому адресу. Предупреждаем владельца автомобиля о неисправности и посылаем узел на ремонт. Одни сервисы занимаются исключительно гидравликой, другие — только коробками переключения передач, третьи — ничем другим, кроме работ по металлу, и так далее. У нас есть договоренности, и ремонт происходит довольно быстро. Клиент в этом никак не участвует, его не отправляют искать запчасти или какого-то специалиста по двигателям. Это нормальная практика.
О персонале
— Отбирали ли мы автослесарей? — переспрашивает директор Kemi Жигимантас Тубутис. — Мы их учили! В 1990-е шли в транспортные компании, находили сотрудников, отмывали, одевали и учили!
Во многих литовских автосервисах используют специальную программу AutoData. Она позволяет узнать, насколько продуктивен механик, умеет ли укладываться в сроки. Это влияет на рентабельность всего предприятия, так что контроль очень серьезный.
Нам продемонстрировали, как это работает. У каждого сотрудника есть карточка. Взявшись за ремонт, он делает отметку — каким автомобилем занимается, что за поломка. А часики тем временем тикают.
Работают механики в две смены. У каждого — личный инструмент. Таким образом обеспечивается его сохранность — проверять наличие гаечных ключей не надо!
— Постепенно менялся сервис, автослесари и отношение в нашей сфере. Если раньше от механика можно было услышать мнение, мол, ну и хлам приехал, чего его ремонтировать, то теперь никто такого не скажет. Это клиент, он привез деньги, и он главный! — резюмируют в Kemi.
О доверии и запчастях
— Раньше, пригоняя машину в сервис, снимали даже магнитолу, — вспоминает Кестутис Тубутис. — Сейчас все базируется на полном доверии. Люди приезжают на автомобиле, бросают нам ключи и даже не перечисляют, что надо сделать. Это стало нормой. У вас по-другому, я знаю. Как-то звонит друг из Сейма: надо обслужить машину знакомому из Беларуси. Хорошо, говорим, пусть приезжает. Хозяин автомобиля перезванивает и спрашивает, мол, какие запчасти везти. Мы засмеялись: зачем? К сведению — хороший сервис сам продает запчасти. Эта статья приносит нам примерно половину дохода. Работаем с крупными оптовыми поставщиками. Каждое утро почта привозит ящик, выгружает.
Разумеется, если нашли неисправность, то согласуем вопрос с владельцем машины. Но какое масло льем, никто не спрашивает. Оно стоит в бочках, расположенных в подвале. Все знают, что масло качественное и не подведет, потому что работают с нами. Никто не говорит: ставьте только оригинальные запчасти! Нам нет смысла делать плохо, тем более что сервис несет ответственность за гарантию. Важен другой мотив — удержать старого клиента вдвое дешевле, чем найти нового. Это отношения, сформированные годами.
— А в Литве вообще продают запчасти в розницу?
— Это просто не имеет смысла. Знаем, почему вы спрашиваете. Мы были у вас в Малиновке. Я такого в мире нигде не видел. Ну это все равно что идти к зубному со своей пломбой. А то, что он выковырял, положить в карман с надеждой продать кому-нибудь. Еще одна бессмысленная экономия — частичная замена запчастей, например одного амортизатора или тормозного диска. В деталях должна быть симфония! Иначе как, например, обеспечить равномерное торможение?
О сроках
В автоцентре есть кафе. Некоторые владельцы едва успевают выпить чашку кофе с круассаном, как их автомобиль уже готов. Конечно, если речь идет о замене только масла и фильтра. Но сколько может занять времени устранение неисправности?
— Обычно клиент утром пригоняет машину, а вечером хочет ее забрать. Мы это знаем и стараемся выполнить все работы к окончанию рабочего дня. Разумеется, сложный ремонт занимает больше времени. Например, поломка АКПП. Да, мы отправляем коробку в специализированный сервис, к нашим партнерам. Но в любом случае назавтра владелец свой исправный автомобиль получит.
О гарантиях
О подпольном автосервисе и конкуренции
— В Литве тоже много «серого», — признает генеральный директор AD Baltic. — У нас есть такая шутка: если ты ничего не умеешь, то идешь или в механики, или в строители. Налоги от зарплаты в нашей стране составляют 42%, в Латвии — 47%, в Эстонии — 40%. Не платишь налоги — и твоя доходность высокая. Вот и весь секрет успеха. Однако если ты владеешь большим сервисом, ты сразу становишься виден всем: налоговой инспекции, соцслужбам, экологам. В Клайпеде мы не успели открыть сервис, как уже собрались все проверяющие. Это безусловный минус. Но именно тот, кто построит большой сервис, заберет твоих клиентов.
— В Беларуси низкая конкуренция — малое число сервисов на количество автовладельцев, — подключается к разговору коммерческий директор AD Baltic Мариус Каранаускас, который хорошо знает наш рынок. — Об этом говорит даже тот факт, что к дяде Васе, работающему в гаражах, есть запись. Такой пережиток советских времен: человека вынуждают стоять в очереди. Это неправильно! Значит, сервис не мотивирован, чтобы развиваться. У вас большие СТО выживают, средних убивают, а мелких не мотивируют. Это может исправить либерализация налогового законодательства и выделение земли под нужды автобизнеса. После введения данных мер за три-четыре года станет как в Литве.
При этом специалисты отметили сложности в работе на белорусском рынке запчастей: «Мы как компания, входящая в группу ADI (Autodistribution International) и занимающаяся оптовыми поставками запчастей по всем странам Балтии и в Беларусь, хорошо знаем ситуацию. Для сравнения: мы поставляем деталь в Таллин, который находится за 600 км, за ночь. А в Минск, до которого 170 км, запчасти едут пять дней! В Беларуси вступил в силу новый техрегламент, и станет еще труднее. Сложные узлы и агрегаты должны проходить сертификационные испытания. Представьте, на определенную модель BMW нужно поставить тормозные колодки. Несмотря на то что их произвел завод — изготовитель автомобиля, все равно нужно отправлять деталь на испытания! Это стоит недешево, занимает пять дней, а в конечном счете расплачивается потребитель, потому что эти навязанные услуги сказываются на стоимости запчастей и времени ожидания. Хотя в Литве априори признается европейский сертификат. Как там говорят: что общего между ценой и себестоимостью? Правильный ответ: ничего!»
В конце беседы мы предложили Кестутису: вы знаете, как нужно делать автосервис, у вас есть богатый опыт, каналы поставки запчастей, так откройте сеть в Беларуси. Однако вот что дословно ответил литовец: «Автосервис можно построить за полгода, ну если очень надо — за три месяца. Но если я один буду платить налоги, то это будет выглядеть по меньшей мере странно. Для всех должны быть равные условия. Напомню, что в Евросоюзе любые условия по ограничению конкуренции наказуемы. А в Беларуси?»