Ремонт мотоциклов иж планета спорт
РЕМОНТ «ИЖ ПЛАНЕТА СПОРТ»
(ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ЗАПЧАСТИ ОТ ДРУГИХ МОТОЦИКЛОВ)
Эти оранжевые мотоциклы, появившиеся в нашей стране в начале 70-х годов, поражали воображение советского обывателя буквально всем: яркой окраской, единственным глушителем от 340-кубового цилиндра, открытой цепью заднего колеса. но больше всего — фантастической дли отечественного мотоцикла мощностью двигателя (32 лошадиные силы); на грани фантастики воспринималась и система раздельной смазки.
Прошли годы. Рожденная волюнтаризмом машина как-то незаметно исчезла из производственной программы ИЖмаша. Сегодня уже редко можно встретить на дороге «Планету-Спорт». Сидя на этом мотоцикле, легко отрываешься от транспортного потока на светофоре и все чаще ловишь удивленные взгляды Других участников движения. И уже не понять: то ли никогда не видели, то ли удивляются. что еще жив.
Ремонт мотоциклов «ИЖ-Планета-Спорт» сейчас представляет серьезную проблему. Ведь ресурс их моторов составлял 30 тыс. километров, и ныне большинство машин эту отметку перевалило. Вдобавок ко всему практически полностью отсутствует информация о взаимозаменяемости отдельных узлов и элементов мотоциклов, что в условиях дефицита запасных частей превращает изумительнейшую машину в бесполезный хлам.
В этой статье вы не найдете досконального описания ремонта того или иного элемента мотоцикла. Речь пойдет о деталях, взаимозаменяемых с другими ижевскими мотоциклами, а также о других возможных заменах. Уже на стадии технического обслуживания мотоцикла перед владельцем «ПС» встают два вопроса: где взять воздушный фильтр и как продлить жизнь цепи. С воздушным фильтром выходов два.
Можно поставить аналогичный по размерам фильтрующий элемент от масляного фильтра автомобильного или тракторного двигателя. Второй способ решить проблему — изготовить фильтрующий элемент самостоятельно. Для этого обычно используют длинные бумажные масляные фильтры с наружным диаметром, равным наружному диаметру «родного» фильтра. Для приклеивания нового «донышка» хорошо подходит эпоксидная смола. Практика показывает вполне приличную работоспособность таких фильтров.
В качестве фильтрующего материала может применяться и поролон. Здесь важно следить, чтобы поролон был «бензомаслостоек». Фильтрующий элемент в этом случае будет многоразовым. Что же касается цепи, то в ней используется твердая смазка — графит. Поэтому после завершения сезона цепь необходимо проварить. У графитной смазки должна быть, возможно, менее стабильная основа — жировая, а еще лучше синтетический солидол.
Перед началом следующего сезона с цепи необходимо тщательно удалить все остатки смазки, чтобы на нее не налипал песок. Такой подход позволит продлить жизнь не только цепи и ведущей «звездочки», но и, что важнее, ведомой звездочки (а ее заменить нечем). Теперь обратимся к силовому агрегату, обычно именуемому просто двигателем. В нем все подшипники унифицированы, за исключением подшипника верхней головки шатуна — он оригинален.
Иными словами, любой вышедший из строя подшипник «Планеты-Спорт» может быть заменен аналогичным от «Планеты». Кроме того, подшипники коренных шеек коленчатого вала — 2505К в случае острой необходимости могут быть заменены 205-ми, но при этом следует помнить, что эта замена ухудшит условия работы коленвала, подшипник 205 имеет меньшую грузоподъемность и долговечность, подшипник 205 на 3 мм уже 2505-го. У коленчатого вала самым слабым местом оказывается подшипник нижней головки шатуна.
Он, так же как и остальные подшипники, одинаков для всего «планетного» ряда. А потому народные умельцы покупают «планетов-ский» коленвал и переставляют палец кривошипа. Работа тонкая, квалифицированная, да еще требующая прекрасного станочного парка. Впрочем, отсутствие на рынке ремонтных валов обусловлено отнюдь не сложностью ремонта. В Москве есть предприятия, способные выполнять эти работы, да вдобавок не прибегать к столь варварскому способу «добычи» запасных частей. Вот только ремонтный коленвал значительно дороже нового «планетовского», и где набрать такую партию коленвалов для ремонта, чтобы стоимость ремонтного коленвала укладывалась хотя бы рублей в 200?
Возможно, этот вопрос удастся решить благодаря журналу? Немного хуже обстоят дела с цилиндро-поршневой группой: легче всего с поршневыми кольцами. Они появлялись в продаже еще совсем недавно. С другой стороны, автомобили «Запорожец», «Жигули», «Москвич-1360» имеют цилиндры диаметром 76 мм, а потому можно прошлифовать автомобильные кольца до толщины 2 мм, а затем — доработать по месту напильником.
С цилиндрами тоже вроде бы терпимо: для них заводом предусмотрено 2 ремонтных размера; расточку цилиндров можно сделать едва ли не на любой автобазе. Вот только растачивают цилиндры по ремонтному поршню. А его достать — дело гиблое. И не только для простых мотоциклистов, но и для мотокрос-сменов, до последнего времени получавших ижевские кроссовые мотоциклы с двигателями «Планеты-Спорт».
Впрочем с поршнями ситуация аналогична ситуации с коленчатыми валами. Чтобы закончить разговор о двигателях, замечу, что некоторые умельцы растачивают цилиндры под поршень от кроссового «ЧеЗета» диаметром 82 мм. Работа сложная, тонкая. Толщина гильзы после расточки останется запредельно малая. Кроме того, заметно снизится высота продувочных окон, а другое расстояние от оси поршневого пальца до днища поршня потребует подрезки цилиндра.
Теперь несколько слов 0 трансмиссии. Моторная передача на «ПС» зубчатая, что исключает возможность использования элементов других ижевских мотоциклов (кроме кроссового «ИЖ К-15», оснащенного двигателем «ПС»). Корзина сцепления на «ПС» по той же причине невзаимозаменяемая с корзинами сцепления других ижевских мотоциклов. Зато наиболее часто выходящие из строя детали сцепления — ведомые и ведущие диски, пружины, фасонные гайки — полностью взаимозаменяемы. Нажимной диск может иметь два исполнения: с узлом регулировки или без него.
При переходе с одного на другой может потребоваться доработка привода выключения сцепления. В остальном же диски обоих исполнений вполне благополучно заменяют друг друга. При неправильном уходе и несвоевременной замене задней цепи на «ПС» очень быстро изнашивается ведущая «звездочка». На ИЖмаше выпускаются ведущие «звездочки» с числом зубьев 15, 16, 17, 18, 19. У них одинаковое шлицевое отверстие, поэтому любая из них может устанавливаться на любой современный «ИЖ». На «Планету-Спорт» 18- и 19-зубые «звездочки» установлены быть не могут из-за малой длины картера двигателя. Для этого мотоцикла предпочтительными являются 16- и 17-зубые «звездочки».
В первом случае МОТОЦИКЛ становится более динамичным, а во втором улучшается экономичность. В колесах «ИЖ-ПС» установлены те же подшипники, что и у всех «ИЖей» — 302-е. Сальник переднего колеса — также обычный колесный «ижевский». То же можно сказать и про подшипник «звездочки» заднего колеса. Несколько необычно на «Планете-Спорт» крепление задней вилки к раме.
Вместо привычных сайлент-блоков или втулок используются шарикоподшипники 201. Эта конструкция зарекомендовала себя в высшей степени надежной, поэтому, хотя на других «ижах» эти подшипники и не применяются, проблем здесь, как правило, не возникает. Что касается передней вилки, то все детали перьев (кроме несущих труб) взаимозаменяемы с деталями мотоцикла «Тула» ТМЗ-5.952.
(Автор: А. ВИНОГРАДОВ, инженер. источник журнал Мото)
Тюнинг и ремонт мотоцикла ИЖ Планета Спорт
Двигатель Иж Планета Спорт
Тот, кто поездил на дорожном «Псе» и прочувствовал его взрывной характер, со временем все равно захочет его форсировать. Мощи-то ему хватает, но от увеличения ресурса мотора еще никто не отказывался. По этому чтобы ремонт двигателя Иж Планета Спорт не стал постоянным явлением, необходимо все делать грамотно.
Погодите радоваться: чтобы выполнить задуманное, придется выточить из стали ЗОХМА или ЗОХГСА новые щеки (рис. 2) с внешним диаметром 133 мм. Уменьшите также балансировочную выборку под нижнюю головку шатуна до 54,5 мм. Компенсируйте дисбаланс отверстием диаметром 28 х 20 мм снизу щеки на расстоянии 38,5 мм от центра, «прикрыв» его крышкой из дюраля.
Чтобы мотор «укрутился», коленвал Иж Планета Спорт облегчают за счет выфрезеровок с лицевой стороны щек (поз. 20). Каждая из них «худеет» примерно на 300 г. Отверстия также закройте дюралевыми крышками, зачеканьте их и заполируйте «заподлицо» к поверхности щек. «Перелицованный» вал отбалансируйте: эта процедура хорошо известна опытным механикам из мастерских.
Почему подшипники коленвала быстро «кончаются»? Серийные внутренние «ролики» 2505К чаще всего бывают низкого качества: с увеличенными зазорами или с пластиковым сепаратором они тут же рассыпаются. (Вообще на отечественные мотоциклы и на Иж Планета Спорт 350 запчасти хорошего качества найти очень проблематично) Но не в том беда. Эти подшипники смазываются смесью (с каплями масла) из кривошипной камеры. Залетевшие туда частички нагара и смолистые отложения со временем забьют смазочные каналы, и тогда подшипники «разрушатся». Вот если бы они смазывались маслом из коробки передач, как левый внешний подшипник!
Рис. 1:Доработка шатуна.
Карбюратор Иж Планета Спорт
Зажигание ИЖ Планета Спорт
Мотоцикл ИЖ Планета Спорт 1981 — описываем во всех подробностях
Производитель | ИЖ |
---|---|
Тип | Бензиновый, двухтактный, с трёхканальной продувкой |
Объём | 350 см3 |
Максимальная мощность | 32, из 1 975 года 28 лс л. с., при 6 700 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 34,3 Н·м, при 5 800 об/мин |
Цилиндров | 1 |
Клапанов | нет |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 75 мм |
Степень сжатия | 10,5 |
Система питания | карбюратор |
Охлаждение | воздушное |
Материал ГБЦ | алюминий |
Тактность (число тактов) | 2 |
Рекомендованное топливо | АИ-93 |
|система смазки=[[Масла для двухтактных бензиновых двигателей|раздельная.Познее масло из топливом в пропорциях 30 к 1 |снаряженная масса= |максимальная нагрузка= |максимальная скорость=140
|расход топлива при скорости 60 км/ч=4,5 |расход топлива при скорости 90 км/ч=6,5 |расход топлива в режиме городского цикла= |длина=2 050 |ширина=730 |высота=1 100 |база мотоцикла=1 350 |дорожный просвет=147 >>
Иж Планета Спорт — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским мотозаводом с 1973 по 1984 год.
Особенности конструкции и производства
Отечественная промышленность не способна была обеспечить производителя комплектующими необходимого качества, а их поставки из-за рубежа шли с большим скрипом. Для нескольких партий машин ранних годов выпуска удалось пробить закупку компонентов иностранного производства. Счастливчики, приобретшие Иж Планета Спорт в 1974 – 1976 годах получали в своё распоряжение машины, укомплектованные:
Всё это позволило не только улучшить параметры машины, но и обеспечить высокую культуру веса. Как уже было отмечено, у ранних модификаций Иж Планета Спорт вес составлял всего 135 кг, а энерговооружённость – 237 л. с. на 1 тонну. Для сравнения, аналогичный показатель JAWA 350/634 достигал всего 141 л. с.
В итоге модель Ижевского завода разгонялась до сотни менее 11 секунд, а реальная максимальная скорость Иж Планета Спорт была значительно выше указанных в паспорте 140 км/час. Несмотря на впечатляющие динамические качества и имевшуюся в названии приставку «спорт», Иж Планета нового поколения была дорожным мотоциклом.
Его посадка, позволяла путешествовать на значительные расстояния, выдерживая тяготы российского бездорожья. Правда, имелся неприятный недостаток. Когда мотоциклист был слишком лёгок, при разгоне на высоких скоростях начинался флаттер передней вилки. При достаточной массе наездника или если за его спиной находился пассажир, такого эффекта не наблюдалось.
Технические характеристики
На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи:
Заправочные ёмкости и ГСМ
«ИЖ Планета Спорт» в народе
Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого «ИЖ ПС»), «спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Первые 500 шт имели сервисную книжку, где указывался идентификационный номер на заказ запчастей с завода.
По причине дефицита запчастей многие занимались моторным «тюнингом» — поршень М-412 (нужного диаметра, но с большим отверстием пальца) подгоняли под штатный шатун, либо под поршневую группу кроссового 514-го «Чезет». Немного увеличивалась мощность, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ Планета Спорт» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов).
История особенностей комплектации
Двигатель Иж Планета Спорт
Конструкция силового агрегата была весьма прогрессивна для своего времени и позволяла получить высокую мощность (32 л. с.) с рабочего объёма 340 куб. см. К главным его особенностям следует отнести:
Очевидно, что разработчики Иж Планета Спорт устройству двигателя и его ремонтопригодности уделили особое внимание, понимая, насколько технические характеристики силового агрегата важны для машины такого класса. Тем не менее, спустя тридцать с лишним лет после окончания производства, у владельцев мотоциклов данной модели возникают определённые проблемы.
Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт
Если сегодня легендарный мотоцикл попадёт к новому владельцу в неудовлетворительном состоянии, отремонтировать его будет непросто. Наибольшее количество вопросов вызывает на Иж Планета Спорт ремонт двигателя. Изначально ресурс силового агрегата был невелик и составлял порядка 30 тыс. км. пробега.
Правда, производитель предусмотрел возможность расточки цилиндра. Изначально мотор комплектовался поршнями с тремя вариантами маркировки и некоторым отличием в размерах.
Заводская маркировка | Диаметр цилиндра, в мм. | Диаметр поршня, в мм. |
А0 | 76,02 (+0,01) | 75,99 (+0,01) |
А1 | 76,01 (+0,01) | 75,98 (+0,01) |
А2 | 76,00 (+0,01) | 75,97 (+0,01) |
С учётом расточки цилиндров под ремонтный размер, производились ремонтные поршни:
Сегодня приобрести поршень ремонтных размеров крайне сложно. Дефицитом являются даже новые поршневые кольца. Возможным выходом из ситуации становится установка компрессионных колец мотора ВАЗ-2101. Приходится подгонять их под размеры поршня и выпиливать на стыке замка полукруглые выемки под фиксирующий штифт.
Тюнинг Иж Планета Спорт
Внесение изменений в конструкцию мотоцикла нецелесообразно по ряду причин:
Тем не менее, если есть желание, кое-что сделать можно. Многие спортсмены, участвующие в соревнованиях по кроссу или кольцевым гонкам, дорабатывали двигатель Иж Планета Спорт, внося в его конструкцию различные изменения. Часто задаваемый вопрос – на сколько кубов можно увеличить объём мотора.
Тюнинг(форсировка) двигателя
Выполняя форсировку двигателя, мастера спортивных команд подвергали переделке многое, начиная с шатунно-поршневой группы, и заканчивая системой выпуска. Максимум, что удавалось получить, запрессовав гильзу от CZ 500 и воспользовавшись идущим с ней в паре поршнем, это четыреста с небольшим кубических сантиметров рабочего объёма.
Но подобная форсировка двигателя Иж Планета Спорт требует серьёзных профессиональных навыков и сложного оборудования. Тонкие стенки штатной чугунной гильзы, запрессованной в алюминиевый цилиндр, не позволяют растачивать мотор до 500 кубов.
Система выпуска не справляется с отводом увеличившегося объёма выхлопных газов, а опорные подшипники – с возросшими нагрузками. Все разговоры о том, что существовала заводская версия Иж Планета Спорт 500 кубов – не более чем сказки. Но расточка цилиндра – не единственный способ увеличить мощность и добавить резвость мотоциклу.
Тюнинг своими руками
Установка нового карбюратора – проверенный способ улучшить характеристики Иж Спорт, не внося значительных изменений в конструкции. За прошедшие годы фирма Mikuni выпустила много новых, всё более совершенных моделей, с диаметром диффузора 32 мм.
Тюнинг двигателя можно произвести иными способами, не затрагивая его механические составляющие. Запуск и устойчивая работа моторов с одним цилиндром всегда представляли определённые проблемы, решить которые можно, установив электронное зажигание на Иж Планета Спорт. Такие комплекты выпускают сразу несколько производителей, а их установка не занимает много времени.
Используя БКСЗ с силовых агрегатов других модификаций, следует быть очень внимательным. Монтируя зажигание от мотоцикла Минск на Иж Планета Спорт, надо помнить, что коленчатые валы моторов этих машин вращаются в противоположные стороны. Провода, идущие от катушки на массу и коммутатор, придётся поменять местами. Такая переделка двигателя вполне оправдана.
Как настроить зажигание Иж Планета Спорт
Качественное искрообразование улучшает сгорание горючей смеси, повышая мощность и сокращая расход топлива. Именно поэтому регулировка зажигания должна выполняться с особой тщательностью. Если доработка двигателя Иж Планета Спорт не производилась, можно руководствоваться данными, указанными в инструкции по эксплуатации:
Установив на Иж Планета Спорт зажигание в соответствии с указанными параметрами, вы добьётесь устойчивой работы движка во всех основных режимах.
Прочие изменения в конструкцию следует вносить с предельной осторожностью. В рамках технологий, использованных при разработке и производстве Иж Спорт, технические характеристики машины почти достигли своего предела, а нарушить хрупкий баланс так просто.
Ремонт мотоциклов иж планета спорт
в одной плоскости должна проводится по рискам на маятниковой вилке и растяжках цепи;
— отрегулировать ножной тормоз;
— окончательно закрепить ось колеса, гайку 2, контргайки 1 (рис. 15) и гайку 5 (рис. 14) крепления реактивной тяги.
Троса управления
Уход за тросами управления обеспечивает нормальную работу механизмов и безопасность движения. Поэтому периодически через каждые 3000 км необходимо прочищать оголенные концы тросов и шарниры рычагов сцепления, а также тормозов и смазывать их консистентной смазкой. Через 15 ООО км произвести полную промывку и смазку тросов. Для этого снять троса, промыть их в чистом бензине и опустить на 10 мин. в прогретое масло МС-20, после чего оболочки тросов протереть насухо и установить троса на место.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
Топливный бак
После пробега 15 ООО км необходимо промыть топливный бак. Для этого:
— снять седло;
— отвинтить гайки с болтов крепления бака в задней части и, приподни мая движением назад (против хода мотоцикла), снять бак;
— налить в него чистый бензин, взболтать и слить;
— промыть бензином бензокраник и продуть его воздухом.
Карбюратор (рис. 17)
Разборку и чистку карбюратора производить через 9000 км пробега или по мере необходимости (при загрязнении и попадании воды). Состав горючей смеси может быть изменен за счет изменения положения конусной иглы относительно дросселя, для чего игла имеет несколько канавок, позволяющих производить регулировку качества смеси в пределах ¾ подъема дросселя. Опускание иглы обедняет смесь, подъем — обогащает. При дальнейшем подъеме необходимый состав смеси обеспечивается за счет различной степени разрежения в зоне над распылителем главного жиклера. Регулировка качества смеси на холостом ходу производится винтом качества 3, изменяющим поступление воздуха в систему холостого хода. Ввертывание винта обогащает смесь, вывертывание — обедняет. Регулировка оборотов холостого хода осуществляется
винтом 2. При ввертывании винта обороты двигателя уменьшаются, при вывертывании — увеличиваются. Слева на корпусе смесительной камеры расположен утопитель поплавка 1. Карбюратор К-62М имеет топливный корректор, рычаг привода которого расположен справа на руле. При повороте рычага более 50% от его общего хода топливный корректор работает как пусковое устройство. При ходе рычага до 50% обеспечивается обогащение смеси, необходимость в котором иногда возникает при эксплуатации двигателя на максимальных режимах,
Бензокраник (рис. 18)
Объединен с отстойниками и сетчатыми фильтрами. Рычажок краника имеет три положения:
1. Кран закрыт — рычажок повернут вниз.
2. Кран открыт—рычажок повернут влево.
3. Кран открыт на расход резерва — рычажок повернут вправо (метка Р).
В резерве 0,75 л бензина на 20 км пути. Останавливая мотоцикл даже на кратковременную стоянку, краник следует закрывать.
Для очистки отстойника закрыть бензокраник, отвернуть отстойник 1. извлечь из него сетку 2, решетку 3 и пружину 4. Промыть в бензине, собрать и установить на место.
Воздухоочиститель (рис. 19)
Бумажный элемент фильтра следует периодически, не более 3-х раз, продувать сжатым воздухом.
Для этого: снять седло; отвинтить гайку 1; снять крышку 2; вынуть бумажный элемент 3.
После 4000—6000 км пробега бумажный элемент заменить новым. В зависимости от запыленности дорог срок службы фильтрующего элемента может сократиться Признаками его засорения являются обогащение смеси и увеличение расхода топлива.
Генератор
Состоит из статора и ротора. Статор крепится к картеру тремя винтами На крышке статора установлены: клеммная панель, конденсатор, прерыватель и щеткодержатель. Ротор установлен на правой полуоси коленчатого вала. Уход за генератором сводится, в основном, к проверке состояния контактных колец, щеток контактов прерывателя и соединений проводов. При загрязнении колец коллектора их необходимо прочистить мелко зернистой стеклянной шкуркой.
Установка аккумуляторной батареи
Аккумуляторная батарея закрепляется посредством резинового ремня в правом инструментальном ящике мотоцикла. Клемма «минус» батареи соединяется с «массой». Обратное подключение батареи и замыкание на «массу» потенциальных цепей электрооборудования запрещается во избежание перегорания полупроводниковых узлов мотоцикла. Приведение в рабочее состояние и обслуживание батареи изложены в прилагаемой инструкции завода-изготовителя.
Выпрямитель
Предназначен для выпрямления переменного тока и одновременно выполняет функции реле обратного тока. Выпрямитель неразборный и особого ухода не требует, за исключением периодической чистки, выводных клемм,
Регулятор напряжения
Поддерживает напряжение генератора в заданных пределах и обеспечивает устойчивую и надежную работу всей системы электрооборудования Особого ухода не требует. Нарушать заводскую пломбу и производить регулировку в период гарантийного пробега запрещается.
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
На мотоцикле применена батарейная система зажигания.
Прерыватель (рис. 20)
Через 3000 км пробега необходимо смочить фетровый очиститель кулачка несколькими каплями масла. Прочистить контакты прерывателя салфеткой, смоченной в чистом бензине. В случае подгорания их следует зачистить мелким надфилем. Проверить зазор между контактами 2, который должен быть в пределах 0,4—0,6 мм. При необходимости зазор отрегулировать следующим образом:
— поворачивая эксцентрик за болт 6 крепления ротора генератора, установить момент максимального размыкания контактов 2;
— ослабить винт 1;
— поворотом винта 3 установить необходимый зазор;
— закрепить винт 1.
Для проверки и установки опережения зажигания необходимо:
— вместо свечи ввернуть втулку для установки зажигания и вставить в нее вороток из комплекта инструмента;
— вращая коленчатый вал по часовой стрелке, установить поршень в верхней мертвой точке (в. м. т.). Вращением втулки совместить одну из нижних рисок на воротке с ее торцем и медленно поворачивая на небольшой угол коленчатый вал двигателя по часовой стрелке за болт 6 опустить поршень на 3,5—3,8 мм, что будет соответствовать совмещению торца втулки со следующей риской на воротке;
— ослабить винты 5 и поворотом основания 4 установить начало размыкания контактов;
— закрепить винты 5.
Свеча зажигания
Через каждые 3000 км пробега следует проверить зазор между электродами свечи, который должен быть 0,6—0,7 мм. Проверить изолятор свечи. При наличии трещин свечу заменить. Для чистки внутренней части изолятора можно применить металлическую щетку. При установке свечи рекомендуется на несколько оборотов завинчивать ее от руки, затем специальным ключом, не прилагая чрезмерных усилий.
При замене ламп в фаре надо следить за тем, чтобы новые лампы были такой же мощности и таких же размеров.
Звуковой сигнал
Звуковой сигнал ухода не требует. При нарушении регулировки следует
обратиться в специализированную мастерскую.
Реле указателей поворота
Установлено в фаре, неразборное, ухода не требует.
Включатель стоп-сигнала
Расположен на левой стороне мотоцикла и действует от рычага ножного тормоза. Регулировку момента включения стоп-сигнала производить в случае изменения положения рычага ножного тормоза путем перемещения корпуса включателя при ослабленном креплении хомутика. Включение лампы стоп-сигнала должно производиться при перемещении конца рычага тормоза на 10—15 мм.
Переключатель света с кнопкой звукового сигнала и переключатель указателей поворота
Ухода не требуют. При отказе в работе одного из переключателей следует проверить крепление проводов. При выходе переключателей из строя их следует заменить новыми.
Плавкий предохранитель
Плавкий предохранитель 15 ампер расположен под крышкой правого ящика в предохранительном колпачке провода аккумулятора «плюс» и предназначен для предохранения электрической системы от перегрузки. При сгорании предохранителя необходимо определить неисправность, устранить ее и поставить новый предохранитель.
ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛА К ЭКСПЛУАТАЦИИ
Тщательная проверка мотоцикла перед выездом обеспечивает безопасную езду и предупреждает неполадки в пути. Вначале необходимо произвести расконсервацию и сделать наружный осмотр мотоцикла. Проверить надежность крепления всех резьбовых соединений, действие тормозов, стоп-сигнала и указателей поворота.
В аккумуляторную батарею залить электролит и произвести зарядку (согласно прилагаемой инструкции завода-изготовителя). Присоединить наконечники проводов к клеммам и во избежание окисления покрыть их техническим вазелином. Установить аккумуляторную батарею на место (клемма батареи «минус» соединяется с «массой»). Проверить давление в шинах, в случае необходимости подкачать.
Проверить наличие масла в масляном баке и маслопроводах и уровень масла в картере двигателя по контрольному щупу в левой крышке картера (рис. 6). Замер уровня масла производится при незавернутом щупе. Эксплуатация мотоцикла с уровнем масла ниже нижней отметки не допускается.
Подготовка к эксплуатации масляной системы и ее обслуживание подробно описаны в разделе «Система смазки».
Пуск двигателя
Пуск двигателя при отрицательных температурах необходимо производить в следующей последовательности: открыть бензокраник, нажать на кнопку утопителя поплавка карбюратора и держать ее в этом положении до заполнения поплавковой камеры смесью, поворотом рычага корректора на руле обогатить смесь и, повернув рукоятку газа на ¼ ее хода, нажать несколько раз на рычаг пускового механизма, включить зажигание, нажатие на рычаг пускового механизма необходимо производить с открытым декомпрессором цилиндра до получения вспышки в цилиндре. После этого необходимо закрыть декомпрессор и энергично нажать на рычаг пускового механизма и произвести запуск двигателя. После запуска и прогрева двигателя на малых оборотах рычаг корректора установить в исходное положение. При положительных температурах запуск двигателя может быть осуществлен только с использованием утопителя поплавка карбюратора указанным выше способом или при полном повороте рычага корректора.
Обкатка нового мотоцикла
Продолжительность обкатки установлена 2000 км. Безотказная и долговечная работа мотоцикла зависит от правильно проведенной обкатки. В этот период нужно своевременно и тщательно производить техническое обслуживание и строго придерживаться следующих правил:
1. Начинать движение только после прогрева двигателя.
2. При длительных поездках во избежание перегрева на отдельных участках кратковременно снижать обороты двигателя.
3. При движении на низких передачах не допускать высоких (максимальных) оборотов.
4. На IV передаче не превышать следующие скорости:
Допустимая максимальная скорость
Следует помнить, что получение заданных мощностных параметров возможно только при соблюдении вышеуказанных рекомендаций.
Порядок управления мотоциклом
После прогрева двигателя перед началом движения выжать сцепление, включить I передачу.
Медленным поворотом рукоятки газа увеличить обороты двигателя и плавно отпустить рычаг сцепления.
Достигнув скорости движения на I передаче 15—20 км/час, выжать сцепление, одновременно сбросив газ, и включить II передачу, затем отпустить рычаг сцепления и поворотом рукоятки газа увеличить обороты двигателя.
При достижении скорости 35—40 км/час включить III передачу и при 50—60 км/ час — IV передачу. Во избежание перегрева двигателя не следует ездить длительное время на I и II передачах. Переключать с высшей передачи на низшую надо своевременно, не допуская перегрузки двигателя. Для остановки мотоцикла рекомендуется пользоваться одновременно ножным и ручным тормозами. При этом необходимо снизить обороты, установить нейтральное положение в коробке передач, затем выключить зажигание и закрыть бензокраник.
При движении по скользкой дороге не следует часто переключать передачи, резко тормозить, резко увеличивать и уменьшать обороты двигателя.
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 6000 км
15. Промыть фильтр масляного бака (см. раздел «Система смазки»).
16. Заменить масло в картере (см. раздел «Уход за двигателем»).
17. Заменить бумажный элемент воздухоочистителя (см. раздел «Воздухоочиститель»).
18. Проверить и отрегулировать сцепление (см. раздел «Регулировка сцепления»).
19. Проверить крепление наконечников проводов к клеммам аккумуляторной батареи, зачистить и смазать их техническим вазелином.
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 9000 км
20. Проверить натяжение спиц колес, при необходимости подтянуть.
21. Разобрать и прочистить бензокраник, продуть воздухом сетки фильтров.
22. Удалить нагар из выхлопного окна цилиндра, с головки цилиндра и с днища поршня (см. раздел «Цилиндр, головка цилиндра и поршень»).
23. Смазать подшипники колес и шестерни редуктора спидометра (см. раздел «Колеса»),
24. Заменить гидравлическую смесь в амортизаторах телескопической вилки и амортизаторах подвески заднего колеса (см. разделы «Телескопическая вилка» и «Гидравлические амортизаторы подвески заднего колеса»).
25. Разобрать карбюратор, продуть жиклеры и каналы воздухом.
26. Произвести осмотр масляного насоса, промыть и прочистить его наружную поверхность.
27. Разобрать глушитель и прочистить акустический фильтр (см. раздел «Глушитель»),
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 15 000 км
28. Смазать подшипники рулевой колонки (см. раздел «Рулевая колонка»).
29. Смазать троса управления сцеплением, тормозами и карбюратором (см. раздел «Троса управления»).
30. Промыть масляный и топливный баки (см. разделы «Система смазки» и «Топливный бак»).
ГАРАНТИЯ ЗАВОДА И ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЙ РЕКЛАМАЦИЙ
Производственное объединение «Ижмаш» гарантирует исправность мотоцикла. в целом, а также нормальную работу отдельных агрегатов, механизмов и деталей в течение 12 месяцев со дня продажи мотоцикла при пробеге не более 10 000 км.
В течение гарантийного периода производится бесплатная замена деталей и узлов, преждевременно вышедших из строя, если мотоцикл эксплуатировался и хранился в соответствии с требованиями и указаниями настоящей инструкции.
При замене (по рекламации) какого-либо прибора, механизма или агрегата
мотоцикла срок гарантии на мотоцикл продляется на период нахождения в ремонте.
Для удовлетворения рекламации и выполнения гарантийного ремонта владелец может приехать на своем мотоцикле на любую из станций гарантийного ремонта, перечисленных на стр. 64. Потребители, эксплуатирующие мотоциклы в других городах, селах и прочих населенных пунктах Советского Союза, не имеющие возможности предъявить мотоцикл на одну из указанных ниже станций, направляют рекламацию, изложенную в письме-заявлении, гарантийный талон и забракованные детали по адресу: 426029, г. Ижевск, производственное объединение «Ижмаш», отдел технического контроля, телефон 95-21-13.
Письмо-заявление о выявленных неисправностях мотоцикла должно быть составлено в трехдневный срок с момента обнаружения неисправности и направлено на п/о «Ижмаш» или станцию гарантийного ремонта в течение
10 дней с момента составления. В письме-заявлении должны быть указаны:
1. Фамилия, имя, отчество владельца мотоцикла и его полный адрес;
2. Модель мотоцикла, номер рамы и двигателя;
3. Время получения (покупки) мотоцикла;
4. Пробег мотоцикла (в км);
5. Характер и признаки неисправности или поломки, обстоятельства, при которых они произошли (на какой дороге, при какой скорости и т. п.);
6. Полное наименование забракованных деталей. (При рекламации агрегата, на котором имеется порядковый номер, указать номер);
7. Наименование ближайшей железнодорожной станции или водной пристани.
После получения письма-заявления отдел технического контроля уведомляет потребителя о принятом решении.
Детали и узлы, высылаемые на объединение, должны быть чистыми и снабжены бирками с указанием номера рамы мотоцикла. Высылая детали и узлы владелец должен обеспечить их надежную упаковку, исключающую повреждение при транспортировке.
При несоблюдении указанных требований или порядка при пересылке писем-заявлений, составленных не по указанной выше форме, рекламации владельцев не рассматриваются, а не соответствующие требованиям письма-заявления возвращаются обратно.
Рекламации на мотоциклы не принимаются в следующих случаях:
1. Невыполнения владельцем требований инструкции по уходу и эксплуатации мотоцикла, в том числе указаний по применению эксплуатационных атериалов (бензин, cмазочные материалы и т. п.);
2. После истечения установленного гараитийного срока и пробега;
3. При отсутствии дефектных узлов и деталей;
4. Внесения самостоятельных изменений в конструкцию мотоцикла;
5. При разборке или ремонте дефектного узла без разрешения объединения или его представителей на местах;
6. При использовании мотоцикла в спортивных, а также учебных целях. В случае выхода из строя генератора или реле-регулятора для более объективной оценки дефекта последние высылаются вместе. Отгрузка деталей и агрегатов, вышедших из строя, производится железно-дорожным транспортом грузовой скоростью или почтовой посылкой. Объединение предупреждает, что оно не высылает бесплатно новые детали взамен присланных потребителем в случае, если детали после исследования в заводских лабораториях окажутся соответствующими технической документация, а поломка или износ произошли по вине потребителей. Для решения всех вопросов. связанных с предъявлением рекламации на комплектующие мотоцикл изделия, а также выполнения их гарантийного ремонта, рекламации следует направлять по нижеуказанным адресам;
1. На шины:
а) г. Ленинград, 20, проспект Газа, шинный завод,
б) г. Киров, областной, шинный завод,
в) г. Свердловск, областной, И-87, шинный завод.
Начальная буква названия шинного завода (ЛШЗ—Ленинградский шинный завод, СШЗ—Свердловский шинный завод, К—Кировский шинный завод) поставлена на боковине покрышки перед каждым ее номером.
Производственное объединение «Ижмаш» предупреждает потребителей, что оно не производит технического обслуживания мотоциклов, предусмотренного настоящей инструкцией, как во время обкатки, так и в процессе эксплуатации (нарушение регулировок тормозов, зажигания и т. д. не могут быть основанием для предъявления рекламаций), непосредственно не отпускает потребителям запасные части для мотоцикла и поэтому настоятельно просит потребителей не вести переписку с заводом по вопросу получения или высылки запасных частей. Письма такого рода не рассматриваются. Снабжение запасными частями производится только через магазины Спорт-торга и Пасылторга.
АДРЕСА СТАНЦИЙ
ГАРАНТИЙНОГО РЕМОНТА МОТОЦИКЛОВ
1. 480061, г. Алма-Ата, 9 км Каскеленского шоссе, тел. 62-20-36.
2. 141300, г. Загорск, Московская обл., Московское шоссе, 21, тел. 4-20-35.
3. 370122, г. Баку, ул. 15-я Нагорная, 31, тел. 96-18-65.
4. 426042, г. Ижевск, Автозавод, тел. 4-33-25.
5. 196126, г. Ленинград, ул. Марата, 77, тел. 11-87-45.
6. 252090, г. Киев, ул. Сивашская, 14 «А», тел. 51-46-85. 64
7. 220036, г. Минск, ул. Куприянова, 4, тел. 26-57-91.
8 г. Москва, Тушино, ул Циолковского, 10, тел. 491-63-83, 491-65-44.
9. 630112, г. Новосибирск, ул. Красина, 58 «А», тел. 77-20-27.
10. г. Иецава, Лат. ССР, ул. Кирова, 1.
11. 620130 г. Свердловск, ул. 8 Марта, 204.
12. 770078, г. Ташкент, ул. Карасарайская, 236 «А», тел. 48-53-28, 48-45-66.
13. 380036, г. Тбилиси, ул. Б. Хмельницкого, 171, тел. 71-81-76.
14. 680045, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 114 «А», тел. 36-07-46.
15. 312140, пос. Карачевка, Харьковской обл., ул. Жихарская, 88. тел. 20-04-243.
С устройством, принципом действия и ремонтом агрегатов и узлов мотоцикла можно ознакомиться в следующей литературе:
1. Забелин В. А., Исаев М. П. Ижевские дорожные мотоциклы. Удмуртское книжное издательство, 1964.
2. Галкин Ю. М. Электрооборудование автомобилей и тракторов. М„ Маш-гиз 1967.
3. Гинзбург М. Г. Устройство и обслуживание мотоциклов, М., Машгиз, 1966.
4. Абрамян В. А., Забелин В. А., Советы водителю мотоцикла «ИЖ»,
Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов. Ижевск, изд-во «Удмуртия», 1972.
5 ИЖ П-С, Заказ 3333-77