Решились на тюнинг авто
Общие понятия ТЮНИНГА.
Тюнинг автомобиля — процесс доработки обычного автомобиля, нацеленный на изменение заводских характеристик (увеличение мощности и эффективности двигателя, повышение эффективности тормозов, улучшение подвески, улучшение мультимедиа системы автомобиля, а также кардинальная переделка автомобиля, например в кабриолет или пикап). Тюнинг как стремление улучшить автомобиль объединяет большое количество энтузиастов по всему миру, для которых тюнинг — это хобби или профессиональная деятельность. Тюнинг автомобиля, который готовится принять участие в какой-нибудь гоночной серии, обычно принято называть Рингтулом (от англ. ring — кольцо, англ. tool — инструмент). Профессиональные рингтулы собираются тюнинг-ателье или специальными специализирующимися в области мотоспорта компаниями.
Стайлинг автомобиля (от англ. styling — стилизация) — изменение внешнего вида или салона автомобиля, для создания индивидуального стиля, выделяющего автомобиль в потоке и привлекающего внимание окружающих. Стайлинг подразумевает установку иных бамперов или спойлеров, окраску автомобиля в необычный цвет или несколько цветов, аэрография кузова, установку подсветки днища, различных других световых решений, перетяжку салона кожей или алькантарой, установку качественной аудиосистемы, установку авторесничек, авто-винил и другие приёмы, позволяющие придать автомобилю индивидуальный стиль и выделить его из тысяч подобных.
Тюнинг двигателя — доработка двигателя или его замена более мощным (Свап, Своп, от Англ. swap — менять), как правило, с целью увеличения его мощности и эффективности. Для тюнинга двигателя меняют детали заводского производства на улучшенные (поршни, шатуны, клапаны), дорабатывают и облегчают заводские детали двигателя для уменьшения потерь, устанавливают на двигатель систему турбонаддува или механический нагнетатель (компрессор), улучшают выхлопную систему, устанавливают воздушные фильтры пониженного сопротивления («нулевик»), применяют иные доработки с одной целью — получить максимальную мощность двигателя.
Для повышения эффективности и экономичности двигателя, как правило, позиционируют различные «экономайзеры». Такие устройства (озонаторы воздуха для ДВС, плазменно-форкамерные свечи зажигания, вихревые устройства приготовления топливно-воздушной смеси, устройства подачи воды в мотор) катализируют процесс воспламенения, увеличивают полноту сгорания топливной смеси. В качестве подобных устройств могут продвигаться бесполезные конструкции, например «активаторы топлива», в лучшем случае лишь безвредные[1]. Благодаря этому якобы должен сокращаться расход топлива и увеличивается мощность двигателя.
Основные мероприятия по тюнингу двигателя (то есть форсированию мотора) делятся на две части:
— повышение мощности за счёт увеличения оборотов двигателя;
— повышение мощности за счёт увеличения плеча крутящего момента;
Тюнинг трансмиссии — это один из важнейших видов тюнинга автомобиля, ведь трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущему мосту и поэтому она является механизмом реализации динамических качеств двигателя. Основная роль в трансмиссии — у коробки передач. Если её передаточные числа грамотно подобраны, то ваша машина может быть быстрой даже с относительно слабым двигателем. Они подбираются в зависимости от мощности мотора, размеров колес и крутящего момента автомобиля. Приступая к тюнингу трансмиссии, нужно знать определённые особенности этого вида тюнинга.
Основной параметр трансмиссии — проходной момент. Нужно следить, чтобы он по своей величине был равен крутящему моменту или был чуть больше его. В противном случае, если крутящий момент больше проходного более чем в полтора раза, то вы рискуете просто напросто «порвать» КПП. Основное, что можно модернизировать — это изменить передаточный коэффициент главной пары на более высокий — усиливается динамика. Однако при этом уменьшается максимальная скорость авто, что, однако, не столь важно для обычных городских машин. Также можно усовершенствовать шестерёнки передач, для того, чтобы разгон был более быстрым.
Для любителей экстремальной езды в самый раз будет замена стандартной КПП на «кулачковую» или дисковую, а стандартные дифференциалы — на дифференциалы повышенного трения. С их помощью крутящий момент будет наиболее эффективно распределяться по колесам и вы сможете войти и пройти поворот с большей скоростью. При тюнинге трансмиссии нельзя упускать такой важный её атрибут, как сцепление. Ибо сцепление — связующее звено в цепочке между движком и КПП.
Существуют несколько видов тюнинга сцепления:
— установка облегчённого маховика. Эта операция даёт потрясающий эффект при резком разгоне, однако обороты холостого хода бывают иногда неустойчивыми после этого.
— керамическое сцепление — сцепление с двигателем почти без пробуксовок.
Однако такие вещи опасно устанавливать на серийных автомобилях, не предназначенных для гонок.
Тюнинг подвески — установка более жёстких пружин, амортизаторов или стоек подвески в сборе, установка или замена стабилизаторов поперечной устойчивости, замена рычагов подвески с целью занижения клиренса автомобиля и улучшения устойчивости автомобиля на высоких скоростях и в поворотах. Реже устанавливают систему пневмоподвески, которая позволяет из салона изменять клиренс автомобиля.
Тюнинг тормозов — установка высокотемпературных тормозных колодок с повышенным коэффициентом трения, установка передних и задних суппортов с большим количеством поршней (суппорта бывают с 1, 2, 4, 6, 8 поршнями) и дисков большего диаметра и толщины с целью повышения эффективности тормозной системы автомобиля. Как правило, тюнинг тормозной системы предшествует тюнингу двигателя.
Тюнинг салона включает в себя перетяжку элементов салона автомобиля (сидений, торпедо, руля, потолка и т. д.) различными материалами (автомобильная кожа, алькантара, велюр и пр.), замена штатных элементов салона на более удобные (чаще всего это замена сидений и руля на спортивные), доработка салона путём изменения форм или подключения различных дополнительных функций, таких, как подогревы и вентиляция сидений, подсветка (светостайлинг), подогрев руля, массажные накидки на кресла и пр.
Материалы для тюнинга салона автомобиля выделены в отдельную группу и не подходят для других целей в силу своих свойств. Так, например, натуральная автомобильная кожа отличается от мебельной, галантерейной и любой другой своей толщиной (она составляет в среднем 1,2—1,7 мм), дополнительными степенями защиты, что продлевает срок службы салона автомобиля.
Все современные инжекторные и дизельные автомобили оснащены программами управления. Для улучшения работы данных программ существует чип-тюнинг. Благодаря оптимизации программ управления можно добиться снижения расхода топлива без потерь мощности, добавить мощность и внести множество других изменений в работу автомобиля. Применение чип-тюнинга для увеличения мощности несет в себе риски: потери гарантии, снижения ресурса двигателя, коробки передач и иных агрегатов, нарушения работы экологических подсистем двигателя. После изменений требуется более частое проведение регламентных мероприятий и замен технических жидкостей.
Тюнинг автомобиля своими руками
Каждый автовладелец стремиться к тому, чтобы его автомобиль был не просто привлекательным, а отличался от прочих машин. Подчеркнуть собственную индивидуальность в таком случае позволяет тюнинг, который может радикально преобразить образ авто, даже будучи выполнен в домашних условиях.
Пример тюнинга на Subaru Impreza
Сразу же отметим, что улучшению сегодня подвергается не только экстерьер и интерьер транспортного средства. Тюнинг автомобилей своими руками может касаться практически всех комплектующих и узлов.
Но, перед тем как решиться на подобные мероприятия, следует изучить матчасть, а также оценить собственные силы и финансовые средства, которые вы готовы потратить на усовершенствование своего «жеребца».
Плюсы и минусы
В зависимости от того, какая цель поставлена, тюнинг способен изменить внешность машины, улучшить качество езды, повысить комфорт и т. д. Однако прежде, чем самому приступить к тюнингу авто, необходимо уяснить, что модернизация не должна снижать характеристики ТС, ни ходовые, ни прочностные, ни эксплуатационные.
Авто до и после тюнинга, сравнение
Реальность такова, что каждое усовершенствование автомобиля сегодня можно назвать тюнингом, начиная от тонировки фар, и заканчивая перепрошивкой бортовых систем. Иногда подобные доработки необходимы, но чаще это лишь блажь хозяина машины, которая вполне может лишить автовладельца фирменной гарантии производителя транспортного средства.
Виды тюнинга
Модернизация машины – это довольно кропотливое и трудоемкое занятие, которое требует времени и финансовых вложений. Поэтому тюнинг авто своими руками в домашних условиях необходимо начинать с постановки конкретной задачи и создания четкого плана действий.
Подготовка автомобиля к тюнинга, проверка на СТО
Здесь следует напомнить, что различают следующие виды тюнинга.
Отечественный тюнинг
Обычно мероприятия, проводимые хозяевами транспортных средств, направлены на улучшение внешнего вида авто и обновление салона. В последнем случае не стоит затрагивать кузовные элементы, что позволит избежать множества проблем и неприятностей.
Чаще всего к тюнингу прибегают владельцы автомобилей бюджетной комплектации, к числу которых можно смело отнести большую часть отечественных машин.
ГАЗ 24 после тюнинга своими руками
Очень популярна в России модернизация старых моделей авто, в результате которой они получают полноценную вторую жизнь и полностью преображаются. Как сделать тюнинг авто своими руками каждый решает сам, но помните, что подобные доработки не должны нарушать предписания автопроизводителя.
Популярные решения
Далее рассмотрим несколько вариантов улучшения ТС, которые можно сделать самостоятельно без особых капиталовложений.
Тонировка стекол
Начинающим криэйторам очень нравится стартовать с остекления и оптики. Тонировку этих элементов можно считать наиболее доступным и простым (в плане исполнения) способом преображения автотранспорта.
Качественно выполненная тонировка гарантировано увеличит привлекательность авто. Также она позволит обеспечить защиту салона от выгорания и переизбытка солнечного света. Однако в этом деле необходимо чувство меры.
Пример полной тонировки стёкол авто, запрещенной законом
Отметим и тот факт, что тонированные стекла могут улучшить тепло и/или звукоизоляцию внутреннего пространства, что придется весьма кстати для почитателей кондиционера, ведь слой тонировочной пленки снизит теплоотдачу стекла, замедлив нагревание воздуха в салоне.
Огромным плюсом для каждого автомобиля является тонировка остекления заводского типа. Поэтому, если вам необходим идеальный результат, тонировку следует выполнять в специализированном техцентре, поскольку отсутствие опыта и/или профессионального инструмента может стать причиной весьма плачевных последствий. Доверьте это дело мастерам, и результат работы специалистов вас точно порадует.
Апгрейд руля
Обычное рулевое колесо с тонким корпусом трудно назвать удобным или привлекательным. Также очень немногим водителям понравится «баранка» с накладками и шишками, обтянутыми перфорированной экокожей.
Апгрейд руля на Lada Vesta собственными силами
Да и в целях безопасности руль должен оснащаться аэрбегом, которой защитит водителя в критической ситуации.
Радикально преобразить рулевое колесо согласно своим предпочтениям позволяет матричная технология. Если этот способ кажется для вас слишком сложным, тогда рассмотрите вариант полной замены данного конструктивного элемента. Это дороже, но результат гарантирован на 100 %.
Приборная панель
Отличным решением для обновления этого элемента салона является обустройство дополнительной светодиодной подсветки. Данная задача по силам каждому, у кого в гараже найдется:набор отверток;
После демонтажа пластиковой панели, необходимо отыскать осветительные элементы, установленные на заводе, и выкрутить их. Далее к патронам припаиваются провода светодиодной ленты, которая фиксируется в заданном положении.
Завершив монтаж всех элементов необходимо проверить их работоспособность, а получив положительный результат, установить на место приборную панель. Вся описанная процедура абсолютно не сложная, но требует соблюдения полярности контактов во время припаивания проводов.
Тюнинг капота
Модификация упомянутого кузовного элемента обеспечит автомобилю стильный и узнаваемый облик. Сегодня для улучшения внешнего вида капота можно воспользоваться несколькими оригинальными и эффективными методами, которые доступны, как в плане финансов, так и с точки зрения необходимых навыков.
Оклейка капота карбоновой пленкой, пример
К таковым относятся:
Улучшенные сидения
Полная смена автокресел на современные и удобные аналоги – радикальный, но эффективный метод преображения салона. Но он подразумевает ощутимые денежные затраты. К тому же, необходимо помнить, что покупать новые сидения нужно с полозьями, которые гарантируют возможность регулировки расстояния между креслом и торпедой.
Автомобильные чехлы, сшитые на заказ для Mitsubishi
Ощутимо меньше денег потребуется для приобретения качественных чехлов из экокожи, которые скроют изношенную обивку. В этом случае легко подобрать дизайн и цветовое оформление, однако приобретать стоит не универсальные, а модельные изделия, которые созданы по лекалам конкретных автокресел.
Прочие доработки салона самостоятельно выполнить вряд ли получится. В противном случае такие улучшения нужно производить под присмотром специалиста, способного дать дельный совет.
Тюнинг бампера
Самостоятельно изготовление этого кузовного элемента – трудоемкий и сложный процесс. Намного проще отреставрировать имеющийся бампер, что тоже требует аккуратности и продуманного плана действий.
Обвес своими руками на ВАЗ 2114
Основные положения этого плана должны включать:
Восстановление или же улучшение заводской детали не должно негативно отразиться на её свойствах и характеристиках.
Что такое тюнинг автомобиля
Сталкиваясь с понятием «тюнинг авто», что это такое не знают только начинающие автолюбители. На российских дорогах часто встречаются иномарки с аэродинамическими обвесами, прямоточными глушителями, мощными акустическими системами. На дорогие внедорожники устанавливаются силовые обвесы, нередко встречаются машины с аэрографией.
Тюнинг на Западе и в России
В Америке, откуда к нам и пришло это понятие, тюнинг начал развиваться в начале прошлого века. Выражаясь техническим языком, тюнинг авто — это доработка серийных автомобилей заводского производства.
Состоятельные автолюбители, которым хотелось выделиться на дороге, начали заказывать переделки в автомастерских. Маленькие сервисы со временем превратились в тюнинговые компании. Такие известные фирмы, как «AMG», «BRABUS», процветают до сих пор, работая по заказам частных лиц и таких автопроизводителей как «Мерседес».
Американский тюнинг авто — пример
Увлечение переделками автомобилей не ново и в России, хотя появилось позже, чем на Западе. Еще во времена СССР народные умельцы увеличивали «Запорожцы» до длины лимузина, делали кабриолеты из «Жигулей».
С массовым приходом иномарок хобби автолюбителей получило новый толчок. В стране появились тюнинг-ателье, небольшие изменения экстерьера или салона можно заказать в рядовых автосервисах.
Отечественный тюнинг ваз 2103
Естественно, что увлечение тюнингом характерно для молодежи, которой хочется выделить свою машину ярким видом или скоростью. Но и состоятельные водители среднего возраста не пренебрегают переделками интерьера, улучшением акустической системы, установкой на внедорожник силового обвеса.
Тюнинг и закон
Не все, что входит в тюнинг автомобиля разрешено российскими правилами. Все значительные модернизации автомобиля нужно регистрировать в ГИБДД.
Необычные машины чаще останавливают на дорогах и придирчиво проверяют документы. Конечно, поменять колесные диски или установить спортивный руль можно без разрешений. Прямо запрещены глухое тонирование лобового стекла, установка слепящего головного света.
Примеры запрещенных и разрешенных надстроек авто
Без разрешения нельзя поменять части автомобиля, на которых выбит серийный номер машины (двигатель, стакан амортизатора «Жигулей»), полностью или частично перекрасить кузов.
Нужно заметить, что сложности (со штрафами, вплоть до конфискации) возникают, в основном, при самодельной переделке авто без разрешения.
Если вы заказываете тюнинг в специализированном ателье, его специалисты знают, как получить разрешение и узаконить доработки.
Виды тюнинга
Тюнинг касается любых элементов, систем и узлов автомобиля, начиная с кузова и заканчивая ходовой частью. Профессионалы выделяют внешний тюнинг, который касается кузова автомобиля, внутренний (интерьер и оборудование), технический (двигатель, подвеска, выхлопная система). Рассмотрим наиболее популярные виды модернизаций.
Тюнинг салона
Непривлекательные примеры самодеятельного тюнинга всем знакомы. Если владелец поменял штатные коврики на ковровые дорожки, повесил на окна занавески с бахромой — это уже примеры тюнинга салона.
Оклейка салона виниловой плёнкой
К простым способам самостоятельного тюнинга относятся оклейка переднего отсека виниловыми пленками, применение меховых чехлов для кресел.
Профессиональный тюнинг может полностью изменить вид салона. В него входят:
Тюнинг салона может быть направлен не только в сторону роскоши. Спортивный стиль предусматривает установку спортивного руля, сидений с боковыми поддержками, металлических накладок на педали управления, дополнительных приборов.
Аудиотюнинг
Модернизация акустической системы автомобиля вплотную примыкает к тюнингу салона, но стоит гораздо дороже. Качество музыкальных систем бюджетных автомобилей, состоящих из магнитолы и двух динамиков, не удовлетворяет любителей музыки. Увлечение аудиотюнингом обычно начинается с установки качественной автомагнитолы и дополнительных колонок.
Пример аудиотюнинга в багажнике
Дорогие тюнинговые акустические системы включают до 12 динамиков, дополненных усилителями, кроссоверами, процессорами. Для мощного сабвуфера четырехполосной акустической системы изготавливается специальный фазоинверторный корпус, занимающий весь багажник машины.
Акустический тюнинг машины — это область, которая уже стала своеобразным спортом. По автозвуку проводятся официальные чемпионаты мира и России, состоящие из нескольких этапов.
Пример аудиотюнинга с мониторами
Справедливости ради нужно заметить, что машины готовятся специально к соревнованиям, их практическое использование трудно представить.
Тюнинг двигателя
Технический тюнинг затрагивает и выхлопную систему, подвеску автомобиля. Любители мощного звука двигателя устанавливают на автомобиль прямоточные глушители. Такой глушитель увеличивает и мощность двигателя, но может вызвать придирки дорожной полиции из-за вредного выхлопа.
Для понижения клиренса применяются колеса с низкопрофильной резиной, требующие установки новых амортизаторов и пружин. На спортивных внедорожниках дорожный просвет увеличивается. Для этого применяются специальные проставки, амортизаторы с длинным ходом, пружины с увеличенным количеством витков.
Пример тюнинга двигателя авто
Форсирование (увеличение мощности) двигателя требует сложных расчетов и таких работ, как расточка цилиндров, замена клапанов, шатунов, поршней. Новой разновидностью модернизации двигателя стал чип-тюнинг.
Чип-тюнинг
Стандартные двигатели иномарок настраиваются под жесткие экологические стандарты. Большинство автопроизводителей настройками электронного блока управления искусственно дефорсируют мотор, снижая динамические характеристики. Управляющая электроника уменьшает мощность двигателя, ограничивает максимальную скорость машины.
Изменение электронных настроек (на английском языке называется «chip-tuning») на программном уровне отключает отсечки по оборотам, вихревые заслонки, снимая ограничения скорости.
Чип-тюнинг авто
Это обеспечивает атмосферным или турбированным двигателям прирост мощности (от 7 до 30%), улучшает динамику разгона, крутящий момент на низких оборотах.
Чип-тюнинг не изменяет налоговых характеристик автомобиля, не затрагивает физических узлов мотора, не увеличивает износа цилиндро-поршневой группы. Специалисты, проводящие перепрошивку, могут в любой момент вернуть базовые настройки.
Тюнинг кузова
Самым простым способом изменить экстерьер авто становится установка необычных колесных дисков. Для придания серийной машине спортивного вида применяются аэродинамические обвесы, установка «антикрыла». При более сложных модернизациях на автомобиль устанавливаются тюнинговые бамперы, обтекатели, декоративные воздухозаборники.
Тюнинг дисков автомобиля
К декоративному тюнингу относятся аэрография и подсветка кузова. Оригинальный рисунок украсит автомобиль. Аэрография не требует разрешения ГАИ, так как не изменяет основной цвет кузова.
Аэрография на кузове авто
Для подсветки кузова используются светодиодные ленты, которые монтируют на пороги, днище машины, в решетку фальшрадиатора, внутрь колесных дисков.
Подсветка кузова автомобиля неоном
В другом направлении идет кузовной тюнинг внедорожников. Для безопасности кузова при движении по сложным рельефам применяются силовые обвесы, в которые включаются кенгурятники, усиленные пороги, защиты днища. Силовой обвес дополняется установкой лебедок.
Популярные стили тюнинга
Такие виды тюнинга, как хот-род, лоурайдер, VIP-стиль, драг-рэйсинг, в России не приобрели массовой популярности. Российские автолюбители не переделывают антикварные автомобили под мощный современный двигатель (хот-род).
Пример стиля тюнинга лоурайдер
Не получил популярности лоурайдер, при котором гидравлическая подвеска позволяет серийному автомобилю прыгать, вставать на дыбы, преодолевать необычные препятствия.
Пример японского VIP стиля
Японский VIP –стиль в России приобрел национальные черты, но излишняя роскошь внешней и внутренней отделки тоже используется в тюнинге достаточно редко.
Пример тюнинга авто для драг рейсинга
Исключением стал драг-рэйсинг, которым увлекается состоятельная молодежь больших городов. Гонки на специально переоборудованных спортивных машинах на четырехсотметровую дистанцию проходят ночью.
В них фиксируются рекорды России (6,325 секунды), которые пока отстают от достижений западных профессионалов (4,428 секунды). Для соревнований машины готовятся форсированием двигателя или установкой моторов от спорткаров.
Преимущества, недостатки, опасности тюнинга
Преимущества грамотного тюнинга очевидны. После модернизации экстерьера ваша машина будет выделяться на дороге. Тюнинг салона сделает машину удобной для использования, все детали будут подобраны по вашему вкусу. Чип-тюнинг двигателя приводит к улучшению динамики машины, экономии топлива.
Главным недостатком тюнинга можно считать значительные финансовые вложения. Рассматривая доработки автомобиля с практической стороны, нужно заметить, что автотюнинг — это дорогостоящее увлечение.
Стоимость полностью «нафаршированной» машины может в несколько раз увеличить цену заводского автомобиля. Продать такую машину, вернув хотя бы часть вложенных денег, проблематично.
Опасности тюнинга касаются, в первую очередь, самодеятельных переделок. Небрежно приклепанное самодельное антикрыло может оторваться в любую минуту, повредив другие машины.
Неправильно установленный ксенон, дополненный прожекторной рампой на крыше, слепит встречные машины, приводит к авариям. При установке большого количества электрооборудования без предварительных расчетов повышается риск коротких замыканий, возгорания машины.
Заключение
Даже заказывая тюнинг в специализированном ателье, рассчитывайте свои возможности. При обычном движении по российским дорогам нет смысла снимать ограничения «максималки» в 250 километров в час, дополнительно форсировать двигатель.
Для езды на таких скоростях нужны специальные трассы, навыки спортивной езды. Лихачество на спортивных тюнингованных машинах в обычном дорожном трафике приводит к авариям.