Реставрация авто в англии
Личный опыт реставрации олдтаймера: 10 ошибок, которые совершают все
В последние годы довелось немало поработать с восстановлением старого американского железа, начиная обсуждениями за кружкой чая технических решений, обмена опытом на тематических тусовках и заканчивая созданием из листа кузовных элементов. Хотелось бы аккумулировать какие-то свои выводы, неудачи и методы их устранения, подсмотренные у друзей, а также весь обширный мировой опыт в материал, посвященный самым глупым ошибкам, которые ты обязательно совершишь, ввязавшись в эпопею с реставрацией своего горячо любимого, но очень старого автомобиля.
Для начала стоит отсечь заранее комментарии в духе «Привет, Капитан Очевидность». Несмотря на то, что все нижеизложенное покажется понятным, логичным и единственно правильным, на этих граблях была стоптана ни одна сотня подошв, а черенки продолжают трещать с завидным постоянством о твердые лбы особо упертых энтузиастов. Итак…
1. Тебе позарез нужен план
Не в голове и не в заметках смартфона, а написанный собственной рукой и висящий на самом видном месте в мастерской. Импровизация хороша на джазовом концерте и в баре после восьмого стакана, в нашем случае у тебя должен быть четкий и максимально подробный план действий. Только так ты избавишь себя от перспективы выезда на трассу с незатянутыми фитингами тормозной системы и наконец-то перестанешь терять драгоценное время в раздумьях, за что бы взяться сегодня. Ну, а в качестве бесплатного бонуса, вычеркивая пункты, ты получишь наглядное доказательство того, что процесс идет, а это, как ни крути, убойная мотивация не забрасывать свой проект.
2. Техника безопасности
По этому поводу написано море статей, а печальная статистика просто не подразумевает никаких двояких трактовок. Все знают, что резать болгаркой нужно в маске, даже если она потеет, а багаж опыта вселяет бронебойную уверенность в своих действиях. Естественно, ты уже «сто раз так делал», но тупо соскочившая отвертка, потому что стало лень вытирать руки после замены масляного фильтра, может на неделю лишить тебя работоспособности. Ну и риск падения машины прямо на тебя с наспех поставленного домкрата – ненулевой. Случаи были, и вспоминать о них не хочется.
3. У всего есть свое место, и оно одно
Каждый, кто сталкивался с самостоятельным ремонтом своей «колымаги», может вспомнить тысячу случаев, когда поиски сверла на десять, которым ты только вчера просверлил пару отверстий, оборачиваются абсолютно неметодичным шатанием по гаражу и в итоге ни к чему не приводят. Всегда, конечно, есть надежда на соседа, который, в свою очередь, с большой долей вероятности выдаст тебе что-то в духе: «Где-то там вроде бы полгода назад на него натыкался». Да и в отличие от парней в гаражном кооперативе, соседи по подъезду очень редко держат дома сверла. А уж дюймовые ключи и подавно. Так что пятнадцать минут в конце вечера, потраченные на уборку, сэкономят на следующий день немало нервов и времени.
4. Ты никогда не уложишься в бюджет
Не стоит себя обманывать умозаключениями в духе «Мост еще походит, вроде предыдущий хозяин поменял все потроха в редукторе, да и четыреста кобыл должен переварить, ведь его же в семидесятых создавали». Будь готов к тому, что если что-то может выйти за рамки отведенного бюджета, оно окажется там еще до того, как ты приступишь к дефектовке. Единственный способ не сойти с ума от затрат в процессе – это стоически принять неизбежность очень больших финансовых вложений, смириться с максимально неудобоваримыми цифрами и пережить всю боль на начальном этапе. Так что верстай свой бизнес-план по максимуму, а потом смело умножай сумму в графе «итого» на два.
5. Ярлыки, фотографии и миллион грипперов
Разбирая сложный механизм или же несколько простых одновременно, потрать время на то, чтобы сложить весь крепеж по пакетикам, подписав каждый из них максимально подробно, а еще лучше закрепи каждый этап демонтажа парочкой фотографий. Приступив впоследствии к сборке, ты неоднократно скажешь себе за это «спасибо». Да и в принципе прекрати надеяться на свою дырявую память, ведь именно ты вчера проел всем друзьям плешь на тему «Кажется, я духовку забыл выключить».
6. Не все сервисы одинаково полезны, а ты не мастер на все руки
В любом случае рано или поздно тебе придется столкнуться с тем, в чем ты разбираешься на недостаточном уровне. Если есть время и желание – форумы, живые люди и Ютуб, как правило, знают обо всем больше тебя. Не стоит изобретать велосипед путем нарабатывания своего подчас весьма сомнительного опыта, горьких ошибок, бесконечных переделок и впустую потраченного времени, которого в подобных делах и так перманентно не хватает. Порой доверить определенные работы проверенным специалистам, поиск которых будет твоим домашним заданием, выйдет в итоге менее затратным по деньгам и гораздо более эффективным с точки зрения все тех же временных ресурсов. При наличии жестких сроков они растворяются с пугающей скоростью, а гектолитры выпитого кофе и другой бодрящей отравы в банках не добавят часов в сутках.
7. Семь раз разметь шаблон, восемь раз его примерь и не ленись потратить реально много времени на подгонку готовой детали
Лазить под машину, примерять упорно не встающий встык кусок изготовленной с нуля кузовной панели, возвращаться к верстаку, где есть тиски и напильник с точильным станком, всегда лень. Но в случае ошибки переделывать элемент придется полностью и обязательно. Поэтому подумай трижды, прежде чем сточить лишние миллиметры «чтобы уж наверняка». При благоприятных раскладах придется потратить пару часов на создание новой детали, в худшем случае – крепко раскошелиться и приостановить работы, пока морем из Штатов плывет новый, например, порог.
8. Все, что может пострадать во время тех или иных работ, обязательно пострадает
Включая тебя самого. Если капля от сварки остынет в твоем кроссовке – это еще полбеды, а вот если это произойдет на свежевыкрашенном крыле, то мучений, пусть и моральных, будет значительно больше. Искры от болгарки вполне терпимы для кожи рук, но они уничтожат салонный пластик, ЛКП и обшивки сидений гораздо быстрее, чем ты спилишь «всего один закисший болтик». Опыл от краски также оседает в самых неожиданных местах, а отмывается долго, муторно и через силу. Поэтому выкинь свою лень в ведро с промасленными тряпками и тщательно укрой подходящими материалами все, что может быть повреждено в ходе работ.
9. Если твой друг/сын/отец все-таки повелся на то, что в гараже весело и классно, и согласился тебе помочь, то опять же у тебя должен быть четкий план действий
Машина твоя, а значит среди всего этого железа ты – первый после бензинового дьявола, поэтому за продуктивность процесса отвечаешь ты. И если напарник будет слоняться без дела и атаковать дурацкими вопросами, то сей просчет исключительно на твоей совести. Раздели обязанности в соответствии с квалификацией участвующих и наличием необходимого инструмента, при этом постарайся максимально разнести по территориальному признаку рабочие места, чтобы не путаться друг у друга под ногами, руками и головами. В противном случае от такого помощника толку будет не больше, чем от жены, которая молча потягивает мохито, развалившись на снятом с машины заднем диване где-нибудь в углу гаража.
10 лучших автомобильных шоу
Фредди Меркьюри пел: The show must go on! Шоу всегда должно продолжаться, но кто делает лучшие шоу на тему автомобилей?
Самое понятие «шоу» означает «демонстрация, спектакль, зрелище». Интернет и телевидение всегда балансировали на тонкой грани познавательного и увлекательного контента, потому что любое шоу — это вроде бы и не трансляция события (хотя о нем рассказывает), вроде бы и не документальное кино (хотя использует проверенные данные), вроде бы что-то серьезное, хотя чаще всего несет своей целью развлечь зрителя на заданную тематику.
Автомобильные шоу — довольно специфические программы, получившие основную популярность на ТВ, но в последнее время все чаще отправляющиеся на популярные видеохостинги (например, YouTube) и свои сайты. Вашему вниманию подборка 10 самых известных, крутых и просто лучших автошоу.
Top Gear
Пожалуй, самое известное автошоу на планете от BBC. Британская программа рассказывает познавательно и с юмором об автомобилях с 2002 года, но здесь нужно отметить важный нюанс.
Оригинальная программа шла с 2002 по 2015 год. Ее неизменными ведущими были легенды журналистского цеха — Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй.
«Фишками» передачи был секретный сверхбыстрый гонщик Стиг, никогда не показывающий свое лицо, приглашенные звезды, которые соревновались на очень бюджетных машинах в разных условиях… и много, очень много фирменного британского юмора.
Стена крутости, гонки по Северному Ледовитому океану — давайте сразу карты на стол: все мы обожали Top Gear и эту тройку харизматичных ведущих. Титульной музыкальной заставкой был ремикс на композицию The Allman Brothers Band — Jessica 1977 года.
Достаточно сказать, что в 2009 году программу признали лучшим шоу во всем мире по версиям престижных изданий, Top Gear в тот год обогнали даже «Доктора Кто» (культовый сериал, который идет с 1963 года).
Но в 2015 году случился инцидент, который полностью изменил передачу. И не будем скрывать — оставил громкое название бренда, но изменил в корне весь процесс.
Ветеран Top Gear Джереми Кларксон, который работал над программой еще с 1988 года в одноименном тележурнале, подрался с продюсером передачи Ойсином Тимоном. Это случилось в графстве Суррей 4 марта 2015 — по свидетельствам очевидцев, Джереми сначала матерился на Ойсина, а потом набросился на того с кулаками. Весь процесс занял полминуты, и Кларксона пришлось оттаскивать съемочной группе. По слухам, причиной стало… отсутствие горячего ужина. Джереми сначала принялся кричать на Ойсина, что тот не позаботился о еде, а затем уже решил выместить злость физическими методами.
Не будем заниматься моральными аспектами вопроса, тем более история остается темной. В частности, после увольнения Джереми сказал, что «на BBC есть восхитительные люди, а есть ужасные люди, и последние могут быть довольны». К тому же Кларксон ранее уже был «на листе» за шутку, которую в Великобритании посчитали расистской. Случилось то, что случилось.
Вместе с Кларксоном из Top Gear ушли его соведущие Хаммонд и Мэй, а также продюсер Эндрю Уилмен. Новыми ведущими программы стали Мэтт Леблан, известный по культовому сериалу «Друзья», Сабина Шмитц, Крис Харрис, и Рори Рейд. В 2018 году Мэтт объявил о своем уходе, и с 2019 года шоу вместо него ведут Эндрю Флинтофф и Пэдди Макгиннесс. И Крис.
Справедливости ради: ведут неплохо, последние сезоны Top Gear стали более профильными и серьезными, по сравнению с эпохой Кларксона.
Но все же заменить дикую харизму любимой тройки ведущих просто невозможно. И о них пойдет речь в следующем пункте нашего списка.
The Grand Tour
Ушедшие из Top Gear Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй организовали новое шоу The Grand Tour. А продюсером стал как раз Эндрю Уилмен. Транслировать шоу принялся американский медиа-гигант Amazon.
Формат напоминал «старый, добрый Top Gear». Троица ведущих отправлялась в различные путешествия, обсуждая машины. В новой рубрике «Звездные схватки» принимали участие известные люди — от участников чемпионата по рестлингу WWE до барабанщика легендарной группы Pink Floyd Ника Мейсона. Были в гостях и пилоты «Формулы-1».
И все же, новое шоу испытало несколько проблем. Во-первых, «святой троице ведущих» по их собственному определению пришлось заново «изобретать велосипед». При всей харизме Джереми – Ричарда – Джеймса, многие фишки и самое название Top Gear все же удержали часть аудитории на передаче от BBC. Во-вторых, сам руководитель Amazon Джефф Безос признался, что «шоу получается очень дорогим».
В итоге, после апреля 2019 года было принято решение о том, что в The Grand Tour больше не будет обзоров автомобилей или привычного формата с новостями. Кроме того, передача перестала выходить в регулярном формате — в 4 сезоне вышло всего три выпуска (декабрь 2019, декабрь 2020, июль 2021), и единственный — о путешествии из одной точки в другую.
Кстати говоря, в последнем выпуске 30 июля 2021 ведущие устроили соревнование в формате гонки на выживание, пытаясь выяснить, где машины были хуже, в США или в СССР.
При этом каждый из ведущих начал производство собственных шоу специально для Amazon, а Ричард Хаммонд ведет программу «Большое» для Discovery. Все мы иногда мечтаем о том, что Top Gear и эти три ведущих воссоединятся, но, увы, чудес не бывает.
D Motor
Известное немецкое автомобильное шоу. Весь мир и в том числе российские зрители полюбили программу благодаря одной из самых ярких телеведущих автошоу в истории — Сабине Шмитц.
Сабина была немецкой гонщицей, также известной как «Королева Северной петли» — она установила рекорд старого Нюрбургринга в 9 минут и 12 секунд. Также стала первой женщиной, которая выиграла «24 часа Нюрбургринга». Кстати говоря, Сабина родилась в городке Аденау как раз рядом с трассой. В программе D Motor Сабина испытывала различные автомобили, и ее удачно дополнял харизматичный ведущий Карстен ван Риссен. Программу многие называли «немецким ответом Top Gear», а российский зритель полюбил выпуски благодаря трансляциям телеканала «Авто Плюс».
Внимательные читатели заметили, что мы говорим о шоу и Сабине в прошедшем времени. К сожалению, великолепная гонщица и ведущая скончалась 16 марта 2021 года от рака. Светлая память.
Шоу D Motor закрылось из-за низких просмотров в Германии, телеканал D MAX, осуществлявший производство, признал, что сделать рейтинговое автошоу оказалось непросто.
Выбор есть!
Возможно, любимое автошоу автора данной статьи. Канал Авто Плюс транслирует шоу «Выбор есть!» с харизматичными ведущими. Павел Федоров — более утонченный и любящий уходить в иронию, Роман Щукин — будто сейчас пойдет участвовать в турнире по армрестлингу.
В программе с юмором сравниваются машины одного класса по разным характеристикам, от скоростных качеств до проходимости и вместительности авто. Павел и Роман выступают своеобразными «адвокатами» каждой машины, стараясь показать как преимущества, так и недостатки.
Как правило, каждый выпуск программы сопровождается необычными испытаниями: или на гоночной трассе, или на городских дорогах, или с выездом на бездорожье в лес. Блестящее автошоу.
Fast and Loud («Гаражный ремонт»)
Американское автошоу телеканала Discovery под оригинальным названием Fast and Loud («Быстрые и громкие»), которое транслировалось в том числе в нашей стране. Одно из самых популярных шоу за прошедшее десятилетие во всем мире.
Концепт шоу состоял в том, что Ричард Роулингс и его команда Gas Monkey из Далласа (Техас) искали машины в сильно потрепанном состоянии, и восстанавливали их, чтобы затем выгодно продать. В России шоу транслируют до сих пор под названием «Гаражный ремонт».
К сожалению, 8 июня 2020 года Discovery приняли решение о закрытии съемок шоу. Но Gas Monkey функционируют и по сей день, являясь одной из самых успешных автомобильных фирм по ремонту и восстановлению авто в США.
На данный момент на YouTube выходят выпуски шоу Gas Monkey Garage & Richard Rawlings, которое можно назвать достойным преемником оригинальных выпусков.
Overhauling («Крутой тюнинг»)
Еще одно крутое американское автошоу телеканала Discovery под оригинальным названием Overhauling («Капитальный ремонт»). В России оно известно как «Крутой тюнинг». На самом деле, эта передача кочует по разным телеканалам и владельцам прав уже довольно давно. Шоу шло сначала с 2004 по 2008 год на TLC, затем с 2012 года новые серии снимались уже под маркой Discovery, но с большими перерывами. Шоу вновь вернулось с 2019 года.
Концепт состоит в том, что известные автодизайнеры Чип Фуз и Крис Джейкобс подвергают тюнингу самые различные автомобили. При этом обычно в шоу есть девушка, однако на протяжении многих сезонов соведущие женского пола постоянно менялись. В том числе в программе участвовала Джесси Комбс — она трагически погибла в 2019 году, пытаясь побить рекорд скорости.
В этих шоу выбирается формальная «жертва» с очень старым и плохим автомобилем. Этот автомобиль или теряется на стоянке, или его угоняют, или конфискует страховая фирма. В итоге, Чип Фуз и его команда A-Team имеют в запасе ровно неделю на то, чтобы сделать из кучи металлолома «конфетку».
Главная дорога
Одно из самых известных автошоу в нашей стране, выходит по субботним утрам на телеканале «НТВ». В прошлом году передача отметила 15 лет.
Как правило, ведущие передачи рассказывают о различных событиях в мире авто с информационной или с правовой точки зрения, неизменно с творческой подачей. С 2005 по 2006 год ведущим был известный актер Павел Майков, С 2006 по 2007 финн Вилле Хаапасало, а с 2008 года бессменными ведущими являются Андрей Федорцов и Денис Юченков.
Шоу считается одним из самых любимых в стране и включает в себя следующие рубрики:
А также информация о федеральных дорогах и правилах ГИБДД. В целом, достойная передача, которая пережила уже не одно поколение, и по праву входит в наш рейтинг.
Wheeler Dealers («Махинаторы»)
Британское автошоу, которое занимает место в тройке любимых у автора статьи. В оригинале называется Wheeler Dealers, дословно с английского «Напористые» или «Пройдохи» (игра слов, wheel по-английски «колесо», deal – «сделка»).
Харизматичные ведущие: маленький и полненький Майк Брюэер, который имеет ограниченный бюджет на покупку автомобиля и материалов, необходимых для преображения. Слегка напоминающий молодого Дока из фильма «Назад в будущее» Эд Чайна, который и осуществляет профессиональный ремонт или тюнинг машины. В итоге, ведущим надо выгодно продать автомобиль, над которым были проведены работы.
Концепт шоу увлек зрителей тем, что в отличие от стандартной схемы «забрать старое авто — преобразить — отдать обратно» в условиях неограниченных финансов, в этом шоу Майк и Эд не совершали чудес, а вполне практично показывали, чего можно достигнуть при определенных знаниях продаж, нужных специалистов и собственных навыков.
Эд и вовсе является на скромный взгляд автора статьи одним из лучших механиков и ведущих, очень доходчиво объясняющих устройство машины, ясным и понятным языком для зрителей.
К сожалению, в 2017 году Эд покинул шоу из-за разногласий с продюсерами. После этого Брюэр ему позвонил и сообщил, что ему, его жене и детям стали приходить угрозы из-за ухода Чайны. Новым соведущим Майка стал Энт Энстед, шоу транслируется до сих пор.
Counting Cars («Поворот-наворот»)
Без преувеличения легендарное американское шоу под оригинальным названием Counting Cars. Производство мирового телеканала History.
В программе легендарный Дэнни Кокер, также известный как Граф (механик, родившийся в семье сотрудников Ford Company, также владел казино Rio All Suite вместе с вокалистом рок-группы Motley Crue Винсом Нилом), с друзьями в своей мастерской занимается реставрацией и кастомизацией автомобилей. Кроме того, Дэнни лично знает участников легендарной рок-группы Def Leppard, Элиса Купера и регулярно приглашает звездных гостей в основном из рок-среды. Что еще добавить? Надо смотреть!
Pimp my ride («Тачка на прокачку»)
So you wanna be a playa?
But your wheels ain’t fly.
You gotta hit us up.
To get a pimped out ride.
YOU GOT TO PIMP MYYYYYYY RIDE (женский хор)
DAAAAMN RIGHT. (и пошли басы)
Только не говорите, что это не зазвучало у вас сейчас в голове. Шоу «Тачка на прокачку» стало поистине легендарным в нашей стране, ведущий рэпер XZibit и многочисленные мемы с гаджетами и игровыми приставками в багажнике являются одними из самых популярных как у нас, так и во всем мире. Кто не смотрел это шоу в детстве или же в подростковом возрасте?
Концепция всегда была одна и та же: XZibit приходит к бедолаге с мусором вместо машины, садится в нее и демонстративно смеется над тем, что отваливается фара. Затем пригоняет в гараж, где парни из West Coast Customs (привет, СиДжей) делают из нее шедевр уровня игры Need for Speed.
Тюнинг всегда получался максимально «кричащим», и больше, больше хрома! Шоу транслировалось на MTV, одновременно в США и в нашей стране. И как удивительно, что все оригинальные выпуски вышли… с 2004 по 2007 год, в очень короткий промежуток времени. Причиной закрытия стал тот факт, что шоу было «липовым».
Оказалось, на многие проекты тратилась не пара недель, а от 6 до 8 месяцев. Многие машины специально приводили в негодное состояние, чтобы затем «волшебным образом» сделать чудо-авто. При этом готовые версии машин зачастую ломались очень рано, так как весь ремонт делался лишь для того, чтобы машина могла вообще выехать из гаража.
В итоге, в США шоу стало получать множество уведомлений о небезопасности действий, и его решили завершить. Но старые серии до сих пор показывают на российском MTV.
А самые лучшие автомобильные шоу смотрите на YouTube-канале Somanyhorses.ru
Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
В Англии раскрыта «серая» схема по продаже битых машин
Издание Auto Express опубликовало расследование, которое, как ожидается, наведёт шороху в британском автобизнесе. Выяснилось, что автомобили, которые после ДТП были списаны страховщиками «в утиль», ремонтируются и продаются ничего не подозревающим клиентам как беспроблемные. Проверка VIN-номера по базам не даёт узнать, что машина была серьёзно повреждена и списана, то есть в «серой» схеме присутствует прямая угроза безопасности на дорогах. Речь идёт об обороте примерно 100 000 легковушек в год.
Вот как это работает. Бюро страховщиков транспортных средств (MIB) ведёт общенациональную базу данных MIAFTR. В неё вносят информацию 97% страховых компаний, и, по идее, они делают это добросовестно. Затем базу MIAFTR, слепо доверяя ей, использует главный регулятор DVLA (Driver and Vehicle Licensing Agency), а также крупнейшие электронные сервисы для проверки истории автомобиля — Experian AutoCheck и HPI.
Однако в бюрократизированной системе есть лазейки, позволяющие не заносить битый автомобиль в MIAFTR. Во-первых, страховщик вовсе не обязан использовать эту базу. Закон не требует. Все просто привыкли, что информация в неё добавляется добровольно, «сама по себе». Во-вторых, если машина застрахована «на стороне» и не в полной мере, она не попадёт в реестр как списанная.
В-третьих, база MIAFTR обновляется с задержками: иногда данные опаздывают на месяцы, бывает и на год. Например, кто-то вносит информацию вручную, дожидаясь, пока сформируется некая партия, кто-то отправляет по почте бумажные уведомления. Срок не регулируется законодательством. В общем, система дырявая и нуждается в пересмотре, а пока Auto Express просит покупателей подержанных автомобилей держать ухо востро.
Константин Болотов, 25 марта 2019 в 19:06. Фото: Auto Express, Copart, Auto Trader
Странные машины: британцы с юмором оценили советскую автоклассику
У британцев дошли руки до советской автоклассики. Специализирующийся на раритетных, классических и спортивных автомобилях журнал Classic & Sports Car решил протестировать три модели из-за железного занавеса. В 1970-х годах все три машины с Востока официально поставлялись в Великобританию. И неплохо продавались. Обзор получился с демонстрацией английского юмора: дешево и смешно. Что удивило британцев?
Автоэксперты взяли на тест-драйв ВАЗ-2101 (Lada-1200), АЗЛК-2140 (Moskvich-1500) и Wartburg-353 (Knight). Разбирать их до последнего винтика не стали, но протестировали основательно, чтобы сделать правильные выводы спустя полвека после их появления. Машины одного времени, ну почти одного: Wartburg-353 был представлен машиной 1967 года, праворульная Lada датируется 1976 годом. С «Москвичом» сразу же вышла отдельная история: в Англии до нынешних дней дожило не так уж и много этих машин, поэтому взяли на пробу автомобиль с континентальным рулем. И не поставляемый в Британию «Москвич-412», а его сменщик на конвейере – 2140. При этом с 1969 по 1973 годы в Британии были проданы 14,5 тысячи «Москвичей» Elite-1500.
Это была непростая конкуренция, оценивают появление в Туманном Альбионе машин стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Типичные семейные фавориты типа Ford, Vauxhall, Austin, Morris дрогнули под ударом японского и советского импорта. Среднеразмерные Moskvich, Wartburg и Lada предлагались по миниценам в максикомплектации. При ограниченном бюджете покупатель предпочитал подержанную базовую модель Ford Cortina соблазну нового пятиместного салона, набитого всякими безделушками: таким как двухскоростные дворники, фонари заднего хода, крючки для одежды и даже запирающаяся на ключ крышка бензобака.
Это замечание в первую очередь относится к «Москвичам», у которых еще была и богатая для британцев панель приборов с амперметром на торпеде и датчиком температуры моторного масла. Да и цены на «Москвичи» задели британцев за живое: 717,38 фунта стерлингов против 784 фунтов стерлингов за Mini 1000! Уже одного этого было бы достаточно, чтобы подавиться блинчиком с лососем и креветками, отмечают британцы.
«Москвич» был абсолютным чемпионом не только в продажах, но и в автогонках. Компания-импортер Satra всегда услужливо перечисляла все 29 британских раундов чемпионата среди серийных автомобилей 1973 года. «Москвич» победил во всех, кроме одного.
Упаковка была довольно соблазнительной: можно было увидеть привлекательность в независимой передней подвеске с двойными поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости при его устаревшем на вид вместительным салоном и 80-сильным верхнеклапанным двигателем – улучшенной копией мотора, используемого на BMW-1602. Это разгоняло «Москвич» до 92 миль в час, а ускорялся автомобиль из России до 60 миль за 15,3 секунды. Неплохой показатель для того не слишком стремительно текущего времени.
К решению о покупке «Москвича» нужно было приложить еще две вещи: полную невосприимчивость к критике советской машины в британской прессе и гарантию на год или 10 тысяч миль пробега.
Дизайн и декор машины при этом отдавали дрянными пятидесятыми послевоенными годами, «Москвич» был валким и сильно кренился в поворотах, а также вызывал нарекания своим рулевым механизмом и жесткой подвеской.
С продукцией Московского завода малолитражных автомобилей, переименованного в Автозавод имени Ленинского комсомола по спросу конкурировал «Рыцарь» из Вартбурга. Во-первых, он единственный из трех тестируемых машин был переднеприводным, хотя и самым ранним по году выпуска. Во-вторых, материалы для отделки его салона приобретались в Британии, а значит машина была почти родной для британцев.
Дорогу в Британию первым прокатала другая модель завода из Айзенаха, который ныне принадлежит Opel. Это была плохо продаваемая с 1964 года модель 311. Ее сменила разработка инженеров, которая интриговала любого, кто хотя бы немного интересовался тем, что происходит под квадратным, но современным корпусом его машины.
К тому же машина комплектовалась трехцилиндровым двухтактным двигателем на 991 куб, аналогичным DKW и Saab. Мотор выдавал 45 «лошадей» при 4200 оборотах в минуты и съедал галлон бензина на 25 миль. Это 11 литров на сто километров. Двигатель был шумным и вибрирующим, но обеспечивал плавный разгон, отмечают эксперты. Особую тревогу мотор вызывал на холостом ходу, буквально раскачивая стоящий на месте автомобиль из стороны в сторону. С 1988 года машины стали комплектоваться 1,3-литровыми двигателями Volkswagen Golf, но устаревшую конструкцию это не спасло: у машины не было несущего кузова, панели крепились на болтах к каркасу.
Ход машины был плавным и мягким, но руль располагался низко и требовал приложения усилий. Слабым местом была и коробка передач, но зато благодаря обгонной муфте не нужно было выжимать сцепление. Это был своего рода «полуавтомат».
Продажи Warburg прекратились в 1976 году. За это время было продано более 20 тысяч этих машин из ГДР. При этом 7 миллионов фунтов стерлингов от купленных машин вернулись британским производителям запчастей: это отделка дверных карт, обшивка крыши, ткань сидений, обивка, шины, клаксоны и аккумуляторы.
Дошло дело и до Lada-1200. Ее конструкцию эксперты с Альбиона характеризуют как аккуратную, но лишенную тяги к приключениям. При этом отмечается, что Lada на английский язык переводится как «гармония». И машина своему названию отвечает. Lada взяла дизайн FIAT-124, но адаптировала технические решения под русские условия. Всего было внесено более 800 изменений в конструкцию. Самое значительное из них – замена устаревшего 1,2-литрового двигателя FIAT с верхними клапанами.
Особый комплимент от британцев для Lada, как и для «Москвича» и Wartburg, это достаточно толстая сталь, которая выдерживает российские ледяные, засоленные дороги. Хотя, добавляют они, кузова машин не могли похвастаться знакомством с последними достижениями науки в вопросе антикоррозийной защиты.
Чего только не сделают русские, лишь бы не строить хорошие дороги: подвеска была усилена, дорожный просвет увеличен, сзади дисковые тормоза заменены на барабанные для обеспечения долговечности и работе в условиях экстремальных температур. Но и стоила Lada при этом дороже, чем FIAT: 2105 фунтов стерлингов против 1863 за «итальянку». И появилась Lada в Великобритании только в 1974 году, когда FIAT-124 на конвейере заменили на FIAT-131. Зато внешняя схожесть машин подсознательно сработала в пользу советской машинки. Подвох ощущался только при повороте ключа, когда раздавался звук неитальянского двигателя.
Британская Lada была укомплектована армейским набором инструментов, включая такие предметы первой необходимости, как пусковая ручка, насос для шин и полный набор гаечных ключей. Особенно это ценилось теми, кто не любил тратиться на автосервис. Это помогало чинить машины и прямо на дороге. Особого слова у британцев заслужил «подсос», который позволяет запускать мотор даже в сибирские морозы.
Тормозить за рулем Lada надо сильно заранее – педаль тормоза довольно тупая, а руль на малых скоростях тоже требует приложения силы. Кроме того, и «Москвичом» и Lada нужно постоянно подруливать из-за сильного люфта в рулевом механизме. Но сцепление легкое, а коробка передач короткая, четкая и точная. Lada и ее 62 «лошади» под капотом с удовольствием взбирались по самым крутым склонам.
В любой из этих реликвий времен холодной войны легко найти недостатки, подводят итоговую черту журналисты британского автоиздания. Но опыт управления этими машинами был ценен, как драгоценный камень, и уникален. Это были честные, прочные, дешевые и относительно неприхотливые в обслуживании машины. Они стали для британцев панацеей от разочарования обмана при покупке автомобиля с рук. В этом их уникальность.