Заз авто горбатый запорожец

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Древний Запорожец обладал рядом уникальных достоинств, о которых сегодня мало кто помнит

Редкий автомобиль получал столь обидные прозвища и постоянно подвергался таким оскорблениям, как ЗАЗ-965, он же – Горбатый, Запор и Консервная Банка. Это вдвойне удивительно для нашей страны, где во времена этого Запорожца царил дефицит любых автомобилей. Однако из песни слова не выкинешь.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Эстрадные хохмачи называли ЗАЗ-965 самой дорогой машиной: дескать, на нее копят всю жизнь. Но о 965-м мечтали немногие: каждый старался наскрести хотя бы на Москвич. Горбатый в шестидесятые годы стоила примерно 2220 рублей – Волга ГАЗ-21 стоила тогда 5600 рублей. Основными «мечтателями» были небогатые обладатели двухколесного транспорта, которым хотелось иметь крышу над головой.

А вам слабо?

Между тем именно Горбатый обладал рядом интересных особенностей, присущих только ему. Кстати, эта кличка появилась значительно позже: в 60-х ее не было. А ее происхождение объяснялось формой задней части кузова: для размещения мотора сзади заднюю крышку пришлось сильно изогнуть. Что касается мотора, то он действительно был необычным. Помимо заднего расположения, его отличала V-образная конструкция. Мало того, этот мотор не нуждался в антифризе, поскольку имел воздушное охлаждение.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Это еще не всё. Ни на Волгах, ни на Москвичах той эпохи не было такой печки: она была автономная! Поэтому гонять двигатель для обогрева салона не требовалось.

Оценим еще раз «фигуру» Горбатого. Только у ЗАЗ-965 было плоское днище, которое порой позволяло ему проползать по колее там, где более дорогие легковушки пасовали. А вот «косолапая» задняя подвеска с поперечными треугольными рычагами действительно вызвала насмешки. Аналогичное решение тогда применялось на грузовых Татрах, которых на наших дорогах было довольно много.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Багажника в привычном смысле слова на ЗАЗ-965 фактически не было: спереди прятались бензобак, запаска, грелка с водой для омывателя и набор инструментов.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Двери ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед, как на той же Волге. Очень часто это приводило к тому, что неряшливо прикрытая дверь на ходу открывалась, обрывая слабенький ремешок-ограничитель и уродуя кузов.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Передние и задние стекла были взаимозаменяемы. Заметим, что ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота. А одометр на ЗАЗ-965 был шестизначным, поскольку измерял расстояние с точностью до сотен метров! По неизвестной причине владельцы других автомобилей не хотели в это верить, презрительно обвиняя владельцев 965-х в неграмотности.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

К чести Горбатого, он был единственным автомобилем в СССР, который также выпускался в многочисленных модификациях с измененными для инвалидов механизмами управления.

Неприятной особенностью ЗАЗ-965 была его склонность к перегреву мотора. Поэтому каждый второй Запор летом ездил с капотом, подпертым какой-то подходящей распоркой.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Неказистая внешность машинки часто обыгрывалась в кино. В бондиане «Золотой глаз» звучит фраза «Она меня никогда не подводила!», но, чтобы заставить кого-то смеяться, ее зачем-то лупили огромным молотом.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

А самый привлекательный кинообраз Горбатый создал в фильме «Три плюс два», где на нем разъезжали две тогдашние кинодивы – Фатеева и Кустинская.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Краткая биография

Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в конце 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. С 1963-го его сменил ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta).

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

На базе ЗАЗ-965 создали почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 — фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин.

Источник

Опыт владения ЗАЗ-965А: мечта родом из детства

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заметив этот автомобильчик издалека на съезде с загородного шоссе, на фоне довольно массивных городских кроссоверов и многотонных фур, я поймала себя на том, что первая мысль, которая возникла у меня в голове, была: а как в нем вообще можно уместиться? Вторая мысль была уже более ожидаемая: какой же он все-таки классный!

Могу поспорить, что не все знают индекс этой модели, но большинство людей помнит прозвища, которыми окрестили этот автомобиль в советские времена и которыми называют его до сих пор. «Горбатый», «Малыш», «Зазик», «Жужик», «Запор», «Божья коровка». Несмотря на эти разношерстные названия, абсолютно все к этому авто относятся по-доброму. Ведь эта поистине народная малолитражка однажды изменила у нас в стране само понятие автомобиля, превратив его из предмета роскоши в доступное транспортное средство.

Чуть-чуть истории

Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее. Экстерьер его выполнен в таких же «итальянских» решениях: покатые линии кузова, выпуклые крылья, молдинг на борту, круглые фары. Одной из отличительных черт «ЗАЗика» являются воздухозаборники – так называемые «жабры» или, как их еще окрестили, – «тёрки Вассермана», расположенные в задних крыльях автомобиля. Почему именно такое название? – спросите вы. Дело в том, что в процессе разработки машины одной из главных проблем был перегрев мотора. Решение нашел конструктор завода «Коммунар» (ЗАЗ) по фамилии Вассерман (хотя и не всемирно известный Анатолий). После испытаний его идея «жабр» была одобрена, а впоследствии деталь получила прозвище «тёрка Вассермана».

Источник

Редчайший горбатый «Запорожец» ЗАЗ-965: номер кузова 1373

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Мысли о покупке легендарного «горбатого» ЗАЗ-965 уже давно витали в моей голове. Причем это обязательно должна была быть какая-то супер-редкая версия «Запорожца», ибо банальные 965А и даже экспортные «Ялты» особого интереса не представляют — их много и они повсюду. В идеале, конечно же, хотелось найти почтовый ЗАЗ-965С с правым рулем, о котором я когда-то писал в своем блоге, но, по всей видимости, до наших дней не сохранился ни один экземпляр. Номером два в списке желаний стоял ранний 965 первых выпусков, с характерными «каплями» на передних крыльях.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Такие автомобили встречаются чаще, но почти все, что я видел — были в удручающем состоянии и неважной комплектности. Однако, удача все же нам улыбнулась. В один из теплых сентябрьских деньков я отдыхал за городом и, от нечего делать, решил полистать доску объявлений на одном популярном сайте. В списке предложений — один современный ширпотреб, но каким-то случайным образом сюда затесалось объявление о продаже «Горбатого». Подано оно было всего несколько минут назад: парочка не очень качественных фото из темного гаража и сухое описание без какой-либо конкретики. Однако, уже по первому снимку я понял — это ранний 965, причем со всеми его характерными атрибутами. Тут же хватаю телефон и звоню продавцу — узнаю о состоянии и наличии документов и сразу же предлагаю «забронировать» раритет за мной. Человек на другом конце провода отвечает отказом, сообщая, что ему идет шквал звонков со всех областей Украины и он отдаст авто тому, кто первый приедет с деньгами.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Но вот проблемка — я нахожусь в 300 км от Киева, а сама машина — в Черниговской области, 120 километров севернее столицы. Набираю Илью, с которым мы снимаем проект «Капсула времени» и вот уже через полчаса он мчится в сторону Чернигова, за редчайшим 965-м из первых партий. А дальше все банально — оставили задаток и через пару дней эвакуатором забрали автомобиль в Киев, где он теперь стоит в ожидании комплексной реставрации.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Итак, мы имеем ЗАЗ-965, выпущенный в самом начале 1961 года. Судя по записям, которые мне удалось обнаружить в книге отгрузок Запорожского автомобильного завода «Коммунар», данный автомобиль был реализован 17 февраля 1961 года через магазин 932 организации Киевкульспорт в столице УССР. Номер кузова — 1373, номер шасси — 601280.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей — впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Машина всю жизнь пребывала в руках одного единственного владельца, который, в меру своих возможностей и умений, сохранил этого «Горбика» до наших дней. Человек этот был очень рукастый, что видно по самодельным «ушкам» на воздухозаборниках и сложной системе дополнительного охлаждения масла на крыше авто.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Как я уже написал выше, на автомобиле сохранились практически все специфические детали, которые устанавливались на 965-е самых ранних выпусков (примерно 1500-2000 первых машин, сошедших с конвейера).

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Прежде всего — это «капли» указателей поворотов на передних крыльях (сами крылья — с другим радиусом кривизны): очень большая редкость по нынешним временам. Не меньший интерес представляют оригинальные воздухоприемные накладки на боковинах кузова. Спереди — надпись «Запорожець», увенчанная в конце зигзагообразным росчерком в виде молнии. Алюминиевые ободки дверной рамки стыкуются не под замком форточки, а посередине задней стойки двери.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

По капотом здесь стоит двигатель МеМЗ-965 (с воздушным охлаждением) рабочим объемом 746 «кубиков» и мощностью всего 23 л.с. Ранний мотор легко узнать по двум болтам крепления клапанной крышки. С таким агрегатом максимальная скорость машины составляла 90 км/ч, а контрольный расход топлива — 6,5 л/100 км.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

В салоне сразу же заметна напольная педаль газа и отсутствие штепсельной розетки под торпедой.
Зеркало заднего вида — небольшое, прямоугольной формы со скругленными краями. Механизм открывания дверей не имеет поворотной ручки, вместо нее используется ручка-задвижка и ременная петля для захлопывания дверей.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Обивка кресел — полностью тканевая, без дермантиновых вставок: на данном экземпляре она отлично сохранилась. Рисунок ткани («домик») отличается от последующих выпусков («ромбик»). А вот дверные карты — наоборот, должны быть полностью из дерматина, в цвет кузова. Здесь, правда, они не сохранились — наклеена пленка.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Примечательно, что на этом «Запорожце» стоял поздний щиток приборов от модели 965А, в котором имеется указатель температуры масла и счетчик пробега имеет 6 цифр. К нашей огромной радости, в одном из ящиков с запчастями мы обнаружили родной щиток приборов КП-210 с контрольными лампами аварийного давления и аварийной температуры масла. Корпус щитка изготовлен из черной пластмассы и окрашен в бежевый цвет. Это все есть в видеоролике внизу статьи.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Более подробную информацию об этом «горбатом» ЗАЗ-965 можно узнать из нового видео, которое я залил на свой Youtube-канал:

Также в моем блоге вы можете почитать о праворульном почтовом ЗАЗ-965С, ЗАЗ-1102 «Таврия» 1989-го года с пробегом 169 км, редчайшем пикапе ЗАЗ-968МП с пробегом 179 км, ЗАЗ-968А 1976-го года с пробегом 6 км, упомянутом выше ЗАЗ-968М 1984-го года с пробегом 4536 км и бананово-желтом ЗАЗ-968М 1987-го года с пробегом 159 км. В цикле «Наши за границей» я рассказывал об экспортных версиях ZAZ 965 Jalta, ZAZ 966/968 и 1102 Tavria. Наша недавняя поездка за «Капсулой времени» ЗАЗ-968 1974-го года с пробегом 8435 км описана здесь.

Источник

ЗАЗ 965

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Технические характеристики ЗАЗ 965

Модельный год1960
Тип кузоваХэтчбек
Длина, мм3330
Ширина, мм1395
Высота, мм1450
Количество дверей2
Количество мест4
Объем багажника, л100
Страна сборкиСССР

Модификации ЗАЗ 965

ЗАЗ 965 0.7

Максимальная скорость, км/ч90
Время разгона до 100 км/ч, сек
ДвигательБензиновый
Рабочий объем, см 3746
Мощность, л.с. / оборотах23
Момент, Н·м / оборотах45/2200
Расход комби, л на 100 км5.5
Тип коробки передачМеханическая, 4 передачи
ПриводЗадний
Показать все характеристики

ЗАЗ 965 0.9

Максимальная скорость, км/ч90
Время разгона до 100 км/ч, сек
ДвигательБензиновый
Рабочий объем, см 3887
Мощность, л.с. / оборотах27
Момент, Н·м / оборотах52/2600
Расход комби, л на 100 км6.0
Тип коробки передачМеханическая, 4 передачи
ПриводЗадний
Показать все характеристики

Одноклассники ЗАЗ 965 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников.

Отзывы владельцев ЗАЗ 965

В 1993 году я получил права и забрал у отца этот конструктор, зарегистрировал и стали мы (я, жена и дочка) на нем ездить. Очень неплохой вариант для молодой семьи, да еще в то время. Ездили на ЗАЗ 965 и по городу, и за город на озера, и, даже, в Магнитогорск – это примерно 400 км. Бегал он прекрасно, пока не перегревался. Тогда открывался капот (кто не знает – мотор там сзади), подпирался с дух сторон специально подготовленными деревянными планками и прикручивался к бамперу буксирным тросом. Такое охлаждение позволяло ехать довольно быстро 80 – 90 км/ч, быстрее не ездил — страшно. Благодаря заднему расположению двигателя и, несмотря на 12- ти дюймовые колеса, у него была весьма недурная проходимость. По крайней мере, подъехать к берегу озера через пахоту или песок – не проблема. А если и застрянет – на руках выносили. Он весил около 650 кг.

Клиренс ЗАЗ 965 не мерил – кому надо найдет в интернете. Конечно, о безопасности в машине речи вообще нет. Нет даже ремней. Электроника появлялась в машине, если в салон вносили радиоприемник. Зато печка ЗАЗ 965 – выше всяких похвал. Она была автономной, работала на бензине и грела так, что приходилось зимой приоткрывать окно. Кстати, заводилась машинка совсем неплохо. Печка переключалась на прогрев картера, и через 15 минут заводился как летом даже в —32. Резину не менял ни разу – протектор был как у Урала, не износился совсем. Довольно часто останавливали ГАИ, чтобы просто посмотреть на живую легенду.

Достоинства : достался даром. Дешевый в эксплуатации. Невозможно разогнаться более 100 км/ч. Интерес у ГАИ вызывает только внешностью. Страховать не надо (страховка дороже машины).

Недостатки : нет кондиционера. Перегревается двигатель. Безопасность — 0 звезд. Много потребляет бензина.

Достоинства : умопомрачительный внешний вид. Каждый в глубине души его хочет. Как ни странно, уважение на дороге. Уже есть покупатели.

Недостатки : родные сидения и руль меняйте сразу. Родной движок воняет и орет.

Хочу рассказать о своем «Мурзике». Купил я его за «бешеные» деньги (700 руб.) в 1987 году у коллеги по работе. (Мотоцикл ИЖ в те годы стоил 1200 р.) Цвет — светло- серый. Были связи в ГАИ, поэтому взял себе «блатной» номер — 86-86. Состояние: пробег — не знаю (спидометр не работал), резина лысая родная, узкая. Передняя подвеска ЗАЗ 965 держалась только на передних креплениях (короба, в которых были отверстия под задние болты крепления передней подвески, отгнили). Ручник, естественно, не работал. Ну, и еще из недостатков — сквозные дыры в полу в районе ног у задних пассажиров. Ну, сразу заменил переднюю подвеску от 968 на два шаровых. Колеса стали нормально, стуки пропали, управляемость достигла небывалых высот. Перебрал в гараже движок (просто так, чтобы убедиться, что в се хорошо). Ревизия показала, что движок моего ЗАЗ 965 в хорошем состоянии. В выработки в цилиндрах почти нет.

Проходимость у «Мурзика» — я даже не знаю, с чем сравнить. Это просто легенда. На «Крузере» я там уже не проеду (узко между деревьями). А сколько картошки на нем перевезено (тогда в се садили картошку). Любая другая машина переломилась бы вдоль и поперек. Он поднимал (вдумайтесь) 22 мешка картошки по четыре 12- литровых ведра за рейс. Ни разу ни в какую жару я не стоял перегретым с поднятым капотом.

Достоинства : легендарный, милый сердцу автомобиль.

Недостатки : в отзыве.

Источник

История ЗАЗ-965

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Несколько слов о предыстории автомобиля

Начиная с 1955 года в свет вышел новый Москвич-402. Не смотря на то, что он относился к бюджетному автомобилю, «для простых граждан», все-же был не по карману многим советским рабочим. Это натолкнуло правительство на поиск новых решений и разработку современных мотоколясок и малолитражек. В результате было даже выпущено несколько образцовых вариантов, например: НАМИ-031, НАМИ-059, ИМЗ-А50 «Белка», ГАЗ-18, вот только ни один из них не прошел «экзамен». Правительству не хотелось ждать несколько лет тщательных разработок и вложения в это больших средств. Ведь намного проще взять за образец уже готовый импортный автомобиль и переделать «на свой лад». Так и сделали, а «жертвой» стал малолитражный итальянец Фиат-600, который отличался легкой конструкцией и необычайной популярностью. Московским Заводом Малолитражных Автомобилей даже удалось выпустить образец, именуемый «Москвичом-444». Он имел двигатель от советского мотоцикла «Урал», механические стеклоподъёмники и колеса на 13 дюймов. Спустя некоторое время техдокументацию этой малолитражки решили передать запорожскому заводу «Коммунар», который ранее специализировался на сельскохозяйственных машинах.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Вариант будущей малолитражки ГАЗ-18

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Один из вариантов гражданского вездехода НАМИ-031

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

прототип «горбатого» Fiat 600

Серийное производство автомобиля официально начато в 1960 году со стартовой ценой 18 тыс. дореформенных рублей. Это был хороший показатель, ведь Москвич-407 стоил более 25 тыс., а что уже говорить об «Волге», цена которой была примерно 51 тыс.

В конце 1962 года конструкторы принялись за модернизацию «сердца» автомобиля, в результате чего цилиндры увеличились до 72 мм, рабочий объем – до 887 см³, а мощность – до 27 лошадиных сил.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Первый опытный образец Запорожца

Конструкция и дизайнерские решения автомобиля

С самых первых лет автомобиль очень хорошо воспринимался покупателями и не получал в свой адрес серьезных нареканий. Достаточно хорошо Запорожец себя зарекомендовал при езде в селах или по плохим дорогам. Высокому показателю проходимости способствует гладкое днище, независимая подвеска на все 4 колеса, а также – большая нагрузка (почти 60%) на ведущие колеса. Кстати, интересен и тот факт, что даже застряв в болоте или снегу, Запорожец не создавал особых проблем его пассажирам, ведь даже 2 человека могли легко «вытащить» из плена автомобиль, который весил всего 665 кг. Кстати, Запорожец отличался и тем, что мог без проблем ездить между грубыми колеями, оставленными на дорогах грузовиками. Этого не удавалось никаким легковушкам, даже ГАЗ-69, который должен был одной стороной въезжать в колею, а другой двигаться аккуратно по горбу перекошенным.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Серийная партия ЗАЗ-965 на производстве

Владельцы «горбатого» любили его не только за хорошую маневренность и прочный кузов (за счет только двух дверей), но и за экономичность, а также – простой в ремонте двигатель.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Передняя панель приборов ЗАЗ-965

В салоне Запорожца царил минимализм – за рулевым колесом располагалось несколько контрольных приборов, справа – зажигание, несколько кнопок управления, отопитель и радиоприемник. Лобовое стекло обеспечивало достаточно хорошую обзорность, а боковые стекла имели в передней части форточки-уголки. ЗАЗ-965 был двух дверным, но полноценным 4-х местным автомобилем, длиной всего 3.33 м. Посадка пассажиров на задний диван осуществлялась путем сгибания вперед правого переднего кресла. Днище не имело карданного вала и было идеально ровное, а длина клиренса под задней осью составляла всего 20мм, что в результате и дало Запорожцу отличную проходимость.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Салон автомобиля ЗАЗ-965

Среди недостатков ЗАЗа оставались высокая шумность двигателя и плохая звукоизоляция салона, открытие дверей «в обратную сторону», а также – расположение бензинного бака в передней части, что было очень опасно на случай столкновения. Некоторые обладатели автомобиля негативно высказывались о мощности, которой явно не хватало.

Технические характеристики «Горбатого» ЗАЗа-965

Главной деталью корпуса двигателя был картер, во внутренней перегородке которого была специальная полость для опоры подшипника. Пара подшипников цельные, а сама опора зафиксирована болтом. На стенках картера присутствуют опора для распределительного вала, а сверху картера – 4 отверстия. Они созданы для установки цилиндров, головки которых изготовлены из алюминиевого сплава и имеют охладительные ребра. Выпускных канала четыре (для каждого цилиндра), а впускных – всего два. Под свечи зажигания также предусмотрены отверстия, в которых устанавливаются дополнительно футорки.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Двигатель ЗАЗ-965, расположенный сзади

Четырехступенчатая коробка передач имела два вала и три хода. Одна передача была задней, 2-я и 3-я имели косозубые шестерни, которые были в постоянном сцеплении. Вторая, третья и четвертая передачи имели синхронизаторы, необходимые для бесшумной работы. Так как резкое и быстрое переключение передач могло вывести систему из строя, конструкция рычага позволяла двигаться ему очень сглажено и без рывков. Муфты КП перемещались с помощью трех штоков и вилок. Система охлаждения – это еще одно слабое место «горбатого», ведь система всегда перегревалась в теплое время года, особенно во время длительной езды.

Переднюю подвеску конструкторы позаимствовали у «Жука» от компании Фольксваген. Она представляла собой два торсиона поперечного типа, к которым прикреплялись 4 рычага. К рычагам дополнительно присоединялись кулаки ведущих колес с помощью узла. Задняя подвеска представляла собой два диагональных рычага с полуосями, которые качались. Эта бюджетная и простая по конструкции подвеска делала автомобиль более экономичным, хоть и не очень скоростным. В дальнейшем конструкторы все же избавились от этой конструкции, заменив ее на «косую рычажную» конструкцию, полуоси которой имели свои шарниры.

Технические характеристики ЗАЗ 965

Период производства1960-1969 гг.
Цена18 тыс. рублей
Кузов2-дверный цельнометаллический седан несущего типа
Габариты (д/ш/в)3330/1395/1450 мм
ВентиляцияМестная, бессквозняковая,
Вес с/без нагрузки665/965 кг
Распределение веса, передняя/задняя ось42/58%
Колея передних/задних1150/1160 мм
Дорожный просвет175 мм
Минимальный радиус поворота5 м
Максимальная скорость100 км/час
ДвигательБензиновый, V-образный, четырехтактный с четырьмя цилиндрами, карбюраторный, с верхним расположением клапанов и воздушным типом охлаждения
Вид топливаА-72 или А-76 (ГОСТ 2084—67)
Тип цилиндровЧугунные, раздельные, с ребрами охлаждения
Диаметр цилиндра72 мм
Рабочий объем цилиндров887 см.куб.
Степень сжатия6,5
Мощность30 л.с.
Бензобак30 л
Система смазкиКомбинированная (давление и разбрызгивание)
КарбюраторВертикальный, с падающим потоком К-125
СцеплениеОднодисковое, сухое, с диаметром диска 1,7 см
Коробка передач4-ступенчатая, 3-ходовая. (2-я, 3-я и 4-я с синхронизаторами)
ДифференциалКонический, с 2-мя сателлитами
РульГлобоидальный червяк с двойным роликом
Тормозная системаКолодочные на все колеса
Тормозной привод (ножной/ручной)Гидравлический/тросовой
ШиныБескамерные, низкого давления
Диаметр шин13 дюймов
Подвеска (передняя/задняя)Независимая, торсионная/независимая, пружинная
АмортизаторыПоршневые, гидравлические, 2-стороннего действия и телескопического типа

Модификации «Горбатого» ЗАЗа-965

ЗАЗ-965АБ – модель для инвалидов с рычагами ручного управления.

ЗАЗ-965АР – автомобиль для инвалидов у которых поврежденная только одна нога и/или одна рука.

ЗАЗ-965С – праворульный фургон с задними филенками из металла и измененной системой охлаждения, предназначенный для сбора почты.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Почтовый фургон ЗАЗ-965С

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

ЗАЗ-965Э «Ялта» в музее

965 Пикап – модификация без собственного индекса, использовался только внутри завода, а изготавливалась на основе бракованных серийных автомобилей ЗАЗ.

«Запорожец» в индустрии сувенирной продукции и кинематографа

В Советском Союзе несколько предприятий выпускали игрушки ЗАЗа в масштабе 1:43, например полтавская мастерская «ААА», херсонский завод «Киммерия» или калининградский AGD. Кстати, совсем недавно, в 2009 году, белый сувенирный «Запорожец» вышел вместе с научно-познавательным журналом «Автолегенды СССР» (изд. «ДеАгостини»). В 2010 году небольшое предприятие «Наш автопром» пустило в продажу белый и синий экспортный ЗАЗ-965Э (масштаб 1:43). В этом же году Укрпочта выпустила уникальный штемпель с изображением Запорожца, который ставился на конверты только 18.11.2010 года.

Заз авто горбатый запорожец. Смотреть фото Заз авто горбатый запорожец. Смотреть картинку Заз авто горбатый запорожец. Картинка про Заз авто горбатый запорожец. Фото Заз авто горбатый запорожец

Масштабная игрушка ЗАЗ-965 в масштабе 1:43 из журнала Автолегенды СССР №131

Интересные факты о «Запорожце»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *