Зис 110 легковой автомобиль характеристики

ЗиС-110

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

17 июля 1945 года на московском Заводе имени Сталина была собрана первая партия представительских лимузинов ЗИС-110.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Несмотря на все свои достоинства, ЗиС-101, бывший в предвоенные годы основным представительским автомобилем, к концу войны морально весьма устарел, и требовал замены. В качестве замены сам Сталин предложил сделать копию автомобиля Паккард-180,

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

на котором в те времена ездил президент США Франклин Делано Рузвельт. Тому Паккарду не повезло. Едва американцы смогли в августе 1941 начать его производство, как в декабре Америка вступила в войну, и выпуск был прекращен.
Задание на производство этого автомобиля было выдано Заводу имени Сталина в 1942 году, когда тот находился в эвакуации в Миассе, и заводским специалистам пришлось самостоятельно изготавливать оснастку для производства кузовов. Если для ЗиС-101 штампы для кузовных панелей, лонжеронов рамы, а также кондукторы для сварки кузовов были заказаны в США фирме Badd, и на их изготовление было затрачено шестнадцать месяцев и полтора миллиона тогдашних долларов, то теперь на это не было ни валюты, ни времени. Есть также версия, автором которой является британский автоисторик Майкл Седжвик, состоящая в том, что СССР действительно обратился к фирме Паккард с просьбой продать кузовные штампы несостоявшейся модели, но фирмачи ответили, что эти штампы уже уничтожены, так как возобновление выпуска Паккарда-180 не планируется.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

В конце концов, штампы были отлиты на нашем заводе из цинко-алюминиевого сплава и показали достаточную долговечность в расчете на мелкосерийное производство.
Несмотря на то, что за основу была взята внешность Паккарда-180, это была самостоятельная советская разработка, похожая на американский автомобиль лишь декором, при этом имевшая существенные отличия в размерах, форме кузова и конструкции. Так, автор кузова художник-дизайнер Герман сделал все возможное, дабы внешность автомобиля как можно дальше ушла от нелюбимого им американца. Он убрал подножки, придал передним крыльям большую округлость и обтекаемость, изъял из конструкции ниши для размещения в открытую запасных колес, а заднюю часть кузова сделал более покатой. Получившийся в итоге кузов ЗИСа, за вычетом декора, по форме напоминал скорее кузова ручной работы ателье «Фишер», поставлявшиеся для автомобилей «Бьюик-Лимитед» или «Кадиллак» последних довоенных моделей.
20 сентября 1944 года первый образец 110-го был представлен на смотрины Сталину и его соратникам. Завод получил «добро», и 21 мая 1945 года начался серийный выпуск нового отечественного лимузина.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Длина автомобиля при 3760-миллиметровой колёсной базе составляла ровно шесть метров. Ширина равнялась 1960 миллиметрам, а высота при 200-миллиметровом клиренсе достигала 1730 миллиметров.
На автомобиле стоял рядный восьмицилиндровый двигатель, почти полностью скопированный с Паккарда. Все цилиндры были отлиты из специального чугуна в одном блоке вместе с картером. Снизу к картеру был присоединен стальной штампованный поддон. Диаметр его цилиндра составлял 88,9 мм (3,5 дюйма), а ход поршня – 116,84 мм (4,6 дюйма). Поршни были изготовлены из алюминиевого сплава. На юбке поршня был сделан сквозной косой разрез.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Впервые в практике советского автомобилестроения двигатель имел гидравлические толкатели клапанов и привод распредвала бесшумной пластинчатой цепью Морзе – ранее такая устанавливалась на автомобили Русско-Балтийского завода. Двигатель ЗиС-110 работал столь тихо и плавно, что на приборной панели имелась контрольная лампа работающего зажигания, иначе было невозможно определить, заведен мотор или нет. Единственное, что пришлось тогда изменить, это степень сжатия. Дело в том, что самым высокооктановым бензином был тогда в СССР бензин Б-70. С 1945 года на Гурьевском НПЗ начали выпускать А-72, но для степени сжатия в 7,4 требовался 74-й. Такой бензин под маркой А-74 освоили на Московском и Рязанском НПЗ лишь к 1950 году, а пока было решено снизить степень сжатия до 6,85 единиц. Такое решение повлекло за собой падение мощности со 162 до 140 л.с. при тех же 3600 оборотах.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

На ЗиС-101 установили ту же самую трехступенчатую коробку передач, что была на «Победе», на ЗиМе, а потом и на 21-й «Волге». Трогался автомобиль, как правило, со второй передачи и, разогнавшись до 30 км/ч, водитель включал третью. Педаль сцепления при этом переключении он не выжимал.
На ЗиС-110 впервые применялась герметизированная система охлаждения. И еще одна интересная подробность. В верхнем бачке радиатора размещался термостат, который автоматически открывал или закрывал жалюзи, ускоряя прогрев или регулируя охлаждения двигателя.
ЗиС-110 стал первым в СССР автомобилем с независимой подвеской передних колес. Шасси автомобиля было оснащено стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади. Впервые после автомобиля АМО-2 был применен гидропривод тормозов.
Автомобиль отличали хорошая шумоизоляция, эффективная система вентиляции и отопления, серийно устанавливаемый радиоприемник, мягкие сиденья с набивкой из гагачьего пуха и обшивка из бежевого драпа – материала, из которого тогда шили пальто. Поворотная форточка на ЗиС-110 ставилась только в передних дверях. Заднее же боковое стекло могло поворачиваться относительно вертикальной оси, проходившей примерно по его середине. Кроме того, ЗиС-110 стал первым отечественным автомобилем, стёкла которого поднимались автоматически. Но поднимаются они не с помощью обычных электромоторов, как это делается в современных автомобилях, а с помощью гидравлических домкратов. Сделано это для того, чтобы можно было осуществлять подъём довольно тяжелых 75-миллиметровых бронированных стёкол. Кстати, о броне: из 2100 выпущенных экземпляров в броню одели только 43 штуки, но первым выпущенным экземпляром была именно бронированная версия – этот экземпляр в итоге и достался Сталину.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Масса такой конструкции вместо 2500 кг составляла около 7,5 тонн. Чтобы шасси выдерживало такую нагрузку, задний мост с полностью разгруженными полуосями пришлось позаимствовать у грузовика ЗиС-150. Даже передаточное отношение в главной передаче оставили грузовым – 6,67 вместо 4,36 у серийной модели. Однако именно на этой модификации, названной ЗиС-115, оставили высокую степень сжатия, и первое время такие автомобили заправляли импортным бензином. Несмотря на увеличенную мощность, скорость «броневика» не превышала 100 км/ч, в то время как серийная 140-сильная модель разгонялась до 140, набирая 100-километровую скорость за 28 секунд.

А тремя годами раньше сталинский завод изготовил несколько автомобилей ЗИС-110 в модификациях «Такси» и «Скорая помощь». Внешние отличия Скорой Помощи от базовой модели состояли в специальной медицинской окраске, которая была бежевая или светло-серая, фонаре с красным крестом на крыше и измененной форме багажника: последний стал доходить до крыши, что было связано с использованием штатных носилок, которыми комплектовался автомобиль.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

А тремя годами раньше сталинский завод изготовил несколько автомобилей ЗИС-110 в модификациях «Такси» и «Скорая помощь». Внешние отличия Скорой Помощи от базовой модели состояли в специальной медицинской окраске, которая была бежевая или светло-серая, фонаре с красным крестом на крыше и измененной форме багажника: последний стал доходить до крыши, что было связано с использованием штатных носилок, которыми комплектовался автомобиль.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

В том же году впервые увидел свет автомобиль ЗИС-110Б с открытым кузовом типа фаэтон. Фаэтоны ЗИС-110Б начиная с 1955 года сменили коней, которыми пользовались командующие парадами и принимающие парад на Красной площади в Москве, на Дворцовой площади в Ленинграде.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Одной из самых необычных вариантов был полноприводной ЗИС-110Ш, появившийся в 1949 году. Главной особенностью этого автомобиля был полный привод. Его обеспечили два ведущих моста от автомобиля «додж WC51», причём передний мост имел карданные шарниры типа «вейс».

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

В послевоенное время осталось немалое количество старой, оставшейся с войны лендлизовской техники. Чтобы не конструировать новые агрегаты, приняли решение подобрать их из ассортимента имеющихся американских. С раздаточной коробкой соединение обеспечивалось двумя удлинёнными карданными валами от ЗИС-110. Сама же раздаточная коробка, принадлежавшая также «доджу» и имевшая передаточное отношение 1:1, приводилась в движение от коробки передач специальным коротким промежуточным карданным валом. Сердцем нового вездехода стал самый мощный и лучший легковой двигатель от автомобиля «ЗИС-115», обладающий к тому же более совершенной системой охлаждения масла и заново спроектированным радиатором.
Этот довольно удачный образец был выпущен всего в 47 экземплярах, ни один из которых до наших дней, к сожалению, не дожил.

Источник

Паккард по-советски: тест-драйв ЗИС-110Б, на котором (возможно) возили Фиделя Кастро

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Обычно машина или нравится, или нет. С ЗИСом получилось не так просто. Хорошо ли он едет? Средне. Даже чуть хуже, чем далёкие от современных идеалов иностранные одноклассники того времени. Хорошо собран? Тоже нет. Может, у него какая-то удивительно прогрессивная конструкция? Ну, кое-что есть, хотя на прорыв не тянет. Может, он очень красивый? Честно говоря, на любителя. И всё-таки у него есть и сильные стороны. Только сразу их не видно, приходится искать.

Поводов не будет​

Обычно материал про интересный (а других не бывает) ретроавтомобиль начинаю с истории его создания. Иногда рассказываю кратко, иногда, если история интересная, подробнее. Но сегодня я этого делать не буду. И не из-за того, что от природы феноменально ленив, а для того, чтобы не кидать на вентилятор благодатной почвы для споров.

Для кого-то ЗИС-110 — всего лишь не очень удачная копия Паккарда, для кого-то — один из первых советских автомобилей, кузов которого спроектировали самостоятельно и даже сами построили оснастку для штамповки его деталей (раньше их чаще покупали за рубежом). Истина, как это обычно с ней бывает, где-то посередине.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Да, в начале проектирования ЗИС-110 в 1943 году перед глазами главного конструктора завода Бориса Фиттермана стоял Packard Super Eight. Но вместе с тем ведущий конструктор ЗИС-110 Андрей Островцев не стал его просто копировать — к разработке автомобиля подошли более творчески. Написано об этом очень много и — что более важно — достаточно противоречиво. Мне не хочется лишний раз давать повод для споров хейтеров советского автопрома и его ярых фанатов. Сегодня пойдём другим путём: расскажем, откуда у реставраторов взялась эта машина и как её восстанавливали. Думаю, многое станет понятным из этого рассказа.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Packard 180 Custom Super Eight Formal Sedan 1940

Стоимость и ценность

Итак, перед нами фаэтон ЗИС-110Б. Фаэтон — редкость сам по себе, но конкретно этот автомобиль ещё более интересен.

Новым он поступил в гараж исполкома Ленгорсовета. Гараж тогда находился на улице Короленко, но сейчас его уже нет: здание царской постройки в нулевых было снесено, и сейчас на его месте стоит новостройка. Там ЗИС работал до 1982 года.

С 1982 года машина стояла на хранении: её практически не эксплуатировали и почти что забросили. Но в целом она сохранилась неплохо. Были, конечно, некоторые недостатки. Самый серьёзный, который потребовал в будущем некоторой изворотливости умов реставраторов — это задний мост от Чайки с переделанным карданом. Всё остальное оказалось не столь печальным и, скорее всего, ожидаемым. Например, вышедший из строя родной бензонасос ремонтировать не захотели и вместо него поставили электрический насос от печки Запорожца. Родной карбюратор тоже отсутствовал. На его месте красовался карбюратор К-22Г, который более уместен, например, на ГАЗ-51. Разумеется, генератор и стартер тоже были не лучшем состоянии, но сам мотор сохранился во вполне достойном виде. Удивительно, но и салон тоже выглядел сравнительно сохранившимся.

ЗИС был на, так сказать, “условном” ходу. Ездить он теоретически мог, но несколько десятков лет не видел нормального ремонта. Его периодически латали, а вот приличествующей ему заботы ЗИС не получал.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Однако сразу после приобретения автомобиля приступить к работе не получилось: несколько лет ушло на поиск запчастей. Да и вообще, то, что планировалось сделать с ЗИСом, реставрацией назвать нельзя: его хотели просто привести в идеальное техническое состояние с полным сохранением внешнего вида и салона.

Найти тот же мост на ЗИС-110 чуть сложнее, чем истинную причину гибели группы Дятлова. Особенно сложно найти его в хорошем состоянии. Но и оставлять чайковский мост — это тоже не дело. В итоге мост всё-таки был найден. Но его ещё надо было отремонтировать. А где взять детали для редуктора? В России их не нашлось, зато их не так сложно было купить в Америке. И да — от Паккарда. Они точно такие же, как на ЗИСе. По большому счёту, от Паккарда можно было взять весь задний мост целиком — он ровно такой же. Но это было бы совсем уж нагло, поэтому обошлись редуктором. А вот кардан всё-таки нашли родной, зисовский.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

От Паккарда подошли и некоторые детали тормозной системы. Правда, и тут не обошлось без курьёзов. Нужны были новые рабочие тормозные цилиндры. На вид они точно такие же, как на Паккарде. Можно купить в Америке, но это дорого. Ради интереса посмотрели, не подойдёт ли что-то от относительно современных аналогов. И выяснилось, что абсолютно такие же цилиндры стоят на… ЗИЛ-5301 (это обычный Бычок). Совпадение? Не думаю.

Первые гидравлические тормоза на ЗИСах появились как раз на ЗИС-110. Само собой, их скопировали с Паккарда. Дальше так получилось, что гидравлические барабанные тормоза ни ЗИСу, ни ЗИЛу уже не были нужны. На более поздних зиловских “членовозах” тормоза стали уже дисковыми, а на грузовых ЗИЛах — пневматическими. И вдруг появился Бычок со своей удивительной пневмогидравлической тормозной системой, которая заставляла материться немых и молиться атеистов. На задние барабанные тормоза потребовались рабочие цилиндры. А зачем их изобретать новые, когда в продукции уже есть готовые — от ЗИС-110? И так получилось, что на “бычках” стоят те же самые по сути паккардовские цилиндры образца середины 30-х. Отливка, конечно, немного отличается (она более топорная), но всё остальное — точь-в-точь. Отверстия, посадочные места — всё совпадает до миллиметра. Ну, и стоят они, конечно, дешевле, чем от Паккарда.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

А вот для ремонта сцепления пришлось покупать детали от другого грузовика. В целом оно сохранилось, но диск, конечно, был изношен. Решили искать накладки и заняться переклёпкой, но оказалось, что диск от ГАЗ-51/52, который до сих пор можно купить в магазине, подходит ЗИСу как родной. Правда, пришлось заменить демпферные пружины – все-таки это «лимузин», а не грузовик, и ему полагается стартовать плавно.

Трёхступенчатую коробку передач не трогали вообще — она оказалась в порядке. Кстати, эта коробка полностью синхронизированная, что не может не радовать водителя.

Далее пришла череда мотора. Тут стоит двигатель, который так и называется — ЗИС- 110. Правда, поскольку этот автомобиль был выпущен в 1956 году, на двигателе выбито уже не ЗИС, а ЗИЛ-110. Эта рядная 16-клапанная «восьмёрка» при шести литрах объёма выдаёт 140 л.с. при 3 600 об/мин и целых 390 Нм крутящего момента при 2 000 оборотов. Все вы прекрасно понимаете, что при желании можно сломать всё что угодно. Но этот мотор так и не смогли сломать с 1956 года. Так что его просто разобрали и собрали заново — делать с ним ничего не пришлось.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Родные стартер и генератор удалось отремонтировать, а вот с карбюратором пришлось повозиться. Можно было, опять же, поставить от Паккарда — небольшие отличия есть только в отливке корпусов, но американский встаёт на место зисовского без переделок. Но в итоге обошлись только американским ремкомплектом. Точно так же поступили и с бензонасосом — всё нужное для ремонта взяли у Паккарда.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

С системой охлаждения всё оказалось ещё проще: достаточно было только прочистить радиатор и отремонтировать помпу.

А вот дальше началась работа, которую некоторые могут раскритиковать — работа над кузовом. Как вы видите на фотографиях, идеальным его назвать невозможно. Так оно и есть. Краска, конечно, тут не заводская. Когда-то давно, несколько десятков лет назад, его перекрашивали. Как и кто это делал — история умалчивает. Теоретически можно было кузов отпескоструить и перекрасить, но делать этого не стали. Не из-за жадности, а по убеждению: машина должна сохраниться приблизительно в том виде, в каком в 1982 году она попала на хранение. В том числе решили не перешивать тент и салон.

Источник

ЗИС-110 vs Packard 180: как в СССР содрали американский «членовоз»

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Одной из страстей Сталина всегда были автомобили, да не простые, а большие и длинные. Причем, пуще других он обожал «Паккарды», на которых в 1930-х годах ездил как он сам, так и его свита. Правда, как-то не комильфо вождю народов рассекать на американских автомобилях, не способна что ли огромная страна построить собственный автомобиль?! Способна, конечно, и построила! Только вот получился все равно Packard.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

На дворе 1942 год, война. Будучи в эвакуации в Миассе, Завод имени Сталина получает партзадание: построить лимузин для политической элиты. Если при создании ЗИС-101 в 1936 году московскому автозаводу за валюту активно помогали американцы (в частности, Budd Company взяла на себя разработку и производство кузовов), то в 1940-е ни валюты, ни времени, ни оснастки для кузовных штампов — ничего вообще уже не было. Варианта у проектировщиков было два: повесится с горя, ибо поставленная задача невыполнима, либо включить смекалку. Помог сам Сталин: настолько ему понравился Packard 180, на котором рассекал в те времена 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт, что он захотел себе такой же, но made in USSR.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Касательно внешности ЗИС-110 есть несколько версий. По одной, наши хотели купить у Packard кузовные штампы 180-й модели. Дело в том, что американский автомобиль встал на конвейер аккурат перед началом войны, так что уже к зиме 1941 года его производство свернули. Но продавать советам старые штампы американцы не хотели и отмахнулись формулировкой, мол, штампы от Packard 180 уже уничтожены, а если хотите, то давайте мы вам построим новый кузов, а заодно и продадим лицензию на автомобиль. Это советскую делегацию никак не устраивало — дорого и долго. И вообще, покупать — это как-то не по-советски. По другой версии, дизайн приехавших в СССР новеньких «Паккардов», скажем так, для творческого осмысления, местными художниками был оценен скептически. Так что на свой страх и риск ведущий конструктор проекта Андрей Островцев чуть отошел от наказа Сталина и построил свой кузов.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Как бы то ни было, штампы для ЗИС-110 сделали в Советах, а сам кузов получился на удивление самобытным. Причем, для снижения стоимости и трудоемкости изготовления штампы были не отфрезерованы из стали, а отлиты из цинк-алюминиевого сплава. У них был один недостаток: ограниченное количество циклов. Но при учете, что ЗИС-110 не планировали выпускать массово, подобное решение в условиях войны было весьма годным. К слову, именно кузов 110-го был чуть ли не первым полностью разработанным в СССР.

У советских инженеров получилось и впрямь хорошо. От устаревших дизайнерских решений Packard, вроде широкой подножки, открытых дверных петлей и крепления запаски за передним крылом, отказались. Сами крылья сделали массивнее, силуэт — статнее, заднюю часть более покатой. Правда, большую часть декора скопировали с «Паккарда». При одинаковой с американским автомобилем колесной базе (3 760 мм), 110-й был больше: без малого два метра в ширину и шесть метров в длину. Салон американского седана Сталину особенно нравился. Коли так, то инженеры решили не мудрить, а скопировали его до мельчайших подробностей: даже шрифт на спидометре у Packard 180 и ЗИС-110 трудно различим. Разве что наши соригинальничали: вместо обозначений 80, 100, 120 км/ч и так далее на спидометре 110-го было 8, 10, 12 км/ч.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Вся эта стать базировалась на тяжеленной основе. У ЗИС-110 рама с Х-образным усилителем и компоновкой не просто похожа на паккардовскую, а полностью ее копирует. Кстати, огромный запас прочности позволил выпустить бронированную модификацию ЗИС-115 с задним мостом от грузовика ЗИС-150, которая весила уже не 2,5 тонны, а 7,5 тонн — у Packard такой модификации не было. Очень пригодились гидравлические стеклоподъемники в дверях. Только они способны были справиться с такой тяжестью: общая масса комплекта бронестекол составляла 291,9 килограмм. Впоследствии, с одного из 115-х снимут бронированный кузов, поставят на него кабину от грузовика и будут использовать как техничку во время скоростных испытаний новых лимузинов.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Но мы отвлеклись. Конструкция подвесок у автомобилей тоже идентичная. На Packard стояла прогрессивная передняя независимая подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости и гидравлическими рычажными амортизаторами, который вдобавок выполнял роль верхнего рычага подвески. Благодаря американским инженерам ЗИС-110 стал первым отечественным автомобилем с независимой пружинной передней подвеской. Тормоза хоть и барабанные, но гидравлические — замедление, конечно, по современным меркам не эффективное, но для 1940-х годов самое то.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

Когда советские инженеры приступили к изучению двигателя Packard, то всплыла проблема с применением бензина. Американская рядная 6-литровая «восьмерка» в 162 л.с. была рассчитана на использование высокооктанового топлива марки А-74. Наши решили проблему просто, понизив степень сжатия с 7,4 до 6,8. Да, мощность двигателя упала до 140 л.с., зато он переваривал дешевый советский Б-70 и не давился. В остальном, опять под копирку: чугунный блок, штампованный поддон картера, поршни из алюминиевого сплава, гидравлические толкатели всех 16 клапанов (впервые в СССР) и бесшумный привод распредвала цепью Морзе. Мотор трудился в паре с 3-ступенчатой механической коробкой, причем, синхронизаторы уже были на всех передачах. Система охлаждения впервые в Советах герметичная — очередное спасибо инженерам Packard. Специальный термостат отвечал за открытие и закрытие специальных шторок в передней части моторного отсека для более эффективной терморегуляции.

Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Смотреть картинку Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Картинка про Зис 110 легковой автомобиль характеристики. Фото Зис 110 легковой автомобиль характеристики

С момента выпуска первого ЗИС-110 в августе 1945 года и до 1958 года, когда его сняли с конвейера, московское автопредприятие построило 2 089 автомобилей. Причем, у 110-го была масса модификаций: штучно производились фаэтоны, кабриолеты, скорые помощи, штабные автомобили, полноприводные на шасси Dodge WC51 и автомобили с «автоматом». Он, конечно, в техническом плане не был новаторским по мировым меркам, как и все в СССР, но стал пожалуй лучшим Packard 180 за всю историю американской марки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *