Для чего нужна рация для авто

Радиосвязь в авто: прихоть или необходимость?

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

Большая часть статей в отношении радиосвязи для автомобилей посвящены техническим аспектам этой аппаратуры. Но лиц непосвященных больше интересует, несколько полезным такое оборудование может оказаться в машине. Стоимость цифровых раций в условиях кризиса выросла, и важно понять, какие преимущества они способны обеспечить водителю.

Радиосвязью чаще пользуются дальнобойщики и таксисты, но и обычным водителям она пригодится. Главное – точно понимать, чего можно ожидать от этого устройства. Известно, что радиосвязь на автомобильном канале способна заменить навигатор, радар-детектор и даже телефон.

Разберемся с каждым из этих пунктов. Можно с помощью рации получить сведения о постах ДПС? Да, и лучшее тому подтверждение – магистральные трассы. Там на канале постоянно переговариваются дальнобойщики, и ситуация на дороге не будет таить в себе никаких неприятных сюрпризов.

Эффективная ли радиосвязь в отношении пробок? Ответ положительный. Тем, кто хочет передвигаться по городу и трассам без задержек, на сайте стоит ознакомиться с предлагаемым ассортиментом цифровых раций и услуг. В устройстве, если внимательно вслушиваться в переговоры, можно даже получить информацию о том, как быстро объехать пробку. Водители таких крупных городов, как Санкт-Петербург, уже давно оценили все преимущества автомобильной радиосвязи и активно используют ее в повседневной жизни.

С помощью рации очень просто узнать о качестве топлива на незнакомой заправочной станции. На трассах полно таких сомнительных организаций. В эфире всегда можно поинтересоваться у проезжающих водителей качеством реализуемого топлива. Вероятность получить ответ 50/50, но это лучше, чем вообще ничего. Тем, кто ездит на дизтопливе, на трассе можно и соляркой разжиться благодаря радиосвязи. Дальнобойщики – народ отзывчивый, и всегда готовый отлить 5-10 литров, если водитель не рассчитал объема бака. Достаточно просто озвучить проблему в эфире, и помощь подоспеет. С бензином сложнее, но тоже может повезти. В крайнем случае машину отбуксуксируют до ближайшей заправочной станции. Со смартфонов в кармане рассчитывать на это не приходится. Единственный выход – выходить из машины и голосовать.

В целом, качественная цифровая радиосвязь – вещь очень полезная для автомобилиста. Особенно для той категории водителей, которые большую часть дня проводят за рулем.

Источник

Радиосвязь для начинающих. F.A.Q. по радиосвязи в авто.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

В связи с участившимися вопросами в сфере радиосвязи (особенно в группе «Радиосвязь и радиолюбители»), желанием всё-таки помочь и отсутствием желания каждый раз расписывать одно и то же, было решено подготовить свой небольшой F.A.Q. по этому поводу. Здесь в основном будут рассмотрены безлицензионные диапазоны, наибольший уклон произведён к наиболее популярному среди автолюбителей диапазону Си-Би.
Хочу заметить, что я не считаю себя профессионалом в этой области и вряд ли им являюсь. В основном эта запись основана на собственном и чужом опыте, а так же на теоретических знаниях. Со временем список вопросов-ответов будет дополняться и корректироваться по мере необходимости. Аргументированная критика статьи не возбраняется.

1. Что такое CB (Си-Би), LPD, PMR, N-метровый диапазон?

Си-Би – это диапазон радиочастот около 27 МГц. В некоторых случаях может подразумеваться достаточно широкий диапазон: примерно от 25 до 30 МГц.
LPD – диапазон частот 433-434 МГц.
PMR – диапазон частот около 446 МГц.
Подробного описания этих диапазонов предостаточно в интернете. Поэтому здесь просто не вижу смысла много объяснять.
N-метровый диапазон – в данном случае подразумевают диапазон с соответственной длиной волны. Для определения частоты можно пользоваться приближённой формулой:
Частота [МГц] = 300 / Длина_волны [м]
Таким образом, для 2-метрового диапазона получим: Частота = 300 / 2 = 150 (МГц).

2. Что такое модуляция и какие они бывают?

По сути – наложение полезной информации на какую-то несущую частоту. Про всю физическую составляющую вы можете почитать на просторах интернета, здесь же рассмотрим только с точки зрения потребителя.
При радиообмене на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1) используются в основном следующие виды модуляции:
1) Амплитудная модуляция (АМ)
2) Частотная модуляция (FM, ЧМ)
3) Однополосная амплитудная модуляция (SSB), которая в свою очередь делится на USB (верхняя полоса) и LSB (нижняя полоса).
Здесь хочу сказать только одно: нормального радиообмена при разных типах модуляции никогда не будет. Да, можно разбирать друг друга при АМ у одного и ЧМ у другого, но при одинаковой модуляции вы будете слышать друг друга на гораздо большее расстояние. К примеру, два среднестатистических дальнобойщика могут различать друг друга в разных модуляциях на расстоянии от 50 до 500 м, далее они становятся неразличимыми друг для друга.

3. На какой частоте общаются на дороге, какая частота у дальнобойщиков?

В нашей стране (и не только) обмен информацией на дорогах в основном происходит на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1). Большинство автоканалов работают именно в этом частотном диапазоне (есть правда и исключения).
Дальнобойщики работают на частоте 27.135 МГц, амплитудная модуляция (вопрос №2).

4. Какую радиостанцию Си-Би диапазона купить в авто новичку, а какие самые крутые? Есть ли носимые станции?

Для начала обязательно определитесь с кем хотите общаться. Если вы хотите общаться с автоканалом в вашем городе, а он по какой-то причине находится ниже 26 МГц, да там ещё и SSB(вопрос №2), то здесь уже самая простая р/с не подойдёт и нужно выбирать, исходя из требований. Для общения же с дальнобойщиками подойдёт практически любая р/с. Требования к ней можно найти в вопросе №3.
Не забудьте посмотреть вопрос №5! Там рассказано что разрешено к использованию на территории РФ без получения лицензии.
И всё же, для новичков советую рассматривать к покупке линейку MegaJet-ов (хорошее соотношение цена-качество-функционал): MJ-300, MJ-100 и другие. В основном их покупка обойдётся вам в 70-100$. Иногда очень удобным бывает переключение каналов с тангенты (это та штука, в которую нужно говорить) и автоматический шумоподавитель.
В некоторых случаях не удаётся выполнить монтаж полноразмерной р/с в автомобиле. В таких случаях вам могут приглянуться MegaJet MJ-50 (пожалуй, это самая миниатюрная р/с среди всей линейки автомобильных станций), MJ-555, MJ-550, AnyTone Apollo и Yosan CB 250. У MJ-555, AnyTone Apollo и Yosan CB 250 управление полностью вынесено на тангенту, у MJ-550 – на миниатюрную панельку. У обоих MegaJet есть минус: плохое соединение основного и управляющего блока. Лечится заменой разъёма, при самостоятельной переделке обойдётся в пределах 200-300 руб. AnyTone Apollo готова к применению из коробки. То есть у неё нет необходимости доработок, в отличии от MJ-555.
Если хотите что-то более навороченное, то присмотритесь к MJ-600, MJ-3031.
Совсем крутое – Optim-778. Но для открытия полного функционала нужна программная разлочка.
Существуют так же носимые Си-Би радиостанции. Впрочем это не мешает их устанавливать в авто на время поездки. Наиболее популярная из них – это Midland (Alan) 42. Правда со штатной антенной работает практически никудышно. Лечится заменой антенны на что-то более продвинутое.

5. Какие документы нужны для пользования радиостанцией? Что будет, если р/с не попадает в безлицензионный диапазон?

Для пользования р/с в безлицензионном диапазоне в принципе никаких документов не требуется. Можете возить с собой товарный чек на покупку и краткое описание (будет не лишним в случае возникновения споров).
В РФ, с учётом последних изменений, разрешено без получения лицензии работать в следующих диапазонах:
1) 26.960-27.410 МГц с мощностью передатчика в АМ/ЧМ не более 4 Вт и в SSB(вопрос №2) не более 12 Вт. Запрещается так же использование направленных антенн и антенн, усиление которых больше усиления четвертьволнового штыря.
Здесь поясню, что практически всех автомобильных антенн этот закон не касается (т.к. они не направленные и усиление на них меньше). Кроме того, вышеописанное постановление относится к «сухопутным подвижным РЭС», и по идее, правила эксплуатации стационарных р/с остались прежними: не более 10 Вт АМ/ЧМ.
2) 433.075 МГц — 434.775 МГц с шагом в 0.025 МГц и мощностью передатчика не более 10 мВт
3) 446,000—446,100 МГц и мощностью передатчика не более 0.5 Вт
Этот список не полный, но здесь уделено внимание всем основным диапазонам.
Работа без соответствующих разрешений вне этих диапазонов – по сути нарушение закона. Я не призываю вас к нарушениям законодательства. Но на практике случаев наказания за это встречал крайне мало, большинство ограничивалось предупреждениями, в особых случаях – конфискацией аппаратуры. Здесь очень хорошо действует правило «сам живи и другим не мешай». Если вы не мешаете радиолюбителям, сотрудникам спецслужб и другим, то вами скорее всего не заинтересуются. Кроме того, последняя поправка запретила использование р/с Си-Би диапазона с выходной мощностью в АМ/ЧМ более 4 Вт, но у многих к этому времени уже были закуплены трансиверы с мощностью до 8 Вт. Не менять же их все на 4 Вт, согласитесь?

6. На какое расстояние можно связываться, имея Си-Би радиостанции?

Здесь нельзя ответить однозначно. Всё зависит от многих параметров: радиостанции, антенны и даже погоды на улице!
Среднестатистический комплект дальнобойщика обеспечивает им связь друг с другом на расстояние около 5 км. И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».

7. Какие у вас аппараты?

Лично обладаю не такой большой коллекцией: MegaJet MJ-300, Kenwood TH-K4AT, JOKER TH-UVF1.
И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».

8. Можно ли покупать б/у радиостанцию? Что проверить при покупке?

Да можно конечно. Проверять следует по максимуму. Для нормальной проверки вам понадобится антенна (хотя бы короткая на магните) и напарник с заведомо рабочей р/с и антенной. Вам лучше всего находиться стационарно, а ваш напарник будет постепенно увеличивать расстояние. Начинать следует примерно с 10 м (на некоторых р/с проявляются «затыки» на малых расстояниях) и закончить на расстоянии в несколько (2-5) км (встречаются р/с с вышедшим из строя выходным каскадом, которые будут слышны на несколько десятком метров максимум). Проверьте все диапазоны частот, все виды модуляции.
Покупка без этих проверок всегда 50/50. Толкнуть вам полностью работоспособную на вид р/с со спалённым выходным каскадом или ещё хуже с проблемным процессором могут очень легко.

9. Как правильно запитать радиостанцию?

Лучше всего плюсовой провод пробросить напрямую от аккумулятора. Минусовой – в ближайшем месте закрепить к кузову. Питание по такой схеме наиболее предпочтительно, т.к. собирает меньше помех из бортовой сети. Нет смысла использовать музыкальные или какие-либо другие специализированные провода, т.к. никаких высокочастотных сигналов на питании нет.
Помехи могут вызывать импульсные преобразователи (зарядки для телефонов, навигаторов, видеорегистраторов), вентиляторы, системы зажигания и розжига ксенона.
В таких случаях для избавления от помех используют различного рода фильтры по питанию: от ферритовых колец на провод до маленьких ящичков с конденсаторами и катушками. Различных схем в интернете огромное количество.

10. У меня сломалась радиостанция, что делать?

Если вы уверены, что причиной поломки является именно заводской брак, а не нарушение условий эксплуатации, то обратитесь в гарантийный ремонт. Во всех остальных случаях (в т.ч. при истёкшей гарантии) можно обратиться к специалистам (найти их можно на радиорынках) или попробовать устранить неисправность самому.
Наиболее типовые неисправности:
1) не включается р/с : проверьте питание, предохранители, полярность
2) меня перестали слышать: вполне возможно, что сгорел выходной каскад радиостанции (наиболее часто такое случается при работе без антенны или с неправильно настроенной антенной). Обычно замене подлежат транзисторы.
3) я ничего не слышу: возможно у вас перестала работать антенна (например перетёрся коаксиальный кабель), либо шумоподавитель стоит на максимуме, либо внутри р/с от динамика по какой-то причине отлетел провод.
По схемотехнической части р/с я точно не специалист, поэтому по таким вопросам советую обращаться на специализированные форумы.

11. Какими способами можно установить антенну на авто? Какой способ лучше?

Сейчас основное распространение получили 3 варианта установки антенн на транспортные средства:
1) так называемая «врезка»: в металлической части кузова просверливается отверстие диаметром около 10 мм, при необходимости устанавливаются дополнительные пластины для жесткости (при достаточно большой длине антенны и не очень толстом месте установки), далее в этом месте просто собирается антенна. При правильной установке этим способом будет обеспечена наилучшая связь в обе стороны.
Самые предпочтительные места установки: центр крыши, остальная крыша, экспедиционный багажник, крылья, металлический бампер. В общем случае — чем выше, тем лучше. Поэтому установка на бампер скорее всего значительно проиграет установки на крышу.
2) установка на кронштейне: кронштейн, выполненный из металла, устанавливается на металлическую деталь (деталь обязательно должна иметь надёжную электрическую связь с кузовом). Место установки кронштейна рекомендуется зачистить до металла.
Самые предпочтительные места установки: экспедиционный багажник, рейлинги, водостоки, крышка багажника, верхние части дверей, на внедорожниках и грузовых — металлические крепления бокового зеркала. Причём установка на крышке багажника универсала более плохой вариант, чем на крышке багажника седана (из-за принципов распространения волн). Связь обычно сравнима или немного уступает врезному варианту. Кронштейны требуют периодического обслуживания (такого как их чистка, протяжка и т.п.)
3) установка на магнитное основание: антенна устанавливается на подставку с магнитом диаметром от нескольких сантиметров. Плюсы такой установки очевидны: антенну можно быстро снять и спрятать, переставить с одного авто на другой. Минусы же здесь не так очевидны: во-первых дальность приёма-передачи меньше, чем у вышестоящих вариантов; во-вторых на скорости и от препятствий магнитное основание в лучшем случае может съехать и оставить царапинки на лакокрасочном покрытии, в худшем — свалиться и разбить окно; в-третьих кабель обычно пропускают через окно или между дверью и кузовом, вследствие чего он быстро перетирается и становится негодным; в-четвёртых такая антенна больше всех собирает помехи.
Типичные места установки: центр крыши, крышка багажника на седанах.

Что хотелось бы отметить: по сути скрытой установки антенн на авто не бывает. При попытке спрятать часть антенны в крыле или обрезать штырь на пол метра, или установить антенну полностью в салоне можете в лучшем случае получить отвратительную связь, в худшем — сломанную радиостанцию(вопрос №10). Тем не менее, в интернете проскакивают варианты установки антенны на заднее стекло, но такая антенна сложна в изготовлении и её поведение очень сложно предугадать.

12. Какую антенну посоветуете приобрести?

Автомобильная антенна Lemm AT-2001 Turbo — очень популярная среди владельцев радиостанций Си-Би диапазона в основном из-за соотношения цена-качество. Высота штыря — 2 м. Из минусов — не всегда надёжный кронштейн, требует периодического обслуживания.
Sirio Performer 5000 — высота чуть-чуть не доходит до 2 м. Вполне нормальная антенна для повседневной эксплуатации.

© notAmonster, 2014. При использовании статьи ссылка на первоисточник обязательна.

Источник

Все о рации CB: зачем слушать разговоры водителей, как пользоваться и как остаться в эфире человеком?

Наверное, все знают, что дальнобойщики активно пользуются рацией CB (аббревиатура Си-Би, получившая свое название от англ. Citizen`s Band, что в переводе на русский означает «гражданский диапазон»). И многим становится интересно: о чем говорят между собой водители? Может, это интересно и обычным автомобилистам? Да, иногда полезно. А иногда — нет. А то и просто непонятно, потому что не каждый знает, как на трассу попали «кактус», «бедуин» и при чем тут «контрабас».

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

Зачем нужна «си-бишка»?

И все-таки, есть ли какой-то смысл обычному водителю ставить в машину рацию и слушать эфир дальнобойщиков или даже самому в нем участвовать? Да, есть.

Тут хотелось бы внести важную ремарку: сейчас речь пойдет о трассе. В городе есть свои особенности, о которых расскажем чуть ниже.

Итак, что интересного можно услышать на «пятнадцатом канале»? Как ни странно, но первое, что может шокировать нежного и неподготовленного автолюбителя, так это трехэтажный мат. Да, он есть. И это стоит учитывать, если едете всей семьей куда-нибудь на юг и в машине сидят дети. Правда, иногда есть смысл сообщить в эфир, что в салоне с вами едут маленькие уши, которые пока не готовы слышать столько речевых фиоритур полового значения. Это действительно работает (если сообщить вежливо, а не в стиле «эй, вы, заткнитесь»). Есть и другой способ: попросить выдать в эфир несколько слов свою жену (ну, или спутницу, с которой вы едете тайно от жены). После этого речи дальнобойщиков смогут позавидовать российские дворяне XlX века, потому что водители — это совсем не толпа быдла, как многие почему-то думают, а такие же нормальные люди. Часто — хорошо воспитанные и культурные. И при женщине они ведут себя достойно.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

По рации можно услышать предупреждения о пробках и о «засадах» ГИБДД. Впрочем, это уже не так актуально: сейчас почти все берут с собой навигаторы или едут по навигации с телефона, где указаны и пробки, и расположение камер видеофиксации.

В целом больше ничего интересного для обычного автомобилиста в прослушке чужих разговоров нет. Слушать про пункты весового контроля, очереди на таможню или в какой-нибудь терминал — это неинтересно и не слишком-то полезно. Но ведь рацию можно не только слушать, в нее можно и говорить!

А вот тут «си-бишка» действительно полезна. В эфире можно задать практически любой вопрос (неглупый, естественно) и получить на него толковый ответ. Можно спрашивать о том, где лучше или ближе заправиться, где безопасно встать на ночевку или пообедать. Можно спросить и о работе дэпээсников с передвижными камерами (их, например, много в Татарстане) или о выборе более удобного маршрута. Дальнобойщики могут поделиться инструментом или не дать замерзнуть зимой на обочине. И вместе с тем есть пара вещей, о которых просить практически бесполезно: поделиться бензином или сгонять с канистрой до заправки. С первым вопросом все просто: все грузовики — дизельные, бензина у них нет. Вот солярку вам, скорее всего, сольют. Хотя бы литров пять-десять, чтобы доехать до заправки — для грузовика это совсем немного. Но сделать это лучше быстро, потому что время — самый ценный ресурс дальнобойщика. И, кстати, именно по этой же причине желающих отвезти вас с канистрой до заправки и вернуть назад, скорее всего, не найдется. К тому же «обсохнуть» сегодня на федеральной трассе в центральной части России сможет только исключительно талантливый человек, которого другие и за водителя не посчитают. Заправок много, и бесконечно ехать «на лампочке» — это занятие для отважного, но не слишком умного человека. Таких на дорогах просто не уважают. Правда, иногда им все-таки помогают. Из жалости. Ну, или ради смеха.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

В городе рация CB работает иначе. Там практически нет смысла выходить на «дальнобойную» частоту 27,135 МГц. В городах часто есть свои автомобильные частоты, где в эфире сидят члены клубов, форумов, обществ и прочих организаций энтузиастов. Часто, кстати, весьма интересных. В городских каналах можно намного проще узнать особенности местных отелей, заправок и стоянок. Тут же часто транслируют данные о пробках, перекрытых улицах и прочих полезных водителю вещах. Нюанс: если хотите использовать рацию на городском канале, придется заранее узнавать его частоту.

Как правильно вести себя в эфире?

Как я уже говорил, мат в эфире — вещь нормальная. Но это не значит, что там царят постоянный хаос, беспредел, Содом и Гоморра. В эфире, несмотря на особенности лексики, есть свои жесткие правила, которые всегда соблюдаются. Первое из них — разговаривать нужно вежливо. И уж тем более не хамить и не нарываться на «разборки». Поверьте, если перегнуть палку, можно «ответить за базар» на полную катушку. К тому же это просто некрасиво.

Правила вежливости не допускают засорения эфира долгой частной болтовней с интересным собеседником. Если есть желание с кем-то поговорить «с глазу на глаз», уходите на другую частоту (обычно ее выбирают по договоренности с собеседником на канал-два выше или ниже пятнадцатого). Никогда не встревайте в чужой разговор и не перебивайте собеседника. Это просто бесполезно: у симплексной связи, при которой информация передается только в одном направлении, есть свои особенности. Пока один абонент не закончит передачу, другому нет смысла говорить ему что-то в ответ: первый все равно ничего не услышит. Так что молча ждем, потом отвечаем.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

Водители ценят и любят правильное обращение. Если вопрос не относится к кому-то лично, то можно обратиться просто «ребята». Если хотите сказать что-то конкретному человеку (например, сообщить ему о потухшем «габарите»), то лучше назвать номер (регистрационный знак) его автомобиля или прицепа. Желательно — с указанием региона, это лучше привлекает внимание.

В принципе, соблюдения этих правил для начинающего пользователя «си-бишки» вполне достаточно. Ну а профессиональные водители знают их и без нас. Поэтому перейдем к самому интересному вопросу: а как поставить такую рацию на свою малолитражку?

Все дело в антенне!

Я не буду давать каких-то советов по выбору рации. Тут может быть разными и бюджет (хорошая рация — штука дорогая), и цель ее установки (не каждый захочет ради короткой поездки на Черное море поставить рацию за 15 тысяч рублей и спрятать ее так, чтобы наркоманы не сперли ночью на парковке). Раций много, для эстетов есть приборы, корпус которых сделан «под дерево», есть совсем недорогие комплекты. Так что «ищите и обрящете». Но не забывайте, что хотя большинство раций работают от 12 вольт, есть и такие, которые можно подключить только к 24-вольтовой сети (у грузовиков как раз такая бортовая сеть). Правда, можно купить какой-нибудь преобразователь, но смысла в нем нет: как я уже сказал, большинство раций как раз 12-вольтовые.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

В интернете растиражировано мнение о том, что запитывать рацию надо обязательно отдельным проводом к АКБ. Это не совсем так. Подключить можно и через обычное гнездо прикуривателя: потребляемый ток рации редко превышает 5 ампер, а запас у прикуривателя обычно 15 А. Предохранитель надо ставить нормальный, который действительно перегорит в случае замыкания, а не сожжет машину, оставшись на пожарище единственным несгоревшим элементом. И уж тем более нельзя использовать разветвители разной степени паршивости. Все-таки ток значительный, а какие сейчас продают разветвители, вы знаете без меня. Обычно — поганые. Поэтому если в дороге надо заряжать телефон, навигатор или что-то еще, то лучше действительно кинуть на рацию отдельный провод от аккумулятора. И на всякий случай в этой ситуации есть смысл в плюсовую сторону поставить предохранитель на 10 А — лишним он там не будет.

У современных машин 12-вольтовых розеток обычно больше, чем родственников у жены, поэтому необходимости «колхозить» проводку для рации нет.

При подключении антенного кабеля надо помнить одну вещь: его ни в коем случае нельзя резать или укорачивать! Тащите его через всю машину, но не обрезайте. Саму антенну придется выбирать не самую дешевую. Чем антенна длиннее, тем она дороже. Метровая антенна — деньги на ветер, поэтому придется раскошелиться на антенну длиной около двух метров.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

А вот дальше начинается самое интересное: антенну нужно настроить. Точнее — ее длину. А сделать это можно только со специальным прибором — КСВ-метром (измерителем коэффициента стоячей волны). Стоит он в пределах тысячи рублей (конечно же, китайский), дороже покупать его смысла нет. Как им пользоваться — лучше прочитать в инструкции. Ничего сложного в КСВ-метре нет: его надо будет включить в цепь антенны и, изменяя длину антенны, добиться показателя коэффициента стоячей волны, близкого к единице. КСВ может быть в пределах от 1 до 1,5, но чем ближе к 1, тем лучше.

Само собой, возникает вопрос: да на фиг мне этот КСВ-метр и танцы с бубном? Неужели нельзя это сделать как-то проще? Конечно, можно. На любой крупной стоянке дальнобойщиков есть магазинчик с такими рациями. Там же обычно можно отремонтировать или установить рацию и настроить антенну. Так что если не хочется покупать КСВ-метр, то добро пожаловать на стоянку с магазином раций.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

Как настроить «си-бишку»?

Тот самый известный всем 15-й канал правильно называется C15EA на частоте 27,135 МГц. Что означают буквы в названии?

«С» — это названии сетки. Понятие сетки появилось в результате эволюции частот. Большинство раций не показывают частоту — слишком много цифр. Изначально они были настроены на 40 предустановленных частот. Со временем этого перестало хватать, и их количество увеличили до двухсот. 200 каналов разбили на пять групп по 40 каналов, присвоив каждой из групп свой буквенный индекс A, B, C, D и E. Саму же группу стали называть сеткой. Тот самый изначальный канал оказался в центральной сетке с индексом С, ну а номер канала с частотой 27,135 МГц остался под номером 15. Отсюда — С15. Поехали разбираться дальше.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

Буква «Е» означает «Европа». «Гражданский диапазон» (на английском — как раз те самые буквы CB, Citizen`s Band) начинается с частоты 26,965 МГц и идет с шагом частоты, кратным 10 КГц. Собственно, соседние частоты — это и есть соседние каналы сетки. Такое деление принято называть «Европой», «европейской», поэтому в названии канала используется буква «Е». Кстати, изначально была немного другая сетка, которую на сленге называли «Россия» или «нули». Иногда — «Польша». Сейчас ее дальнобойщики не жалуют, а вот радиолюбители пока еще ею пользуются.

Осталась последняя буква — «А». Она означает, что в сигнале используется амплитудная модуляция АМ. Честно говоря, я не могу сказать точно, почему в среде водителей популярность завоевала именно амплитудная модуляция. Но факт остается фактом — она наиболее востребована. Иногда используют и частотную модуляцию FM, иногда — даже однополосную (SSB), но если хотите найти общий язык с дальнобойщиками, то придется работать в АМ.

Итак, чтобы выйти в эфир, достаточно лишь включить 15-й канал на сетке С в режиме АМ. Правда, есть одно но: у некоторых раций почему-то своя собственная система обозначения сеток, поэтому С не всегда С. Иногда это может быть и D, и что-то другое. Придется искать.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

Нельзя не затронуть еще одну тему в настройке рации — шумоподавление. Не секрет, что амплитудная модуляция предполагает большое количество помех. Для их устранения в рациях есть специальная система. И вот с регулировкой «шумодава» иногда здорово ошибаются.

Принцип работы у него простой: он отсекает слабые сторонние сигналы, которые в эфире выглядят помехами. А вот то, что считать такими сигналами, обычно задают вручную, изменяя порог этих сигналов. В идеале, конечно, рация должна молчать (если вы с кем-то не переговариваетесь). В реальной жизни такого не бывает. Если вы «слышите» тишину, значит, «шумодав» работает слишком хорошо. И само собой, он отсекает и просто слабые, но вполне нормальные сигналы. Как не ошибиться с регулировкой «шумодава»? Тут есть два простых совета: не регулировать его по близко стоящей машине (там уровень сигнала будет очень высоким, а когда она уедет, в эфире будет почти постоянная тишина) и не реагировать на кратковременные посторонние шумы от трамвая или опоры линии электропередачи. Да, они «фонят» сильно, но лучше их перетерпеть, чем выкрутить ручку шумоподавления и оглохнуть совсем. В принципе, источники помех есть и в той же самой машине, в которой стоит рация. В легковом автомобиле это в первую очередь генератор. Вот его фона быть не должно.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

деально было бы настраивать шумоподавление одновременно с чувствительностью приемника. Тогда оба параметра можно выставить очень качественно, но для этого нужны опыт и знание особенностей собственной рации.

Как я уже говорил, стоимость раций может сильно отличаться. Самые доступные (например, MegaJet MJ-50 или Midland M-ZERO Plus) можно купить всего за 3500 рублей. Вот только надо ли? Рации вполне рабочие, но недостатков хватает. И «шумодавы» частенько работают некорректно, и звук со своего динамика обычно просто никакой. Из плюсов — небольшие размеры. Собраны недорогие рации тоже неважно, ремонту поддаются с трудом. Но для любителя они часто вполне пригодны.

Midland M-ZERO Plus

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

Если планируете пользоваться рацией серьезно и долго, то лучше поискать что-нибудь посолиднее. Например, MegaJet MJ-450 или 600, Optim 778 или что-то другое тысяч за семь-восемь. Но будьте готовы к тому, что более дорогие рации имеют более высокую потребляемую мощность, особенно в режиме передачи. Нужно быть уверенным в бортовой сети своего автомобиля, чтобы ставить себе такие устройства. В противном случае можно остаться с севшим аккумулятором. Кроме того, иногда они здорово греются — это тоже надо предусмотреть и учитывать при установке рации в машину.

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

Более дорогие рации используют те, кто без них себе жизни не представляет, а значит, в наших советах не нуждается. Начинающим радиолюбителям тратить 12-20 тысяч на такие «сибишки» смысла нет.

Лучше не пожалеть денег и к своей рации купить хорошую антенну — ее качество не менее важно, чем качество самой рации.

Как я уже говорил, недорогие короткие антенны нам не подойдут: толку от них мало. Поэтому всякие 45-сантиметровые «Триады» за 700 рублей — это выброшенные деньги. Нормальные антенны стоят от 2,5-3 тысяч рублей и длина их должна быть хотя бы не менее 1,5 метра. Обратите внимание на характерную деталь: по способу установки антенны бывают магнитными и врезными. Для установки второй антенны придется сверлить кузов автомобиля. А это не всегда хорошо. Тем временем антенна на магните с такими же характеристиками обычно стоит дороже врезной (ее проще ставить и можно снимать без последствий для кузова). Так что тут придется думать: то ли переплачивать за магнит, то ли сверлить дырку, то ли изобретать свое крепление для врезной антенны.

Вариант установки врезной антенны на крышу легкового автомобиля

Для чего нужна рация для авто. Смотреть фото Для чего нужна рация для авто. Смотреть картинку Для чего нужна рация для авто. Картинка про Для чего нужна рация для авто. Фото Для чего нужна рация для авто

И последнее: не все антенны хорошо работают со всеми рациями. Иногда желательно хорошенько «покурить» тематический форум (коих множество) и выяснить у более опытных пользователей, с какой антенной ваша рация будет работать лучше всего. Умный совет часто позволяет сэкономить и деньги, и нервы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *