Грузовик военных лет кроссворд

Гражданские волонтёры: послевоенные грузовики в Советской армии

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Когда завершилась Великая Отечественная война, на помощь только что образованной Советской армии были направлены не только полноприводные армейские автомобили, но и все виды народнохозяйственных грузовиков Горьковского и Московского автозаводов. Они помогали армии разрешать транспортные проблемы, а также несли на себе войсковые кузова и несложные надстройки, доставляли топливо и хлеб.

В Вооруженных силах Советского Союза гражданские грузовые машины применялись в основном на дорогах общего пользования и на тыловых перевозках. Самым известным и работящим оказался 2,5-тонный грузовичок ГАЗ-51, который прошёл цикл армейских испытаний и официально являлся основой лёгкой войсковой техники. Корни гражданских автомобилей ЗИС-150 ведут к серии прототипов военного времени, а в 50-х их сменил ЗИЛ-164 с новым оформлением решётки радиатора.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Многоцелевой грузовик ГАЗ-51 первого выпуска с деревометаллической кабиной. 1948 год

ГАЗ-51 (1945–1975 гг.)

Летом 1945 года 70-сильный ГАЗ-51 получил одобрение на передачу в производство. Его массовое изготовление развернулось в конце 1947-го. Машины первых десяти лет выпуска имели деревометаллическую кабину с фанерной обшивкой, но с 1955-го серийно выпускался вариант ГАЗ-51А с цельнометаллической кабиной и кузовом с тремя откидными бортами.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Серийный ГАЗ-51А с цельнометаллической кабиной в музее военной автомобильной техники в Рязани

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Военизированный вариант ГАЗ-51Н с кузовом от вездехода ГАЗ-63. 1958 год

С 1956-го в производстве находился военизированный грузовик ГАЗ-51Н с дополнительным топливным баком и высокобортной грузовой платформой от ГАЗ-63, который пользовался успехом в Советской армии, военно-десантных войсках и в некоторых странах социализма, где буксировал пушки калибра до 38 мм.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Грузовик ГАЗ-51А воздушно-десантных войск в рязанском Музее вооружения и военной техники ВДВ

Варианты и специальное оснащение на шасси ГАЗ-51

В Советской армии и вооруженных силах союзных государств эти машины служили для перевозки нетяжёлых грузов и доставляли 9–12 человек личного состава стрелковых подразделений. В опытном порядке ГАЗ-51 пытались доставлять на транспортных самолетах и в специальных планерах, а также монтировали на них гусеничные движители.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

ГАЗ-51 первого выпуска для доставки личного состава военно-морского флота СССР. 1949 год

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Посадочное десантирование обычного грузовика ГАЗ-51 на транспортном планере Як-14. 1948 год

Номенклатура войсковых фургонов для ГАЗ-51/51А ограничивалась несколькими облегченными конструкциями, унифицированными с кузовами для вездехода ГАЗ-63. В лёгком фургоне АК-32 пробовали доставлять хлебобулочные изделия, медикаменты и штабное имущество, но он оказался слишком высоким и неустойчивым. Достаточно совершенный кузов КУНГ-2 также не получил рекомендации для передачи в массовое производство, а наиболее приемлемыми оказались многоцелевые обтекаемые деревометаллические кузова марки АВС.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Деревянный кузов АК-32 на ГАЗ-51. 1949 год (архив 21 НИИЦ)

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Каркасный кузов КУНГ-2 с деревянной обшивкой (архив 21 НИИЦ)

В категории автомобилей топливной службы на грузовиках семейства ГАЗ-51 монтировали станцию ПД-50 с центробежным насосом перед радиатором для перекачивания бензина из одной ёмкости в другую. Более мощной была машина ПСГ-65/130 с отдельной кабиной для управления насосной системой и подачи топлива из железнодорожных цистерн в складские ёмкости.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Бензоперекачивающая установка ПД-50 на грузовике ГАЗ-51 с открытым расположением насоса

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Перекачивающая станция ПСГ-65/130 с насосным отсеком в экспозиции музея службы горючего

В эту же категорию входила автоцистерна АЦ-2-51 с эллиптической ёмкостью на две тысячи литров горючего и собственным механическим центробежным насосом. За ней последовал топливозаправщик АТЗ-2,2-51А с цистерной вместимостью 2200 литров и механическим насосом с приводом от коробки отбора мощности самосвала ГАЗ-93.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Лёгкий многоцелевой топливозаправщик АТЗ-2,2-51А на шасси ГАЗ-51А. 1965 год

Достаточно известным был модернизированный маслозаправщик МЗ-51М, служивший для заправки горячим маслом автобронетанковой и авиационной техники в полевых условиях. Его оборудовали цистерной на 920 литров масла, ротационно-зубчатым насосом, нагревательной системой со змеевиком, насосом для подачи бензина в форсунку, жаровой и дымовой трубами.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Многоцелевой маслозаправщик МЗ-51М двойного назначения на шасси ГАЗ-51А. 1957 год

В аэродромной службе применялась передвижная установка УПГ-250ГМ для проверки и испытания бортовых гидравлических систем летательных аппаратов, оборудованная автономным силовым агрегатом, задним постом управления и боковыми ящиками с откидными лючками.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Установка УПГ-250ГМ для проверки авиационных гидросистем в вооруженных силах Финляндии

Первым аэродромным моторным подогревателем стала машина МП-300 для очистки горячим воздухом самолетных агрегатов, кабин и салонов. От коробки отбора мощности приводился вентилятор, подававший воздух в калорифер, который подогревал его до 120 градусов и подавал на пять широких рукавов для распределения по местам назначения.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Моторный подогреватель МП-300 на шасси ГАЗ-51А для разогрева агрегатов и отсеков самолетов

В химических войсках служила дезинфекционная установка ДУК-1 конструкции Комарова, применявшаяся для обработки помещений и техники специальными обеззараживающими составами. Для их приготовления имелись цистерна на 860 литров воды, котёл с форсункой для впрыскивания бензина, змеевик и дымовая труба.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Дезинфекционная машина ДУК-1 на шасси ГАЗ-51А при обработке небольших участков местности

К прочей военной автотехнике в семействе ГАЗ-51 относились радиостанция РАФ-КВ-5, дезинфекционные машины, войсковые хлебные фургоны КХА-51 и кинопередвижки.

ЗИС-150 (1948–1957 гг.)

В апреле 1948-го началось серийное изготовление четырёхтонных грузовиков ЗИС-150 с довоенным 90-сильным двигателем и горизонтальной решёткой радиатора. Сначала их оборудовали деревометаллической кабиной, заменённой вскоре на цельнометаллическую. Эти народнохозяйственные автомобили, добротно сложенные и надежные, также широко использовались в войсках.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Ранний ЗИС-150 с деревометаллической кабиной и кузовом от ЗИС-151 при транспортировке пехоты. 1950 год

Варианты и специальное оснащение на шасси ЗИС-150​

В 1949–1950 годах ЗИС-150 благополучно преодолел военные испытания и в ограниченных количествах служил в Советской армии и в вооруженных силах соцстран, выполняя традиционные функции по перевозке личного состава и различных грузов.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

На марше Народной армии ГДР ЗИС-150 с цельнометаллической кабиной и светомаскировочными фарами

В те же годы на ЗИС-150 было испытано несколько опытных войсковых кузовов, унифицированных с конструкциями для ЗИСа-151. Первый деревометаллический фургон АК-3 приспособили под мастерскую, а в институте «Дортранспроект» собрали два каркасно-металлических кузова МН и СУН с разными габаритами. Следом за ними появился более прочный укороченный кузов СУВ на сварном подрамнике.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Обитаемый кузов АК-3 для мастерской. 1948 год (архив 21 НИИЦ)

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Укороченный металлический кузов СУН. 1951 год (архив 21 НИИЦ)

В 1953-м был разработан каркасно-деревянный фургон КУНГ-1, который оказался не приспособленным к работе автомобилей с прицепами. В 1955 году представили более удачный облегченный вариант КУНГ-1Л с каркасом из трёх склеенных реек.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Каркасно-деревянный кузов КУНГ-1. 1953 год (архив 21 НИИЦ)

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Кузов КУНГ-1Л с реечными брусьями каркаса. 1955 год (архив 21 НИИЦ)

В 1948 году первой автоцистерной на шасси ЗИС-150 была машина АБЦ-3800 с ручными перекачивающими насосами для раздачи топлива. В то же время начинался серийный выпуск машины АЦ-4-150 без штатного насоса, из которой топливо выливалось самотёком. За ними последовали модернизированная войсковая машина АЦМ-4-150 и топливозаправщик ТЗ-150.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Простейшая машина АБЦ-3800 с подвешенным к цистерне ручным насосом. 1948 год

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Серийная многоцелевая автоцистерна АЦ-4-150 без насосной системы. 1956 год

В 1950 году на базе ЗИС-150 был создан первый советский аэродромный командный пункт СКП-3МВ с кузовом вагоностроительного завода из ГДР со съёмным застекленным постом (фонарём) на крыше. Его использовали для наблюдения за перемещениями и полётами самолетов в зоне взлетно-посадочных полос и обеспечения телефонной, телеграфной и световой связи на аэродромах.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Аэродромная стартовая установка СКП-3МВ с кузовом вагоностроительного завода из города Вердау. 1950 год

В конце 50-х на базе ЗИС-150 был построен опытный армейский автопоезд, состоявший из седельного тягача ЗИС-120Н и одноосного полуприцепа ММЗ-584Г с арочными шинами на всех колёсах. В его грузопассажирском кузове с четырьмя продольными скамьями можно было перевезти семь тонн грузов или 52 человека личного состава.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Военные испытания тягача ЗИС-120Н с полуприцепом на арочных шинах. 1958 год (архив 21 НИИЦ)

ЗИЛ-164/164А (1957–1965 гг.)

После переименования ЗИСа в Завод имени И.А. Лихачева удалось модернизировать прежний ЗИС-150, поставив на конвейер 97-сильный грузовик ЗИЛ-164 (с 1961-го — 100-сильный ЗИЛ-164А) с отличительной вертикальной решёткой радиатора. При этом большая доля военного оборудования на их базе незаметно перешла от старых машин к новым.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Военизированный грузовик ЗИЛ-164А со светомаскировочными фарами в Народной армии ГДР. 1963 год

Военное оснащение на шасси серии ЗИЛ-164​

Эти грузовики, как и их предшественник ЗИС-150, состояли в Советских Вооруженных силах и отправлялись на экспорт в союзные страны. В эту программу по-прежнему входили различные мастерские, автоцистерны, автодегазаторы и аэродромная техника.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Экспортная полевая сварочная мастерская в высоком тентованном кузове на шасси ЗИЛ-164А. 1963 год

В категории машин топливной службы состояли простейшие модернизированные топливные автоцистерны АЦ-3,8-164 двойного назначения с архаичной системой ручных перекачивающих насосов и вместительная тыловая машина АЦ-4-164 с цистерной на 4100 литров топлива, которая служила только для его перевозки и временного хранения. За ними следовали механизированная автоцистерна АЦМ-4-164 и доработанный топливозаправщик ТЗМ-164.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Автоцистерна АЦ-3,8-164А вместимостью 3800 литров топлива с ручным насосом

На вооружении войск химзащиты состояли модернизированные дегазационные машины АГВ-3В для термической очистки обмундирования и снаряжения, а также пароэлеваторные дезинфекционно-душевые установки ДДА-2 с душевыми кабинами для одновременной «бани» на 18 человек.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Машины АГВ-3В на шасси ЗИЛ-164 для дегазации имущества горячим воздухом или паром

В аэродромной службе использовалась посадочно-светомаячная станция АПМ-90 или попросту прожектор, переставленный с грузовиков ЗИС-150 и служивший для освещения взлетно-посадочной полосы и облегчения взлёта и посадки самолётов, а также для поиска различных объектов на земле и в воздухе.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Аэродромный прожектор АПМ-90 в бортовом кузове грузовика ЗИЛ-164А в польской армии

Модернизированный стартовый командный пункт СКП-9 на экранированном шасси ЗИЛ-164АД был полностью разработан и укомплектован в СССР с учётом опыта применения первой машины СКП-3.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Аэродромный командный пункт СКП-9 с кузовом КУНГ-1М и постом руководителя полётами на крыше

В отличие от неё, он размещался в военном кузове КУНГ-1М с вынесенным на левую часть крыши застеклённым фонарём и был оснащён пятью радиостанциями, светотехническими средствами, светофорами и сигнальными ракетами.

Среди прочей автотехники на ЗИСовских и ЗИЛовских шасси были аэродромные пусковые агрегаты, радиостанции средней мощности, различные лаборатории, шасси под автокраны, гидроподъёмники и так далее.

На заглавной фотографии — военизированный грузовик ГАЗ-51А, служивший в Народной армии ГДР, на фестивале старинной военной автотехники.

Источник

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССР

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

В этой статье продолжаем рассказ о самых разнообразных необычных, редких и малоизвестных грузовиках передовых конструкций для Советских вооруженных сил. Они создавались в период от благодатных времён 60-х до развала СССР в 1991 году, когда по известным причинам все они уже не выпускались.

В то время горьковчане внедряли в войска малотоннажные автомобили и без толку мучились с заменой «буханки», ЗИЛ проектировал будущие КамАЗы и безуспешно испытывал единичные образцы своих вездеходов, МАЗ создал пару перспективных армейских машин, а Уральский завод и КрАЗ довольствовались грузовиками двойного назначения.

Многоцелевые автомобили Горьковского автозавода

ГАЗ-52/ГАЗ-53 (1966-1989/1964-1993 гг.)

Не отличимые друг от друга семейства малотоннажных автомобилей ГАЗ-52 и ГАЗ-53 (4х2) послужили базой многочисленных фургонов, автоцистерн, коммунальной и специальной техники. На них ставили моторы в 75-120 сил, коробки передач с синхронизаторами, гипоидные главные передачи и телескопические гидроамортизаторы.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Армейский бортовой 2,5-тонный грузовик ГАЗ-52-03 для перевозки личного состава. 1966 год

В Советской армии эти скромные машины применялись для перевозки в своих кузовах по дорогам общего пользования до 20 человек личного состава, транспортировки мелких грузов, топлива, продуктов, питьевой воды и т. д.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Военизированный 4,5-тонный автомобиль ГАЗ-53-12 из коллекции Музея военной техники в Рязани. 1983 год

Основную долю специальных исполнений составляли фургоны с деревянной или металлической обшивкой для доставки в воинские формирования горячего хлеба на выдвижных лотках, охлажденных и замороженных продуктов.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Теплоизолированный хлебный фургон ГЗСА-3704 со стальной обшивкой на шасси ГАЗ-52-10. 1984 год

Категорию автомобилей топливной службы составляли автоцистерны двойного назначения, топливозаправщики с насосами и ёмкостями до четырёх тысяч литров и маслозаправщик с пятью отсеками для выдачи бензина, дизельного топлива и различных масел.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Многоцелевая 4800-литровая автоцистерна АЦ-4,2-53 на шасси ГАЗ-53А с прицепом той же вместимости. 1967 год

Для воинских подразделений и военных городков была создана упрощенная машина АНМ-53 для очистки выгребных ям и колодцев. В специальном кузове на лёгком шасси была смонтирована мобильная дезинфекционно-душевая установка ДДА-5, а для обработки небольших территорий и помещений горячими растворами служила дезинфекционная машина ДУК-1, которая ранее базировалась на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Дезинфекционно-душевая установка ДДА-5 в металлическом кузове на базе грузовика ГАЗ-52-01

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Дезинфекционная машина ДУК-1 на шасси ГАЗ-53А с ёмкостями для воды, спецсоставов и растворов. 1965 год

С середины 70-х Горьковский автозавод безуспешно пытался создать достойную альтернативу легендарному вездеходу ГАЗ-66, жизнь которого со времён застоя уверенно приближалась к финишу. Впрочем, судьба нового 125-сильного грузовика ГАЗ-3301 (4х4) оказалась более суровой.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Прототип дизельного грузовика ГАЗ-3301 с упрощенной кабиной для замены «шишиги» ГАЗ-66. 1979 год

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Окончательный вариант автомобиля ГАЗ-3301 с лебёдкой, надставными решётчатыми бортами и тентом. 1982 год

Несмотря на множество безрезультатных доработок, согласований и испытаний, работы по ним упорно продолжались. К 1987 году завод собрал с десяток 2,5-тонных машин ГАЗ-3301 с упрощенной кабиной, удлинённой грузовой платформой, лебёдкой и типовым кузовом К-66. В последний раз одна из них объявилась на смотре военной техники на полигоне в Бронницах.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Войсковой обитаемый кузов К-66, переставленный на грузовик ГАЗ-3301. 1983 год (архив 21 НИИЦ)

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Доработанный ГАЗ-3301 с локальным бронированием на смотре новой автотехники. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

Редкие трёхосные грузовики Московского и Минского заводов​

Московские КамАЗы (1970-1978 гг.)

В 1969 году по решению правительства ЗИЛ приступил к проектированию бескапотных дизельных грузовиков для выпуска на строившемся Камском автозаводе, основой которых стали опытные гражданские машины ЗИЛ-170 (6х4), представленные годом раньше.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Построенный на ЗИЛе прототип будущего полноприводного военного грузовика КамАЗ-4310. 1971 год

Два пятитонных армейских прототипа 6х6 с кабиной от ЗИЛа-170, построенные в 1970-м, успешно прошли государственные испытания. В 1978 году они преодолели пробег на 18 тысяч километров и были приняты на вооружение. В 1981-м под маркой КамАЗ-4310 их сборка развернулась в Набережных Челнах.

Перспективные и бесполезные вездеходы ЗИЛ-4334 (1978-1992 гг.)

Начало разработкам перспективного дизельного семейства ЗИЛ-4334 (6х6) было положено в 1978 году, когда на серийном ЗИЛе-131 создали опытный 170-сильный вариант ЗИЛ-131М. В то же время появился четырёхтонный прототип Э4334 с дизелем V8 мощностью 185 л.с., синхронизированной коробкой передач, широкопрофильными шинами и плоскими лобовыми окнами с треугольными форточками.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Пробный армейский грузовик ЗИЛ-Э4344 с аллигаторным капотом на испытаниях в 21 НИИИ. 1978 год

В 1979-1980 годах на полигоне 21 НИИИ состоялись сравнительные испытания второго образца 2Э4334 с лебёдкой, первого исполнения Э4334 и машины ЗИЛ-131М, но все они не смогли соответствовать жёстким военным требованиям по надежности, эффективности и степени защиты экипажа.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Доработанный вариант 2Э4334 с лебёдкой после завершения государственных испытаний. 1979 год (архив 21 НИИЦ)

Только через девять лет появился третий вариант 3Э4334 на шасси ЗИЛ-131Н с многотопливным двигателем мощностью 170 сил, новой кабиной с прямоугольными формами капота и передней облицовкой со световыми приборами. Для него был построен бескаркасный кузов-фургон К-4334 с плоскими скосами крыши и боковыми световыми окнами.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Третий вариант 3Э4334 на шасси ЗИЛ-131Н с типовым армейским фургоном К-4334. 1989 год

Их развитием в 1989-1990 годах стал четвертый 3,5-тонный прототип 433410 с усиленной рамой и прежним мотором, служивший для буксировки прицепов и транспортировки по воздуху тяжёлыми самолётами. Внешне он выделялся укороченной рамой и округлой формой покатого капота с фарами на верхней кромке бампера.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Опытный грузовик ЗИЛ-433410 на демонстрации новых образцов военной автотехники. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

В то же время на агрегатах модели 3Э4334 построили авиатранспортабельный седельный тягач 443114 для буксировки 7,5-тонных полуприцепов, который до 1992 года проходил испытания на полигоне 21 НИИИ как «шасси с макетной нагрузкой». Он отличался угловатой стеклопластиковой кабиной с плоскими лобовыми стёклами и глухой задней стенкой, теоретически обладавшей повышенной устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Многоцелевой грузовик ЗИЛ-443114 с имитационной нагрузкой на военном смотре. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

МАЗ-6317/МАЗ-6425 (1986-1991 гг.)

В середине 80-х Минский автозавод представил образец 11-тонного армейского грузовика МАЗ-6317 с опытным двигателем V8 в 330 сил, девятиступенчатой коробкой передач и удлиненной кабиной. По окончании испытаний предполагалось собрать 12 машин для вооруженных сил Белоруссии, оснащённых силовыми агрегатами разной мощности (360-420 л.с.).

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Прототип трёхосного дизельного армейского грузовика МАЗ-6317. 1986 год (архив 21 НИИЦ)

Одновременно был готов седельный тягач МАЗ-6425 с армейским низкорамным полуприцепом МАЗ-938Б, работавший в составе войсковых автопоездов массой до 44 тонн. В советские времена довести эти перспективные автомобили до серийного выпуска не удалось.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Опытный седельный тягач МАЗ-6425 с танковым полуприцепом МАЗ-938Б. (архив 21 НИИЦ)

Военизированные трёхосные грузовики с колёсной формулой 6х4

Семейство «Урал-377» (1965-1983 гг.)

Односкатные бортовые 7,5-тонные грузовики Урал-377Н с двигателем в 180 сил, передним мостом от МАЗа-500 и широкопрофильными шинами являлись доработанными народнохозяйственными автомобилями, которые в ограниченных количествах служили в Вооруженных cилах СССР для перевозки по тыловым путям сообщения всевозможных грузов, амуниции и оборудования для строительства войсковых трубопроводов.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Военизированный дорожный автомобиль Урал-377Н с деревянным кузовом и широкопрофильными шинами

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Колонна бортовых грузовиков Урал-377Н при дальней транспортировке труб различного диаметра

Мелкими партиями выпускались седельные тягачи 377С и 377СН, работавшие в сцепе с полуприцепами-фургонами ОдАЗ-828 с глухими кузовами (кабинами). В них размещалась аппаратура радиолокационных, штабных и ракетных комплексов ПВО, диспетчерские и автоматизированные командные пункты различных уровней управления.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Серийный многоцелевой седельный тягач Урал-377С (фото автора)

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Урал-377СН с полуприцепом ОдАЗ-828 командного пункта «Основа»

ЗИЛ-133Г (1975-1977 гг.)

В середине 70-х Московский автозавод короткое время выпускал народнохозяйственный восьмитонный 150-сильный грузовик ЗИЛ-133Г1 с балансирной подвеской задних двускатных колёс. Его планировалось использовать на тыловых дорогах общего пользования для доставки воинских грузов, ремонтного оборудования и элементов понтонно-мостовых конструкций.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Грузовик ЗИЛ-133Г1 с деревянной грузовой платформой и откидными бортами. 1975 год (фото С.Андреева)

Малоизвестно, что в 70-е в Кременчуге удалось создать серию грузовиков для доставки тяжёлых грузов и монтажа инженерно-строительных надстроек. Её основой был автомобиль-шасси КрАЗ-250 без лебёдки, выполненный на укороченной базе 12-тонного грузовика КрАЗ-257Б1 с 240-сильным мотором и новой кабиной с капотом и крыльями от армейской версии КрАЗ-260. Несмотря на мелкосерийное производство, на КрАЗах-250 грузоподъёмностью 14,6 тонны успели смонтировать несколько видов военной техники, уже известной по другим крупным автомобилям.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Трёхосный заднеприводный грузовик-шасси КрАЗ-250 для перевозки и монтажа тяжёлых надстроек. 1978 год

На этом шасси устанавливали доработанные застекленные типовые кузова К-257 с оснащением тяжёлых мастерских МШК-1 и МРБД для ремонта в полевых условиях дизельных двигателей и их агрегатов. В аэродромной службе состояла вакуумная аэродромно-уборочная машина В-68 для очистки взлетно-посадочных полос.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Мобильная мастерская МРБД на базе КрАЗ-250 с фургоном К-257 для ремонта блоков цилиндров

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Вакуумная установка В-68 для очистки аэродромных взлетно-посадочных полос, переставленная на шасси КрАЗ-250

В специальных закрытых фургонах размещалось оборудование обновленной азото- и кислорододобывающей станции АКДС-70М2, состоявшей из технологической и компрессорной машины с кузовами длиной около 10 метров, вспомогательных грузовиков и автономной электростанции в 200 киловатт на прицепе МАЗ-5224В.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Модернизированная технологическая машина станции АКДС-70М2 в специальном кузове

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Компрессорная установка азотокислорододобывающей станции АКДС-70М2 на шасси КрАЗ-250

На КрАЗе-250 перевозили также звенья понтонно-мостовых парков ПМП-М и ППС-84 и монтировали сваебойные агрегаты УСА-М. На шасси КрАЗ-250К устанавливали войсковое и инженерно-строительное оборудование, включая дизель-электрические краны КС-4561АМ, применявшиеся при перезарядке пусковых систем ракетного комплекса С-300ПС.

Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть фото Грузовик военных лет кроссворд. Смотреть картинку Грузовик военных лет кроссворд. Картинка про Грузовик военных лет кроссворд. Фото Грузовик военных лет кроссворд

Строительный 20-тонный дизель-электрический кран КС-4562 на специальном шасси КрАЗ-250К. 1991 год

На заглавной фотографии – доработанный экспериментальный армейский грузовик ЗИЛ-433410 в Музее военной автотехники в Рязани

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *