Грузовые авто во время войны

MAN, Borgward, Mercedes-Benz и не только: немецкие грузовики Второй мировой

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Широкая публика не так много знает об армейских грузовиках Третьего рейха. Более-менее известен в России Opel Blitz, но этой машиной модельный ряд Вермахта вовсе не исчерпывается. В этой статье рассказываем о множестве малоизвестных автомобилей, успевших послужить в германской армии перед и во время войны, как от ныне существующих производителей, так и от уже давно обанкротившихся.

За годы Второй мировой войны полтора десятка предприятий нацистской Германии (без учета сателлитов) собрали 429 тысяч грузовиков – всего лишь вдвое больше, чем два советских автозавода за время Великой отечественной – 205 тысяч. Самыми важными немецкими достижениями тех лет считались расширение выпуска полноприводных и дизельных машин, а также множественность вариантов для выполнения боевых и транспортных операций, а также эксплуатации в различных климатических зонах.

Как немцы обманули Версальский договор

В 1926 году, вопреки положениям Версальского мирного договора, в Германии начались разработки трёхосных армейских грузовиков. В первое семейство 1928-1937 гг. входили 1,5-тонные машины с бензиновыми моторами мощностью 60-70 л.с., трёх- и четырёхступенчатыми коробками передач, блокируемыми дифференциалами и индивидуальными карданными приводами задних двускатных колёс.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Военный грузовичок Mercedes-Benz G3a первого полуторатонного семейства. 1929 год

Второе поколение 1931-1942 гг. составляли стандартизованные трёхтонки с шестицилиндровыми двигателями в 90-110 сил и двумя карбюраторами, коробками передач с двухступенчатыми редукторами, главными червячными передачами и подвесками неразрезных мостов на полуэллиптических рессорах. В конце 30-х на ряде грузовиков стали появляться дизельные силовые агрегаты.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Трёхтонный автомобиль Büssing-NAG G3GL второго поколения. 1931-1938 гг.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Стандартизованный трёхтонный грузовик Henschel 33D1 третьей серии. 1933-1942 гг.

Наведение порядка в грузовом семействе Вермахта

К началу Второй мировой войны Вермахт обладал обновлённым, обширным и разношёрстным грузовым автопарком, основу которого составляли военизированные двухосные трёхтонки с колёсной формулой 4х2 и индексом S (Standard) в маркировке. После того, как германские войска столкнулись с непроходимым российским бездорожьем, появились их полноприводные версии 4х4 с раздаточными коробками и индексом А (Allrad-Antrieb). Однако максимально развернуть их массовый выпуск не успели, и справиться с нашими суровыми морозами не удалось.
Тема немецких армейских грузовиков неиссякаема, поэтому обратим внимание только на самые известные и важные конструкции.

Borgward

Главной военной продукцией фирмы «Боргвард» были трёхтонки серии В3000, выпущенные в 1938-1944 годах в количестве 30 тысяч экземпляров. Их комплектовали разными бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 65-78 л.с., пятиступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов, цельнометаллической или открытой кабиной с мягким верхом.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Серийный трёхтонный 65-сильный Borgward B3000S на Украине. 1941 год

Büssing-NAG

В 1941-м фирма «Бюссинг-НАГ», считавшаяся наиболее авторитетным изготовителем тяжёлых грузовиков, приступила к выпуску 4,5-тонных версий 4500S и 4500А с шестицилиндровым дизелем в 105 сил и пятиступенчатой коробкой передач. В октябре 1943 года они получили упрощённые деревянные кабины. До весны 45-го было собрано около 15 тысяч таких машин.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Тяжёлый дизельный полноприводный Büssing-NAG 4500S-1. 1942-1943 гг.

Klöckner-Deutz-Magirus​

Малоизвестную марку «Клёкнер-Дойц-Магирус» в течение четырёх лет носили грузовики, разработанные фирмой Magirus. В 1941-1944 годах её основной продукцией являлись простые армейские трёхтонки S3000 и А3000 с дизелем Deutz в 80 сил. Одновременно до 1942-го фирма собрала 700 тяжёлых машин S4500 и A4500 мощностью 125 л.с.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Полноприводный высокобортный грузовик Klöckner-Deutz-Magirus A3000. 1941-1943 гг.

В военные годы компания MAN собрала около двух тысяч грузовиков ML4500S и ML4500A с полезной нагрузкой 4,5 тонны, 110-сильным дизелем и цельнометаллической кабиной, приспособленных для установки различных кузовов и буксировки прицепов. По заказу Красного креста на таких шасси фирма Miesen собирала вместительные раздвижные кузова для мобильных госпиталей, служивших для перевозки и лечения до 40 раненых.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Смешанная колонна Вермахта во главе с грузовиком MAN ML4500S. 1940 год

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Мобильная операционная с раздвижным кузовом на шасси MAN ML4500S. 1940-1942 гг.

Mercedes-Benz​

В конце 30-х концерн Daimler-Benz сформировал новое семейство военизированных грузовиков марки Mercedes-Benz, базой которых по-прежнему являлись многочисленные гражданские машины.

С 1940 года основой лёгкой гаммы являлся простейший заднеприводный грузовичок L1500S с 60-сильным мотором, на котором монтировали санитарные цельнометаллические кузова.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Войсковая санитарная машина L1500S на базе Mercedes-Benz образца 1940-1941 годов

Через год он появился в полноприводном исполнении L1500A и использовался как штабной автомобиль с открытым кузовом и четырьмя короткими дверками, боковыми подножками, съёмным тентом и задними односкатными колёсами.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Открытый пятиместный штабной автомобиль Mercedes-Benz L1500A. 1941-1943 гг.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Односкатная штабная машина Mercedes-Benz L1500A в экспозиции немецкого музея Auto und Technik

С 1938 года среднюю гамму составляли трёхтонки L3000S и L3000A с четырёхцилиндровыми дизелями в 65-75 л.с., которые применялись на общих войсковых перевозках, а в цельнометаллических фургонах монтировали полевые мастерские и радиостанции.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Фургон с авиационным оборудованием на шасси Mercedes-Benz L3000S в бельгийском музее Victory. 1938-1942 гг.

С 1939-го в тяжёлую гамму входил дорожный грузовик L4500S с шестицилиндровым дизелем в 112 сил и цельнометаллической кабиной, к которому в 41-м добавился вездеходный вариант L4500A с пятиступенчатой коробкой передач и 20-дюймовыми колёсами. На шасси с выносными опорами, бронированными кабиной и моторным отсеком монтировали артиллерийские установки калибра 37 и 50 мм с боекомплектами и местами для боевого расчёта. В целом «Мерседес» выпустил около 50 тысяч упомянутых выше машин.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Тяжёлый бортовой автомобиль Mercedes-Benz L4500S в музее техники Auto und Technik

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Полноприводный дизельный грузовик Mercedes-Benz L4500A. 1941-1944 гг.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Полубронированная артиллерийская установка Flak-41 (37 мм) на шасси L4500A. 1941 год

После разрушительных бомбардировок заводов «Опеля» в 1944 году продолжение выпуска армейских грузовиков Blitz 3,6-36S было поручено компании Daimler-Benz. Помимо нового индекса L701 эти машины получили дешёвую эрзац-кабину на деревянном каркасе со стенками и дверями из прессованного картона и двумя плоскими лобовыми стёклами. Привычных подножек, задних крыльев и инструментальных ящиков на ней уже не было. До весны 45-го собрали 3,5 тысячи машин L701.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Грузовик Mercedes-Benz L701 с деревянной кабиной, по конструкции идентичный модели Opel Blitz 3,6-36S. 1944 год

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Военная трёхтонка Mercedes-Benz L701 с газогенераторной установкой, сохранённая в музее техники

Фирма «Опель» пользовалась особым уважением нацистского правительства, что позволило ей стать крупнейшим национальным изготовителем массовых армейских грузовиков марки Blitz («Молния»), которые служили во всех воинских формированиях Германии и её сателлитах. Наибольшую известность получили два вида унифицированных трёхтонок «Блиц», выпущенных за семь лет производства в количестве 95 тысяч машин.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

На параде в Берлине массовые грузовики Opel Blitz 3,6-36S со скамьями в кузовах на 12 солдат

Базовый заднеприводный грузовик Blitz 3,6-36S (Blitz S) с колёсной базой 3,6 метра был приспособлен к всевозможным армейским перевозкам и буксировке двухтонных прицепов или пушек.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Отреставрированный типовой армейский грузовик Opel Blitz 3,6-36S с надставными бортами

С 1940-го в производстве находился полноприводный вариант Blitz 3,6-6700А (Blitz А) с двухступенчатой «раздаткой» и укороченной на 150 мм колёсной базой. На вертикальных облицовках радиаторов этих машин крепились фирменные эмблемы в виде росчерка молнии.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Серийный полноприводный высокобортный автомобиль Opel Blitz 3,6-6700А. 1940-1944 гг.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Сохранившийся до сих пор многоцелевой автофургон Вермахта на шасси Opel 3,6-6700A

Все эти простые и прочные автомобили снабжались дефорсированным 3,6-литровым мотором в 68 сил от легковушки Admiral, пятиступенчатой коробкой передач, неразрезными мостами на продольных полуэллиптических рессорах и гидроприводом тормозов. На обоих вариантах применялась лонжеронная рама из стальных П-образных профилей, цельнометаллическая кабина с округлыми крыльями и задняя двускатная ошиновка.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Повреждённый трофейный грузовик Opel Blitz 3,6-36S в частях Красной армии

Удлинёнными мелкосерийными грузовиками являлись 3,5-тонные версии 3,6-42 и 3,6-47 с колёсными базами в 4,2 и 4,7 метров соответственно. В общей сложности «Опель» собрал 112 тысяч автомобилей для Вермахта.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Редкий длиннобазный высокобортный грузовик Opel Blitz 3,6-42 для доставки войск SS

Phänomen​

На военном поприще фирма «Феномен» стала известной только в 1941-м, выпустив лёгкий армейский пикап Granit 1500А с 50-сильным мотором воздушного охлаждения и кузовами со скруглённой передней облицовкой. Впоследствии «Феномен» выпускал штабные, санитарные и прочие версии с открытыми кузовами и деревянными кабинами.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Штабной Phänomen Granit 1500А с цельнометаллическим кузовом и вращавшимися боковыми колёсами. 1941-1944 гг.

Ford-Köln​

В ходе войны немецкий филиал американской корпорации Ford в Кёльне (Ford-Köln) собирал для Вермахта военизированные грузовики трёхтонного класса с характерными для «Форда» двигателями V8 и ежегодно менявшимися американскими облицовками.

Первым в этой гамме был доработанный гражданский вариант G917T с 90-сильным мотором, овальной облицовкой радиатора и объёмными крыльями коммерческого образца.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Первая военизированная трёхтонка Ford G917T с американизированной облицовкой. 1939-1941 гг.

В 41-м появился новый 95-сильный агрегат, который монтировали на армейских грузовиках серии V3000 с остроносой передней решёткой. На завершающем этапе войны их оборудовали угловатыми деревянными эрзац-кабинами с плоскими стёклами. В целом было собрано 50 тысяч машин не существовавшей марки «Форд-Кёльн».

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Восстановленный Ford G398T образца 1942-1943 гг. на демонстративном показе старинной автотехники

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Бортовой Ford G997T последнего выпуска с деревянной кабиной и штампованными крыльями. 1944 год

Редкости военных лет – стандартизованные дизельные вездеходы​

В середине 30-х разработка принципиально нового семейства полноприводных 2,5-тонных армейских автомобилей считалась одним из важнейших направлений деятельности довоенного автомобилестроения Германии. После реорганизации программы «Айнхайтс» было образовано специальное подразделение по созданию унифицированных дизельных грузовиков для Вермахта (Leichter Einheits-Lkw), известного как Einheits-Diesel («Айнхайтс-Дизель»). В него вошли шесть германских компаний, которым за короткий срок удалось довести до массового производства новый шестицилиндровый дизель, сложный и дорогой привод всех колёс и односкатную ошиновку. В 1937-м на шасси Henschel 33G1 были собраны первые образцы марки «Айнхайтс-Дизель», выпускавшиеся до середины 1940 года.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Зимние испытания полноприводного грузовика Einheits-Diesel с 105 мм пушкой. 1937 год

Все автомобили до последнего винтика были одинаковыми. На них использовали верхнеклапанный двигатель HWa-526D в 80 л.с. водяного охлаждения, четырёхступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную с межколёсными дифференциалами, барабанные тормоза с пневматическим приводом и независимую рычажно-пружинную подвеску всех колёс. Все имели единые параметры, но заводские таблички на них отсутствовали.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

На виде сзади видна открытая кабина и широкий стальной кузов с тентом и двумя задними торцевыми створками

Грузовики снабжались упрощенными двухместными кабинами и металлическими кузовами для перевозки 24 солдат и специальными кузовами-фургонами двух типов. Все они могли буксировать 1,5-тонные прицепы или полевые орудия и передвигаться со скоростями от 3,5 до 70 км/ч.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Опробование готового автомобиля Einheits-Diesel с балластом и неподвижным правым запасным колесом. 1938 год

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Опытная мобильная радиостанция в деревометаллическом кузове для военно-воздушных сил Германии

Немецкие солдаты вспоминали, что эти машины «были неприхотливыми, выносливыми и безотказными в любую погоду, обладали достаточной мощностью и даже из непролазной русской грязи выбирались своим ходом». С началом войны в целях экономии слишком сложные, дорогие и трудоёмкие в обслуживании автомобили были сняты с производства. В целом было собрано около 12 тысяч машин семейства «Айнхайтс-Дизель».

На заглавной фотографии – колонна германской автобронетехники: на переднем плане – полноприводный грузовик Einheits-Diesel, за ним – 95-сильная трёхтонка Mercedes-Benz LG3000.

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Источник

Они помогали побеждать: главные машины Великой Отечественной

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Содержание

Вторая Мировая вошла в историю не только как самая кровопролитная и бесчеловечная война. Это был первый в мировой истории конфликт с участием рекордного количества технических ТС — на двух, трёх, четырёх колёсах, без колёс вовсе и с крыльями.

Грузовик «ГАЗ-АА»

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Автомобиль служил бойцам ещё в Советско-финскую войну, а уж во Вторую Мировую стал просто незаменимым. Он бегал во всех частях страны — от Киева до самых окраин. Его использовали в роли тягача. На это шасси монтировали ремонтные мастерские, радиолокационные станции. Из них делали санитарные машины, а ещё — бронеавтомобили и самоходки.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

До наших дней дожили не все «ГАЗы-АА». В СССР запрещалось владеть грузовиками частным лицам, а предприятия, на которых они трудились, нередко пускали машины на металлолом. Живых «полуторок» сегодня единицы. Да и те надежно хранятся в руках коллекционеров.

Автобус «ГАЗ-03-30»

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Яркий пример унификации моделей и того, как гражданское производство может перепрофилироваться в военное.

До ВОВ автобус на шасси «ГАЗ-АА» использовался как экскурсионный, служебный и городской транспорт. Во время войны — как санитарный и штабной. В этой ипостаси он получил третью ось (колёсная формула – 6х4) и модифицированный под соответствующие цели кузов.

«ГАЗ-03-30» считается самым массовым довоенным транспортом такого типа. Хотя всего за годы выпуска (суммарно — с 1933 по 1950) произведено чуть больше 18 тысяч штук.

Бронеавтомобиль «БА-10»

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

«БА-10» — ещё один пример того, во что можно превратить гражданский грузовик. Броневик построен на шасси трёхосного «ГАЗ-АА», которому укоротили раму, усилили подвеску и добавили возможность менять колёса на гусеницы для пущей проходимости. «Кузов» создан из бронелистов, которые между собой соединялись бронеболтами и бронезаклёпками.

С учётом всех модификаций «БА-10» стал самым массовым броневиком того периода. Он успел повидать и бои на Халхин-Голе, и Великую Отечественную войну, и бои с Японией в конце лета 1945. Всего с 1938 по 41-й изготовлено 3 413 штук, из которых до наших дней дожили всего пять.

Вездеход «Я-12»

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Артиллерийский тягач непростой судьбы, созданный в сжатые сроки из микса импортных агрегатов. Своих к середине войны уже не хватало, особенно после того, как прекратилось производство моторов на «ЗИСе» из-за эвакуации предприятия.

Так что под новый тягач дизель, сцепления и трансмиссию закупили в Штатах и сели думать, как это всё скомпоновать с имеющимся шасси «Я-11». Придумали. Чертежи и техническая документация были готовы всего за две недели, после чего Ярославский завод запустил тягач в серию.

Он получился лёгким, но выносливым, тягал пушки массой до 8 тонн. И делал это быстро. На пересечённой местности «Я-12» двигался со средней скоростью 13 км/ч. Проходимость при этом страдала из-за пресловутого дефицита деталей. Своих траков не было, использовались танковые, которые пасовали перед грязью и голым льдом.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

В войсках он прижился и стал достаточно массовым. Его производили и в первый послевоенный год, а общий тираж составил больше двух тысяч штук.

Грузовик «ЗИС-5»

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Если «ГАЗ-АА» был «полуторкой», то «ЗИС-5» по праву можно назвать «трёхтонкой». Именно столько он поднимал на борт. При вдвое большей грузоподъёмности «ЗИС-5» обладал сопоставимым с «полуторкой» запасом хода — порядка 200 км.

Вещь на фронте незаменимая, но по массовости до «ГАЗ-АА» не дотянул. Всего с 1933 по 1948 произведено чуть больше 350 тыс. штук. Но на этом его история не закончилась. После глобальной модернизации его выпуск до 1965 продолжился в Миассе. Уже под именем «УралЗИС-355/355М».

Studebaker US6

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Американский царь-грузовик, вобравший в себя всё лучшее и нужное на фронте:

По программе помощи американского правительства (ленд-лиз) советские войска получили более 150 тысяч «Студебекеров». В том числе потому, что, по иронии судьбы, на родине, в США, US6 не использовался в качестве армейского автомобиля. Его двигатель не проходил под требования тех лет, поэтому тендеры на армейские поставки забирал General Motors, а Studebaker отправлял свою продукцию за границу. Где он пришёлся как нельзя кстати.

В сложных дорожных условиях СССР впору был и привод на все колёса, и высокое расположение агрегатов, для которых губительна вода. Так что US6 мог и вброд, и практически вплавь.

Благодаря своей выносливости (при необходимости на него грузили и до 5 тонн груза при паспортных 2,5) Studebaker US6 стал основой для перевозки реактивных установок «Катюша», а после войны разоружился и вполне вольготно чувствовал себя в роли обычного колхозного грузовика.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Willys MB

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Культовый внедорожник, имя которого стало нарицательным: джип. Правда, не сразу. Внедорожник MB авторства американской фирмы Willys Overland параллельно производился на заводах компании Ford, где носил индекс GPW. Именно это «Джи Пи» со временем трансформировалось в «Джип».

А в Красной армии он был известен исключительно как «Виллис» и ценился за феноменальную вездеходность. Со своими легковыми полноприводными автомобилями у СССР было туго. Помимо вездеходности, славился «Виллис» и универсальностью. Он работал в разведке, развозил личный состав, тягал пушки, вывозил из-под обстрела раненых на специально оборудованных в салоне носилках.

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Универсальность и проходимость оттеняли многочисленные недостатки автомобиля. Нежная американская техника плохо переносила советские ГСМ — низкооктановый бензин и «грязное» масло. При этом карбюраторный мотор поддавался починке даже в полевых условиях благодаря простоте конструкции.

«Виллисы» шли на фронт по ленд-лизу. Всего за годы войны Красная армия получила порядка 50 тыс. машин, многие из которых дожили и до наших дней и даже встречаются в свободной продаже. По цене другого нового «Джипа» — Renegade:

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Внедорожники «ГАЗ-64» и «ГАЗ-67Б»

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Советский ответ по части полноприводных внедорожников — своевременный, но неудачный. Машина делалась в сжатые сроки (51 день на разработку!) и в спешке, отсюда — конструктивные просчёты и сложность с массовым выпуском. Производственных мощностей просто не хватало на всё: «ГАЗ» был основной площадкой по сборке лёгких танков, реактивных мин и грузовиков. За два года выпущено всего 672 экземпляра.

Что до «сырости» конструкции, «козлик» славился ненадёжной системой зажигания и склонностью к опрокидыванию из-за высокого центра масс и узкой колеи.

«ГАЗ-64» поработал на славу. Он трудился и как транспорт пехоты, и как командирский автомобиль, и как тягач артиллерии. Впоследствии на его шасси создавали бронеавтомобили «БА-64» и «64Б». После модернизации «ГАЗ-64» появился «ГАЗ-67».

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Колею расширили до размеров грузовой (1 446 мм). Усилили раму и лонжероны, повысили мощность мотора (54 VS 50 л. с.) и поставили второй бензобак. Последняя черта военных автомобилей дожила и до наших дней. «УАЗ Патриот», например, и во второй половине «нулевых» оснащался по старой армейской традиции вторым бензобаком.

Несмотря на серьёзно улучшенную проходимость, надёжность и управляемость, массовым «ГАЗ-67» в годы ВОВ не стал. Сказывался акцент предприятия на выпуске бронеавтомобилей и другой военной техники. А вот после окончания войны «ГАЗ-67» ударно потрудился и в колхозах, и в геологоразведке.

«ЗИС-101»

Грузовые авто во время войны. Смотреть фото Грузовые авто во время войны. Смотреть картинку Грузовые авто во время войны. Картинка про Грузовые авто во время войны. Фото Грузовые авто во время войны

Важный автомобиль для важных персон. Сделан из «американца», но на свой особый лад. В основе своей — это Buick 32-90, который по пути на советский конвейер потерял регулировку амортизаторов и автоматический привод сцепления, а ещё — устаревший к середине тридцатых годов кузов. За новый дизайн по советским эскизам тоже отвечали американцы, а сам автомобиль в прессе открыто и официально называли «Советский Бьюик».

Для советской промышленности проект был во многом прорывной. Там появился отопитель салона, радио, усилитель тормозов, а ещё — частично синхронизированная коробка передач (синхронизаторы на II и III скоростях, можно переключать без двойного выжима сцепления).

Несмотря на непростое назначение и премиальное оснащение, «ЗИС-101» обслуживал и обычных людей. До войны он встречался в таксопарках, а порой даже имелся в личном пользовании. Некупленный, конечно, но выигранный в лотерею или полученный в награду за какие-то выдающиеся заслуги.

А на войне «ЗИС-101» использовался не только как автомобиль для перевозки командования. Для писателя Юрия Нагибина из него сделали передвижную радиорубку и студию звукозаписи, в которой писались передачи для ленинградского радио.

Автор: Владимир Андрианов

А какие автомобили Великой Отечественной знаете вы? Расскажите о них в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *