Кафедра колесные и гусеничные машины юургу

Преподаватели

Дуюн Владимир Иванович
Доцент, кандидат технических наук, доцент
Преподает дисциплины: строительная механика и металлические конструкции; сервис электрооборудования СКДМ; электрооборудование ДСМ; машины непрерывного транспорта.

Козьминых Владимир Александрович
Доцент, кандидат технических наук, доцент
Преподает дисциплины: конструкция военных колесных и гусеничных машин, конструкция грузоподъемных машин, конструкция подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин, эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин, сервис ПТСДС и О.

Кондаков Сергей Владимирович
Профессор, доктор технических наук, доцент
Преподает дисциплины: трансмиссии ДСМ; механизмы поворота и ходовые системы ДСМ и ВГ и КМ.

Малозёмов Андрей Адиевич
Профессор, доктор технических наук, доцент
Преподает дисциплины: основы научных исследований.

Никифоров Сергей Степанович
Доцент, кандидат технических наук, доцент
Ведет занятия по курсам: конструкция автомобилей и тракторов.

Разношинская Алена Викторовна
Доцент, кандидат технических наук, доцент
Преподает дисциплины: управление техническими системами; основы эргономики и дизайна автомобилей и тракторов, основы теории планирования эксперимента, теория автоматического управления.

Трояновская Ирина Павловна
Профессор, доктор технических наук, профессор
Преподает дисциплины: теория трактора, конструирование и расчет тракторов, промышленные тракторы.

Уланов Александр Григорьевич
Доцент, кандидат технических наук, доцент
Преподает дисциплины: теория автомобилей, конструирование и расчет автомобилей.

Черепанов Сергей Игнатьевич
Доцент, кандидат технических наук, доцент
Преподает дисциплины: конструкция МГ и КМ; теория движения МГ и КМ.

Мамбеталин Кахим Токушевич

Профессор, доктор технических наук, доцент

Преподает дисциплины: расчет рабочих процессов в автомобилях и тракторах, конструкция автомобилей и тракторов, конструкция кузовов и кабин автомобилей и тракторов

Вершинский Леонид Валерьевич

Доцент, кандидат технических наук

Преподает дисциплины: проектирование ВГ и КМ

Алябьев Вадим Анатольевич

Доцент, кандидат технических наук

Преподает дисциплины: системы автоматизированного проектирования, роботизированные транспортные средства, автоматизация расчетов процессов в автомобилях и тракторах, конструкторские компьютерные прграммы в автомобилях и тракторах

Подвысоцкая Елена Александровна

Асфандияров Марат Андреевич

Аспирантами кафедры являются 8 человек.

Учебной лабораторией руководит Безбородова Татьяна Евгеньевна.

Старшими лаборантами работают: Проничева Галина Николаевна.

Источник

История и достижения

Кафедра «Колесных и гусеничных машин» – старейшая кафедра университета, образованная одновременно с ним в 1943 году, ведет свою историю от кафедр «Танки», «Гусеничные машины», «Специальные и дорожно-строительные машины», «Колесные и гусеничные машины», «Автомобили и сельскохозяйственные машины», « Автомобили и тракторы», «Автомобили».

История кафедры «Колесные и гусеничные машины»

Первый набор студентов на кафедру по танковой специальности был проведен в 1943/44 учебном году.

Первым заведующим кафедрой «Танки» в 1944-1947 годах был Николай Леонидович Духов, в то время главный конструктор, а позднее и главный инженер Кировского танкового завода, эвакуированного на ЧТЗ. Одновременно с ним на кафедре начали работать танкоградцы, его соратники – А.Д. Крюков, И.С. Кавьяров, Л.Б. Тевелев, Г.А Манилов и М.А Лейканд.

В дальнейшем с августа 1947 года заведовать кафедрой стал опытный педагог, широко известный своими научными и методическими трудами, связанными с проектированием гусеничных машин, А.Д. Крюков.

Среди первых студентов были будущие кандидаты технических наук — доцент, заместитель главного конструктора ЧТЗ Б.Л. Магарилло; директор КТИАМ в Челябинске, доцент В.П. Антропов; начальник КБ ОГК ЧТЗ А.М. Кауфман. В разное время они преподавали на кафедре.

После перевода А.Д. Крюкова в конце 1949 года в Ленинград, где он возглавил кафедру «Гусеничные машины» в Ленинградском политехническом институте, который окончил Н.Л. Духов, обязанности зав.кафедрой стал исполнять И.С. Кавьяров, который после войны работал под началом Н.Л. Духова на ЧТЗ. В марте 1950 года его сменил один из первых челябинских танкостроителей, соратник Н.Л. Духова – М.Ф. Балжи, так же, как и он, совмещавший до этого преподавание на кафедре с работой на ЧТЗ. За 20 лет руководства Михаила Федоровича на кафедре была создана хорошо оборудованная учебно-лабораторная и научно-исследовательская база, сформирован коллектив высококвалифицированных пре­подавателей. Здесь вели занятия и научную работу танко­строители, связанные с ЧТЗ, С.В. Федоренко, Г.А. Есин, В.И. Саяпин, С.А, Быбин; выпускники кафедры Б.Н. Пинигин, Ю.А. Злоказов, С.М. Крупицкий, Б.Н. Крылов, С.П. Баженов, Б.Л. Диковский, А.А. Дворниченко, Г.А. Болотов, С.Ф. Харин, Р.Н. Болдырев и другие.

После того, как набор студентов на первый курс был доведен до 150 человек, кафедра стала крупнейшей среди танковых в стране. На ней была создана под руководством М.Ф. Балжи научная школа по инерционным бесступенчатым передачам, вошедшая в историю отече­ственной технической науки как Школа Балжи.

После смерти М.Ф. Балжи в 1970 году обязанность заведующего кафедрой исполнял С.В. Федоренко, сорат­ник его и Н.Л. Духова по Танкограду. В 1971 году его сменил начальник конструкторского бюро ЧТЗ, канди­дат технических наук, доцент М.И. Злотник, выпускник кафедры. За четверть века под его руководством была обновлена материальная база кафедры, в 1976 году осуществлен переезд в третий учебный корпус, где были оборудованы новые классы, лаборатории и вычислительный центр. Систематически издавались учебные и методичес­кие пособия по всем изучаемым курсам.

С 1992 года на кафедре начата подготовка студентов по специальности «Подъемно-транспортные, дорожные, строительные машины и оборудование». Стали разрабатываться новые научные направления, свя­занные с применением гидродинамических бесступен­чатых передач на транспортных машинах, а также гидрообъемных передач в механизмах поворота быстроходных гусеничных машин. Среди выпускников этого периода — начальник отде­ла перспективных разработок ВАЗа Н.М. Тазтдинов; на­чальник отдела трансмиссий ЧТЗ В.Н. Тимонин, руководитель полигона «АвтоВАЗа» В. Костяков.

В 1996 году кафедра была закрыта в связи с политическими изменениями в стране. Студенты специальностей «Многоцелевые гусеничные и колесные машины» и «Подъемно-транспортные, дорожные, строительные маши­ны и оборудование» в это время обучались на кафедре «Автомобили».

В октябре 2002 года на базе Государственного НИИ по промышленным тракторам (ГосНИИПТ)-ныне ОАО Научно-исследовательский институт автотракторной техники (ОАО НИИ АТТ) была образована новая кафедра «Специальных и дорожно-строительных машин», на которую передана подготовка по этим специальностям. Она стала преемницей одной из первых кафедр вуза. Заведующим кафедрой является Генеральный директор ОАО «НИИ Автотракторной техники», заслуженный машиностроитель РФ, профессор Бондарь Владимир Николаевич.

В 2010 году кафедре возвращено ее прежнее название «Колесные и гусеничные машины».

В 2012 году кафедра была объединена с кафедрой «Автомобили»

История кафедры «Автомобили»

Кафедра была организована в числе первых в 1943 году и называлась «Авто­мобили и сельскохозяйственные машины». Организатором и первым заведующим кафедрой был известный в стране специалист по тракторостроению профессор М.П. Сергеев, работавший ранее в Челябинском институте механизации и элек­трификации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ).

В 1951 году Челябинский механико-машиностроительный институт реоргани­зован в Челябинский политехнический институт. Заведовать кафедрой, которая стала называться «Автомобили», назначен к.т.н. Н.Ф. Струнников. Он активно стал расширять лабораторную базу и совершенствовать учебный процесс. С 1959 года кафедру возглавил к.т.н. С.С. Строев, работавший до этого на Горьковском автозаводе, где он занимался вездеходно-плавающими автомобилями. В то время на кафедре работали доценты В.А. Жестков, В.П. Копров и ст. преподаватель В.Ф. Шевченко. С именем С.С. Строева связаны основные этапы становления кафедры, расширения выпуска специалистов автотракторного про­филя, укрепления престижа специальности и подготовки выпускников, которые впоследствии стали работниками министерств, государственных комитетов, ди­ректорами и ведущими специалистами заводов, известными учеными вузов и на­учно-исследовательских институтов по автотракторостроению.

В 1962 году Строев открыл аспирантуру, был зачислен первый аспирант — Р.К. Галимзянов. В последующие годы стали аспирантами В.П. Беляев и Л.А. Черепа­нов. По окончании аспирантуры Р.К. Галимзянов и В.П. Беляев были оставлены на кафедре, где и сегодня работают доцентами, а Черепанов был приглашен на кафедру «Ав­томобили» Толья­ттинского политехнического института.

В 1965 году был введен в эксплуатацию второй учебный корпус. Автотрак­торный факультет переселился туда и значительно расширил учебную и лабора­торную базу. Аудитории и лаборатории пополнились современными моделями ав­томобилей «Урал», «ГАЗ», «Татра» и разрезами их механизмов и узлов, стендами и плакатами.

С.С. Строев, как заведующий кафедрой, большое внимание уделял повыше­нию уровня квалификации преподавателей и качеству подготовки специалистов. Именно при нем сложился квалифицированный костяк кафедры, поддерживающий до сих пор основные традиции.

Главный конструктор Челябинского тракторного завода, д.т.н., профессор И.С. Кавьяров возглавлял кафедру в 1977—1980 годах. Крупнейший специалист трак­торостроения, видный ученый и руководитель, И.С. Кавьяров сначала без отрыва от производства, а затем полностью отдавшись вузовской работе, будучи зав. ка­федрой, создал современное лабораторно-учебное оборудование по тракторным специализациям.

В 1981 году из МВТУ им. Н.Э. Баумана был приглашен д.т.н., профессор Н.К. Куликов. Опытный специалист и требовательный руководитель, Н.К. Куликов, как зав. кафедрой, направил свою деятельность на обновление учебно-ме­тодического потенциала. Под его руководством значительно пополнилась обеспе­ченность ка­федры соответствующей литературой.

С 1985 года кафедру возглавляет д.т.н., профессор Г.Д. Драгунов. С его при­ходом приобре­тены современные легковые и грузовые автомобили, колесные и гу­сеничные трак­торы. Под его руководством успешно ведется компьютеризация учебного процесса и внедрение современных средств обучения студентов.

Популярность специальности «Автомобиле- и тракторостроение» неизменно обеспечивает высокий конкурс среди абитуриентов, и, соответственно, на кафедру приходят наиболее подготовленные из них. В 2000 году кафедра начала прием на заочное отделение, и, таким образом, появилась возможность получения выпус­кающей специальности без отрыва от производства. Высокое качество подготовки специалистов определяет постоянную востребованность выпускников на различ­ных предприятиях страны.

Сотрудники кафедры ежегодно участвуют в научно-технических семинарах и конференциях, для повышения квалификации посещают веду­щие автотракторные заводы страны.

В настоящее время на кафедре работает 21 сотрудник. Среди преподавателей три профессора и 10 доцентов. Ими опубликовано 11 монографий, 520 учебно-ме­тодических пособий, получено 262 авторских свидетельства и патента РФ на изобретения, в том числе 70 изобретений сделано в соавторстве со студентами. Кафедра ведет подготовку инженеров на дневном, вечернем и заоч­ном отделениях. Обучается ежегодно более 500 студентов.

Кафедра располагает лабораториями, оснащенными современным оборудова­нием и компьютерной техникой для конструирования, расчетов и испы­таний автомобилей и тракторов, двигателей, их агрегатов и систем. В автопарке среди натурных образцов шесть легковых и три грузовых автомобиля различных моде­лей, два трактора и снегоболотоход «Урал». В учебном процессе используются ЭВМ, системы автоматизированного проектирования машин и механизмов, ком­пьютерные системы сбора, регистрации, накопления, анализа, обработки и хране­ния результатов проектирования и испытаний автотракторной техники, систем мо­делирования и исследований образцов.

Лаборатория «Моделирование ходовых систем тракторов», которую создал профессор Б.Н. Пинигин, оснащена уникальными моделями тракторов и устройст­вами для их исследования, которые защищены авторскими свидетельствами и па­тентами. В работе лаборатории активное участие принимают студенты — члены СКБ «Моделирование». По результатам исследований в лаборатории получено более 100 авторских свидетельств и патентов РФ на изобретения.

Отраслевая научно-исследовательская лаборатория транспортных дизелей (ОНИЛТД), которую организовал профессор Г.Д. Драгунов, занимается созданием нового семейства специальных транспортных дизелей. Ее разработки использу­ются при проектировании и производстве новых двигателей. Лаборатория обо­рудована комплексом приборов и устройств для всестороннего исследования раз­личных двигателей. Студенты принимают самое активное участие в исследова­тельских и доводочных работах по новым моделям силовых установок машин.

В лаборатории «Системы управления транспортных средств», которой руко­водит доцент В.В. Жестков, студенты осваивают методы разработки и инструмен­тального контроля антиблокировочных тормозных систем. Работа выполняется на современном оборудовании фирмы «WABCO standard Gmb H» и «ROBERT BOSCH Gmb H». Лаборатория оснащена локальной компьютерной сетью и имеет выход в Internet. Научными сотрудниками лаборатории с участием студентов разработана, изготовлена и прошла всесторонние испытания антиблокировочная система для прицепов, соответствующая современным требованиям. Лаборатория оснащена необходимыми измерительными приборами и устройствами, согласо­ванными с органами сертификации и метрологии, методиками для проведения сер­тификационных испытаний тормозов автотранспортных средств.

При кафедре, в соответствии с учебной программой подготовки рабочей профе­ссии, организованы курсы подготовки водителей автомобилей категории «В» и «ВС». Студенты одновременно с глубокой теоретической подготовкой получают профессию водителя и хорошие практические навыки по конструкции автомобиля, его обслуживанию и эксплуатации.

Кафедра постоянно проводит широкий комплекс научно-исследовательских работ по договорам с ведущими предприятиями и научно-исследовательскими ин­ститутами автомобильной и тракторной отраслей.

Значительный вклад кафедра внесла в формирование инженерных кадров Кам­ского и Ижевского автозаводов, где работают более 120 наших выпускников. Среди них главный конструктор «Ижмаш-Авто» А.К. Миллер, его заместитель А.С. Кондрашкин и другие.

На ЧТЗ сегодня трудятся более 300 выпускников кафедры. Среди них В.М. Платонов — генеральный директор предприятия, внешний управляющий, и многие другие.

Выпускники кафедры работают в ОАО «Уралавтоприцеп», с кото­рым кафедра имеет давние тесные связи, совместные. За 60 лет кафедрой подготовлено более 2 000 инженеров, которые работают, в основном, на предприятиях автотракторостроения и обслуживания автомобилей. Успешно трудятся они на предприятиях по производству и обслуживанию тракто­ров, дорожно-строительных машин, бронетранспортеров, мотоциклов, транспорт­ных комплексов, специальных и других машин. Среди них известные ученые, ру­ководители и главные специалисты научно-исследовательских институтов и КБ, предприятий, испытательных полигонов и станций. Выпускники работали и рабо­тают во всех уголках России и СНГ — от Белорусского автомобильного и Харьков­ского тракторного заводов до Омского машиностроительного, Павлодарского тракторного заводов и других предприятий Сибири и Дальнего Востока.

Только в ОАО «Автомобильный завод «Урал» работают более 100 выпускни­ков кафедры. Среди них немало руководителей и специалистов высокого ранга, в том числе генеральный директор В.Х. Корман. А.А. Романченко проработал почти четверть века главным конструктором этого предприятия. Под его руководством было спроектировано и поставлено на произ­водство более 40 моделей и модификаций автомобиля «Урал». Генеральный директор СП «Ивеко-УралАЗ» В.Л. Новик также выпускник нашей кафедры.

В годы становления Волжского автомобильного завода (1968—1976 годы) только для работы в управлении главного конструктора сюда были направлены более 80 выпускников кафедры, многие из которых стали высококвалифицирован­ными руководителями. В их числе В.А. Вильчик — президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ»; В.М. Акоев — директор на­учно-технического центра; В.Г. Калиниченко — начальник цеха сборки дви­гате­лей; начальники отделов и конструкторских бюро научно-технического центра А.К. Миллер, Н.Н. Савиновский, С.А. Самойлов и многие другие.

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Генеральным директором этого предприятия ра­ботал Э.О. Нетт; И.А. Чайка — технический директор; П.Е. Литке был главным конструктором, техническим директором; В.В. Антонов — главный конструктор завода в настоящее время.

На Курганском заводе колесных тягачей работали и сегодня работают более 30 выпускни­ков кафедры. В разные годы они принимали участие в разработке и освое­нии мощных тягачей, предназначенных для труднодоступных рай­онов Крайнего Севера и Сибири, а также для обороны страны. Это заместители главного конструктора Ю.П. Дры­галов и А.В. Андрис; начальник конструкторского бюро В.А. Ляхов.

Более 70 выпускников кафедры стали докторами и кандидатами технических и экономических наук. Среди них И.В. Балабин, В.И. Барышев, Ю.В. Гинзбург, А.Ф. Дубровский, В.С. Раппопорт, Ю.В. Рождественский и другие. Профессора Б.Н. Пинигин, А.Ф. Савельев и другие удостоены звания «Заслуженный изобретатель Российской Федерации». На их счету более 120 изобретений. Десятки выпускников с учеными степенями и званиями ведут заня­тия на общеинженерных кафедрах ЮУрГУ и в других вузах страны.

Выпускниками кафедры являются главный инженер Курганского автобусного завода Ю.К. Сарафанов; коммерче­ский директор ОАО «Челябинский механический завод» Ю.П. Вагин. Часть вы­пускников стали предпринимателями, трудятся в фирмах по ремонту, техобслужи­ванию, продаже автомобилей и запасных частей, являются владельцами частных фирм.

Кафедра, как одна из старейших, оказывала и оказывает учебно-методиче­скую помощь в становлении родственных кафедр вузов и подготовке для них на­учно-педагогических кадров во Владимире, Екатеринбурге, Тольятти, Кургане и других городах.

Немало выпускников кафедры заняты на государственной службе, занимают выборные посты. Среди них депутат Государственной думы В.К. Гартунг, депутат и один из руководителей Законодательного собрания Челябинской области Б.А. Мизрахи, первый зам. главы администрации Центрального района Челябинска Р.Х. Гибадулин, руководитель департамента службы занятости населения Челябинской области Л.П. Шушарин и другие.

Кафедра активно участвует в учебно-методическом объединении (УМО) Рос­сийской Федерации по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов по специальности «Автомобиле- и тракторостроение».

Одна из старейших кафедр вуза по-прежнему в числе лидеров в системе подготовки инженеров по этим специальностям.

Источник

Студенческая жизнь

Экскурсия на Челябинский механический завод.

Студенты групп П-301 и П-304 с доцентом кафедры КГМ Алябьевым В.А. 16 апреля 2021 года посетили Челябинский механический завод. Экскурсию проводили ведущий менеджер по персоналу Мичева Ксения Алексеевна и руководитель проекта Отдела главного конструктора Лежнин Александр Евгеньевич.

Целью посещения завода было ознакомление с производственным процессом, историей предприятия. Студенты посетили производственные цеха, музей и посмотрели фильм о ЧМЗ в кинозале завода.

Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу

Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургуКафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу

С 23 по 25 октября 2019 года доцент кафедры Кромский Е.И., аспирант Асфандияров М.А. и магистр Гундарев К.А. приняли участие в межрегиональной выставке “Техноэкспо”. Участники получили диплом “За вклад в поддержку и развитие творческой молодежи”.

В соответствии с решением Учебно-методической комиссии по направлению подготовки в области автомобильных и тракторных средств УМО вузов по университетскому политехническому образованию № 55 от 15 мая 2013 года в Южно-Уральском государственном университете на базе кафедры «Колёсные, гусеничные машины и автомобили» 15, 16 и 17 апреля 2014 года была проведена XI Всероссийская студенческая олимпиада по специальности «Наземные транспортно-технологические средства».

Основной целью олимпиады была оценка знаний студентов по профилирующим дисциплинам, эрудиции в области автомобилестроения и тракторостроения, а также развитие творческой активности и самостоятельного мышления.

В олимпиаде приняли участие 10 вузов Российской федерации, которые выставили 15 команд из 32 студентов пятого курса обучения. Сопровождали команды 14 представителей вузов.

Со студентами кафедры постоянно проводятся экскурсии на крупные предприятия г. Челябинска и области, организуются посещения выставок техники и оборудования по специальностям подготовки.

Отличившиеся в различных областях деятельности студенты поощряются бесплатными посещениями театров, музеев, спортивных сооружений.

Студенты кафедры всегда принимают активное участие в спортивных, культурных и общественных мероприятиях факультета и ВУЗа, итогами чего являются различные грамоты, дипломы и другие награды.

Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу

Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу

Вручение стипендии Губернатора Челябинской области 2010 студенту Алексею Самойлову

Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу

20 ноября 2010 г. состоялась первая в России олимпиада «Все об автомобилях», которую проводили: кафедра, «ООО «ИВЕКО-АМТ», а также автоцентры города Челябинска. Студенты показали хороший уровень подготовки, а призеры олимпиады – отличный международный уровень!

Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу

Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу

Традиционно студенты принимают участие в соревновании «Виртуоз руля».

В 2017 году студенты кафедры приняли участие в III туре Всероссийской студенческой олимпиады по методике профессионального обучения и заняли 1 место.

Источник

КАФЕДРА КОЛЁСНЫЕ, ГУСЕНИЧНЫЕ МАШИНЫ

Кафедра «Колесные и гусеничные машины» – старейшая в университете. Образованная одновременно с вузом в 1943 году она ведет свою историю от кафедр «Танки», «Гусеничные машины», «Специальные и дорожно-строительные машины». Первый набор студентов на кафедру был проведен в 1943/44 учебном году. Одним из первых 57 студентов был Б. Н. Пинигин, долгое время работавший профессором кафедры «Автомобили». Единственным штатным преподавателем кафедры «Танки» сначала был проф., д.т.н. Е. И. Милославский. На него и было возложено исполнение обязанностей заведующего. В 1946 году он вернулся в Харьков, откуда был в свое время эвакуирован.

С 1944 по 1947 зав. кафедрой «Танки» был Н. Л. Духов, в то время гл. конструктор, а позднее и гл. инженер Кировского танкового завода. Одновременно с ним здесь начали работать его соратники-танкоградцы – А. Д. Крюков, И. С. Кавьяров, Л. Б. Тевелев, Г. А Манилов и М. А Лейканд.

С августа 1947 кафедру возглавил опытный педагог, широко известный своими научными и методическими трудами, связанными с проектированием гусеничных машин – А. Д. Крюков. Среди первых студентов были будущие к.т.н. –

доцент, заместитель гл. конструктора ЧТЗ Б. Л. Магарилло; директор КТИАМ в Челябинске, доцент В. П. Антропов; начальник КБ ОГК ЧТЗ А. М. Кауфман. В разное время они преподавали на кафедре. В конце 1949, после перевода А. Д. Крюкова в Ленинградский политехнический институт, обязанности заведующего кафедрой стал

исполнять И. С. Кавьяров (после окончания войны работал под началом Н. Л. Духова на ЧТЗ).

В марте 1950 И.С. Кавьярова сменил один из первых челябинских танкостроителей, также соратник Н. Л. Духова, М. Ф. Балжи, совмещавший преподавание на кафедре

После того, как набор студентов на первый курс был доведен до 150 человек, среди танковых кафедр челябинская кафедра стала крупнейшей в стране. Ее выпускники распределялись на производство боевых машин и СКБ: на ЧТЗ, в Свердловск, Нижний Тагил, Рубцовск, Курган и Барнаул.__ В 1992 на кафедре начата подготовка по новой специальности «Подъемно-транспортные, дорожные, строительные машины и оборудование».

Под руководством М. Ф. Балжи на кафедре была создана научная школа по инерционным бесступенчатым передачам, вошедшая в историю отечественной технической науки как «Школа Балжи». Здесь было защищено более 20 кандидатских диссертаций. Первыми соискателями руководил М. Ф. Балжи, он же первым защитил докторскую диссертацию. В числе первых к.т.н. были С. М. Крупицкий, С. Ф. Харин, Р. Н. Болдырев, Б. Н. Крылов, Б. Л. Диковский, С. П. Баженов, Ю. А. Злоказов, В. Е. Андреев, В. И. Пожбелко и А. Ф. Дубровский. Из них многие стали докторами наук.

После смерти М. Ф. Балжи в 1970 обязанность заведующего исполнял его соратник по Танкограду С. В. Федоренко. В 1971 его сменил выпускник кафедры, нач. конструкторского бюро ЧТЗ, к.т.н., доцент М. И. Злотник. За четверть века под его руководством была обновлена материальная база, а в 1976 осуществлен переезд в третий учебный корпус, где были оборудованы новые классы, лаборатории и вычислительный центр. Систематически издавались учебные и методические пособия по всем изучаемым курсам. Стали разрабатываться новые научные направления, связанные с применением гидродинамических бесступенчатых передач на транспортных машинах, а также гидрообъемных передач в механизмах поворота быстроходных гусеничных машин. Преподавательский состав в это время пополнялся в основном выпускниками. В коллектив влились А. И. Пупышев, С. В. Федоров, Г. Н. Попов, Н. В. Филичкин, С. В. Кондаков и перешедшие с военной кафедры А. И. Дубинин и М. И. Ковачевич. Среди выпускников этого периода – начальник отдела перспективных разработок ОАО «АвтоВАЗ» Н. М. Тазтдинов и руководитель полигона этого предприятия В. Костяков, начальник отдела трансмиссий ЧТЗ В. Н. Тимонин.

В 1996 кафедра была закрыта в связи с политическими изменениями в стране. Студенты специальностей «Многоцелевые гусеничные и колесные машины» и «Подъемнотранспортные, дорожные, строительные машины и оборудование» в это время обучались на кафедре «Автомобили». В октябре 2002 на базе Государственного НИИ по промышленным тракторам (ныне ОАО Научно-исследовательский институт автотракторной техники) была образована новая кафедра «Специальных и дорожно-строительных машин», на которую передана подготовка по этим специальностям. Заведующим кафедрой стал по совместительству директор ГосНИИ ПТ, директор Сертификационного центра авто-тракторной техники, к.т.н., проф., инженер-полковник В. Н. Бондарь. На кафедру пришли к.т.н., доценты В. Н. Белоусов, В. И. Дуюн, В. С. Кондаков, В. А. Козьминых, Н. С. Прасолов, А. В. Разношинская, В. И. Раевский, С. И. Черепанов, доцент Н. В. Филичкин, ассистент А. Е. Новосельский.

ГосНИИ ПТ совсем не случайно был выбран в качестве базы для учебного процесса. Он в большом объеме проводил научно-исследовательские работы. Более 60 предприятий России и стран ближнего и дальнего зарубежья являлись заказчиками его научных разработок. Основные их них – ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ФГУП ПО «Уралвагонзавод», ОАО «Курган- машзавод», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Промтрактор» (Чебоксары), ОАО «Барнаултрансмаш», ОАО «Турбомоторный завод» (Екатеринбург). ГосНИИ ПТ располагал необходимыми современными исследовательскими лабораториями, комплексом испытательных стендов и полигоном, производственным оборудованием и компьютерной техникой с современным компьютерным обеспечением, а также аудиториями для проведения учебных занятий. В процессе учебы выпускников кафедры готовят к выполнению следующих профессиональных задач: конструирование новых образцов бронетанковой, автотракторной и дорожно-строительной техники, организация ее эксплуатации, организация производственного и технологического процессов на машиностроительных предприятиях, проведение сертификационных испытаний техники, выполнение НИОКР по бронетанковой, авто-тракторной, подъемно-транспорт.технике. В учебном процессе эффективно используются лаборатория кафедры с действующими образцами специальной и дорожно-строительной техники.

Всего за 70 лет существования кафедры здесь было подготовлено более 3500 инженеров. 180 из них окончили курс наук с отличием. 17 выпускников защитили докторские, более 60 – кандидатские диссертации. Среди выпускников разных лет – зам. зав. отделом ЦК КПСС В. Ф. Марачевский; зам. председателя Челябинского облисполкома Л. С. Кудрявцев; генерал-майор, нач. управления КГБ В. А. Гусев; техн. директор ОАО «ЧТЗ», д.э.н., проф. X. X. Мингазов; заместитель главного инженера ОАО «ЧТЗ», к.т.н. С. С. Малютин; гл. конструктор ГСКБ-2, к.т.н. В. Л. Вершинский; директор Челябинского автомеханического завода В. Н. Богданов; директор моторного завода ЧТЗ, к.т.н. Н. Л. Белькорецкий; генеральный конструктор завода «Уралтрансмаш» (Екатеринбург) Ю. Ф. Бутрин; генеральный директор ОАО «Ишимбайтрансмаш» В. А. Шаньгин; зам. гл. конструктора ОАО «Курганмашзавод» В. А Печенкин; зам. гл. конструктора Уральского КБ транспортного машиностроения Н. А. Молодняков; нач. управления дорожных испытаний и доводки автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» А. М. Акоев; проректор по научной работе ЧелГУ, зав. кафедрой, д.т.н., профессор Г. А Завьялов. В разное время выпускники кафедры работали и работают преподавателями на кафедрах ЮУрГУ. Среди них доцент кафедры «Автоматические установки» В. Д. Васильев; доценты кафедры «Сопротивление материалов» В. В. Скрягин; доцент, декан факультета «Сервис и легкая промышленность» В. А. Лившиц; доцент кафедры «Графика» А. П. Ланде; доцент кафедры «Автомобили» А. Д. Рулевский; зав. кафедрой «Технология металлов» ЧПИ, д.т.н., профессор В. В. Матвеев; проректор по научной работе ЧПИ, зав. кафедрой «Летательные аппараты» аэрокосмического факультета, д.т.н., профессор Н. И. Гриненко; зав. кафедрой «Автоматические установки» аэрокосмического факультета, к.т.н., профессор С. П. Масленнников; зав. кафедрой «Приборостроение», д.т.н., профессор А. Н. Лысов; д.ф.-м.н., профессор В. Н. Кунин; д.т.н., профессор Ю. Н. Кирдяшев; зав. кафедрой «Основы проектирования машин», д.т.н., профессор В. И. Пожбелко; к.т.н., доцент кафедры «Основы проектирования машин» В. А. Пермяков; к.т.н., доцент П. Г. Винницкий и многие др.

В октябре 2012 после объединения кафедр «Колесные и гусеничные машины», и «Автомобили» возникла объединенная кафедра «Колесные, гусеничные машины и автомобили». Коллектив возглавил В. Н. Бондарь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургуБондарь Владимир Николаевич
Заведующий кафедрой, кандидат технических наук, доцент, Заслуженный машиностроитель РФ
Преподает дисциплины: основы сертификации и лицензирования машин и услуг; организация производства и менеджмент.
Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Смотреть картинку Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Картинка про Кафедра колесные и гусеничные машины юургу. Фото Кафедра колесные и гусеничные машины юургу