Как называется машина которая перевозит зеков

Тюрьма на колесах: кто и как сопровождает осуждённых

Корреспондент «МК»-Югра» побывал в автозаке

20 января сотрудники специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию отметили свой профессиональный праздник. 135 лет назад указом Александра III была образована конвойная стража для сопровождения арестантских партий. Югорская служба значительно моложе — 22 января региональное учреждение по конвоированию УФСИН России по ХМАО-Югре отпраздновало 22-летие. В тонкостях работы неприметной, на первый взгляд, но необходимой службы разбирался наш корреспондент.

Как называется машина которая перевозит зеков. Смотреть фото Как называется машина которая перевозит зеков. Смотреть картинку Как называется машина которая перевозит зеков. Картинка про Как называется машина которая перевозит зеков. Фото Как называется машина которая перевозит зеков

Автозак обеспечивает надежную перевозку заключенных в условиях бездорожья. Конвоирам помогают космические технологии — автозак оборудован комплектом спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС. Фото предоставлены пресс-службой УФСИН России по ХМАО-Югре.

Тюрьма на колесах

Сбивающий с ног ветер не может уничтожить манящий путешествием запах железной дороги. Метель хлещет по щекам и застилает горизонт. Кутаюсь в шарф, оглядываюсь. Чуть поодаль в ожидании поезда застыл автозак — спецтранспорт для перевозки осужденных. В нем меня, кстати, и привезли на вокзал.

«Погрузили» в машину без суда и следствия. «Назад дороги нет», — пошутил при этом один из конвоиров, откидывая лестницу. Я лишь криво улыбнулась в ответ. В помещениях без окон, но с решетками как-то не до смеха.

Внутри автомобиля оборудованы две общие камеры вместимостью до пятнадцати человек и одна одиночная. Оборудованы — это, конечно, громко сказано. По две металлические лавки, прикрученные к полу, да светильник, и тот забран решеткой. Где-то прячется обогреватель: в кузове тепло.

— Осужденные делятся на категории, которые нельзя смешивать, — поясняет начальник ФКУ «Отдел по конвоированию УФСИН России по ХМАО-Югре» подполковник внутренней службы Александр Игнатенко. — Чаще всего формируем группы согласно режиму содержания — общий, строгий, колония-поселение. Одиночные камеры предназначены для бывших сотрудников силовых структур, особо опасных преступников, несовершеннолетних и женщин, которых необходимо конвоировать отдельно от других категорий.

Сквозь решетку за пассажирами наблюдают трое сотрудников конвойной службы. Видеорегистратор передает картинку в кабину водителя, где находится начальник караула. Система ГЛОНАСС позволяет контролировать передвижение машины в режиме реального времени по всей территории Югры. В кузове автозака установлены переговорные устройства, тревожная кнопка и сигнализация, сообщающая об открытии дверей и люков. О любой заминке тут же узнает диспетчер и при необходимости вышлет подмогу. Кстати, сопровождение особо опасных преступников усиливают бойцами спецназа.

Для перевозки осужденных используют полноприводный КамАЗ, машину повышенной проходимости. В дороге случается всякое.

— В 2015 году в Локосово закрыли колонию. Заключенных пришлось вывозить по большой воде практически вслепую. Вода доходила до кузова, ориентировались по деревьям, — вспоминает начальник 1-го отделения отдела по конвоированию УФСИН России по ХМАО-Югре Константин Нефедов.

Потоп, снегопад, зной или стужа — ничто не имеет значения для конвоя. В любую погоду, в любое время дня и ночи бойцы выстраиваются на перроне, чтобы встретить прибывающих гостей. Вместо цветов в руках — автоматы, вместо приветственного марша — лай рвущейся с цепи собаки.

По команде начальника караула люди занимают свои позиции, я же проскальзываю в вагон вслед за Александром Игнатенко. Зрелище открывается удручающее. Длинный полутемный коридор, по одну сторону которого зарешеченные окна, по другую — камеры. Принцип тот же: нельзя смешивать разные категории осужденных и лиц, заключенных под стражу.

В «купе» окон нет. Полки без матрасов и постельного белья расположены в три уровня, верхние предназначены для тех, кто едет далеко. Все свободное пространство занято баулами.

Спецвагонов в России больше семидесяти, перевозят осужденных и тех, чей приговор еще не вступил в законную силу. Большинство пассажиров нашего вагона высадятся в Нижневартовске, там находится единственный в округе следственный изолятор. Сургутские бойцы за смену забирают по 5–20 заключенных, вартовчане принимают и отдают до 120 человек.

— Жалобы, претензии к караулу по конвоированию, наряженному от УФСИН по Тюменской области, есть? — раздается командный голос подполковника.

Женщины, занятые беседой, только отмахиваются, все в порядке, мол. А в соседней камере вскидывается как сжатый кулак мужчина.

— Конечно, есть! Кипятка не дают! — возмущается он, чуть ли не протискиваясь сквозь прутья. Видимо, говорить может только вплотную к лицу собеседника. Такие манеры немного напрягают.

Его попутчики тоже подгадывают удобный момент, чтобы вывести проверяющих, в числе которых оказалась и я, из равновесия. Сколько секунд надо, чтобы пройти мимо купе? Ровно столько, чтобы один из сидящих успел вскочить и прокричать прямо в ухо идущему пару слов. Тренируются они там, что ли… Лишь бы что-нибудь сказать…

— Конвоир должен быть эмоционально стабильным, сдержанным. Спецконтингент постоянно пытается дестабилизировать как отдельного сотрудника, так и караул в целом. Любое решение конвоира должно быть взвешенным. Постоянно разбираем различные ситуации на занятиях. Сейчас книг по психологии много, свободного времени у заключенных предостаточно, некоторые пытаются дезорганизовать конвой, используя научный подход. Среди осужденных есть мошенники с большим стажем, с двумя высшими образованиями. Противостоять им порой нелегко, но наши ребята справляются, — подчеркивает Константин Нефедов.

— Бывает, кто-то жалуется, что кипятка не дают, в баню не водят. Спецконтингент любит преувеличивать. Однако стоит учитывать, что в пенитенциарных учреждениях действует режим, все действия закреплены правилами внутреннего распорядка дня, утвержденного Министерством юстиции РФ, где четко прописано, в какое время осуществляется прием пищи, прогулка, помывка и так далее. Если поднять архив видеозаписей (а камеры сейчас установлены везде), журналы и ведомости, то можно увидеть, что когда всех водили в баню, заявитель отказался. Захотел в другой день, и тут уже ему отказали, — проясняет ситуацию начальник пресс-службы УФСИН России по ХМАО-Югре подполковник внутренней службы Азамат Азнагулов.

Автозак уже припарковался в двух шагах от спецвагона. Конвоиры образовали живой коридор. Внешний периметр контролируют бойцы с автоматами наперевес. Угроза может исходить с любой стороны: сам осужденный попробует сбежать или кто-то захочет его отбить.

Зевак мягко отодвигают на безопасное расстояние, благо в тридцатиградусный мороз их немного, летом же собирается толпа. Спецвагон прицепляют к обычному пассажирскому поезду, и зачастую люди даже не догадываются, с кем едут рядом.

«Выходим по одному, голову не поднимать, свободную руку за спину!» — отработанная процедура заняла пару минут. Вот конвоир проносит сумку с личными делами, и дверь нашего автозака закрывается. На его место тут же подъезжает другой, полицейский. Своей очереди ждет Ханты-Мансийское управление.

Стальной характер

Провожаем автомобиль взглядом: едет он не спеша, не торопится водитель и включать проблесковые маячки.

— Пользоваться преимуществами перед другими участниками дорожного движения можно только в крайних, не терпящих отлагательства случаях. В целях недопущения ДТП я запретил использовать специальные сигналы для проезда перекрестков на красный свет без веских на то оснований, — отвечает на мой вопрос Александр Игнатенко.

В своих водителях начальник уверен, они прошли профподготовку, а вот квалификация гражданских вызывает сомнения.

— Дорога все-таки сопряжена с опасностью. В Сургуте постоянный гололед, при этом некоторые автолюбители любят и погонять. Наша задача — доставить осужденных к месту назначения в срок, и мы должны выполнить ее беспрекословно, точно и в срок, — говорит Александр Игнатенко.

Подготовке конвоиров уделяется повышенное внимание еще на этапе отбора. Обязательное условие приема — служба в армии или обучение в профильном вузе. Личное дело кандидата должно быть таким же чистым, как его тело. Никаких приводов в полицию, нарушений общественного порядка, татуировок и шрамов. И хоть сын за отца не отвечает, судимость недопустима даже у родителей.

Каждый день медосмотры и инструктажи, минимум два раза в неделю выезды, регулярная отработка различных ситуаций, замкнутое пространство и постоянные провокации — условия, далекие от идеальных.

— Наша служба и опасна, и трудна, и порой неблагодарна. Что привлекает ребят? Желание проявить себя. Ведь работа со спецконтингентом не подходит для слабых мужчин, — поясняет Александр Игнатенко.

— Здесь постоянное движение, никогда не стоим на месте. И хотя алгоритм действий отработан, ни одна поездка не похожа на другую, — говорит Константин Нефедов. Он служит в отделении уже одиннадцать лет и не терпит монотонности.

Серьезная работа требует серьезного вознаграждения. Конвоирам положен внушительный пакет социальных гарантий и льгот, причем действует он и после выхода сотрудника на пенсию. В перечне социальных гарантий и льгот — медицинское обслуживание без очереди, ежегодный оплачиваемый отпуск по России, в том числе одному из членов семьи, учебный отпуск, ранний выход на пенсию, повышенное пенсионное обеспечение.

Положены бойцам выплаты на компенсацию части арендной платы, на приобретение необходимого имущества в случае создания семьи. Доплачивают конвоирам и за ненормированный рабочий день. Так, сотрудники Нижневартовского отделения заступают на смену в 10 часов вечера, чтобы ночью встретить поезд с заключенными.

Кстати, конвоиры обязаны следить, чтобы заключенные не проносили запрещенных предметов. Поэтому осужденных обыскивают и досматривают их личные вещи.

— Прячут сим-карты и лезвия между пальцами, засовывают в нос и другие естественные полости организма, пытаются пронести даже сотовые телефоны. Ничего не стесняются, — замечает Константин Нефедов.

Сотрудников подразделения непросто застать врасплох, они готовы к любым внештатным ситуациям и крепко стоят на страже безопасности граждан. За всю историю регионального учреждения по конвоированию УФСИН России по ХМАО-Югре не было допущено побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей при конвоировании, а также попыток к совершению побегов. Югорчане сумели зарекомендовать себя и так поставить службу, что у осужденных не возникает подобных мыслей.

Источник

Что такое этап: как перемещают осуждённых

Любите путешествовать? Сегодня расскажем о том, что такое этап – как перемещают осуждённых. Само слово «этап» происходит понятия «этапирование» – базового принципа, лежащего в основе перемещения подследственных и осуждённых в России (и не только в России).

Страна наша, как известно, широка – много в ней лесов, полей и рек, а также следственных изоляторов, тюрем, лагерей и колоний. Людей между ними перемещают поэтапно – от учреждения к учреждению или, как говорят в тюрьмах, «от централа к централу».

Куда этапируют подследственных и осуждённых

Основное направление этапирования – из СИЗО к месту отбывания наказания, но бывают исключения. Подследственного могут этапировать из СИЗО в СИЗО – например, для проведения следственных действий. Допустим, человека задержали в другом регионе – его поместят в изолятор по месту задержания, а затем отправят по этапу в тот регион, где ведётся следствие и будет суд (обычно по месту совершения преступления).

Осуждённого могут везти и из зоны в изолятор – например, для обеспечения его участия в следствии по другому делу, а также в суде. Сегодня для обеспечения участия арестантов в судах активно используют системы видеоконференцсвязи (ВКС), но колонии оборудованы такими системами нечасто, а вот СИЗО – почти всегда. Вот и приходится таскать людей по всей стране.

Что такое централ?

Централами некоторые осуждённые называют пересыльные тюрьмы – узловые СИЗО, через которые происходит этапирование подследственных и осуждённых. Собственно, централы – это и есть «этапы» перемещения.

Вообще-то, раньше централами назывались главные каторжные тюрьмы – прославленный Михаилом Кругом Владимирский централ (Учреждение Т-2 УФСИН России по Владимирской области) – как раз такая тюрьма. Кстати, этот объект упоминается не только в одноимённой песне Круга, но и в его же произведении «Еврейский арестант».

Применительно к пересыльным тюрьмам слово «централ» стало употребляться именно благодаря песням Михаила Круга. Прежде слова этого боялись – уж больно много легенд и слухов ходило вокруг Владимирской Тюрьмы.

На чём возят осуждённых и подследственных

На самом деле, вариантов перевозки не так много. Обычно осуждённых и подследственных возят или на автозаке (сокращение от «АВТОмобиль для перевозки ЗАКлючённых»), или в специальном вагоне («вагонзак»)– так называемом «Столыпине».

Об обоих этих транспортных средствах мы обязательно расскажем в отдельных статьях – ибо есть, что рассказывать.

Кроме того, есть ряд осуждённых, которых можно перевозить на обычных автомобилях – как правило, это ФСИНовские «Газельки», да «Нивы». Речь идёт о так называемых «расконвоированных» арестантах и осуждённых, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Считается, что эти осуждённые не представляют опасности для общества и особый режим охраны им не нужен.

Вот и все виды транспорта для этапирования осуждённых.

Могут ли из колонии-поселения отправить по этапу

Да, могут. К сожалению, ФСИН умеет транспортировать людей на далёкие расстояния только этапами. Так что если человека перемещают далеко – придётся потерпеть тяготы и лишения, хлебнуть настоящей тюремной жизни.

Хотя, дух закона говорит о том, что можно было бы выдавать «поселенцам» деньги на дорогу и отправлять их своим ходом.

ZNBM.ru последовательно пытается оспаривать постановления об этапировании поселковых. Напишите нам на znbm.ru@yandex.ru, если у вас есть такое постановление.

Пересчёт срока этапирования

Много раз мы пытались отстоять право осуждённых на пересчёт срока нахождения на этапе, как наиболее жестоких условий содержания из всех возможных – суды продолжают считать этот ад нормой жизни и «издержкой». Мы, впрочем, не оставляем попыток – продолжаем требовать зачёта этапов – минимум как день в дороге за два в колонии. Повторимся, некоторые зеки проводят в пути месяцы, а иногда и годы.

На сегодняшний день (март 2020 года) пересчёт срока этапирования российским законодательством не предусмотрен.

Если за последние несколько лет вы провели много времени на этапах – напишите нам, мы попробуем зачесть время в срок лишения свободы.

UPD: Законопроект о пересчете срока этапирования представлен Минюстом в Государственную Думу в октябре 2021 года. Чтобы это случилось, мы обращались в суды более 60 раз.

Важный «этап» в тюремной жизни

Говорят, переезд – хуже пожара. В тюрьме это понимаешь особенно явно – этап хуже любого переезда. И хотя некоторые опытные сидельцы бравируют тем, что им нравятся этапы – поверить в это непросто. Конечно, на этапах происходит общение между арестантами из разных учреждений и регионов, обмен новостями (а иногда предметами – в том числе и запрещёнными), но стоит ли игра свеч?

Так, питерское СИЗО «Новые Кресты» построены с нуля, в нескольких сотнях метров от станции «Колпино» железной дороги. При этом собственной ветки у изолятора нет – людей грузят в автозаки и возят на вокзалы.

Даже поездки между соседними регионами могут запросто занимать несколько месяцев. В пределах одного УФСИН, как правило, возят осуждённых и подследственных автозаками – хотя бывают и исключения.

В практике юристов ZNBM.ru встречались случаи, когда человек практически провёл на этапах весь свой срок – более года. Подследственный содержался в СИЗО-2 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но несколько раз в месяц его отправляли в Волхов – к месту совершения преступления.

При этом сначала человека этапировали в СИЗО-4 («Лебедевка»), а затем спецконвоем доставляли к следователю. Через год состоялся суд, бедолаге назначили два года колонии-поселения и зачли год в СИЗО по формуле «день за два».

Когда человек находится на этапе, его как бы нет – ни родственникам, ни адвокатом, ни ему самому не сообщают, куда и как его везут, где он находится в настоящий момент. Передать тоже ничего нельзя – даже тёплые вещи. Передачи принимают только в пересыльных тюрьмах, но навряд ли вы сможете что-то передать, ведь узнать, где именно находится заключённый – практически невозможно.

Зачем нужны этапы при перевозке заключённых?

Перевозка людей, содержащихся под стражей – сложный и дорогостоящий процесс, связанный с серьёзными мерами по обеспечению безопасности. Этапирование позволяет значительно оптимизировать логистику при перемещении спецконтингента.

На самом деле, тот же принцип применяется и при дальних поездках обычных граждан – для оптимизации расходов на поездку. Когда мы едем или летим куда-то с пересадками – это тоже этапирование.

Что такое «спецэтап» («спецконвой»)

Особо опасных преступников могут перевозить и без этапов – прямыми рейсами автомобильного, железнодорожного или авиационного транспорта. На языке ФСИН такая перевозка называется термином «спецэтап».

В среде арестантов часто можно услышать и название «спецконвой». На самом деле, оно не совсем верно. Конвой – это команда вооружённых людей, сопровождающих этап.

Бьют ли осуждённых на этапах

Бывалые сидельцы рассказывают, что сейчас бьют уже не так, как прежде – всё же системы видеофиксации делают своё дело. Хотя, если кому-то из конвоиров придёт в голову сделать что-то запрещённое – регистратор в нужный момент сломается, сервер будет перезагружаться, а плёнка – потеряется.

На вопрос «за что бьют на этапах» 100% сидельцев отвечают одинаково.

Как называется машина которая перевозит зеков. Смотреть фото Как называется машина которая перевозит зеков. Смотреть картинку Как называется машина которая перевозит зеков. Картинка про Как называется машина которая перевозит зеков. Фото Как называется машина которая перевозит зеков

Что брать с собой на этап

Объясняя менее опытным товарищам, что такое этап, бывалые пассажиры «Столыпина» дают лишь несколько советов. Список рекомендаций невелик и относительно прост. Однако всякий, кто путешествовал таким образом, знает – нет ценнее этих нескольких пунктов:

Большинство пунктов связаны с тем, что осуждённых не выводят в туалет (хотя и должны). Если выводят – по одному и «на время». В этих условиях у многих людей отказывается своевременно работать организм – особенно у «первоходов». Иногда могут и сутки не выводить, в том числе и умышленно – ради издевательства.

Не есть и не пить советуют для того, чтобы в дороге не хотелось в туалет. Поэтому же берут с собой сухие продукты. Пластиковая бутылка также нужна для того, чтобы иметь возможность «отлить», если приспичит.

Во сколько обычно перевозят осужденных?

Из камеры осужденного вызывают рано – задолго до подъёма, иногда и в четыре утра, иногда около шести. О предполагаемом перемещении предупреждают за несколько часов: «С вещами на выход».

Большинство перемещений в городе конвойная служба старается осуществить максимально рано утром – пока в городах мало людей. Впрочем, часто конвои растягиваются на весь день, особенно в больших городах.

Движение регулярного конвоя организовано «по кругу» – автозак идет от учреждения к учреждению и возвращается на базу в конце, как маршрутное такси. Если учреждений в регионе много, это занимает довольно много времени.

В практике ZNBM.ru есть случай, когда осужденный добирался из СИЗО-4 («Лебедевка») в КП-8 («Старые Кресты») более 12 часов – между расстояние между учреждениями при этом составляет менее километра. Это УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Столыпинские составы тоже в основном отправляются рано утром, когда на станциях меньше пассажиров. Движение вагонов осуществляется в соответствии с расписаниями поездов, к которым вагоны цепляются. Маневрирование осуществляется по большей части в ночное и вечернее время и утренние часы.

Путь от изолятора до перрона

Путь от изолятора до перрона заключённый проводит в спецтранспорте для заключённых – в народе, «автозаке». Обычно это цельнометаллическая «Газель», более крупный «Валдай» или совсем огромный «ГАЗ». Для перевозки большого количества людей или в непростой местности иногда применяют «Камазы».

Железный фургон разделён на секции – «стаканы». Окон, как правило, нет, дверцы зарешёчены. Ящики рассчитаны на одного-трёх пассажиров. Более опасных транспортируют в одиночку, в наручниках. Обитателей «колоний-поселений» возят так – набивают полную секцию и везут. С баулами вдвоём уже тесно, а если ехать далеко – тесно и одному.

Внутри города (особенно такого большого, как Питер или Москва) осуждённых и подследственных тоже этапируют – то есть собирают по всем учреждениям. Машина идёт по кругу, как маршрутное такси. В фургонной клетке можно просидеть весь день. В туалет могут вывести на одной из остановок – и то, только если конвой «нормальный».

Если поездка дальняя, могут выдавать сухой паёк. Несмотря на то, что многие на эти пайки ругаются, есть можно. Суточная пайка (чай, каша, второе (иногда – тефтели), несколько галет и пакетики сахара) обходится государству примерно в 300 рублей – в пять раз дороже, чем еда в учреждении.

Впрочем, на поезд обычно везут сразу – рано утром, до того, как проснутся обычные пассажиры. Вагон подгоняют к крайней платформе. Машина подъезжает почти вплотную – дверь в дверь. Осуждённых и подследственных выгоняют из машины и загоняют в вагон – как скот.

Иногда (особо опасных) через ряд кинологов с собаками, могут и поколотить. Это момент устрашения и попытка поломать, никакого смысла в этом действии нет. Убежать некуда. При попытке могут и пристрелить.

По отзывам наших подопечных, особой жестокостью отличается Вологодский конвой.

Что такое столыпинский вагон («вагонзак»)

С вещами через вагон протиснуться непросто. Как непросто и уместиться в тесном «стакане» автозака, без ступенек выпрыгнуть из высокого фургона – падать нельзя, можно получить дубинкой. Баулы вообще мешают. Вот почему на этап не советуют брать много. Опытные сидельцы собирают весь свой нехитрый скарб в спортивную сумку – с ней хоть как-то можно путешествовать через турфирму под названием ФСИН.

При передаче человека от конвоя к конвою сверяют заключённых с личными делами, нужно безошибочно назвать свои данные – имя, дату рождения, статьи обвинения, каким судом осуждён, срок, даты начала и конца срока. Вообще, называть все эти «реквизиты» сидельцам приходится довольно часто – буквально чуть что.

Как называется машина которая перевозит зеков. Смотреть фото Как называется машина которая перевозит зеков. Смотреть картинку Как называется машина которая перевозит зеков. Картинка про Как называется машина которая перевозит зеков. Фото Как называется машина которая перевозит зеков

Фсиновские вагоны называют «столыпинскими» в честь одноимённой аграрной реформы – после неё для перевозки крестьян впервые придумали использовать скотные вагоны. Принцип работы ФСИНовских конвоев полностью поддерживает и развивает эту практику.

Как и обычный вагон, «Столыпин» разделён на купе. По размеру они такие же, как в простом поезде, на котором ездят на юг. Только окон в купе нет – есть лишь в проходе (на них, разумеется, решётки). Вместо дверей тоже решётки.

В купе шесть мест – лавки в три этажа. Нижние, разумеется, оставляют полным и пожилым людям, а также разного рода уважаемым арестантам. Это если пассажиров шесть. Часто бывает, что их восемь, а иногда и гораздо больше. Все с вещами – тесно, а главное – жарко.

Окна конвойные иногда открывают в пути (это не запрещено) для проветривания. А иногда не открывают – вагон превращается в форменную душегубку. Иногда так делают и специально – вымогают у подопечных вещи, деньги, курево.

ВИП-купе для особо избранных (или особо обеспеченных) – тоже есть. «Виповость», правда, тоже весьма условная.

Время от времени в купе проводят «шмон» – людей уже досматривали при выезде из учреждения. Новый обыск нужен, чтобы не передавали запрещённых предметов друг другу, а также для того, чтобы найти что-то ценное, чем может поживиться конвой. К вещам относятся ещё хуже, чем к людям – после шмона всё оказывается мятым, рваным, грязным и валяющимся по всему купе. Собрать багаж обратно – целая наука.

Если не есть сутки до этапа – можно всю дорогу обходиться без туалета. Влага уходит из организма с потом. Жаль тех, кто не курит – в поезде будут курить все остальные. Представьте, как здорово в купе поезда, где курят 17 человек.

Вагонзак едет медленно – его постоянно отцепляют от одних поездов и прицепляют к другим. Часто он стоит на запасных путях днём, а едет только в тёмное время. Нет ничего удивительного в том, что такие перевозки спрятаны от глаз обычных людей. Вы и не знаете, что в конце вашего поезда есть «столыпинский» прицеп – едите спокойно курочку, чаёк пьёте.

Осуждённые коротают время за разговорами – о судьях, о тюрьмах, об общих знакомых. Как говорят бывалые путешественники – «те же на манеже». Если ездить в «Столыпине» более или менее регулярно, одни и те же лица будут попадаться достаточно часто.

В поезде редко кто-то проводит меньше суток – до следующей станции и следующего автозака. В пути люди сходят с ума от вони, собственного пота, сигарет и пустых разговоров. Вот почему на любом централе всегда обогреют прибывших с этапа, а тем, кому только предстоит адская поездка – помогут собраться в путь.

Дорожная или прогон

Данные всех прибывших в пересыльную тюрьму зеков фиксируются в специальную дорожную маляву (или «прогон»). Смотрящий камеры отправит записку по «дороге» – она пройдёт все камеры, и если у кого-то из арестантов есть претензии к прибывшим («предъявы»), придётся ответить. Могут поколотить, посадить на бабки или выкинуть из камеры.

Пока идёт «дорожная», положено пить чифирь с обитателями камеры. Все садятся вокруг стола («дубка»), пьют по очереди – из одной кружки. Есть множество тонкостей и нюансов, связанных с этим знаменитым тюремным напитком – потянет на отдельную статью.

Если предъяв нет – можно располагаться на ночлег и ждать следующего этапа. Ну, а если прибыл на лагерь – обживаться и надеяться, что больше никуда не сдёрнут.

Прибытие на зону

Зона – конечная точка маршрута, но важный этап зловещего путешествия. Если всё предыдущее время вместе с осуждёнными попадались подследственные, то на зону приезжают уже только те, кому назначен срок. Отношение к людям резко меняется на отвратительное – ты преступник, ты вообще не человек. Максимум беспородная собака.

Автозак надёжно спрятан за двумя слоями высоких стен – никто не увидит и не услышит, как осуждённые бегут с баулами от машины к приёмному пункту. Бегут – это, впрочем, громко сказано. Передвигаться можно только на корточках, смотреть только вниз. Замешкался – получил дубинкой.

Всё это сопровождается лаем собак – собак держат на поводках представители отдельного подразделения ФСИН. Иногда они веселятся – спуская собаку подальше от себя – если она прихватит уголовника, никому ничего не будет.

Жалобы за пределы учреждения не выходят – никакие, как бы не заклеивали конверты особо отважные сидельцы. Это только на бумаге письма адвокатам, прокурорам и правозащитникам не вскрываются и не подвергаются цензуре.

Вообще, жестокий приём (с собаками, корточками и автоматчиками) положен только осуждённым, которым назначено отбывание наказания в учреждениях строгого и особого режима. На деле, встречаются такие встречи и на общем, и даже в колониях-поселениях.

Заборы надёжно защищают фсиновцев от любых претензий со стороны гражданского общества.

В 2017 году международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала свой знаменитый отчёт «Этапирование заключённых в России – Путь в неизвестность». В нём зафиксированы страшнейшие нарушения человеческих прав при этапировании осуждённых и подследственных в нашей стране.

ПАСЕ рекомендовал российскому Правительству привести ситуацию к требованиям международного законодательства – но воз и ныне там.

Вот, что такое этап: вместо послесловия

Мы не нашли адекватных фотографий того, как в России этапируют осуждённых и подследственных. В основном, доступны постановочные кадры, подобранные самим ФСИН. Единственный способ понять, что такое этап – прочувствовать это на своей шкуре. Перевозка заключённых тщательно прячется от глаз людей – на вокзалы арестантов привозят в неурочное время. После погрузки вагон отгоняют на запасный путь и цепляют к составу последним.

Автозаки грузятся на закрытых территориях. Единственное место, где можно увидеть погрузку или разгрузку – подкараулить автозак перед зданием суда. Навряд ли вы увидите что-то необычное – людей просто грузят в железный фургон. Впрочем, не обольщайтесь. Конвойным очень хочется показать силу – они стесняются вас. Отыграются, когда будут по ту сторону колючей проволоки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *