Как пользоваться шиномонтажным станком для грузовых автомобилей
Как правильно работать на шиномонтажном станке.
1. Устройство и работа
Шиномонтажные станки предназначены для
1. съема шин с дисков и 2. установки шин на диски.
Основные узлы типового ш/м станка (см. рис.):
1. станина (основное «тело» станка),
2. рабочий стол (установлен сверху на станине),
3. консоль (может быть установлена жестко или выполнена в виде конструкции,
4. верхняя часть консоли (в зависимости от конструкции станка может
перемещаться вместе со штоком рабочей головки в сторону вправо либо
5. рабочая головка (может перемещаться на штоке вдоль консоли, в рабочем
положении фиксируется на колесном диске),
Последовательность операций при съеме шины с диска
Для того, чтобы снять шину с диска, надо выполнить следующие действия:
— отжать шину от диска,
— закрепить колесо на монтажном столе станка,
— установить рабочую головку на закраину диска,
— снять шину с диска.
Рассмотрим каждое из этих действий в отдельности и проблемы, которые при этом могут возникнуть, а также пути их решения.
1. Отжим борта шины от диска (отбортовка).
Колесо ставится вертикально между станиной (поз.1) и находящейся в крайнем правом положении «лопатой». Монтажник прижимает «лопату» к борту шины и нажимает на соответствующую педаль станка. «Лопата» приводится в действие и давит на борт шины. При этом борт сходит с крайней части диска к центру.
Затем колесо поворачивают другим бортом к «лопате» и отжимают второй борт. В результате отжатая шина свободно болтается на диске.
Проблемы, которые могут возникнуть при отжиме шины.
а) Если шина очень широкая (например, современная низкопрофильная шина), то она может просто не влезть между станком и «лопатой».
б) Алюминиевый диск может быть поцарапан при отжиме «лопатой».
2. Зажим диска с отжатой шиной на монтажном столе станка.
Для этого используется самоцентрирующийся 4-х кулачковый пневматический зажим (приводится в действие нажатием соответствующей педали), вмонтированный в стол станка (поз.2). Диск может быть зажат снаружи (за закраины диска) или изнутри (враспор). В последнем случае на диске могут остаться заметные следы от кулачков. Зажим снаружи считается более надежным.
Диск может соответствовать параметрам станка, но надетая на него шина оказаться очень высокой (не широкой, а именно высокой) и, как следствие, шина упрется в консоль (поз.3) и не позволит зажать диск.
Максимальный диаметр колеса, которое может быть зажато, является одной из технических характеристик станка (типовое значение для станков для колес легковых автомобилей составляет около 1000 мм).
Проблемы, которые могут возникнуть при зажиме диска.
а) Алюминиевый диск может быть поцарапан даже при зажиме снаружи.
Для предотвращения этого применяются защитные пластиковые накладки на кулачки.
б) Диск может оказаться немного больше или немного меньше предельного для данного станка диаметра.
3. Установка рабочей головки на закраину диска.
Для того, чтобы снять шину с диска или надеть ее на диск, необходимо сначала установить рабочую головку станка (поз.5) на закраину диска таким образом, чтобы между головкой и закраиной диска был бы небольшой зазор 2-5 мм (чтобы не замять диск головкой при вращении стола)
Основная проблема, которая может при этом возникнуть.
4. Съем шины с диска (демонтаж)
Для этого используется монтировка (входит в комплект любого ш/м станка). Шиномонтажник опирается ею о рабочую головку, поддевает борт шины и надевает его на головку. Затем нажимает на соответствующую педаль, и рабочий стол начинает вращаться. Рабочая головка при этом поднимает борт шины над диском, и верхний борт шины постепенно сходит с диска. Для более легкого схода шины рекомендуется сначала смазать головку и снимаемый борт специальной монтажной пастой. Те же самые операции повторяются при съеме нижнего борта.
Серьезные проблемы возникают при демонтаже низкопрофильных шин.
Низкопрофильные шины очень жесткие, и основная проблема состоит в том, чтобы «прожать» и поместить в «ручей» диска ту часть борта шины, которая находится на противоположной головке стороне диска (это обязательное условие того, чтобы шина сошла с диска). Без специальных приспособлений сделать это бывает очень трудно.
К таким приспособлениям (а это довольно большая и дорогая конструкция, устанавливаемая на станок) относится, например, GR81 фирмы RAVAGLIOLI.
Подобные приспособления не являются универсальными для всех станков, поэтому при продаже всегда следует уточнить совместимость приспособления и станка.
Последовательность операций при монтаже шины на диск
Для того, чтобы надеть шину на диск, надо выполнить следующие действия:
— закрепить диск на монтажном столе станка,
— установить рабочую головку на закраину диска,
— смонтировать (надеть) шину на диск,
— накачать шину до заданного давления.
Установка диска на монтажном столе и рабочей головки на закраине диска были рассмотрены выше.
Перед монтажом борта шины и поверхность головки смазывают специальной монтажной пастой для лучшего скольжения при посадке на диск. Перед установкой головки шину кладут сверху на диск так, чтобы головка прошла через ее центральное отверстие.
Затем шина определенным образом ориентируется относительно головки и диска, нажимается соответствующая педаль, монтажный стол вращается, и нижний борт шины надевается на диск. Верхний борт надевается таким же образом.
Основные проблемы возникают при монтаже низкопрофильных шин.
Проблемы обусловлены опять же большой жесткостью этих шин. Нижний борт монтируется, как правило, без проблем. Посадить верхний борт намного труднее, а иногда и просто невозможно без специальных приспособлений.
К таким приспособлениям относится, например, упоминавшийся выше комплект GR81 фирмы RAVAGLIOLI.
Накачка шины до заданного давления.
После монтажа бескамерная шина (а сейчас практически все шины бескамерные) довольно свободно болтается на диске. Если в таком состоянии попытаться ее накачивать, то воздух будет просто уходить между диском и бортом шины. Для того, чтобы шина начала накачиваться, надо, чтобы она «схватилась» за диск, т.е. борта шины плотно прилегли к диску и образовалось замкнутое пространство между шиной и диском, в которое будет накачиваться воздух.
Для этого монтажник приподнимает шину так, чтобы ее борта как можно лучше прилегали к диску, на сосок (из которого предварительно вывенчен нипель) надевается щланг от пистолета накачки, и подается давление. При подаче давления шина немного распирается изнутри, и ее борта плотно прилегают к диску, после чего ее можно накачивать до заданного давления.
В процессе накачки борта шины «ползут» по диску от центра в сторону закраин в свое окончательное положение на закраинах диска. В конечном итоге шина устанавливается на диск. Для того, чтобы обеспечить более легкую «ползучесть» бортов, в процессе накачки их и диск подмазывают монтажной пастой.
Большие проблемы возникают при накачке низкопрофильных шин.
а) Низкопрофильные шины отказываются «схватываться» с диском при попытке накачать их обычным способом. Практически единственный способ заставить низкопрофильную шину «схватиться» с диском является взрывная подкачка. Для этого станок должен быть оборудован устройством для взрывной подкачки.
Это устройство представляет собой баллон, в котором создается высокое давление. Баллон соединен воздуховодами с отверстиями в кулачках. При нажатии на педаль воздух под большим давлением выбрасывается через эти отверстия в зазор между нижним бортом шины и диском. Шину резко распирает и она «схватывается» с диском.
Не все ш/м станки оборудованы устройством взрывной подкачки. В то же время доля шин, которые можно накачать только таким способом составляет на сегодня не менее 30% и имеет тенденцию роста. Таким образом, если клиент приобрел ш/м станок, не оснащенный этим устройством, то до 30% шин он просто не сможет смонтировать.
После монтажа шины на диск собранное колесо обязательно должно быть отбалансированно.
2. Классификация
Полуавтоматы имеют консоль, основание которой жестко соединено со станиной. Консоль имеет подвижную верхнюю часть, которая вместе с рабочей головкой может отводиться в сторону (вправо).
Жесткой фиксации головки на закраине диска не осуществляется и во время монтажа она, вообще говоря, может легко отходить в сторону, если ее не прижимать самой шиной. Для обеспечения зазора между головкой и закраиной диска необходимо сначала выставить положение подвижной части консоли относительно диска с помощью винта, расположенного на неподвижной части консоли, а затем повернуть рычаг, расположенный на ее подвижной части консоли. Все это весьма неудобно.
Такие станки имеют три педали управления (педаль управления «лопатой», педаль зажима/отжима диска на столе и педаль вращения стола).
Автоматы имеют консоль, которая может откидываться назад (при нажатии на соответствующую педаль). Верхняя часть консоли также является подвижной, но движение происходит не в сторону, а вперед-назад. Шток рабочей головки при этом может легко передвигаться вдоль верхней части консоли.
Фиксация головки на закраине диска осуществляется пневмосистемой станка при нажатии кнопки или повороте соответствующей ручки. При этом головка фиксируется жестко и остается неподвижной во время монтажа, зазор между головкой и закраиной диска при этом устанавливается автоматически. Такие станки имеют не три, а четыре педали управления. При нажатии на четвертую педаль консоль откидывается назад или возвращается в исходное положение (если уже была откинута).
Работать на автоматах значительно удобнее и быстрее. Во-первых, удобнее и значительно быстрее подвод и фиксация головки на закраине диска. Во-вторых, головка фиксируется жестко и не создаются неудобства из-за того, что она может отойти в сторону.
Следует знать что по Российскому законодательству скорость вращения стола не должна превышать 10 об/мин. В реальной жизни это правило не работает.
Обзор оборудования для грузового шиномонтажа
Оборудование для грузового шиномонтажа отличается сравнительно крупными размерами и весом, прочными материалами и повышенной износостойкостью. Его состав в мастерской зависит от номенклатуры предоставляемых услуг, но чаще всего состоит из следующих необходимых станков и инструментов:
Шиномонтажный станок
При выборе основного оборудования для шиномонтажа следует обратить внимание на диаметр дисков, на которые он рассчитан. Стандартный размер составляет 14–26”, но позволяет использовать удлинители, расширяющие диапазон до 42”. Больший диаметр необходим для обслуживания дорожной и сельскохозяйственной техники, что не всегда необходимо при расположении мастерской вдоль дороги федерального или регионального значения.
Вторым важным показателем является мощность электродвигателя станка: для грузовых автомобилей и пассажирского транспорта достаточной мощностью является показатель до 2 кВт. Ценовой диапазон в зависимости от характеристик: 130 000–1 300 000 руб.
Грузовой вертикальный шиномонтажный станок TS-26
Стоимость: 130 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Встроенный гидроподъемник колеса. Допустима установка к стене. Аварийный клапан гидропривода стравливает избыточное давление.
Технические характеристики:
Грузовой шиномонтажный стенд FLYING TCS-26
Стоимость: 210 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Две скорости вращения. Регулировка давления. Быстрое изменение положения.
Технические характеристики:
Шиномонтажный грузовой станок до 56” GIULIANO S551 XL
Стоимость: 800 000 руб.
Изготовитель: Италия.
Особенности: Подходит для сельскохозяйственной техники. Самоцентрирующийся зажим колес. Передвижной пульт.
Технические характеристики:
Шиномонтажный станок M&B DIDO 30
Стоимость: 500 000 руб.
Изготовитель: Италия.
Особенности: Самоцентрирующийся захват для всех типов дисков. Регулировка усилия фиксации.
Технические характеристики:
Полуавтоматический грузовой шиномонтажный стенд HOFMANN MONTY 5800 BA
Стоимость: 1 300 000 руб.
Изготовитель: Германия.
Особенности: Для колес всех типов грузовых машин. Высокая сила отжима.
Технические характеристики:
Балансировочный станок
Для устранения смещения массы колеса относительно его оси, снижения вибрации и повышения срока службы после шиномонтажа с ним работают на балансировочном стенде. Важное качество этого оборудования – минимальная погрешность. Оптимальные показатели имеют дорогие итальянские станки, средние – российского производства. Китайские станки при самой привлекательной цене оснащены датчиками не самой высокой точности и быстро выходят из строя. Самый простой балансировочный станок обойдется в сумму менее 90 тыс. руб., самая дорогая модель в этой подборке – 800 тыс. руб.
Стоимость: 88 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Для легкового и грузового транспорта. Пневматическая тележка в комплекте. Работает только на ровной поверхности.
Технические характеристики:
Стоимость: 180 000 руб.
Изготовитель: Россия.
Особенности: Автоматический режим без нажатия кнопок. Подстраивается под привычки оператора. Два режима работы для легкового и грузового колеса.
Технические характеристики:
Балансировочный стенд-автомат SIVIK TRUCKER LUXE
Стоимость: 230 000 руб.
Изготовитель: Россия.
Особенности: Грузовое колесо за 50 с. Пневмолифт. Функция деления больших грузов.
Технические характеристики:
Станок для балансировки грузовых машин SICE S-696
Стоимость: 560 000 руб.
Изготовитель: Италия.
Особенности: Самодиагностика, самобалансировка. Оснащен пневматическим подъемником. Специальная программа для литых дисков. Автоматический ввод данных.
Технические характеристики:
Балансировочный стенд с прижимным роликом HUNTER GSP9600HD
Стоимость: 800 000 руб.
Изготовитель: США.
Особенности: Ролик с имитацией дорожного покрытия. Прогноз поведения колеса на дороге. Автоматическое позиционирование грузиков.
Технические характеристики:
Вулканизатор
Оборудование для восстановления герметичности покрышки горячим способом называется вулканизатором. Это одно из самых востребованных направлений ремонта среди водителей грузовых автомобилей. В грузовом шиномонтаже чаще используют настольные и напольные вулканизаторы мощностью более 1кВт, оснащенные таймером. Стоимость единицы оборудования варьируется от 25 000 руб. до 140 000 руб. в зависимости от максимального диаметра колеса и технологии нагрева.
Электровулканизатор для грузовых колес GARO 6140
Стоимость: 25 000 руб.
Изготовитель: Россия.
Особенности: Настольный. Малой мощности.
Технические характеристики:
Вулканизатор «СИБЕК Макси»
Стоимость: 52 000 руб.
Изготовитель: Россия.
Особенности: Электронный таймер. Изменяемая геометрия рабочей поверхности.
Технические характеристики:
Вулканизатор подкатной «Сибек ЭЛЬФ-П»
Стоимость: 89 000 руб.
Изготовитель: Россия.
Особенности: Легкий подход к зоне ремонта. Два положения. Автоматическая система управления. Встроенный шкаф для инструментов.
Технические характеристики:
Вулканизатор TECH S1018-220
Стоимость: 120 000 руб.
Изготовитель: США.
Особенности: Одноэтапный и двухэтапный методы ремонта. Заплатки повышенной прочности.
Технические характеристики:
Вулканизатор шин грузовых автомобилей «Комплекс-2»
Стоимость: 140 000 руб.
Изготовитель: Россия.
Особенности: Контроль температуры в нескольких точках. Автоматическое отключение.
Технические характеристики:
Борторасширитель
Наличие оборудования для расширения бортов шин с целью улучшения доступа ко внутренней части покрышки – опция необязательная. Однако наличие борторасширителя значительно упрощает работу в сложных случаях ремонта и увеличивает скорость работы.
В зависимости от способа работы борторасширители разделяются на гидравлические и пневматические, последние из которых получили широкое применение в грузовом щиномонтаже. Их стоимость варьируется от 46 000 руб. до 80 000 руб.
Борторасширитель SIVIK КС-116
Стоимость: 46 000 руб.
Изготовитель: Россия.
Особенности: Пневматическая система подъема шин.
Технические характеристики:
Пневматический борторасширитель Rossvik BT-62C
Стоимость: 60 000 руб.
Изготовитель: Россия.
Особенности: Подходит для сельскохозяйственной техники.
Технические характеристики:
Пневматический борторасширитель TROMMELBERG TS-S203
Стоимость: 80 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Устойчивость. Источник света на гибком основании.
Технические характеристики:
Пневматический расширитель бортов POLARUS BR-P
Стоимость: 63 000 руб.
Изготовитель: Россия.
Особенности: Пневматический лифт. Длительная фиксация в заданном положении.
Технические характеристики:
Борторасширитель грузовой NORDBERG D5
Стоимость: 70 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Установочный стол, подъемник.
Технические характеристики:
Домкрат
Для подъема и удержания автомобиля на время ремонта колеса используются подкатные домкраты. Для грузового транспорта необходимая грузоподъемность оборудования – от 5 т и выше, высота подъема – от 35 см. Разброс цен – от 13 000 руб. за простой китайский подъемник до 175 000 руб. за испанскую модель из особо прочного сплава.
Домкрат пневмогидравлический подкатной ZX1001F
Стоимость: 13 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Металлические колеса большого диаметра. Обрезиненная рукоятка привода.
Технические характеристики:
Пневмогидравлический домкрат Nordberg N-3322L
Стоимость: 17 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Телескопический рабочий поршень. Низкое положение оси.
Технические характеристики:
Подкатной гидравлический домкрат GARO ZD-2210L
Стоимость: 33 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Оптимальная модель для различных разновидностей грузовиков
Технические характеристики:
Мобильный пневмогидравлический домкрат PASQUIN P 102
Стоимость: 90 000 руб.
Изготовитель: Италия.
Особенности: Двухступенчатая система подъема
Технические характеристики:
Подкатной пневмогидравлический домкрат MEGA N20-3
Стоимость: 175 000 руб.
Изготовитель: Испания.
Особенности: Высококачественный сплав, стойкий к ударам. Модульная конструкция. Опускание с системой контроля.
Технические характеристики:
Гайковерт
Для ослабления соединений грузовых колес применяют пневмогайковерты. Основные характеристики, на которые необходимо обратить внимание: мощность, крутящий момент, момент затяжки. Эти же параметры влияют и на стоимость: различные модели можно приобрести как с бюджетом в 14 000 руб., так и 115 000 руб.
Гайковерт шиномонтажный усиленный ROTAKE RT-5770
Стоимость: 14 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Металлический корпус. Две рукоятки. Встроенный реверс.
Технические характеристики:
Гайковерт пневматический KING TONY P33622-075B
Стоимость: 25 000 руб.
Изготовитель: Тайвань.
Особенности: Компактный, легкий.
Технические характеристики:
Гайковерт для грузовых автомобилей Chicago Pneumatic СР7780-6
Стоимость: 39 000 руб.
Изготовитель: Бельгия.
Особенности: Алюминиевый корпус. Эргономичная рукоятка.
Технические характеристики:
Пневматический ударный гайковерт SUMAKE ST-55881-8
Стоимость: 57 000 руб.
Изготовитель: Тайвань.
Особенности: Посадочный размер 1”.
Технические характеристики:
Подкатной электрогайковерт KRAFTWELL KRW12
Стоимость: 115 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Для гаек грузового и пассажирского транспорта. Не требует сжатого воздуха. Легкий.
Технические характеристики:
Компрессор
Характеристики компрессора подбираются под используемое пневматическое оборудование. Важными показателями при этом являются необходимость беспрерывной работы, мощность компрессора и ёмкость ресивера. В среднем стоимость компрессора составляет от 45 000 руб. до 170 000 руб.
Поршневой компрессор KronVuz Air BV300
Стоимость: 45 000 руб.
Изготовитель: Чехия.
Особенности: Эффективная система охлаждения. Мелкие чугунные детали.
Технические характеристики:
Компрессор поршневой FIAC AB 300-858/16
Стоимость: 90 000 руб.
Изготовитель: Италия.
Особенности: Поршневой блок из чугуна. Дренажный клапан.
Технические характеристики:
Поршневой компрессор Remeza СБ4/Ф-500.LT100
Стоимость: 120 000 руб.
Изготовитель: Беларусь.
Особенности: Двухцилиндровый. Ременной привод.
Технические характеристики:
Поршневой масляный компрессор NORDBERG AUTOMOTIVE NC500/1000-15
Стоимость: 150 000 руб.
Изготовитель: Китай.
Особенности: Масляный. Горизонтальный ресивер.
Технические характеристики:
Компрессор поршневой FIAC ABT 500-1700B/16
Стоимость: 170 000 руб.
Изготовитель: Италия.
Особенности: Четырехступенчатый. Ременной тип привода.
Технические характеристики:
Для оснащения грузового шиномонтажа необходимыми станками и инструментом в среднем потребуются капиталовложения 360–560 тыс. руб. Точная сумма зависит от нишевой ориентации на определенный вид грузовой техники, степени автоматизированности оборудования и прогнозируемого срока его службы.
Станки для работы с крупным сельскохозяйственным транспортом в максимальной комплектации обойдутся владельцу бизнеса в 2,7 млн руб., что значительно отличается от стоимости комплекта оборудования для фургонов и пассажирского транспорта.