Как понять что машина вскипела
Перегрев двигателя. Причины и последствия перегрева.
Перегрев двигателя — очень глубокая тема и пожалуй самая распространенная причина выхода из строя двигателей, которая может вести за собой куда более серьезные последствия. Далее будут описаны причины и последствия перегрева. Возможных причин перегрева великое множество и количество их ограничивается лишь фантазией и воображением человека.
Ну для начала рассмотрим самые распространенные причины перегрева:
✔ Забитый радиатор
✔ Неисправный термостат
✔ Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости
✔ Неисправность вентилятора, будь то электрический вентилятор или вентилятор на гидромуфте
✔ Рвется ремень привода водяной помпы или же сама помпа выходит из строя
✔ Низкий уровень охлаждающей жидкости, такое может произойти если не следить за машиной или же ОЖ где то понемногу вытекает.
✔ Гораздо реже перегрев происходит при полном отсутствии охлаждающей жидкости
✔ Если двигатель пошел в разнос, то перегрева не избежать тоже
Слабый перегрев двигателя — двигатель работал 5-10 мин при завышенной температуре. Такое случается когда отказывает вентилятор или термостат, но водитель вовремя замечает перегрев и глушит двигатель. В этом случае последствия минимальные — немного могут подплавиться поршни, большинство современных двигателей могут не почувствовать кратковременного перегрева. Если же перегрев был хороший то он даст о себе знать черным дымом и ощущением того, что двигатель постоянно работает под нагрузкой, также двигатель будет греться из-за повышенной сопротивляемости трения подплавленых поршней и аллюминия оставшегося на стенках цилиндров.
Заметный перегрев двигателя — двигатель работал на завышенной температуре более 20ти минут. Причиной может стать одна из выше перечисленных или любая другая. Последствия те же что и при слабом перегреве, но в большей степени, плюс к ним может добавиться искривление плоскости головки блока цилиндров или образование трещины в ГБЦ, что может привести к вылетанию клапанного гнезда. Возможно прогорание прокладки ГБЦ. Возможно разрушение меж-кольцевых перегородок на поршнях. На аллюминиевых блоках возможно искривление плоскости на которую устанавливается ГБЦ. Начнут пропускать масло всевозможные сальники.
Сильный перегрев — является причиной более серьёзных последствий — двигатель может застучать или заклинить, куда хуже если двигатель покажет кулак дружбы. При сильном перегреве последствия как правило более чем серьёзные — уцелеть не удается практически не одной из основных рабочих деталей двигателя.
Все начинается в камерах сгорания двигателя: при отсутствии охлаждения поршни начинают плавиться и прогорать в плоть до образования в них дыр и до полного разрушения, расплавленный аллюминий прилипает к стенкам цилиндров, чем еще больше затрудняет ход поршня — двигатель может заглохнуть, а может и нет. Вместе и одновременно с этим моторное масло разогревается до температур, при которых оно теряет свои свойства и становится как вода, прекращается смазка трущихся деталей, коренные и шатунные вкладыши начинают плавится и прилипать к коленвалу, после чего некоторые из них могут провернуться как на шатунах, так и в блоке — двигатель может заглохнуть, а может и нет. ГБЦ под воздействием высоких температур без охлаждения начинает деформироваться, прогорают клапаны, вылетает одно или несколько клапанных гнезд, появляется резкий звонкий стук в верхней части двигателя — двигатель может заглохнуть, а может и нет.
Далее финал: поршень оказывается крепким орешком и первым не выдерживает коленвал — на одной из шеек, где провернулся вкладыш заранее образовалась трещина, как раз в месте образования трещины коленвал ломается пополам — двигатель может заглохнуть, а может и нет.
Другой сценарий: один из поршней не выдержав перегрузок заклинивает в цилиндре и рвется пополам(как на фото), нижняя часть улетает в поддон верхняя остается в гильзе. Безголовый шатун вместе с поршневым пальцем начинают болтаться в блоке и не долго думая пробивают дыру в одной из стенок блока — вот он, кулак дружбы! — двигатель заглохнет точно.
▪ Что желательно не делать, если произошёл перегрев.
Закипела машина
Если в процессе движения из-под капота повалил пар, а стрелка температуры зашкалила до 95-100 градусов, то можно смело резюмировать – закипела машина. В летний период перегревы двигателей встречаются на каждом шагу. Зимой или в межсезонье такие казусы случаются реже. В любом случае это происшествие не сулит ничего хорошего. Причины, вызвавшие закипание двигателя, могут привести к последствиям, которые станут крайне неприятными для многих составных частей автомобиля. Необходимо разобраться во всех этих вопросах, чтобы своевременно сориентироваться и не угробить автомобиль.
Причины закипания машины
Вероятно, каждый водитель неоднократно спрашивал себя, почему закипает машина, когда ничего не предвещает подобных проблем. На самом деле причин может быть огромное множество. Все они напрямую связаны с двигателем или системой охлаждения. Прежде чем обращаться в автосервис, можно попробовать поставить диагноз самостоятельно. Для начала нужно проверить, не вся ли испарилась охлаждающая жидкость. Если антифриз еще есть в наличии, то нужно осмотреть детали двигателя и системы охлаждения.
Возможные проблемы с двигателем:
пробило прокладку ГБЦ, а значит, нарушилась герметизация камер сгорания и каналов, по которым циркулирует антифриз, охлаждая систему. Горячие газы повысили температуру антифриза, чем вызвали перегрев системы охлаждения;
треснул цилиндр, из-за чего в систему охлаждения стали попадать горячие газы;
деформировалась и изменила посадку головка цилиндра (диагностика возможна только при полной разборке детали);
деформировались или износились поршни (диагностика возможна только в автосервисе с последующей заменой поршней);
возникли проблемы с механизмами коробки передач;
двигатель подвергся перегрузкам, например, машина долго поднималась вверх на пониженной передаче, когда можно было перейти на высокую.
Возможные проблемы с системой охлаждения:
использовался некачественный антифриз;
износился термостат (если патрубки двигателя холодные, то причина именно в этом);
забился радиатор (залетела листва, грязь, пыль);
сломался насос-помпа (при поломке он издает скрип и стук);
некорректно работает вентилятор;
возникли проблемы с расширительным бачком;
образовались воздушные пробки.
Какие-то из причин можно определить на месте, другие определят мастера из автомастерской. В любом случае, не стоит оставлять без внимания закипевший двигатель. Если закипела машина, причины могут привести к неблагоприятным последствиям.
Последствия закипания автомобиля
Прежде всего нужно понять, что перед тем, как двигатель задымился, он работал в чрезвычайно критических условиях. Поэтому последствия могут быть следующими:
прогорает прокладка ГБЦ;
деформируется цилиндр или головка цилиндра;
деформируется система клапанов;
заклинивает поршни.
Высокая температура, образовавшаяся под капотом, может нарушить целостность эластичных деталей (поршневых колец, маслосъемных колпачков). Следствием может стать большой расход масла и нестабильная работа всего двигателя. Если его своевременно не отключить, то поршни в гильзах цилиндров заклинит окончательно, разрушится БЦ и его головка. В итоге двигатель заглохнет и, возможно, навсегда. Придется полностью менять механическое сердце автомобиля.
Можно проследить, как происходит поломка двигателя по времени. В первые десять минут кипения начинают плавиться поршни и другие эластичные детали. Через 20 минут начинается деформация цилиндров, прогорает прокладка ГБЦ, повреждаются поршневые кольца, сальники. Через 50 минут наступает критический перегрев. Первая перестает работать система смазки. Потом рушится поршневая система двигателя, цилиндры, плавится и деформируется коленчатый вал, приходят в негодность все трущиеся детали двигателя.
Последняя стадия – это когда заклинивает поршни и двигатель останавливается. При таком максимальном уроне двигатель восстановлению не подлежит и требуется его замена.
Что делать, если машина закипела
Чтобы подобный сценарий не случился с вашим автомобилем, нужно выполнить ряд обязательных действий. Итак, в дороге закипела машина, что делать?
Если стрелка на термометре приближается к критической отметке, то нужно отъехать на обочину, остановиться, дать мотору остыть.
Машина может закипеть не только на трассе, но и в черте города, особенно когда постоянно попадаешь в пробки. Как только заметили, что температура под капотом перевалила за 90 градусов, стоит отъехать в сторону, на обочину, заехать во двор или на стоянку, чтобы дать мотору остыть, а самим разобраться, в чем дело. На остывание зимой уйдет около 10 минут, летом понадобится около получаса.
Нет возможности отъехать на обочину, а температурная стрелка уже зашкаливает.
В этом случае нужно включить печку на максимум. Пока ищете место, где встать, печь отведет немного тепла от двигателя, переключив работу на себя. Машина все равно закипит, но чуть позже, дав время на поиск места для парковки. Если печь гоняет холодный воздух, а стрелка так и зашкаливает на красном поле, нужно сразу глушить мотор, включать аварийные сигналы и вызывать помощь.
Если машина уже закипела и из-под капота повалил дым, то дело плохо.
Нужно немедленно отъехать на обочину. В этом случае двигатель сразу отключать не советуют. Наоборот, следует открыть капот, включить печку и подождать, пока двигатель немного остынет, работая на холостых оборотах. Возникает вопрос, почему в этом случае нельзя глушить мотор. Дело в том, что антифриз, в задачу которого входит охлаждение деталей двигателя, к этому времени находится практически в кипящем состоянии. Если выключить мотор, то горячий антифриз перестанет циркулировать и может повредить детали или создать воздушные прослойки, которые в дальнейшем помешают нормально функционировать системе.
Если из-под капота повалил пар, то нужно сделать следующие действия:
остановиться;
заглушить двигатель (его дальнейшая работа приведет к заклиниванию);
открыть капот (осторожно, чтобы не обжечься) можно полить капот водой, чтобы он не был сильно горячим;
снять пробку с радиатора (если пар ее не выбил);
Если автомобиль оснащен перепускными клапанами, то ничего снимать не нужно. Придется подождать, пока остынет антифриз (от 15 минут до 1 часа).
выпустить пар;
сдавить нижний шланг радиатора и выпустить воздух;
налить в бак антифриз или дистиллированную воду (до уровня);
плотно закрыть бачок и радиатор.
Все, можно заводиться и ехать дальше.
К проблемам двигателя нужно относиться внимательно, любая халатность может закончиться его дорогостоящим ремонтом. Поэтому после того, как машина завелась и поехала нужно каждые несколько часов проверять уровень масла, антифриза, смотреть, не появились ли подтеки. Если все остается в норме, то просто повезло. На всякий случай нужно показать автомобиль специалистам.
Какие еще возможны непредвиденные ситуации? Если машина уже кипит, из-под капота валит дым, а печка гонит холодный воздух, значит, закончилась охлаждающая жидкость. Нужно остановить машину, открыть бачок, долить. Затем подождать, пока движок остынет до теплого состояния и только потом закрывать крышку капота, и пробовать завестись.
В теплую погоду можно провести следующие действия при неисправности термостата. Его нужно снять, разобрать и вынуть термоэлемент. Затем собрать и поставить обратно. Этот маневр позволит проехать еще несколько километров до ближайшего автосервиса. В холодную погоду, особенно в морозы, этого делать не рекомендуется. Отсутствие термоэлемента не позволит прогреть двигатель до нужной температуры.
После остановки желательно проверить уровень масла. Если уровень выше обычного, то возможно пробита прокладка в блоке цилиндров или порван ремень привода помпы. Заводить машину и двигаться дальше нельзя. Нужно позвонить своему мастеру или в автосервис, объяснить ситуацию и дальше действовать, как подскажут профессионалы. При нахождении в чужом городе, вызвать эвакуатор и отвезти машину в ближайшую автомастерскую.
Если заметили какое-нибудь из повреждений, описанных ранее, то не рекомендуется продолжать движение самостоятельно. Деформированные и лопнувшие детали только усугубят ситуацию и могут полностью сломать мотор. В этом случае нужно вызвать эвакуатор, и отвезти автомобиль в автосервис. Мастера проведут профессиональную диагностику, выявят все поломки, и дальше будете вместе решать, что делать и как проводить ремонт.
Чтобы избежать закипания авто, нужно придерживаться двух простых правил:
1. Покупать только качественный антифриз.
2. Всегда следить за показаниями термометра на панели управления.
Перегрев двигателя внутреннего сгорания всегда свидетельствует о существующих проблемах. Поэтому при возникновении закипания нужно обязательно сдать автомобиль на диагностику. Желательно сделать это перед летним сезоном. Именно летом в СТО выстраиваются целые очереди из машин с перегоревшими движками. Предупредить поломку, значит сэкономить время и средства. Лучше потратить деньги на профилактические работы, чем потом выкладывать круглую сумму на замену двигателя.
Причины перегрева двигателя и что делать
С наступлением лета многие обрадовались долгожданному теплу, но жара имеет и негативные последствия для автомобилистов. Водителям приходится бдительнее следить за состоянием главного агрегата транспортного средства и принимать профилактические меры, чтобы двигатель не перегревался по причине слишком высокой температуры воздуха.
Признаки
Знать, как именно проявляет себя перегрев мотора, нужно, чтобы не быть застигнутым врасплох. Системы современных ТС облегчают жизнь в плане контроля.
Но если дороги перегружены, и водитель много времени проводит в таких пробках, бдительность притупляется, так как все внимание уходит на дорогу.
Следите за датчиками, чтобы не допустить перегрева
Перегрев можно заметить и по поведению двигателя. Мотор начинает работать с явным усилием, его мощности не хватает. Появляются шумы, жесткость хода. Если ситуация доходит до критической, возникает металлический звон.
При какой температуре перегревается двигатель, зависит работоспособности охлаждающей системы. Если в ней есть поломки, то даже в незначительную жару уже могут возникнуть характерные симптомы. При исправности всех элементов автомобиль выдержит ощутимый зной и полное безветрие.
Перегрев можно определить по состоянию свечей зажигания. Когда температурный режим нарушен, на деталях появляется беловатый налет. Еще они могут растрескиваться – это тоже признак проблем с мотором.
Какие могут быть причины
Если не знаете, как понять, что двигатель перегрелся, полезно изучить возможные причины такого явления.
Казалось бы, корень проблемы в жару очевиден: высокие температуры воздуха влияют на все системы. Во время езды в зной, при длительных нагрузках в пробках, когда радиатор и остальное пространство под капотом не обдуваются воздушными потоками, автомобиль работает на износ. При падении уровня охлаждающей жидкости последствия неизбежны. Однако далеко не всегда неприятности возникают только из-за того, что водитель не добавил вовремя антифриз.
Протечка
Иногда охлаждающая жидкость банально протекает – через соединения либо разрывы в шлангах. Тогда необходимо срочно обратиться в сервисный центр.
Лопнувший патрубок
В зависимости от масштабов повреждения, можно попытаться доехать в пункт назначения самостоятельно или же вызвать эвакуатор.
Термостат
Еще одна причина перегрева – неисправность термостата. Температура антифриза растет, так как устройство не срабатывает должным образом для переключения на большой контур системы охлаждения.
Вышедший из строя термостат придется менять
В такой ситуации перегрев, как правило, не происходит резко и не доходит до критических показателей. Поэтому можно своевременно устранить проблему в сервисе, доехав туда самостоятельно.
Поломка вентилятора
Мотор перегревается, если поломался вентилятор. Эту поломку можно определить на слух. Когда температура доходит до определенного показателя, устройство включается. Если этого не происходит, охлаждение не осуществляется должным образом.
Грязный радиатор
Также к проблемам приводит загрязнение радиаторов. На них выпадают повышенные нагрузки, отягощенные плохими дорогами, воздействием химических реагентов.
Грязный радиатор авто мешает нормальному воздухообмену
Для надлежащего охлаждения масла аппаратура должна периодически проходить хорошую очистку. Причем радиаторы в отечественных условиях нуждаются в ручной обработке, а не только в промывании.
Расширительный бачок
Если в автомобиле установлен пластиковый расширительный бачок, при проблемах с охлаждением стоит проверить, не лопнул ли он. На таких емкостях зачастую появляются щели по швам. Если они небольшие и едва заметные, для устранения последствий придется чаще выполнять доливку. Но иногда бачок лопается так, что его уже ничто не спасет. В таких ситуациях двигатель перегревается очень быстро.
Проверьте, не потек ли расширительный бачок
Сравнительно редко, но случается разрушение водяного насоса. В таком случае необходима его срочная замена.
Что делать
Водителю важно понимать алгоритм действий на случай перегрева. Даже если автомобилист поддерживает в исправном состоянии охлаждающую систему, никто не застрахован от неприятностей. Что делать, когда налицо симптомы перегрева?
Едва возникло подозрение, лучше перестроиться таким образом, чтобы ехать поближе к обочине. Необходимость экстренно остановиться может возникнуть в любой момент.
Остановитесь и дождитесь, пока двигатель остынет
Основная мера, которая поможет доехать до гаража или до сервиса, это уменьшение нагрузки на мотор. Следует выключить кондиционер и включить печку, чтобы отвести тепло.
Если не получается быстро добраться до нужной точки, а двигатель явно «вскипает», придется остановиться и подождать, когда температура спадет.
Простой, эффективный и всем доступный способ быстро охладить мотор, если нет критических неисправностей – доливание антифриза или дистиллированной воды. В такой момент можно не искать конкретную марку охлаждающей жидкости, которой привык пользоваться автомобилист. Можно воспользоваться любой, с которой есть совместимость «родного» антифриза.
Последствия
Опытные автомобилисты знают, что при перегреве не стоит испытывать судьбу. Нужно сразу разобраться с причинами и устранить их. В лучшем случае придется делать дорогостоящий ремонт. Как пример, во время перегрева быстро выходит из строя алюминиевая головка блока цилиндров. От высоких температур металл деформируется, а вернуть его геометрию не получается, поэтому нужна замена.
Головка блока цилиндра запросто может деформироваться
Это не единственное последствие, когда перегрелся двигатель. Если температуры достигают критических показателей, страдает весь мотор полностью.
Итоги
Обнаружив на ходу признаки нагрева двигателя, необходимо срочно предпринять превентивные меры. Не стоит забывать и о риске возникновения пожара.