Как правильно экранировать провода в авто
Соединение проводов в автомобиле. Пайка.
И вот настала очередь третьей фильмы.
Пожалуй, самая интересная часть темы. До сих пор народ ломает копья – можно ли выполнять пайку проводов в автомобиле или нет. В данном вопросе я не становлюсь ни на чью сторону, мое мнение – если можно избежать пайки, то лучше ее не использовать, но если без пайки не обойтись, то применять ее можно, но осмотрительно.
Для примера спаял два провода. Но вот если провод несколько раз согнуть, то рядом с местом пайки тут же начинают обламываться медные жилки проводника. Не хочу вдаваться в теорию происходящего процесса, а то опять приснится теоретическая механика, сопромат и до кучи еще и строительная механика, но поверьте, обламываются провода на раз, ну максимум на два.
Чем большее сечение проводника провода, чем толще сами жилы, и тем быстрее произойдет разрыв меди, если провод постоянно подвергается изгибу.
Иногда читая бравурные отчеты про то, как автолюбитель спаял оборванный провод в гофре двери, так и хочется спросить – надолго ли?! Сейчас мне кто-то может возразить, спаял три года, полет нормальный. Охотно верю – если этой дверью не пользоваться, то быстрее кузов сгниет, чем произойдет повторный облом провода.
Поэтому, если произошел обрыв провода, и, как правило, это “штатные” места автомобиля, в которых проводка постоянно подвергается изгибу (та же проводка датчика ABS и другие места), то паять в этом месте провода, ну, совсем нежелательно. Любая правильно выполненная скрутка проживет гораздо больше. Если длины проводов не хватает для скрутки, то лучше вставить вставку из куска провода, и сделать две скрутки (одну из них в пороге), чем одну пайку. А если ремонт в подобном случае выполнять для себя любимого, то тогда отжалеть денежек и купить ремонтные провода, а еще лучше провод в силиконовой изоляции и обжать нужной клеммой. При этом стыковку со штатной проводкой выполнить за пределами участка, подверженного изгибу, в том же пороге.
Если все же понадобилось спаять два провода вместе, то лучше поступить следующим образом. Снять изоляцию с концов проводов, и распушив медные жилки, надвинуть провода друг на друга. Далее медные жилы слегка скрутить и место скрутки хорошо пропаять. Думаю, все понятно:
Нужно ли изолировать место пайки от влаги? Да, нужно. Во-первых, далеко не факт, что при пайке не образовались раковины, и тогда к меди будет поступать влага. А во-вторых, участки сопряжения пайки и изоляции провода все равно остаются открытыми для проникновения влаги.
А теперь расскажу о случаях, где пайка проводов не только оправдана, но иногда без нее не обойтись.
К примеру, нужно соединить аудио или видео кабели, либо кабели передачи сигналов радио и GPS. Как правило, внутри таких кабелей идет тонкий сигнальный провод, а вокруг экран в виде оплетки металлических жилок. Если сделать скрутку тонкого монолитного сигнального медного проводника, то такая скрутка окажется недолговечной, во-первых, а во-вторых, возникнет относительно приличное сопротивление при таком соединении, что может ухудшить качество сигнала.
Как я поступаю в подобных случаях, расскажу чуть подробнее.
Вырезаю полоску двухстороннего фольгированного стеклотекстолита, примерно 25мм х 2мм.
Разделываю и залуживаю концы проволоки кабеля, а так же залуживаю с двух сторон полоску.
Припаиваю к одной стороне полоски сигнальные провода,
Припаиваю к другой стороне полоски экраны кабеля.
Очищаю соединение от флюса и наношу термоклей на обе стороны соединений. Если это делаю в автомобиле, то кусочек термоклея разогреваю зажигалкой.
Закрываю соединение первым слоем термоусадочной трубки, раскручивая пальцами еще теплое соединение для придания более-менее правильной формы соединению с одной стороны, а с другой стороны это нужно делать, что бы термоклей равномерно покрыл все соединение.
Закрываю соединение вторым слоем термоусадки. Главное во всем этом деле не забыть перед припайкой проводов на кабели предварительно насадить термоусадочную трубку.
Так же бывают случаи, когда в косе в одном месте нужно соединить между собой кучу всяких проводов. Обычно такая необходимость возникает, когда коса сгнила в определенном месте, либо вандалами при разборке была разрезана. Но чаще всего приходится использовать данный метод при соединении бортовой проводки аудиосистемы к разъемам нового мафона.
А поскольку иногда травлю платы для электронных поделок, то из оставшихся не у дел кусочков двухстороннего фольгированного стеклотекстолита протравливаю платки с дорожками с различным шагом, и расположенными с двух сторон платки:
Далее отрезаю нужный по размерама кусок с определенным количеством дорожек от такой платки и залуживаю с двух сторон:
Следующим этапом соединяемые провода припаиваются к одной стороне платки,
а за тем к другой стороне:
Все последующие этапы по накатанной схеме – отмывка от флюса, гидроизоляция и защита термоусадкой:
Естественно ради разовой работы не стоит заниматься изучением технологии и в дальнейшем заниматься протравкой. Можно просто взять кусок двухстороннего фольгированного стеклотекстолита и механически дремлером с дисковой фрезкой прорезать, либо резаком процарапать медь, образовав нужное количество дорожек.
И в заключение раздела темы про пайку, стоит осветить еще один немаловажный аспект, это применение различных флюсов.
Тут на форуме не так давно у меня возникли дебаты с одним вектроводом, который делал ремонт фонаря центрального стопа и при ремонте применял паяльную кислоту. Я ему объяснял, что применять кислоты при пайке электроники нельзя, а он мне доказывал, что паяльная кислота предназначена, в том числе и для пайки меди. Получился разговор слепого с глухим. Да, паять медь с использованием кислот можно, мало того, паяет просто супер, так как любая кислота является очень активным флюсом. И если кому-то в наследство от прабабушки достался дореволюционный медный самовар, то грех не запаять дырку, используя кислоту.
Паяльная и другие кислоты не только убирают окислы с поверхности меди, но если после пайки медные поверхности проводников не очистить от остатков кислот, то они и дальше начнут делать свое черное дело. Конечно, сожрать толстую медь самовара, у кислоты силенок не хватит (вариант, когда кислотой наполнен самовар и оставлен для последующей передачи потомкам, здесь не рассматривается). А вот тонкие медные дорожки плат, выводы электронных компонентов, либо медные тонкие жилки проводов кислота сожрет и не подавится.
Про самовар все, поговорим за пайку проводов. Медные жилки проводов были обильно пропитаны паяльной кислотой. Поднесли паяльник с припоем к проводнику, и провода сами залудились или припаялись, вот только дым коромыслом от процесса пайки (не самый лучший способ поправить здоровье, глотая кислотные пары). Теперь возникает необходимость убрать остатки кислоты и продуктов ее горения да еще не дома под краном, а в автомобиле. Ну, в лучшем случае, спирт изопропиловый и зубная щетка смогут очистить поверхности паяного соединения. А куда денется кислота, оставшаяся внутри соединения или затекшая под слой изоляции провода? Все, как говорил один меченый – процесс пошел.
Вот нашел интересную статью по применению различных кислот:
stankiexpert.ru/spravochn…slota-ortofosfornaya.html
Для тех, кто статью читать не захочет, скажу вкратце, автор активно топит за применение кислот при пайке различных металлов, но в теме есть одна интересная фраза: “Категорически запрещается использовать кислоты при работе с радиосхемами, мелкой электроникой. Свойства некоторых составов таковы, что происходит разрушение дорожек при обработке и нарастании новых токопроводных элементов”.
Поэтому, уж коль дома есть паяльник, и решили им попользоваться в автомобиле, то кислота в этом деле далеко не лучший помощник (впрочем, как и другие активные флюсы). Сейчас промышленность выпускает кучу различных нейтральных и безотмывочных флюсов, которые справляются если не лучше, то и не хуже кислот в процессе пайки.
Засим позвольте откланяться. Надеюсь, фильмы окажутся кому-то полезными.
Всем ровных дорог, а главное целых проводов.
Экранированный кабель своими руками
Как сделать экранированный кабель для датчика коленвала или датчика детонации? Вопрос «зачем экранировать» не рассматриваем. Почитайте профильную литературу.
1. Купить готовый, термо- масло- бензостойкий. Например МГТФЭ — отличный кабель высочайшего качества.
2. Затянуть провода в оплетку.
3. Фольга. Это решение проверено лично и работает на нескольких машинах. Также я видел фольгированный провод датчика коленвала или детонации в штатной проводке одного из современных автомобилей. Кажется это был Mitsubishi.
Нужна любая фольга. Я нашел обычную пищевую на кухне. Также можно использовать алюминиевый скотч (не алюминизированную блестящую пленку, а именно настоящий алюминий)
Отрываем фольгу полосками, и тщательно обматываем провода
Следующий кусок накладываем с нахлестом в несколько сантиметров
Очищаем провод на длину 5-10 см и растопыриваем медные жилы. Это будет провод заземления экрана. Заземление подключается только с одной стороны кабеля. Так говорит наука о кабелях.
Здесь на фото медный провод не залужен. Это ошибка, провод нужно залудить, чтобы исключить создание гальванической пары медь-алюминий, которая будет разрушать соединение.
Заматываем растопырку вперемешку со слоями фольги в последние сантиметры экранировки.
Заматываем наш кабель изолентой
Не забываем подключить заземляющий провод на массу.
Комментарии 59
Вместо изоленты можно термоусадку.
20 рублей за метр стоит кабель такой
Простите за неосведомленность, а зачем экранированный кабель для ДПКВ? Какие плюсы в нем?
Обычно он необходим для дпкв и дд для защиты от помех
Об этом я и сам догадался, что экран от помех, но какие помехи могут повлиять на ДПКВ? И как могут повлиять?
В автомобиле чуть ли не наихудшие условия для электроники по уровню помех и наводок.
Ну например ЭЬУ начнет видеть детонацию там где ее нет, и ошибаться в подсчете зубьев шкива
А если нет датчика детонации, значит и не нужно экранировать проводку к ДПКВ?
если по заводу экранирован провод — нужно, если не экранирован — не нужно
если стоит нештатный мозг (как у меня) — тоже нужно
У меня тоже эта идея в голове зреет)))) Но опередил с воплощением, молодца=)
А можно взять провод FTP www.xcom-shop.ru/hyperlin…n-lszh-bk-100_500946.html
И не мучаться, хотя если время девать некуда…
utp, ftp не айс, они ломкие
так же сделал на датчик детонации, разъем на нем меняный и экран до самой фишки не доходил, ловились помехи с высоковольтных проводов, теперь все прошло
Прикольно. Интересно поможет ли такая экранировка кабелю aux на магнитоле, а-то во время зарядки жуткие помехи от работающего двигателя.
Нет, в данном случае помехи идут по проводу зарядки
Может знаешь как это победить?!
Может знаешь как это победить?!
Для начала попробуй другое зарядное
Может знаешь как это победить?!
Проверь исправность генератора, пробой высоковольтных проводов (если они есть — ночью при заведенном моторе открой капот и погляди).
Не глянул что у человека семеркп, возможно ему ничем не помочь
А мкэш 2*0.75 не подойдёт?
Это слишком просто)))
Промышленная витая пара офигенная в таких случаях, она с экраном. Видел 2-х типов — с фольгированной оплеткой и с мелкой сеткой. С сеткой дороже, но она лучше. Даже гнется «по нормальному», и не жесткая и не мягкая. И не боится масла и пр подкапотных жидкостей. Но дорогая и редкая 🙁
Мне как то тоже нужно было экранировать провод — использовал сантехнический аллюминиевый скотч, он с прослойкой из клеевого слоя, а так — настоящая фольга (не металлизированная пленка)
как и сказали самое обычное это скотч экранированный или «оконная фольга»от охранных систем
Медь с аллюминием окислится.
для этого нужен кислород и ток. Если с кислородом ещё хоть как-то получается, то из тока тут только вихревые токи, которых очень недостаточно.
окислится, но очень не скоро.
Как вариант, когда под рукой ничего нет. Пойдёт любой сетевой (компьютерный) кабель FTP или S-FTP.
Ага, который расплавится выше 100градусов, и растворится в масле.
Вы расплавляли и растворяли?
Зачем? Можно просто спецификацию посмотреть.
В спецификации есть про растворение в масле? Вы что-то не то говорите.)
Если конкретно не сказано что провод маслобензостойкий, значит он точно не маслобензостойкий. Это специальный класс изоляции, он не нужен нигде кроме авто-нефте-прома и сопутствующих областей.
А что это дает, вернее для чего нужно экранирование?
Помехоустойчивость кабеля. Внешние поля будут оказывать меньшее влияние на сигнал в кабеле.
Я скотч алюминиевый мотал ))
Ууу… дорогой друг, а проволока то не луженая что ли? Если нет, то тебе в школу на уроки химии наверно нужно! Медь+алюминий ваще нормуль получается! Не пробовал, а разве витуха не способна справиться с помехами? Она же есть и в экранированном варианте, что кстати надежнее, не дорого и быстро…
там ток не течёт, вихревый токи очень малы. будет очень долго окисляться.
для окисления нужна замкнутая цепь с протекающим током.
ИМХО не конает Ваш ответ в наибольшей степени потому что написано далее… А в скором последствии экран потеряет свои свойства! И будете заново все переделывать. Это лишь временное решение!
Ну нет большого тока, зато влаги будет достаточно для диссоциации. Диссоциация возможна благодаря естественной влаге, которая всегда есть в воздухе. Ионы окислов алюминия и меди, будучи частицами с разным электрическим потенциалом, начинают принимать участие в процессе течения тока. Начинается процесс, известный как «электролиз».
В ходе электролиза ионы переносят заряды и перемещаются сами. Но, кроме того, ионы – это ведь частицы металлов проводников. При их перемещениях металл разрушается, образуются раковины и пустоты. Особенно это касается алюминия. Ну, а там где есть пустоты и раковины, там уже нельзя иметь надежный электрический контакт.
Ууу… дорогой друг, а проволока то не луженая что ли? Если нет, то тебе в школу на уроки химии наверно нужно! Медь+алюминий ваще нормуль получается! Не пробовал, а разве витуха не способна справиться с помехами? Она же есть и в экранированном варианте, что кстати надежнее, не дорого и быстро…
Витуха не держит температуру и масло/бензин
Фольга не лучшее средство для экрана, лучше наверно оплётку снять с кабеля.
Поясняйте так, чтобы всем было понятно. Я долго думал, как снятие оплетки с кабеля на фото поможет повысить экранирующие свойства.
Снять экранирующую оплетку с другого кабеля (например с телевизионного) и надеть на свой кабель.
Что бы экран работал, нужен хороший контакт к корпусу, алюминиевую фольгу сложно закрепить или запаять, намотка под фольгу куска медного провода со временем приведёт к электрохимической корозии, что тоже не хорошо.
Не контакт к корпусу, а заземление.
Зазамление это когда штырь в землю забивают, а в автомобиле и электротехнике используется корус или масса, и все экранированные провода экраном подключаются к корпусу, причём на корпусе может быть как минус питания, так и плюс.
Есть разные способы заземления, штырь — не единственная возможность.
Есть ещё и зануление.
Есть разные способы заземления, штырь — не единственная возможность.
заземление или заземление на корпус и минус-разные вещи
Есть разные способы заземления, штырь — не единственная возможность.
Заземление — преднамеренное электрическое соединение какой-либо точки сети, электроустановки или оборудования с заземляющим устройством.
Заземляющее устройство — совокупность заземлителя и заземляющих проводников.
Заземлитель — проводящая часть или совокупность соединённых между собой проводящих частей, находящихся в электрическом контакте с землёй непосредственно или через промежуточную проводящую среду.
Продолжайте, пока не вижу противоречий своим словам.
Продолжать дальше некуда. Учите ПУЭ, далее поговорим о терминах.
Спасибо за ценный совет, если еще вспомните своды правил для изучения — советуйте.
Экранированный провод своими руками
Всем привет. Начну вести свой бортжурнал, сданной статьи, т.к. все последующие мои темы будут так или иначе на нее ссылаться. Установил на свое авто кучу всего. И во время установки дополнительной проводки на свое авто столкнулся с большой проблемой, а именно, с невозможность приобрести готовые нужные (напрмиер, сечением 0,85 мм2 и количеством 4 и более штук в одном экране) экранированные провода. Ну, кто-то скажет, типа да можно взять кабель юсб или межблочный и из них сделать нужный — НЕ соглашусь. Жилы кабеля юсб имеют недостаточную в ряде случаев площадь сечения (0,3 мм2 максимум) и подходят только для передачи звука и видео по цифре (зеркало заднего вида с экраном парковки или передача звука между ММСS и усилком и между усилком и потолочником по ДИН кабелю). А межблочники настолько огромны и занимаю столько места, что при их использовании становится невозможной обратная установка декоративного пластика салона на родное место или проводка их в узких пространствах за передней панелью приборов (торпедо). На рынке Украины (не знаю как России или других стран) нужных экранированных кабелей я не нашел. Кто нашел и где делитесь в комментах. Поэтому все нужные экранированные кабеля делал сам. Как показала практика — результат превзошел все ожидания. Ниже привожу свой вариант «производства» экранированного кабеля.
Для создания необходимы следующие компоненты:
1. Алюминиевый скотч. Причем ОЧЕНЬ важно, чтобы в составе (пишется на этикетке) был именно АЛЮМИНИЙ. Скотчи типа «для склейки алюминиевых/серебристых поверхностей Вашего авто» не подойдут — там только пластик покрашенный в алюминиевый цвет. Приобрести можно в строительном супермаркете 100%. Если не уверены в проводимости скотча, возьмите с собой прибор для проверки сопротивления и проверьте по-месту.
2. Термоусадочная трубка нужного диаметра, который зависит от количества жил и их сечения в экранированных кабелях, и примерно должен быть больше сечением в 1,5-2 раза чем вместе сложенные жилы проводов до термоусадки.
3. Сами провода. Как правило 0,85 мм2 сечением каждый (в данном случае по схемам мицу).
4. Один провод либо свободный от изоляции полностью, либо свободный от изоляции в некоторых местах для возможности соприкосновения с алюминиевой частью скотча (экрана).
5. Скотч Изолента автомобильная черная (3М) для придания экранированному проводу «оригинальности» и «неотличимости» от остальной проводки Вашего авто — если необходимо.
Далее берем нужное количество проводов, добавляем к ним свободный от изоляции провод и соединяем их в косу. После этого не спеша обматываем провода алюминиевым скотчем, при чем проводящей стороной во внуть, а клейкой стороной наружу. Это даст возможность свободному от изоляции проводу стать активным экраном и обеспечить непрерывную проводимость всех участков экрана от одного штекера до другого, т.к. у Вас навряд ли получится непрерывно накладывать экран (скотч). А так же, обеспечит плотное прилегание экрана клейкой стороной к будущей изоляции после термоусадочных процедур. Получится примерно так:
После этого, при необходимости, дополнительно обматываем черной изолнетой.
Вот собственно и все, надеюсь всем поможет.