Как правильно ноги должны бы быть на педалях авто
Как правильно держать ноги при управлении транспортным средством?
Все мы проводим по многу времени за рулём. В каком бы городе Вы не жили, мы ежедневно сталкиваемя с утомительными тырканиями в пробках из дома на работу, с работы домой, на дачу и с дачи… У одних из нас машины с АКПП, у кого-то МКП, но на какой бы машине в пробке вы не ехали бы, всё равно после 3-4-х часовой пробке Вы сильно устаните и у Вас будут болеть суставы ног.
В связи с этим хотелось бы узнать, как снизить нагрузку на суставы и связки, и выяснить как правильно нужно держать ноги на педалях. Рекомендации для машин с МКП и FRG будут конечно отличаться, но не намного.
Для примера я разместил несколько фотографий.
1. Ноги на педалях стоят паралельно, без угловых завалов в стороны. В таком положении, что бы нажать на педаль тормоза необходимо переставлять правую ногу целиком.
2. Левая нога стоит прямо, правая опирается на пятку в точке между педалями «Газ» и «Тормоз». По обстоятельствам правая нога получает правый завал для увеличения скорости движения автомобиля, и левый соответственно для остановки.
3. Обе ноги опираются на пятку между педалями. Каждая нога имеет боковой завал.
Так какое- же положение ног правильное?
Очень бы хотелось узнать мнение людей как с маленьким стажем вождения, так и водителей с большим стажем!
Вождение автоматных машин в две ноги
Интернет форумы полны холивара на эту тему, инструктора автошкол учат своих учеников ехать 1 ногой на обе педали, но есть те водители, кто исповедуют вождение обеими ногами на педали и считают это правильным. На самом деле правы обе стороны, но есть нюансы. Об этом и поговорим.
Итак, начнём с преимуществ обоих видов вождения.
Сперва о механизмах: Акпп жидкостного типа сложный и нежный механизм, который может испортиться при «нештатных» режимах. Нештатным для него является перегрев рабочей жидкости, после чего она теряет свои вязкостные свойства, а также может закоксоваться в каналах гидротрансформата. Всё это приведёт к нерабочему состоянию АКПП. При непродолжительной нештатной нагрузке можно обойтись малой кровью–просто заменив жидкость на новую и АКПП скажет вам за это спасибо. Стоит также понимать, что непродолжительная нагрузка – это всё же диапазон 2–5 минут (буксуюя, шлифуя), а не несколько секунд, когда тепловая нагрузка легко снимается штатной системой охлаждения. Вариатор и робот (DSG — тоже робот) – это уже механизмы без участия жидкостей в передаче момента на шестерни кпп. У роботов есть сцепления, на которые ложатся все нагрузки от двигателя и трансмиссии. Вариаторы же имеют разнообразные конструкции и принципы работы.
1 нога на 2 педали (основное преимущество — не нажимается 2 педали одновременно, отсюда и последствия):
-Работая 1 ногой на обе педали сложно нажать 2 педали сразу (сложно – не говорит, что это невозможно, но для простого водителя такая ситуация возможна только при смене обуви на зимнюю с широкой стопой, либо уже при смене машины с «неудобным/непривычным» положением педального узла), тем самым исключив вероятность продолжительного воздействия борющегося с моментом развиваемым двигателем момента тормозного.
-Положение одной ноги на педалях исключает не только случайное нажатие одновременно 2х педалей, но и умышленно-случайное нажатие в случае критической ситуации у неподготовленного водителя, т.е. водитель не нажмёт газ и тормоз одновременно, увеличивая тормозной путь, а нажмёт что-то одно.
-При нажатии педали тормоза сзади загораются тормозные огни, что может сбить с толку сзадиедущего автомобилиста, если стопы горят, а машина впереди ускоряется. В принципе ничего страшного и критичного в этом нет, но некоторый дискомфорт может быть. Хотя невключение поворотников куда больший дискомфорт вызывает.
-Опять же, чуть более сильное чем «случайное» нажатие на 2 педали вызовет ошибку на системе АБС автомобиля и переводит АБС в аварийный режим. А на неровной дороге с разным покрытием под колёсами не многие профи даже смогут справиться с машиной у которой будут разные тормозные усилия на колёсах.
-Комфорт — одна нога давит, вторая стоит на площадке. На дальнюю дорогу хорошо и удобно.
-Для большинства водителей позволяет не перестраивать мозг на другой режим работы ногами, после того как водитель пересел на автомат после механики (что опять же дело привычки).
Теперь 2 ноги на 2 педали:
Инструктора автошкол и «матёрые автомобилисты» постоянно аргументируют против этого варианта управления авто тем, что так можешь нажать 2 педали одновременно. Однако нажать 2 педали одновременно можно только поначалу, на стадии обучения. Ведь ходим мы переставляя ноги не одновременно, поэтому и привыкнуть нажимая одну педаль отпускать другую тоже несложно. Даже в критической ситуации сложно заставить перебороть рефлекс отработанный жать одно отпустив другое. Обычно в критических ситуациях всё отпускают, нежели жмут, ах да, жать не забывают только клаксон, когда ещё есть запас времени предотвратить беду.
-Развитие чувствительности левой ноги. Поначалу у всех, кто ездил только на механике в городе/за городом, левая нога привыкшая давить только педаль сцепления в положениях «до упора и отпущено», низкая чувствительность левой ноги. Первоначально будет получаться давить на тормоз гораздо сильнее чем нужно и будете клевать носом. Поэтому советую всем начинать учиться тормозить левой ногой только на невысоких скоростях. 2 дня и адаптация пройдёт успешно и можно начинать тренироваться на крейсерских скоростях, через неделю уже появится необходимая чувствительность.
-Полный контроль ситуации и дистанции — ноги жмут сразу то, что нужно в данный момент. Это опять моторика, к которой нужно привыкать и отработать. Нередки ситуации когда едешь бампер в бампер (особенно в мегаполисах) и зазор минимальным держишь в силу определённых причин (хамы-обочинники, движение «миниколонной» чтобы не потеряться…) и тут танцы с одной ногой как раз могут стать причиной мелкого ДТП — не успеешь, либо кто-то вклинится и ты его не заметишь, либо случайно догонишь впередиедущую машину. Также возможен вариант, что нужно куда-то посмотреть (всмотреться) и контроль над ситуацией остаётся только за счёт бокового зрения. Заметив малейшую помеху левая нога нажмёт тормоз почти сразу, за то время пока вы возвращаете концентрацию обратно на дорогу, а притормаживая Вы будете иметь больший запас для манёвров.
-Баланс автомобиля — то самое, что позволяет постоянно вести автомобиль без лишних рывков сохраняя максимальный контакт колёс автомобиля. Позволяет плавно перемещать вес автомобиля при совершении манёвров. Это и комфорт пассажиров и ценного груза в багажнике и также контроль над автомобилем. Ведь не секрет, что чем плавнее ведёшь автомобиль, тем он меньше подвержен «случайной» потере управления.
-Постоянная тренировка усилия на нажатие педали тормоза левой ногой (в принципе продолжение первой причины) позволит легко адаптироваться к торможению левой ногой во время гоночных соревнований, где даже на механике приходится топтать педали разными ногами (есть много причин почему тормозят разными ногами на гоночном треке, об этом можно позже будет пообщаться). Как никак, а скилл закрепляется и там где нужно будет на ходу догрузить перед лёгким усилием Вы не клюнете носом и не потеряете машину на треке.
Страх о поломке АКПП — почему вы не боитесь тогда, что в режиме D стоите в пробке и коробка борется с тормозами уже, ведь едва отпустив тормоз машина уже поедет? АКПП спокойно переваривает небольшие отрицательные нагрузки с колёс. Если так, то пробуксовка в грязях — это та же работа тормозных усилий на колёсах от грязи/грунта/снега против АКПП.
Кстати о грязях и скользких покрытиях — стандартный дифференциал передаёт момент на ненагруженное колесо, поэтому может оказаться ситуация, когда 1 колесо не вывешено, но зацепиться не может, а то что на твёрдой опоре — ему едва не хватает импульса и вы тронетесь. Для этого как раз можно чуть прижать педаль тормоза и тормозной момент на вывешенном колесе позволит сработать дифференциалу как надо и стронуть колесо находящееся в нормальном зацеплении. Только после этого может случиться ошибка системы ABS, когда выползите на нормальное равномерное покрытие — просто остановитесь и выключите-включите двигатель. Ошибка должна пропасть.
Постоянно работая 2 ногами на 2х педалях можно настолько к этому привыкнуть, что даже не будешь замечать, когда нога на площадке стоит и отдыхает, а когда уже занесена над тормозом. Всё будет происходить интуитивно. Нужна лишь практика. А то что левая нога уставать будет — а разве правая нога от педали газа не устаёт, находясь в промежуточных состояниях? Она просто привыкла, так и левая привыкнет.
Правильное положение ног на педалях
Никогда не задумывались о том, какой ногой вы нажимаете газ на автомобиле с АКПП? А как правильно? Поговорим о положении ног на педалях в разных вариантах – механика / автомат.
Читая статьи в интернете или слушая опытных мастеров, вы можете получить странные представления о правильном положении ног на педалях и ограничить себя в свободе. Например, что нельзя ездить на автомате, нажимая левой ногой на тормоз, а правой – на газ. Некоторые откровенно смеются над такими людьми, однако зря. Так ездить можно, но с определенными оговорками. Давайте разбираться.
Самое важное – не терять опору
В варианте с тремя педалями левая нога бОльшую часть времени находится на площадке левее сцепления, а в случае с автоматом – это ее основное и единственное положение.
На рисунке точка – место опоры правой ноги, относительно которого мы работаем педалями. Она также помогает чувствовать стопу: попробуйте убрать пятку с опоры и тонко ощущать педали уже не получится, потому что будет работать вся нога на весу. Поэтому опора – основное. В этом случае никакая кочка не подобьет и не станет причиной внезапного нажатия на педаль. Руки не напрягаются, руль свободен – управлять автомобилем удобно и легко. И это достигается благодаря правильному положению ног и их опоре.
4 базовых случая работы педалями
1. Одновременное нажатие на тормоз и газ используется для достижения плавности перехода от одного к другому. Это своеобразный трэкшн-контроль. Тормоз при открытии газа позволяет плавно передать тягу на колеса. Они накладываются друг на друга для мягкого перехода.
2. Тормоз одновременно с газом используются для борьбы с недостаточной поворачиваемостью на задне- и полноприводных автомобилях. Прибавляя газ и удерживая тормоз сильнее, чем в первом случае, вы провоцируете срыв задней оси автомобиля. При этом передняя ось идет по меньшему радиусу, чем задняя, обеспечивая более крутое прохождение поворота. Это актуально на «шпильках», разворотах, крутых поворотах при скользком покрытии, а также когда переднюю часть машины тащит шире, чем хотелось, по какой бы то ни было причине. Такой прием применим только при заднем и полном приводе!
3. На некоторых автоматах при описанном положении ног ездить удобнее, особенно, когда достаточно тяги. Если прочно упираешься пятками обеих ног, не вися при этом на руле, можно ездить на автомате с левой на тормозе, а правой на газе, как на картинге, особенно по ровным дорогам. Подсознательно человек, который ездит «левая – тормоз, правая – газ» на автомате, чувствует больше тонких моментов, чем тот, который всегда ездил по классике и ни разу левой на тормоз не нажимал. Так можно приучиться двигаться плавнее. Но это опасно в случае кочек, препятствий, при очень активной езде (вдруг пережал). Опоры для ног в данном случае все же гораздо меньше, чем с левой ногой на площадке слева от сцепления. И еще, если вы тот человек, который ни разу левой на тормоз еще не нажимал, то, прежде чем экспериментировать, убедитесь, что сзади никого нет. И обязательно проверьте, пристегнуты ли ремни безопасности.
4. Когда левая нога на тормозе, а правая на газе, не тратится время на перенос стопы с одной педали на другую. Можно, к примеру, ехать на малой дистанции, и, если вдруг впередиидущий внезапно нажмет на тормоз, ваша реакция будет более быстрой, так как нога уже находится на тормозе. Ну и в целом, если выполнять действия оперативнее, то можно не только ехать быстрее, но и выйти из опасной ситуации без последствий.
Текст подготовлен на основе материала
Игоря Неверова,
действующего пилота российских ралли-рейдов,
КМС по автоспорту
Обратите внимание! Отрабатывать описанные приемы работы с педалями можно при условии, что тормоза вашего автомобиля правильно отрегулированы.
Про вождение часть 2 (руки/ноги)
Когда я начинаю учить человека, то обязательно говорю, что я могу много рассказать и показать, но это не даст ровным счетом ни чего если вы сами каждодневно не будете за собой следить и выполнять все приемы как надо, пока все эти действия не отработаются до автоматизма, как я люблю говорить пока «не уйдет на рефлексы».
Поехали…
Как держать руль.
Хват всегда должен быть полным, и когда вращаете и когда просто держите.
В разных источниках положение рук описывают как 10 и 2 или 9 и 3.
Рекомендую 9 и 3 (его почему то в литературе называют спортивным)
т.к. это положение обеспечивает максимальный угол поворота руля в любую сторону без отрыва рук от рулевого колеса.
Что в свою очередь позволяет точно вернуть колеса в прямое положение и вовремя закончить маневр. Закончить маневр вовремя это очень важный аспект контраварийной подготовки. Многие аварии с «хлыстами» и канавами как раз происходят из несвоевременного окончания маневра.
Вот например, здесь водителю повезло, но все вы видели что так бывает не всегда
На большинстве современных автомобилей на рулевом колесе есть перекладина которая горизонтальна и руки на нее удобно ложатся обеспечивая дополнительный контакт.
Руль надо держать крепко, но при это не надо сжимать и напрягать все мышцы от плеча до кисти.
Положение ног на педалях.
Общая рекомендация чтобы левая нога пяткой стояла под сцеплением, и все время кроме момента переключения лежала на подставке для левой ноги.
Если вы обращали внимание на спортивных машинах там делают специальную подставку, чтобы она была почти в уровень.
На гражданских там тоже есть специальный упор сделанный на заводе, например у меня в праворукой WRX STI там специальная подставочка прорезиненная. Это дополнительная точка опоры позволяющая лучше чувствовать автомобиль.
Для водителей с автоматом, левую ногу вообще можно там поселить, а не подворачивать ее под себя на сиденье как любят многие девушки)
Правую ногу обычно рекомендуют держать под тормозом, а газ нажимать поворачивая ее в сторону. Лично мое мнение, что не в каждой машине и не каждому человеку это удобно. Тут иногда просто нажать на педаль нужной частью стопы не отрывая ногу от пола невозможно… это я с 42м размером… а представьте девушку с 36м) В общем главное помнить, что педаль тормоза требует большего усилия и контроля поэтому важнее чтобы удобно было тормозить.
Важно знать и понимать, что и сцепление и тормоз нужно нажимать частью стопы под пальцами ног, это обеспечивает наибольший контроль, усилие и чувствительность.
Переключение передач (механика)
Независимо от того какую передачу вы включаете положение руки на рукоятке одинаковое.
Включили передачу, руку вернули на руль, недолжна рука ездить на рукоятке кпп не зависимо от типа трансмиссии… это одна из самых часто встречающихся ошибок. Возвращать руку на руль должно быть зашито глубоко в подсознании.
В картинке кстате неточность когда спортсмены тормозят левой ногой, а правой управляют газом они ноги держат под педалями, а не выворачивают как нарисовано)
Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
Последнее обновление: 12.07.2021
Комментариев нет
Основы управления автомобилем
Начинаем первую часть серии статей Управление автомобилем с небольшого отступления. Это необходимо для того, чтобы с самого начала понять важность повторения правильных действий в процессе обучения.
Чем более ясно вы себе представляете предмет, и понимаете для чего он нужен, тем более эффективно будут усваиваться теоретические знания.
Данный материал не претендует на совершенство, тем не менее, любой читатель найдет для себя что-то полезное.
Приступая к изучению автодела начинать следует с формирования привычек. Известно, что привычки формируются в результате многократного повторения чего-либо. Если требуется что-то запомнить – нужно многократно (или не очень, в зависимости от степени усвоения) это повторить.
Если требуется освоить какое-нибудь упражнение, то для результата необходимо, опять же, повторить его несколько раз. С каждым разом станет получаться все лучше и лучше.
Так у вас вырабатывается способность к запоминанию на уровне ощущений, и впоследствии многие действия происходят, как говорят, «на автомате». Человек сам себе это объясняет – «Я так привык!».
Так вот, с самого начала автомобильной практики необходимо формировать в себе правильные привычки. Достигается это путем каждодневного повторения правильных действий за рулем.
Что означает фраза «правильные действия за рулем»? Как понять, какие действия относятся к правильным, а какие — к неправильным?
Не вдаваясь в философию, правильные действия — это те, которые в процессе управления автомобилем приводят к желаемому, т.е. к нужному результату, и это достигается наименьшими усилиями и наименьшим количеством телодвижений.
Другими словами, в результате правильных действий водителя автомобиль без толчков и рывков движется в заданном направлении с желаемой (заданной) скоростью.
Правильность действий достигается тем, что посадка водителя за рулем, хват руля, непосредственно руление, переключение передач, ускорение, замедление автомобиля и т.д. выполняются всегда одним и тем же способом в спокойной манере.
В критической ситуации водитель поступает обычно так, как привык. Поэтому привыкать тоже нужно правильно. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы довести управление автомобилем до автоматизма.
Посадка водителя за рулем
Основа всех правильных действий за рулем — это посадка. НЕ процесс посадки в том смысле, каким образом вы попадаете в салон автомобиля, а именно посадка (расположение) за рулем в процессе управления автомобилем.
Сидеть за рулем должно быть удобно. Т.к. понятие «удобно» воспринимается людьми по-разному, необходимо уточнить: удобно не для того, чтобы листать журнал или смотреть в планшет (телефон).
Посадка водителя за рулем должна быть такой, чтобы было удобно работать рычагами управления, удобно наблюдать обстановку вокруг автомобиля, и своевременно реагировать на ее изменение.
Основные рычаги управления — это руль, педали, переключатель скоростей, вспомогательные — все остальные «рычажки», так или иначе имеющие отношение к управлению автомобиля в целом.
Как убедиться в том, что вы сидите за рулем правильно = удобно? Для этого нужно своей спиной упереться в спинку кресла (сиденья), полностью выжать педаль сцепления до пола, и обратить внимание на положение своих рук и ног.
Подгоните сиденье так, чтобы нога была не полностью выпрямлена, а чуть согнута в коленном суставе. При этом правая рука должна свободно дотягиваться до рычага переключения коробки передач в положении самой дальней от водителя передачи (если КП механическая).
Спина остается прижатой к спинке сиденья и ни в коем случае не должна скользить вверх! Если это происходит, значит, спинка сильно наклонена. Спинка сиденья должна быть в почти вертикальном положении — наклон примерно 10 градусов.
Несколько слов о наклоне спинки. Если обратить внимание на то, как сидят водители проезжающих мимо машин, то можно увидеть варианты от «почти вертикально» до «полулежа». Наверное, им так удобно. Но это их привычки, не ваши.
Положение спины «почти вертикально, но с легким наклоном назад» оправдано физиологией организма. Дело в том, что вестибулярный аппарат человека эффективно работает только в таком положении (когда спина расположена почти вертикально).
Т.е. в таком положении мозг корректно улавливает любое отклонение автомобиля: и вертикальной, и в горизонтальной плоскости, в т.ч. смещение с курса передней или задней оси автомобиля (снос или занос).
В положении «полулежа» вестибулярный аппарат включается с опозданием, уход автомобиля с курса фиксируется организмом также с опозданием, чаще всего, когда уже поздно. И как следствие поздней реакции — несвоевременное применение контрмер для избежания ДТП. Делайте выводы.
Расстояние от груди до руля измеряется примерно так: Отрегулировав сиденье для удобства работы с педалью сцепления и тормоза, сядьте и прижмитесь лопатками к спинке сиденья. Согните кисть любой руки в запястье, и положите изгибом на верхнюю точку рулевого колеса.
Изгиб запястья должен лечь ровно на обод руля в его верхней точке. Рука при этом должна быть естественным образом чуть изогнута в локте.
Далее, следует расположить обе руки на руле параллельно горизонтальной оси, закрытым хватом, в положении примерно «без 10 минут 2». Попытайтесь прочувствовать, как удобно держать руль.
Чтобы лучше сориентировать положение рук на руле – есть один способ. Положите растопыренные ладони на обод руля, чуть выше горизонтальной оси, и слегка покрутите их в разные стороны. В какой-то момент каждая из ладоней как бы провалится в ямку. Это обод руля занял свое место в ладонях.
Теперь можно сжать кисти рук вокруг обода руля — это и будет ваш правильный хват. При этом не следует сильно сжимать рулевое колесо. Кисти рук не должны быть напряжены. Угол между плечом и предплечьем при таком хвате и правильно отрегулированном сидении составляет примерно 120 градусов.
Далее, располагаем ноги. Педаль сцепления – для левой ноги, педали газа и тормоза – для правой. Пятка правой ноги располагается на полу между педалями газа и тормоза, носок правой ноги ложится на газ, а коленка при этом свободно «откидывается» вправо.
Позднее необходимо будет научиться быстро переставлять правую ногу с газа на тормоз.
Некоторые курсанты на стадии обучения пытаются нажимать на тормоз левой ногой. Это грубая ошибка! Вы либо ускоряете автомобиль, нажимая на газ (правой ногой), либо тормозите (замедляете движение), нажимая на тормоз (опять же правой ногой).
Левую ногу целесообразно расположить на упоре для ноги (маленькая площадка слева от педали сцепления) так, чтобы в любой момент можно было перенести ногу с упора на педаль сцепления. Если такого упора нет, то просто поставьте пятку на пол, а стопу облокотите на арку переднего колеса, так, чтоб вам было удобно.
Чего категорически нельзя делать, это держать левую ногу на педали сцепления (так норовят сделать многие новички). В этом случае нога быстро устанет, и вдобавок можно «подпалить» сцепление, поскольку нога на педали будет «устранять» ее свободных ход.
Еще не рекомендуется ставить левую ногу на пол, под педаль сцепления — из такого положения не всегда возможно быстро поставить ногу на педаль.
Разумеется, если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, то левую ногу даже не придется убирать с упора.
Настройка зеркал заднего вида
Зеркала заднего вида бывают плоские и сферические или панорамные. Сферическое или панорамное – это слегка изогнутое зеркало, и в него видно чуть больше, чем в прямое.
Которому именно отдать предпочтение это дело вкуса, можно попробовать и то и другое, но как говорят специалисты, в машине хоть одно зеркало должно быть прямым. Почему это так?
Дело в том, что сферические зеркала отдаляют картинку, тем самым искажая расстояние до тех, кто находится сзади вас. К таким зеркалам нужно будет сначала привыкнуть, одновременно учитывая расстояние отдаления.
Прямые зеркала более «честные», хоть обзор в них меньше. И не стоит забывать про так называемые «мертвые (слепые)» зоны автомобиля. Это те зоны, которые в зеркала не видны. Поэтому в разных ситуациях все равно придется вертеть головой.
Регулировать зеркала следует таким образом: в салонном зеркале заднее стекло должно быть видно полностью, желательно с захватом правого заднего стекла, а в боковом зеркале заднего вида должна быть видна дорога и немного заднее крыло автомобиля. Линия горизонта в отражении проходит посередине зеркала.
Ремни безопасности
Нужно просто запомнить правило: абсолютно все сидящие в автомобиле должны быть пристегнуты. Вы, как водитель, — в первую очередь. И дело даже не в штрафе за не пристегнутый ремень, а в элементарной безопасности.
К тому же, когда вы привыкните ездить с пристегнутым ремнем, то убедитесь, насколько комфортно ремень прижимает корпус тела к спинке кресла. А если вам случится в это время активно работать рулевым колесом, то поймете как это удобно и безопасно.
Во второй части раздела «Управление автомобилем» будут рассмотрены правильные способы вращения рулевого колеса.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 12.07.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.