Как правильно пользоваться бустером для машины
Со скольки лет можно перевозить ребёнка в бустере и со скольки лет можно без бустера?
Бустер и возраст ребёнка
Вопрос использования детского удерживающего устройства исходит из двух рисков: штрафа за его отсутствие и безопасности детей. Очевидно, что последнее имеет высший приоритет, но ПДД, особенно, после последнего изменения пункта 22.9 больше запутывают, чем объясняют, что можно, а что нельзя использовать для перевозки детей. В статье мы рассмотрим конкретный случай: со скольки лет и при каких условиях можно перевозить ребёнка в бустере по ПДД на 2021 год.
Можно ли мне перевозить ребёнка в бустере — быстрый тест
Что говорят ПДД 2021 года?
В последний раз Правила корректировались касательно вопроса перевозки детей и бустеров в частности в июле 2017 года. И тогда пункт 22.9, регулирующий правила перевозки, стал ещё запутаннее. В нём нет конкретного упоминания ни одного приспособления:
Есть только два общих размытых термина:
При этом, не говорится о том, одно ли это и то же или различные приспособления для перевозки детей.
22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система Isofix, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка.
Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
Итак, мы видим, что есть градация по возрасту ребёнка и правила перевозки на заднем и переднем сиденье автомобиля:
Правила использования бустера для перевозки детей в автомобиле
Использование надёжных систем фиксации при перевозке детей исходит из двух рисков — штрафа за отсутствие защитных приспособлений и безопасности малышей. Второе, безусловно, имеет первостепенное значение, но Правила дорожного движения (ПДД) даже после изменений статьи 22.9 не дают чёткого ответа, что конкретно в том либо ином случае можно применять при транспортировке юных пассажиров. Поэтому рассмотрим детально, при каких условиях и со скольких лет согласно ПДД разрешено в 2019 году провозить детей в бустере.
Понятие бустера и его использование в перевозке детей согласно правилам
Бустер — это компактное упрощённое детское автокресло в виде сиденья с маленькими подлокотниками, но без подголовника, дополнительных ремней и спинки. Бустер кладётся на сидение автомобиля, затем на него садится ребёнок и пристегивается штатным ремнем безопасности.
То есть по факту удерживающим устройством в данном случае выступает ремень безопасности, а бустер только оптимизирует посадку юного пассажира до правильной — чтобы ремень проходил по плечу, а не по шее. Тем не менее номинально, согласно документации, бустеры причисляются к детским удерживающим устройствам.
Бустер просто кладётся на сидение автомобиля, удерживающим устройством в данном случае выступает ремень безопасностиавтомобиля
Этот вид защитных детских удерживающих устройств (ДУУ) предназначен для того, чтобы приподнять ребёнка над сиденьем автомобиля до уровня правильной и прочной фиксации стандартными ремнями — по аналогии со взрослым человеком.
В конструкцию автомобильных ремней заложены минимальные параметры роста пассажира, при которых они обеспечивают защиту — от 150 см. Оттого использование для перевозки детей с меньшими габаритами только ремней безопасности без вспомогательных устройств может привести при аварии к перелому неокрепших шейных позвонков.
Со скольки лет и как ребенку разрешено ездить с бустером и без него
В действующих ПДД п.22.9 слова «бустер» нет, конкретно не упоминается ни одно приспособление для фиксации детей — ни автокресло, ни другие. Есть лишь обшее размытое понятие — детская удерживающая система (устройство) и правила перевозки несовершеннолетних на переднем и заднем сиденье в контексте возраста:
Бустеры бывают разных размеров — рассчитаными по разному допустимому весу ребёнка. Сейчас в продаже можно найти:
Это нужно обязательно учитывать, так как в правилах есть важная оговорка: ДУУ должно обязательно соответствовать параметрам пассажира. Иначе перевозка будет квалифицирована как небезопасная. Однако в 2017 году было внесено важное уточнение: бустеры стали допустимыми лишь для группы 3. То есть, даже если у вас бустер с маркировкой «группа 2–3» или «15–36 кг», сажать на него ребёнка младше 6 лет не рекомендовано.
У качественных бустеров всегда есть фиксатор ремня. На фото он отмечен стрелкой.
У хорошего бустера будет фиксатор ремня
Он помогает зафиксировать положение штатного ремня так, чтобы отвести его от шеи ребёнка. Если же даже с настроенным фиксатором вам не удаётся добиться правильного расположения ремня, вероятно, бустер ребёнку ещё велик, не подходит.
Фиксатор ремня помогает обезопасить шею пассажира
Можно ли ставить бустер на переднее сидение
Чёткого ответа на этот вопрос нет, хотя есть однозначная рекомендация не использовать на переднем сидении ничего, кроме полноценных автокресел,защищающих и от бокового, и от лобового ударов. В паспорте бустера может быть прописано, что его можно устанавливать и спереди, и сзади. Соответственно, этот документ стоит всегда иметь с собой, чтобы предъявить проверяющему, если вы намерены перевозить ребёнка в бустере рядом с водителем.
Какие бустеры можно использовать, а какие нет
Установка ДУУ и размещение в них детей осуществляется согласно руководству по эксплуатации этих устройств. ДУУ должны соответствовать следующим стандартам:
Обязательные критерии детских защитных средств прописаны в ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44), согласно им, удерживающие системы считаются безопасными при наличии соответствующего сертификата, сопровождающегося специальной маркировкой с обязательным отражением следующих данных:
На бустере обязательно должна быть маркировочная наклейка или нашивка, указывающая код соответствия требованиям безопасности и допустимый вес пассажира
Получается, что бустеры с такой маркировкой использовать можно.
С какого возраста можно пользоваться бустерной подушкой
Осталось лишь прояснить — с какого возраста это разрешено. Согласно ГОСТ Р 41.44–2005 удерживающие детские конструкции группируются согласно весу и возрасту юных пассажиров.
Таблица: классификация вспомогательных устройств
Категории ДУУ | Для какого возраста предназначены | На какую массу тела рассчитаны, кг |
0 (автолюльки) | от рождения до 6 месяцев | до 10 |
0+ (автопереноски) | от рождения до 12 месяцев | до 13 |
1 (автокресла) | от полутора до четырёх лет | 9–18 |
2 (конструкции для дошкольников) | от 3 до 7 лет | 15–25 |
3 (устройства для школьников) | от 6 до 12 лет | 22–36 |
До недавнего времени производители бустеров относили их категории 2–3. То есть эти устройства были предназначены для детей 3–12 лет с весом 15–36 кг. В 2017 году ООН пересмотрела Правила и внесла изменения в ЕСЕ 44 от 22.02.2017, согласно которым:
С 2017 года производителям не разрешается вводить в линейку товаров модели удерживающих устройств без спинки (бустеров) для детей ниже возрастной группы 3, то есть ростом ниже 125 см и весом менее 22 кг
При установке в транспортном средстве бустерной подушки нужно придерживаться следующей пиктограммы, которая неактуальна для полноценных автокресел
Важно помнить, что дети одного возраста имеют разные габариты, и если верхняя лямка штатного ремня проходит не по грудной клетке, а по шее ребёнка, которого уже можно провозить на заднем сиденье без ДУУ, то необходимо посадить его в детское кресло или на бустерную подушку, чтобы избежать смертельной травмы при ДТП.
Видео: бустеры — когда их можно использовать и как установить правильно
Летом 2016 появилась информация о запрете «иных средств, позволяющих использовать ремни безопасности». Однако изменения в ПДД не коснулись бустеров. По мнению начальника службы пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области, бустеры согласно техническому регламенту Союза относятся к детским удерживающим конструкциям и разрешены к использованию.
Так что говорить о запрете бустеров рановато, но, прежде чем выбрать это устройство для своего ребёнка, следует иметь ввиду его меньшую надёжность по сравнению с полноценным детским автокреслом.
Видео: что может заменить детское автокресло
Штраф за неправильную перевозку в бустере
За нарушение правил детской перевозки предусмотрен штраф от 3000 до 100000 ₽ в зависимости от ранга водителей (ст. 12.23 КоАП, пункт 3). Он может быть выписан, если:
Штраф должен быть оплачен не позднее 20 дней с момента вынесения постановления
Штраф может быть назначен в начале каждого движения автомобиля. Если с нарушениями перевозятся несколько детей, то должен быть выписан один штраф за каждую остановку транспорта инспектором ДПС.
Видео: краш-тест с детскими бустерами
Бустеры можно устанавливать как на переднем сиденье рядом с водителем, отключив подушку безопасности (чтобы защитить лицевые кости черепа от удара о подушку) и отодвинув сиденье с ребёнком максимально назад, так и на заднем сиденье, причём обязательно по ходу движения транспорта. Но самым безопасным местом считается центр заднего сиденья, где ребёнок будет максимально защищён и от лобового, и от боковых ударов.
Пусковые устройства: пользуемся бустерами правильно!
Карманный аккумуляторный «пускач» в последние годы стал хорошо известным почти каждому автолюбителю гаджетом. А чтобы он всегда был готов к бою и не подвел в нужный момент, желательно понимать принципы его работы, а также знать и соблюдать ряд несложных правил использования и хранения.
Как устроено портативное пусковое устройство?
В принципе, начинка портативного пускового устройства, в простонародье именуемого «джамп-стартером», «бустером» или «пускачом», не слишком отличается от начинки пауэрбанка, который сегодня, в эпоху быстроразряжающихся смартфонов, лежит в кармане у каждого второго.
Главное отличие «пускачей» от телефонных пауэрбанков – чрезвычайно высокая токоотдача батареи, позволяющая кратковременно выдавать в пике ток в несколько сотен ампер, а также наличие защит от переполюсовки и короткого замыкания. Эти устройства выпускаются сегодня самыми разными брендами и неплохо себя зарекомендовали в автомобильной среде, реально выручая в ситуациях, когда аккумулятор сел, а ехать нужно срочно.
Для всестороннего рассказа о «джамп-стартерах» как о классе устройств мы взяли две литий-полимерные модели (Li-Po) от известной своими компрессорами марки BERKUT — более компактный JSL-12000 и более мощный JSL-20000:
Ток потребления стартера
Для начала немного познавательной информации – для многочисленной категории автовладельцев, которые до сих пор сомневаются в возможности гаджетов размером с пару пачек сигарет крутить автомобильный двигатель вместо привычной батареи массой 15-17 килограммов. «Как карманный «пускач» выдаст ток в 300-400 ампер, которые потребляет стартер?!» — возмущаются они, подозревая лукавство. Но на деле все достаточно просто и легко объяснимо.
Во-первых, начнем с тех самых пресловутых «сотен ампер» среднестатистического стартера. На такую величину ток подскакивает чрезвычайно коротким импульсом, лишь при страгивании ротора стартера с места. Сразу после того, как началось вращение, и шестерня бендикса придала движение коленвалу, средний ток потребления стартера среднестатистического легкового автомобиля падает до значений в несколько раз меньше пускового. Обычно исправный современный двигатель пускается секунды за полторы, а то и быстрее – после щелчка втягивающего реле аккумулятор отдает 250-300 ампер не более 0,1-0,2 секунды, после чего этот ток падает вдвое, а при начале устойчивого вращения якоря стартера – до 60-70 ампер.
Не все сегодня помнят выключатель массы под названием «ВК-318» — а ведь это популярнейшее устройство стояло в советские времена под капотом в каждой второй машине. И, к сведению, рассчитан тот выключатель был всего лишь на 50 ампер! Как же через него шли 200-300 ампер пускового тока? Да очень легко – именно потому, что реальный высокотоковый импульс крайне непродолжителен и не успевает перегреть даже контакты 50-амперного выключателя. Если представить процесс запуска мотора как токово-временную зависимость, в очень упрощенном виде получится подобный график:
Во-вторых, стандартный свинцово-кислотный аккумулятор автомобиля весит под два десятка кило вовсе не с целью отдать все ресурсы своей массы стартеру! После запуска мотора в батарее остаётся, упрощенно говоря, 95% ее энергии. Поэтому из любого автомобиля можно вынуть его штатный АКБ, поставить на его место батарею в 2-3 раза меньшей емкости, и двигатель, скорее всего, без особенных затруднений заведется. Избыточный запас емкости нужен для беспроблемной работы электросистемы авто при частых запусках и «минусовом» электробалансе, который возникает в холода и при постоянных коротких поездках, типичных для города. Если все эти нюансы убрать, то для «сферически-вакуумного» пуска почти любого мотора было бы достаточно батарей размером с два кулака. И в подтверждение этого возможности «джамп-стартера» весьма наглядно показывает нагрузочная вилка. Берем «пускач» BERKUT JSL-12000 и подключаем к вилке, спираль которой имеет сопротивление 0,05 ома:
При напряжении 12 вольт разрядный ток составит 12/0,05=240 ампер. Вольтметр, подключенный параллельно нагрузке, показывает падение напряжения с 12 вольт до 11, что является нормой для пуска мотора от традиционного свинцового АКБ!
Примеров проверок «бустеров» на реальных двигателях в интернете немало, но в большинстве из них «пускач» является вспомогательным, поскольку часть тока все же обеспечивает подсевший аккумулятор. В этой ситуации трудно оценить реальную эффективность портативного гаджета – особенно сомневающимся. Поэтому лучше всего способности карманного «пускача» демонстрирует полное отсутствие аккумулятора – если подключить устройство не параллельно штатной батарее, а ВМЕСТО нее. Эксперимент в целом неопасный, но все же не слишком корректный, поэтому для забавы проводить его не стоит – тем более, что мы все за вас уже сделали!
Снимаем минусовую клемму с батареи и подключаем к ней минусовой контакт «пускача». Холодный двигатель уверенно заводится раз за разом. BERKUT JSL-12000 с батареей емкостью 12 А/ч сделал 17 запусков подряд, BERKUT JSL-20000 с батареей 20 А/ч — 26 запусков. При том, что, собственно, пуск обычно нужен всего один!
Следи за контактом!
Многие владельцы «джамп-статеров» сталкивались при первых использованиях с неприятным казусом – гаджет новенький, свежезаряженный, а стартер почему-то не крутит…Все дело в плохом контакте «крокодилов» с клеммами. У стандартной клеммы автомобильного аккумулятора площадь контакта составляет не менее 500 квадратных миллиметров. А наброшенный на клемму «крокодил» касается ее лишь точечно, на площади в несколько квадратных миллиметров. Потери энергии слишком велики…
Вот как выглядят клеммы простой конфигурации, к которым подключиться легко:
А вот так выглядят клеммы сложной конфигурации, состоящие сплошь из углов и граней и частично закрытые пластиком:
Если исправный двигатель не крутится от «пускача», проблема, скорее всего, лишь в плохом подключении «крокодилов». Нужно шевелить их, меняя положение снова и снова, проверяя пуском и отыскивая точку хорошего контакта. В конечном итоге она будет обнаружена – главное, чтобы после этих поисков в «джамп-стартере» осталась энергия. Поэтому суперкомпактные «пускачи» с батареями емкостью 6 000-8 000 миллиампер-часов – не лучший выбор для сложных условий, когда совпадают и неудачные клеммы, и зимние холода.
Также не забывайте про выжим сцепления при повороте ключа, если у вас автомобиль с ручной КП (хотя у некоторых моделей непременный выжим обязателен в любой ситуации, поскольку через кнопку под педалью сцепления штатно идет разрешающий запуск сигнал). Выжим облегчит работу «джамп-стартера».
Держи в тепле!
Литиевые батареи чувствительны к температуре окружающей среды – это знает каждый, кто хоть раз забывал свой мобильник на морозе. Через пару часов вы найдете его либо разряженным почти в ноль, либо даже выключенным. Однако на «пускачи» этот факт в понимании многих почему-то не распространяется, хотя батареи в них, как правило, имеют ту же технологию… Увесистый брикетик «пускача» многим лень таскать с собой из дома в машину и обратно в ожидании, когда он понадобится, и его просто оставляют в бардачке или багажнике. В результате, полежав на морозе, гаджет разряжается, а его батарея частенько вздувается и приходит в частичную негодность. Ну и самое главное – устройство в критическую минуту просто не сможет выполнить ту задачу, ради которой и приобреталось…
Заряжаем гаджеты!
Большинство «джамп-стартеров» помимо основной функции пуска двигателя включают в себя еще и USB-гнездо и фонарик для подсветки подключения к АКБ в темноте. Но у современных «пускачей» коммуникационные возможности гораздо шире — не зря они поставляются в приличного размера «кейсах», ибо в комплекте с множеством аксессуаров являются еще и многофункциональными мобильными зарядными станциями для практически любых гаджетов. Ведь заряжать разные портативные устройства от гнезда прикуривателя очень часто неудобно, поскольку на большинстве машин питание на прикуриватель или 12-вольтовую розетку подается лишь после поворота ключа зажигания. А порой бывает, что нужно оставить устройство зарядиться, вынув ключ и заперев двери. При использовании «пускача» гаджеты можно заряжать мощно, быстро и в любом месте. Например, если вы оставляете машину без присмотра, заряжающийся ноутбук можно пристроить в багажник!
BERKUT JSL-12000 имеет на корпусе два гнезда USB на 1 и 2 ампера, а также два гнезда под штыревой разъем – 12 вольт/10 ампер и 19 вольт/3,5 ампера. Шнуры и переходники, идущие в комплекте, позволяют заряжать практически любые современные ноутбуки с 19-вольтовым аккумулятором (самое распространенное напряжение), а также смартфоны и планшеты с коннекторами microUSB, USB Type C и Apple Lightning.
BERKUT JSL-20000 имеет иной зарядный потенциал и иную комплектацию. Он интересен поддержкой стандартов быстрой зарядки Quick Charge и USB Type C. На его корпусе имеется два гнезда USB Quick Charge на 5/9 вольт, а также гнездо USB Type C, способное выдать совместимым устройствам напряжение 5/9/12/15/20 вольт, после того, как заряжаемый гаджет через зарядный шнур обменяется с «пускачом» информацией о поддерживаемых им стандартах напряжения.
Также у BERKUT JSL-20000 есть и штыревой разъем 12 вольт/10 ампер, в который вставляется переходник с розеткой, а-ля прикуриватель. С его помощью можно питать любые автомобильные гаджеты с соответствующим штекером. Например, использовать видеорегистратор в качестве камеры вне машины – вдруг потребуется!
Езжай за новой батареей!
Вернемся к автомобильному аккумулятору. Свинцово-кислотные АКБ очень плохо переживают глубокий разряд. А если он вдобавок еще и зимний, и длительный – то пиши пропало. Приехать вечером, забыть в машине включенный потребитель энергии и столкнуться с разряженным АКБ наутро – в такой ситуации шанс у батареи на восстановление после отогрева и заряда еще есть. Но если вы зимой оставили машину припаркованной на дальней стоянке или в неотапливаемом гараже с включенными габаритами на недельку и, вернувшись, не увидели даже тусклого свечения ламп на приборной панели – батарея практически гарантированно не жилец! Сульфатация и замерзание электролита повреждают АКБ настолько, что она безвозвратно теряет от половины своей емкости. Переживший подобное аккумулятор очень плохо принимает и держит заряд и подведет в любой момент – после запуска двигателя «пускачом» вам, в общем-то, нужно отправляться в магазин за новой батареей.
«Джамп-стартер» поможет вам «не остаться без колес», успеть туда, куда вы спешили, и гарантированно завестись для обратной поездки. В принципе, таким макаром даже можно несколько дней покататься на убитом аккумуляторе, заводясь при необходимости от «пускача», которого легко хватает на полтора-два десятка пусков … Но по-хорошему, чем скорее вы замените батарею на новую – тем лучше.