Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию

Молитвы в дорогу и перед дорогой

Здесь представлены православные молитвы, которые могут пригодиться тому, кто отправляется в дальнюю дорогу, независимо от вида транспорта (на автомобиле, на самолете, корабле, поезде или автобусе).

— от аварии,
— от воров и грабителей,
— от излишнего внимания полиции

и чтобы в дороге ничего не случилось плохого.
Пусть поездка пройдет хорошо и завершится благополучным возвращением домой.

Выберите нужное из меню:

Все молитвы подряд:

Молитва Николаю Чудотворцу на хорошую дорогу

О святителю Христов Николае!

Услыши нас, грешных раб Божиих (имена), молящихся тебе, и моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим, но по Своей благости воздаст нам.

Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

Моли, святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва Ангелу-хранителю перед дорогой

Ангел-хранитель, служитель Христов, крылатый и бестелесный, ты не знаешь устали в своих путях-дорожках.

Молю тебя быть спутником моим по моей же путь-дорожке.

Предо мной дорога дальняя, трудный путь выдался рабу Божию.

И опасаюсь я сильно опасностей, что честного путника в дороге ждут.

Обереги меня, святый ангеле, от сих опасностей.

Пусть ни разбойники, ни непогода, ни звери, ничто иное, аще только есть, не помешает мне в пути.

Смиренно молю тебя о сем и уповаю на помощь твою.

Молитва архангелу Михаилу о защите в дороге

Господи Боже, Великий Царь Безначальный, пошли, Господи, Архангела Своего Михаила на помощь рабу Твоему (имя), изъяти мя от врагов моих видимых и невидимых,

О, Господень Великий Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба Твоего (имя).

О, Господень Великий Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всех врагов, борющихся со мной, сотвори их яко прах пред лицом ветра.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле, хранителю неизреченный, буди мне великий помощник во всех обидах, скорбях, в печалех, в пустынех, и на реках, и на морях тихое пристанище.

Избави мя, великий Михаиле, от всякия прелести диавольския и услыши мя грешнаго раба Твоего (имя), молящегося Тебе и призывающего имя Твое святое; ускори на помощь мою и услыши молитву мою.

О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей, мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил.

О, Великий Архангеле Михаиле, помози мне грешному рабу Твоему (имя), избави от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти и от всякаго зла, и от всякаго льстиваго, и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, Великий Архангеле Господень всегда, ныне и присно и во веки веков.

Молитва Господу Богу в дорогу

Боже, Всеблагий и Всемилостивый, всех охраняяй Своею милостию и человеколюбием, смиренно молю Тя, предстательством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти мене, грешнаго, и вверенных мне человек и помози невредимых доставлять каждого по его потребе.

Сподоби мене, Господи, с чистой совестию дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей, и да прославится имя Твое Святое, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва Матроне Московской о защите в пути

О блаженная, Мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждой к твоему заступлению и помощи прибегающих скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи;

да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетном мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных; исцели болезни наши.

Избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющего, помози донести житейский свой Крест, снести все тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним;

помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небесного со всеми угодившими Богу, прославляющее милосердие и благость Отца Небесного, в Троице славимого, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков.

Молитва Иисусу Христу перед выходом из дома

Отрицаюся тебе, сатано, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюся Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

(И оградить себя крестным знамением).

Молитва Иисусу Христу перед путешествием

Господи Иисусе Христе, Боже наш, истинный и живой путь!

Ты сопутствовавал Твоему мнимому отцу Иосифу и пречистой Твоей Матери Деве Марии в Египет, а также сопутствовал Луке и Клеопе в Эммаус!

Ныне смиренно молим Тебя: Владыка Пресвятый, сопутствуй Твоей благодатью и нам, рабам Твоим.

И, как рабу Твоему Товии, пошли Ангела хранителя и наставника, сохраняющего и избавляющего нас от всякого несчастного случая, от видимых и невидимых врагов и наставляющего исполнять Твои заповеди, в благополучии и здравии в пути сопровождающего и в целости домой возвращающего.

И помоги нас все благие намерения наша во славу Твою исполнить.

Ибо Тебе свойственно миловать и спасать нас, и Тебе славу возносим с безначальным Твоим Отцом и Превятым и Благим и Животворящим Духом, во веки.

Молитва Иисусу Христу о путешествующих

Господи Иисусе Христе Боже наш, истинный и живый путю, состранствовати мнимому Твоему отцу Иосифу и Пречистей Ти Деве Матери во Египет изволивый, и Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый!

И ныне смиренно молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабом Твоим сим Твоею благодатию спутешествуй.

И якоже рабу Твоему Товии, Ангела Хранителя и наставника посли, сохраняюща и избавляюща их от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, и ко исполнению заповедей Твоих наставляюща, мирно же и благополучно и здраво препровождающа, и паки цело и безмятежно возвращающа;

и даждь им все благое свое намерение ко благоугождению Твоему благополучно в славу Твою исполнити. Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва Пресвятой Богородице о помощи в пути

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице!

Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему.

Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть.

Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным Покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание;

всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.

Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя;

разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения;

милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в Вечней Жизни со Ангели и со всеми святыми жити сотвори.

Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою.

К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва перед иконой Богородицы «Одигитрия» о защите в пути

О Царице Небесе и земли, Владычице всемилостивая, Одигитрие всечестная, Предстательнице наша усердная, при Кресте Сына Твоего и Бога всыновившая весь падший род человеческий и по успении Своем не оставившая нас сирых и безнадежных!

Молим Тя, Всенепорочная, благодать Твою не отыми от кающихся рабов Твоих и управи вся, яко Мати Преблагая:

защити отечество наше, веру православную сохрани, власти умудри, иереи укрепи, верным людем Твоим помощь неоскудную даруй, юныя вразуми, старость утеши, болящия исцели, отчаянныя восстави, заблуждшия обрати и всем целомудрие и крепость исходатайствуй – Ты бо еси благая Путеводительница и милосердная Заступница, к Тебе припадаем и молим Тя:

не отвержи нас, но испроси нам добраго ответа на Страшнем Судилищи, да не осудимся по грехом и беззаконием нашим, но милость улучим по безмерному человеколюбию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Емуже славу и поклонение возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.

Защитная молитва перед полетом

Господи Иисусе Христе, Боже наш, стихиям повелеваяй и вся горстию содержай, Егоже бездны трепещут и Емуже звезды присутствуют.

Вся тварь Тебе служит, вся послушают, вся Тебе повинуются.

Вся можеши: сего ради вся милуеши, Преблагий Господи.

Тако и ныне убо, Владыко, рабов Твоих сих (имярек) моления теплыя приемля, благослови путь их и воздушное шествие, запрещая бурям же и ветром противным, и лодию воздушную целу и невредиму соблюдая.

Спасительное и небурное по воздуху провождение им даруя и благое намерение совершившим им весело во здравии и в мире возвратитися изволь.

Ты бо еси Спас и Избавитель и всех благих небесных и земных Податель и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Защитная молитва перед плаванием

Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, вместе со святыми Своими учениками и апостолами плававший, бурный ветер утишивший и повелением Своим волны на море успокоивший!

Сам, Господи, и нам сопутствуй в плавании, всякий бурный ветер утиши и будь Помощником и Заступником, ибо Ты Бог Благий и любящий человеков и Тебе славословие приносим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Оберег для путника

Молю тебя, ангел хранитель мой добрый, кто облагодетельствовал меня, светом своим осенил меня, защитил от напасти всевозможной.
И ни зверь лютый, ни ворог мене не поверже.

И ни стихия, ни лихой человек мене не погубит.

И ничто благодаря твоим стараниям не причинит мне зла.

Под святым твоим покровительством, под защитой твоей я пребываю, любовь Господа нашего получаю.

Так обереги же родных моих, коих возлюбил я, как Иисус велел, убереги от всего, от чего меня защитил.

Пусть ни лютый зверь, ни ворог, ни стихия, никакой лихой человек не причинит им зла.

О сем молю тебя, ангеле святый, воитель Христов.

Источник

Молитвы «В Дорогу»: Господу Богу, Святому Николаю и Святой Катерине

Только истинная вера и любовь к Богу помогает нам в любую минуту, каким бы грешником не был человек. Молитва «В дорогу», чтобы с Вами ничего не случилось, оберег другими словами — может помочь вам в пути! Все испытания, что встречаются жизненном пути — это уроки Господа. Для православных христиан не существует такого понятия как «удача». Что есть удача, когда вся наша жизнь написана и предначертана Богом? «Удача» для православного христианина — это пустое слово. Неожиданные радостные события, происходящие в жизни — это Божья милость и награда за добрые дела, терпение, милосердие, смирение. Будет на то Божья воля, значит все в жизни будет хорошо.

Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию. Смотреть фото Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию. Смотреть картинку Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию. Картинка про Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию. Фото Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию

Молитва оберег «на удачную и счастливую дорогу» чтобы с Вами ничего не случилось в пути

Молитвы «На Удачную Дорогу»

Отправление в дорогу всегда волнительно для всех, и для собирающегося в путь, и для его близких. Ведь в дороге может произойти все, что угодно. Для того, чтобы быть уверенным, что Бог не оставит и в дороге будет сопровождать. Молитву может прочитать тот, кто отправляется в дорогу или его родственники. Особенной считается материнская молитва, она всегда самая сильная, самая действенная, ее Господь непременно услышит и будет хранить дитя.

Чтобы с вами и вашим близким человеком в дороге не происходили непредвиденные ситуации следует прочитать следующую «Молитву В Дорогу». Перед ее произнесением, человека, который отправляется в путь, нужно перекрестить со спины и произнести молитву.

Молитва — оберег Николаю Чудотворцу для близких или родственников

Молитва, которая читается в том случае когда кому-то из близких предстоит дальняя и трудная дорога. С собой человеку можно дать икону Николая Чудотворца, которая будет его оберегать, а перед отправкой в путь прочитайте над ним эту молитву, перекрестите и провожайте в путь.

Иди, раб Божий (имя) по дороге широкой и прямой,

По легкому пути. Пресвятая Богородица, молю тебя, проводи (имя),

Все беды и проблемы от него в дороге дальней отведи.

Задорога, задорога, возьми у раба Божьего (имя) печаль,

А ему взамен удачу и счастье дай. Ключ. Замок. Язык. Аминь».

Молитва для самостоятельного чтения

А эта молитва Святому Николаю Чудотворцу «в дальнюю Дорогу» — читается непосредственно самим путником. Встаньте рано утром, умойтесь, встаньте пед иконами прочитайте «Отче наш», «Символ веры», а далее читайте эту молитву.

Слова ее необходимо выучить наизусть и повторять полушепотом. Не забывайте, что каждое слово молитвы должно подкрепляться верой в Бога, верьте в силу молитвы, в Божью помощь и милосердие, тогда все будет в дороге хорошо.

Иди, Раб Божий (имя) с Богом, с именем Иисуса Христа На губах.

Пусть тебя Бог охраняет от огня и воды,

От лихого человека да от всякой беды. Господь Бог пойдет впереди,

Божья Матушка — позади, Ангелы небесные по бокам,

С ними вместе пойдут первородители Адам и Ева.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне, присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господу Богу «на Удачную дорогу» для автомобилистов

Если Вам предстоит поездка на автомобиле: попробуйте следующую молитву:

Господь Всевышний, Бог Наш, к тебе за поддержкой я обращаюсь!

Тебя о помощи я прошу, о снисхождении Твоем молю!

В дороге я нахожусь сложной, множество препятствий на пути моем:

Люди нехорошие, мысли дрянные, проблемы насущные!

Убереги меня, сохрани меня, направь меня на путь истинный И помоги не сойти с него.

Сделай так, чтобы дорога моя Гладкой и ровной была, проблемы и несчастья стороной обошли.

Чтобы таким как в путь подался, таким я и вернулся!

На помощь Твою уповаю, к поддержке взываю! Имя Твое восславляю!

Молитва Святой Катерине «на Удачу в Пути»

С этой молитвой можно так же заготовить для себя хороший оберег в дорогу. Расщепите осиновый прутик, прочитайте над ним эту молитву, далее завяжите в узелок и уберите под сиденье машины. Будьте уверены, теперь вы будете под надежной защитой, главное никому и ни за что не рассказывайте о том, что читали эту молитву и не показывайте оберег, иначе не поможет, сие действие должно быть скрыто от чужих глаз.

Святая Путница, Святая Катерина, ноги твои быстрые, ноги твои резвые, путями ты ходишь, на ногах крепких стоишь.

В дальней дороге никому тебя не сбить, беда с тобою в пути не случится, и ничего плохого не приключится.

Святая Катерина, в мороз тебе не бывает холодно, а ночью тебе не темно, дождю тебя не намочить и никому тебя не сурочить.

Бережет Святую Путнице сам Бог Господь.

Так и со мной Господь всегда рядом будет, будет меня, раба Божьего (имя) защищать, от зла оберегать.

Да сбудется, что сказано. Аминь. Аминь. Аминь.

Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию. Смотреть фото Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию. Смотреть картинку Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию. Картинка про Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию. Фото Как правильно пожелать хорошей дороги на машине по православию

Молитвы «В дорогу» — как правильно читать

Как правильно читать данные молитвы?

К чтению молитв нужно как следует подготовиться. Первое условие — необходимо быть чистым телом, т.е необходимо помыться перед молитвой, надеть чистую одежду, если будете молиться дома, то нужно помыть полы.

Необходимо так же соблюдать чистоту мыслей, никакой зависти, зла, сквернословия, богохульства и прочих порочных мыслей, только добрые, светлые думы и желания.

Далее нужно уединиться в комнате, закройте глаза, представьте, что стоите перед Богом, немного подождите, пока все чувства внутри успокоятся, мысли покинут голову. Зажгите лампадку, если у вас на это есть разрешение священника и, не торопясь, приступайте к молитве, проговаривая слово за словом, осеняя себя крестным знамением.

Притча «О немой молитве»

Молитва имеет огромную силу, но только тогда, когда она искренняя, когда в момент молитвы человек всецело погружается в мир Бога, забыв о мирских делах. В подтверждение тому хотелось бы поведать небольшую легенду о немой молитве:

Один старец задумался о том, почему так много людей ходят в храм, молятся, а жизнь их остается прежней.Однажды в таких мыслях он заснул, и приснился ему Ангел, который поднял его высоко над землей. И там слышались только тихие нежные звуки.

«Это православные молитвы, молитвы людей, которые забыв о мирских делах, самозабвенно молятся Богу. Остальные молитвы здесь не слышны» —

Источник

Напутствие и дорожное приветствие

И в доавтомобильную эпоху езда по бесконечным российским дорогам бывала нелегка, а то и смертельно опасна. В народе говорили: «Попостись, помолись, да и в путь соберись!»; «Не помолившись Богу, не езди в дорогу»[155]. Отправление в дальний путь было серьёзным событием, которое нужно было хорошенько подготовить, причём требовалось заручиться помощью сверхъестественных сил.

Русские этикетные формулы – напутствия и дорожные приветствия – могут быть интересны как неотъемлемая часть словесного (лексико-фразеологического) отражения дорожной традиции. Их суть и смысл определяла тогдашняя дорожная повседневность.

Известный писатель и этнограф С. В. Максимов (1831–1901) отмечал, что по всей России отъезжающего напутствовали: «Счастливый путь!», а на Севере: «Никола в путь, Христос подорожник!» А вот что Максимову говорили в Западной Сибири – в Тобольской губернии, когда он выезжал с крестьянского двора, куда завернул по дороге:

«Угостивши “на доброе здоровье”, меня проводили обычным для святой Руси и вековечным напутствием:

– Добрых встреч! – подговорил кто-то сбоку.

Неровен час – на грунтовых дорогах всякая беда может случиться: настукает бёдра и спину на глубоких ухабах, которые в Сибири называются нырками; в ином месте выбросит из саней; в лесу нахлещет лицо сосновыми ветками. Летом колесо сломается, а починить негде; лошади пристанут посреди дороги, а сменить их нечем; мост провалится, они все такие непрочные, и т. п. Я сел в кошеву. Ямщик оглянулся: всё ли-де готово, ладно ли уселся, не забыл ли чего?

– С богом! – отвечаю я ему.

– С богом – со Христом! – проговорил он и ударил по лошадям.

– Скатертью дорога! – подговорил кто-то со стороны.

– Буераком путь! – подшутила разбитная девушка из гостивших и угощавшихся прях»[156].

Выражение «скатертью дорога!» появляется здесь в контексте вполне уважительных напутствий, однако звучит оно уже несколько иронично и тем самым переключает речевую ситуацию, переводя её в насмешку. Между тем изначально это выражение явно было обычным добрым напутствием, указывающим на желательность того, чтобы дорога была ровной и гладкой, как скатерть[157]. Уподобление пути-дороги: скатерти, половику, ткани, отрезу материи, верёвке, нити – древнее и хорошо засвидетельствованное у русских и у многих других народов, как древних, так и современных[158]. В славянских загадках скатерть символически обозначала дорогу или поле[159].

В поэме И. С. Аксакова «Бродяга» (1846–1850) есть это традиционное сравнение:

Прямая дорога, большая дорога!

Простору не мало взяла ты у Бога:

Ты вдаль протянулась, пряма, как стрела,

Широкою гладью, как скатерть, легла[160].

Подарком умершей бабке-повитухе в Полесье был рушник или фартук. Его клали к ней в гроб или же отправляли для неё на «тот свет» с другим покойником. По заключению Г. И. Кабаковой, такой подарок преподносился, во-первых, оттого, что «ткань и есть “женские деньги”». А во-вторых, потому, что отрез ткани «более всего соответствует миссии повитухи», поскольку про неё говорят, что она «дарогу стлала рибёнку в путь»[161].

Следы вполне серьёзного употребления выражения «скатертью дорога!» сохранились, к примеру, у П. И. Мельникова-Печерского в романе «В лесах» (вторая половина 1850 – начало 1870-х гг.): «Путь вам чистый, дорога скатертью. »; «…Дорога тебе скатертью – Бог в помощь, Никола в путь!»[162] У него же в рассказе «Медвежий Угол» (1857) дважды повторено обычное для XIX в. сравнение гладкой, хорошей дороги со скатертью: «Что за дорога туда! Ровная, гладкая – ни горки, ни косогора, ни изволочка, – скатерть-скатертью»; «Хороша дорога в Чубаров – скатерть-скатертью»[163]. Вот и герой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1860–1870-е гг.) старик Савелий рассказывал, что прежде крепостные крестьяне из его деревни жили себе поживали за чащобами и болотами, никто к ним добраться не мог – ни помещик, ни власти. Потом провели туда дорогу, и всё стало по-другому: «А ныне – барин под боком, // Дорога скатерть-скатертью… // Тьфу! прах её возьми. »[164] Один из персонажей романа «Хлеб» (1895) Д. Н. Мамина-Сибиряка так судил о выгодах отправки товаров по железной дороге, а не гужевым транспортом: «Главное, не ест перевозка, – нет месячных распутиц, весенних и осенних, нет летнего ненастья и зимних вьюг, – везде скатертью дорога»[165]. У него же в рассказе «Гроза» (1885, из цикла «Уральские рассказы») в речи неграмотной старушки это выражение использовано для характеристики счастливых возможностей: «Ведь нынче что, жить да жить барышням надо, да господа благодарить, потому везде скатертью дорога: и в телеграф, и в учительши, и в разные конторы…»[166] Подобным образом в «Сократе Иваныче» Мамина-Сибиряка (1899, из цикла «Сибирские рассказы») оно приведено в авторской речи: «С университетским дипломом в кармане ему, конечно, везде была скатертью дорога, но он вернулся на родной Урал…»[167] И в его очерке «Отрава» (1887, из «Уральских рассказов»), напутствие «Скатертью дорога…», произнесённое кланявшимся и лебезившим перед начальством мужиком Вахрушкой при отъезде экипажа «вашего высокоблагородия», судя по контексту описанной ситуации, тоже прозвучало уважительно[168].

Такое напутствие могло быть частью пословицы. В рассказе Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864) о житейских неприятностях сказано: «Но не всё дорога идёт скатертью, бывают и перебоинки»[169].

Это напутственное выражение сходно по первоначальному своему смыслу с иным, ныне менее известным – с пожеланием чистого пути (то есть ровного, гладкого, безопасного). У Мельникова-Печерского в романе «В лесах»: «Женщина, поровнявшись (так! – В. К.) с Таней, говорит: “Путь тебе чистый, красавица!”»[170] Чтобы дорога была гладкой, украинцы и в самом деле гладили утюгом рушник (вышитое полотенце)[171]. Белорусы желали доброго пути словами: «Рушнiчком дарожка!»[172] Да и сейчас дети или иностранцы, услыхав выражение «Скатертью дорога!», нередко воспринимают его как вполне приемлемое благопожелание (и даже весьма красивое в своей образности)[173].

В общем, выражение «скатертью дорога!» было вполне уважительным напутствием и лишь со временем всё чаще начинало звучать иронически.

В рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Лес» (1887, из цикла «Уральские рассказы») можно заметить, как совершался этот переход:

«– Придётся идти к Фомичу, – говорил я, когда до заката оставалось всего часа два, значит, нужно было торопиться.

– Я не пойду, – упрямился Павлин, растянувшись на земле пластом.

Произошла небольшая размолвка, закончившаяся тем, что Павлин, наконец, поплёлся за мной…»[174]

Ленивый Павлин, пробурчав своё «скатертью дорога», там самым выразил пожелание, чтоб попутчик покинул его, ушёл бы по гладкой, как скатерть, дорожке. А поскольку Павлин этого тогда и хотел, то реплика становилась неодобрительной и пожелание – негативным.

Подобным же образом происходило изменение стилистической окраски другого напутного выражения: «Бог с вами!» Сейчас эти слова обычно воспринимаются как попытка закончить неприятный разговор – например, с неохотой соглашаясь или же стараясь побыстрее отвязаться от докучливого собеседника. Однако в прошлом они имели самый очевидный, прямой смысл – ими напутствовали, призывая Божью помощь.

Во время Крымской войны А. А. Фет служил в лейб-гвардии уланском полку. Весной 1854 г. полк выступил на охрану прибалтийского побережья от курсировавшего по Балтике английского флота. И вот великий князь, шеф полка, уже в походе произвёл смотр людей и лошадей, а после обратился к офицерам с такой речью: «Поздравляю вас, господа, с походом. Государь император поручил мне приветствовать вас. Вам, быть может, первым предстоит честь встретить врага. Все вы здесь дворяне, и я уверен, что вы исполните свой долг. Прощайте, бог с вами!»[175]

С. В. Максимов, путешествуя по Русскому Северу, выезжал зимой 1856/57 г. из г. Пустозерска на р. Печоре в с. Куя, что находилось ещё дальше к северу по реке. Местный житель напутствовал его так: «С богом, счастливый тебе путь-дорога!»[176]

Дорожное приветствие было обязательным при встрече – вне поселения на дороге, а также если кто-то догонял кого-либо на своём пути. Часто при этом произносили пожелание «доброй встречи». А в Костромском крае говорили: «Ковыль по дороге!»[177] Ковыль, который клонится под ноги идущему, как бы устилая, разглаживая путь, – это что-то вроде «дороги-скатерти» для путешествующего.

По-видимому, иногда вместо: «Скатертью дорога!» – высказывали пожелание «гладкой дороги». В рассказе Д. С. Мамина-Сибиряка «Клад» (1889, из цикла «Сибирские рассказы») один персонажвспоминал, как разыграли пьяного, которому нужно было срочно уезжать: «Когда его нагрузили вполне, сейчас вывели под руки, усадили в экипажи пожелали гладкой дороги. Лошади-то и не заложены, а Карп Лукич на козлы и по-ямщичьи ухает, а Недошивин дугу с колокольцами трясёт… Потеха чистая!» (курсив мой. – В. К.)[178].

В Вятском крае в начале XX в. при встрече (и ещё при входе в чужой дом) говорили: «Здорово живитё»[179].

Интересовавшийся народным творчеством писатель В. А. Слепцов в путевых очерках «Владимирка и Клязьма», которые он писал прямо во время своего странствия осенью 1860 г. из Москвы во Владимирскую губернию, приводил такой эпизод. Мужик в повозке, подвозивший Слепцова, хотел закурить, но огонька при нём не было.

«Он стал погонять лошадей, крича прохожему:

– Эй, ты, милый, постой!

Прохожий мужик в холстинном зипуне, с лаптями и пилою на плечах, остановился и снял шапку.

Слова «мир-дорога!» были в те годы обычным дорожным приветствием у простых русских людей. Вот, например, мимолётная зарисовка из романа Мельникова-Печерского «В лесах»:

«…Повстречал он на пути Патапа Максимыча.

– Мир-дорога! – приветливо крикнул ему Чапурин»[181].

Да и забывшийся ныне вежливый ответ: «Добро жалуйте!» – тоже нередко звучал в подобных ситуациях.

Слепцов вспоминал, что вскоре после того мужик-возчик, едучи дальше, принялся рассуждать и сравнивать:

– Какая такая диковина!

– Что мне один купец сказывал!

– Из Сибири купец, богатеющий; я его возил; и что он мне сказывал! Вот хошь бы, к примеру, у нас какая заведение? У нас коли ежели нагоняет меня кто на дороге, то я ему сейчас поклон: мир-дорога! а он мне беспременно говорит: добро жалуйте! А у них, в этой самой в Сибири, ежели я, к примеру, вас нагоняю, то я сейчас: мир-дорога! а вы мне: подковыривай небось! Ей-богу! Вот диковина-то! “Подковыривай небось!” Ха-ха-ха!»[182]

По суждению С. В. Максимова, «путник в дороге, догнавший другого пешехода, добрым приветом “мир дорогой” зачуровывает, заговаривает его в свою пользу…»[183]. На Среднем Урале при встрече двух человек на дороге в ответ на приветствие: «Мир дорогой» – надо было отвечать: «Милости просим»[184]. Д. Н. Мамин-Сибиряк хорошо знал жизнь старателей на горно-рудных приисках Урала. В его очерках «Золотуха» (1883, из цикла «Уральские рассказы») старик, глава работавшего на золотом прииске семейства, приветствовал такими словами подошедшего к их выработке «барина»[185]. Очевидно, это потому, что тот мимо проходил. А в повести Мамина-Сибиряка «Охонины брови» (1892), о пугачёвщине в зауральских краях, есть эпизод, когда во время долгого пути ехавший верхом герой нагнал другого «вершника»: «Мир дорогой, добрый человек, – поздоровался Арефа, рысцой подъезжая к вершнику. – Куда бог несёт?»[186]

Само же это пожелание «мира» выдаёт подспудное ощущение странника, что в пути слишком часто бывает «не мирно».

Родившийся в 1879 г. П. П. Бажов в автобиографической повести «Дальнее – близкое», которую он писал во второй половине 1940-х гг., вспоминал, как герой, десятилетний мальчик, вместе с родителями ехал по летнему пути из родных мест, из Сысертского горного округа, на учёбу в Екатеринбург. Мальчик сам взялся править лошадьми, как большой. И вот они уже подъезжали к Екатеринбургу – «встречный поток принял вид беспрерывной вереницы». Очевидно, обыватели выезжали за город – на гулянье в Мещанский бор. Бажов, припоминая прошлое, писал: «У нас на заводе большинство знает друг друга. С детства нас приучали кланяться старшим при встречах. Этот обычай соблюдался и при встречах в лесу, в поле, на дороге. Были разные формы приветствия. Когда, например, встречаешь или обгоняешь за пределами селения, должен сказать: “Мир в дороге”. Если люди расположились на отдых или сидят за едой, тоже за пределами завода, надо говорить: “Мир на стану”, а если просто разговаривают: “Мир в беседе”, и так далее. Весь этот ритуал я знал хорошо и дорогой не забывал снимать свою шапку-катанку и говорить нужные слова. Мне отвечали по-честному, без усмешки. При встрече с непрерывной вереницей горожан снимание шапки стало затруднительным, но я всё-таки старался с этим справиться. Однако мне не отвечали, улыбались, а один какой-то, ехавший в блестящей развалюшке, как у нашего заводского барина, с кучером в удивительной форме, закричал:

– Здравствуй, молодец! Поклонись от меня берёзовому пню да сосновому помелу, а дальше, как придумаешь! – и захохотал.

Обескураженный насмешкой, я обернулся к отцу, а он посмеивался:

– Научил тебя городской, кому кланяться? То-то и есть. Тут, брат, всякому кланяться – шапку скоро сносишь. Да и не стоит, потому – половина жулья. Этот вот, может, на гулянье едет, чтоб кого облапошить. А тоже вырядился! Извозчика легкового нанял. Знай наших!»[187]

Это весьма показательное описание. В условиях большого города традиционные этикетно-обрядовые нормы действовать переставали. Зарисовка Бажова позволяет также понять, как могло происходить ироническое переосмысление традиционных уважительных этикетных формул: вместо «мир-дорога!» с предполагавшимся непременным ответом «добро жалуйте!» – отклик «подковыривай небось!», а вместо «мир в дороге» с приподыманием шапки – то улыбочки, а то и насмешливые реплики встречных горожан. И смысл старинного вежливого напутствия «скатертью дорога» искажался насмешливыми продолжениями, вроде «буераком путь!». Да в конце концов и само такое прощальное упоминание о «скатерти» стало обозначать выпроваживание нежеланных гостей.

В начале очерка В. А. Слепцова «Питомка» (1863) – такая сцена:

«Вдруг позади загремела телега. В телеге сидел мужик. Баба свернула с дороги в сторону и, не оглядываясь, пошла скорей. Мужик, поравнявшись с бабою, приостановил лошадь и сказал:

– Путь-дорога! Куда бог несёт?

Баба поклонилась и, не глядя на мужика, молча шла стороной»[188].

Приветствие «путь-дорога!» было тогда расхожим. В XIX в. поморы, жители Архангельской губернии, встречаясь в море, говорили:

«Путём-дорогой здравствуйте!», на что обычно следовал ответ: «Здорово ваше здоровье на все четыре ветра»[189]. А вот эпизод в романе А. Ф. Писемского «Люди сороковых годов» (1869):

«Кучер поехал прямо по площади. Встретившийся им мужик проворно снял шапку и спросил кучера:

– Путь да дорога – кого везёшь?»[190]

У старообрядцев расположенного на р. Печоре с. Усть-Цильма при отправлении в дорогу и в иных важных случаях (в начале и конце богослужения, в предчувствии скорой смерти) было принято обмениваться формулами, так сказать, «простительными». В 2007 г. от А. Н. Рочевой (1925 г. р.) в с. Трусове записано: «Ак вот у меня сын когда поезжат: “Мама, прости меня, грешного!” – “Господи простит пусть тебя, да Бог хранит да. Меня-то, грешну, прости ради Христа!” – прощаться-то ужнадо как на дорогу-то обязательно»[191].

Несколько необычным бывало напутствие сузунских сибиряков-старожилов: «Святой Дух и Святая Природа, спаси и помилуй меня», – говорили они, крестясь[192].

Иногда приговор на дорогу мог быть совсем коротким. В Каргопольском районе Архангельской области, отправляя кого-либо в путь, говорили: «Подьте с Богом»[193]. Пожилая женщина из Тотемского района Вологодской области рассказывала: «И как внучки в дорогу уходят, я им говорю: “Идите с Богом”. Это как бы благословила»[194]. У русских жителей Советского района Кировской области записано устойчивое выражение «чтоб тебе завороту не было». Оно «говорится в ситуации, когда желают кому-либо удачи в каком-либо деле». Например, говорят так: «Давай, с Богом иди, чтоб тебе завороту не было»[195]. «Заворот» мог означать, что намеченное дело не исполнится, а это плохо. Прямой же путь вообще считается удачным, верным. Да и возвращаться – плохая примета.

В Новгородской области в конце XX в. местными жителями супругами Тимофеевыми записаны «самодеятельные» молитвы и приговоры-обереги, которые ими самими воспринимались как канонические и православные, хотя на деле это контаминация отдельных кратких заговорных формул и народных переделок церковных текстов. Так, когда отправлялись в путь, то, дескать, говорили: «Христос по пути, никто не мути!» Когда выходили из дома в лес, приговаривали: «Покров, Дух Святой! // Иди по пути со мной!»[196]

Напутствие «С Богом!», по наблюдению М. М. Красикова, считается самым действенным у украинцев[197]. У коми-пермяков – народа, находящегося под давним и очень заметным русско-православным влиянием, от женщины 1924 г. р. в недавнем прошлом записано, что мама учила её: «…Всё время, когда будешь куда идти, надо читать молитву: “Господи, благослови, Христос. Господи, береги, сохрани”»[198].

Разумеется, напутствия и дорожные приветствия могли быть весьма разнообразными, здесь шла речь о самых распространённых. Важно то, что они возникали и укоренялись в народной речи при ситуациях, когда пути-дороги бывали долгими, трудными, изобиловавшими опасностями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *