Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Вопрос: Как правильно тормозить с абс?

Правильное экстренное торможение на автомобилях, оборудованных системой АБС, выполняется очень просто — необходимо нажать на педаль до упора и удерживать ее нажатой до остановки автомобиля.

Как правильно тормозить при антиблокировочной системе?

Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда просто давите на педаль тормоза до полной остановки, а всё остальное за вас сделает умная ABS.

Как правильно тормозить на механике в гололед?

Лучшим способом торможения, является торможение двигателем. Для этого необходимо убрать ногу с педали газа, но не резко, и переключиться на более низкую передачу, автомобиль начинает тормозить. Также эффективным, в этом случае, будет прерывистое торможение. Оно заключается в кратковременных нажатиях на педаль тормоза.

Как правильно тормозить в гололед?

Тормозить двигателем рекомендуется в такой последовательности: сбросить подачу топлива, не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить сцепление. Автомобиль увеличит обороты и будет постепенно сбавлять скорость. При этом можно плавно подтормозить рабочей тормозной системой.

Как необходимо воздействовать на педаль тормоза в случае экстренного торможения Если ваш автомобиль оборудован антиблокировочной системой абс )?

Но в этом случае, тормозной путь автомобиля увеличивается в угоду сохранения контроля над траекторией автомобиля. Правильное экстренное торможение на автомобилях, оборудованных системой АБС, выполняется очень просто — необходимо нажать на педаль до упора и удерживать ее нажатой до остановки автомобиля.

Как правильно вести экстренное торможение Если ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой авс?

При наличии на автомобиле антиблокировочной тормозной системы, контроль над сцеплением шины с покрытием проезжей части возложен на эту систему. Поэтому при экстренном торможении следует нажать на педаль тормоза до отказа и удерживать ее до полной остановки.

Источник

Система ABS в машине: как она работает и как помогает при экстренном торможении

В современном автомобиле есть много систем, которые делают его более безопасным и помогают водителю им управлять.

Инженеры постоянно улучшают их и придумывают новые, уже есть машины с полноценным автопилотом. Но одной из первых систем безопасности была антиблокировочная система тормозов — ABS. Эта статья расскажет, какую проблему решает ABS, как она работает и почему может испугать.

Как работают тормоза современного автомобиля

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, давление жидкости в тормозной системе повышается. Через металлические трубки и шланги жидкость подходит к тормозным механизмам в колесах и вынуждает колодки прижиматься к тормозному диску или барабану.

Между педалью и колодкой в системе есть много устройств: главный тормозной цилиндр, распределяющий усилия между всеми колесами автомобиля, и вакуумный усилитель, который позволяет водителю давить на педаль с меньшим усилием.

Чем страшна блокировка колес при торможении

Если водитель нажимает на педаль достаточно сильно, то тормозного усилия хватит для полной блокировки колес: машина «пойдет юзом» — колеса остановятся, а автомобиль продолжит движение по инерции. На асфальте останутся яркие черные следы, на покрышках появится локальный износ: они могут сильно пострадать и даже прийти в негодность. Представьте себе, как изнашивается стирательная резинка — с шиной произойдет почти то же самое.

Если водитель продолжит давить на тормоз, то рано или поздно полностью потеряет контроль над автомобилем. С заблокированными передними колесами не получится изменить траекторию движения, даже если повернуть руль до упора. Такая ситуация опасна и для водителя, и для других участников движения. Система ABS борется именно с этим явлением: она предотвращает блокировку колес при торможении и позволяет сохранить контроль над автомобилем в момент экстренного торможения.

Курс о больших делах

Как устроена ABS

С 2004 года систему в обязательном порядке ставят на все новые автомобили, которые продают на территории Евросоюза, а с 2012 года такое правило заработало и в США.

Система состоит из нескольких элементов.

Датчики скорости вращения колес. Чтобы бороться с блокировкой колеса эффективно, система должна отслеживать эту скорость и срабатывать в нужный момент. За это отвечают специальные датчики, установленные на каждом колесе, а точнее — на ступице. Они отслеживают вращение по специальному магнитному кольцу.

На более старых машинах датчики могут быть импульсными и считывать скорость по специальным зубчатым кольцам, такой вариант менее точный. Полученную информацию датчики передают в блок управления ABS.

Блок управления — микросхема в специальном корпусе. На основе информации с датчиков блок управления ABS определяет, какое колесо близко к блокировке и где нужно уменьшить давление в тормозной системе.

Насос и клапаны — органы управления системы. При срабатывании системы участие водителя уже не требуется: с помощью открытия и закрытия клапанов, объединенных в одном корпусе, ABS уменьшает и увеличивает давление в тормозной системе до 20 раз в секунду. А значит, меняется тормозное усилие на колесах и они не блокируются. Насос ABS работает только в момент активации системы и позволяет быстро восстановить давление в системе.

Главная задача ABS

Благодаря этой системе колеса автомобиля не блокируются и водитель сможет им управлять, даже выжав педаль тормоза «в пол». Автомобиль с работающей ABS реагирует на поворот руля, пусть и с некоторой задержкой. Так можно избежать ДТП или минимизировать его последствия, а заодно снизить скорость и увернуться от препятствия.

Представим, перед водителем кто-то резко оттормаживается. Автомобиль без ABS пойдет по инерции строго прямо, как бы водитель не крутил руль. Автомобилем с ABS можно как-то управлять, и самое главное — тормозной путь будет сильно короче, а значит будет больше шансов не догнать чужую машину. Даже если это случится, повреждения будут менее критичными и за ремонт удастся заплатить гораздо меньше.

Но в некоторых случаях тормозной путь машины с ABS может быть длиннее. Например, если машина на летней резине зимой, если под колёсами песок, земля или неприкатанный снег.

Разные виды антиблокировочных систем, их развитие

Первые антиблокировочные системы были одноканальными и работали только на одной оси автомобиля: работали одновременно и одинаково влияли на оба колеса оси. Актуальные системы поддерживают четыре канала, по одному на каждое колесо, каждый может работать независимо.

Дальнейшее развитие — дополнение, система распределения тормозных усилий (EBD). Она работает не только при экстренном торможении и контролирует распределение тормозных усилий задолго до блокировки колес. C EBD автомобиль стабилен при торможении, это особенно заметно, если под колесами разное покрытие. Например, если левые колеса на асфальте, а правые на льду, система поможет избежать заноса или сноса.

Если добавить в ABS и EBD датчики положения рулевого колеса, дроссельной заслонки и поперечного ускорения, у машины появится система стабилизации. В зависимости от производителя автомобиля и возможностей ее называют ASR, ESP, DSC, VDC или как-то еще.

В основе лежит тот же принцип — система анализирует разницу в скоростях вращения колес, но не только. Блок управления системой также анализирует угол поворота руля, положение педалей газа и тормоза, поперечное ускорение и другие параметры. На основе этих данных одно или несколько колес могут притормозить благодаря клапанам в блоке ABS. Это поможет стабилизировать автомобиль и выйти из заноса.

Как пользоваться ABS и быть готовым к тому, что она сработает

Система не требует от водителя каких-то особых навыков. Он просто оценивает дорожную ситуацию и нажимает на педаль. Тем не менее ABS может испугать неопытного водителя: когда система работает на педали тормоза, будет сильная вибрация. Это работают насос и клапаны, которые регулируют давление в разных частях тормозной системы.

Автомобилем, у которого сработала ABS, управлять сложнее. Реакции на поворот руля очень замедленны и менее точны. Водителю нужно понимать, что при торможении с ABS рулить нужно с опережением. Если рядом нет других автомобилей или препятствий — поверните руль сильнее, чем при обычной езде.

Если ваш опыт вождения скромный, то лучше познакомиться с ABS заранее. Для этого подойдет пустая парковка или площадка с асфальтовым покрытием — эксперименты с ABS на неровных грунтовых дорогах и площадках не дадут нужного опыта. Выполните несколько экстренных торможений — резко нажимайте педаль тормоза до упора. Начните с торможения с 30 км/ч, потом увеличьте скорость. Помните о безопасности и ПДД.

Когда экстренное торможение по прямой будет уже понятным, попробуйте тормозить с ABS и маневрировать. Желательно повторить эти упражнения в разных погодных условиях: на сухом асфальте, на мокром и зимой, на снежном и ледяном покрытиях. Это не сделает вас профессиональным водителем, но даст понимание, как ведет себя автомобиль при резком торможении и чего ждать от системы ABS. Однажды эти знания могут спасти как минимум бампер.

Источник

Экстренное торможение

Иногда требуется очень быстро затормозить, чтобы избежать ДТП или остановиться перед возникшим препятствием — в этом случае применяется экстренное торможение, но не все водители готовы к такому виду торможения, да и не каждый автомобиль способен его выдержать

Как правильно произвести экстренное торможение если автомобиль оборудован антиблокировочной системой

Использовать эту систему очень легко, главное соблюдать некоторые правила:

Итак, чтобы экстренно затормозить, нужно резко выжимать педаль тормоза, чтобы автомобиль быстрее остановился или хотя бы снизил скорость.

Нужно ли выжимать сцепление при экстренном торможении

Многие водители задаются вопросом, нужно ли выжимать сцепление при экстренном торможении, чтобы сработала ABS с механической коробкой передач? И если почитать инструкцию по эксплуатации, то там написано, что сцепление необходимо выжимать. Здесь главное как можно резче нажать на тормоз, чтобы автомобиль сбавил скорость, можно выжать и педаль сцепления. Но в обоих случаях торможения есть свои преимущества и недостатки.

Многие стараются производить торможение, не выжимая сцепления и это правильный момент. И этого можно не делать при экстренном торможении. Но если совсем не выжать сцепление, и сделать это уже перед самой остановкой автомобиля, то двигатель может заглохнуть. И если он заглох, то уходят секунды, при которых можно было бы ускориться в экстренной ситуации. Специалисты, рекомендуют при экстренном торможении с системой ABS, лучше выжимать сцепление.

Экстренное торможение без АБС

Есть такие автомобили, в которых нет ABS или она вышла из строя, что делать в таких случаях, чтобы добиться полной блокировки колес. И в этом случае необходимо точно рассчитать усилие на тормоз. Но тут стоит понимать, что при разном дорожном покрытии будет отличаться и торможение.

Если на автомобиле механика, и при этом выжать педаль сцепления, то остановить машину можно при малейшем нажатии на тормоз. В таких ситуациях необходимо правильно определить усилие на педаль тормоза. А если говорить об экстренном торможении, то каждый водитель думает, как не столкнуться, а не о выжатых педалях.

Вообще торможение может быть спортивным, которое было запланировано и не связанное с ДТП и есть экстренное, чтобы избежать именно столкновения.

Спортивное торможение

Суть этого торможения заключается в том, что когда колеса заблокированы, то необходимо немного ослабить педаль тормоза, тогда колеса сразу начнут движение. Этот прием будет эффективнее, если водитель будет чаще нажимать на тормоз. Здесь есть свои преимущества: замедление происходит быстрее, а также не случиться с автомобилем занос. Недостаток здесь только один, не стоит сразу и резко выжимать педаль тормоза.

Торможение юзом

В этом случае необходимо тормозить как с системой ABS, так и без нее, главное педаль тормоза выжата до упора.

В заключении можно сказать, что система ABS обладает несколькими преимуществами:

Но тут главное чтобы все действия были четкими и резкими, и держать до полной остановки автомобиля.

Источник

Тема 26.2. Как правильно тормозить.

Теперь мы знаем, что такое безопасная дистанция, но одного этого мало. Надо ещё и уметь правильно тормозить, чтобы этой дистанции хватило.

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Представим себе, что в этом месте водитель обнаружил препятствие на дороге. Что будет происходить дальше?

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

А дальше водитель начнёт реагировать. Глаза сообщат информацию головному мозгу, головной мозг пошлёт сигнал спинному мозгу, спинной мозг скомандует мышцам, и они перенесут правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

И всё это время автомобиль будет продолжать двигаться

Это время (от момента обнаружения препятствия до начала принятия мер)

Что подразумевается под временем реакции водителя?

1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.

2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию.

3. Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.

Комментарий к задаче

Почему третий ответ неправильный? Да потому, что время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза, это только лишь составная часть общего времени реакции водителя. От момента, когда водитель увидит препятствие, и до момента, когда он начнёт переносить ногу (сообразит, что надо тормозить), тоже пройдет какое-то время.

Так что правильный ответ – второй.

Ну, хорошо, а что дальше?

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

А дальше водитель, наконец, надавит на педаль тормоза. Но торможение начнётся чуть позднее! Тормозные колодки прижмутся к дискам не одновременно с нажатием на педаль. Время срабатывания гидравлического привода тормозных механизмов составляет 0,1 – 0, 4 секунды.

И эти доли секунды автомобиль по-прежнему будет двигаться без торможения!

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Но вот, наконец, тормозные колодки прижались к тормозным дискам, с этого момента началось торможение. Теперь от момента начала торможения и до полной остановки машина проделает путь, который принято называть тормозным путём.

Тормозной путь – это путь, пройденный от момента начала торможения до полной остановки.

То есть тормозной путь это только лишь часть общего остановочного пути.

А полностью остановочный путь включает в себя:

– путь, пройденный за время реакции водителя,

– путь, пройденный за время срабатывания тормозов,

Остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия до полной остановки.

Что подразумевается под остановочным путём?

1. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

2. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.

3. Расстояние, соответствующее тормозному пути, определённому технической характеристикой данного транспортного средства.

Итак, общий остановочный путь включает в себя: путь, пройденный за время реакции водителя,

путь, пройденный за время срабатывания привода тормозов, и собственно тормозной путь.

Что касается времени срабатывания привода, то сие от нас не зависит, и этим мы управлять не можем. Реакция у каждого водителя своя, какая отпущена ему природой.

Но вот длина тормозного пути очень даже зависит от мастерства водителя.

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться.

Но автомобиль двигаться не перестанет!

Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и если колёса не катятся по дороге, а именно скользят, тогда тормозной путь существенно увеличивается. Более того, машина становится неуправляемой! И вращать рулевое колесо бессмысленно, это не даст никакого результата! Колесу всё равно как скользить – прямо оно стоит или повёрнуто.

Автомобиль управляем до тех пор, пока колеса катятся!

Если колёса заблокировать, автомобиль становится неуправляемым, а тормозной путь увеличивается!

Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель вовремя почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.

Но слабое давление на педаль тормоза тоже увеличивает тормозной путь! А нам-то надо экстренно остановиться! Значит, опять наращиваем давление на педаль – ОЙ! – колеса скользят! – значит, снова ослабляем усилие нажатия.

Такой способ (удерживать педаль тормоза на грани блокировки колёс) называют прерывистым и применяют при экстренном торможении.

Но это умение тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза нужно только в том случае, если ваш автомобиль не оборудован так называемой ABS (от англ. Antilock breaking system – антиблокировочная система).

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд.

И если ABS у вас есть, тогда давите на педаль тормоза, что называется, «от души». Умная ABS не позволит вам заблокировать колеса.

Осталось только окончательно сформулировать правильные принципы экстренного торможения.

1. Во всех случаях (а особенно на скользкой дороге) добиться минимального тормозного пути можно только, не допуская блокировки колёс.

2. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда антиблокировочная система – это сам водитель, и при экстренном торможении его задача – удерживать процесс торможения на грани блокировки колёс способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда просто давите на педаль тормоза до полной остановки, а всё остальное за вас сделает умная ABS.

Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной тормозной системой, достигается:

1. Путём нажатия на педаль тормоза до упора.

2. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Путём нажатия на педаль тормоза с одновременным использование стояночной тормозной системы.

Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?

1. Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать её до полной остановки.

2. Нажать на педаль тормоза с одновременным использованием стояночного тормоза.

3. Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колёс.

Как правильно произвести экстренное торможение, если Ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой?

1. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.

2. Путём нажатия на педаль тормоза до упора и удерживания её до полной остановки.

3. Путём использования стояночной тормозной системы.

И ещё будет пара несложных задачек про тормозной путь:

Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющем тормозной системы?

1. Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.

Комментарий к задаче

При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции прямопропорциональна массе (чем больше масса, тем больше сила инерции). А чем больше сила инерции, тем больше тормозной путь.

Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения?

2. Увеличивается пропорционально скорости.

3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости.

Комментарий к задаче

При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции зависит не только от массы автомобиля, но ещё и от скорости. Причём связь между силой инерции и скоростью – квадратичная. Если скорость увеличить в два раза, сила инерции увеличится в четыре раза. Соответственно, так же увеличится и тормозной путь.

Все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД касаются только автомобилей с механической коробкой перемены передач.

Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей только с МКПП.

Когда мы разгоняем автомобиль, мы последовательно переходим с самой низкой (первой) передачи на самую высокую (четвёртую, пятую или даже шестую в зависимости от того, сколько их есть на данном автомобиле). Но тогда получается, что если наоборот, последовательно переходить с пятой передачи на четвёртую, затем на третью, на вторую и, наконец, на первую, тогда скорость автомобиля будет неумолимо падать. А если на первой передаче ещё и отпустить педаль газа, тогда вообще можно двигаться со скоростью пешехода. Это называется торможение двигателем.

Опытные водители любят торможение двигателем и часто его применяют.

Особенно полезно применять торможение двигателем на крутых или затяжных спусках,

чтобы уберечь основные тормозные механизмы от перегрева (раскалившиеся тормоза перестают тормозить).

Чем опасно длительное торможение с выключенной передачей или сцеплением на крутом спуске?

1. Значительно увеличивается износ протектора шин.

2. Повышается износ деталей тормозных механизмов.

3. Перегреваются тормозные механизмы, и уменьшается эффективность торможения.

Комментарий к задаче

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Если на тормоз давить непрестанно, температура может подняться до 400-500 градусов. А вот это уже по-настоящему опасно! При перегреве дисков и колодок тормозная система почти полностью перестает работать – колодки скользят по раскаленному диску как по маслу.

Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учётом крутизны спуска?

1. Чем круче спуск, тем выше передача.

2. Чем круче спуск, тем ниже передача.

3. Выбор передачи не зависит от крутизны спуска.

Комментарий к задаче

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Бывалые водители пользуются такой формулой: «На какой передаче я буду подниматься на эту гору, на такой же передаче буду и спускаться с этой горы».

Чем круче подъём, тем более низкую передачу придётся включить, чтобы его преодолеть. Соответственно, и чем круче спуск, тем более низкая передача потребуется, что спуститься безопасно.

Ну, хорошо, тормозить мы научились. Но это вовсе не значит, что можем теперь гонять с любой скоростью.

Источник

Торможение автомобиля в критической ситуации

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Что такое экстренное торможение?

Дню жестянщика посвящается 🙂

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Реальная история)

Однажды поздней осенью, когда столбик термометра скакал днем в плюс, а ночью в минус, Маша возвращалась поздним вечером с работы. За несколько сотен метров до ее дома имелся участок дороги.

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Реальная история)

Однажды поздней осенью, когда столбик термометра скакал днем в плюс, а ночью в минус, Маша возвращалась поздним вечером с работы. За несколько сотен метров до ее дома имелся участок дороги с незначительным уклоном и последующим поворотом под 90 градусов.

По закону подлости именно в этом месте в тот вечер проезжую часть не присыпали реагентом, а блестящий мокрый асфальт под колесами на поверку оказался замерзшим. К тому же, ледяная поверхность уклона перед поворотом была отполирована ранее проехавшими автомобилями, от чего скользила еще больше.

Но узнала об этом Маша позже, когда на этой самой горке по привычке стала снижать скорость плавно нажимая на тормоз. Машина чуть замедлилась, но несмотря на шипованную резину останавливаться не думала. Маша еще больше вдавила среднюю педаль. Не помогает. А тут как на зло еще и поворот. И что за наваждение! Машина предательски ехала прямо, несмотря на выкрученный в сторону руль…

Это была первая Машина экстремальная ситуация на льду, т.к. зимой она еще не ездила.
До своего дома моя знакомая в тот вечер все же доехала, но уже с ободранным передним бампером, примятым крылом и разбитой фарой. А одиноко стоящий в конце поворота столб, был небрежно помечен ссадиной серебристого цвета.

Как правильно тормозить в критической ситуации?

Иногда ситуация на дороге меняется настолько внезапно, что у водителя не остается другого выбора, кроме как «ударить по тормозам». При этом случается, что из-за неправильных действий педалью тормоза автомобиль все же достает до препятствия. И все слышат «БА-А-АМС» 🙁

Экстренное торможение – это как вы наверно догадались не что иное, как резкое, аварийное торможение, применяемое для максимального замедления автомобиля.

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

При нажатии на тормозную педаль тормозятся и передние, и задние колеса автомобиля. Если при этом блокируется хотя бы одно колесо, то увеличение тормозного пути и занос автомобиля практически неизбежны. При заблокированных передних колесах ко всему прочему автомобиль перестает поворачивать (не реагирует на поворот руля).

Торможение на грани блокировки колес дает максимальную эффективность замедления, минимальный тормозной путь и избегает появления всех вышеназванных минусов, т.е. является идеальным торможением.

Часто на авто без АВS к ужасающим последствиям приводит первичный рефлекс любого неподготовленного человека в критической ситуации давить что есть мочи на тормозную педаль.

Именно с этого врожденного рефлекса водителя, который унес множество человеческих жизней, мы и начнем наше знакомство с основными правилами торможения.

Поэтому, пожалуйста, отнеситесь к данной статье со всей серьезностью. А если нужно, (а скорее всего нужно), то проверьте наличие у себя именно правильных навыков работы тормозной педалью. Упражнения для их отработки приведены в конце статьи.

Правила работы тормозной педалью при экстренном торможении довольно сильно отличаются в зависимости от наличия или отсутствия в вашем автомобиле электронного помощника ABS. Вы можете не загружать себя лишней информацией и далее внимательно ознакомиться только с подходящими для вас разделами этой статьи.

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс— Правила торможения для авто без ABS (выделены темно-синим шрифтом). © www.AutoPrepod.ru

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абсКак экстренно тормозить на авто с АВS? Плюсы АВS

Подавляющая часть продающихся иномарок оборудованы системой ABS. И если у вас именно такой автомобиль, то вы счастливчик 🙂

На авто с ABS при экстренном (резком) торможении действует правило «сломай педаль». Педаль тормоза, конечно 🙂 Если на вашем авто есть еще и педаль сцепления, то ломайте две одновременно* до полной остановки (!).

Если надо быстро остановиться, то даже на заледенелом покрытии действует это же правило: жмем на тормоз до упора и не отпускаем(!) до полной остановки. В этом случае электроника автомобиля за водителя рассчитает и применит запрограммированный режим торможения.

От природного рефлекса давить тормоз до упора «в пол» на авто с ABS избавляться ни в коем случае не нужно!

Плюсы АВS при экстренном торможении:

Внимание!
Привычный для многих профессиональных водителей рефлекс прерывистого нажатия на тормоз в аварийной ситуации может запросто увеличить тормозной путь на автомобиле с ABS!

За секунду ABS способна выполнить серию из 12 тормозных импульсов, а даже автогонщик экстра-класса не более 8. Поэтому обычно при торможении по прямой на ровных однородных поверхностях (асфальт, мокрый асфальт, даже лед и т.п.) победить электронику в длине тормозного пути не реально. А вот на смешанных покрытиях, особенно занесенных снегом, не все так однозначно.

Как работает АВS? Основной принцип работы

Для срабатывания АВS нужны два условия: нажатая педаль тормоза и хотя бы одно на мгновение остановившееся колесо*.
Если выполнились оба условия, то электроника тут же вмешивается в торможение и, как ни странно, чуть-чуть приотпускает тормозные колодки на заблокированном колесе.

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абсНедостатки (минусы) ABS

1. На неровной дороге (выбоины, брусчатка, каменистые покрытия) эффективность работы ABS снижается. Это приводит к увеличению(!) тормозного пути.

Можно ли при неудовлетворительной работе ABS применять импульсное торможение?
А вот здесь мнения специалистов расходятся: одни утверждают, что прерывистые нажатия педали тормоза на подобных авто положительного результата не принесут, другие это допускают, но утверждают, что ABS старого поколения при этом будут реагировать только на полное отпускание педали тормоза. Выигрыш в тормозном пути в таком случае остается довольно сомнительным. Как проверить? Наверно только практически на конкретном автомобиле. Я на своем пока не проверял 🙂 Так что вопрос остается открытым.

2. Смешанные покрытия, имеющие различные сцепные свойства, также приводят к снижению эффективности работы ABS. Иногда к значительному(!). Яркий пример неоднородного покрытия: асфальт – лед – асфальт – снег – лужа.

На более скользком покрытии колеса блокируются раньше, что приводит к чрезмерному приотпусканию тормозных колодок и на последующем участке. Иными словами, ABS в данном случае не может быстро реагировать и подбирать для конкретного малого участка дороги оптимальное тормозное усилие. Несомненно, это приводит к увеличению тормозного пути.

Меры борьбы те же – увеличенная дистанция, а, в идеале, снижение скорости до подобного участка.

3. При торможении на рыхлых, сыпучих покрытиях ABS мешает и обычно значительно увеличивает тормозной путь!
Это может быть дорога с песчаным или гравийным покрытием, и даже дорога, заметенная снегом(!).

На подобных покрытиях при торможении юзом перед колесом нагребается утрамбованный «валик», например, из того же снега, который остановит колесо быстрее, возникает так называемый эффект плуга. Т.е. на рыхлых поверхностях эффективнее тормозить юзом.

4. ABS перестает работать перед остановкой. Берегитесь скользких спусков!

Четвертый минус ABS состоит в том, что она отключается на скоростях ниже 5-7 км/ч и для некоторых условий движения (к примеру, когда вы катитесь вниз по скользкому уклону) этот факт нужно обязательно учитывать.

Т.е., например, зимой на обледенелом съезде в подземную парковку вы применили торможение «в пол». Машина с пульсирующей ABS продолжает медленно и верно скатываться с горки и до конца останавливаться не желает. Такое может произойти именно на скользких уклонах*.

Как быть? А вот здесь я даже и не знаю какой можно придумать выход. Ручник? Возможно. Прерывистое торможение? Может быть. На авто с АКПП в подобных ситуациях думаю что предпочтительнее тормозить на «Нейтрале» (режиме «N»). Слава Богу, что подобные условия встречаются не часто.

5. Один из самых больших минусов ABS это, пожалуй, возникающая у автовладельцев иллюзия непогрешимости работы данной системы. Теперь, очевидно, вы поняли, что это далеко не так!

Обычно на дорогих автомобилях антиблокировочные системы «умнее», да там и электронных помощников побольше будет. На бюджетных же авто их результативность
за последние годы хоть значительно и возросла, но все же на отдельных покрытиях, особенно заснеженных, их показатели не идеальны.

Основной плюс ABS в том, что при экстренном торможении машина реагирует на повороты руля и в большинстве ситуаций торможения «в пол» все же уменьшает тормозной путь, тем самым, предоставляя больше шансов избежать ДТП.

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Продолжение)

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Продолжение)

Давайте вернемся к описанному вначале случаю с Машей. Вы наверняка догадались, что автомобиль у нашей героини был без АБС. И, что самое интересное, Маша теоретически отлично знала, как правильно тормозить на скользком покрытии. Она с легкостью практически без ошибок решала экзаменационные билеты и уже неоднократно слышала про прерывистое торможение.

Но летом во время обучения вождению ей никто не привил этот жизненно важный для зимней, и не только для зимней, езды навык.

Что уж там говорить… Даже водители со стажем за лето отвыкают от зимней манеры вождения и часто утрачивают необходимые навыки торможения на скользком покрытии!

Как экстренно тормозить на авто без АВS? Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Если ваш автомобиль не имеет АВS, то вам самим придется быть подобной системой и контролировать момент блокировки колес при торможении.

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Как уменьшить тормозной путь?

Каждый из нас слышал визг шин тормозящего автомобиля. И конечно же все видели черные следы на асфальте оставленные после такой остановки.
Подобное торможение с блокировкой колес неэффективно, а часто даже опасно, особенно если его применяют на скользком покрытии или на большой скорости.

Торможение блокировкой колес опасно тем, что:

Блокировка колес может происходить не только на скользких покрытиях. Даже на сухом асфальте на относительно небольшой скорости резкое нажатие на тормоз приведет к торможению юзом, с полным набором всех негативных последствий.

Понятное дело, что на плавящейся, как сыр в духовке, резине особо эффективно не остановишься. При торможении юзом на льду или укатанном снеге в точке их касания с колесом обязательно возникает прослойка воды, которая почти всегда приводит к неуправляемому заносу и требует большего расстояния для остановки, чем при торможении… на грани блокировки колес.

Самое эффективное торможение – торможение на грани блокировки колес!

Что значит торможение на грани блокировки?

Это значит, что вы давите на тормоз с такой силой, которая еще позволяет прокручиваться колесам, но на грани их остановки, т.е. если нажать на педаль чуть сильнее, то колеса заблокируются (остановятся).

При торможении на грани блокировки соприкасающаяся с дорогой поверхность покрышки в каждый момент времени разная, что не дает температуре в точке касания подняться до критического уровня.

На практике поймать «грань блокировки» давя на тормоз с определенным постоянным усилием нереально. Почему? Да потому что при малейшем снижении скорости эта «грань» наступает уже при другом усилии. Поэтому опытные водители, даже сама ABS, применяет импульсное торможение.

А чтобы уметь тормозить таким образом, т.е. эффективно, нужно обязательно научиться чувствовать момент блокировки колес вне зависимости от покрытия дороги.

Признаки блокировки колеса при торможении:

Как правильно тормозить на авто без ABS?
Основные способы торможения в критических ситуациях Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

В зависимости от условий движения и необходимости водители применяют различные способы торможения, но, как правило, все они сводятся к различным вариациям, либо сочетанию следующих трех основных способов.

Резкое торможение (оно же экстренное)

Обычно применяется в аварийных ситуациях, когда необходимо быстро остановить автомобиль. Такой вид торможения подходит для ровных покрытий с более-менее хорошим сцеплением: асфальт, мокрый асфальт и пр.

Эффективное замедление при таком торможении происходит только до момента возникновения блокировки колес.

Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Смотреть картинку Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Картинка про Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс. Фото Как правильно произвести экстренное торможение если авто оборудовано абс

Импульсное торможение выполняется как минимум двумя способами.

Ступенчатое торможение

Будьте готовы применить его в начальный момент юза колес на любом покрытии, а в особенности на скользких поверхностях: укатанный снег, лед и пр. Данный способ торможения очень эффективен, но требует сноровки.

Нажать.. Чуть отпустить… Нажать… Чуть отпустить…

Самое первое нажатие на педаль должно быть максимально коротким, чтобы избежать длительного юза. Так сказать им вы производите «разведку покрытия» и достаточного для юза усилия.

Получается, что мы как бы ловим «грань блокировки колес», не допуская длительного скольжения и в то же время постоянно прикладывая тормозное усилие к педали.
При этом вы сами выбираете для себя комфортную частоту и длительность нажатия в зависимости от внешних условий, но обычно, чем более скользкое покрытие, тем чаще должны быть толчки. (По мере снижения скорости их частоту можно уменьшать, а длительность увеличить).

Прерывистое торможение

Применяется на разбитых или неровных поверхностях дорог (рытвины и пр.), а также в местах, где чередуются участки покрытий, имеющих различную скользкость. Например: асфальт – лед – асфальт – укатанный снег и пр.

Нажать.. Полностью отпустить… Нажать… Полностью отпустить…

Отличается от предыдущего способа тем, что здесь каждое нажатие педали заканчивается полным прекращением торможения.

Отпускать педаль желательно именно на выбоинах дороги (при контакте передних колес с препятствием) или на более скользком покрытии, где тормозить не желательно.
Момент нажатия педали в данном случае приходится на более предпочтительные для торможения поверхности (ровные участки дороги или места с более хорошим сцеплением). На них же при необходимости можно применить и ступенчатое торможение.

Данный способ замедления менее эффективен по сравнению с предыдущим, но более легок в исполнении. Поэтому применяйте его либо на вышеперечисленных участках, либо на любом покрытии при наличии достаточного запаса в дистанции.

Что делать если машину заносит?

Если в ходе торможения возник занос автомобиля, необходимо прекратить начатое торможение и тут же поворотом руля скорректировать траекторию движения, поворачивая колеса в сторону заноса. В идеале при выравнивании автомобиля лучше не тормозить вовсе. Т.е. что-то одно: либо крутим руль, либо тормозим.

Когда выжимать педаль сцепления?

На авто без АВS при экстренном торможении про педаль сцепления можно забыть! Да, машина при такой остановке заглохнет. Но эффективность замедления будет больше, т.к. дополнительно к торможению педалью добавляется торможение двигателем. В идеале выжимать сцепление следует непосредственно перед остановкой, а при импульсном торможении одновременно с тормозом.

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Окончание)

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Окончание)

Вам наверняка интересно узнать, научилась ли все-таки Маша правильно тормозить? Отвечу – конечно же, научилась! Испытанный шок в ситуации, когда автомобиль не слушался ни тормозов, ни руля, произвел на нее очень сильное впечатление.

На следующий же день была найдена безопасная площадка, и все знания основ торможения были тут же отработаны на практике. А со временем путем многократных тренировок, в том числе на этой же площадке, у нее выработался устойчивый навык правильных действий при остановке автомобиля.

Нужно уметь, а не только знать! Знания в голове, а навыки в теле

Не надо думать, что после знакомства с различными способами торможения вы автоматически научились правильно тормозить на реальном автомобиле. Навык (автоматизм) вырабатывается только в процессе многочисленных тренировок (повторения одних и тех же действий).

Поэтому для получения реальных положительных результатов необходимо найти время, выбрать безопасное место и наработать правильные навыки. И время от времени восполнять (вспоминать) их, особенно перед зимним сезоном. Для подобных упражнений идеально подошла бы заледенелая площадка, т.к. именно на ней очень хорошо можно почувствовать момент блокировки колес и выработать правильные навыки остановки автомобиля. Но если таковой не имеется, то для начала подойдет даже сухой асфальт.

Все приведенные упражнения лучше выполнять на сравнительно малой скорости. Здесь главное наработать, так называемую, мышечную память.

Упражнения на автомобиле с АВS

Разогнавшись и резко нажав на тормоз, попробуйте почувствовать момент срабатывания АВS, отработайте принцип «сломай педаль». Т.е. жмите на педаль тормоза что есть силы до полной остановки.

Если же в вас сидит привычка прерывисто жать на педаль тормоза, например вы пересели с более простого автомобиля, то тут уж вам придется постараться. Нужно будет отучиться от первоначального навыка и научиться жать на тормоза с постоянным усилием не отпуская педали.

Упражнения на автомобиле без АВS

Разогнавшись и резко нажав на тормоз, попробуйте избавиться от рефлекса жать на педаль что есть силы, и при первых признаках блокировки колес отработайте прерывистые ударные нажатия на педаль. Закреплять такой навык можно при любом более-менее резком торможении даже не реальной дороге.

На площадке также оттренируйте различные способы импульсного торможения, сравните разницу в замедлении при применении различных способов.

Если под колесами лед, то на малой скорости попробуйте отработать торможение при одновременном повороте руля (уход от препятствия). Сравните разницу в управляемости авто при торможении юзом.

В любом случае безопасная дистанция, скорость и своевременный прогноз опасности должен быть превыше всего!

Разведка боем. Некоторые хитрости опытных водителей.

Временами, как правило, зимой, возникает необходимость прямо на ходу удостовериться на сколько хорошо колеса цепляются за дорогу.

Самый верный и надежный способ – при движении по прямой на сравнительно небольшой скорости нажать на педаль тормоза и прочувствовать момент начала блокировки колес (срабатывание ABS). Думаю, излишне напоминать о необходимости перед этим посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться в безопасности такого торможения.

Обычно при первых заморозках это самый быстрый способ определить, мокрая ли дорога под колесами или тонкая прослойка воды превратилась в лед. А такое возможно уже при температуре +3ºС за бортом. Первыми начинают леденеть мосты и эстакады, они находятся над землей и лучше обдуваются, поэтому охлаждаются быстрее.

Такими нехитрыми тренировками (начинать желательно на площадке) можно развить у себя чувство сцепления колес с различными покрытиями и попутно натренировать глазомер в определении необходимых расстояний для остановки с различных скоростей. Так сказать, наработать опыт. Но не забывайте о мерах безопасности.

Старайтесь резко не тормозить на линиях дорожной разметки, т.к. можно поскользнуться и берегитесь свежеуложенного асфальта. Тонкая битумная пленка на его поверхности «смажет» любое торможение.

Внезапно сработавшая ABS или, чего хуже, визг колес при торможении – это сигнал о допущенной вами ошибки в оценке сцепления колес с дорогой. У опытного водителя таких неожиданностей практически не бывает, как в прочем и резких торможений.

Желаю вам поменьше неожиданных ситуаций на дороге!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *