Как правильно реставрировать мотоцикл
Как правильно реставрировать мотоцикл
В последнее время в люди часто задают нам вопросы типа «а как самому собрать какой-нибудь узел мотоцикла?», «как сделать у Явы проводку?», «как сделать мотор на ИЖе?». В общем, дайте совет, поделитесь опытом. Обычно мы не отвечаем только потому, что заняты сборкой этих самых мотоциклов и времени на разговоры нет.
В основном, нас спрашивают о том, как можно сэкономить, потому что в наше мотоателье Ретроцикл отдавать очень дорого, мы безумные деньги берем за работу. Сейчас мы все разложим по полочкам: как попробовать сделать Яву или Иж дешевле, и получится ли это у вас, и за какое время.
Все, конечно, начинается с гаража. Допустим, достался он вам от какого-то дедушки или прадедушки, или купили вы гараж, а к нему прилагался старый мотоцикл. Ржавый какой-нибудь ИЖ или Ява старушка. И вы решаете его восстановить. А гараж весь захламлен каким-то мусором: железяками, бочками, банками из-под краски. Полы все сгнили, света нормального нет – обычно в гаражных кооперативах напряжение 110 вольт. Ни болгарку, ничего не подключить. Я когда начинал, у меня болгарка с толкача заводилась.
Допустим, с гаражом вы как-то разобрались, приступаете к разборке. В любом случае вам понадобится какой-то подъемник или табуретка, чтобы мотоцикл стоял высоко и вы не лежали под ним раком. Разобрали – отлично. Лежит у вас этот мотоцикл весь ржавый, гниленький.
Встает вопрос о пескоструйной обработке. Где это сделать? Приходите к мужикам и просите: «Ребята, мне нужно отпескоструить Яву». Они говорят: «Да не вопрос, мужик, сейчас мы тебе все сделаем». А там такая дробь, что после такой обработки вы получаете фольгу. Конечно, вы можете все необходимое шкуркой, ершиком подчистить. На это уйдет уйма времени, и все равно вы до конца ржавчину не уберете, все равно она полезет когда-то.
Вот вам удалось зачистить, отпескоструить детали вашей Явы, и теперь, когда вы увидите, что у них было под краской и шпаклевкой, скорее всего, обалдеете. Как правило, там все кривое, косое и похоже на полный ужас.
Вы сразу поймете, что нужно либо искать кузовщика, либо стучать все это молоточком самому.
Сразу скажу, что самому стучать – не вариант, потому что это отдельная профессия, которая стоит отдельного внимания и человека.
Допустим, вы нашли кузовщика.
Чаще всего они все спецы по автомобилям, по крыльям, порогам. Научиться делать мотоциклетное железо стоит немалого количества времени.
По уму, все несущие кронштейны, а также рамы нужно красить порошком. Порошковая покраска Явы, ИЖа и прочих раритетов доступна далеко не в каждом городе и районе.
Избежать ее можно, лишь покрасив баллоном. Но результат, как правило, долго не держится.
Вы столкнетесь с тем, что нужно будет нарисовать цировки на Яве 350 или 49 ИЖе. Мало кто умеет это делать. Мы своих маляров очень долго учили тому, как правильно их выводить.
Но вам может повезти, и у вас в районе окажется хорошая, качественная малярка, где опытный маляр вам все покрасит.
И все равно это будет выглядеть далеко не так, как должно, то есть по-любому будут кривые цировки, плохие стыки, неправильные пропорции, жирные или наоборот тонкие полосы, выступающий лак.
И когда вы это все будете ставить, у вас шпаклевка начнет вылезать, а краска лопаться. Короче, правильный маляр и качественная покраска – дорогого стоят!
Нужны советы по этапам восстановления старого мотоцикла
Всем доброго дня!
Сейчас восстанавливаю ИЖ Планета 3-01, о чем собственно и пишу в блоге.
Есть вопрос по порядку работ при восстановлении.
Буду признателен за советы.
И так мотоцикл на ходу и я даже определил, что я купил.
Первое, что было в планах — это восстановить оригинальный внешний вид.
Сразу решил наметить этапы и следовать им.
1. Разбор мотоцикла до рамы.
2. Дефектовка всего, что не касается мотора, решить что можно восстановить, а что придется заменить.
3. Поиск и покупка нужных запчастей.
4. Подгонка и предварительная сборка
5. Ремонт передней и задней подвески
6. Покраска рамы и навесных элементов.
7. Сборка, максимально аккуратно, с восстановлением всей проводки.
Вроде бы все учел, если кто сможет, что подсказать или посоветовать из своего опыта буду признателен!
Спасибо, что дочитали до конца.
Всем удачи!
Метки: иж, планета, ретро, мотоцикл, мото, восстановление, ремонт, покраска, советы, ищу совет
Комментарии 32
Я бы посоветовал если мот на ходу и с доками порядок, то никаких глобальных работ пока не начинать, а остаток сезона просто обслужить, покататься, понять что как работает и составить список хотелок и работ.
Вилочные втулки поменять несложно и недолго. Зажигание можно пока оставить контактное, на Планете его не так уж и сложно выставить. На будущее либо БСЗ на оптодатчике с ФУОЗ, это менее глобальные переделки в электрике, либо скутерное зажигание, это чуть более глобальные переделки.
Вполне себе без глобальных разборов можно продеффектовать состояние ЦПГ и НГШ коленвала, моторной цепи. Крышки карба если есть, надо поставить, они уменьшат вибрации.
Да, и нормальный чехол седла поставить. Причем не такой как можно на рынке купить, а типа вот такого… www.avito.ru/penza/zapcha…3_pod_original_1846634074
Вид поменяется кардинально.
Ну и вообще совет в целом не увлекаться глобальным восстановлением до состояния котовых яиц, техника должна ездить и дарить впечатления. А внешний вид, раму там в порошок и прочее — в межсезонье.
Как у нас проходят дела по реставрации мотоцикла.
Как у нас проходят дела по реставрации мотоцикла.
Ну кинули мы проводку родную с УРАЛ М63 которую мы взяли с металлолома вместе с фарой.
Нашли искру выяснили что новая катушка на 12 вольт умерла еще в доноре поставил обратно
6 вольт.
Впихнули правильно коробку та как нового образца как-то странно себя вела с двигателем, кикстартер работал на 20 процентов.
В итоге пытались завести около 30 минут мучились и бензин в карбы лили и в сами свечные проемы, пыхтел и больше не чего.
Начали мерить компрессию та как слишком легко нажимался кикстартер и о ужас у нас в одном 3 бара в другом 6 поняли, что кольца залегли за 2 года простоя было решено снять головы и посмотреть, как там обстоят дела.
Сняв голову, мы ужаснулись оказалось, что кольца все проста залипли на старом масле и, они не работают.
Взяли тряпку и скоч закрыли проемы внутренние двигателя и начали отмывать керосином поршни и кольца после это выявили что одно кольцо у нас сломано сбегав до гаража разобрав донорский двигатель забрал оттуда кольца поставил и собрал все назад начали мерить опять компрессию и опять 4 бара теперь, опустив руки, не понимая, как так КАРЛ КАК все работало решили заменить цилиндр полностью взяли опять же с донора и о чудо 6 – 7 баров. Собрав все померив и осмотрев решили пробовать заводить.
Минут через пять хлопок обороты на максимум он за тарахтел сколько же было шастье что он жив с криком как мультике РОБОЦЫП ОН ЖИВ решили еще раз завести так как первый раз не хватило бензина в котлах поработать пару минут.
Завели второй раз увы начали барахлить обороты они дико начали расти поняли, что карбы надо либо ремонтировать, либо менять сейчас у нас 3 варианта.
1. Чинить то что есть Пекарь 56
2. Чинить или реставрировать старые вертикалки (отдал Дяде на токарку так как крепление были гнуты)
3. 3 поставить купленные ранее кейхены
В итоге все три варианта прорабатываются пака я не купил шланги и не перебрал вторую сторону что бы уже быть уверенным что двигатель полностью в порядке.
Так же для себя сделал вывод что даже в чистом поле имея инструменты можно починить мотоцикл без каких-то проблем.
Уже неделю хожу довольный что старик ожил. До конца года осталось чуть чуть так что в этом году уже доведем до ума двигатель что бы уже завел и поехал в следующем уже будем наводить красоту.
По мелочовке впихнул в фару вместо 6 вольт теперь 12 вольт лампочку H7 55W теперь у нас адский свет оставил родной замок для эстетики так как он работает только на зажигания так как повороты и свет будет у нас на пультах.
Так же весь хром был восстановлен с помощью простой фольги.
Каким-то образам у нас сдалась сидушка 65 года и умерла резинка она проста порвалась почему-то.
Процесс восстановления старого мотоцикла Jawa в идеальное состояние
Если вы помните советские времена, то должны знать, что самыми красивыми мотоциклами в стране тогда были чехословацкие Явы.
Я всегда хотел иметь в своём гараже нечто подобное, и однажды моей мечте суждено было сбыться.
Идея состояла в том, чтобы приобрести живой экземпляр и провести ему комплексную реставрацию и довести до аутентичного состояния.
Покажу вам для затравки, что же у меня в итоге получилось:
Фото автора. Город Моторов
Сейчас в это уже сложно поверить, но изначально мой мотоцикл выглядел совсем непрезентабельно. Это Jawa 350 typ 360, если вы вдруг не особо хорошо разбираетесь в моделях.
Мне удалось обнаружить его у одного деда в сельской местности в 30 километрах от Нижнего Новгорода.
Мотоцикл был полностью на ходу. Дед ездил на нём иногда в ближайший райцентр за продуктами, но впоследствии понял, что здоровье больше не позволяет безопасно на нём передвигаться. Последние несколько лет мотоцикл простаивал в гараже.
Конечно, были и косяки. Например, шины и переднее крыло от мотоцикла «Восход», лишние «поворотники» и неправильная задний фонарь.
Фото автора. Город Моторов
Процесс реставрации мотоцикла не особо отличается от процесса восстановления автомобиля. Разве что надо сделать поправки на размер, да и вложения средств тоже меньше.
Сначала мотоцикл был разобран до рамы. Все элементы прошли дефектовку, металл местами заварили, а что-то просто заменили.
Двигатель прошел капитальный ремонт с заменой всех уплотнителей. Довольно большой кусок бюджета съели новые запчасти, которые пришлось заказывать из Чехословакии.
На фото ниже вы видите мотоцикл в процессе сборки:
Фото автора. Город Моторов
Мотоциклы Jawa 350 typ 360 мне запомнились именно в вишневом цвете, который был самым распространенным (или вообще единственным?).
На заводе наносили контрастные тонкие линии золотистого цвета, которые сделали и мы. Они называются цировками.
Цировки наносили вручную при помощи специальной кисти с длинным ворсом, чтобы линии получались максимально ровными и плавными.
Фото автора. Город Моторов
Переднее крыло было заменено на так называемое «глубокое». Это было небольшое отхождение от аутентичности, потому что в 1963 году, когда выпущен этот экземпляр, мотоцикл уже комплектовали новым более технологическим, но менее красивым крылом.
Если честно, выглядит оно просто ужасно и портит весь внешний вид мотоцикла, поэтому старое, которое также было доступно на Jawa 350 typ 360, было для меня более правильным выбором.
Практически все хромированные детали были заказаны в Чехословакии. Это касается новых колес, обеих выхлопных труб с глушителями и накладок на бензобак.
Фото автора. Город Моторов
Большую часть резиновых деталей, включая ручки на руль и лапку переключения передач, а также подножки и уплотнители на заднем крыле, удалось найти в Москве у какого-то человека, занимающегося запчастями на мотоциклы Jawa.
Сиденье заново перешито в мастерской Нижнего Новгорода. Также пришлось несколько деталей перехромировать. Это относится, например, к ручке за сиденьем и ободку передней фары.
Фото автора. Город Моторов
На самом деле процесс восстановления мотоцикла оказался сложнее, чем предполагалось изначально.
Если подходить к вопросу с умом и расстановкой, то на это уходит не менее 4-6 месяцев, включая поиск запчастей и ожидание их доставки.
Процесс не из дешевых. За всё время было потрачено около 350 тысяч рублей. Это при том, что сам мотоцикл был куплен всего за 25 тысяч рублей.
Но результат меня более чем устроил, хотя, конечно, есть места, которым стоило уделить чуть больше щепетильности. Те кто знаком с мотоциклами Ява без труда найдут несколько косячков.
Фото автора. Город Моторов
Jawa 350 typ 360 оказался на удивление легким в управлении. Он ощущается практически так же, как горный велосипед.
То есть он настолько здорово сбалансирован, что даже у человека с небольшим опытом езды на двухколесной технике не возникнет особых сложностей с управлением. Даже на небольших скоростях, когда нужно маневрировать в стесненных условиях.
Но есть и обратная сторона. Мотоцикл довольно неспешный и низкооборотистый. Крейсерская скорость находится где-то на отметке 80 км/ч. Быстрее ехать уже некомфортно.
Фото автора. Город Моторов
При этом ощущение от вождения старого мотоцикла — это далеко не то же самое, что управление современной техникой.
Звуки, вибрации, скорости — всё другое. Вы должны ощутить это хотя бы раз в жизни, чтобы сделать вывод, что же для вас ближе.
Я определенно точно уже давно сделал смещение акцента в пользу классической техники. Вот только не надо даже пытаться эксплуатировать её в режиме ‘daily drive’. Получите одно разочарование.
С чего начать реставрацию мотоцикла
С чего начать реставрацию мотоцикла
В последнее время в люди часто задают нам вопросы типа «а как самому собрать какой-нибудь узел мотоцикла?», «как сделать у Явы проводку?», «как сделать мотор на ИЖе?». В общем, дайте совет, поделитесь опытом. Обычно мы не отвечаем только потому, что заняты сборкой этих самых мотоциклов и времени на разговоры нет.
В основном, нас спрашивают о том, как можно сэкономить, потому что в наше мотоателье Ретроцикл отдавать очень дорого, мы безумные деньги берем за работу. Сейчас мы все разложим по полочкам: как попробовать сделать Яву или Иж дешевле, и получится ли это у вас, и за какое время.
Все, конечно, начинается с гаража. Допустим, достался он вам от какого-то дедушки или прадедушки, или купили вы гараж, а к нему прилагался старый мотоцикл. Ржавый какой-нибудь ИЖ или Ява старушка. И вы решаете его восстановить. А гараж весь захламлен каким-то мусором: железяками, бочками, банками из-под краски. Полы все сгнили, света нормального нет – обычно в гаражных кооперативах напряжение 110 вольт. Ни болгарку, ничего не подключить. Я когда начинал, у меня болгарка с толкача заводилась.
Допустим, с гаражом вы как-то разобрались, приступаете к разборке. В любом случае вам понадобится какой-то подъемник или табуретка, чтобы мотоцикл стоял высоко и вы не лежали под ним раком. Разобрали – отлично. Лежит у вас этот мотоцикл весь ржавый, гниленький.
Встает вопрос о пескоструйной обработке. Где это сделать? Приходите к мужикам и просите: «Ребята, мне нужно отпескоструить Яву». Они говорят: «Да не вопрос, мужик, сейчас мы тебе все сделаем». А там такая дробь, что после такой обработки вы получаете фольгу. Конечно, вы можете все необходимое шкуркой, ершиком подчистить. На это уйдет уйма времени, и все равно вы до конца ржавчину не уберете, все равно она полезет когда-то.
Вот вам удалось зачистить, отпескоструить детали вашей Явы, и теперь, когда вы увидите, что у них было под краской и шпаклевкой, скорее всего, обалдеете. Как правило, там все кривое, косое и похоже на полный ужас.
Вы сразу поймете, что нужно либо искать кузовщика, либо стучать все это молоточком самому.
Сразу скажу, что самому стучать – не вариант, потому что это отдельная профессия, которая стоит отдельного внимания и человека.
Допустим, вы нашли кузовщика.
Чаще всего они все спецы по автомобилям, по крыльям, порогам. Научиться делать мотоциклетное железо стоит немалого количества времени.
По уму, все несущие кронштейны, а также рамы нужно красить порошком. Порошковая покраска Явы, ИЖа и прочих раритетов доступна далеко не в каждом городе и районе.
Избежать ее можно, лишь покрасив баллоном. Но результат, как правило, долго не держится.
Вы столкнетесь с тем, что нужно будет нарисовать цировки на Яве 350 или 49 ИЖе. Мало кто умеет это делать. Мы своих маляров очень долго учили тому, как правильно их выводить.
Но вам может повезти, и у вас в районе окажется хорошая, качественная малярка, где опытный маляр вам все покрасит.
И все равно это будет выглядеть далеко не так, как должно, то есть по-любому будут кривые цировки, плохие стыки, неправильные пропорции, жирные или наоборот тонкие полосы, выступающий лак.
И когда вы это все будете ставить, у вас шпаклевка начнет вылезать, а краска лопаться. Короче, правильный маляр и качественная покраска – дорогого стоят!
Реставрация мотоциклов — хобби или заработок?
В статье о кастомайзинге («Кастомайзинг — хобби или болезнь?») мы выяснили, что кастомайзинг и реставрация — разные вещи. Реставрацией занимаются истинные любители оригинальных мотоциклов. Ценители истории. Сборка «в сток» касается не только современных мотоциклов, но в большей степени исторических и раритетных моделей.
Возраст восстанавливаемого мотоцикла имеет прямое отношение к сложности работы и цене ремонта, а так же последующей продаже и уникальности как выставочного экземпляра.
Сборка в сток обычного мотоцикла скорее необходимость, желание хозяина агрегата. Восстановление в сток происходит после аварии, падения в скользяку или других неприятностей. Достать детали, пластик и покрасить в родной цвет, нанести наклейки, собрать относительно молодой мотоцикл больше вопрос денег, нежели трудности отыскать детали.
Кстати, восстановление в сток относительно молодых мотоциклов занимаются люди, у которых нет возможности купить новый и дорогой мотоцикл. Тогда пилот забирает побитый жизнью аппарат за сравнительно небольшие деньги, но вкладывает в него душу и всю зарплату, чтобы воскресить полюбившуюся модель.
Процесс восстановления и реставрации мотоцикла отличный повод понять устройство и принцип работы мотоцикла.
Так же в реставрацию ударяются пилоты, которые горячо полюбили свой нынешний или первый мотоцикл. Они готовы вложиться в его восстановление не потому что модель имеет историческое значение или легендарна в рамках мотомира, а потому что именно этот мотоцикл имеет большое значение для конкретного человека.
Настоящая реставрация начинается с действительно старых мотоциклов, многие уже давно не выпускаются, а часть не просто сняты с производства, а даже не существует самих заводов, производивших их. Мотоателье часто совмещают кастомайзинг, обслуживание обычных современных мотоциклов и реставрацию устаревших уникальных моделей. Тогда реставрация превращается в истинное искусство. Мастера добывают максимум информации: поднимают исторические сводки, разыскивают остатки чертежей, даже связываются через дилеров с заводом изготовителем, если завод еще существует или был поглощен другим концерном. Механики до рези в глазах всматриваются в старые черно-белые фотографии или скупают древние мотожурналы ради одной статьи.
Такой же искрой горят глаза хозяев мотоциклов, которые понимают, чем владеют, но не могут самостоятельно восстановить аппарат. Тогда они обращаются к профессионалам, чтобы вместе вернуть легенду в строй, а потом щегольнуть мотоциклом на выставке или в городе.
Многие мотоателье имеют достаточно подобных заказов, участвуют на выставках и позиционируют себя как реставрационные мастерские. Основной загвоздкой становится поиск деталей. На этом периоде работы мастера становятся аки кладоискатели на просторах дальнего севера. Когда запчасти неоткуда брать, приходится изобретать велосипед заново, вытачивать детали, подгонять аналоги, собирать из подручных средств.
Точно сделанная реставрация украшает мотовыставки, привлекает внимание и восхищает зрителей. Больше того, настоящая реставрация стоит огромных денег, уходит с аукционов и не просто окупает труды, но и превосходит их.
Реставрация мотоцикла может быть простым хобби, но у ценителей перерастает в дело жизни, а за частую превращается с способ заработка. Профессиональные мастера и любители с большим интересом участвуют в выставках, презентуют свои труды, гордятся полученным результатом. Восстановленная модель привлекает внимание среди современных моделей, является данью истории и вторым шансом для казалось бы устаревшего мотоцикла.
Как я зарабатываю на восстановлении старых мотоциклов
Мотоциклы – моя страсть с детства. Все начиналось как у многих мальчишек моего возраста. Газовый мопед, или велосипед с мотором, куча ребят с горящими глазами, и незабываемая эйфория от того, что ты можешь управлять этим невзрачным на первый взгляд транспортом.
Несмотря на то, что все мои бывшие «братья по колесам» с возрастом пересели на автомобили, моя страсть к мотоциклам все больше укоренялась в сознании. Но в этой истории есть еще один поворот – хобби превратилось в бизнес. Хотя само понятие «бизнес», на мой взгляд, несколько не подходит под описание того, чем я занимаюсь, это скорее дополнительный источник дохода, но в первую очередь – любимое занятие. Восстановление и продажа старых, но доведенных до ума мотоциклов – занятие, которое приносит мне прибыль и неимоверное наслаждение.
Как я начинал восстанавливать мотоциклы
Не зря восточные мудрецы говорили: найди себе работу по вкусу, и тебе не придется работать ни одного дня в жизни. Это правда. Когда сбылась моя мечта, и я смог найти мотоцикл Днепр-16, в плачевном состоянии, но зато за копейки, все отговаривали от покупки. Мол, зачем тебе эта груда железа. Это ведь не антиквариат, на котором можно заработать. Да, распространенная модель, да еще и выпущенная во времена перестройки – не лучший выбор даже для ярого фаната мототехники. Но выбор был сделан, я чувствовал, что этот мотоцикл зовет меня.
На восстановление Днепра, купленного всего за 50$, ушло 5 долгих месяцев осени и зимы, много ручной работы и еще примерно 150$ на запчасти, краску и некоторые инструменты. Как оказалось, запчастей на такие мотоциклы очень много, как новых так и б/у, и стоят они копейки. Из 150 потраченных долларов около 50 ушло на лакокрасочные материалы, 15 – на перетяжку сиденья кожей, и еще 25 – на красивые зеркала заднего вида от какого-то японского чоппера. Несложно подсчитать, что мои затраты составили всего 200$. Мотоцикл было не узнать – красавец сиял на солнце, приковывал взгляды пешеходов и автомобилистов, а управление им доставляло мне массу приятных эмоций.
Первый восстановленный и проданный мотоцикл
Так получилось, что первый мотоцикл, который я восстановил, пробыл у меня не долго. Практически через 2 месяца нашелся покупатель, причем продавать его я даже не собирался. Просто на улице подошел человек, долго расспрашивал меня о мотоцикле, и предложил свою цену. Ни много ни мало – 700$. Я улыбнулся, сказал что подумаю, записал его номер телефона. И спустя неделю согласился на продажу. Во-первых, я оставался в большом плюсе, а именно 500$, во вторых, в моей голове созревал план по восстановлению более редкого мотоцикла К-750. Сначала было грустно, но воодушевленный новой мечтой я продал Днепр.
Дело стало на поток
Прошло три года, за это время мотоциклы начали восстанавливаться значительно быстрее, мой гараж постепенно перестроился под полноценную мастерскую. Появились люди, которые сами привозили свои мотоциклы, говорили, что они хотели бы видеть в результате, платили хорошие суммы. Фактически, я делаю торты на заказ, только из железа. У меня есть много ингредиентов – запчастей, инструментов, и в процессе работы я решаю, что получится в результате.
Конечно, я не отказался от основной работы, но восстановление мотоциклов стало для меня весьма прибыльным занятием. Считайте сами – затраты на покупку и ремонт старого мотоцикла колеблются в пределах 200$, зато восстановленный экземпляр стоит от 500$ и выше. При наличии времени, инструмента, навыков и желания, процесс восстановления длится от двух недель до полутора месяцев. Но главное – не думать только о деньгах. Для меня это в первую очередь любимое хобби, а вовсе не работа или бизнес.
Своим личным опытом поделился Хомич Илья
Раритетные мотоциклы: реставрировать не нужно продавать
Вы – владелец антикварной мототехники? Предположим в гараже, на даче, у родственников в деревне и т.д. хранится старый мотоцикл. Как с ним поступить? Продать, хранить дальше, начать реставрировать – вариантов много. Попробуем в них разобраться. За помощью мы обратились к коллекционеру, эксперту Министерства Культуры по мототехнике, организатору музея старинных мотоциклов «МОТОРАРИТЕТ» Семену Трофимову, с которым побеседовали на выставке ИМИС-2016*.
— Семён Васильевич, что Вы порекомендуете, если я волею случая, оказался владельцем старого (или старинного) мотоцикла? Какие шаги лучше предпринять в первую очередь?
— Сначала нужно понять, чем вы обладаете. Тщательно отмойте, протрите мотоцикл, сфотографируйте со всех сторон и отправляйтесь к специалистам за консультацией: что это за аппарат, какова его ценность, в каком состоянии он находится.
— Если есть план продать мотоцикл, имеет ли смысл проводить его реставрацию самостоятельно или лучше выставить «как есть»?
— Качественная реставрация это процесс серьезный и долгий. Реставратор должен обладать большим запасом знаний и технических навыков, располагать информацией, где можно выполнить те или иные сложные виды работ. Изготовить или купить нужную деталь, провести пескоструйную очистку, окраску, гальваническую обработку и так далее, и так далее. Эти наработки собираются по крупицам всю жизнь. И если к реставрации подходить без учета всех нюансов, то цена мотоцикла не только не вырастет, а наоборот, он может обесцениться. Выводы делайте сами.
— Существует ли в Петербурге возможность отдать свой мотоцикл в реставрационную мастерскую, где настоящие специалисты выполнят все работы «под ключ»?
— Да, конечно. Только учтите, что стоимость такой реставрации будет весьма внушительной и необходимо трезво оценивать целесообразность всей затеи. Очень вероятно, что в итоге затраты на восстановление сильно превысят цену отреставрированного мотоцикла. Хотя, если речь идет о семейной реликвии, тогда, наверное, это не будет иметь значения.
Ценность того или иного мотоцикла зависит от многих факторов. Марка, модель, год выпуска, состояние, наличие утерь и то, насколько аппарат изменен вмешательствами предыдущих ремонтников… Больших денег может стоить внешне совсем непривлекательный, примитивный мотоцикл, напоминающий с точки зрения неспециалиста кучу металлолома. Наибольшей ценностью обладают экземпляры в оригинальном или максимально близком состоянии к тому, в каком они были выпущены с завода.
Примеры таких мотоциклов, которые были отреставрированы с большой любовью и бережным отношением к самым малым деталям вы можете увидеть на выставке ИМИС.
— Что Вы можете порекомендовать тому, кто хочет начать коллекционировать мотоциклы?
— Сейчас старый мотоцикл, например, времен Великой Отечественной войны можно найти по цене от пяти тысяч евро, но денег и сил вложить придется очень много. Можно посоветовать приобрести серийный отечественный аппарат эпохи СССР (например, ИЖ, Урал, Минск), в состоянии наиболее близком к заводскому. Их уже мало, но шанс купить есть. Сейчас они большой ценности не представляют, их разбирают на запчасти, кто-то просто сдает в металлолом. Но пройдут годы и их цена возрастет. Ведь они произведены в стране, которой больше нет на карте. Лет тридцать назад раритетные немецкие и американские мотоциклы можно было выменять на бутылку водки.
А вообще, выбирать, покупать, разбирать, чинить, собирать мотоциклы прошлых лет очень увлекательно. Место для хранения требуется не так много, его можно найти и в гараже, и на даче, главное, чтобы было сухо. И денежные затраты на приобретение и реставрацию меньше, чем для ретро-автомобилей.
— Насколько старый, или уже отреставрированный мотоцикл может стать предметом для серьезных финансовых инвестиций?
— Бесспорно, может. С каждым годом цена его будет только возрастать. Но тут необходима искренняя поддержка серьезных специалистов в этой области. Иначе легко ошибиться в оценках, как общего состояния раритета, так и проведенной реставрации.
* IMIS (International Motorcycle Industry Salon) — крупнейший в России мотосалон международного уровня, ежегодно проходящий в Санкт-Петербурге. Участники и посетители мероприятия – представители мотоклубов, компаний-производителей мототехники, запчастей и аксессуаров, спортсмены, коллекционеры, реставраторы и просто неравнодушные к этой, как правило, двухколесной технике люди. Организаторы выставки — санкт-петербургский мотоклуб Werewolf MC, существующий с 1995 года, и экспоцентр «Гарден Сити».