Как правильно тушить автомобиль огнетушителем
Подробная инструкция от спасателей как потушить загоревшийся автомобиля
Главное управление МЧС России напоминает инструкцию по тушению загоревшегося автомобиля.
Обеспечьте безопасность вашего транспортного средства
Если автомобиль загорелся в ходе движения
Пожар может возникнуть в любой момент. Часто, если действовать правильно, распространение огня можно не допустить. Как показывает статистика автомобильных возгораний, за 3-4 минуты развития пожара, пламя быстро распространяется и охватывает почти весь автомобиль. А пожарные подразделения не могут мгновенно оказаться на месте происшествия, и от того, как водитель будет действовать в эти минуты, во многом зависит дальнейшая судьба авто.
Откройте капот рычагом из салона, достаньте огнетушитель, наденьте перчатки, приготовьте инструмент для снятия клемм.
После тушения пламени в обязательном порядке снимите клеммы («перекусите» провода) с аккумулятора для предотвращения повторного возгорания.
Если автомобиль загорелся на стоянке
Если тушить придется стоящий автомобиль, принцип действий тот же самый. Сначала позвоните в пожарно-спасательную службу и приступайте к тушению с помощью огнетушителя. Единственное, что необходимо помнить, что при сильном распространении огня (а это, скорее всего, будет так, ведь время обнаружения возгорания, как в предыдущем случае, упущено) необходимо провести «массированную» атаку несколькими огнетушителями, если такая возможность представится или использовать подручные средства: землю, песок, снег, кусок ткани. Если нет, то следует отойти на безопасное расстояние и ожидать прибытия спасателей.
Учитывайте, что при сильном распространении пламени, есть риск взрыва бензобака или газового баллона. Поэтому соблюдайте максимально безопасную дистанцию для себя и старайтесь предупредить об этом очевидцев.
Что можно потушить автомобильным огнетушителем и стоит ли покупать его вообще?
Тому, кто хоть раз видел горящий автомобиль, наверняка приходило осознание, как порой бывает коварна жизнь. Только подумайте: утро, ничего не предвещало беды, человек сел в свою машину, поехал на работу, а потом – раз! Несколько минут — и от 7-10 тысяч долларов остались только зола и каркас. Представлять себя на месте «погорельца» не хочет никто, но при этом каждый понимает, что никто не застрахован.
Основная масса автолюбителей, покупая огнетушитель, думает лишь о том, как пройти техосмотр. В понимании большинства это тот предмет, который в машине лучше иметь, но не приведи Господь им воспользоваться. Но ситуации бывают разными, и огнетушитель может понадобиться для дела, причем, если не тебе, то кому-то другому.
Это видео было снято в сентябре 2011 в Минске. Прямо во время движения загорелся Ford Scorpio, водитель попытался потушить пламя маленьким автомобильным огнетушителем, но его содержимое быстро закончилось. В этом видео показательно то, что автомобиль горит, а люди проезжают мимо. Заметьте, с какой скоростью распространяется пламя, и в ситуации, когда значение имеет каждая минута (специалисты утверждают, что автомобиль полностью выгорает за 5-6 минут), помочь бедолаге никто не изъявляет желания.
Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но неужели людям жалко своего огнетушителя, чтобы помочь другому? Или их (огнетушителей) у многих нет или они просто не умеют ими пользоваться? Несомненно, у каждого проехавшего мимо своя причина. Но бывали ситуации, когда даже 2-3 огнетушителя подоспевших на помощь водителей не могли спасти автомобиль. В связи с этим возникает вопрос: что можно потушить автомобильным огнетушителем и нужен ли он вообще?
За ответом на этот вопрос мы отправились в Пожарный аварийно-спасательный отряд Минского областного управления МЧС в Молодечно, где нам пообещали не только рассказать, но даже показать, что и как.
По наблюдениям, чаще всего пожар в автомобиле начинается с моторного отсека. Это действительно самый распространенный «сценарий» (43,3% случаев), причем половина авто из этой категории вспыхивает из-за неисправностей электропроводки. Еще 20% возгораний начинаются в салоне или кабине автомобиля. Незначительный процент приходится на кузов и багажник, элементы ходовой части и выпускную систему.
— Несмотря на то, что в бортовой сети автомобиля напряжение составляет 12 вольт, в ней возможно возникновение тех же пожароопасных режимов, что и в обычной электросети, — коротких замыканий, больших переходных сопротивлений, искрений, перегрузки, — рассказывает начальник отряда Леонид Малашко. – Причем одинаково хорошо горят как старые, так и относительно «свежие» автомобили. Если у первых со временем трескается изоляция проводов, что-то где-то перетирается, иногда хозяева вместо штатного предохранителя ставят обычный провод, то новые иногда вспыхивают после неумелого «тюнинга» — установки мощной звуковой аппаратуры, сигнализации, какого-то дополнительного оборудования. Во втором случае пожар начинается в салоне автомобиля. Сюда же – возгорания от незатушенной сигареты или других источников. Еще одна распространенная причина автопожаров – поджог. Каких-либо закономерностей в таких преступлениях нет, кроме того, что часто страдают автомобили, находящиеся рядом, если это двор или стоянка.
— Но старые автомобили все-таки горят чаще…
— Да, еще бывает, что причиной пожара становится воспламенение технологических жидкостей. Что характерно, зимой пожаров из-за утечки топлива фиксируется значительно больше, чем летом. Понятно, что подтеканием жидкостей чаще грешат немолодые автомобили. В ДВС температура отработанных газов по длине выпускного тракта составляет 800-830С, а температура поверхностей – 710-770С. Это гораздо выше температуры самовоспламенения большинства ГСМ, используемых в автомобиле.
101 – служба хоть и оперативная, но порой автомобили сгорают быстрее, чем приезжают огнеборцы. Поэтому многое в такой ситуации зависит именно от действий водителя. Как утверждают профессионалы, на начальной стадии пожара, когда еще нет огня, а есть только задымление, можно справиться и при помощи обычного автомобильного огнетушителя. Они считают, что на данном этапе спасти ситуацию водитель может за счет правильных и грамотных действий. Что нужно делать, рассказывает начальник пожарно-спасательной службы Михаил Четырко.
Если не «дернуть ручку», открывающую капот, сразу, потом его можно просто не открыть, соответственно что-то сделать в таком случае будет проблематично. Почему нельзя резко поднимать капот, наверное, также всем понятно: от притока кислорода горение, как известно, только усиливается, кроме того, есть риск получить ожоги. Если задымление сильное или из-под капота уже выбиваются языки пламени, голыми руками пытаться открыть капот не стоит. Лучше делать это при помощи какой-нибудь палки или монтировки. Если же возгорание не удалось быстро ликвидировать, следует отойти от автомобиля на безопасное расстояние, потому что может взорваться топливный бак.
Теория – теорией, но нам не терпелось перейти к практическим занятиям. Для этого мы даже привезли свой огнетушитель, который купили в магазине. Спасатели презрительно посмотрели на «пшикалку» и настояли на том, чтобы в эксперименте участвовали только специально обученные люди.
Нашей целью было выяснить, можно ли потушить автомобиль обычным огнетушителем, которые покупают водители для прохождения техосмотра? Для этого мы подожгли старый ВАЗ.
Признаться, условия эксперимента не совсем соответствовали жизненным, т.к. мы машину подожгли специально при помощи бензина, а это немножко другое, чем, к примеру, тление или горение электропроводки. С другой стороны читатель получил представление о том, насколько хватает обычного автомобильного огнетушителя. Если честно, закончился он уж как-то очень быстро. Спасатели также использовали порошковый огнетушитель, только объемом в 10 литров. Как видите, оказалось достаточно одного «пшика».
Но ошибка «обычного водителя» заключалась не только в выборе орудия тушения пожара.
Как видим, не все так просто, как может показаться со стороны. Но, согласитесь, в любом случае шансов самостоятельно справиться с огнем все-таки больше при наличии нормального, объемного огнетушителя.
— По хорошему, нормальный огнетушитель – это на 3-5 кг, — советует Леонид Малашко. – Он, конечно, требует места, под сиденьем его не прикрепишь, но в случае чего он реально сможет помочь. Как вы убедились, литровым особо ничего не потушишь. Еще важно, чтобы огнетушитель был рабочим, т.к. случаев, когда они в нужный момент просто не срабатывали, — масса. У огнетушителей есть срок годности, за которым нужно следить. За этим, конечно, следят также работники станции техосмотра, но это ваша безопасность, и не стоит полагаться на то, что он может вам никогда не понадобиться. Сейчас почти все огнетушители оснащены монометрами, с помощью которого водитель может сам следить за давлением в баллоне. Если стрелочка ушла за пределы зеленого сектора, нужно обратиться в пункт перезарядки, которые есть при каждом РОЧС и БДПО.
— Что происходит с огнетушителем по истечении срока годности? Его нужно просто выбросить? У многих они так и остаются нетронутыми.
— Огнетушитель может оставаться рабочим и после 5 лет с даты заправки, но после истечения срока годности производитель не дает никаких гарантий. Можно оставить такой огнетушитель в гараже, можно возить с собой в машине в качестве дополнительного, но сработает он или нет — тут уже как повезет.
— Есть ли разница между огнетушителем в пластмассовом и железном корпусе? И где вообще лучше их покупать?
— Разницы нет, т.к. материал корпуса не влияет на эффективность. Мы сами используем большие огнетушители в пластиковых корпусах, внутри которых давление достигает 320 атмосфер. Они не взрываются, все с ними нормально.
Я бы советовал покупать огнетушитель все-таки в специализированных магазинах, которые имеют лицензию. Там продаются сертифицированные и поверенные средства для тушения пожара, им, если честно, больше доверия. Не исключено, что и рыночные торговцы имеют лицензию, но не будет лишним этим моментом поинтересоваться.
Итак, автомобильные огнетушители. Еще несколько лет назад их было два вида – порошковые и углекислотные. Но постепенно от последних торговая сеть почти отказалась, потому что они дороже и по цене, и по стоимости обслуживания, да и, видимо, особого спроса на них у автолюбителей не было. Как говорится, зачем платить больше, если разницу можно никогда и не узнать?! Поэтому сейчас в широкой доступности именно порошковые варианты.
Огнетушители хорошо переносят как высокие, так и низкие температуры хранения, поэтому единственное, чему стоит уделить внимание – это месту хранения. Профессионалы советуют держать его в салоне автомобиля, но только так, чтобы он не катался туда-сюда, а то неровен час может и сработать.
Багажник – не самое удачное место для огнетушителя. Во-первых, доставать его оттуда дольше, во-вторых, у многих современных автомобилей за открытие багажника отвечает электроника, и в случае, если электропроводка «откажет», его в нужный момент можно просто не открыть.
Перед тем, как определить огнетушитель на хранение, нужно почитать инструкцию, чтобы понять, как он работает.
Вот, собственно, и все премудрости. Но проблема часто бывает в другом – люди оказываются настолько не готовы к такой ситуации, как пожар, что в состоянии стресса не всегда могут действовать адекватно, даже если теоретически подкованы. Тем и ценна помощь людей со стороны, если, конечно, они не проезжают мимо…
Статья с картинками и видео взята ОТСЮДА.
…собственно, извините, за «много букв», но для многих (в том числе и меня) тема была очень актуальна в недавнем времени 😉
Тушение автомобиля
Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.
Общие рекомендации
Горит автомобиль в ходе движения
Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.
Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.
Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.
Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.
Горит автомобиль на стоянке
Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.
Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.
Причины пожарной опасности
Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.
Меры профилактики
Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.
Восемь нюансов пожаротушения автомобиля огнетушителем
Чаще всего для оснащения машин применяются порошковые огнетушители, углекислотные эффективны, но более тяжелы, а в случае с водоэмульсионными баллонами со временем появляется опасность замерзания их содержимого при очень низких температурах, говорят эксперты по пожарной безопасности.
По действующим нормативам в автомобиле должен быть огнетушитель с огнетушащим веществом массой не менее 2 кг (ОП-2). Но лучше, если в машине будет находиться 4-килограммовый порошковый огнетушитель ОП-4, объясняет председатель «Ассоциации отечественных организаций потребителей и производителей противопожарного оборудования», соруководитель компании «Ярпожинвест» Олег Воронов.
«Углекислотный менее удобен, баллон для него рассчитан на рабочее давление 70 атмосфер, делается из толстостенной трубы, и такой огнетушитель раза в два тяжелее. Кроме того, его нужно более аккуратно хранить», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» Воронов.
Порошковые огнетушители рассчитаны на все типы возгораний, которые могут произойти в машине, углекислотные наиболее эффективно справляются с тушением электрооборудования. Эти типы может заменить огнетушитель на воздушно-эмульсионной основе объемом минимум 5 литров (ОВЭ-5), отметила представитель «Магазина 01» и инструктор пожарного тренинга «Практика 112» Алевтина Щербина.
«Воздушно-эмульсионного огнетушителя такого объема будет достаточно, чтобы ликвидировать возгорание в первые минуты. Стандартный порошковый огнетушитель на 2 кг скорее всего не справится, лучше всего иметь в машине огнетушитель ОП-4», — советует в разговоре с «Газетой.Ru» Щербина.
— Можно держать в машине два огнетушителя, по одному в салоне и багажнике. Воспользовавшись первым, маленьким, вы выиграете время, чтобы добежать до багажника и достать второй огнетушитель большего объема».
Для того, чтобы закрепить огнетушитель в салоне, существуют специальные автомобильные кронштейны. Полезно иметь в машине противопожарную кошму — огнеупорное покрывало, с помощью которого можно перекрыть поступление воздуха к очагу возгорания и приостановить распространение пожара. При хранении огнетушителя в багажнике важно, чтобы он был надежно закреплен — в противном случае есть шансы, что пломба на нем со временем отломится и устройство сработает самопроизвольно либо постепенно стравит давление.
В Западной Европе широко используются огнетушители на водоэмульсионной основе: они довольно эффективны, безопасны для окружающей среды, но чувствительны к окружающей температуре, предупреждает Олег Воронов из «Ярпожинвеста».
«Соли, которые применяются в качестве добавки против замерзания, со временем выпадают в осадок, и может получиться, что содержимое огнетушителя замерзнет при более высокой температуре, чем заявлена в маркировке», — говорит он.
Чем их наполняют
Порошки в огнетушителях бывают двух типов: ABC (фосфата аммония дигидрофосфата и сульфата аммония) и BC (на основе гидрокарбоната натрия).Мало кто на это обращает внимание, но порошки ABC тушат продукты горения дерева, а также бензин и продукты горения углеводородов. BC же рассчитан только на углеводороды, объясняет Олег Воронов из «Ярпожинвеста». Для машин подходят и один, и другой с точки зрения нормативных документов, но лучше все же выбирать более универсальные – класса ABC, советует собеседник.
При этом в случае с порошковыми огнетушителями, по словам эксперта, остро стоит проблема фальсификации – многие производители используют более дешевый наполнитель, несоответствующий маркировке, а потребителю это выявить невозможно.
Аналогичная проблема может возникнуть и при перезарядке баллона — владелец не может проконтролировать, заменили порошок внутри огнетушителя или просто переклеили этикетку, отмечает Воронов, при этом углекислотные огнетушители фальсифицировать таким образом невозможно.
Срок годности порошкового огнетушителя — 5 лет, но на практике следует периодически контролировать показания индикатора давления. Если оно упало, то огнетушитель подлежит замене.
Как хранить и тушить
Автомобильный огнетушитель лучше всего размещать в салоне, а не в багажнике, как это принято в России, предупреждает автовладельцев МЧС. В случае, если машина загорится, на счету каждая секунда — и важно, чтобы доступ к устройству для первичной борьбы с огнем не был затруднен.
Автомобиль выгорает полностью за 4-6 минут. И если пламя сильно разгорелось, то уже не стоит рисковать — нужно отбежать на безопасное расстояние из-за риска взрыва бензобака.
«Необходимо помнить, что огнетушители как первичное средство тушения эффективны в первые пару минут. Когда возгорание происходит под капотом, люди совершают очень распространенную ошибку – подбегают с огнетушителем и широко распахивают капот. Происходит вброс кислорода и пламя быстро разгорается», — говорит инструктор Алевтина Щербина.
По ее словам, нужно действовать иначе — приподнимать капот на 10-15 сантиметров, причем делать это обязательно в перчатках. Брезентовые перчатки или рукавицы в машине обязательно должны быть, а лучше всего действовать вдвоем.
После этого нужно сделать несколько коротких залпов огнетушителем, сбить пламя и снова закрыть капот, а потом выждать около 10 секунд — после этого можно открывать капот снова и продолжать тушение огня, объясняет она. Можно в это время также направить огнетушитель на очаг возгорания в моторном отсеке снизу, из-под днища автомобиля. Также важно помнить, что объем огнетушителя ограничен, и его заряд следует расходовать экономно.
Углекислотный огнетушитель нужно направлять на корень очага возгорания, порошковым тушить вокруг него.
Под действием температуры порошковая взвесь запекается, образует паронепроницаемую пленку, и не допускает поступления кислорода, углекислота просто вытесняет кислород.
«Переворачивать вверх дном огнетушитель при тушении нельзя – он просто не будет работать. С советского времени сохранился такой стереотип, справедливый для углекислотных огнетушителей старого образца, но так делать не следует», — резюмировал Олег Воронов из «Ярпожинвеста».
Как правильно использовать автомобильный огнетушитель?
Автор статьи: AutoKontact.ru
Мы можем потушить небольшой пожар в автомобиле стандартным огнетушителем, но не все водители могут правильно его использовать. Шаг за шагом мы расскажем, как правильно использовать автомобильный огнетушитель.
Если пожар заметить достаточно рано, и мы потушим его на начальном этапе, и сможем справиться с ним до прибытия пожарной службы, даже с помощью одного огнетушителя. Помните, однако, что после того, как вы заметили угрозу, первым делом нужно вызвать пожарных, потому как мы никогда не знаем, сможем ли мы остановить распространяющийся огонь и не рискуем ли сами.
Если в нашем автомобиле установлена система кондиционирования воздуха, работающая на более новом фрионе R1234yf, не пробуйте тушить огонь самостоятельно, а оставьте его пожарным, оборудованным дыхательным аппаратом и соответствующим оборудованием. В результате его горения, он испускает канцерогенный углеводород, что может привести к летальному исходу.
Типы автомобильных огнетушителей
Из-за реальной опасности возгорания автомобиля огнетушитель должен быть включен в список обязательного оборудования для каждого транспортного средства, движущегося по дорогам общего пользования. Чаще всего водители используют дешевые 1-килограммовые огнетушители: их достаточно для тушения пожаров в зародыше, когда они еще не приобрели значительные размеры.
Пожарные рекомендуют более крупные 2 кг огнетушители, которые эффективно устраняют более обширный пожар. Они чаще всего оснащены небольшим индикатором давления и более просты в использовании.
Рынок также предлагает “огнетушитель”или так называемые средства пожаротушения. Однако практические испытания показали, что они не способны потушить даже небольшой пожар, поэтому их покупка не имеет никакого смысла.
Правильное использование огнетушителя
Теоретически, автомобильный огнетушитель не должен вызывать каких-либо проблем, но учитывая обстоятельства, при которых он должен использоваться, многие люди, находящиеся в состоянии стресса, не могут делать это правильно.
Поэтому стоит ознакомиться с инструкцией по эксплуатации огнетушителя и протестировать. Ниже приведены три основных шага, которые необходимо предпринять при использовании огнетушителя.
1. Разблокируйте огнетушитель
Чтобы разблокировать огнетушитель, необходимо снять чеку. Лучше всего сделать это, повернув её вокруг своей оси: тогда пластиковый защитный ремень сломается, и огнетушитель будет готов к использованию.
2. Проткнуть картридж
В стандартных огнетушителях перед началом процесса пожаротушения баллон должен быть заполнен соответствующим давлением. Для этого проткните картридж, ударив кулаком по рычагу, подождите 3 секунды, а затем снова нажмите рычаг, начав распыление средства для пожаротушения.
3. Держите огнетушитель вертикально
Чтобы тушить пожар наиболее эффективным способом, держите огнетушитель в вертикальном положении, удерживая спусковой рычаг в самой высокой точке. Старайтесь не переворачивать его вверх дном (порошок всасывается): огонь будет расширяться из-за притока большего количества кислорода. Чтобы не обжечься, наденьте толстые перчатки.