Как правильно включать печку в авто зимой чтобы не лопнуло лобовое стекло
Как нужно отогревать лобовое стекло, чтобы не появилась трещина (и что делать нельзя)
Разбираемся, как избежать трещины ветрового стекла в автомобиле, когда оно замерзло
Что приводит к растрескиванию лобовых стекол в холодную погоду
фото: VeronikaZherdova (Shutterstock)
Для начала стоит разобраться, что приводит к образованию повреждений на лобовом стекле в холодную пору года. Вот что говорит профессиональный эксперт Брайан Тернер, работающий в издании Driving (Канада).
«Лобовые стекла покрываются трещинами, если на их нижних частях накапливается большое количество льда. Замерзание остывающей воды провоцирует образование крупных ледяных наростов. Если на лобовом остеклении находится много снега и слякоти, то в процессе понижения температуры эта масса начнет замерзать, расширяясь в размерах и подвергая стекло повышенным нагрузкам. Вскоре это может спровоцировать растрескивание стекла».
Как избежать появления трещин на морозе
фото: unsplash.com / Matheus Frade
Тщательно очистите стекло от льда, грязи и снега
Это банальная рекомендация, но владельцы автомобилей часто ее игнорируют. Особенно когда на улице сильный мороз и нет никакого желания выходить на улицу, чтобы смахивать накопившийся лед и снег. В результате наледь постепенно движется по стеклу вверх и расширяется, ставя под угрозу его целостность.
Оцените состояние щеток стеклоочистителя
В некоторых случаях под щетками стеклоочистителя появляются большие куски льда или замороженная слякоть. Это случается крайне редко, т.к. под воздействием тепла от двигателя наледь размораживается. Но при определенных условиях (в отношении температуры и осадков) это вполне реальное явление.
«Перед запуском дворников нужно убедиться, что их рабочие поверхности не прилипли к лобовому стеклу, – пишет Тернер. – Если очистители стекол не могут сдвинуться с места, когда вы пытаетесь их запустить, немедленно выключите систему и проверьте, нет ли ледяных наростов под рычагами. Есть хороший способ восстановить работоспособность дворников – завести автомобиль в отапливаемый гараж и подождать, пока лед оттает».
Разогрев поверхностей
Если у вас нет доступа к отапливаемому парковочному месту, можно согреть стеклоочистители и лобовое стекло феном. Но такая возможность доступна только при наличии доступа к розетке. Последний вариант – налить небольшое количество прохладной (не горячей и не теплой) воды на ледяные образования и дождаться их оттаивания.
Чего нельзя делать при отогреве лобового стекла (чтобы оно не треснуло)?
Самое главное – не лить на стекло горячей и даже теплой воды. Из-за шоковой смены температуры, стекло в месте наибольшего напряжения может дать трещину, которая со временем распространится от края до края стекла.
Вообще, воду лучше не лить, а растворить лед при помощи спирта или незамерзайки.
Также, при сильных морозах (ниже 15, 20 градусов Цельсия) нельзя включать обогрев лобового стекла на полную мощность (и направлять поток воздуха исключительно на лобовое). Опять же, – температурный перепад, и появление трещин.
Не стоит сильно тереть, с нажимом на стекло, соскабливая лед. Стекло – хрупкий предмет, особенно на морозе.
И наконец, если образовался скол от попадания камня, как можно скорее заделайте его в автомастерской. В противном случае, в этом месте произойдет образование трещины спровоцированное перепадом температуры.
Как пользоваться печкой, чтобы не лопнуло лобовое стекло?
Некоторые водители своими неправильными действиями провоцируют появление на лобовом стекле трещин и происходит это, как правило, зимой. Разберём, что может стать причиной лопнувшего лобовика.
Такое вообще возможно?
Если на лобовом стекле есть небольшие сколы от камней, то в этом месте образуется излишнее напряжение. Поэтому повреждённое стекло достаточно легко трескается от вибрации или от резкого перепада температуры. Получается, что всем водителям, у которых на автомобилях есть дефекты на лобовике, нужно бережнее относиться к стеклу, в противном случае придётся раскошелиться на ремонт или на новое лобовое стекло.
Из-за печки лопнул лобовик
Практически на всех российских автомобилях установлена сигнализация с автозапуском. Это очень удобно, можно, сидя дома, запустить двигатель, чтобы автомобиль прогревался, пока автовладелец собирается. Вот только может случиться так, что водитель, приехав домой, выключил обдув на лобовое стекло, так ему было жарко. На утро хозяин машины выходит из дома, походит к машине, которая уже стоит с прогретым двигателем, и включает обогрев стекла, чтобы убрать с него лёд и снег. На замёрзшее лобовое начинает дуть тёплый воздух, что может привести к появлению трещины.
От прогретого мотора дует воздух температурой в районе 20 градусов, а за окном может быть и минус 20. Когда на стекле есть сколы, то такой сильный перепад температуры вполне может привести к лопнувшему лобовику. Ведь основной нагрев происходит в нижней части стекла, а верх при этом остаётся во льду, в результате это приводит к неравномерному микроизгибу стекла. В местах повышенных напряжений, то есть в сколах, под воздействием изгиба появляются трещины.
Как избежать трещин?
Первым делом, конечно, стоит убрать все дефекты с лобового стекла, что снизит до минимума вероятность появления трещин. Сделать это можно самостоятельно или обратившись в специализированную мастерскую. Далее нужно правильно пользоваться климатической системой. Лучшее положение регулятора направления потока для прогрева салона автомобиля — это вверх и в ноги. При этом зимой не нужно совсем выключать обдув, лучшее положение чуть меньше середины или на «2». В этом случае при использовании автозапуска, салон машины будет прогреваться постепенно вместе с двигателем. Главное — ни в коем случае не направлять на ветровое стекло весь поток воздуха, да ещё и с максимальной силой.
Как правильно прогревать автомобиль зимой, чтобы не лопнуло лобовое стекло
Ездить в теплом салоне зимой — бесценно. Мы расскажем, как потратить меньше времени на прогрев машины морозным утром и при этом не повредить стекло.
Может ли треснуть стекло из-за обогрева?
Действительно, лобовое стекло может треснуть от перепада температур. Правда, для этого недостаточно просто неправильно включить печку.
Есть еще ряд сопутствующих факторов: сколы от камней, скрытые дефекты, заводской брак, ошибки в установке. Идеально установленное на сервисе качественное оригинальное стекло, или родной «ветровик», не поврежденный при эксплуатации, треснуть от мороза и теплого воздуха не должен.
Но вот для всех других случаев зона риска обширна. Даже попавший в ветровое летом мелкий камень от попутного грузовика, оставив чуть заметную вмятину, грозит обернуться катастрофой зимой. Все дело в том, что если владелец оставляет даже мелкие сколы и трещины без внимания, в дальнейшем от них при каждом «скачке» на ямах идут микроволны, скол расходится «стрелой». И может лопнуть не только от удара, но и по вполне невинным причинам.
Например, владелец запускает двигатель дистанционно, забыв выключить салонную печку накануне. Затем выходит из дома, надеясь попасть в теплый салон — а встречает его лобовое стекло с ползущей трещиной.
Все дело в разнице температур. Пока из печки дует 20 градусов тепла, снаружи — минус 15. Итого разница составляет 35 градусов, и все это приходится на стекло. Низ его быстро теплеет, верх остается холодным. Внутреннее напряжение материала достигает пика и усиливается на самых незначительных сколах — в результате стекло трескается.
Чтобы уберечь стекло от повреждений, которые вынудят владельца менять дорогую деталь, важно соблюдать простые правила эксплуатации в зимнее время.
Как избежать трещины на стекле
Профилактические меры владельца должны быть направлены на то, чтобы оперативно «залечить» все микротрещины и повреждения лобового стекла в сервисе.
Сколы размером меньше копеечной монеты, вероятнее всего, высверлят алмазными сверлами и зальют клеем. Если повреждения значительные, возможно придется заменить стекло.
В любом случае, ездить с треснувшим и битым стеклом просто небезопасно для всех, кто находится в машине. А при подготовке авто к холодам нужно уделить внимание и стеклам тоже.
Второй аспект профилактики — правильно обращение с обогревом стекла зимой.
Как прогревать салон безопасно для стекла
1 — Прежде чем запускать мотор, минуту-две проветрите салон, чтобы выровнять уровень влажности изнутри и снаружи.
2 — Для салонной печки с механическим управлением полезно включить режим рециркуляции, это заблокирует забор ледяного воздуха с улицы и позволит быстрее согреть салон.
3 — Оптимальное положение для обогрева салона зимой — режим «на стекло и ноги», обдув на средней скорости. Обдув оставляем работать, мощность его можно повысить только спустя 10 минут (да и нет смысла раньше — холодный мотор не отдаст тепло). Таким образом, стекло равномерно прогревается вместе с салоном. Как только в автомобиле станет теплее, режим рециркуляции нужно выключить.
4 — Если стекла сильно запотевают, выбирайте режим «на стекло» — безопасность и качество обзора важнее комфорта водителя. Затем можете перевести обдув на ноги, но если стекла запотевают в движении — переключайте регулятор, поддерживая нормальную обзорность.
О том, как бороться с запотеванием стекол в автомобиле зимой, мы писали здесь.
Если в автомобиле установлена климатическая установка, важно проследить, чтобы на стекло был направлен небольшой обдув или настроить его принудительно, выбрав функции климат-контроля.
Самый безопасный способ избавиться от наледи без риска трещины на стекле — встроенная электроспираль.
О более бюджетных способах предотвратить замерзание стекла узнаете здесь.
Как правильно пользоваться печкой в автомобиле
Если печка будет работать без оттока тепла в салон, то теплый воздух из вентиляторов может повредить материалы обивки, резкий перепад температур губительно сказывается на пластике. То же самое и с лобовым стеклом. Если резко обдать его горячей струей воздуха, то между температурой верхней части стекла и его основания будет разница в 20-30 градусов. От этого стекло начнет коробить, все мелкие трещины и сколы активизируются и «поползут». При вибрациях процесс усилится, долговечность такого стекла будет под большим вопросом.
Важно знать, что кондиционер запустится только тогда, когда температура поступающего в него воздуха будет выше нуля. В холод он просто не включится, даже если кнопка А/С будет нажата. Электроника деактивирует муфту, чтобы не повредить компрессор.
Кондиционер нужно включать зимой не только ради этого. Любая техника должна регулярно работать. Если его не запускать в течение нескольких месяцев, то начнутся необратимые изменения. Рассохнутся резиновые уплотнители, потрескаются патрубки, а хладагент начнет улетучиваться. В холодную погоду кондиционер нужно включать регулярно, чтобы циркулировала смазка и чтобы не закисла прижимная пластина муфты.
Используем отопитель правильно
Между прочим, отопитель в массовом автомобиле появился только в середине прошлого века, раньше сия штука считалась лишней. Например, в первом отечественном “народном” автомобиле Москвич-400 печки не было.
Быстрый прогрев салона после холодного пуска двигателя
Рециркуляция — ВКЛ,
Направление воздуха — “в ноги”,
Тепло — на максимум,
Вентилятор — на минимум.
По мере прогрева двигателя прибавляем обороты вентилятора. Включать вентилятор на максимальную скорость стоит не раньше, чем стрелка указателя температуры двигателя доползет до четверти шкалы (нормальное ее положение на большинстве моделей — середина) — салон от этого быстрее не прогреется, а вот двигатель будет нагреваться дольше.
Включите рециркуляцию и нажмите кнопку Auto, климат всё сделает сам.
Пока салон греется, можно стряхнуть с машины снег или заняться ещё чем-нибудь полезным. Кстати, чтобы минимизировать попадание снега с машины в салон, достаточно смахнуть его рукой по периметру окна двери и только потом открывать. Смахивать можно и щёткой, но тогда её придётся носить ночевать с собой домой.
Если лобовое стекло покрыто качественным слоем льда, направьте воздух “на стекло + в ноги”. Как только лёд растает, переключите в положение “в ноги” для ручной печки и в положение “Авто” для климат-контроля.
Важно. После начала поездки при первых признаках обледенения/запотевания стекол выключаем рециркуляцию. Дело в том, что в выдыхаемом воздухе много влаги, которая при включенной рециркуляции остаётся в салоне и конденсируются на холодных поверхностях, каковыми являются в том числе стёкла.
Если вдруг вы не знаете, что такое рециркуляция
Печка умеет брать воздух либо с улицы, либо из салона. Второй вариант называется рециркуляцией. Он может быть полезен, например, когда впереди чадящий КамАЗ, чтобы не нюхать его выхлоп.
В рассматриваемом контексте рециркуляция полезна из других соображений. Воздух в салоне теплее, чем на улице, нагреть его проще, поэтому при включенной рециркуляции производительность печки значительно возрастает. К тому же в таком режиме у двигателя отбирается меньше тепла, что способствует ускорению прогрева.
Обозначается почти во всех машинах одним и тем же значком, на картинке он под словом PUSH. Где-то рядом со значком есть лампочка, сигнализирующая о включённости режима.
Рециркуляция включена (воздух берём из салона).
Рециркуляция выключена (воздух поступает с улицы).
Когда надо быстро ехать, а лобовое стекло покрыто льдом
Рециркуляция — ВКЛ,
Направление воздуха — “на стекло”,
Тепло — на максимум,
Вентилятор — на максимум.
В положении «на стекло», как правило, воздух дует ещё и из боковых дефлекторов, которые возле дверей. Как правило, есть возможность их закрыть. Воспользуйтесь этой возможностью, пусть весь воздух идёт на стекло. На фото под дефлектором крутилка, левое положение открыто, правое, помеченное стрелкой, закрыто.
Сами вылезаете и соскрёбываете лёд скребком, кредиткой, топором, смотря что есть под рукой.
Помощника, при его наличии, можно попросить сесть за руль и придавить педальку до 1500-2000 оборотов в минуту, так двигатель значительно быстрее прогреется. Как вариант, можете давить педальку сами, а помощнику выдать топор или что там у вас есть для соскрёбывания льда с лобовика, но я бы не стал.
Злоупотреблять методом не стоит, двигателю от повышенных оборотов на холодную жизни не добавляется.
Ручное управление отопителем. В мороз во время движения переключатель направлений обдува поставьте в положение «в ноги» или «в ноги + в морду».
В положении “в ноги” на стекло тоже поступает некоторое количество воздуха, достаточное для удаления с него влаги. В положение “на стекло” или “на стекло + в ноги” поток горячего воздуха направлять не нужно — это приведёт к таянию на нём снега, стеканию получившейся таким образом воды с последующим её замерзанием на щётках «дворников», что приведёт к их фактической неработоспособности. В худшем случае может ещё и стекло обмёрзнуть. В совсем худшем оно ещё и треснуть может.
В городских пробках это не так важно, иногда даже приходится греть стекло, а на трассе замучаетесь с обледенением, если будете его постоянно греть изнутри. Обогрев стекла при его наличии тоже не поможет, а хуже сделать может.
Скорость вентилятора выбираем минимальную, чтобы не потели стекла. Ну и тепло должно быть, конечно же.
Кстати. Если получилось так, что двигатель прогрет, а в салоне холодно и стёкла, соответственно, тоже холодные, направление в таких условиях на стекло потока горячего воздуха с огромной вероятностью приведёт к появлению трещины на нём. Вы наверняка видели горизонтальные трещины в нижней части лобовика — это оно самое.
Климат-контроль. Поставьте в режим “Авто”, он всё сделает сам.
Перед покиданием машины на длительное время, например, на ночную стоянку, полезно минутку-другую постоять с открытой дверью, чтобы стекла остыли, иначе выпавший на стекло снег превратится в лед, да и влага, содержащаяся в воздухе салона, по мере его остывания будет выпадать на все, что подвернется под руку, в том числе стекла и всякие электронные штуки в потрохах автомобиля, а им это неполезно.
После мойки такая пауза и вовсе обязательна, иначе рискуете на следующее утро не открыть примёрзшую дверь. Или оторвать её вместе с уплотнителем. Или оторвать только ручку от двери.
Включите кондиционер, пусть поработает хотя бы несколько минут, он очень скучает зимой и оттого, бывает, по весне отказывается работать.
Конструкторы страшного количества автомобилей не в курсе существования ковриков с бортиками. В связи с этим воздуховоды, которые должны дуть в ноги задних пассажиров, на самом деле дуют в бортики задних ковриков, от которых воздух отскакивает и отапливает в основном пространство под передними сиденьями.
Лечение. Подложите что-нибудь под эти воздуховоды, подняв таким образом сопла над бортиками. Печка будет отапливать салон эффективней и равномерней, задним пассажирам станет теплее, а ваша пятая точка перестанет поджариваться.
Меняйте салонный фильтр почаще, лучше на каждом ТО, даже если по регламенту это не требуется. Забитый фильтр заметно уменьшает КПД печки.
Попогрейки будут служить дольше, если включать их только когда на соответствующем сиденье находится человек.
Ещё о зимней эксплуатации автомобиля:
Греть или не греть — о необходимости прогрева перед поездкой.
Бесчеловечный прогрев салона. Методы — о предпусковых и прочих подогревателях.