Как природная зона обуславливает специфику жизнедеятельности человека оказавшегося в ситуации авто
Как природная зона (пустыня, горы, тайга, тундра) обусловливает специфику жизнедеятельности человека, оказавшегося в ситуации автономного или добровольного существования?
Как природная зона (пустыня, горы, тайга, тундра) обусловливает специфику жизнедеятельности человека, оказавшегося в ситуации автономного или добровольного существования?
Какой режим поведения необходим для выживания в той или иной природной зоне?
Каждая из природных зон (тайга, тундра, горы, пустыни) обусловливает специфику жизнедеятельности человека : режим поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убежищ, характер заболевай и меры их предупреждения и т.
Какая природная зона сменяет к югу зону тундры?
Какая природная зона сменяет к югу зону тундры?
Название какой природной зоны переводится как мёртвая земля?
Название какой природной зоны переводится как мёртвая земля?
А)тундра, В)тайга, С)пустыня, D)степь.
Примеры автономного существования человека в природных условиях?
Примеры автономного существования человека в природных условиях.
Примеры автономного существования человека в природной среде(добровольной и вынужденной)?
Примеры автономного существования человека в природной среде(добровольной и вынужденной).
Чем природные условия лесной зоны отличаются от природных условий тундры?
Чем природные условия лесной зоны отличаются от природных условий тундры?
Выпиши из списка соответствующие слова?
Выпиши из списка соответствующие слова.
ЛУГ, ЕЛЬНИК, ТУНДРА, СТЕПЬ, БОЛОТО, ПУСТЫНЯ.
Какой природной зоны нет в Европе?
Какой природной зоны нет в Европе?
Тайги тундры степи арктической пустыни саванны леса там больше другого пункта нкт.
Доклад на тему : «Выживание человека в природных условиях при автономном выживание осенью»?
Доклад на тему : «Выживание человека в природных условиях при автономном выживание осенью».
Пронумеруй основные природные зоны России в порядке их следования с юга на север?
Пронумеруй основные природные зоны России в порядке их следования с юга на север.
Тайга Тундра Пустыни Степи Арктические пустыни Субтропики Смешаные и широколиственные леса.
Копилка знаний
Свежее:
Тыква-полезные свойства
Творожные пироги и торты
Рыба в пиве и борщ с рыбой
Сейчас читают
Стабилизатор напряжения для автомобильного аккумулятора
Кролик жареный диетический
Экстремальные зоны
Наиболее экстремальные зоны нашей планеты имеют значительную протяженность, они мало или совсем незаселены и являются достаточно агрессивными по отношению к человеку, впервые попавшему в них. Экстремальными зонами являются:
тундра и особенно морское побережье всей Европы, Азии и Северной Америки, включая острова Северного Ледовитого океана, острова, прилегающие к Антарктиде, и Огненную Землю; тайга на всей территории Западной и Восточной Сибири, Канады и севера США;
горные районы Алтая, Кольского полуострова, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также горные массивы Тянь-Шаня, Памира, Каракорума, Тибета, Гималаев в Азии, Кордильер и Анд в Северной и Южной Америках;
экваториальные леса — джунгли — представляют не меньшую опасность для человека, особенно европейца, привыкшего к определенному климату, растительности и животному миру средней полосы. Джунгли Юго-Восточной Азии, Центральной Африки, Амазонии и Латинской Америки представляют очень серьезное испытание для человека, в них попавшего;
океан и необитаемые острова — экстремальные зоны повышенного риска, где люди, попав в кораблекрушение или в результате катастрофы самолета оказавшись на необитаемом острове, попадают в агрессивную и особо опасную природную среду.
Экстремальными территориями следует считать и высокогорные пустыни Центральной Азии, Анд и Кордильер, в которых проблема выживания стоит очень остро. Однако попасть в сложную ситуацию и заблудиться можно, как говорится, и в трех соснах, но подробно рассматривать достаточно плотно заселенные территории нецелесообразно.
Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени и даже находиться без пищи более одного месяца. Но, однако, человек, непривычный к таким условиям, попавший в них впервые и случайно, оказывается слабо приспособленным к жизни в незнакомой и часто агрессивной среде.
Окружающая природная среда, ее физико-географические особенности, время года имеют первостепенное значение для жизнедеятельности человека в условиях автономного существования. Активно воздействуя на человека, природная среда увеличивает или сокращает сроки существования человека в создавшейся ситуации. Для каждой природной зоны: тундры и ее арктического побережья, тайги, гор или пустыни — характерны свои особенности климата, растительного и животного мира, рельефа. Все это, вместе взятое, и обуславливает специфику жизнедеятельности человека в той или иной зоне: режим его поведения, способы добывания пищи и воды, огня, строительства убежищ, характер возможных заболеваний, передвижение по местности и возможные опасности.
Чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем необходимее минимальные знания по обеспечению жизнедеятельности, тем дороже цена ошибки.
Но самое главное — необходимо уметь различать просто опасную и действительно чрезвычайную, экстремальную ситуацию.
Приводимая ниже классификация рассматривает возникающие нестандартные ситуации в зависимости от степени их воздействия на человека.
1. Опасная ситуация
Это, в первую очередь, возможность заблудиться:
при сборе грибов и ягод в незнакомом месте; при самостоятельном обследовании лабиринта пещеры без ее детального плана;
при отставании от туристской группы в походе; при внезапной встрече с хищными дикими животными; при попадании в зону сильных грозовых разрядов на незащищенном месте;
при движении по топкому болоту;
при вынужденных переправах без страховки через бурные или глубокие реки.
2. Чрезвычайная ситуация
Часто опасная ситуация переходит в чрезвычайную, а иногда и в экстремальную, если:
находясь в большом незнакомом лесу и не сумев сориентироваться, человек начинает уходить от населенного пункта в глубь леса и этим затрудняет свои поиски;
не поставив в известность своих родных, знакомых и друзей, человек уходит один или с товарищами в неизвестную пещеру или каменоломню и, заблудившись в сложном лабиринте ходов, оказывается в чрезвычайной, а затем и экстремальной ситуации без света, теплой одежды, воды и пищи. Однако при отставании от группы в туристском походе экстремальная ситуация случается редко, так как на привалах обязательно проверяется персональный состав группы и, если кто-то отсутствует, немедленно организуются его поиски. Это сразу определяет возможное место отставания и прошедшее с этого момента время; во время переправы через реку или каньон потерян рюкзак с продуктами, медикаментами, средствами ориентирования (карты, компас) или каким-либо другим крайне необходимым снаряжением.
3. Экстремальные ситуации
а) аварии транспортного средства в ненаселенной или труднодоступной местности:
1) автомобиля, мотоцикла, вездехода, снегохода; при этом человек или группа людей могут оказаться в: заполярной тундре; горах; тайге, джунглях; пустыне;
2) самолета, вертолета; в результате вынужденной посадки человек или группа людей могут оказаться: в лесу (тайга, джунгли); на крутом горном склоне или горном плато; на воде (на море); в безлюдных участках тундры; на необитаемых островах; в пустыне;
б) кораблекрушение, в результате которого человек или группа людей могут оказаться в следующих условиях:
в открытом море (океане) на спасательном плоту, в шлюпке или на обломке судна;
морские течения выбросили неуправляемое судно или спасательное средство (плот, шлюпку, обломок судна), на котором находились люди, на незнакомое и ненаселенное побережье или необитаемый остров;
в) попадание в зону стихийного бедствия, вызванного:
землетрясением; извержением вулкана; песчаной бурей в пустыне; лесным пожаром;
снежной лавиной или селевым потоком; катастрофическим наводнением.
Рок-музыка и землетрясения
Японские специалисты подсчитали, что вибрация почвы в местах проведения концертов рок-музыки из-за двигательной активности фанатов эквивалентна вибрации, создаваемой землетрясениями силой 5 баллов по шкале Рихтера. Японцы в землетрясениях толк знают: Страну Восходящего Солнца трясет на дню несколько раз.
Во время нахождения в зоне стихийного бедствия могут возникнуть различные непрогнозируемые ситуации и обстоятельства:
человек или группа оказались в зоне извержения вулкана, землетрясения, селевого потока, схода гигантского оползня или снежной лавины, лесного или степного пожара;
г) попадание в зону локальных военных конфликтов:
религиозных;
межнациональных;
пограничных.
В этом случае экстремальная ситуация возникает, когда:
человеку или группе людей удалось бежать из плена и длительное время скрываться в ненаселенной местности (горах, пустыне, тайге, джунглях и т. д.);
возникла необходимость попытаться скрытно выйти из опасной зоны через ненаселенные или труднопроходимые участки местности.
По этой теме читайте на сайте :
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Выживание в различных природных зонах
Изучение особенностей водообеспечения и объема аварийного запаса воды на Земле. Арктика, пустыня, тайга, джунгли: переход, питание, водообеспечение, профилактика и лечение заболеваний. Правила поддержания физической формы в различных климатических поясах.
Рубрика | Безопасность жизнедеятельности и охрана труда |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.06.2012 |
Размер файла | 44,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
6.4 Профилактика и лечение заболеваний
водообеспечение климатический арктика пустыня
Правила поддержания физической формы в джунглях:
2) Избегать взбираний на высокие места, если только это не связано с определением направления движения.
3) Следить за ногами, чаще менять и стирать носки. Защищать обувь от трещин и гниения, смазывая ее жиром.
4) Если прихватит лихорадка, не пытаться передвигаться. Подождать, пока спадет температура. Пить много воды.
5) Клещи, пиявки, москиты, насекомые и другие паразиты представляют собой реальную опасность здоровью и безопасности. Бороться с ними, используя средства от насекомых или избегая районов, где их бывает особенно много.
6) Избегать заражений. В условиях тропической жары и влажности раны очень подвержены заражению. Постараться защитить рану или болячку, покрыв ее чистой повязкой. По возможности стерилизовать повязку.
7) Предотвращать изнурение из-за жары, судорог и тепловых ударов, восстанавливая в результате потоотделения расход воды и солей. Пить больше пригодной воды, если есть соль, размешать 2 таблетки соли во фляге воды. Если чувствуется влияние жары, отдохнуть в тени и выпивать по половине фляги такой подсоленной воды каждые 15 минут. Продолжать такое лечение, пока не станет лучше. Избегать солнечных ожогов.
8) Постоянную опасность в джунглях представляют бесчисленные колючки, торчащие в разные стороны обломки ветвей, пиловидные края листьев пальмы панданус. Даже незначительные ссадины и царапины, нанесенные ими, легко инфицируются, нагнаиваются, если их немедленно не смазать йодом или спиртом. Особенно долго не заживают порезы, нанесенные острыми, как бритва, краями расщепленных стволов бамбука и стеблями некоторых трав.
Важное значение для жизнедеятельности человека имеет природная среда, её физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Каждая из природных зон обуславливает специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения.
Желание выжить должно, быть осознанным и целенаправленным и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью
Такие знания как: определение своего местонахождения; защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды; разведение костра; подача сигналов бедствия; добывание пищи и воды; оказание самопомощи и профилактика заболеваний, обеспечат благоприятный исход выживания в различных природных зонах.
Список используемых источников и литературы
3) Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой, 2001
Презентация по ОБЖ «Автономное пребывание человека в природной среде»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор: Якущенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 36», г. Ангарск, Иркутская область 2014 год
Безопасность и защита человека от опасных и чрезвычайных ситуаций Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Будем изучать: Основы воинской службы Рассмотрим положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина Познакомимся с положениями ряда законов нашей страны по обеспечению безопасности человека
Будем искать ответы на вопросы по правилам безопасного поведения в природных условиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Будем подробно изучать историю создания, предназначение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структуру и задачи. Познакомимся с историей создания ВС России, видами и родами нашей армии, с системой национальной безопасности страны. Познакомимся с символами воинской чести и ритуалами Вооруженных С
Дома: 1. § 1, вопросы 2. Составить план подготовки к туристическому походу с соблюдением правил и норм для его безопасного совершения 1. Выбор местности, конечной точки маршрута 2. Определение светлого времени во время похода 3. Определение времени пребывания в походе 4. Примерный расчет маршрута (ориентиры, расстояние) 5. Снаряжение и оборудование. 7. Выбор места для костра, безопасное приготовление горячей пищи. 6. Ассортимент и хранение продуктов.
Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природе
Добровольная автономия- ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях Деятельность человека направлена на выполнение поставленной цели
Цель добровольной автономии: Активный отдых Исследование человеческих возможностей Спортивные достижения
Подготовка Изучение особенностей природной среды Подбор и подготовка снаряжения Физическая и психологическая подготовка
В условиях вынужденной автономии можно оказаться, если: Заблудиться в лесу, в горах Отстать от группы Попасть в аварию Непредвиденные обстоятельства
Общение с природой помогает человеку: Формировать выдержку Формировать уверенность в себе Самостоятельно принимать решения, мобилизоваться Добиваться поставленной цели.
В процессе общения человека с природой происходит: Совершенствование физических качеств человека: Выносливости Силы Ловкости Быстроты
Находясь на природе нужно знать: Как ориентироваться на местности Как обеспечить себя пищей и водой Как соорудить временное укрытие Как и где организовать свой отдых Как оказать первую помощь
В случаях автономного существования: Нужно обладать высокими духовными и физическими качествами Уметь действовать в различных климатических условиях Использовать все то, что дает природная среда
Выводы: 1. В автономном существовании люди могут долго сохранят силы и защищать себя от неблагоприятных факторов
Выводы: 2. Человеку необходимо быть всегда в определенной степени подготовленным к автономному существованию
Выводы: 3. Результаты автономного пребывания человека в природе зависит от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в пище, воде, тепле за счет даров природы
Вопросы При каких обстоятельствах человек может оказаться в условиях вынужденной автономии? Приведите примеры существования человека в природной среде, используя СМИ, худож. литературу. Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации в природной среде?
Вопросы 4. Как природная зона обуславливает специфику жизнедеятельности человека, оказавшегося в условиях автономного существования? Какой режим поведения необходим для выживания в той или иной природной зоне?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
На уроке по теме «Автономное существование человека в природной среде» обучающиеся обобщают знания, полученные на уроках основ безопасности жизнедеятельности в шестом классе. Дают определения: автономия вынужденная и добровольная. Рассматривают вопросы о подготовке к автономному существованию в природной среде.
Номер материала: ДБ-664461
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сайт учителя физической культуры Костенюк Ларисы Викторовны
Выделяют основные причины, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях.
2. Экстремальные ситуации (ЭС) в условиях природной среды:
а) резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.);
б) потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции;
в) потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.
К аварийным ситуациям (АС) в условиях природной среды относятся:
— аварии на воздушном и железнодорожном транспорте;
— аварии на морском и речном транспорте;
— аварии и поломка автотранспортных средств.
Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоятельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.
Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием. Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств, его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели: выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую социоприродную среду.
Природно-средовые: температура воздуха, содержание О2 в воздухе, водоисточники, осадки, рельеф, ветер, влажность воздуха, возмущения электромагнитного поля, солнечная радиация, фауна, флора, изменения фотопериодизма (полярный день и ночь)
Экологические: тепловые и холодовые поражения, укусы ядовитых животных, природно-очаговые заболевания, отравления растительными и животными ядами, острые психические заболевания, паразитарные болезни, травмы
Стрессоры: переутомление, физическая боль, холод, жара, страх, одиночество, уныние.
И факторы, обеспечивающие выживание в экстремальной ситуации природного характера:
Антропологические: обученность действиям в условиях экстремального существования, воля к жизни, мотивация, адаптированность к условиям климата, морально-волевые качества.
Физическое состояние: физическая выносливость, резервы организма
Психическое состояние: активно-преобразовательная деятельность, психологическая подготовленность.
Материально-технические: одежда, спасательное снаряжение, подручные средства.
Аварийный запас: средства радиосвязи, средства сигнализации, аварийный запас пищи, лагерное снаряжение, аварийная аптечка, аварийный запас воды, аварийные плавательные средства
Опыт свидетельствует о том, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение достаточно длительного времени сохранять свои силы, надежно и безопасно осуществлять свою жизнедеятельность, защищать себя от неблагоприятных факторов. При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления. Нельзя впадать в панику, нужно победить в себе страх, контролировать свои эмоции и действия. Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации.
Важное значение для жизнедеятельности человека имеет и природная среда, её физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Каждая из природных зон обуславливает специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения и т.п.
При автономном существовании человеку приходится сталкиваться и с другими стрессорами: физическая боль, жажда, голод, холод, жара, одиночество, переутомление, уныние и т.д. При возникновении этих состояний важно целенаправленными действиями не допустить превышения пороговых значений (пределов) этих психологических состояний. Добиваться тренирующего, а не разрушающего воздействия стресса. Иначе организм человека, исчерпав свои внутренние возможности начнет разрушаться [22, c. 86].
Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холодовый стрессор оказывает воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, цепенеют мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур, например в Арктике, деятельность человека начинается с мер по защите от холода: строительства убежищ, разведения огня, приготовления горячей пищи и питья.
Голод. Совокупность ощущений, связанных с потребностью организма в пище, можно рассматривать как типичную, хотя и несколько замедленную стрессовую реакцию. Известно, что человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание, а при недостатке воды в особенности, ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т. д.
Поскольку аварийный пищевой рацион обычно рассчитан лишь на несколько суток субкомпенсированного питания, источником пищевых запасов должна стать внешняя среда за счет охоты, рыбной ловли и сбора дикорастущих съедобных растений.
Переутомление. Своеобразное состояние организма, возникающее после длительного (а иногда и кратковременного) физического или психического напряжения. Переутомление таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляет волю человека, делает его уступчивым к собственным слабостям. Оно подготавливает человека к психологической установке: «Эта работа несрочная, ее можно отложить на завтра». Последствия такого рода установки могут быть самые серьезные. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное, равномерное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно более полноценным.
Для правильного перемещения в природной среде необходимо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить в природных условиях хотя бы один день, необходимы умения обеспечить себя пищей и водой, соорудить временное укрытие от непогоды, а также позаботиться о личной безопасности.
Выводы по первой главе
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Основными причинами, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях являются.
2. Экстремальные ситуации (ЭС) в условиях природной среды:
а) резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.);
б) потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции;
в) потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов воды, пищи, эффективности аварийного снаряжения и др. Важное значение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях автономного существования имеют внешняя среда, климатические условия. Факторы внешней среды, влияющие на человека, весьма разнообразны. Это температура и влажность воздуха, ветер, солнечная радиация и многое другое. От психофизических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливости. Но и этих важных качеств порой недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный источник воды, замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега, погибают от голода в лесу, кишащем дичью, становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.