Как проехать на машине на телецкое озеро
Бюджетный Автотуризм. Алтай — Южный Берег Телецкого Озера
Маршрут на Южный берег Телецкого озера (ЮБТО), на этот год стоял как резервный, если накроется поездка в Крым. И планировался он на 16 дней. Но Крым – наш. А, следовательно, 16ти дней у нас уже нет, есть неделя. Сокращаем маршрут. И начинаем сборы. Закупаемся едой. Прикручиваем защиту на двигатель. Берем канистру с АИ98 на 10литров.
Как всегда, планировали ехать в 2 экипажа. Два Марча. Но в этот раз, все сложилось еще мудрёнее и в итоге мы поехали одним экипажем в 4 человека, на моем Minifinik’e…
День первый. НСК – Акташ. 800км
Время 9:00. Стартуем за Никитой Поваром, далее на речном вокзале подбираем Никиту ВДВшника и выдвигаемся.
Примерно в середине дня мы пересекаем границу Республики Алтай.
Но наш путь лежит гораздо дальше. Описывать виды Горного Алтая – дело не благодарное и бесполезное. Их нужно видеть. Поэтому, наслаждаясь природой, мы едем дальше.
Пока есть заправки Лукойла – заправляемся на нем. Далее, останется, только сеть НИКА и мы, становимся их клиентами.
Первая, нестандартная вещь, на нашем пути – Семинский перевал. Мы, его уже проезжали, по пути в Монголию, год назад. В этот раз, он дался даже проще, так как теперь, у нас живой двигатель большего объема. Перед перевалом включаем печку и обдув на максимум. Следим за температурой и оборотами. И все. Мы на вершине.
Следом за Семинским, нас ждет перевал Чике-таман. Это уже перевал с живописным, но легким серпантином. Он так же дается нам легко. Хотелось проехать его по старому пути, по грунтовке. Но пошел дождь, и мы решили отложить эту дорогу на обратный путь.
Спустившись с перевала, мы окунулись в Алтай, который еще не сильно заражен урбанизацией, в котором еще сохранилось то, ради чего я туда хочу возвращаться.
После села Иня – связи уже практически нет. Теперь до Акташа едем без телефонов.
Около 21:00 часов начало темнеть. И мы, не доехав до Акташа
40 км, заночевали на берегу Чуи.
День второй. Акташ-Акташский ретранслятор-Улаган-Кату-Ярык.
8:00 Утра. Подъем. Завтрак. Акташ. Заправка. И первой точкой на сегодня, мы решаем взять высоту 3100 метров над уровнем моря – Акташский ретранслятор. По пути на него так же есть руины ртутного рудника. Почитав интернеты, где пишут, что дорога до ретранслятора, для пузотерок, не проходима, я решил возмутиться и проехать по ней. Самый сложный участок мы взяли – участок до шлагбаума. Но тут карты, сложились не в нашу пользу. 1е – мы поехали за джипами с туристами, 2е – пошел дождь, при котором шоссейная резина требовала подключения лебедки из багажника и значительно больше времени, мы приняли решение ехать обратно. В целом, могу сказать – дорога вполне проходима. Из сложностей – пара глубоких вымоин, камни, и труба.
Но сам ретранслятор и рудники мы все же увидели.
По возвращению на асфальт, мы устроили пикник на обочине и двинулись на Красные Ворота, тут дорога идет в перемешку – асфальт/гравийка.
После ворот асфальта будет больше.
Оставив ворота позади, мы поехали в сторону Улагана – последнее место, где есть нормальная связь, магазин и АЗС. Дальше, всего этого уже не будет. Закупились необходимым, заправили бак до отказа и поехали далее. Дорога постепенно теряет асфальт и переходит в гребенку. Тут, уже начинает действовать Монгольское правило параллельных дорог: если есть параллельно основной гравийке – еще одна, едь по второй, она лучше.
После Улагана, нас ждет Улаганский перевал, потом подъем на Кату-Ярык, на верхней точке которого, мы остановились, насладиться видами.
На спуске к серпантину Кату-Ярыка, мы нашли просто сумасшедшее место для лагеря! Так прошел день 2й.
8:00 утра. Подъем. Завтрак. 1 км по дороге до серпантина. Прогулка по краю обрыва.
Незабываемые виды Чулышманской долины и предвкушение новых открытий.
Мы спускаемся по перевалу, которым все так пугают.
На грибах встречаем туристов из Новосибирска, разговорившись, узнаем про проезд на ЮБТО. Там есть две дороги. Направо – бесплатная. Налево – платная. Ведут они в одно место. И, следовательно, платить не имеет смысла.
Спустившись с грибов и переплыв обратно. Набираем на базе воды (Бесплатно, что на Алтае дико) и выкидываем накопившийся мусор (тоже бесплатно, прямо в буханку мусоровоз). А уже после этих манипуляций, начинаем смотреть, что же у нас с колесом…
Выясняется, что стук хоть и пластиковый, но исходил от расслабившихся гаек колеса. Решив эту проблему, мы выдвигаемся далее. Задача, успеть на ЮБТО засветло. Дорога продолжает радовать видами, старые деревянные мосты, ручьи, водопады, Чулышман…
Следующий источник сотовой связи – Балыкча, далее ЮБТО. На дороге нам начинают попадаться ворота. Закрытые. Мы их открываем и едем дальше. Таких ворот на пути будет 3-4. Изначально они сделаны, видимо, чтобы не разбегался скот. Но у всех ворот сидят дети и продают лепешки, хлеб, молоко и прочее. Все по 50р. Это своеобразная плата за проезд. Необязательная. Ворота, открывать никто не помешает. Но можно купить что-то.
Чем ближе к ЮБТО, тем больше пейзажи начинают напоминать сказку, фэнтези… настолько все красиво и нереально.
Около 18 вечера, мы въезжаем в Балыкчу. Появляется связь.
День четвертый. ЮБТО – Лагерь у подвесного моста (2,5км от перевала).
День 5й. Кату-ярык – Улаган – Гейзерное Озеро – Вид на долину Актру.
8:00 утра. Подъем. Завтрак. И мы покоряем перевал Кату-ярык.
Завершающим видом на сегодня, для нас стал вид на долину Актру. Импровизированная смотровая площадка, находится в 30 км от села Акташ. Нужно свернуть с трассы направо, и по проселку подниматься по холмам, пока не упретесь в конец дороги на вершине.
Вернувшись в Акташ, мы решили снять палатко-место и баню. На одной из баз, это нам обошлось в 950 рублей (250 машина+палатка и 700р баня/час). Завтра нас ждала дорога домой, которая тоже не оставила нам времени погрустить.
День 6й. Акташ – Белый бом – Аржан-Суу – Новосибирск.
800км
7:30 утра. Завтрак. И в путь.
На этот день было запланировано порядка 13 точек, на которых хотелось остановиться, по пути. Но дорога внесла свои коррективы…
Проехав до водопада Ширлак, мы остановились, ребята пошли смотреть на водопад, а марч, тем временем – заглох.
По всем признакам – сел аккумулятор. А раз сел он на работающем авто – значит генератор его не заряжал. Беда. Связи еще нет. Ловим буханку. Просим аккумулятор. Подкидываем аккумулятор. Заводимся с полпинка, но снимая аккумулятор – авто глохнет. Проверяем все предохранители, салонные, моторные, под левой фарой… все живое. Отпускаем буханку. Достаем трос. Но для начала ставим аккумулятор, пытаемся завестись. Заводимся! Гасим все электроприборы и едем.
Наше счастье длилось не долго. Не доезжая 7км до села Белый Бом, мы глохнем окончательно. Связи нет. Ловим Ниссан Патрол, он на галстуке нас тянет до Белого Бома. Тут есть люди. Но связи по-прежнему нет. Благодарим экипаж Патрола.
Унывать в таких ситуациях, я не привык. Такие ситуации сами себя не решат. Да и это интересно же. Настоящий квест…
Идем в местное кафе. У девушки за стойкой спрашиваем, есть ли у них в селе СТО, люди кто понимает в автомобилях или на худой конец зарядное устройство для аккумулятора?
Девушка не владеет информацией и зовет хозяйку кафе. Та, выслушав нас, говорит, что СТО тут нет. Их автомобиль на ремонте в Горно-алтайске… А это 400км от нас. Ближайшая связь будет в селе Иня, через 37км… Но, говорит, сходите через дорогу, на турбазу, может они, Вам, помогут…
Делать нечего, идем на турбазу. В юрте, с гордой вывеской АДМИНИСТРАЦИЯ, нет ни души. Но на столе стоит вожделенная зарядная станция для АКБ. Это повышает уровень нашего оптимизма, и мы начинаем ждать администратора…
20 минут спустя, так никого и не дождавшись, мы спрашиваем местную торговку с рынка сувениров, где тут могут быть хозяева базы. Торговка отправляет нас в направлении двухэтажной постройки. Подойдя к двери, мы постучали. К нам вышел Хозяин базы, мужчина лет 45, рассказал, что зарядка есть. Но она сломана и работает только на 24вольта (а нам нужно 12в). И если мы все же хотим ею воспользоваться, то нужно ждать Джамал, администратора.
Вернувшись к юрте Администрации, мы минут через 5ть, таки дождались Джамала. Им оказался молодой парень до 30ти лет. Обрисовав ему нашу ситуацию, я предложил бартер – Я чиню зарядную станцию и заряжаю свой АКБ. Джамал согласился. Согласился и пошел искать отвертку. В машине ее не оказалось. В доме хозяина базы тоже. В итоге, спустя 10 минут, отвертка была найдена, и я принялся за ремонт.
Через полчаса, при помощи дерьма и палки, зарядное вновь стало работать в 2х режимах, АКБ был установлен на зарядку. Время 13:30.
Пока АКБ заряжался, мы погуляли по окрестностям, попробовали найти пещеру Белого Бома, но безрезультатно. И вот, в 16:30 мы устанавливаем АКБ на место и движемся до села Иня, дабы оказаться на связи с внешним миром.
До Ини мы доехали без приключений. Интернет, на этот раз нам не помог. Но помог бортовой компьютер, который показывал, когда есть заряд аккума, а когда нет. Путем не хитрых логических построений, работоспособность автомобиля была полностью восстановлена, и мы отправились домой.
Уже затемно, мы остановились у источника Аржан-Суу, чтобы передохнуть и набрать воды.
В 7 утра следующего дня, мы были дома.
Еще больше информации и фото — в моем инстаграме Salolifter или по хэштэгу #МарчКоторыйСмог
Телецкое озеро на Горном Алтае 2021: как добраться, какие цены на базах отдыха и какие достопримечательности стоит посмотреть
С давних времен алтайцы называли это озеро «Алтын-Кёль» – золотое озеро. Правда, не столько из-за его красоты, сколько благодаря обилию водившихся в этих местах соболей. Да, золотое здесь в значении богатое. Алтайцы эти, кстати, принадлежали племени тёлёсов, и впоследствии пришедшие сюда казаки (народ, надо сказать, довольно приземленный) назвали Золотое озеро просто Телецким.
Телецкое озеро находится в республике Горный Алтай, в его северо-восточной, горно-таежной части, на территории сразу двух районов: северная часть расположена в Турочакском районе, а южная в Улуганском.
Телецкое озеро называют меньшим братом Байкала: это второе по величине естественное хранилище питьевой воды в России. Длина Телецкого озера ни много ни мало – 78 км, ширина в самом узком участке составляет 2,9 км, в самом широком – 5,2 км. Максимальная глубина Телецкого озера – 325 м. Содержание воды – около 40 куб.км. Телецкое озеро питают 70 рек и речек, а вытекает единственная Бия. Вода в Телецком озере полностью обновляется за 6 лет.
Кроме всего прочего Телецкое озеро в составе природного объекта «Золотые горы Алтая» входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо Телецкого озера объект «Золотые горы Алтая» включает непосредственно Алтайский заповедник, а также плоскогорье Укок, Катунский заповедник и зону горы Белуха.
Как добраться до Телецкого озера?
Телецкое озеро принято разделять на два берега: северный и южный. Большая часть туристов едет на северную часть Телецкого озера. Здесь расположены два крупных поселка – Артыбаш и Иогач. Эти места характеризуются как хорошей транспортной доступностью, так и развитой туристической инфраструктурой. Времени, чтобы добраться до южного берега Телецкого озера, требуется втрое дольше, а турбаз здесь практически нет. Для первой, ознакомительной поездки на Телецкое озеро мы рекомендуем выбирать отдых на северном берегу.
Итак, как мы уже сказали, самый крупный населенный пункт на берегу Телецкого озера – это поселок Артыбаш. На автобусе добраться до Артыбаша можно почти из всех крупных городов Алтая.
Удобней всего до Телецкого озера добраться из Горно-Алтайска. Расстояние между Артыбашем и Горно-Алтайском – 157 км. Автобусы ходят довольно регулярно. Цена проезда – от 430₽. В пути 2 ч 30 мин.
От Бийска и Барнаула до Телецкого озера тоже идут прямые автобусы, но добираться дольше. Расстояние до поселка Артыбаш 256 км и 414 км соответственно. От Бийска автобус идет 6 час 20 мин, цена проезда от 700₽. От Барнуала – 8 час 10 мин, цена – от 1100₽.
Также до Телецкого озера можно добраться из Новосибирска, но регулярные рейсы в Артыбаш идут только летом. Расстояние от Артыбаша до Новосибирска – 606 км. В среднем поездка обойдется в 2000₽, ехать около 11 ч.
Поселок Иогач находится буквально через дорогу от Артыбаша – точнее через реку Бию. Поселки соединяет мост. Вообще, если не знать, что это два разных населенных пункта, то можно принять их за один поселок.
Базы отдыха на Телецком озере
В среднем цены на жилье в Артыбаше примерно 2000-2500₽ за ночь (стандартный номер, цены в высокий сезон – июль 2021).
Самое дешевое жилье в Артыбаше – это номер с двуспальной кроватью в гостевом доме «Олимп». Цена такого отдыха – 500₽ за ночь.
Если вы желаете жить в номере с видом, то всего в полукилометре от Телецкого озера находится отель «Артыбаш». Стандартный номер обойдется вам в 3990₽.
Вариант, так сказать, посередине – это гостевой дом «Алтай Тайм». Цена за номер – 1300₽.
Довольно часто туристы доезжают до Артыбаша, а потом по мосту идут в Иогач. Цены здесь примерно такие же, но больше вероятность свободных номеров.
Отдых в номере на втором этаже с балконом в гостевом доме «Два капитана» обойдется вам в 2500₽ за ночь.
Более дешевый вариант жилья – это гостевой дом с неромантичным названием «Госдом на Подгорной». Зато цена стандартного номера – 900₽.
Если вы путешествуете по Горному Алтаю на автомобиле, то можете добраться и до более отдаленных мест. Например, в туристический комплекс «Алтай Village Телецкое». Отдых здесь недешевый, но роскошный. Ночь в стандартном номере обойдется вам в 15500₽, а вот отдельное шале уже в 38000₽.
А еще можно поехать в село Яйлю. Оно находится на территории Алтайского Государственного Природного Заповедника. Здесь нет турбаз, да и букинг предлагает только один вариант – гостевой дом «Усадьба Ароновых» (отдых в «Усадьбе» обойдется вам в 3000₽), но местные жители с готовностью сдают комнаты и летники для туристов.
Алтай-2021, часть 3: долина Чулышмана и Телецкое озеро, а также опасности и приключения
Итак, мы достигли Акташа и на следующий день ушли с Чуйского тракта на дорогу через Улаганский перевал до Телецкого озера.Говорят, в тех краях меньше всего любят туристов. Вчера в кафе, когда мы ужинали, в дверях показалось тело остекленевшего алтайца, который, пошатываясь, постоял несколько секунд и вышел. Карина сказала: «А теперь представьте себе такого же с ружьем». Мы поёжились. Но, забегая вперед, скажу, что с местным населением ни в ближайшие два дня, ни после никаких конфликтов не было.
6 мая. Выехали в 9 и поехали прямым ходом до перевала Кату-Ярык, нигде не останавливаясь. Я села рулить. Заправились в Акташе на «Опти» — хз что за заправка, вроде франшиза Газпрома. Дорога до Улагана местами даже с асфальтом, дальше переходит в грунтовку а-ля грейдер со спусками и подъемами. Осваивала торможение двигателем на автомате. Всё было хорошо, пока мы не начали спускаться с перевала Кату-Ярык. Спуск довольно крутой и представляет собой серпантин из нескольких петель с поворотами на 180 градусов. Мне в общем не было страшно, потому что я рулила, только на середине спуска я поняла, что гадский автомат не хочет тормозить двигателем, а тормоза нам кагбе ещё пригодятся, и врубила понижайку. Сползли потихонечку. Традиционно мы ехали замыкающими, и товарищи уже ждали нас внизу. Фото Юры:
Все собрались и стали обмениваться впечатлениями. Пассажиры говорили, что им было страшновато. Между средними петлями на спуске видели разбитую Ниву, потом нашли в сети информацию, что у этой машины был автозапуск (sic!), ее владельцы стояли наверху и фотографировались, а Нива завелась и укатилась. Люди не пострадали.
Потрепались, я открыла заднюю дверь, а на месте, где сидел Курсор, лежит кирпич))
#EдемНаАлтай-2021. Часть 2. Телецкое озеро.
В предыдущей части — #EдемНаАлтай-2021. Часть 1. Дорога Пермь – Алтай, мы остановились на том, что разместились на ночлег в Горно-Алтайске. Отсюда и продолжим.
Хочу сразу заметить, решение искать жилье в Горно-Алтайске по-факту было стратегически неверным – дело всё в том, что мы попали в самый туристический пик и практически все доступные для бронирования места оказались занятыми. Пришлось выбирать из того, что осталось. Хорошо мы не самые привередливые постояльцы – для двух семей общим количеством 8 человек, нам достаточно было двухкомнатной квартиры, которую хоть и не без труда, но все же удалось найти через AVITO. Так что, мой Вам совет, если собираетесь в Горно-Алтайск, заранее проработайте вопрос о найме жилья, здесь его не так уж и много! Кстати, для понимания, 2-х комнатная квартира обошлась нам в 3 000 руб. в сутки.
Итак, вернемся к основной ветке нашего повествования. Как и было сказано, столь ранний подъем на следующее утро, был обусловлен просто – в 12.00 начинается обзорная экскурсия по Телецкому озеру на теплоходе «Пионер Алтая». Именно с посещения Телецкого озера мы решили начать наше знакомство непосредственно с Республикой Алтай.
Расстояние от Горно-Алтайска до села Иогач, откуда стартует экскурсия, порядка 160 км, поэтому минимум 3 часа надо закладывать на дорогу. Плюс незапланированные остановки, фотографирование местных достопримечательностей – вот и набегает 4-5 часов в общей сложности.
Небольшая историческая справка: Телецкое озеро, расположенное среди гор на Алтае, считается одним из самых популярных мест отдыха у туристов и включено в число объектов всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Водоем также является частью особо охраняемой природной зоны, которая называется Золотые горы Алтая. Телецкое озеро находится в Турочакском и Улаганском районах Алтая, окружено горами. Берега водоема крутые, испещрены множеством бухт, от этого озеро только выигрывает — если плыть по водной глади на лодке или катере, то вид открывается невероятный. На севере к озеру примыкает хребет Торот, также на северном берегу расположены поселок Артыбаш и села Яйлю и Иогач, из главных достопримечательностей — каменный залив и кордон Камга. На юге — Чулышманское нагорье, на востоке — хребты Корбу, Абаканский и кордоны Беле, Кокши и Челюш, а также водопады Киште и Корбу. На западе — хребты Алтынту, Иолго и Сумультинский. Кстати, правый берег Телецкого озера, на котором расположены главные природные достопримечательности, входит в состав Алтайского государственного природного заповедника.
Размеры водоема впечатляют: ширина колеблется от 2,9 до 5,2 километра, а длина составляет 77,8 километра. Это еще не самое удивительное: Телецкое озеро считается одним из самых глубоких в России. Средняя глубина водоема — 174 метра, а максимальная — 325 метров. Для любителей рыбной ловли Телецкое озеро стало одним из самых любимых мест: вода пресная, чистая и прозрачная. В водоеме водится 18 видов рыб. Самые популярные из них — щука, окунь, лещ, налим, сиг и другие.
Благодаря своим масштабам, в озеро впадает сразу 70 рек, при этом в основном питает водоем река Чулышман. Она впадает в водоем с юга. На севере из озера вытекает река Бия. Также у водоема есть два больших залива — Кыгинский и Камгинский. На берегу озера растут лиственницы, сосны, кедры и пихты.
Интересно и происхождение названия Телецкого озера. Примерно 400 лет назад на берегу водоема обитали племена телесы. От них и произошло название. Однако есть и другое наименование — Алтын-Коль (что означает «золотое озеро»), и вот это название связано с одной легендой — Много лет назад в здешних краях был сильный голод. У одного мужчины хранился большой слиток золота, он решил его обменять на еду, чтобы накормить семью. Ни в одном доме ему не смогли помочь, так как ни у кого не было даже лепешки. Тогда мужчина, отчаявшись, выкинул бесполезный слиток золота в озеро и спрыгнул сам со скалы. Местные жители считают, что где-то глубоко на самом дне озера до сих пор находится этот огромный слиток.
Ну как, впечатляет информация? Так и хочется поскорее увидеть это удивительное озеро своими глазами? Вот и мы хотели как можно быстрее добраться до него и лично убедиться, что всё это правда.
Но для начала следовало определиться каким видом транспорта воспользоваться для проведения экскурсии. Вариантов несколько. Самый первый и самый надёжный – большой теплоход «Пионер Алтая», экскурсии на котором по Телецкому озеру проходят ежедневно, их длительность 5,5 часов, а стоимость 1 800 руб. — со взрослых и 1 200 руб. — с детей, возрастом 6-12 лет.
Другой вариант — аренда небольшого катера, рассчитанного на 6-10 человек. Этот вариант даёт возможность получить более «приватный» вид экскурсии, почти индивидуальный. Но и стоимость такой услуги значительно дороже — от 1 800 руб. с человека за 2-2,5 часовую экскурсию.
В итоге, взвесив все «за» и «против» мы решили остановиться на первом варианте и прокатиться по Телецкому озеру на комфортабельном теплоходе. Приобретением билетов озаботились накануне — через сайт Pioner-altaya забронировали и выкупили места.
Из Горно-Алтайска выехали в 7.00. Дорога до озера проходит по живописным местам, часто через небольшие населённые пункты. В пути надо быть крайне внимательными, так как за любым поворотом тебя может ожидать большой сюрприз — пасущиеся прямо вдоль обочин лошади или коровы.
С учётом нескольких остановок в пути до озера добрались ближе к 11 часам. До начала экскурсии оставалось чуть больше часа, этого времени как раз хватило, чтобы запарковать машины и немного прогуляться по посёлку Иогач. Туристов здесь очень много, причём отдыхать можно круглый год — летом понятное дело на озере, а зимой к услугам туристов целый горнолыжный комплекс «Телецкий».
Ближе к отплытию Пионера Алтая на набережной стал скапливаться народ. Образовалась небольшая толчея за право первыми попасть на теплоход и занять лучшие места. Как оказалось позже, мест хватает всем и в любом помещении теплохода можно комфортно разместиться и провести время. Весьма интересна история этого теплохода. Немного расскажу о Пионере Алтая.
Небольшая историческая справка: Теплоход «Пионер Алтая» по паспорту «ОМ-145» (озерный московский), «родом» из Московского судостроительного завода, 1964 года выпуска. От судов класса «река» он отличается повышенным запасом прочности. Своим ходом из Московского пароходства Северным морским путем по каналам и морям ледовитого океана, по реке Обь, а затем по реке Бия весной 1968 года «Пионер Алтая» пришел на Телецкое озеро.
Судьба уготовила «Пионеру» насыщенный трудовой путь — полный событий, интересных историй и жизненных перипетий. На протяжении почти 25 лет «Пионер Алтая» совершал ежедневные рейсы по Телецкому озеру, и для целого поколения туристов эта водная прогулка стали одним из самых ярких воспоминаний от посещения Горного Алтая. Однако в начале 90-х для теплохода могло всё окончательно закончиться. Отшумели ветра в брезентовых палатках туристов-романтиков, отзвенели гитары, отгорели костры большой светлой эпохи планового советского туризма на Телецком озере. В августе 1992 года круизная жизнь «Пионера Алтая» остановилась. В тот год, как обычно, «Пионер» пришвартовался возле турбазы «Золотое озеро» после очередного сезона на зимовку, а оказалось, что на целых 17 лет. Так они и стояли — «Пионер Алтая» и его брат — теплоход «Яков Баляев» — брошенные, со снятыми двигателями, с выбитыми иллюминаторами, уныло напоминая о давно минувших временах, которым уже никогда не суждено вернуться. И неизвестно, чем бы закончилась история «Пионера Алтая», если бы судьба не послала ему отважного человека, который в самый последний момент буквально спас его от гибели и подарил «вторую» жизнь.
Молодой предприниматель Иван Южаков, который выкупил теплоход и подарил ему новую жизнь, — сначала восстановил как стоечное судно, а затем поставил на ход. То, во что мало кто верил, свершилось — летом 2014 года произошло чудесное возвращение «Пионера Алтая» в строй — в летний сезон он регулярно отчаливает от пристани как в старые добрые времена. Многие туристы приезжают на Телецкое озеро специально, чтобы прокатиться на «Пионере», особенно те, у кого связаны с ним воспоминания детства и прекрасной туристической молодости.
Итак, ровно 12 часов начинается экскурсия. Теплоход отходит от пристани и неспешно движется по своему маршруту. В течении ближайших 5,5 часов Пионер Алтая покажет своим гостям всю северную часть озера, а также два водопада — Чедор и Корбу, вблизи которых будут сделаны остановки, длительностью 50 минут каждая. С борта теплохода открываются потрясающие своей красотой виды на берега Телецкого озера. Как же хорошо, что цивилизация еще не успела полностью поглотить это место. Лишь кое-где видны небольшие дачные посёлки, а в основном — девственные леса и горы. Красотища неописуемая!
Где-то на середине пути встречаем идущий навстречу паром с машинами, направляющийся с южного берега озера к северному. Именно на таком пароме мы планировали тоже прокатиться, но отпугнули расценки — до 12 000 руб. за машину и очередь на паром на две недели вперёд. Бронировать такую поездку надо очень заранее!
Первая остановка у водопада Чедор. За то, чтобы посмотреть на совсем маленький водопадик надо заплатить 100 руб. с человека. При этом поскольку почти все пассажиры теплохода идут в одно время, толпа у самого водопада собирается очень приличная. Чтобы сделать красивый кадр надо очень постараться!) Единственное, что понравилось в этом месте — красивые виды на озеро со смотровой площадки вблизи водопада.