Как протравить ржавчину на авто

🔧 Как бороться с ржавчиной на автомобиле? Советы по удалению.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

— Так и не смог понять, откуда на крыше моей машины образовалась точечная, но достаточно глубокая вмятина. Похоже не большую ветку с острым сучком, но вроде бы рядом я ничего похожего не видел… А то, что я увидел через несколько недель на месте этой вмятины приятным точно не назовёшь – ржавчина… В данной статье я расскажу как бороться со ржавчиной на автомобиле и дам советы из личной практике по удалению ржавчины.

— Итак, что же это такое – всем знакомая ржавчина, или говоря более научно – оксид железа Fe2O3. Ржаветь способно только железо или его сплавы, которые окисляются после соединения металла с водой. Коррозия металла – это электрохимический процесс, при котором с анода (его роль выполняет металлический кузов автомобиля) эмиссируются электроны, которые через электролит (вода даже с незначительной примесью солей) попадают на катод (металлические части, которые могут принимать электроны). В результате этого процесса железо кузова машины и преобразуется в оксид железа – то есть ржавеет.

— Понимание процесса коррозии и даёт нам инструменты для борьбы с ней. Так как кузов машины сделан из железа, то анод и катод найдутся всегда, а вот с электролитом мы должны что-то делать. Кстати, именно из-за большей насыщенности различными солями химических реагентов, которые используют коммунальные службы в борьбе со льдом, машина и начинает усиленно ржаветь в этот период (очень уж насыщенным и качественным получается электролит).

— Процесс борьбы с коррозией является многоступенчатым и делится на три принципиально различных направления.

— Первый путь – пассивный. Раз мы не можем заменить железо кузова машины на, к примеру, пластик (достаточно хрупко) или на металлы без железа (дорого) – нам необходимо покрыть металл кузова изолирующим покрытием – т.е. загрунтовать и покрасить. Этот процесс и является наиболее эффективным способом предупреждения коррозии – но необходимо постоянно следить за цельностью защитного покрытия, проверять его на мелкие повреждения – трещины, удары, сколы. В случае их обнаружения следует незамедлительно принимать меры к восстановлению покрытия.

— Также к этому пути относится и мероприятия, связанные с чистотой машины – мойка (раз в две недели) и периодическая (после каждой второй мойки) обработка воском покрытия машины – по воску вода быстрее стекает с покрытия.

— Воскование – это уже второй путь борьбы с коррозией, называемый активным, то есть использование различных физических и химических покрытий на металл. Для этого применяются различные мастики, герметики, защитные смазки и антикоррозионные спреи. Их существует большое множество, но суть одна – создание дополнительного защитного слоя помимо основного лакокрасочного покрытия. В основном эти препараты используются на наиболее подверженных опасности коррозии участках машины – днище, пороги, арки. Дополнительная защита эффективна только в случае, если наносится на абсолютно чистые и сухие поверхности, иначе под пленкой защиты может остаться вода, которая будет продолжать процесс коррозии.

— Третий путь – электрохимический – используется реже, в первую очередь из-за высокой стоимости и необходимости постоянного питания установленного дополнительно электронного прибора (станции катодной защиты). Грубо можно сказать, что благодаря изменению электродного потенциала, процессы коррозии в автомобиле начинают проходить только в определённом месте, и катодом теперь является не кузов машины, а специальный электрод, который и ржавеет вместо неё. Появилась и более новая, чисто электронная система, «Финал-коат», образующая равномерный поток свободных электронов на кузове машины, которые не взаимодействуют с атомами металла.

— Все три пути защиты кузова идеально взаимодополняют друг друга, но все равно иногда случается промашка и процесс появления ржавчины показывает себя во всей своей буро-рыжей красе. Тут уже нужно действовать оперативно, так как запустить процесс коррозии по всему корпусу очень просто, а вот избавиться от него гораздо сложнее.

Перво-наперво, нужно тщательно удалить ржавчину. Для этого используется слабый раствор щелочной кислоты, которым обрабатывается ржавчина, а затем она удаляется механически (наждачкой или металлическими щётками). Тщательно соблюдайте требование инструкции, так как кислота достаточно агрессивна и просто разъедает ржавчину изнутри, и этот процесс нужно вовремя остановить.

— Также эффективны так называемые преобразователи или модификаторы ржавчины, которые в результате химической реакции преобразуют оксид железа в таннат железа, который является более стабильным веществом. Качественные модификаторы содержат полимеры и выступают в роли грунтовки. Недостатком является то, что если оксид металла не обработается во всем объёме и останется, то процесс коррозии будет продолжаться.

— Сейчас в специализированных магазинах легко найти те самые преобразаватели ржавчины различных видов. Стоимость их довольна не высока. Процесс обработки очень прост, сначала зашкуриваем поврежденное место до чистого металла, затем наносим состав преобразователя ржавчины и оставляем на несколько часов в зависимости от инструкции. Не пугайтесь, когда очищенный участок будет зеленным цветом, — это работает модификатор ржавчины.

— Далее все стандартно – место, с которого удалили ржавчину (или преобразовали её) шпаклюется, грунтуется и красится. Действия повторяются при необходимости. В моём же случае я решил воспользоваться современным и наиболее надёжным и стойким, по моему скромному мнению, методом – проведением оцинковки. Способ также является электрохимическим процессом, и в результате электролиза раствора, содержащего цинк, на поверхности железа появляется защитный слой из цинка, не подверженный ржавчине.

— Теоретически подготовиться к этому процессу можно было и самостоятельно, но я предпочёл купить готовый набор, состоящий из двух пузырьков с жидкостями (плюс вспомогательные штучки). Первая предназначена для удаления ржавчины и обезжиривания поверхности (ржавчину я удалил механически – благо её было немного – но все-таки…). Затем я смочил специальный тампон в содержимом второго флакона – растворе солей цинка – и с помощью прилагаемого проводка, подсоединённого к аккумулятору, запустил процесс электролиза.

— В результате я был: а) жутко доволен своей технической и химической продвинутостью; б) восполнил психологическую потерю от некупленного мне ещё в детстве набора юного химика; и в) получил на кузове тонкий слой защитного цинкового покрытия серого цвета (а пузырёк с моей краской у меня итак есть).

Так что бороться с ржавчиной на автомобиле можно и нужно, и Вы теперь тоже знаете – как.


Источник

Удаление ржавчины с кузова автомобиля своими руками.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Кузова всех автомобилей подвержены коррозии, но с ней можно и нужно бороться. В этой статье я расскажу как самостоятельно избавиться от ржавчины на кузове вашего любимого авто, и, тем самым, продлить ему жизнь и улучшить внешний вид. Рассказывать и показывать буду всё на примере собственного ремонта. Делал всё в первый раз и получилось очень даже неплохо. Так что, думаю, любой автолюбитель сможет это повторить и сэкономить кучу денег на кузовном ремонте.
Итак, приступим…

Для ремонта вам понадобится:

— Наждачная бумага крупная (120) и мелкая (400 и 600);
— Щётки по металлу, но лучше болгарка или электродрель со специальной насадкой;
— Обезжириватель;
— Преобразователь ржавчины (Цинкарь)
— Шпатлёвка со стекловолокном;
— Шпатлёвка обычная;
— Грунтовка антикоррозионная в баллончике;
— Краска в баллончике;
— Малярный скотч и побольше газет;
— Чистые тряпки для обезжиривания;

Вот так моя машина выглядела до ремонта:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Перед началом работы нужно хорошенько вымыть машину, чтобы было видно все повреждённые места. После того как вы помыли машину и приготовили всё необходимое можно приступать.

1. Хорошо очищаем поверхность от ржавчины и старой краски. Желательно использовать для этого болгарку или электродрель со специальной насадкой, это сэкономит вам кучу сил и времени, да и ремонт будет более качественным.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Если вы нищеброд и у вас нет ни болгарки, ни дрели, то придётся чистить всё вручную (как это пришлось делать мне, т.к. болгарка почти сразу сгорела) крупнозернистой наждачкой и щёткой по металлу. Будьте осторожны при обработке поверхности крупной наждачкой. Лучше использовать наждачную бумагу не грубее 120-ой. Я пользовался вначале 40-ой и наделал царапин, которые видны даже после покраски.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

2. Протираем и обезжириваем очищенную поверхность.

3. Обрабатываем очищенную поверхность преобразователем ржавчины. Это нужно для ликвидации ржавчины на химическом уровне и полного её удаления.

5.Наносим шпатлёвку со стекловолокном, чтобы заделать большие вмятины или дырки от коррозии. После того как она высохнет выравниваем её грубой наждачной бумагой. Полностью её выровнять не получится, потому что она служит для заделки крупных неровностей, как фундамент для обычной шпатлёвки.
Важно! Старайтесь не поцарапать кузов во время работы с грубой наждачкой!

7. Наносим обычную шпатлёвку. После её высыхания шлифуем наждачкой до ровной поверхности.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

9. Места которые не будем красить заклеиваем малярным скотчем и газетами.

10. Наносим антикоррозионный грунт Я наносил его из баллончика в 3 слоя. 1-ый слой самый тонкий, 2-ой потолще и 3-ий окончательный слой самый жирный. Между слоями делайте выдержку 10-15 мин., чтобы грунтовка успевала высохнуть. Чтобы грунтовка легла хорошо нужно держать баллончик на расстоянии 20-25 см от поверхности и делать движения по горизонтали.
Если на кузове нет больших повреждений от ржавчины, то можно не шпаклевать, а сразу наносить грунт и красить.

11. Матуем грунт мокрой 600-ой наждачкой. Наждачку лучше предварительно замочить в воде минут на 5. Далее ждём когда поверхность высохнет.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

13. Покраска. Чтобы краска ложилась хорошо и без подтёков её нужно наносить с расстояния 20-30 см и делать движения по горизонтали. Краску наносил в 4 слоя, каждый последующий слой жирнее предыдущего. Между слоями делал паузу 15-20 мин., чтобы краска подсыхала. Не забывайте периодически трясти баллончик с краской в процессе покраски.

Источник

Борьба с рыжиками.(сбор информации и эксперименты) Травление ржавчины. Цинкование

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Всем привет!
Мне уже изрядно надоело каждый год, а иногда и несколько раз в год зачищать и закрашивать эти гадкие «цветочки ржавого цвета» и поэтому начал искать информацию, что же можно сделать, чтобы хотя бы не навсегда, но надолго забыть про них. Почитав кучу сайтов и блогов, выяснил, что вариантов много.Наверно самый лучший — купить новую оцинкованную иномарку))) Но это не наш метод))
В итоге выделил для себя несколько вариантов:
1. использование преобразователя ржавчины(эфективен на участках, где коррозия не глубокая и не сильно пожрала металл)
2. использование грунтов или красок с содержанием цинка (возможно и хороший вариант, но возник вопрос, если появятся на местах обработки сколы от камушек и т.п. не пойдет ли коррозия заново)
3. электрохимический способ нанесения цинка(гальваническое цинкование)
Почитав подробнее про все это, пришел к выводу, что самый надежный — это цинкование.
Но для начала нам нужно подготовить поверхность обработки, т.е. зачистить ржавчину. Наждачная бумага или металлическая щетка по моим наблюдениям не совсем полностью справляются с поставленной задачей, ну или с удалением приличного слоя металла. Поэтому, почитав много статей, нашел один способ — травление ржавчины электролизом, который мне приглянулся. Для начала решил провести эксперимент на кусочке ржавого металла и результат порадовал.

В принципе ничего сложного. эффект, скажем так, получается не совсем быстро, но я думаю оно того стоит. ржавчина просто выедается(даже из глубоких впадинок)
Теперь о самом процессе.
Нам понадобятся:
1. Кальцинированная сода(продается в хоз.магазинах.купил за 22 р.)
2. Нержавейка (я использовал лезвие от старого, сломанного ножа, больше ничего не нашел, а ложку мне жена не дала))))
3. Лампочка (я взял двухконтактную, которая, например, в пятнашке в задних фонарях используется, но лучше по мощнее взять, процесс быстрее пойдет)
4. Провода.

Ну и сам процесс:
Развел кальцинированную соду с водой, количество не замерял, просто насыпал в стаканчик и размешал(наверно где-то ложки 2-3 столовые получилось на стаканчик, долго перемешивал, т.к. плохо растворялась).
Схема подключения : от «+» питания(аккумулятор авто) через лампочку на нержавейку.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Металлическую пластину к «-«(кузов авто как раз на «массе»)

Электрод из нержавейки нужно обмотать губкой или тряпкой(чтобы не было прямого контакта), но не очень толстым слоем.
Обмакиваем электрод в раствор соды и поехали «пузырять»))
На видео показан процесс

Источник

Как правильно бороться с очагами коррозии. Варианты.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Давно хотел рассказать о способах борьбы с ржавчиной, но все время оставлял текст в черновиках из-за того что про ржавчину не могу писать красиво. Ржавчина — это враг металлов, и тяжело кучу информации про нее слить в единый опус, да еще интересный для прочтения. Но попробуем сделать это, разбавив текст картинками.

Что такое коррозия — википедия кратко сообщает что это разрушение металла при взаимодействии с окружающей средой. Другими словами окисление при взаимодействии с влагой и кислородом. Чтобы это окисление не происходило, или как можно дольше не начиналось — снаружи металл покрывают краской, а внутри антикоррозийными средствами. Там где плохо подготовлено, плохо обработано или плохо окрашено — там всегда вылезет ржавчина, это вопрос времени. Зарубежные источники часто ржавчину сравнивают с грибком, на теле человека, что если она появилась, то можно залечить, но не искоренить полностью. Давайте еще раз повторим и запомним, если есть коррозия — то что с ней не делай, она всегда вылезет, это вопрос лишь времени и качества подготовки, но она всегда вылезет снова. Но какие варианты есть для предотвращения или замедления развития коррозии? К сожалению их всего три:

1 способ — это радикальный и небюджетный, замена детали целиком. Это хороший вариант, но он не всегда возможен и оправдан, так как дверь или переднее крыло заменить легко, а арку колеса или часть стойки — гораздо сложнее. Придется пользоваться сварочным аппаратом и режуще-зачистным инструментом.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

2 способ — это пескоструй. Если нет возможности или желания менять кузовную деталь, то можно воспользоваться пескоструем. Как понятно из названия (песок и струя), это прибор, агрегат, как удобнее, из которого под давлением вместе с воздухом вылетают песчаные крупинки, они бьются о поверхность и вычищают металл до бела, все поры и очаги коррозии улетают на глазах. Лучше пескоструя пока не придумали способа избавиться от коррозии. Услуги пескоструя всегда востребованы и относительно дороги, но результат всегда оправдывает затраченные средства.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

3 способ — это химический, я бы так назвал или универсальный. При таком способе все поры коррозии никогда не будут полностью удалены, но благодаря современной химии можно замедлить окисление металла.
Химический способ удаления коррозии делится на 3 этапа:
— для начала необходимо обработать коррозию механическим путем. Это можно делать зачистным или коралловым кругом на болгарку, можно по старинке наждачкой на бруске, в общем на этом этапе необходимо зачистить металл максимально тщательно, чтобы полностью увидеть масштаб очага коррозии. Ниже на фото показана дверь после зачистки болгаркой:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

— после механического верхнего слоя ржавчины, мы увидим примерно такую картинку, как показано ниже:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

отчетливо видно поврежденный, пористый металл и черные точки постепенно распространяющиеся все дальше и дальше от центра. Так вот черные точки — это поры, внутри которых находится грибок, организм ржавчины. Пока эти поры будут черного цвета — значит там коррозия жива и она будет дальше уничтожать металл вокруг себя.
— чтобы удалить коррозию, недостаточно одной болгарки, даже коралловый диск не вычистит эти поры, здесь нужен химический процесс вытравливания. Для вытравливания используют преобразователи ржавчины. На рынке огромное количество предложений и рекламаций, каждый производитель хвалит именно свое изделие, но так сложилось, что среди всех — лучшими оказались Полифарм Красный и Цинкарь.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Эти образцы отлично справляются со своими обязанностями. Применение простое — нанесли средство на коррозию, подождали согласно инструкции, вытерли и смотрим, если есть черные поры — их шилом или чем-то тонким и прочным расковыриваем, чтобы открыть пору и снова наносим преобразователь, и так до бесконечности пока металл полностью не станет белым. Сразу запомните, что все поры удалить не получится, и наша задача раскрыть и обработать хотя бы те что заметны глазу.
Вот пример тщательной обработки угла двери Полиформом и последующей зачисткой коралловым кругом:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

— после работы преобразователя ржавчины металл становится незащищенным и очень легко начнет снова корродировать, если его сразу не «закрыть». «Закрыть» металл после преобразователя можно опять несколькими способами:

а) Для временного закрытия или консервации металла от коррозии можно использовать средство APP R-Stop. Это средство наносится на металл, и при застывании создает пленку типа суперклея, которая не дает развиваться коррозии некоторое время. Это средство консервант, его применяют в тех случаях, если до покраски еще ждать неделю или месяц, и надо временно остановить ржавчину. Перед нанесением шпаклевки на место, где обработали APP R-Stop`ом, обязательно зачистить максимально тщательно, иначе шпаклевка вздуется! Проверенно на себе!

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

б) если вы готовитесь к покраске, то на место после преобразователя можно нанести праймер. Для многих читателей это будет новый термин, поэтому опишу что такое праймер и филлер и в чем их отличия:

Продолжим пункт б). После обработки металла наносим праймер — кислотный грунт, он умеет бороться с коррозией, не давать ей развиваться. В основе кислотного грунта состоит фосфорная кислота, которая и образует прочную пленку, которая повышает адгезию металла, борется и затрудняет развитие коррозии. После высыхания кислотника можно наносить сверху акриловый грунт и красить. Неудобство заключается в том, что на кислотный грунт нельзя наносить шпаклевку, а наоборот можно. Поэтому кислотный праймер/грунт наносится только на ровные детали, которые не нуждаются в доводке. Так же кислотник нельзя покрывать эпоксидным грунтом, т.к. они вступают в реакцию сами с собой, покрывать сверху только акриловым грунтом.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

в) если вы готовитесь к покраске, то на место после преобразователя можно нанести праймер — эпоксидный грунт. Особенность его в том, что он не борется со ржавчиной, а создает очень прочное защитное покрытие, которое не даст коррозии прорываться наружу, или задержит ее. Кто пользовался эпоксидным клеем — сразу поймет принцип этого праймера. При застывании полиэфирные смолы становятся прочными и прекрасно изолируют металл. Пленка становится крепкой, не боится механических повреждений и не пористая, а значит не боится воды и влаги. Эпоксидный грунт не борется с коррозией, он только защищает металл снаружи от попадания влаги, поэтому наносить эпоксидный грунт необходимо на здоровый или уже вылеченный металл.
Эпоксидным грунтом чаще всего вскрывают наружные элементы, которые подвержены механическим нагрузкам, например пороги и днище автомобиля.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Когда мы ознакомились с теорией, давайте кратко подведем итоги:

Большое спасибо за прочтение!
Всех благ!

Источник

Очистка ржавчины электрохимическим способом и гальваническая оцинковка металла. Часть 1.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Здравствуйте.
Кому лень читать много текста — в конце есть краткий ИТОГ.
ЧАСТЬ №1.
——————-
КРАТКО О СТАТЬЕ: попробовал очистить ржавчину с применением различных химикатов и электричества. После попробовал гальваническую оцинковку металла.
——————-
Заинтересовал метод электрохимической очистки ржавчины и гальваническое цинкование металла применительно к кузову автомобиля, когда нет возможности снять деталь и поместить её в гальваническую ванну. Перед тем как попробовать на практике, проштудировал интернет на эту тему и был разочарован. В сети на первый взгляд много статей, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что публикуется одна и та же статья, немного изменённая на каждом сайте, чтобы скрыть плагиат. К тому же, в интернете есть противоречивая информация, например, на одних сайтах пишут:

[Нельзя применять уничтожители ржавчины, т.к. они образовывают плёнку из фосфатов, которая будет препятствовать последующему цинкованию. Вместо них нужно применять ортофосфорную кислоту.]

При этом в других источниках пишут:

[Ортофосфорную кислоту для очистки ржавчины тоже применять нельзя.]

На drive2 конечно есть полезные статьи на эту тему, тем не менее после долгих поисков и чтения различных форумов, так и не смог найти ответы на некоторые вопросы, поэтому решил сам попробовать различные варианты и материалы и выбрать для себя что-то одно, с чем и буду работать дальше.
И хоть результат моего эксперимента оказался не вполне завершённым, некоторые вопросы и сомнения всё же были разрешены. Итак.

Кратко, суть метода электрохимической очистки ржавчины и гальванического цинкования металла: уничтожаем ржавчину разъедающими химикатами и одновременно пропускаем по очищаемой поверхности ток для усиления эффекта очистки. Далее к очищенному металлу автомобиля прикладываем «кусок из металла-Цинка» и пропускаем ток от Цинка к металлу авто. Ток начинает отрывать ионы цинка, и они прикрепляются к поверхности металла авто, таким образом образуется защитное, тонкое покрытие из цинка, которое первым «берёт на себя удар» окисления и последующей ржавчины. При этом цинк ржавеет намного медленнее чем сталь, чем хорошо защищает стальной кузов авто от ржавчины.

ЭТАП I. Очистка от ржавчины.

Для очистки от ржавчины протестировал следующие материалы:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

1. Кальцинированная сода. В виде порошка. Цена 0,8$ (40р.).
2. Средство для чистки труб «КРОТ». В виде порошка, состоит из едкого натра (гидроксид натрия) который является щёлочью. Цена 0,3$ (20р.).
3. Средство для чистки труб «КРОТ». В жидком виде, состав то же едкий натр + антикоррозионная добавка. Цена 1,1$ (80р.).
4. Ортофосфорная кислота. Цена 6,7$ (400р.) за 1 литр.
5. Серная кислота. В виде электролита для свинцово-кислотных АКБ. Цена 1,0$ (60р.).

Средства 1, 2 и 3 продаются в хозяйственных магазинах. Орт.фосф. кислоту купил в специальном магазине химических реагентов, но народ использует паяльную кислоту на основе ортофосфорной из магазинов радиодеталей. Электролит не проблема купить в автомагазине. Обычно его состав 35% серной кислоты, и 65% дистиллированной воды.

Сначала подготовил растворы, т.к. все эти 5 средств нужны в жидком виде. Средства 1 и 2 растворял в воде. По пропорциям не скажу, просто сыпал немного порошка в воду и хорошо перемешивал. Если все крупинки растворились – досыпал ещё. Когда порошок переставал растворяться – значит раствор уже насыщен по максимуму и готов к применению. Средства 3, 4 и 5 использовал прямо в исходном виде.
Далее изготовил электрод для очистки ржавчины, лучше чтобы он был из нержавейки.
Купил в строительном магазине шпатель из нержавейки. Проверил магнитом – нержавейка не магнитится. Вырезал из шпателя удобный кусок, загнул, просверлил дырку для надёжного крепления провода. Провод припаял и замотал. См.фото ниже.

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Далее взял ржавую стальную ленту, 1-1,5мм толщиной, её и буду очищать. Фото:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Сначала ленту почистил от ржи 400 наждачкой и обезжирил. Фото:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Как видно по фото, поверхность на первый взгляд чистая, но ржавчина осталась в мелких бороздках и кратерах. Если дальше продолжать счищать ржу механическими способами до чистого металла – самому металлу лучше не станет, в автомобиле он и так тонкий. А перед грунтовкой/покраской авто, необходимо ржу вычистить полностью, иначе какой бы не был слой шпаклёвки и грунта, если под ним осталась необработанная ржавчина – она полюбому будет распространяться дальше, даже под слоем ЛКП.
Теперь принципиальная схема очистки с помощью электрода:

Электрод нужно обмотать тканью. Во-первых это предотвратит короткое замыкание при соприкосновении нержавейки с мет.пластиной. Во-вторых, эта ткань должна пропитываться раствором средства. Я взял поролон, он был тонковат для дела, зато не оставляет ворсинок. В качестве источника питания использовал лабораторный БП. Он позволяет ограничить силу тока (А — амперы), и регулировать напряжение (V — вольты). Но можно использовать и обычный АКБ с подключённой последовательно лампочкой на 12V – для регулировки силы тока и исключения кор.замыкания в случае порвавшейся тканевой прокладки. Кстати, мой поролон быстро приходил в негодность, на каждое из 5 средств и на каждую сторону я использовал новый кусок поролона.
При работе я подключал крокодильчиком минус БП на мет.пластину. Плюс подключал к электроду. На источнике питания при чистке от ржавчины нужно ставить ограничение в 1,5 – 3А чтобы напряжение получилось 11-13V. Эти величины взаимозависимые, я ставил ограничение 2А которое дало напряжение в 8-9V.
Далее обмакивал электрод в раствор и прикладывал его к пластине,

[Прочитал в интернете: при гальванической оцинковке важно чтобы раствор не попадал на провод (мой-медный), который припаян к пластине-нержавейке.]

и я тупо следовал этому правилу не только при оцинковке, но и при очистке.

Итак, эксперимент начался. Для начала я решил проверить, а нужен ли вообще ток или растворы сами по себе могут очистить ржавчину? Для этого я взял другой кусок этой металлической пластины, который вообще ничем не чистил заранее. Обмакнул электрод в средство 3 (крот жидкий) и провёл 8 раз по металлу. См. фото. Далее я подключил ток (минус на пластину, а плюс на электрод), и тем же средством, опять прошёлся 8 раз, но в другом месте пластины. Результат очевиден, см. фото!
Далее я подумал, раз ток идёт от плюса к минусу, значит электроны отрываются от нержавеющего электрода и идут в направлении к пластине. А что если поменять полярность, чтобы электроны отрывались от пластины и вместе с собой «увлекали» ржавчину? Вроде логично, поменял полярность (плюс на пластину, а минус на электрод) и провёл 8 раз в другом месте. Эффект тоже очевиден (хуже очищает) на фото:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

(Кстати, на фото видно, что после 24 проходов, поролон порвался. Это нормальное явление. Ещё на фото там (в центре и справа), где применял электричество кажется всё потемнело, но это просто влага от жидкого крота, а слева она уже высохла.).

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Таким образом чистка с током намного эффективнее чем без.
Далее я разделил легко смываемым маркером очищенную пластину на части, при этом

Затем на каждой части, слева на право, протестировал средства 1-3 последовательно. Фото:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

В итоге, кальцинированная сода справилась с задачей откровенно плохо. Кроты показали себя чуть лучше соды, но всё-таки, не достаточно хорошо. При этом крот, который шёл изначально в жидком виде показал себя чуть лучше своего порошкообразного собрата. Это либо из-за содержащейся антикоррозионной добавки (согласно состава), либо из-за того, что порошкообразный крот я развёл недостаточно хорошо.
По результатам теста ни к.сода, ни кроты ржавчину полностью не очистили(((
Я начал думать, что напряжения тока недостаточно, или нужно больше времени на очистку. Вот с такими грустными мыслями я обмакнул электрод в ортофосфорную кислоту, без надежды на успех и тут…

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Ортофосфорная кислота не только очистила металл до блеска, но ещё полностью удалила ржавчину из бороздок и кратеров. Далее смыл остатки кислоты содовым раствором, как писал выше и протёр насухо. Следующий участок очистил серной кислотой:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Серная кислота удалила ржавчину так же хорошо, как и орт.фосфорная.
На этом эксперимент можно было завершить, но меня не устраивало что подопытная металлическая пластина была недостаточно ржавая. В таком виде, ржавчину можно было и счистить наждачной бумагой, без заморочки с кислотами и током, поэтому:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

… и приступил вычищать половину уголка серной, половину ОФ.кислотой. Начал с тока в 2A, напряжение при этом было 3-4V. Процесс шёл — кислота пузырилась, на поролоне оставалась ржавчина, но эффекта не было. Увеличил ток сначала до 3А, затем 4, 5, 6, менял поролон, увеличил время очиски. Напряжение уже подскочило до 15V но…

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

… серная и ОФ кислота вообще ничего не очистили. В кратерах ржавчины не убавилось, и даже сверху металл чище не стал.((( Я думаю это потому, что поверхность металла была слишком рельефная из-за больших и глубоких кратеров — контакт очищаемой поверхности с поролоном электрода был недостаточен.
Как вы думаете?

После такой неудачной чистки, сразу смыл кислоту раствором соды, протёр насухо тряпкой и окончательно высушил феном.
Стало интересно, а эту ржавчину возьмёт ли что нибудь, кроме пескоструйки?
Попробовал удалить уничтожителем ржавчины.

[Есть два типа уничтожителей ржавчины. Первый просто уничтожает для дальнейшего смыва этого уничтожителя и механического очищения, а второй преобразовывает ржавчину, в устойчивое соединение солей, которое служит защитой металла и его смывать не нужно.]

Я использовал первый тип:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

Нанёс, подождал 15 минут, смыл. Металл покрылся белым налётом, наверное это та самая плёнка из фосфатов (см.начало статьи). Результат минимален — есть небольшие «пятна» чистого металла, но в целом ржавчину не удалось удалить. После уничтожителя попробовал почистить наждачкой — тоже нет ощутимого эффекта. Что с уничтожителем, что без — ржавчина мех.способом удаляется одинаково плохо. Фото после уничтожителя, до чистки наждачкой:

Как протравить ржавчину на авто. Смотреть фото Как протравить ржавчину на авто. Смотреть картинку Как протравить ржавчину на авто. Картинка про Как протравить ржавчину на авто. Фото Как протравить ржавчину на авто

————
ИТОГ:
1. Ток однозначно помогает очищать ржавчину (ваш кэп);
2. Кальцинированная сода очищает ржавчину плохо, КРОТ очищает лучше, но недостаточно хорошо. Серная и ортофосфорная кислоты очищают одинаково хорошо;
3. Хорошо очищаются электрохимическим способо ровные поверхности металла, с небольшим «налётом» ржавчины (ваш кэп). Металл с сильно «въевшейся» ржой даже уничтожитель ржавчины не берёт.
————

Уважаемые драйвовчане! Буду рад советам, комментариям и указанием на мои ошибки! В будущем буду ещё экспериментировать, может у кого есть идеи на этот счёт?

Во втором этапе (ЧАСТЬ 2) очищенную пластину я оцинковал гальваническим способом и оставил на улице под дождём. Как будет время обязательно напишу об этом.

Всем спасибо за внимание!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *