Как проверить кардан на мотоцикле

Цепь, ремень или кардан?

Трансмиссия. Часть 3. Главная передача

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

В прошлых статьях мы разобрались с устройством коробки передач и сцепления. Однако есть еще один узел, без которого работа трансмиссии просто лишена смысла. В сегодняшней статье речь пойдет о главной передаче. Мы разберемся с устройством самого механизма, а также прикинем, когда лучше всего использовать тот или иной вариант конструкции.

Главная передача нужна для передачи мощности от ведомого вала коробки передач к заднему колесу. Это последнее звено в цепи передачи мощности от двигателя к колесу. Она также является последней в цепи понижения частоты вращения и усиления крутящего момента.
На мотоциклах главная передача представляет собой отдельный узел трансмиссии, на скутерах же главной передачи не существует. Там она обычно представляет собой пару шестерен, которые рассматриваются как продолжение коробки передач, а не как главная передача в ее традиционном понимании. Поэтому дальше по течению статьи мы будем говорить о мотоциклетных системах.
В современных мотоциклах используется три типа главной передачи: цепная, ременная и карданная. Наиболее распространенной является цепная передача, ее используют на машинах самого разного назначения, от малокубатурных байков вроде Yamaha YBR125 до высокопроизводительных спортбайков. Кардан устанавливают на байки, главные требования к которым – надежность и долговечность главной передачи, плюс большие сервисные интервалы. Относительно двух других типов главной передачи, ремень применяется меньше всего. Им оснащены все байки от Harley-Davidson и многие аппараты ныне покойной Buell, а также некоторые круизеры японских производителей. Теперь давайте поговорим о каждом виде подробнее.

Забавная, но от того не менее показательная моделька цепной главной передачи Moto Guzzi V8
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Цепь

Цепной привод – наиболее удачная схема для применения на мотоцикле. Цепная передача компактна и легко располагается в большинстве современных конструкций. Хорошо отрегулированная и должным образом смазанная цепь – самый эффективный способ передачи энергии, потери при передаче мощности на колесо составляют около 5%. Она обладает низкой неподрессоренной массой (что это такое, мы поговорим в статье о подвесках байка) и достаточно дешева в производстве. Несомненный плюс – легкость изменения передаточного отношения главной передачи путем замены ведущей и ведомой звездочек.

Конечно, у цепи есть и недостатки. Цепь нужно часто обслуживать, а если этого не делать вовремя, эффективность ее работы заметно снизится. А когда байк эксплуатируется в непростых условиях вроде повышенной влажности или песчаной местности, интервалы обслуживания цепи резко сокращаются. Если совсем пренебрегать смазкой\чисткой\регулировкой цепи, она потрещит для предупреждения тысячу-другую километров, а потом феерично лопнет. Может, даже картер двигателя получит на память трещину или вмятину, а незадачливый хозяин навсегда запомнит, что за состоянием цепи нужно следить. Срок службы цепи можно продлить за счет установки закрытого кожуха или системы автоматической смазки. Однако эти меры не спасут цепь от растягивания и провисания. И чем мощнее двигатель, тем короче жизнь цепи.

Пожалуйста, не забывайте обслуживать цепь!

Развитие цепей с герметизированными шарнирами (O-ring, кольцевое уплотнение или X-ring, x-образное уплотнение) решило часть проблем, свойственных стандартным роликовым цепям, за счет предотвращения попадания грязи во вращающиеся втулки и удержания смазки внутри них.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Все цепи работают в паре со звездочками, стоимость которых невелика, но которые изнашиваются так же сильно, как и цепи. Постоянное воздействие вращающихся роликов цепи быстро «сжевывает» зубья звездочек, и, в конечном счете, требуется их замена в сборе с цепью. Ведущая звездочка закреплена на свободном конце вторичного (ведомого) вала коробки передач. Ведомая (задняя) звездочка обычно устанавливается на маятник, в котором закрепляется колесо, или непосредственно на ступицу (в случае с консольным маятником). Теперь подробнее о том, как устроена цепь.

• Стандартная роликовая цепь состоит из внутренних и наружных звеньев. Внутреннее звено состоит из двух боковых пластин, двух полых втулок, запрессованных в отверстиях боковых пластин, и двух роликов, расположенных на втулках. Наружные звенья состоят из двух боковых пластин и двух пальцев, запрессованных в отверстия боковых пластин. Из отдельных звеньев цепь составляется путем введения пальцев втулочных звеньев в полые втулки резиновых звеньев. Ролики могут свободно вращаться на втулках, а втулки – на пальцах. Цепь стандартного роликового типа – наиболее дешевая, отлично подходит для установки на малокубатурные мотоциклы и недорогие среднекубатурники.

• Цепь типа O-ring. Конструкция в основном аналогична рассмотренной выше, за исключением наличия кольцевых уплотнений (те самые O-ring) между боковыми пластинами роликового и втулочного звеньев. Эти уплотнения служат для герметизации смазки, которой ролики и втулки смазываются при сборке, а также для предотвращения попадания грязи и влаги внутрь.

Kawasaki KLR650 2008, цепь типа O-ring

• Цепь типа X-ring. Работают аналогичным образом, что и O-ring, только кольцевое уплотнение в поперечном разрезе имеет X-образную форму. Это улучшает герметизацию и понижает потери при трении кольца о боковые пластинки.

Стоимость (а также вес) цепей двух последних типов выше, что компенсируется увеличенным сроком службы. Однако в конечном итоге прочность цепи определяется материалом, из которого она изготовлена, а также тем, как пальцы закреплены в боковых пластинах. В гоночных байках срок службы – дело двадцатое, поэтому цепи для таких машин делают тонкими и легкими, часто используются прорези в боковых пластинах и полые пальцы. Ни о какой герметизации речи не идет, равно как и о долгой службе цепи. В общем, в борьбе с лишним весом все средства хороши.

Если решили заменить цепь, при покупке новой обязательно нужно учесть ее размерность. В его обозначении используется шифр из трех цифр, например, 525. Первая цифра обозначает шаг цепи (расстояние между центрами двух смежных пальцев), и выражена в восьмых долях дюйма. Две последующих цифры обозначают ширину вращающихся роликов, выраженную в восьмидесятых долях дюйма. То есть число 25 обозначает, что ширина равна 25/80 дюйма. Иногда производитель изменяет последнюю цифру для предоставления усиленной версии цепи, у которой шаг и ширина те же самые, но боковые пластины более толстые.

Ширина и шаг цепи
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Ременная передача

Ремень применяли на самых первых мотоциклах, и он работал удовлетворительно, поскольку мощность движков того времени была невысокой. Чтобы вы немного представляли себе, о каких величинах мощности шла речь на заре мотостроения, то вот вам такой забавный факт: мощность первого мотоцикла, построенного в 1902 году Зигфридом Беттманом (Siegfried Bettman), основателем марки Triumph, составляла целых 1,75 лошадиных силы! Столько же, сколько теперь имеет стартер Triumph Rocket III…

Ах да, ременная передача. Первые ремни изготавливали из кожи, резины и ткани, они работали тихо и хорошо поглощали ударные нагрузки в передаче, однако проскальзывали при намокании или растяжении. По мере увеличения мощностей ременной привод уступил место цепному. Это происходило до тех пор, пока намного позже технология изготовления ремней не позволила создать ременной привод, способный выдерживать высокие нагрузки, характерные для современных мотоциклов.

Ременной привод BMW F800ST
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Современный ремень состоит из внутреннего корда из искусственного волокна (чаще всего используется кевлар), залитого в резину. На внутренней поверхности ремня расположены зубья, которые работают по сопряженной поверхности зубчатых шкивов. Благодаря использованию зубьев исключается проскальзывание и обеспечивается та же эффективность, что и у цепной передачи. Шкивы должны быть больше, чем звездочки главной цепной передачи для снижения изгиба в процессе набегания и сбегания ремня; также это гарантирует, что передача распределяется по максимальному количеству зубьев, что уменьшит нагрузку на каждый из них.

Хорошо видно устройство ремня
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Эффективность зубчатого ремня немного ниже, чем у чистой, новой цепи, но в процессе эксплуатации это различие приобретает обратный характер. Ременная система легче и тише цепи, не требует смазки и регулировки, работает дольше. Однако применение ремня по-прежнему ограничено мощностью мотора. С круизером ременная передача справится без проблем, однако стабильно высокую мощность спортбайковских моторов передать не сможет.
Так, с ремнями и цепями разобрались. Теперь давайте перейдем к наиболее тяжеловесному, но очень надежному механизму главной передачи – кардану.

Карданный вал

На мотоциклах привод карданным валом используется много лет, хотя с точки зрения предпочтительности он никогда не опережал цепной. Что лучше, цепь или кардан – предмет множества споров. В плюсы кардану можно записать жесткость, чистоту (благодаря закрытой конструкции) и неприхотливость в обслуживании. Фактически, вся работа владельца байка с карданом заключается в замене масла в картере конических шестерен (он же редуктор). При разговоре о минусах противники карданов на мотоциклах оживляются и вспоминают о дороговизне в производстве и большом весе (что приводит к повышению неподрессоренных масс). Главный «убийственный козырь» борцов с карданом – большие потери при передаче мощности на колесо.

Кардан и подвеска Tetralever, Kawasaki GTR1400 2008
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Лучше всего применять кардан на двигателях, в которых коленвал расположен продольно линии мотоцикла – то есть когда ось вращения кардана и коленвала параллельна. Чтобы было понятней – любой оппозитный BMW, Honda Gold Wing, байки Moto Guzzi с поперечным расположением цилиндров.
Если же коленвал расположен в раме поперечно (например, рядные четверки), то присоединить вал к приводу можно, только изменив направление его вращения под прямым углом при помощи пары конических шестерен. Современные байки с карданным приводом и поперечным расположением коленвала доказывают, что это можно сделать технично и аккуратно (тот же BMW K1300R).
Необходимо также обеспечить ход задней подвески. Для этой цели на переднем конце вала используется карданный шарнир или шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Сам карданный вал вращается внутри рычага подвески, а картер главной передачи привинчивается к концу рычага.

Существует несколько побочных эффектов, связанных с использованием карданного вала. Сразу оговорюсь, что нижеперечисленные недостатки были более очевидны на ранних конструкциях, в современных системах эффект не так заметен. Первый – жесткость передачи, которой противостоит «эластичность» цепных передач (инженеры могут бороться с этим эффектом установкой демпфера в коробке передач). Второй – склонность некоторых машин, оснащенных карданным валом, «козлить» при ускорении. BMW справилась с этим эффектом, применив подвеску типа “Paralever” (об устройстве которой мы поговорим в статьях о подвеске и шасси).


Paralever и кардан на BMW R1200GS Adenture

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Окончательное снижение частоты вращения и усиление крутящего момента происходят в картере главной передачи за счет использования малой ведущей шестерни и большого зубчатого колеса с внутренним зацеплением.

Карданный шарнир Yamaha FJR1300 2004
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Малая шестерня и зубчатое колесо FJR1300
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Я надеюсь, что после прочтения статьи вы сможете осознанно судить о том, почему для того или иного мотоцикла выбирается та или другая схема главной передачи, а также оценивать будущие разработки в этой области. Теперь ваши познания включают в себя то, как работает двигатель, впускная и выпускная системы, а также трансмиссия (кто не читал – добро пожаловать в наш «железный цех»!). В ближайших планах – поведать вам все наиболее интересное о колесах, шинах и тормозных системах. И о том, почему рисунок протектора на колесах направлен в разную сторону, мы тоже обязательно поговорим. Так что оставайтесь с нами, и обязательно оставляйте комментарии о статье! Всего наилучшего!

Источник

Как проверить кардан на мотоцикле

Два года назад, я публиковал пару опусов о дальняках на спорте (Как не надо ездить на дальняк и Как можно ездить на дальняк)
Теперь я решил, что стоит попробовать что-то более комфортное и решил приобрести полноценного туриста. Разницу в ощущениях от спорта я распишу как-нибудь в другой раз, а сейчас речь пойдёт о надёжности кардана, вернее о том, как он весело разлетается, когда ты в 350км от дома.
Встречайте виновника торжества, BMW R1200RT 2008г. выпуска.
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Мотоцикл был куплен мною в Питере и перевезён в Москву. Заявленный пробег 60тыс., изначально ввезён в Россию с аукциона в японии предыдущим хозяином и было это на 30тысячах пробега. Т.е. новый хозяин проехал 30тыс где были как дальняки по европам, так и поездки на работу. Обслуживался у оф. дилера в Питере.

С момента покупки мы проехали около 1500 км — перегон из Питера в Мск, поездка в Тулу и вот поехали мы под Воронеж, посмотреть на дивногорье. Традиционно для моих поездок выехали мы довольно поздно, часов в 6 вечера в субботу, с расчётом к 23-м приехать в Воронеж. Ехали по М4, и есть там один участок, перед городом Елец. Запомнился мне этот участок в прошлый раз, когда мы ехали на юга и обсохли там (мот cbr600f4i), т.к. там нет заправок на протяжении где-то 70км и это стало неожиданностью на фоне остальных участков. В тот раз всё закончилось тем, что мы по счастливому стечению обстоятельств докатились до поста аварийных комиссаров. Там я понял, за что плачу деньги за проезд — меня довезли до заправки, залили канистру, привезли обратно и я залил в мотоцикл, причём платил я только за бензин.

И вот, вновь я на этом же участке, перед этим славным городом, едем мы себе на круизе, и тут ХДЫЩЬ БЫЩЬ ПЫЩЬ, клинит на секунду заднее колесо, инстинктивно выжимаю сцепу, отпускает, всё хрустит, на газ не откликается — тормозим на обочине. Приехали. Время 22, начинает темнеть, мы на не освещённом участке. Беглый осмотр показал удручающую картинку:
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле
Не буду томить, по приезду домой я разобрал, и всё выглядит вот так:
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле
Вернёмся на дорогу. Звоню я всё тем же аварийным комиссарам — к нам приезжает комиссар, огораживает нас конусами, встаёт позади на аварийке и вызывает эвакуатор. Эвакуация бесплатная до первой безопасной точки, дальше 50р. за км. Мягко говоря это «в копеечку». Самое печальное что кругом только леса и деревни, до Москвы 350км, до Воронежа не на много ближе. Выяснили у эвакуаторщиков, что есть рядом круглосуточное кафе в обратном направлении, километров через семь, до туда нас и довезли. К прекрасному круглосуточному кафе мы подъехали в 1:30 ночи, и перед нашим носом оно закрылось. Круглосуточность заканчивается аккурат в 1:30 и до 3:30 оно закрыто 🙂

Пока стояли, моя девушка пыталась поймать фуру с гидролифтом, но тоже не особо успешно. А теперь, немного о чудесах. Я параллельно написал в мотомоскву на поиски мотоэвакуаторщиков, оттуда пост попал в группу тульских мотоциклистов, которую в час ночи просматривал Егор. Чудесное стечение обстоятельств состояло в том, что Егор мотоциклист, и у него есть фургон в котором мотоциклы можно перевозить, и он в ночь с Субботы на Воскресенье как раз едет на работу в Москву и готов нам помочь. Спасибо этому человеку, он приехал к нам, мы успешно погрузились и проболтали всю обратную дорогу.

По приезду я полез разбирать всё это дело. Ах да, плевался много: у меня достаточно инструмента, которым я спокойно разбираю и автоваз и все японские авто и мото. Но чтобы разобрать БМВ нужен блин другой инструмент. Те же торксы — я никогда раньше не видел их вживую, а тут всё на них. И всякие головки на 15, которые в японской технике тоже не часто встречаешь.

Я теперь не знаю что делать с маятником, по которому хорошенько прошёлся отвалившийся кусок кардана.
Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле
Можно кто-то подскажет, можно ли его полноценно восстановить. Поддаётся ли ремонту этот пластилиновый материал — я понятия не имею, если кто-то знает, напишите. По идее там внутри ступенька, которая частично погнута и наружняя часть, тоже частично стёсана. В ступеньку упирается гофра и нужно это всё, просто чтобы не залетала грязь. Хочется малой кровью качественно восстановить. Ну либо искать б\у.

В заключение я хотел бы сказать вот что. Если вдруг кто-то, так-же как я, ездил постоянно на цепях и про карданы слышал только, что они «очень надёжные» и по какой-то причине решил что они вечные — выкиньте эти мысли у себя из головы. В кардане есть крестовины, а в крестовинах самые обычные подшипники. И как любые другие подшипники, они заканчиваются. Покурив форумы и поспрашивая людей, я пришёл к выводу, что у бмв крестовины вполне себе кончаются на 80-100к пробега и это довольно частое явление. Да, бывает и 240 тысяч без замены, но после 80 стоит очень внимательно за ними следить. А как показал мой опыт — на 60 тысячах тоже вполне могут разлететься. Возможно причина полетевшего кардана где-то ещё, т.к. 60к вроде рановато, но тут опять же, никто не знает как на нём ездили и реальный ли пробег. Так что будьте аккуратны и следите за своими агрегатами.

Источник

Чем хороша карданная передача в мотоцикле?

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Кардан — привилегия на тяжелых и высококубатурных мотоциклах, встречается на дорожниках, чопперах и туристах. Спортивные и легкие городские модели будут использовать цепные передачи, так как кардан слишком увесистое по строению удовольствие. А как известно, масса мотоцикла играет далеко не последнюю роль, особенно на спортбайках, поэтому современный мир вычеркивает даже теоретическую установку кардана на гоночные модели.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Так чем же тогда хорош кардан? Почему он так популярен?

Жесткость конструкции

Одно из основных отличий кардана от других типов передачи мощности заключается в жесткости конструкции. Ремень и цепь слишком подвижны на фоне статичной фиксации кардана. Кроме того, не стоит бояться, что кардан подобно цепи вдруг порвется и вылетит в сзади едущего пилота или намотается на колесо, ударит по ногам. Из-за устойчивой конструкции карданный вал куда более прочен и меньше изнашивается. Кроме того, малое количество составных частей не требует такого количества внимания и трудов по обслуживанию, как цепь. Отсюда рождаются два следующих несомненных плюса.

Простота использования

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

В минусы цепям всегда записывают необходимость обслуживания, смазки, подтягивания/регулировки, замены на новую. У кардана принцип куда более простой, как говорится, если и ломается, то один раз и очень дорого. Так происходит из-за того, что кардан вовсе не одиночная деталь, а целостная система. Своевременная замена масла продлит жизнь кардану.

Долговечность

Долгий срок службы кардана складывается из прочности и общности системы. Цепь или ремень из-за своей подвижности слабее, нежели мощный карданный вал. И вот еще что, карданный узел достаточно защищен от попадания влаги, даже форсирование в брод с ним реально, разве что при всасывании влаги в редуктор нужно успеть заменить масло в ближайшее после водных процедур время.

Ходят легенды, что кардан умирает резко и молча, но он поступает так только у очень не внимательных мотоциклистов. Износ кардана всегда можно предсказать по посторонним звукам, по металлическим крошкам/стружкам при замене масла, по хрусту и состоянию муфты. Достаточно обращать внимание на поведение узлов мотоцикла, чтобы заметить износ детали.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Минусы карданного узла

Кто-то первой строкой указывает его дорогостоящий ремонт, да, кардан сам по себе довольно недешевый узел мотоцикла. Поэтому к моменту его полного износа или поломки цена ремонта будет бешеной.

Массивность карданного вала — об этом мы уже говорили.

Кроме общей массы системы, сложностью является то, что карданный вал может быть установлен не на любой двигатель. Горизонтальное строение силового аппарата, особенно оппозитных двигателей (отсюда такой успех в этой области у компании BMW), способствует установке кардана. Но не каждую цепную передачу можно заменить на кардан и наоборот. Встречаются оригиналы, которые производят замену цепи на кардан, но это требует не малых усилий.

Потеря мощности. Спорный по некоторым параметрам пункт. Хотя многие утверждают, что кардан из-за своего строения и веса сильно уступает в передаче мощности той же цепи или ремню. Я думаю, что если оценивать модели мотоциклов в целом, а не только по одному узлу, то этот пункт можно пересмотреть. Будет ли цепь передавать мощность от такого же двигателя на тяжелом мотоцикле эффективнее кардана? Многие считают цепь лучше кардана, забывая, что имеют преимущество в весе или аэродинамике.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Вывод: спорить нет смысла, потому что вид передачи мощности хорош для каждого определенного мотоцикла в рамках разработанной инженерами модели. Но кардан всегда будет выгодным для тяжелых мотоциклов, так как огромный вес слишком быстро изнашивает цепь. На туристических мотоциклах кардан удобнее из-за повышенной прочности. Оценивайте модель в целом, способ передачи мощности будет лишь одной из многих характеристик в составе идеального мотоцикла.

Источник

Велосипед с карданным приводом. Достойная альтернатива цепным велосипедам

Мало купить мотоцикл и ездить на нём, заправляя его время от времени бензином. Есть некоторые моменты, которые необходимо выполнять время от времени по уходу за любой техникой, и мотоциклы не исключение, скорее даже наоборот. Далее заострим внимание на некоторых, наиболее важных моментах.

В обязательном порядке раздобудьте инструкцию к своему мотоциклу. У нас с мото техникой особо хорошо знакомых специалистов практически нет. Все разбираются с тем, что попадает им в руки, и не более того.

ТО мотоцикла

Не забывайте про регулярное ТО — масла, фильтры, охлаждающая и тормозная жидкости должны заменяться вовремя. Старайтесь покупать то масло, которое было рекомендовано заводом изготовителем или близкое к нему по типу.

При этом масленый фильтр всегда меняйте вместе с маслом. Масло в мотоцикле необходимо заменять раз в сезон или каждые 5-6 тыс.км.

Следите за резиной

Следующий важный момент, который необходимо контролировать – это резина Вашего мотоцикла. Если колёса поизносились или имеются продольные трещины, то ездить может быть опасным. Лопнувшая лысая покрышка на автомобиле закончится сбросом скорости, съезду к обочине и установки запаски. а на мотоцикле в лучшем случае ушибами и ремонтом разбитого байка. Можно отложить замену масла на недельку-две, но вот откладывать покупку новых покрышек не стоит.

Карданный и цепной привод мотоциклов

Идём далее. Если у Вас мотоцикл с карданным приводом, то каждые 8 – 10 тысяч километров необходимо проверять все соединения, пыльники и менять масло в редукторе. Если ваш мотоцикл имеется цепной привод – то Вам необходимо следить за натяжением цепи и периодически её смазывать.

Срок службы цепи примерно 2 года

. Цепь желательно менять вместе со звёздочками.

НЕ забудьте про тормоза

Все цепи работают в паре со звездочками, стоимость которых невелика, но которые изнашиваются так же сильно, как и цепи. Постоянное воздействие вращающихся роликов цепи быстро «сжевывает» зубья звездочек, и, в конечном счете, требуется их замена в сборе с цепью. Ведущая звездочка закреплена на свободном конце вторичного вала коробки передач. Ведомая звездочка обычно устанавливается на маятник, в котором закрепляется колесо, или непосредственно на ступицу.

Жесткость конструкции

Одно из основных отличий кардана от других типов передачи мощности заключается в жесткости конструкции. Ремень и цепь слишком подвижны на фоне статичной фиксации кардана. Кроме того, не стоит бояться, что кардан подобно цепи вдруг порвется и вылетит в сзади едущего пилота или намотается на колесо, ударит по ногам. Из-за устойчивой конструкции карданный вал куда более прочен и меньше изнашивается. Кроме того, малое количество составных частей не требует такого количества внимания и трудов по обслуживанию, как цепь. Отсюда рождаются два следующих несомненных плюса.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Подводим итоги

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Велосипедист должен серьезно отнестись к выбору транспортного средства. Сколько наездников, столько мнений.

Профилактика карданного привода производится редко. Такая система считается «экологически чистой».

От многих недостатков конструкторы уже смогли избавиться а, значит, развитие конструкции ждут большие перспективы.

Сейчас много компаний предлагают профессиональное обслуживание велосипедов с карданной передачей. Специалисты произведут квалифицированный ремонт, используя современное оборудование и избавить от имеющихся проблем.

Долговечность

Долгий срок службы кардана складывается из прочности и общности системы. Цепь или ремень из-за своей подвижности слабее, нежели мощный карданный вал. И вот еще что, карданный узел достаточно защищен от попадания влаги, даже форсирование в брод с ним реально, разве что при всасывании влаги в редуктор нужно успеть заменить масло в ближайшее после водных процедур время.

Ходят легенды, что кардан умирает резко и молча, но он поступает так только у очень не внимательных мотоциклистов. Износ кардана всегда можно предсказать по посторонним звукам, по металлическим крошкам/стружкам при замене масла, по хрусту и состоянию муфты. Достаточно обращать внимание на поведение узлов мотоцикла, чтобы заметить износ детали.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Общие характеристики приводов

Единственное сходство у данных приводов – назначение. Они позволяют с минимальными потерями передать крутящий момент от коробки передач на заднее колесо. По показателю КПД модели находятся примерно на одинаковом уровне. У мотоцепи данный параметр составляет примерно 95%, при условии, что деталь новая, со смазкой и неизношенными цепями. Потеря составляет порядка 5%, что обусловлено большим количеством областей трения между роликами и зубьями.

КПД кардана составляет порядка 97%. Точное значение будет зависеть от угла отклонения ШРУСа. В данном случае владелец теряет не более 3% мощности, причём в независимости от нагрузки и состояния узла. Но, эффективность может упасть при недостатке масла. Поэтому оба типа привода требуют наличия смазки.

Минусы карданного узла

Кто-то первой строкой указывает его дорогостоящий ремонт, да, кардан сам по себе довольно недешевый узел мотоцикла. Поэтому к моменту его полного износа или поломки цена ремонта будет бешеной.

Массивность карданного вала — об этом мы уже говорили.

Кроме общей массы системы, сложностью является то, что карданный вал может быть установлен не на любой двигатель. Горизонтальное строение силового аппарата, особенно оппозитных двигателей (отсюда такой успех в этой области у компании BMW), способствует установке кардана. Но не каждую цепную передачу можно заменить на кардан и наоборот. Встречаются оригиналы, которые производят замену цепи на кардан, но это требует не малых усилий.

Потеря мощности. Спорный по некоторым параметрам пункт. Хотя многие утверждают, что кардан из-за своего строения и веса сильно уступает в передаче мощности той же цепи или ремню. Я думаю, что если оценивать модели мотоциклов в целом, а не только по одному узлу, то этот пункт можно пересмотреть. Будет ли цепь передавать мощность от такого же двигателя на тяжелом мотоцикле эффективнее кардана? Многие считают цепь лучше кардана, забывая, что имеют преимущество в весе или аэродинамике.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Вывод: спорить нет смысла, потому что вид передачи мощности хорош для каждого определенного мотоцикла в рамках разработанной инженерами модели. Но кардан всегда будет выгодным для тяжелых мотоциклов, так как огромный вес слишком быстро изнашивает цепь. На туристических мотоциклах кардан удобнее из-за повышенной прочности. Оценивайте модель в целом, способ передачи мощности будет лишь одной из многих характеристик в составе идеального мотоцикла.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Почему не стоит покупать дешевые цепи

Зачастую владельцы мотоциклов, которые сталкиваются с необходимостью замены цепи предпочитают сэкономить пару тысяч рублей и выбирают более дешевые цепи.

С первого взгляда сэкономить на цепи кажется разумным, ведь при замене также придется потратиться и на комплект звезд, сумма приличная. Но, поговорка про «скупой платит дважды», в реальности может обернуться в трижды и более раз.

Разделим недорогие цепи на три категории.

Просто недорогие цепи в магазине до 3000-4000 рублей

Под этими цепями подразумеваются бюджетные цепи типа JT, а также китайские бренды. Мы неоднократно покупали себе эти цепи и обжигались. Увы, японская родословная бренда JT никак не помогает. Если со звездами нет проблем, они ходят свой ресурс, то цепи тянутся как жвачка. JT приходится постоянно подтягивать, а к концу сезона она уже звучит как бусы. Если вовремя не поменять эту цепь, она будет сжирать приводные звезды вашего мотоцикла. Полное разочарование.

Про Китайские цепи мы не будем долго расписывать, те кто с ними связывался, знает, что она вытягивается за несколько поездок. Чтобы не тратить ресурс новых звезд, во всех пабликах в социальных сетях, посвященным китайским мотоциклам рекомендуют не экономить, а купить сразу нормальную цепь, к примеру DID.

Недорогие цепи хороших брендов

Мы думает что дешево и хорошо — это фантастика. Если вам продают цепь DID 520 дешевле 4000 рублей, скорее всего это откровенная подделка. При покупке, сверяйте данные и по косвенным признакам старайтесь определить что это за цепь. В лучшем случае такая цепь растянется, в худшем — разлетится под серьезной нагрузкой и повердит ваш мотоцикл. К сожалению, подделка может встретиться даже в именитых магазинах.

У нас был случай, когда для поездки в горы, в одном интернет-магазине эндуро тематики наш друг приобрел свежую цепь фирмы AFAM SX2. На второй день катания в сложных условиях эта цепь разорвалась. Мотоцикл оттащили на тросу, в тот же день была куплена на замену цепь DID VX2 в оригинальной упаковке KTM, которая обошлась почти в 10000 рублей, других вариантов не было. Но, к несчастью, оказалось, что пропало сцепление. Два дня прокачки и поиска неисправности не дали результата. В момент разрыва цепь повредила выжимной цилиндр сцепления, перебив канал. Визуально цилиндр был целый и никак себя не проявлял.

Изначальная экономия на цепи вылились в испорченное путешествие (мотоцикл простоял до конца), покупку хорошей цепи заведомо дорого и покупку нового цилиндра сцепления. Если бы изначально была куплена цепь DID, то проблем бы не возникло и не пришлось бы переплачивать в несколько раз.

Просто готовая инструкция «как не надо делать», поэтому советуем покупать качественные японские цепи типа DID или EK.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле
Порванная цепь AFAM (подделка)

Как оказалось, купленная цепь AFAM является подделкой. Обратите внимание, что на каждом звене выбито слово «JAPAN», но AFAM это Французская компания, она не имеет никакого отношения к Японии. Неровная заклепка также намекает на явную подделку. К сожалению, эти цепи продавались в известном интернет-магазине, который мы не будем называть, вы можете сами найти, используя поиск в яндексе. На данный момент этой цепи нет в наличии, но, как ни странно, есть другие типы этих же цепей AFAM, которые скорее всего также являются подделкой, если судить по фотографии упаковки.

Хорошие японские цепи (DID, EK)

Если цепь продается под брендом DID и в размере 520 она стоит более 4000 рублей за сальниковую цепь, скорее всего это оригинал. Кроме цены, в остальном у этих цепей одни плюсы:

Поставив один раз цепь DID, вы не захотите пробовать более дешевые варианты. Это абсолютно беспроблемный вариант, который будет работать и не вызывать головную боль. Прочность этих цепей настолько высока, что проверять натяжку и подтягивать придется редко, из рутиной операции это превратится в редкое техобслуживание.

Для эндуро мотоциклов мы рекомендуем цепь DID VX3. Это новая японская разработка, пришедшая взамен VX2. Легко переносит все тяготы и невзгоды внедорожной эксплуатации и откатывает свой ресурс, радуя владельца. Также с легкостью подходит для любых мотоциклов с размером цепи 520, в том числе и дорожник. Выдерживает мощности объема двигателя вплоть до 800 кубических сантиметров.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Мотоциклы специального назначения

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

К этому виду относится также техника высокой проходимости.

У каждого вида свои особенности. Например, российский электромотоцикл для специальных служб от концерна «Калашников» отличается бесшумностью, способностью преодолевать пересеченные местности. Он используется в разведке, рейдах, поисковых операциях. Одной зарядки хватает на 100 километров. Скорость – не более 80 км/ч. А вот тяжелый концепт-байк «Иж» имеет 150 лошадок и развивает скорость 240 км/ч.

Стандартные дорожные мотоциклы

Классик

Являются родоначальниками всех последующих типов и модификаций этого вида транспорта. Классический байк универсален по своим характеристикам и подходит для управления и новичкам, и опытным водителям. Он очень удобен для использования на городских улицах и не сильно утомляет при каждодневной езде на большие расстояния. Цены на классические байки сравнительно низкие, стоимость техобслуживания и замены деталей также невысока.

Характерными особенностями такого мотоцикла являются классическая конструкция, обеспечивающая прямую посадку байкера, и дизайн. Сиденье – мягкое, руль – прямой. Фара круглая, есть подножка, задние амортизаторы (подвеска), телескопическая вилка. Вес находится в диапазоне 150-250 кг.

От спортивных мотоциклов их отличает меньшая резвость движка и отсутствие обтекателей, от чоппера – менее свободное положение райдера.

Типичные представители классического мотобайка: Ява 350 тип 638-00 (1988 г.), Triumph Bonneville T100.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле
Великобританский классический мотоцикл Triumph Bonneville T100 (Триумф Бонневиль Т100)

Неоклассика

К этому виду относятся современные мотоциклы, изготовленные в ретро-стиле, несущие в своей конструкции и внешнем виде дух ушедшего времени. Это может быть специально задуманный проект или следствие остановки развития линейки мотоциклов (они продолжают выпускаться без какой-либо серьезной модернизации).

Одним из примеров неоклассического мотоцикла может служить Урал cT.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле

Мотоцикл двойного назначения

Разработан специально для езды по дорогам с асфальтовым покрытием, а также по пересечённой местности. В конце 60-х годов прошлого столетия концерн Yamaha выпустил первую партию байков, совмещающих в себе свойства дорожных мотоциклов и внедорожников DT-1. В последствии был произведен DR350.

Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить кардан на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить кардан на мотоцикле. Картинка про Как проверить кардан на мотоцикле. Фото Как проверить кардан на мотоцикле
Эндуро Dual Sport BMW 1200 GS (слева) и мотоцикл двойного назначения Suzuki DRZ400 (справа)

Деление мотоциклетной техники на виды не всегда единообразно. Часть байков могут сразу относиться к различным видам. И хотя абсолютно точной классификации мотоциклов не существует, можно и при существующем положении вещей найти технику, которая бы подходила вам больше всего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *