Как проверить кпп на авто
Диагностика МКПП (механической коробки) и сцепления при покупке авто
Часть 12 большого руководства «Как выбрать и проверить авто с пробегом перед покупкой». Ссылки на остальные части внизу статьи.
Внимание! Видео-версия статьи, полностью повторяет текст статьи. Но в видеоролике больше иллюстраций.
По аналоги с осмотром других типов трансмиссий, начинать проверку механической коробки переключения передач лучше «на холодную», то есть полностью остывшей после эксплуатации. Некоторые симптомы неисправностей, особенно в зачаточном состоянии, могут проявляться пока МКПП не разогрета.
Начните с внешнего осмотра механической коробки переключения передач на предмет масляного запотевания и течей. По возможности, загляните под автомобиль, чтобы осмотреть коробку снизу – все соединения и сальники должны быть сухими.
Садитесь в автомобиль и, не начиная движение, нажмите и удерживайте педаль сцепления. Если при этом вы услышите металлический шелест, значит изношен выжимной подшипник сцепления. Сначала это может быть единичный симптом, но позднее это повлечет за собой затруднение при включении и выключении передач или переключение с характерным хрустом.
В первую очередь это проявляется на «задней» передаче, если ее конструкция не предусматривает синхронизатора, который призван синхронизировать скорость вращения ведущего и ведомого вала. Выжимной подшипник не полностью дожимает все лепестки в корзине сцепления, поэтому двигатель продолжает передавать часть крутящего момента на ведущий вал коробки. Шестерни зацепляются «на ходу», что и вызывает характерный хруст, при переключении передач.
На нейтральной передаче коробка должна работать беззвучно. Если вы слышите посторонний шум (гул), который исчезает при нажатии педали сцепления, то причиной может оказаться недостаточный уровень или качество масла. Что хуже, проблемой может являться износ подшипника ведущего вала.
В движении, обязательно проверьте включение всех передач поочередно вверх и вниз, а также включение передачи заднего хода. Если коробка «воет» на всех передачах, кроме нейтральной, проблема может скрываться в износе подшипников вторичного вала.
Если гул в МКПП, возникает при работе одной или некоторых передачах, проблема может заключаться в износе зубьев шестерней данной передачи.
Все передачи должны чётко включаться и также без затруднения выключаться. Если отдельные передачи включаются с трудом и с характерным «хрустом», то возможно изношены элементы синхронизаторов, или шестерни этих передач. Если сложности и посторонний звук возникают, при включении всех передач, вероятно, проблема в сцеплении.
Проведите проверку работы всех передач поочередно под нагрузкой. Включите повышенную передачу и активно ускоряйтесь. Обороты двигателя и скорость должны расти равномерно и пропорционально. Если обороты активно растут, а набор скорости явно отстаёт – сцепление буксует, вероятно изношены диски сцепления — они проскальзывают, не передавая крутящий момент в полной мере и требуют скорейшей замены.
Одной из проблем МКПП является самопроизвольное выключение передачи под нагрузкой (выбивает передачу), что является дополнительным поводом проверить работу МКПП в движении на повышенной передаче. Чаще всего виной этому износ муфты, шестерни передачи или люфт подшипников ведомого вала.
Также, причиной могут оказаться изношенные желобки на штоках вилок, призванные фиксировать шарики, пружины шариков или износ самих вилок.
В отдельных случаях проблема может заключаться не в самой «коробке», а например — в тяге привода управления коробки передач (кулисе) или даже износе опор коробки передач. В нашем случае, когда приходится проверять автомобиль в полевых условиях, не стоит недооценивать подобные симптомы.
Если работа механической коробки переключения передач сопровождается повышенной вибрацией, то проблема может заключаться в разрушении опор МКПП и/или двигателя или ослабление болтов крепления этих агрегатов.
Лишний раз хочу напомнить, что все причины неисправностей, которые описываются во всех главах руководства – часто распространенные, то есть вероятные. Гадать в чём именно причина неисправности смысла нет, если ваша задача купить исправный автомобиль. Полноценную диагностику и поиск причины неисправности коробки или двигателя можно провести только разобрав агрегат и заглянув внутрь.
Как самостоятельно проверить коробку передач при покупке автомобиля
Читайте далее
В чём особенности и преимущества системы Trade-in
Приобретение автомобиля, особенно подержанного, требует тщательной проверки его самых важных узлов и деталей. Повышенное внимание нужно обязательно проверить коробку передач, так как стоимость данного агрегата внушительна, и вряд ли кому-то придется по душе его восстановление сразу же после покупки авто.
Содержанием статьи:
Особенно подвержены износу автоматические коробки. Неверная эксплуатация, использование старого масла, длительная пробуксовка в глубоком снегу или грязи, а также частые и неправильные буксировки могут быстро износить детали АКПП. В виду того, что эти детали имеют ювелирную точность, очень часто их замена или ремонт оказываются безрезультатными.
Несколько иначе обстоят дела с механическими коробками, которые после ремонта продолжают функционировать в прежнем режиме.
Проверить работоспособность МКПП и даже АКПП не столь сложно, при этом не обязательно прибегать к услугам диагностики. По итогам проверки можно существенно сбить цену авто, либо отправиться искать другой, более подходящий вариант.
Как самостоятельно проверить коробку передач на автомате:
1. Самым первым делом необходимо проверить коробку передач на уровень и качество трансмиссионного масла или, другими словами, гидравлической жидкости ATF.
— Заводим автомобиль и выставляем селектор коробки в режим парковки.
— Вытаскиваем масляный щуп, протираем его тканью, вставляем обратно и снова вытаскиваем. Уровень масла на щупе не должен быть меньше минимального.
— Теперь рассматриваем его цвет и консистенцию. Для этого нужно взять плотный лист белой бумаги и прикоснуться к нему щупом.
Если в гидравлической жидкости присутствуют металлические частички или иные включения, она не прозрачна и имеет темный цвет, то значит, в АКПП есть существенные дефекты. Еще хуже, если масло будет иметь жженый запах.
В исправной коробке-автомат масло прозрачно, а цвет его красный или красно-коричневый. Если гидравлическая жидкость имеет коричневый цвет, то она уже старая и в скором времени потребует замены, что связано со сложными и дорогими манипуляциями.
2. Следующим шагом будет проверка работа АКПП, стоя на месте. Чтобы определить правильно ли переключаются режимы коробки-автомат, нужно прогреть двигатель.
Нажав педаль тормоза, переключаемся в режим Drive. При исправной коробке автомобиль потянет вперед. Изменения режимов должны происходить быстро и плавно, без толчков, задержек, ударов и стуков. Если это наблюдается, то значит, АКПП вследствие дефектов работает некорректно.
3. Теперь нужно проверить коробку передач в движении. Переводим селектор коробки в положение Drive и набираем скорость до 60 км/ч. В это время коробка переключится два раза.
Обращаем внимание на переключение скорости с 1-й на 2-ю и со 2-й на 3-ю. Всё должно происходит плавно, без задержек и посторонних шумов.
Достигнув скорости в 50-60 км/ч, нужно резко нажать на педаль акселератора. На исправном автомате произойдет переключение на низшую передачу, а двигатель повысит свои обороты. Если нажатие на педаль газа сопровождается повышением оборотов, а скорость движения остается неизменной, то это указывает на пробуксовку передач. Данная неисправность встречается довольно часто.
4. Не лишним будет узнать историю транспортного средства. Не стоит приобретать автомобиль, если коробка-автомат побывала в ремонте. Данный агрегат отличается очень сложным строением и его разборка с последующей заменой деталей редко дает положительный результат.
Обычно после ремонта АКПП функционирует совсем небольшой промежуток времени, после чего снова приходит в негодность. Также не стоит рассматривать автомобиль, который эксплуатировался на износ. Обычно этим могут “похвастаться” такси. В таких автомобилях коробка-автомат изнашивается очень быстро.
Как самостоятельно проверить коробку передач на механике:
Проверка работоспособности МКПП доступна любому водителю, даже новичку. Сначала на месте при выжатом сцеплении проверяем включение каждой передачи, в том числе и задней. Не должно быть слышно никаких тресков и щелчков.
Затем необходимо проверить коробку передач на включение скоростей нужно в тестовом заезде. Включение скоростей должно происходит легко, плавно и бесшумно, без рывков.
У механической коробки передач может наблюдаться одна характерная неисправность, а именно передачи может выбивать. Это серьезный недостаток, поэтому нужно внимательно проверить коробку передач в движении.
В то же время стоит отметить, что ремонт МКПП не отличается большой сложностью и высокой стоимостью, в отличие от ремонта АКПП. Если автомобиль понравился, но при тестировании были обнаружены неисправности, то есть смысл договориться о снижении цены. После устранения неисправностей механическая коробка служит верой и правдой многие годы, да и ее сервисное обслуживание минимально.
Как проверить АКПП. Как проверить АКПП при покупке автомобиля.
Часть 10 большого руководства «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом при покупке»: Как проверить АКПП.
Предыдущая часть «Как проверить двигатель автомобиля»: www.drive2.ru/b/540587262375624981/
По аналогии с проверкой двигателя, проверку коробки переключения передач следует проводить полностью остывшей после эксплуатации и до её полного прогрева, так как многие болячки, особенно в зачаточном состоянии, проявляются именно «на холодную», пока коробка не прогрета, а некоторые – наоборот только «на горячую».
Статья полностью повторяет текстовый материал видеоролика, но в видеоролике больше иллюстраций.
Начните с визуального осмотра самой коробки переключения передач на предмет течей прокладок и сальников. Осмотрите коробку сверху в подкапотном пространстве, а также постарайтесь заглянуть снизу. В идеале – вся коробка, со всех сторон должна быть сухая, без масляного запотевания и течей трансмиссионного масла.
Если «потеет» прокладка поддона автоматической коробки переключения передач (АКПП), То можно отделаться стоимостью замены трансмиссионного масла и прокладки, но если течь обнаруживается у коренного сальника, на стыке двигателя и коробки, проблема может оказаться серьезнее, чем на первый взгляд.
Выработавшее свой ресурс масло (ATF жидкость) густеет и теряет свои рабочие свойства, поэтому особенно при холодном старте АКПП работает с масляным голоданием, что может привести к выдавливанию сальника втулки гидротрансформатора из корпуса насоса.
Это становится причиной течи в районе стыка двигателя и АКПП, что влечет дорогостоящий ремонт со снятием коробки. Проблема может быть и в заднем сальнике коленвала двигателя.
Если коробка имеет щуп или пробку, позволяющую получить доступ к маслу, проконтролируйте уровень и качество масла. Это очень важная часть диагностики. Масло не должно быть черным, слишком густым, не должно иметь абразивных вкраплений или иметь запах гари. Нормальный рабочий цвет трансмиссионного масла – от красного к светло-коричневому.
Запах гари может свидетельствовать о том, что подгорели накладки фрикционных дисков. Не вдаваясь в подробности, ненужные при «уличной диагностике», можно сравнить группы фрикционных дисков в АКПП со сцеплением на механической коробке переключения передач (МКПП), они выполняют примерно такую же роль.
При переключении передачи в АКПП одна группа фрикционных дисков разжимается, переставая передавать крутящий момент, а другая группа сжимается, включается другая передача. Потеря давления в АКПП, из-за загустевшего масла, недостаточного уровня масла или из-за неисправных соленоидов влечет недожимание фрикционов и их повышенное трение. Если провести аналогию с МКПП, это примерно тоже самое, что постоянная езда с полунажатым сцеплением – сцепление сгорает.
Из-за повышенного трения и недостаточного охлаждения фрикционные накладки, выполненные чаще всего из целлюлозы, начинают обугливаться. Это запускает необратимый процесс выхода из строя АКПП, нанося критический вред качеству самого трансмиссионного масла, когда температура трения достигает температуры вспышки масла. Здесь и появляется запах гари у трансмиссионного масла.
Обугленные фрикционные накладки не впитывают достаточно масла для охлаждения и начинают разрушаться, тем более, что подгоревшее масло уже не выполняет свои функции полностью. Разрушенные части фрикционов и их клеевая основа разносятся по узким каналам АКПП, забивая их, что опять же снижает проходимость каналов для трансмиссионного масла и еще больше усугубляет проблему.
Сперва проскальзывание фрикционных дисков проявляется также, как проскальзывание сцепления на МКПП – когда на включенной передаче вы набираете обороты, а автомобиль не набирает скорость. Крутящий момент не передается от двигателя на колёса. В запущенном состоянии абразив от разрушенных фрикционных накладок разносится по всей коробке, создавая повышенную выработку всех её узлов, что может привести к крупному ремонту или замене АКПП.
Кроме того, замена горелого масла на новое может вовсе не решить проблему, а только усугубить ее. Новое, жидкое масло, придя на смену густой жиже, своими моющими свойствами будет способствовать отслаиванию поврежденных фрикционных накладок, которые еще больше будут забивать каналы гидроблока и фильтр, а сами подгоревшие фрикционы начнут проскальзывать еще охотнее.
Думаю, вы уже поняли, на сколько велика роль трансмиссионного масла и как важно проверить его уровень и состояние. Повторюсь, если качество масла вызывает серьезные опасения, в нем обнаруживаются посторонние вкрапления, оно чёрное и имеет запах гари – не рассматривайте этот автомобиль для покупки.
Садитесь за руль автомобиля и, удерживая педаль тормоза, проведите проверку работы всех режимов АКПП, просто переключая их из режима P (парковка) к режиму R (реверс), D (драйв) и обратно. Попробуйте выполнять переключения медленно, а затем быстро. При переключении может ощущаться лёгкий толчок. Именно легкий! Но если легкие толчки уже стали ударами или весьма ощутимыми пинками, то это может быть причиной целого ряда проблем – от банальной необходимости сменить трансмиссионное масло и фильтр, до более серьезных, требующих дорогостоящего ремонта.
Но если контроль качества масла показывает его удовлетворительное состояние, то скорее всего, проблему «толчков» коробки уже не решить просто заменив масло. Возможно, владелец автомобиля уже поменял масло с надеждой, что это решит проблему с пинками коробки, но это не помогло, что и стало причиной продажи автомобиля.
Если при включённом режиме Драйв ощущается сильная вибрация, то проблема не обязательно может заключаться в самой коробке передач. А причиной может оказаться частичный или полный износ подушек двигателя или опор коробки передач. Казалось бы — проблема не велика, но замена подушек может ощутимо потянуть за карман.
Появление вибрации при движении автомобиля на скорости от 50 км/ч может быть симптомом неисправности гидротрансформатора (ГДТ). Другие неисправности ГДТ могут проявляться как пробуксовка коробки при начале движения, потеря динамики разгона автомобиля, из-за неисправности обгонной муфты или посторонние звуки при работе автомобиля.
Механический шум, при переключении передач, который пропадает с увеличением скорости автомобиля или шуршащий звук, на заведенном автомобиле — может говорить о проблемах с различными подшипниками ГДТ. Если автомобиль глохнет, при переключении передач или режимов работы – виной этому тоже гидротрасформатор, а скорее всего — его электроника управления. Гидротрансформатор является ключевым звеном, передающим крутящий момент от двигателя к АКПП, по сути является аналогом сцепления.
Обязательно проведите проверку работы АКПП в движении. Проверяйте все режимы работы – задний ход, очень медленный набор скорости, нормальный набор скорости, интенсивный набор скорости («тапок в пол»), удержание высокой скорости и сброс скорости, то есть переключения передач от самой высокой к первой, просто отпустив педаль акселератора. Исправный автомат во всех режимах должен работать без подёргиваний и провалов, при наборе скорости, а также без больших задержек, посторонних звуков, сильных толчков и, тем более, без ощутимых ударов, при переключении передач.
Немаловажно выполнить такую проверку – разогнаться, бросить газ, продолжить ускорение, резко сбросить скорость торможением, затем снова начать ускорение. Опять же, не должно возникнуть никаких подёргиваний и провалов. Встречаются симптомы, которые проявляются в таком режиме и, как правило, это говорит о проблемах с гидроблоком или электромагнитными клапанами АКПП (соленоидами).
При интенсивном разгоне обратите внимание на соотношение интенсивности подъема оборотов и набора скорости – обороты и скорость должны расти пропорционально. Если обороты интенсивно растут, а набор скорости отстаёт – возможно проскальзывают изношенные или недожатые фрикционные диски, которые должны быть плотно сжаты, другими словами — автомат буксует. Конечно же, если ваша цель – приобретение исправного автомобиля, этот вариант вам не подходит. Включение режима Drive, Reverese, а также переключение передач в движении должны происходить без ощутимых задержек, в противном случае можно подозревать наличие факта подклинивания соленоида, плунжера или поршней сжимающих фрикционные диски.
Причиной сильных толчков АКПП, что часто называют «коробка пинается», при включении режима Драйв, Реверс или при переключении передач в движении, могут быть как некорректно работающие фрикционы, так и соленоиды, плунжеры, гидроблок и прочие сопряженные с ними детали. Чаще всего проблема в их работе вызвана засорением и износом, что вызывает подклинивание. Несвоевременная замена масла (жидкости ATF) – чаще всего является корнем всех проблем, и запускает необратимые процессы повышенного износа практически всех частей АКПП.
Соленоид в АКПП — это электромеханический клапан, который в ответ на электрический импульс от электронного блока управления АКПП, открывает или закрывает каналы в гидроблоке, таким образом управляя потоками трансмиссионного масла (ATF жидкости). Разные соленоиды открывают одни и закрывают другие каналы, таким образом давление передается на соответствующие поршни, которые сжимают или разжимают разные группы фрикционных дисков, отвечающие за разные передачи – так и происходит переключение передач.
Также проверьте сброс скорости торможением до полной остановки, обороты не должны сильно проседать и уж тем более мотор не должен глохнуть, что может говорить о неисправности гидротрансформатора, так называемого — бублика. О нём я упоминал выше.
Для тест-драйва выбирайте подходящую дорогу, где можно разогнаться достаточно, чтобы проконтролировать включение всех передач автомата. Ведь, буксовать или пинаться автомат может не на всех передачах, а только на тех, соответствующие которым соленоиды и группы фрикционов неисправны. Отдельные передачи могут вообще не включаться, что является поводом просто посчитать количество всех переключений от первой до максимальной передачи.
Конечно, причиной сильных толчков коробки могут быть не только сами соленоиды или фрикционы, но при выборе автомобиля, нам достаточно наличия данных негативных симптомов, чтобы отказаться от покупки.
Как выбрать б/у МКПП (механическую коробку передач) на авторазборке?
Приобретение бывшей в употреблении механической коробки переключения передач (МКПП) – отличная альтернатива капитальному ремонту. Ведь в этом случае владелец автомобиля не зависит от качества запасных частей и мастерства сотрудников сервисных центров.
Обратившись в надежную компанию, можно получить рабочую МКПП за гораздо меньшие деньги, по сравнению с суммой, которую пришлось бы потратить на ремонт. Рассмотрим, на что необходимо обращать внимание при покупке механической коробки передач, чтобы уберечь себя от возможных неприятностей.
Немного теории
Принцип работы МКПП основан на ступенчатом изменении передаточного числа между шестернями, что позволяет регулировать угловую скорость и величину крутящего момента. Передаточным числом называется соотношение количества зубьев между ведомой и ведущей шестернями. Водитель транспортного средства самостоятельно подбирает подходящую передачу, в зависимости от дорожных условий.
Таким образом, задача МКПП сводится к преобразованию крутящего момента двигателя посредством взаимодействия шестерен различных конфигураций. К основным элементам конструкции механической коробки КПП относят:
Стоит заметить, что количество валов с шестернями зависит от типа исполнения коробки передачи. Существуют двух- и трехвальные модели КПП. Смазка подвижных рабочих элементов осуществляется с помощью трансмиссионного масла.
Теперь можно перейти к особенностям выбора МКПП. Понимание принципа работы и знание основных элементов конструкции поможет правильно оценить состояние и степень износа коробки переключения передач.
Визуальный осмотр
Чтобы абсолютно точно оценить состояние коробки передач, потребуется разборка данного узла или его установка непосредственно на автомобиль. Однако в большинстве случаев даже визуальный осмотр и несколько простых действий помогут оценить качество товара.
Внешний вид коробки передач играет важную роль. Наличие сколов, трещин или других видимых дефектов недопустимо. Масляные подтеки указывают на плохую герметизацию или наличие микротрещин. Подобные сюрпризы могут обернуться в будущем серьезными проблемами.
Переключение передач должно осуществляться четко, без посторонних звуков. Также не лишним будет проверить плавность вращения валов и наличие люфтов у фланцев.
Трансмиссионное масло
Проверка состояния масла – самый простой способ проверки состояния КПП. Следует помнить, что нормальное трансмиссионное масло должно быть прозрачным, естественного коричневого цвета. Густой темный цвет – признак отработавшей ресурс смазки.
Запах гари указывает на неисправность механизма. От приобретения такого товара лучше отказаться. Также следует с осторожностью относиться к коробкам, в которых полностью отсутствует масло или наоборот – залита свежая смазка. В большинстве случаев это указывает на то, что продавец пытается что-что скрыть.
Условия хранения
Условия хранения – важный фактор, которому многие абсолютно незаслуженно уделяют мало внимания. В идеале, коробка должна храниться в сухом месте в сборе с двигателем. Это исключает вероятность проникновения грязи внутрь корпуса.
Если коробка лежит под открытым небом, скорее всего новому владельцу предстоит длительная борьба с коррозионными процессами. Справедливости ради заметим, что в большинстве случае осмотреть место хранения запчасти у покупателя не получится.
Снимаем поддон
После демонтажа поддона следует оценить состояние внутренних полостей коробки.
Особое внимание необходимо уделить осмотру шестерен. Не допускается наличие сколов и следов выработки. На внутренних стенках коробки не должно быть металлической стружки.
Гарантийные обязательства
Наличие гарантийного срока от продавца – повод в пользу покупки коробки. Как уже писалось выше, после установки узла на автомобиль, владельцу не потребуется много времени для проверки работы МКПП.
Ответственный продавец предоставит информацию о точном пробеге автомобиля, с которого были сняты запчасти. Это поможет рассчитать приблизительный ресурс работы узла и принять решение о целесообразности покупки.
Если вы точно решили купить б/у МКПП, обращайтесь к проверенным продавцам, которые не будут скрывать дефекты предлагаемого товара. Независимо от состояния купленной коробки, перед её установкой на автомобиль необходимо заменить все сальники и залить новое трансмиссионное масло. Это поможет увеличить срок службы узла.
На портале carro представлен большой выбор механических коробок передач, что позволят подобрать товар практически для любого автомобиля.