Как проверить работоспособность катализатора на автомобиле
Диагностика катализатора (через ELM327)
Доброго времени суток!
Задался вопросом состояния катализатора.
Хотя пробег авто не большой, следить за катализатором я все-таки буду.
Мониторил интернет и нашел способ диагностики.
Можно посмотреть через диагностический сканер 1ю и 2ю лямбду и воде даже сделать какие-то выводы.
Нам потребуется сам сканер и программа на телефон. Я скачал Torque про версию.
Создаем учетную запись, заводим авто и подключаемся.
Нажимаем приборная панель-перематываем на свободную страницу-добавить прибор-график-датчик1-датчик2
В видео подробно рассказано, поэтому лучше посмотреть.
Диагностика должна проводиться на холостом ходу. Газовать нельзя!
Если в кратце, то верхний график нам не особо важен, а по нижнему как раз и будем смотреть.
Перед диагностикой важно хорошо прогреть двигатель, а лучше проехать пару км.
В первый раз я смотрел на не прогретом двигателе и результаты меня огорчили!
Но проехав какое-то количество километров снова подключил сканер и уже увидел нормальный график.
Катализатор исправен в случае, когда линия нижнего графика максимально прямая и находится в верхнем диапазоне от 0,9 до 0,7.
Вот мои показатели на прогретом двигателе:
Здесь я запустил диагностику не прогревая. Так будет выглядеть неисправный катализатор:
Видим скачки нижнего графика. Так быть не должно.
На сколько это достоверный способ проверки — я не знаю!
Конечно самый лучший способ это снять катализатор и посмотреть, но иногда такой возможности нет!
Три способа как выявить забитый катализатор.
Как проверить катализатор на противодавление. Пять способов выявить забитый катализатор
В статье описаны принципы проверки катализатора в домашних условиях. Благодаря трем проверенным способам вы сможете сами проверить катализатор и вовремя распознать забитый катализатор.
Проверять катализатор нет необходимости до тех пор, пока вы не заметите следующие симптомы:
Авто словно «с якорем» набирает и едет очень туго до определенной скорости, после чего у двигателя словно просыпается второе дыхание, он начинает работать в привычном режиме.
Кроме того, эта проблема идет по нарастающей, т. е. авто сначала с трудом набирает 150, потом 120, а через некоторое время с огромным трудом преодолевает отметку в 100 км/час.
В некоторых самых тяжелых случаях мотор и вовсе может не запуститься.
Причиной всех вышеописанных симптомов могут быть разные части двигателя, однако не редко проблемы с динамикой начинаются именно когда его пропускная способность снизилась до критической отметки или когда в выхлопной системе полностью забитый катализатор. Производительность двигателя снижается в результате существенного ухудшения вентиляции цилиндров, силовой агрегат не может «вдохнуть» требуемое количество воздуха из-за того, что увеличено противодавление катализатора. Другими словами часть выхлопа застревает в цилиндрах, не позволяя топливно-воздушной смеси как следует заполнить пространство камеры сгорания, кроме того это ведет к разбавлению последней, как результат — снижение мощности (тяги) ухудшение динамики.
Что и почему забивает катализатор?
Теперь собственно о том как проверить катализатор на противодавление?
Пять способов выявить забитый катализатор
1. Наиболее простым способом распознать забитый катализатор считается — полный демонтаж катализатора и последующий его визуальный осмотр на предмет просвета в нем. Крепление катализатора иногда настолько прикипает, что снять его получается только при помощи болгарки или других аналогичных приспособлений. Кроме того, конструкции выхлопных систем некоторых производителей настолько замысловатые, что для их демонтажа может потребоваться не один день, в некоторых сложных случаях снять выхлопную вообще не представляется возможным.
2. Самый верный способ как проверить катализатор на противодавление состоит в том, чтобы измерить давление в выпускной системе. Чтобы это сделать нужно вместо первого кислородного датчика, используя переходник, вкрутить манометр, после чего снять показания в разных режимах работы мотора. Общепринятым значением является давление 0,3 кгс/см2 при оборотах 2500 в минуту. Есть правда у этого способа свои недостатки, иногда бывает очень неудобно снимать датчик для проверки этой процедуры. Кроме того, датчики довольно крепко прикипают к выпуску, поэтому для того чтобы их снять приходится изрядно повозиться.
3. Третий способ можно считать самым техничным, поскольку он предусматривает измерение противодавления посредством мотор-тестера. Принцип такой: в место свечи в цилиндр устанавливается специальный датчик давления, после чего производится анализ осциллограммы на повышенных оборотах.
4. Обращение в автосервис — это достаточно простой, но дорогой способ решить проблемы с катализатором, выполнив его качественную диагностику. Нужно лишь выбрать хорошие мастерские, где имеются соответствующие устройства для диагностики двигателя автомобиля и его выхлопной системы. В последующем мастера на основании полученных данных определят, каково состояние катализатора, можно ли его ещё использовать или же такая деталь требует замены или демонтажа.
Вырезаем катализатор
5. Без демонтажа и посещения СТО такую процедуру можно сделать и самостоятельно, воспользовавшись недорогим автомобильным сканером. Все что необходимо сделать — это сравнить показания лямбда-зонд на входе и выходе из катализатора. К примеру, воспользуемся недорогим мультимарочным сканером Scan Tool Pro Black Edition.
Scan Tool Pro Black Edition
При нормальном состоянии лямбда-зонда и катализатора первый датчик покажет синусоиду с напряжением от 0.1-0.3 до 0.7-0.9 V. А второй датчик, отвечающий непосредственно за катализатор, должен иметь прямую линию с показаниями 0.7-1 V.
Если напряжение составляет 0.5-0.7 V — катализатор подзабит. Если же показания будут меньше 0.5 V то катализатор неисправен.
Scan Tool Pro Black Edition универсальный сканер и подойдет практически для любого автомобиля с OBD2 разъемом подключения.
Если давление в выпускной системе превышает 200 кПа, что равно почти 2 кгс/см2 — нужна замена катализатора.
🔧 Как проверить катализатор на противодавление. 3 способа выявить забитый катализатор
В статье описаны принципы проверки катализатора в домашних условиях. Благодаря трем проверенным способам вы сможете сами проверить катализатор и вовремя распознать забитый катализатор.
Проверять катализатор нет необходимости до тех пор, пока вы не заметите следующие симптомы:
Авто словно «с якорем» набирает и едет очень туго до определенной скорости, после чего у двигателя словно просыпается второе дыхание, он начинает работать в привычном режиме.
Кроме того, эта проблема идет по нарастающей, т. е. авто сначала с трудом набирает 150, потом 120, а через некоторое время с огромным трудом преодолевает отметку в 100 км/час.
В некоторых самых тяжелых случаях мотор и вовсе может не запуститься.
Причиной всех вышеописанных симптомов могут быть разные части двигателя, однако не редко проблемы с динамикой начинаются именно когда его пропускная способность снизилась до критической отметки или когда в выхлопной системе полностью забитый катализатор. Производительность двигателя снижается в результате существенного ухудшения вентиляции цилиндров, силовой агрегат не может «вдохнуть» требуемое количество воздуха из-за того, что увеличено противодавление катализатора. Другими словами часть выхлопа застревает в цилиндрах, не позволяя топливно-воздушной смеси как следует заполнить пространство камеры сгорания, кроме того это ведет к разбавлению последней, как результат — снижение мощности (тяги) ухудшение динамики.
Что и почему забивает катализатор?
Теперь собственно о том как проверить катализатор на противодавление?
Три способа выявить забитый катализатор
1. Наиболее простым способом распознать забитый катализатор считается — полный демонтаж катализатора и последующий его визуальный осмотр на предмет просвета в нем. Крепление катализатора иногда настолько прикипает, что снять его получается только при помощи болгарки или других аналогичных приспособлений. Кроме того, конструкции выхлопных систем некоторых производителей настолько замысловатые, что для их демонтажа может потребоваться не один день, в некоторых сложных случаях снять выхлопную вообще не представляется возможным.
2. Самый верный способ как проверить катализатор на противодавление состоит в том, чтобы измерить давление в выпускной системе. Чтобы это сделать нужно вместо первого кислородного датчика, используя переходник, вкрутить манометр, после чего снять показания в разных режимах работы мотора. Общепринятым значением является давление 0,3 кгс/см2 при оборотах 2500 в минуту. Есть правда у этого способа свои недостатки, иногда бывает очень неудобно снимать датчик для проверки этой процедуры. Кроме того, датчики довольно крепко прикипают к выпуску, поэтому для того чтобы их снять приходится изрядно повозиться.
3. Третий способ можно считать самым техничным, поскольку он предусматривает измерение противодавления посредством мотор-тестера. Принцип такой: в место свечи в цилиндр устанавливается специальный датчик давления, после чего производится анализ осциллограммы на повышенных оборотах. На фото я привел типичную осциллограмму забитого катализатора.
Если давление в выпускной системе превышает 200 кПа, что равно почти 2 кгс/см2 — нужна замена катализатора.
Причины выхода из строя катализатора, симптомы, последствия езды с неисправным катализатором.
Всем привет. Сегодня хотим не много внести ясности о том как работает катализатор, как диагностируется, почему не горит ошибка при забитом катализаторе и многое другое.
Для каталитического нейтрализатора существует несколько вариантов, когда можно сделать вывод что катализатор пришел в негодность.
Начнём с первого примера — это слабая пропускная способность катализатор, в следствие сильного нагара на сотах катализатора. Обычно это происходит из-за не качественного топлива (присадок в нём), или же обильного попадания масла или антифриза в камеру сгорания. В этом случае керамика покрывается обильным слоем нагара, и в прямом смысле этого слова, соты катализатора зарастают. Это обычно сопровождается снижением тяги после активной езды по городу или простою в пробках, особенно в жаркое время года.Так же снижение тяги можно заметить при езде по трассе, спустя некоторое время езды по трассе, машина начинает сложнее набирать скорость, иногда вовсе не может развить скорость выше 100 км ч, если дать машине остыть, она снова начинает хорошо ехать. Если не принять никаких мер по ремонту катализатора, ситуация усугубляется, машина на холодную едет хорошо, ну после прогрева так же начинает тупить, уже не важно в пробке вы стоите или едите по трассе. В совсем запущенных случаях, машина просто заглохнет и больше не заведётся. Параллельно этим симптомам, поднимается расход топлива на несколько литров, начинает плавать холостой ход, в некоторых случаях приходится дольше крутить стартером для запуска мотора. При этом обращаю внимание, при этой неисправности, ЧЕК НЕ ЗАГОРАЕТСЯ, так как в бензиновом автомобиле пропускная способность катализатора ничем не контролируется.
Следующий вариант выхода из строя катализатора, это оплавление катализатора. Обычно этому подвержены автомобили с ГБО. Вообще наша рекомендация – при установке гбо, сразу же керамический катализатор необходимо либо удалять либо менять на металлический. Так же оплавлению катализатора может способствовать езда на автомобиле с неисправной системой зажигания ( сгоревшая катушка, забитая форсунка, подсос воздуха). Катализатор очень нежная запчасть в автомобиле, и в случае неполадок в системе зажигания, больше всего страдает катализатор. Симптомы оплавленного катализатора очень схожи с симптомами забитого нагаром катализатора, ЧЕК ПРИ ЭТОЙ НЕИСПРАВНОСТИ ТАК ЖЕ НЕ ЗАГОРАЕТСЯ.
Следующий вариант выхода из строя катализатора — это выгорание ценных металлов с керамических сот катализатора. На сотах катализатора находится напыление ценных металлов, основные — это (платина, палладий, родий), которые участвуют в химической реакции, и способствуют распаду токсичных веществ выхлопа на безвредные (воду, азот и углекислый газ). Таким образом, когда напыление выгорает, химическая реакция не происходит, блок управления двигателем с помощью датчиков лямдо зондов видит, что выхлоп до входа в катализатор и после не меняется, и выдаёт ошибки P0420 P0430 P0431 и им подобные, которые говорят о том, что «эффективность катализатора ниже требуемой» Внешне керамика катализатора может быть идеальной, ну напыления в нём уже нет, и свои функции он не выполняет.
И только при такой неисправности ЗАГОРАЕТСЯ ЧЕК. Многие ошибочно думают, что раз катализатор визуально хороший, можно поставить обманочку и кататься дальше, ну это не так, после выгорания ценных металлов, следующим этапом идёт разрушение керамической основы катализатора, она пересыхает и начинает крошится, и тут наступает самое страшное, керамическая пыль, которая по структуре напоминает песок, начинает попадать в двигатель и царапать стенки цилиндров.
Как проверить катализатор ELM327 или любой диагностикой
На этой странице покажу, как можно проверить катализатор при помощи ELM327 либо KKL VAG-COM 409.1, или любым другим диагностическим адаптером.
Главная цель любого диагноста заключается в том, чтобы поставить верный диагноз автомобилю. А главная цель хорошего диагноста – сделать то же самое, но только не откручивая ни одной гайки и, по возможности, даже не открывая капот.
Именно этим мы сейчас и займемся.
Наша задача – оценить состояние каталитического нейтрализатора на эффективность и пропускную способность. Короче, проверить его работоспособность и не забит ли он. Причем, сделать это не снимая его с автомобиля.
Я покажу, как проверить катализатор при помощи адаптера KKL VAG-COM 409.1 и программы Chevrolet Explorer.
А также при помощи адаптера ELM327 и программы для смартфона Car Scanner (на видео)
Но Вы можете использовать любой сканер и любую программу. Смысл один и тот же.
Как выбрать и купить диагностический адаптер, смотрите на странице Адаптеры для диагностики автомобиля
Диагностика катализатора
Оценить состояние катализатора можно не только визуально, но и программными методами.
Для этого подключаемся к диагностическому разъему автомобиля и запускаем любую диагностическую программу. В моем случае будет использована программа Chevrolet Explorer
Из всего многообразия параметров нам необходимо всего два:
📌 Абсолютное давление во впускном коллекторе
📌 Показания датчика кислорода, который установлен после катализатора (ДК2)
Как проверить наличие катализатора и его состояние
Итак, первая проверка заключается в проверке эффективности катализатора. Также такой проверкой можно проверить установлен ли, вообще, катализатор на автомобиле. Возможно предыдущий владелец его удалил и добросовестно утаил этот факт при продаже автомобиля. А удаленный катализатор на небольших пробегах является тревожным сигналом по нескольким причинам, но наиболее важных две:
📌 Были проблемы с двигателем, вследствие чего катализатор вышел из строя
📌 Авто было в ДТП и катализатор пострадал физически
В общем, отрываем диагностическую программу и смотрим за показаниями датчиков кислорода
📢 Внимание! Проверки проводить на холостом ходу прогретого двигателя
Как мы видим, сигнал ДК1 имеет пилообразную форму, а сигнал ДК2 имеет ровную линию с напряжением около 700-800 мВ.
Если мы видим подобную картину, значит катализатор на автомобиле установлен и хорошо работает.
Теперь смотрим другой график
В данном случае сигнал ДК2 частично повторяет сигнал первого датчика кислорода. Это означает, что катализатор скорее всего установлен, но уже имеет низкую эффективность. Его необходимо удалять или заменять, пока он не начал сыпаться и его крошки не попали в цилиндры и не натворили там делов… Это относится к коллекторным катализаторам.
📍Справка. Коллекторный катализатор устанавливается в непосредственной близости к выпускному коллектору и находится очень близко к выпускным клапанам. А так как выхлопные газы имеют пульсирующий характер движения, то продукты распада катализатора могут попадать в цилиндры двигателя.
Вот еще похожие случаи
В данных ситуациях сигнал ДК2 полностью повторяет сигнал первого датчика. Это означает, что катализатор полностью вышел из строя, либо его там уже нет.
Вот такая простая проверка всего лишь одного параметра позволяет многое узнать о катализаторе автомобиля.
🔺 Примечание. Если вместо ДК2 установлена обманка, тогда данная проверка почти не имеет смысла. Поэтому посмотрите, установлен ли ДК2, нет ли у него какой-либо проставки и не было ли вмешательства в его проводку.
Забитый катализатор. Как проверить катализатор на забитость
Для проверки прогреваем мотор и смотрим параметр “Абсолютное давление во впускном коллекторе”
Оно должно составлять 28-33 кПа на холостом ходу прогретого двигателя
Теперь открываем дроссельную заслонку и повышаем обороты. Давление должно снизиться до 22-24 кПа
Если Вы наблюдаете такую же картину, значит катализатор и выхлопная система не забиты.
Вот пример забитого катализатора
Как мы видим, дроссельная заслонка открыта полностью (на данном авто предел открытия 70%. это Шевроле Лачетти 1.6), а давление во впускном коллекторе поднялось до атмосферного – 99 кПа. Это означает, что мотору очень тяжело. Также можно обратить внимание на то, что обороты не поднимаются выше 4000, хотя педаль газа выжата в пол. Это означает, что выхлопная система забита.
🔺 Примечание. Не спешите сразу приговаривать катализатор. Обойдите авто и посмотрите, возможно кто-то пошутил и заткнул выхлопную трубу. Или, двигаясь задним ходом, нагребли снега в выхлоп.
Как проверить катализатор. Видео
Я также записал видео, где кратко показал проверку катализатора при помощи адаптера ELM327.
Вот так, всего лишь пара параметров позволяет проверить катализатор даже не открывая капот
Температура воздуха на впуске
7+1 причина ошибок по датчику положения распредвала ДПРВ. P0341 P0342
Диагностика автомобиля
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Сообщите мне о последующих комментариях по e-mail. Вы также можете подписаться без комментирования.