Как работает аварийная кнопка в авто

«Тревожная кнопка» в автомобилях: как пользоваться новой системой

Давно ли вы разговаривали со своей машиной? А она с вами? Особенно в минуты, когда вам совсем плохо и одиноко? Если вдруг это случится, не падайте в обморок: вот уже без малого два года в России повсеместно и бесплатно внедряется новый сервис для водителей, приобретших новые автомобили, — вызов экстренных служб. Даже если человек, попавший в аварию, уже не в состоянии дотянуться рукой до спасительной кнопки, установленной над панелью управления, машина заговорит с ним первой, спросит, что случилось и не нужна ли помощь.

О том, как такое чудо (иначе некоторые и не воспринимают новшество) стало возможным, как идет процесс привыкания автолюбителей к возможности вызова экстренных служб через «голос свыше», мы узнали, посетив ФКЦ — фильтрующий контакт-центр Государственной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

Ноу-хау родилось еще в 2009 году, когда Россия сформировала на орбите свою навигационную спутниковую группировку ГЛОНАСС — этакое всевидящее космическое око. Сначала 24 летающих вокруг Земли спутника использовались исключительно для навигации, но потом ученым пришла в голову мысль: а не использовать ли эту функцию и для спасения людей, попавших в аварию на дороге? Ведь очень часто, особенно в отдаленных от центра регионах, помощь при ДТП приходит не так быстро, как хотелось бы, травмированные водители часто не сообщают точных данных о своем местонахождении, а порой и вообще не могут ничего сообщить… А ведь известно, что быстро оказанная медицинская помощь может на 50 процентов снизить статистику смертности на дорогах. Изобретатели решили облегчить процесс информирования экстренных служб реагирования об авариях путем быстрого обнаружения местоположения машины и связи спасателей с водителем или с его транспортным средством.

Для этого потребовалось оборудовать машину маленькой коробочкой, объединившей в себе и навигационное устройство, и мобильный телефон. Устройство устанавливается глубоко в автомобиль, а водитель и пассажиры видят в салоне одну-единственную, но очень нужную кнопку.

— По сути, мы являемся универсальным сотовым оператором, — поясняет руководитель фильтрующего контакт-центра Роман Рулев. — Та сим-карта, что встроена в прибор, может обеспечивать вызов по любой из сотовых сетей, которую она автоматически выбирает в той или иной местности нашей необъятной родины по максимальному уровню сигнала. Система работает в двух режимах.

Кнопка на все случаи выживания

Первый запускается по инициативе самого водителя: если он в сознании, то нажимает кнопку самостоятельно. Машина тут же связывает его с оператором системы экстренного реагирования, которому следует сообщить о том, что произошло и какая требуется помощь. Местоположение, а также марку и цвет машины оператор видит сразу на мониторе своего компьютера (последние данные заносятся в систему на этапе изготовления или регистрации автомобиля).

СПРАВКА «МК»

В устройстве вызова экстренных оперативных служб есть навигационный приемник, который осуществляет прием сигнала спутниковых группировок. Чем больше их будет, тем точнее устройство определит свои координаты. После этого в случае срабатывания устройства (при ДТП или нажатии кнопки SOS) модем передает информацию о местоположении транспортного средства.

Каких только случаев не фиксировали операторы системы «ЭРА-ГЛОНАСС» за неполных два года работы: и лобовые столкновения, и наезды на людей, на лосей, возгорания, падения деревьев, затопления… Были даже вызовы из авто, уносимых льдинами или заваленных снегом на перевалах в Якутии.

— Очень много вызовов приходит от замерзающих на трассах пассажиров, — рассказывает Роман. — Помню случай, когда человек гнал новую машину из Читы на Дальний Восток по большому перегону. Вдруг посередине пути мотор заглох. Водитель жмет на спасительную кнопку. «Какой километр трассы?» — спрашивает оператор, а водитель и не успел этого заметить. К счастью, помогло автоматическое определение координат, и помощь пришла через 10 минут. Наши девушки, которые все время были на связи с пострадавшим до прибытия «скорой», вспоминали, как мужчина сказал им тогда: «Если бы помощь пришла на 15 минут позже, я бы замерз насмерть».

Иногда водители, в чьих машинах есть спасительная кнопка, помогают совершенно незнакомым людям. Рассказывает один из операторов Елизавета Дрючина: «Из Башкирии как-то приняли вызов от мужчины, который увидел лежащую на дороге сбитую женщину. Он оказался случайным свидетелем, мы быстро определили место происшествия и передали вызов в дежурную часть МВД».

Выжила та женщина или нет — система уже не фиксирует; задача ее — ускорять передачу информации оперативным службам.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда даже максимальное ускорение не помогает. Рассказывает Роман Рулев: «Вызов из Ханты-Мансийского автономного округа. Водитель, будучи явно в нетрезвом состоянии, нажал кнопку и говорил всего 12 секунд. Оператору сквозь крики о помощи, мат, причитания о только что купленной машине было слышно, как салон заполняет вода. Получается, машина с водителем скатывалась в воду прямо у нее «на глазах». Пока девушка перезванивала спасателям, в трубке раздался последний «буль»… Машину нашли только через два месяца, ее унесло далеко по течению реки».

Но тем не менее все, кто столкнулся с работой виртуальных спасателей, высоко оценили значение маленького невидимого устройства, спрятанного за обшивкой.

СПРАВКА «МК»

Москва и Московская область лидируют по количеству экстренных вызовов по системе «ЭРА-ГЛОНАСС», что объясняется большим количеством новых автомобилей. Чаще всего тревожные вызовы поступают с 13 до 22 часов по московскому времени.

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

Оператор службы экстренного реагирования за работой.

«Вдруг раздался голос свыше»

Теперь расскажем о втором режиме спасения на дороге, при котором машина автоматически передает данные спасателям при столкновении с другим транспортным средством или опрокидывании. Такое самостоятельное общение авто со службами ЭР обеспечивают акселерометры, фиксирующие довольно сильные удары по всем осям координат транспортного средства. В таких случаях оператор вместо ручного вызова и голосового сообщения от водителя видит на экране компьютера информацию о превышении пороговых значений удара.

— Такие вызовы требуют особого внимания, — говорит Роман, — потому что свидетельствуют о том, что человек в машине, подавшей сигнал, уже сам не в состоянии позвать на помощь. Вспоминается случай, при котором, если бы не наша система, пострадавших в ДТП могли бы и не найти. На диспетчерский пульт поступил автоматический вызов из «БМВ». Оператор, который в этом случае все равно пытается связаться с людьми вербально, ответа не получил. Когда спасатели выехали на место, которое мы им указали… машину не обнаружили. Оказалось, что в момент получения нами сигнала об ударе она находилась еще на дороге, а потом начала скатываться по откосу, переместившись в итоге на 300 метров. Только после повторного определения нами ее местоположения мы передали оперативным службам уточненные координаты. В машине находились мужчина и женщина — оба в бессознательном состоянии.

Очень запомнился сотрудникам случай, произошедший в Ростове-на-Дону еще 21 января 2016 года, когда система только отрабатывалась. Диспетчер получает автоматический вызов, поднимает трубку и слышит какие-то непонятные звуки, видимо, падающего в кювет автомобиля, человеческий хрип, стоны, потом — тишина. Как всегда в таких случаях, зачитывает информацию… Теперь — рассказ со стороны потерпевшего: «Слетаю я ночью в кювет, ударяюсь сильно головой о панель, машина обесточена, ничего сказать от полученного шока не могу и лежу, не двигаюсь, в кромешной темноте какого-то глубокого оврага. И вдруг — словно гром среди ясного неба — откуда-то сверху слышу голос: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — слушаю вас». После этого нового потрясения я начинаю потихоньку приходить в себя, осознавать, где я, что я, восстанавливаю картину произошедшего, общаясь с невидимой девушкой на фоне звенящей тишины… Помощь пришла через 7–10 минут».

Когда губернаторы становятся спасателями

С момента начала работы операторы системы отработали 563 138 вызовов (на 9.00 21.12.2017 г.). Из них только 5936 вызовов потребовали привлечения служб экстренного реагирования, то есть чуть больше 1% (это примерно 40–45 вызовов в сутки). Такой отсев «боевых», как их называют операторы, вызовов от ложных — еще одно объяснение необходимости их службы. Этим они помогают спасателям, у которых и без того по тысяче вызовов в день.

Можно сказать, что люди еще только привыкают к новой госуслуге и не всегда ведут себя с ней правильно, то есть совершают вызовы не по делу.

По словам оператора Елизаветы, они принимают в день по нескольку сотен звонков от владельцев авто, которые просто знакомятся с системой и жмут на тревожную кнопку почем зря, а при ответе дежурного смущаются и шепчут друг другу: «О, смотри, работает…» Часто, ткнув в кнопку пальцем, сваливают это на детей: мол, чадо прыгало по салону и случайно головой нажало… Извиняются потом, обещают больше никого к заветной кнопке не подпускать.

А бывает, что вызывают оператора и специально говорят, что они в Москве на Савеловском вокзале, хотя сами находятся где-то в Черемушках, — тестируют…

— Конечно, мы с пониманием относимся к таким шалостям, — говорит Роман, — это естественно, людям надо привыкнуть к системе. Но мы очень надеемся, что в будущем люди начнут относиться к кнопке на потолке посерьезнее, не отвлекая операторов по пустякам. А то вызывают некоторые и говорят: «Можете со мной поговорить, мне что-то грустно стало. »

Случаются порой и смешные ситуации, в которые попадают даже известные люди.

Так, месяца четыре назад вице-премьер Дмитрий Рогозин приехал по очень важному делу в Архангельскую область. Целью его была как раз проверка работы служб экстренного реагирования, спасателей. Все местные чиновники, естественно, мобилизовались, чтобы, как говорится, комар носу не подточил… А в это время один из местных жителей выезжает на рыбалку, согревается на берегу горячительным и через некоторое время понимает, что не может выехать: застряла машина. Он жмет на заветную кнопку и сообщает оператору о ситуации. Что тут началось! Рассказывали, что сам замгубернатора на вездеходе, в сопровождении журналистов, помчался искать пострадавшего. Когда нашли, немного опешили: виновник переполоха сладко спал в ожидании помощи.

Впрочем, это было исключением из правил, потому что выпившие люди за рулем чаще всего не соглашаются принять помощь «ЭРА-ГЛОНАСС» по понятным причинам.

Бывает, что от помощи отказываются просто так, за ненадобностью. Так, например, случилось в Дагестане. Операторы получили информацию из перевернувшейся машины «Лада». Оказалось, все, кто в ней ехал, живы-здоровы, говорят: «Мы перевернулись, но помощь нам не требуется, машину сами поставили на колеса, сейчас поедем обратно».

СПРАВКА «МК»

В России насчитывается 40 миллионов транспортных средств, из них пока только 1 млн 322 тысячи оснащены устройством экстренного реагирования при авариях.

«Скажите мне цвет моей машины»

Возвращаемся к девушкам-диспетчерам. Раздается сигнал, оператор Елена Астраханцева отвечает: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС», слушаю вас».

Дальше я слышу, как она просит позвонившего из Черкесска сообщить о марке и цвете его автомашины.

— Зачем она это делает? — спрашиваю я у Романа. — Ведь у Елены эта информация высветилась на компьютере: «Лада-Калина», цвет желтый…

— Сейчас вы стали свидетелем покупки автомобиля. Покупатель таким образом проверяет функции услуги, правильно ли у нас отображается информация.

Еще звонок. На этот раз — ДТП в Татарстане. Девушка, сидящая за рулем, вся на эмоциях, кричит с досадой на случившееся: «Новая машина, только купили. » Молодой человек, сидящий рядом, ее успокаивает: «Это всего лишь железо. Слава богу, что мы живы, не переживай». Пока происходит этот диалог, «скорая» и ГИБДД уже мчатся точно на тот участок трассы, откуда поступил вызов.

И все же не всегда наши граждане готовы принять помощь в такой необычной для них форме.

— Я всегда стараюсь просвещать водителей, — говорит Роман. — Садясь в такси, например, и замечая наверху нашу кнопку, всегда спрашиваю шофера: как он думает, что это такое? Какие только варианты люди не выдают! Один говорит: «Мне сказали при покупке никогда на нее не нажимать!», второй: «Нас всех снова обворовали — ничего не работает, а деньги дерут!», третий: «Мы все под колпаком. » В общем, не выдержал я как-то и без разрешения своего знакомого, который боялся прикасаться к кнопке, взял и нажал на нее. «Что ты делаешь?!» — закричал он и прямо с кулаками на меня бросился. Но наш оператор, чей голос тут же зазвучал в салоне, меня спасла. Нападавший на меня приятель так и замер после этого: вытаращил глаза, открыл рот и сидел так на протяжении нескольких минут. А потом немного отошел и спросил: «Что это было? Зачем это нужно?!»

Источник

С 2017 года ЭРА-ГЛОНАСС на каждом новом автомобиле. Что же это за система?

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

Уже известно, что с 2017 года все новые автомобили будут оборудоваться ЭРА-ГЛОНАСС. Давайте разбираться что это…

У любой Весты, даже в самой прос­той комплектации, на потолке рядом с водительским плафоном освещения есть кнопка SOS. И это — главное на сегодня достижение всего проекта ЭРА-ГЛОНАСС, экстренного реагирования с Глобальной навигационной спутниковой системой.

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

Чтобы послать сообщение о бедствии, автомобиль с модулем ЭРА-ГЛОНАСС должен принимать сигналы спутников и базовых станций сотовой связи. Несмотря на то что ЭРА изначально создана, чтобы развивать (и хоть в какой-то мере окупать) именно ГЛОНАСС, нормативы не запрещают пользоваться и сигналом спутников GPS, поэтому почти все навигационные блоки имеют двойной чипсет. Встроенная сим-карта работает в формате «виртуального оператора», то есть может использовать любую дос­тупную сеть, — все «реальные» операторы обязаны бесплатно обслуживать экстренные вызовы «Эры». В ручном режиме тревожный сигнал подается после нажатия кнопки, а в автоматическом — при срабатывании датчика подушек безопасности или собственного встроенного акселерометра. Автоматическая система обязана распознавать фронтальный и боковой удары, наезд сзади, а с 2017 года — еще и опрокидывание. Но — только при включенном зажигании или в течение минуты после его выключения. На соединение с мобильной сетью и передачу данных должно уходить в среднем 10 секунд — это время на «дозвон», включение тонового модема и отправку сообщения об аварии размером 140 байт с минимальным набором данных (МНД). При низком качестве связи ЭРА сделает десять попыток дозвона, а затем отправит МНД через SMS. Если связь отсутствует, данные об аварии будут записаны в память и отправлены позже. В создание системы ЭРА-ГЛОНАСС с 2010 года вложено около 4,5 млрд рублей бюджетных средств, а на поддержание работы потребуется в среднем 1 млрд рублей в год.

Тревожная кнопка — это, по сути, элемент встроенного в машину сотового телефона, который при аварии позвонит в службу спасения. Кроме этого в каждом автомобиле есть своя сим-карта, антенна, модем, микрофон, динамик и навигационный модуль ГЛОНАСС.

После нажатия кнопки SOS этот «мобильник» не только соединит машину с оператором экстренной службы, но и отправит в сеть пакет данных об автомобиле, включая его координаты, VIN-номер, скорость, величину ударных перегрузок, цвет машины и даже тип топлива.

Предусмотрен и режим автоматической подачи сигнала бедствия — на тот случай, когда после аварии в салоне не осталось никого, кто в силах нажать кнопку. Система подаст сигнал SOS при срабатывании датчиков удара, дальше оператор колл-центра сделает контрольный звонок в машину, а если ответа не будет — отправит спасателей по указанным координатам.

Идея более чем благая, даже при том, что на скорость движения скорой помощи и на действия врачей ЭРА-ГЛОНАСС повлиять уже не в силах. Но одно только моментальное оповещение о ДТП сулит на треть ускорить прибытие первой помощи, что может спасти примерно четыре тысячи жизней в год. В России это особенно актуально, ведь, по статистике, на наших дорогах в момент ДТП погибает только 3% пострадавших, а 56% жертв — это не дождавшиеся медпомощи. Не менее важно, что ЭРА позволит зафиксировать, когда и как среагировали экстренные службы, причем эти данные нельзя будет скорректировать, а по запросу их выдадут на руки и примут во внимание в суде.

И Россия окажется чуть ли не впереди планеты всей: пока что встроенные системы экстренного вызова в Америке и Европе предлагают только за доплату — и только BMW, Volvo, Mercedes, GM, Peugeot, Citroen и Toyota. Похожую на «Эру» систему SIMRAV внедряют в Бразилии, но там она нацелена на борьбу с угонами и дорожным бандитизмом. Так что ЭРА-ГЛОНАСС — действительно первая в мире обязательная и бесплатная система экстренного вызова. Аналогичный европейский комплекс eCall на основе спутниковой системы Galileo заработает только в 2018 году.

Более того, в следующем году контроль над системой перейдет от Минтранса к созданному этим летом государственному АО ГЛОНАСС, которое получило право оказывать дополнительные платные услуги. То есть экст­ренный вызов останется бесплатным, но помимо кнопки SOS в машинах появится еще одна — «коммерческая». А дальше — бескрайнее поле возможнос­тей! Вызов эвакуатора, аварийного комиссара или техпомощи, встроенный модем можно использовать и для дистанционного запуска, и для интернет-радио или онлайн-диагностики автомобиля… Бизнес-стратегия АО ГЛОНАСС сейчас сфокусирована на поиске партнеров, которые будут применять «Эру» для охранно-поисковых услуг, мониторинга движения транспорта, расчетов на платных дорогах, а в идеале — и для телеметрического страхования, когда страховщик предлагает индивидуальный тариф на основе сведений о манере езды автовладельца. В перспективе — интеграция с европейским комплексом Galileo, китайской спутниковой сис­темой BeiDou и даже управление беспилотными автомобилями.

Вот такая новая ЭРА наступает для всех автомобилей в России. Для всех, но не сразу.

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

Весте на роду было написано стать первым серийным автомобилем с «Эрой». Вскоре таким же комплексом с функцией автоматического оповещения об аварии будет оснащаться и Лада XRAY. Операционный модуль с навигационным и GSM-блоком поставляет компания Итэлма, а остальные компоненты — собственной разработки. Веста «видит» и наши спутники, и спутники GPS. Сигнал о ДТП поступает от контроллера подушек безопасности (встроенный в «Эру» акселерометр появится в 2017 году). В плафон освещения кроме кнопки вмонтированы микрофон и динамик. По ГОСТам такая система обязана работать при температурах от –40°С до +85°С, определять координаты с точностью до 15 м на скорости до 250 км/ч. Резервной батареи без бортового питания «Эре» должно хватать на час в режиме ожидания звонка или на десять минут в режиме разговора

План распространения «Эры» — это три стадии. На первом этапе, с 1 января 2015 года, тревожная кнопка с автоматическим вызовом обязательна только на тех новых легковых и легких коммерческих автомобилях, которые впервые проходят сертификацию и получают ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Проще говоря, пока ЭРА необходима только на «абсолютных» новинках, впервые выходящих на российский рынок.

Однако уже с 1 января 2016 года тревожная кнопка станет обязательной и на новом коммерческом транспорте — как на пассажирском, так и на том, что перевозит мусор или опасные грузы. Правда, для такой техники предусмотрен упрощенный «ручной» вариант устройства: с кнопкой, но без функции автоматического вызова при ДТП.

А вот с начала 2017 года ЭРА в той или иной версии должна работать на всех новых автомобилях, и без нее нельзя будет получить техпаспорт на все машины — как на собранные в Таможенном союзе, так и на те, что ввезены из-за рубежа.

Как объявил Минтранс, уже в 2016 году будет выпущено 300 тысяч автомобилей с системой ЭРА-ГЛОНАСС, в 2017 году — до 1,5 млн, а с 2018 года — по 2,5 млн ежегодно. Однако сами автопроизводители такого энтузиазма явно не разделяют.

В этом году на российский рынок вышло около 20 новых автомобилей, в том числе Audi Q7, Volvo XC90, Volkswagen Passat, Mercedes-Benz GLE и GLC, седан Ford Fiesta… Но, напомним, ЭРА-ГЛОНАСС пока есть только на Весте. Ра­зумеется, многие новинки успели пройти сертификацию заблаговременно, еще в прошлом году, тем самым легально избежав «Эры» минимум до 2017 года. А остальные подверглись сертификации по довольно любопытной схеме, когда во время смены поколений одной и той же модели вместо оформления нового ОТТС новинку вписывают в действующий документ модели-предшественницы. То есть де-юре «абсолютно новый автомобиль» таковым вовсе не является — он начинает жизнь как модификация машины прежнего поколения! Это позволяет получить отсрочку от «Эры», а главное — сэкономить немалые деньги на внедрении системы и программе обязательных испытаний.

В итоге до конца нынешнего года ЭРА-ГЛОНАСС официально появится в лучшем случае на 17 новых автомобилях, которые готовятся выйти на наш рынок. Из них большинство — фургоны, грузовики и автобусы с упрощенным «ручным» модулем, а из легковушек, если не считать Лады, ближе всего к «Эре» китайский кроссовер Changan CS35.

Свои машины с тревожной кнопкой готовят Ford, Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, BMW, Geely, Mitsubishi, Bentley, Nissan, FAW, Dongfeng, Changan, MAN, Iveco, КАМАЗ и КАВЗ. И все же многие производители уклончиво говорят о задержках вывода новых моделей, а иные «по секрету» дают понять, что не исключают либо приостановку продаж, либо и вовсе закрытие бизнеса в России. Кстати, одной из самых веских причин, вынудивших корпорацию General Motors практически свернуть бизнес в нашей стране, было требование оснащать автомобили устройствами ЭРА-ГЛОНАСС.

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

Проблема не в цене «кнопки»: комплект «железа» для «Эры» стоит 100—200 евро — в зависимости от того, есть ли в нем собственные акселерометры, гироскоп или громкоговорители. Хотя, учитывая нынешний курс, и это немало. А вот сертификация таких устройств обходится на три порядка — грубо говоря, в тысячу раз — дороже!

Этот процесс состоит из двух стадий. Сперва бортовая радиоэлектроника «Эры» должна пройти испытания на соответствие одиннадцати госстандартам, включая тесты на электромагнитную совместимость, виброустойчивость, защиту от пыли и влаги и качество звука. Одновременно нужно получить сертификаты на систему менеджмента качества ISO 9001 для заводов, на которых производится комплектующие для «Эры».

И только потом на испытания отправляется сам автомобиль с установленным оборудованием. В случае с легковушками для получения ОТТС необходимо пройти два краш-теста (фронтальный и боковой по правилам ЕЭК ООН №№94 и 95), в ходе которых проверяют, послан ли автоматический сигнал оповещения.

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

На начало октября сертификацией радиоэлектроники для «Эры» занимались только две фирмы: Связь-Cертификат в Москве и НИИ Радио с лабораторией в Севастополе. Зарубежные сертификаты они не признают, и при этом услуги фирмы Связь-Cертификат стоят примерно 180 тысяч евро (13 млн рублей по нынешнему курсу), а с учетом возможных доводочных испытаний сумма может доходить и до 250 тысяч евро. На цене, конечно, сказались вложения в зарубежное испытательное оборудование, но все равно: сертификация электроники для «Эры» оказалась в два с половиной раза дороже, чем последующая сертификация самого автомобиля вместе с программой краш-тестов!

Автопроизводители, которые, как и АвтоВАЗ, сами взялись за разработку системы, платят на каждой из стадий — плюс издержки на разбитые при испытаниях машины. Причем если для автомобилей без «Эры» в зачет традиционно принимаются результаты заводских краш-тестов или испытаний, проведенных в авторизованных независимых лабораториях, то автомобили с «Эрой» необходимо разбивать только в России — и только на автополигоне НАМИ.

Сэкономить можно, если, например, использовать готовый покупной комплекс, но пока сертифицированный комплект «под ключ» есть лишь у пермской фирмы Форт Телеком. К тому же для импортных легковых автомобилей это не выход: они должны оснащаться автоматической «Эрой», установленной на конвейере «материнского» завода.

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

Пока ЭРА-ГЛОНАСС обходится одним колл-центром на юго-западе Москвы и пятью операторами, которые обрабатывают тестовые сигналы

Все эти затраты, конечно, отразятся на ценах, хотя многое будет зависеть от того, насколько широко каждую систему получится унифицировать для разных марок и моделей.

— По нашим подсчетам, чтобы окупить разработку, которую мы вели с 2010 года, необходимо выпустить 250 тысяч автомобилей, оснащенных нашими устройствами, — говорит Владимир Макаренко, директор по развитию компании Форт Телеком.

В автопроме официальных заявлений, если не считать «закрытого письма» от General Motors, пока избегают. Но «без диктофона» представители одного крупного концерна рассказали, что по состоянию на сентябрь оснащенные «Эрой» самые массовые легковушки гольф-класса стоили бы всего на 15 тысяч рублей дороже, тогда как у менее распространенных люксовых кроссоверов надбавка может доходить уже до 100 тысяч рублей, а редкие спорткары и экзотические машины грозят подорожать вдвое. Все — из-за сертификации.

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

На информационном портале «Эры» отражено количество тестовых звонков: почти десять тысяч из разных точек страны. Но ахиллесова пята системы в том, что даже федеральные трассы покрыты сетью GSM только на 96,6%. А в целом, лишь половина всех дорог России с твердым покрытием охвачена сотовой связью

Нетрудно предположить, что для импортеров автомобилей Ferrari, Lamborghini, Bentley, Rolls-Royce, Aston Martin, Bugatti и других марок, которые продаются в России почти что штучно, необходимость вложиться и пожертвовать несколькими машинами каждой модели для краш-тестов поставит под вопрос сам смысл работы на нашем рынке.

— Мы видим угрозу, но уверены, что будут найдены верные решения в отношении эксклюзивных и мелкосерийных производителей, — говорит Вагиф Бикулов, директор люксового подразделения компании Авилон, которая импортирует в Россию Ferrari, Aston Martin, Maserati и Bugatti.

Представитель другого премиум-бренда на условиях анонимности признался, что его компания для некоторых моделей не рассматривает даже технической возможности установки комплекса ЭРА-ГЛОНАСС — и в крайнем случае может заморозить продажи в России после 2017 года. При этом трудности грозят и более доступным маркам — в зоне риска прежде всего нишевые и имиджевые модели с невысоким спросом, а также бренды с критически малым объемом продаж.

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

Не все гладко и у тех производителей, которые готовы к хлопотам и расходам на «Эру». Так как правом выдавать сертификаты на радиоэлектронику пока что наделены только две лаборатории, а поступающие к ним устройства зачастую оказываются «сырыми», процесс испытаний затягивается на пять месяцев — очередь уже растянулась почти на весь следующий год, как раз до срока поголовного внедрения системы в 2017 году.

Общая позиция автопроизводителей выражена примерно так: «При всей необходимости самой системы ЭРА­ГЛОНАСС, правительству следовало бы внимательнее отнестись к срокам ее запуска и смягчить излишне жесткие нормативы испытаний». Первые просьбы о пересмотре условий для автопрома прозвучали нынешним летом: несколько компаний начали лоббировать отсрочку поголовного внедрения «Эры», добиваться признания зарубежных сертификационных испытаний, а также послаблений для мелкосерийных автомобилей — по подобию того, как в Европе от системы eCall будут освобождены автомобили с объемом производства меньше тысячи в год.

Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть фото Как работает аварийная кнопка в авто. Смотреть картинку Как работает аварийная кнопка в авто. Картинка про Как работает аварийная кнопка в авто. Фото Как работает аварийная кнопка в авто

Поставщиков терминалов автопроизводители выбирают самостоятельно. Сейчас в России работают как минимум тринадцать отечественных компаний, готовых поставлять «начинку» для «Эры», плюс еще десяток иностранных, включая Continental, Hyundai Mobis, Valeo, Peiker, Denso, Fujitsu Ten. Однако даже у российских фирм почти все компоненты импортные, включая китайские чипы ГЛОНАСС/GPS, так что цена все равно зависит от валютного курса

Пока эти аргументы не сработали, так как для российского правительства ЭРА — вопрос политически принципиальный. И в запасе есть железобетонные контраргументы: дорожную смертность нужно срочно снижать, а о необходимости внедрения «Эры» было известно еще в январе 2013 года, когда систему внесли в техрегламент Таможенного союза. Другое дело, что все необходимые госстандарты приняты лишь в конце 2014 года, первая лаборатория начала работу лишь в начале этого года, а требование о сертификатах по стандарту ISO 9001 и вовсе появилось лишь этим летом.

В итоге автопром разделился на два условных лагеря. В наихудшем положении — те, кто до последнего не начинал работы по внедрению «Эры», ожидая появления всех нормативов — и, конечно, рассчитывая на отсрочки по примеру того, как в России вводятся экологические нормативы. Лучше дела у тех, кто начал готовиться загодя. К примеру, Mercedes-Benz, по нашим данным, заложил ориентировочные требования по «Эре» в техзадание нового Е-класса еще в 2013 году, поэтому у него система с тревожной кнопкой будет сразу унифицирована и с «родной» европейской системой eCall.

Что дальше?
Уже ясно, что и в 2016 году некоторые новые автомобили появятся на нашем рынке без «Эры», так как производители будут использовать возможность не получать новое одобрение типа, а сертифицировать новинки в рамках действующих ОТТС. А дальше многое зависит от одного щекотливого нормативного нюанса.

В нынешнем своем виде техрегламент Таможенного союза хоть и обязывает с 2017 года оснащать все автомобили «Эрой», но не содержит однозначного указания на то, что при этом утратят силу все выданные прежде сертификаты на «безглонассовые» автомобили. Трактовка, на которую и надеется автопром, позволила бы и в 2017 году продавать и регистрировать без «Эры» те модели, у которых еще не истек срок действия нынешних ОТТС. А иначе придется срочно сертифицировать заново все автомобили, представленные сегодня на нашем рынке! Но для этого как минимум нужно в несколько раз увеличить число лабораторий.

Интересно, что ни Минпромторг, ни Росстандарт пока что официально своей позиции не озвучили. Но, вероятно, вот-вот появятся поблажки для мелкосерийных автомобилей — хотя бы потому, что именно покупатели автоэксклюзива зачастую и оказываются теми людьми, которые определяют правила игры в том числе и для «Эры». А вот на послабление технических требований и перенос сроков для массовых легковушек и грузовиков рассчитывать, похоже, не стоит, особенно на фоне того, что уже появились машины и устройства, прошедшие сертификацию по действующим нормам.

Любопытно, что для некоторых автомобилей уже сейчас существуют легальные лазейки, позволяющие облегчить бремя «Эры». Оказывается, крупные внедорожники — например Toyota Land Cruiser или Range Rover — вообще освобождены от сертификационных краш-тестов, поскольку по размерам и массе выходят за пределы действия правил ЕЭК ООН №№94 и 95: их полная масса превышает 2,5 тонны, а сиденье водителя расположено выше 700 мм над уровнем дороги. Это, в свою очередь, означает, что для них, как и для грузовиков, обязательно только «ручное» устройство — то есть тревожная кнопка без функции автоматического вызова, что кардинально упрощает разработку и сертификацию. Под эту же схему, кстати, попадает и внедорожник Bentley Bentayga, который появится на рынке весной 2016 года. Покупателям таких машин волноваться, как обычно, не о чем.

Зато под ударом окажутся все «серые» импортеры новых автомобилей, ведь без «Эры» нельзя будет получить техпаспорт на таможне. На частном ввозе подержанных автомобилей это не отразится (в этом случае ОТТС не требуется), и в целом нынешних автовладельцев-частников ЭРА-ГЛОНАСС почти не касается.

Вроде бы и хорошо: принудительного оснащения тревожными кнопками автомобилей, уже находящихся в пользовании, никто не требует. С другой стороны, никто пока не предлагает и возможности добровольного оснащения машин после продажи. Насколько нам известно, таких систем единицы, они еще находятся в стадии разработки или сертификации и на рынок выйдут заметно позже. А жаль — потому что в аварии попадают не только новые автомобили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *