Как рассчитывается амортизация авто
Как произвести расчет амортизации автомобиля
Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.
Общие положения и законодательные нормы по вопросу амортизации в бухгалтерском учете.
Амортизация авто. Как и зачем?
Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.
Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.
Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.
Они также требуются для таких целей, как:
Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.
Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.
ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.
Методы расчета амортизации
Существует несколько методов расчета амортизации:
Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.
Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.
Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.
Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.
Амортизация для легкового авто
Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.
Амортизация для грузового авто
Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.
Порядок расчетов
Расчеты производятся по следующему алгоритму:
Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.
ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.
Пример расчетов №1
Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:
Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.
Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).
Пример №2
Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.
Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).
Амортизация основных средств в бухгалтерском учете
Большинство основных средств, имеющихся у компаний, нужно амортизировать. Как рассчитать амортизацию, какой способ амортизации подходит тому или иному имуществу, расскажем в данной статье.
Что такое амортизация
Любое основное средство (ОС) со временем теряет свои первоначальные качества. Происходит его износ — как физический, так и моральный. Амортизация — это некий способ покрытия износа, процесс переноса стоимости ОС на счета затрат. По сути начисление амортизации влияет на конечную стоимость производимой продукции.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Срок полезного использования
ОС имеют разные сроки полезного использования (СПИ). Зачастую СПИ прописывает изготовитель в техническом паспорте основного средства. Если срок в документации не указан, владелец ОС вправе самостоятельно определить срок.
СПИ — один из основных параметров, который требуется для вычисления суммы амортизации.
Способы начисления амортизации
Бухгалтерский учет насчитывает четыре варианта начисления амортизации. Ознакомиться подробно с методами расчета амортизации можно в ПБУ 6/01.
Амортизацию следует начислять с месяца, идущего за месяцем постановки на учет ОС. Допустим, компьютер оприходован в октябре 2018 года, амортизацию бухгалтер начнет начислять с 01.11.2018.
Методы начисления амортизации:
Обратите внимание, что перечисленные способы относятся к амортизации ОС в бухучете. В налоговом учете есть только два способа расчета амортизационных отчислений — линейный и нелинейный.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Линейный способ
Чаще всего практикующие бухгалтеры применяют именно этот способ. Он очень прост и понятен.
Чтобы узнать сумму ежемесячной амортизации, следует найти произведение первоначальной стоимости ОС и нормы амортизации.
Норма амортизации = 1/СПИ (месяцы) х 100 %.
Пример. ООО «Фунтик» поставило на учет компьютер марки «Самсунг». Первоначальная стоимость — 49 320 рублей. СПИ — 5 лет (60 месяцев).
Норма амортизации компьютера марки «Самсунг» = 1/60 * 100 % = 1,67.
Ежемесячная амортизация = 49 320 х 1,67 % = 823,64 рубля.
За счет округления сумма амортизации в первые месяцы будет отличаться от суммы амортизации в последний месяц (общая сумма амортизации за весь срок должна быть не более первоначальной стоимости).
На практике принято рассчитывать амортизацию более простым и точным способом.
Ежемесячная амортизация = 49 320: 60 = 822 рубля.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Способ уменьшаемого остатка
Чтобы узнать искомую сумму, понадобится остаточная стоимость ОС на начало года, СПИ. Также компании вправе использовать коэффициент ускорения от 1 до 3.
Пример. ООО «Фунтик» использует в производстве ОС, остаточная стоимость которого на 01.01.2018 — 49 320 рублей (эта же сумма и является первоначальной стоимостью). СПИ — 60 месяцев. Коэффициент установлен в размере 1,3.
2018 год
49 320: 60 х 1,3 = 1068,60 рубля в месяц
Сумма амортизации за 2018 год составит 12 823,20 рубля (1068,60 х 12).
2019 год
Остаточная стоимость на 01.01.2019 = 49 320 — 12 823,20 = 36 496,80 рубля.
36 496,80: 60 х 1,3 = 790,76 рубля в месяц.
Таким способом рассчитывают и амортизацию в последующие годы. Всегда за основу берут остаточную стоимость ОС. Таким образом, каждый год амортизационные отчисления уменьшаются.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
За основу расчета берут первоначальную стоимость и сумму чисел лет, остающихся до конца СПИ.
Пример. ООО «Фунтик» использует в производстве ОС, первоначальная стоимость которого — 49 320 рублей. СПИ — 48 месяцев (4 года). Амортизация начисляется с 01.01.2017.
Для начала определим нормы амортизации.
2017 год = 4 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 40 %.
2018 год = 3 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 30 %.
2019 год = 2 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 20 %.
2020 год = 1 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 10 %.
Этот способ позволяет списать на затраты большую часть стоимости ОС в первые годы.
Сумма амортизации определяется путем умножения первоначальной суммы на исчисленную норму.
Сумма амортизации за 2017 год = 49 320 х 40 % = 19 728 рублей.
Ежемесячная амортизация в 2017 году = 19 728: 12 = 1 644 рубля.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
При данном методе за основу берутся количественные показатели производства (штуки, килограммы и т.п.), первоначальная стоимость и планируемая производительность ОС.
Пример. ООО «Фунт» производит запчасти на станке А458. Станок куплен в апреле 2018 года и тут же введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость станка А458 — 589 000 рублей. За весь срок использования планируется изготовить на данном станке 350 000 единиц продукции. В мае на станке произвели 4 200 деталей, в июне — 3 100 единиц.
Амортизация в мае = 589 000: 350 000 х 4 200 = 7 068 рублей.
Амортизация в июне = 589 000: 350 000 х 3 100 = 5 216,86 рубля.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Какой способ начисления амортизации выбрать
Выбирая способ начисления амортизации, следует помнить о том, что начислять амортизацию придется и в налоговом учете. Идеально, когда способ амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете одинаков. Это упрощает учет.
Если амортизацию выгоднее списывать равными долями, подходит линейный способ. Если выгоднее списать большую часть стоимости в начале эксплуатации, подойдут второй и третий способы, описанные выше.
Учет начисленной амортизации
Все операции по начислению амортизации нужно отражать в учете проводками.
Дебет 20 (26, 44 и другие затратные счета) Кредит 02 — начислена амортизация по ОС.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Вопрос-ответ
Где в балансе отражается амортизация основных средств?
Начисление амортизации отражают в учете проводками. Дебетуемый счет зависит от вида деятельности организации, от ее структуры и особенностей учетной политики, а также от того, где используется амортизируемое имущество. Дебет 20 (26, 44 и другие затратные счета), Кредит 02 — начислена амортизация по ОС.
Что такое ускоренная амортизация?
Компании вправе использовать коэффициент ускорения амортизации от 1 до 3. Его применяют при соблюдении определенных условий (ст. 259.3 НК РФ). Это работа в агрессивной среде, в промышленно-производственной или туристско-рекреационной зоне, ведение сельскохозяйственной промышленной деятельности, нахождение основного средства на балансе лизингодателя или использование его для морской добычи углеводородов. Ускоренная амортизация предусмотрена также для объектов с высокой энергоэффективностью и предприятий, которые используют основные средства для научно-технической деятельности.
Когда начинает начисляться амортизация основного средства?
Амортизацию основного средства начисляют с месяца, который следует за месяцем постановки его на учет. Допустим, компьютер оприходован в мае 2021 года, амортизацию бухгалтер начнет начислять с 01.06.2021.
Как амортизация влияет на налог на прибыль?
Амортизация — инструмент снижения налога на прибыль.При расчете налога на прибыль из доходов компании вычитают суммы начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
Как начисляется амортизация по нематериальным активам?
Начисление амортизации по нематериальным активам с определенным сроком полезного использования бухгалтер начинает с 1 числа месяца, который следует за месяцем постановки актива на учет. Амортизацию производят до полного погашения стоимости либо списания актива с учета. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизацию не начисляют.
Амортизация автомобиля.Тонкие моменты
Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.
Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?
Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.
Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.
Амортизация и регистрация в ГИБДД
Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?
Требования закона…
Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.
Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).
Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.
Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).
Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию
Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.
…и здравый смысл
Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.
Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно
ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.
ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.
Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 36 000 руб. – учтен НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.
В апреле 2008 года:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51
– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»
– 500 руб. – учтены пошлины.
Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.
В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).
Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.
Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.
В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.
Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.
Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.
Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства
Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».
ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).
Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.
Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.
Дорогое авто
Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.
Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.
Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.
В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».
Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов
В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.
Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.
В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1 : 40 Х 100%).
Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:
(750 000 руб. – 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.
В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:
750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.
В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб. ВАЖНО!
Исправление ошибок в учете
Защита при налоговых проверках
Договоры для бухгалтера
Выдаем удостоверение о повышении квалификации ( заносится в госсреестр). Программы соответствуют профстандарту «Бухгалтер».