Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Езда с прицепом: подводные камни и новые ощущения

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Бумс! Кочерга переключения передач на рулевой колонке моего Chevrolet Tahoe перескочила в положение R. Щелк! Нажимаю клавишу режима буксировки. Простое упражнение – разворот задним ходом. Но только не сегодня. Ведь в зеркале заднего вида я вижу стоящий на прицепе квадроцикл. Привычный поворот руля, но вместо того, чтобы ехать в нужную сторону, прицеп сворачивает в противоположную, сбивая конусы. Езда с прицепом, оказывается, сильно отличается от обычной!

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

«Когда при движении задним ходом прицеп появляется в правом зеркале, крутить руль нужно не налево, а направо. Иначе прицеп развернет боком.» Объяснения инструктора Дениса звучат просто, но мозг поначалу отказывается заставлять руки крутить руль влево при развороте направо. Через десять минут, впрочем, это получается уже гораздо легче. Главное не торопиться – при начале разворота сначала выставить угол поворота прицепа, поворачивая руль в противоположную сторону, а потом уже все как обычно. Смотрю на картинку с камеры заднего вида, и не могу нарадоваться – прицеп аккуратно поместился меж конусов.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Овладеть новыми навыками журналистов пригласила компания Chevrolet. Не секрет, что в США одна из основных причин покупки большого SUV (такого, как Chevrolet Tahoe) – буксировка. Буксируют американцы все подряд – автодома, трейлеры, яхты.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Именно поэтому уже в стандартной комплектации Tahoe есть все необходимое. Формально, максимальный вес прицепа, разрешенный для Tahoe, составляет 3900 кг, но прочная рама способна выдерживать гораздо большие нагрузки. Думаю, многие из вас помнят мой видеоролик, в котором мы с коллегой буксировали на Tahoe 25-ти тонный бензовоз.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Это, разумеется, крайности, но вот построенный на той же раме, что и у Tahoe, пикап Chevrolet Silverado совершенно официально может буксировать прицеп массой в десять с половиной тонн! Конечно, там стоит другой двигатель и КПП, но это дает представление о запасе прочности, заложенном в конструкцию.
Горизонтальное положение кузова (без дифферента на корму) помогают обеспечивать пневмобаллоны на задней оси.

В каждом Tahoe есть сцепной рамный порт (так называемый квадрат), 7-ми контактный разъем для подключения электрики (для европейских прицепов понадобится переходник). В трансмиссии всех Tahoe для российского рынка есть дополнительный радиатор охлаждения, а также уже упомянутый в начале текста буксировочный режим: в нем КПП «удлиняет» передачи и смягчает переключения.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Прицепы бывают разные – отличаются и по массе, и по типу крепления. Стандартный вариант крепежа – беззазорное шаровое ТСУ (тягово-сцепное устройство) с петлей-скобой с фиксатором. Для Tahoe есть простой переходник с квадрата на шар, но вот для других автомобилей потребуется установка фаркопа. Имейте в виду, что фаркоп должен быть сертифицирован для вашего авто, а сам автомобиль должен иметь допускающую это конструкцию (это волшебное слово — техрегламент!).

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Сами прицепы подразделяются на четыре основные категории по массе.

Легкие прицепы категории О1 имеют максимальную разрешенную массу не более 750 кг (то есть пустой прицеп весит около 400 кг). Тормозной системы у них нет. Для управления такими прицепами не нужно открывать никаких дополнительных категорий в правах – владельцу легковушки или внедорожника достаточно обычной категории B, чтобы погрузить в прицеп квадрик и отправиться на приключения.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Прицепы категории О2 имеют максимальную массу от 750 до 3500 кг. Для таких прицепов обязательно наличие собственной тормозной системы, для управления которой применяется специальный контроллер. В случае с Tahoe, контроллер может быть и штатным – он есть в списке опций.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Прицепы-гиганты категорий О3 (от 3.5 до 10 тонн) и О4 (более 10 тонн) к легковым автомобилям имеют опосредованное отношение. Чтобы буксировать такие прицепы, нужно иметь грузовые права категорий СE или DE, а в случаях, когда максимальная масса автопоезда не превышает 12т, C1E или D1E.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Ответственность за езду с большим прицепом без категории E такая же, как за езду без прав. То есть от 5 до 15 тысяч рублей штрафа, отстранение от управления, штрафстоянка. Обучение на категорию BE занимает в автошколе полтора месяца (самые важные занятия – две лекции и два практических занятия), после чего вы сдаете два экзамена — внутренний и в ГАИ, и получаете новые права (для этого также потребуется медсправка). Все просто!

Теперь самое интересное. Как ездить с прицепом? Самое главное правило «клуба» – помнить про прицеп! При маневрировании всегда нужно делать поправку на изменившиеся габариты. Во все повороты заходить максимально широко. Движение задним ходом требует тренировки, о которой я уже сказал. В остальном, все как с обычным автомобилем, только очень длинным.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Поскольку категории E у меня нет, мне удалось покататься на Tahoe со стандартным прицепом категории О1. Сначала я отвез каяки в серф-станцию на Плещеево озеро. Там мы отлично провели время, а я даже выиграл соревнования по SUP-серфингу среди журналистов.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Потом в прицеп загрузили квадроцикл, и мы отправились дальше – в кемпинг, где нас уже ждали автодома. Один из них, самый большой, был прицеплен к Tahoe. Если 700-килограммовый «хвост» 409-ти сильный Tahoe совершенно не замечает, то без малого трехтонный дом по имени Hideout на неровностях ощутимо поддергивает автомобиль даже на 70 км.ч. К слову, разгоняться с любым прицепом быстрее семидесяти законом разрешено только на магистрали. На трассах для автопоезда ограничения скорости на 20 километров в час ниже, чем для обычных легковых автомобилей.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

В случае резкого маневра, прицеп может уйти в занос и дестабилизировать автомобиль (особенно, если мы говорим про случай буксировки яхты или автодома). Современные автомобили, такие Chevrolet Tahoe, имеют интегрированную систему стабилизации прицепа. В случае раскачки, система самостоятельно активирует тормозные механизмы прицепа, и при необходимости ограничивает тягу двигателя. Все это дает вам уверенность в том, что до кемпинга вы доберетесь без проблем.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Ночевка в автодоме оказалась неожиданно комфортной. Хороший кемпер практически не уступает по функционалу и жилой площади малогабаритной квартире. Тут есть и душ, и туалет, и абсолютно нормальная кухня с газовой плитой и холодильником. Подобное удовольствие не дешево. По словам Булата, менеджера по продажам компании-продавца, приличный подержанный кемпер будет стоить не менее миллиона рублей.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Честно говоря, я не вижу никакого смысла в подобной покупке для человека, имеющего офисную работу – для тех трех-четырех недель в году, когда он может теоретически понадобится, проще и дешевле будет взять его в аренду.

Другое дело – прицеп обычный. В него и стройматериалы погрузить можно, и лодки с серфами. и квадроцикл.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Отъезжаешь куда-нибудь за три сотни верст от города — и вперед, в пампасы! Колеса месят грязь, свистит под залепленным грязью, и потому открытым визором шлема ветер.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Вдоволь накатавшись на квадрике, можно отцепить прицеп (это делается всего за несколько минут), и немного помесить грязь на Tahoe.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Обладатель прицепа может устраивать себе такие разнообразные выходные хоть каждую неделю.\\

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Главное открытие этой поездки – даже не то, что Tahoe может играючи буксировать огромный автодом. Достоинства этого могучего автомобиля мне давно очевидны. Просто я понял, что прицеп — штука в хозяйстве очень нужная.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Это новая степень свободы, новый уровень возможностей, одна из которых – использования автомобиля в соответствии с назначением.

Источник

Управление полуприцепом задним ходом: как загнать грузовик в нужное место, специфика вождения

Прицеп позволяет увеличить количество перевозимого груза, поэтому используется на легковых машинах и на крупногабаритных КАМАЗах. Управление этим дополнительным элементом имеет много особенностей, особенно когда речь идет о выполнении заднеходового маневра.

При этом нужно проявлять особую осторожность, соблюдать технику безопасности и следовать определенной инструкции.

Специфика управления полуприцепом

Сложность управления полуприцепом заключается в том, что во время езды на него действуют отдельные законы физики, плохо поддающиеся контролю со стороны тягача. Поэтому при резком маневрировании или торможении возможны заносы, которые влекут за собой повреждения перевозимого груза, а также создают опасность для всех окружающих объектов и людей.

Когда выполняется заднеходовой маневр

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Даже опытные водители предпочитают двигать полуприцеп только вперед, но в некоторых ситуациях без заднеходового маневра не обойтись.

Обычно его осуществляют, когда необходимо ехать обратно, а места для разворота нет.

Маневр также может выполняться для парковки полуприцепа задним ходом во время въезда на стоянку или выезда с нее, если вокруг стоят другие автомобили и объекты, делающие невозможным разворот машины.

Подготовка к движению задним ходом

Чтобы освоить управление полуприцепом задним ходом, водители сначала проду-мывают стратегию действий. После этого переходят к практическому обучению, тренируясь выполнять этот маневр на минимальной скорости. В результате прохождения такой подготовки загнать полуприцеп задним ходом не составляет труда.

Стратегия

Разработка стратегии движения задом состоит из логического анализа своих действий и определения их последствий.

Практика

Практиковаться ездить задом наперед удобно на пустой стоянке.

При этом водителю рекомендуется следовать таким советам:

Наблюдение и контроль движения

Отрабатывая езду задним ходом с полуприцепом, водитель тренируется контролировать перемещение транспортного средства по заданной траектории.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

При этом опытный водитель постоянно наблюдает за ситуацией, выполняя такие действия:

Как сдавать задом с полуприцепом

Чтобы задним ходом загонять полуприцеп на парковку, нужно удобно расположить руки на руле машины и придерживаться правил выполнения поворотов.

Повороты

Во время езды задом повороты машины нужно выполнять по особому алгоритму действий:

Как правильно держать руль

Двигаясь задним ходом с прицепом, удобно держаться правой рукой за самую нижнюю точку руля. Из такого положения легко повернуть влево или вправо, обеспечивая перемещение машины в нужном направлении.

Завершение маневра

Для завершения поворота машина и прицеп должны находиться на одной прямой. Когда последний станет напротив заезда, водитель плавно сдает назад или немного проезжает вперед, выкручивая руль влево или вправо. Это поможет убрать угол между дышлом и автомобилем. После выравнивания соединения медленно едут задом вперед, соблюдая прямолинейную траекторию движения.

Основные правила безопасной езды

Когда водитель трактора или КАМАЗа с прицепом сдает назад, некоторые участки пространства могут быть скрытыми от обзора, что усложняет оценку ситуации.

Поэтому рекомендуется соблюдать такие правила безопасности:

Полезные советы

Чтобы научиться сдавать задом с полуприцепом, нужна регулярная практика.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Неопытные водители при этом пользуются такими советами:

Когда заднеходовое движение невозможно

В некоторых случаях езда задним ходом с полуприцепом невозможна.

Маневр запрещено выполнять, если:

Во время езды задним ходом с полуприцепом водитель учитывает положение окружающих объектов и постоянно контролирует траекторию движения машины. После нескольких практических занятий даже новичок сможет успешно освоить этот маневр, если будет действовать плавно и помнить об основных правилах безопасности.

Детальная информация видна на видео:

Источник

Думать за всех. Разбираем типичные ошибки водителей грузовиков 16:51, 16 ноября 2020 Версия для печати

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Вождение грузовика имеет ряд особенностей, которые не всегда понятны рядовому водителю. Что делать, чтобы не попасть в ДТП с грузовиком? Как понять, что он таит в себе потенциальную опасность? Разберем несколько примеров, которые добрые люди засняли на свои регистраторы.

Наверное, было бы интереснее выбрать только те ситуации, о потенциальном возникновении которых водители легковых автомобилей даже не догадываются. Сделать этакий шок-контент в формате «Сосед избежал ДТП, рассказываю, как он это сделал». Но это было бы не совсем правильно с практической точки зрения. Поэтому поставим задачу иначе: не шокировать, а попытаться предупредить реальные ДТП, напомнив о наиболее опасных ситуациях на дороге с участием грузового транспорта. Некоторые примеры покажутся банальными, но бог с ним. Главное — чтобы это было полезно.

Я тебя не вижу

Начнем с самого простого — со «слепой» зоны справа от кабины. О том, что на многих грузовиках из-за руля не видно, что происходит в этой зоне, многие знают. Поэтому подробно останавливаться на данной ситуации не будем, но не вспомнить это видео просто невозможно. Хотя бы с одной целью — поржать (внимание — ненормативная лексика!).

Мем смешной, но ситуация, конечно, страшная. И до абсурда типичная. Как в эту зону лезли, так и лезут, а мамы потом вынуждены вызывать гаишников. Вот как это выглядит со стороны.

В общем, без комментариев. Не хотите быть убитым фурой или орать в истерике — помните об этой зоне.

Впрочем, есть зона еще опаснее. Как ни странно, она находится прямо перед капотом грузовика (даже если он бескапотный). Смотрим видео.

В этой ситуации надо разобраться чуть подробнее. Часто в нее попадают как раз справа — выезжая из одной «мертвой» зоны, попадают в другую. Если после серии таких маневров легковушка оказывается на минимальном расстоянии от кабины грузовика, водитель последнего даже не всегда почувствует, что уперся в какой-то автомобиль и потащил его перед собой. Бывало, что тягач толкал машину больше двух километров — дорога была пустая, посигналить некому, а бедолага в легковушке ничего сделать сам не мог.

Вывод простой: никогда не пытайтесь встать справа или справа/спереди около кабины грузовика.

Да, сейчас у водителей очень многих тягачей стоит большое количество зеркал для контроля этих зон, но есть и те, кто их не имеет или забывает ими пользоваться. Если перестраиваетесь перед грузовиком, старайтесь сами увеличить дистанцию — так шофер гарантированно заметит вашу легковушку перед собой.

К сожалению, в подобных ДТП страдают не только машины, но и пешеходы. Наверняка многие вспомнят жуткую историю про мать, которая буквально затолкала коляску с ребенком под КАМАЗ в Екатеринбурге. Вот похожая ситуация в подмосковных Люберцах. Правда, тут детей под грузовик затащила бабушка.

Мне не хотелось бы говорить что-то плохое про матерей, на глазах которых погибли их дети (в первом случае — трехмесячный ребенок в коляске, во втором, на видео, — пятилетняя внучка женщины), но вина в этих трагедиях лежит на них. Во всяком случае, так говорят и здравый смысл, и следствие, в ходе которого мать из Екатеринбурга была признана виновной в смерти собственного ребенка. Ну, о правовых вопросах говорить не будем, но факт остается фактом: о «слепых» зонах помнить нужно всегда. И имейте в виду: чаще всего жертвами среди пешеходов в этих ситуациях становятся дети и люди пожилого возраста.

Хорошо стоим!

Теперь перейдем к менее очевидной, но тоже очень распространенной ситуации. Но сначала — немного физики.

Кто скажет, как зависит тормозной путь автомобиля от его массы? Чем тяжелее машина, тем больше путь? А вот и нет. Трудно поверить, но тормозной путь вообще никак не зависит от массы. Сейчас попробую это объяснить.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Торможение — это отрицательное ускорение. Ускорение можно рассчитать по второму закону Ньютона: F = ma, откуда a = F/m, где а — искомое ускорение, F — сила, действующая на тело, а m — его масса. Ну, с массой все понятно. А что насчет силы F?

На автомобиль действуют несколько сил. Вниз его прижимает сила тяжести (mg, где g — ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2), снизу на колеса вверх давит сила реакции опоры N. Эти две силы себя взаимно компенсируют, то есть N = mg (иначе машина бы провалилась вниз или улетела в небо).

Остается только одна сила, направленная против движения, — сила трения (Fтр). Ее вычисляют по следующей формуле: Fтр = μN, где μ — коэффициент трения, а N — та самая сила реакции опоры. А N, как мы выяснили выше, это не что иное, как mg. И в итоге сила трения у нас равна: Fтр = μmg. Вроде пока все понятно.

Теперь в самую первую формулу ускорения a = F/m вместо безликого F подставим полученную нами силу трения Fтр, которая, как выяснилось, равна μmg. Получается такое выражение: а = μmg/m. Тут же сокращаем массу m и получаем, что ускорение можно рассчитать по формуле а = μg. А так как ускорение в нашем случае — это то же самое замедление, но с обратным знаком, то оно никак не зависит от массы. Вообще никак. Есть только коэффициент трения и ускорение свободного падения.

В автошколе нас учат, что тормозной путь зависит от квадрата скорости, про массу ничего не говорят (на экзамене даже есть один вопрос в билете на эту тему). Это действительно так, но, наверное, не стоит превращать наш материал в урок физики (хотя это интересно).

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

И все же при этом все знают, что в реальной жизни легковой автомобиль почти всегда остановится быстрее грузового. Однако с массой машин это никак не связано, а связано с конструктивными особенностями тормозов. На легковых машинах привод тормозов гидравлический, на грузовиках чаще встречается пневматический или комбинированный (как правило — пневмогидравлический). Так вот, время срабатывания гидравлических тормозов составляет около 0,1–0,4 секунды, а пневматических — до 1,4 секунды (если в качестве примера взять тягач с полуприцепом). За разницу — приблизительно 1 секунду — на скорости 60 км/ч грузовик проедет почти 17 м. Поэтому путать остановочный и тормозной пути нельзя — это разные вещи. К сожалению, водители легковых машин об этом часто забывают. Смотрим видео.

На первый взгляд, ситуация спорная. Вроде бы водитель фуры ехал слишком быстро, не рассчитал скорость и дистанцию, не смог вовремя остановиться и вылетел через пешеходный переход. Но давайте посмотрим на действия водителя белого хэтчбека. Вот он смог накосячить в каждом своем движении. А это уже талант.

Итак, у фуры периодически загораются стоп-сигналы, затем он включает левый поворот. В тот момент, когда «поворотник» уже мигает, малолитражка идет на опережение (чего делать нельзя). При этом она не перестраивается на левую полосу, а движется между полос (еще одна ошибка — водитель не смог оценить ширину проезжей части и правильно расположить на ней ТС). Ну а потом — эпик фейл: водитель постарался побыстрее вернуться на полосу фуры и оттормозиться перед ее носом в такую погоду — это поступок очень мужественный и крайне неумный. Да, водитель решил пропустить пешехода, и это похвально. Но так тормозить перед грузовиком не стоит.

Еще более наглядная иллюстрация неправильной оценки остановочного пути грузовика — ситуация с «учителем», который пытается испугать водителя фуры.

Тут просто классика жанра — непонимание того, из чего складывается остановочный путь. Не забываем: тормозной путь грузовика такой же, как у легкового автомобиля, остановочный — значительно больше.

Универсальный совет один: прежде чем «давать по тискам», будет очень здорово посмотреть в зеркало заднего вида.

В конце концов, водитель большегруза может просто уснуть и не заметить, что поток останавливается на светофоре. В моей практике был такой случай возле Твери: я стал тормозить перед светофором и одновременно следил за КАМАЗом, который шел следом. Он тормозить вообще не думал, хотя нам уже давно горел красный. В конце концов нервишки не выдержали, и я съехал со светофора на обочину. КАМАЗ пролетел на красный. Благо время было около четырех утра и перекресток был пустым. КАМАЗ так и упылил к горизонту. Зачем он так сделал — я не знаю, но до сих пор рад, что смотрел в зеркала.

А что сбоку?

Если про дистанцию еще многие помнят, то про интервал у нас думают редко. А зря. Давайте посмотрим еще одно видео (внимание, ненормативная лексика!).

Сейчас бы еще раз сходить по-маленькому в курс физики, но, думаю, это будет явный перебор. Поэтому перейду просто к цифрам: боковой ветер в 15 м/сек. уже способен положить на бок еврофуру. А 15 м/сек. — это не так уж много. Это даже еще не ураган.

Хорошо, что та ситуация, что показана на видео, в жизни случается не так уж часто. Но при выполнении некоторых условий она очень даже вероятна при гораздо менее серьезном ветре. Итак, почему грузовик был так близок к перевороту?

Обратите внимание на такую деталь: пока справа от фуры есть деревья, она более-менее на дороге держится. Но при выходе на открытое пространство на въезде на мост она очень близка к опрокидыванию. Эх, все-таки придется немного заняться расчетами.

Возьмем средний размер еврофуры: 13,5х2,45 м. Боковая площадь получается 33 кв. м. Неплохой такой парус. Теперь посмотрим, как сильно в этот парус сможет давить ветер. Формула расчета силы на один квадратный метр будет такой: F=0.61V2/9,8, где V — скорость ветра в м/сек., а 0,61 — половина плотности воздуха в нормальных условиях. Допустим, что дунул порыв в 20 м/сек. В таком случае на один метр придется сила в 24,9 кгс, а на 33 кв. м фуры — почти 822 кгс. Почти тонна. Однако все эти расчеты справедливы для статичного положения. В динамике физика намного сложнее, что делает прогнозирование поведения машины более затруднительным. А на практике — более сложным для управления.

Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Смотреть картинку Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Картинка про Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике. Фото Как сдавать задним ходом с прицепом на грузовике

Вернемся к видео. При выезде из-за препятствия (в нашем случае — деревьев на обочине) ветер не просто подул в бок, а сделал это порывом. А как мы поняли из расчетов выше, сила толчка могла быть очень существенной — в тонну и больше. На дорогах такая ситуация возникает не очень часто. Гораздо чаще переворот провоцируют сами водители. В случае бокового порыва ветра возникает рефлекторное желание поворотом руля вернуть машину на траекторию. И хорошо, если в этот момент ветер еще дует — шансы все сделать правильно есть. Но часто порывы ветра очень кратковременные. Тогда происходит следующее: водитель рулем компенсирует давление порыва, но в этот же момент порыв ветра прекращается. Машина восстанавливает траекторию слишком активно, водитель крутит руль в другую сторону. В этот момент еще один порыв — и грузовик лежит на боку. Остановить такую динамичную раскачку очень сложно.

Да, поездки в таких условиях — не сахар. Но решение есть. Во-первых, в ветер надо сбросить скорость, а при выезде на открытые участки быть готовым к его значительному усилению. А если едете на легковой машине в сильный ветер — подглядывайте за большегрузными соседями по потоку. Если видите, что фура ведет себя нестабильно, ни в коем случае не лезьте на обгон и даже на опережение.

Кроме того, есть еще одно правило. Смотрим этот ролик.

Вот тут как нигде лучше видна типичная ошибка — несоблюдение бокового интервала. Казалось бы: есть между машинами зазор — и ладно. Но в момент проезда фуры рядом с другой машиной между ними возникает разрежение воздуха. И машины пытаются «слипнуться». Пока они идут вдоль друг друга, это чувствуется слабо. Но в конце их начинает затягивать друг за друга. И если кто-то переборщит со скоростью, не учтет вес автомобиля и дорожные условия, он имеет хорошие шансы улететь с дороги. Вот это и произошло на видео.

У ДТП такого рода есть одна очень опасная особенность: встречная машина всегда тянет на свою, то есть на встречную, полосу.

Лишним боковой интервал не бывает, а при разъезде со встречной фуре на гололеде — тем более.

Туда-сюда

Следующие две ситуации могут возникнуть и с легковым автомобилем, но в случае с фурой последствия будут тяжелее в силу уникального умения полуприцепа (и прицепа тоже) «складываться». Речь идет о затяжных подъемах в снег и гололед.

О причинах неудачного подъема говорить не будем — тут все понятно и похоже на то, что бывает и с маленькими машинками. А вот действия водителей легковых машин стоит обсудить.

Если на скользком подъеме фура остановилась, есть очень большая вероятность того, что даже на заблокированных колесах она покатится вниз. И если обычный автомобиль в большинстве случаев скатывается по наиболее ожидаемой траектории (просто вниз), то тягач с полуприцепом или прицепом почти всегда начнет складываться. Предсказать, в какую именно сторону он начнет это делать, невозможно. Куда он проскользит дальше — тоже нельзя. Любой автомобиль ниже грузовика оказывается в опасности. Как ее избежать?

Во-первых, нужно оценивать состояние дорожного покрытия, и если оно вызывает некоторые опасения — не лезть в гору вплотную за грузовиком. Во-вторых, следить за его скоростью. Если она подозрительно быстро падает, есть смысл попытаться уйти с возможного пути отступления грузовика с подъема. В крайнем случае лучше застрять на обочине, чем быть снесенным фурой.

К сожалению, такого ДТП иногда избежать очень сложно. Особенно если дорога узкая, а фура разворачивается поперек дороги. Если она в таком положении заскользила вниз, поможет только молитва. И то не всем.

Вторая ситуация имеет некоторое сходство с первой и связана со складыванием.

Если понесло легковую машину, то поймать ее до «третьего маха» можно (если, конечно, за рулем не совсем безнадежный водитель). Ну, а с фурой — как повезет. Теоретически это тоже возможно, но поймать прицеп намного сложнее.

Причины происшествия на видео могут быть очень разными. Тут явно было торможение до юза, но зачем оно было таким интенсивным — непонятно. Скорее всего, налицо ошибка водителя. Наряду с такими ошибками причинами могут быть и разрушение шины, и аквапланирование, и просто скользкая дорога.

Что-то советовать тут трудно. Просто повторю еще раз: нужно быть готовым к тому, что фура может перекрыть всю дорогу. И если опасность такого развития событий велика, лучше съехать в кювет или куда-то еще — это будет лучше, чем попасть под полуприцеп, который — кто его знает, что там внутри! — может весить тонн 20.

А вот некоторых неприятностей можно избежать. Например, если внимательно следить за всеми участниками движения.

Очевидно, что водитель либо уснул, либо ему стало плохо за рулем. Сейчас, когда за отсутствие тахографов и карт жестоко наказывают, спят за рулем чуть меньше, хотя многие все равно умудряются нарушать режим отдыха (капитализм — штука жестокая). И если фура не очень уверенно придерживается полосы или даже выходит из нее — это очень опасный признак. Обгонять и опережать ее опасно, но если рискнете — попробуйте привлечь внимание водителя сигналом. Возможно, спасете кому-нибудь жизнь.

Мы не стали затрагивать некоторую специфику, знакомую профессиональным водителям (особенности распределения и крепления груза или поведение тягача с прицепом в колее) или совсем уж банальные вещи вроде безопасного обгона. Понимаем, что каждый из нас — водитель от бога. Но если вы узнали из этого материала что-то новое или он заставил о чем-то подумать, мы будем этому очень рады. Потому что дорога — это красиво, но опасно, и лично мне очень хотелось бы, чтобы таких видеороликов в интернете было меньше. А для этого их надо смотреть, анализировать и помнить, что не все едут одинаково. У тягачей и самосвалов свои особенности, у спорткаров — другие. Но на дороге равны все, и полезным будет знать кое-что и про тех, и про других. Глядишь, когда-нибудь и пригодится.

Фото и видео фотобанк Лори и из открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *