Как сделать мотоцикл выше эндуро

Заразные два колеса 3. Из классики в эндуро ценой рамы.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Здравствуй, дорогой читатель!

Пишу по случаю свершения новых модернизаций. Как поговаривают в мой адрес, проходя мимо процесса инноваций: «Дурная голова рукам покоя не даёт» или «Вот собаке делать нечего — она ж… лижет» — какбэ намекая. Но то — люди не сведущие, к росту не стремящиеся.

Всё больше и больше местного люда творческого заманивают фотографиями дам полуобнажённых на фоне своих колесниц, порой — ничем не примечательных. Но ваш верный слуга вновь попробует удивить вас ржавым, переваренным на свой лад, железом и гаражным инжинирингом.

Сперва, постараюсь объяснить что за эндуро и при чём тут «Ыж Плонита 5».

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Планета 5классический байк. Это как обычный седан В/С — класса. Как жигули в мире мото. Классики(не только ижи, а как класс в целом) отличаются прямой посадкой, более-менее большим клиренсом, компромиссной по управляемости/жёсткости/энергоёмкости подвеской и низко- или средне — диапазонным мотором. Как вы наверняка уже догадались — это нечто среднее из всего, для комфортного перемещения по многим видам покрытия.

Эндуро мотоциклы — это родственники кроссовых. Близкие по внешке и дальние по начинке.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Эндуро — это двухколёсные внедорожники. Они делятся ещё на несколько категорий (софт-, хард, тур-), но общие черты такие: мотор с широким диапазоном момента, энергоёмкие подвески (более мягкие, с большими ходами), большой клиренс, выхлоп сверху и конечно же — резина. Более подробно и интересно рассказывают об эндуро вот эти товарищи:

Почему бы тогда сразу не взять иномарку? Почему не готовое протестированное и ровно сваренное изделие? Потому что эквивалентные по мощности ижу 250 — 300 кубовые пепелацы, даже будучи в довольно преклонном возрасте, неплохо кусаются. Ценой. Это верных 100к и выше. С одной стороны недорого, а с другой… Скажем так не для всех, особенно когда финансовый поток очень неплохо вливается в четырёх-колёсные проекты. А прохватить на двух — хочется, для разнообразия!

На помощь приходят «совкоциклы», «самотыклы нашего пошлого» и как их только ещё не называют… Ведь за скромные деньги они могут подарить немало удовольствия начинающему райдеру, а при некоторых доработках — ещё больше.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Лучшие доноры под это дело — Планеты. Особенно 5 и ПС. Так сказать топовые версии одноцилиндровых Ижей. Довольно неприхотливые, тяговитые и я бы даже сказал — надёжные. Мотор выкручивается в 5-6 тысяч у П5 и даже до 7 у ПС, при доработках зажигания.
Если у вас Урал/Днепр — не портите мотоцикл! Он длиннобазный, слишком тяжелый, склонный к перегреву с высокоинертным карданным приводом. В общем удовольствия будет в итоге меньше.
Минск, восход, сова — лёгкие, компактные и тоже годные. Но менее мощные и со своими проблемами(многие знают за коробки восхода и т.д.) Юпитер капризнее и менее надёжен.
ИМХО — Иж Планета лучший выбор.

О доработках двухтактных моторов рассказывалось в предыдущем выпуске. Теперь о геометрии.

Чтобы получить более-менее годный эндуро из классического ижа нужно изменить следующие параметры:
1. Увеличение клиренса. С этим всё понятно: выше — лучше. Обычно переносом верхних креплений сзади и наваркой наставышей спереди.
2. Уменьшение базы. Это расстояние между осями колёс. В стоке — 145см, у эндуро — около 132-137см. Так же влияет на геометрическую проходимость. Чем меньше, тем меньше шансов «сесть на брюхо», а байк вертлявее и поворотливее.
3. Увеличение длины маятника. Уменьшается горизонтальное смещение колеса(динамическое изменение базы), снижается уровень ослабления цепи при ходах подвески. Сток — 400мм, желательно около 500.
4. Уменьшение угла наклона вилки. Чоппер с большим наклоном красив и стабилен, но неповоротлив. Спорты с маленькими углами более управляемые, но имеют меньше стабильности. Поэтому из среднего значения классики угол желательно уменьшить, улучшив маневренность и снизив боковые нагрузки на перья при прыжках. Бонусом идёт уменьшение базы =)

Вот например, что получается при удлинении маятника без иных вмешательств:

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Что же получилось у меня, у типичного жигулиста, которого однажды захлестнуло:

Источник

МОЙ МОТОЦИКЛ

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Когда мы себе выбираем байк, то стараемся подобрать себе наиболее полюбившийся, удобный, технически классный и по цене подходящий. Но не всегда так получается: что то одно может не получится. Особенно бывает момент, когда: «Ногами до земли не достаю» – так сотни мотоциклистов объясняют отказ от понравившейся модели мотоцикла в пользу другой, с меньшей высотой по седлу. И из-за этой проблемы не всегда получается купить понравившуюся модель! И как же эту дилемму решить? Неразрешимых проблем не бывает! Есть альтернатива этой проблеме — можно занизить высоту мотоцикла в седле!

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Для начала замеряем дорожный просвет мотоцикла сзади и спереди

Занижение мотоцикла кардинально решает проблему «коротких ног», но для начала стоит оценить ее масштабы. Двумя ногами до земли доставать вовсе не обязательно. Для комфортного передвижения достаточно одной ноги, а если до земли получается достать только носком мотобота – попробуйте немного переместить таз относительно мотоцикла в сторону выставленной ноги. Конечно неудобно, но зато можно кататься на любимой модели. Это основную проблему особо не решает, и если вы все таки еле касаетесь носком обуви земли — придется «занижать» байк.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Ослабляем болты крепления перьев в траверсах и протягиваем их вверх. Желательно, чтобы мотоцикл при этом был закреплен к потолку помещения либо опирался, например, на домкрат или подставку снизу.

Главное в этом процессе не навредить самому байку. Ведь инженеры не зря корпели над проектом мотоцикла (это касается всех мотыков). Ведь конструкторы рассчитывали кинематику подвесок и настраивали амортизаторы вовсе не для красоты силуэта, а для лучшего баланса ходовых качеств. В который нам и предстоит осторожно вмешаться.

С понижением центра тяжести завалить в поворот машину станет сложнее, да и цепляться глушителями и прочими выступающими частями за детали ландшафта придется чаще. Единственный способ «уронить» мотоцикл, минимально повлияв на управляемость – заменить седло на заниженное афтермаркетовое либо «выщипать» набивку родного. Благо в наше время можно найти много альтернатив стандартному седлу, например в каталогах сторонних производителей. И основные производители (например, Kawasaki и BMW) предлагают в своих каталогах заниженные сиденья. Либо, как вариант, можно просто перешить в подходящем ателье, занимающихся перетяжкой и занижением сидений.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Перед началом поисков тюнинговых «линков» внимательно осмотрите подвеску своего мотоцикла: возможно, «уронить» байк удастся малой кровью, например, переставив амортизатор пониже или удалив детали заводского «лифта». Так, амортизатор Suzuki Djebel 250 допускает два положения болта нижнего крепления.

Проиграв в эргономике и комфорте пятой точки, удастся потерять в высоте 2–3 сантиметра. Но прикиньте, удобно ли вам станет ездить, согнув ноги в коленях на лишние градусы? Второй способ занизить машину – заменить задний амортизатор (амортизаторы) на более короткий. Впрочем, на некоторых мотоциклах, например, на Suzuki Djebel 250ХС, уже предусмотрено два положения высоты родного амортизатора, а, к примеру, у Triumph Daytona 675R регулируется длина штока амортизатора задней подвески, правда, на «Триумфе» эта регулировка сделана для изменения управляемости, а изменение высоты «хвоста» –эффект побочный.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

1.Так выглядят родные рычаги прогрессии задней подвески (линки). 2. А так – удлиненные. В продаже имеются различные варианты, от простых пластин до регулируемых и усиленных.

Помимо этого на рынке есть компании, оказывающие услуги по укорачиванию родных амортизаторов.

Но прежде чем начинать что- то «пилить», неплохо представить, насколько при этом «упадет» «корма». Курса геометрии средней школы для этого вполне достаточно. Настолько же следует «уронить» и переднюю часть, подняв перья в траверсах, уделив особое внимание тому, чтобы при макcимальном сжатии передних амортизаторов колесо с передним крылом не доставали до обтекателя, радиаторов или нижней траверсы.

Некоторые мотоциклы эндуро имеют заводские «лифтованные» версии, например, штоки вилки того же «Джебеля» имеют проставки, удалив которые, можно ощутимо «уронить» переднюю часть мотоцикла (часть мотоциклов с завода идут в «низком исполнении»).

Равномерность занижения мотоцикла важна, потому как инженеры, проектируя ту или иную машину, рассчитывают подвески исходя из совершенно четких данных о высоте, развесовке по осям и углу вылета вилки. Поднимая перья в траверсах, мы меняем не только расстояние от руля до земли, но и такие показатели, как угол наклона вилки (сильно) и развесовку (слегка), что сказывается на поведении машины.

Просчитать и предсказать результаты подобных вмешательств крайне трудно, так, например, занижение одной лишь передней части и приближение угла наклона вилки относительно поверхности дороги к 90 градусам делает управляемость более острой и увеличивает вероятность возникновения вобблинга, а занижение одной «кормы», напротив, сделает рулежку более чопперной и «ватной», а разгруженная передняя ось станет причиной более ранней потери контакта перед него колеса с асфальтом, например, при разгоне.

Если же вышеперечисленные манипуляции желаемого результата не принесли, и ноги по-прежнему не достают до земли, можно пойти дальше и заменить рычаги прогрессии задней подвески, благо производители афтермаркета предлагают по нескольку вариантов почти для каждой модели мотоцикла.

Главный недостаток подобного решения заключается в том, что изменение длин рычагов меняет и разработанную заводскими инженерами кинематику. Установив же подобный тюнинг, стоит прожать подвеску до упора и проверить, не трет ли брызговик или другие детали «хвоста» о колесо.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

После этих манипуляций прийдется еще поработать над одной маленькой проблемой : родная боковая подставка заниженный мотоцикл держать, как правило, уже не сможет. Так, что придется поработать над заменой, либо просто укоротить ее. Да и на центральную (если она есть) водрузить мотоцикл станет куда труднее. Но это уже мелочь……..

Источник

Эндуро

Клуб любителей эндуро: обзор мировых чемпионатов, хард эндуро, мото ралли, Париж-Дакар и всё, что связанно с преодолением на двух колёсах непроходимого бездорожья.

Администраторы (1)

Модераторы (0)

Читатели (837)

Эндуро → Формируем базовую стойку

Этот пост адресуется не только и не столько тем кто купил себе легкую эндурку. Потому что даже если у них нет эндуро друзей… Им обычно хватает желания пересмотреть много видео, и перечитать много литературы на эту тему.
В первую очередь я обращаюсь к тем кто в этом сезоне пересел с дорожного мотоцикла на тур-эндуро, и с удивлением обнаружил что не знает что делать с вновь открывшимися возможностями.

В этом посте я расскажу для чего вообще нужна стойка. И как сделать так, что-бы она помогала, а не мешала. Потому что если стойка не правильная — она только мешает.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро
Итак, для чего вообще нужна стойка?

1) Стойка позволяет вам избежать эффекта «осыпания позвоночника в трусы» при езде по неровной поверхности
2) Она помогает балансировать, добавляя две лишних «степени свободы» — колени и лодыжки
3) Помогает ехать по бездорожью на мотоцикле, а не тащить его на себе

Какую стойку считать правильной? В общем виде (в статике) вот:
Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Небольшое пояснение по результатам комментариев. На фотографии «атакующая стойка». Такой глубокий «поклон» нужен что-бы локти были почти под 90 градусов, что-бы руки могли отрабатывать мощные неровности. Но в таком положении вы много не проедете — устанете.
Поэтому в «туристическом» режиме спина выпрямляется — вы стоите почти прямо. Руки согнуты лишь чуть-чуть

1) Ноги стоят на подножках в районе основания стопы — там откуда растут пальцы (а не под каблук). Этому есть несколько причин:
а) Это дает дополнительную степень свободы (лодыжка включается в баланс)
б) Вы не переключите случайно передачу, и не нажмете на тормоз
в) Когда ноги стоят «под каблук», что-бы не нажать на лапки, вы растопыриваете ступни в стороны. Это может привезти ко встрече мыска с дорогой в повороте, с землей в колее, и с деревом на узкой тропинке

Да, кроссмены учат ставить ботинок под каблук. НО
а) Они ездят по расчищенной трассе, и всегда выносят внутреннюю ногу вперед.
б) По песку (там где особенно важен баланс) тренер по мотокроссу таки учил меня ставить ногу на мысок.
в) Под каблук ногу ставить необходимо для надежности при приземлении — что-бы нога ни дай бог не соскользнула.

Вывод. Ставьте ногу на основание стопы. Если собираетесь прыгать / активно работать лапками КПП и тормоза, перемещайте подножку под каблук.

2) Держите мотоцикл ногами. При этом расслабьтесь 🙂
Как этого добиться? Очень просто. Не надо судурожно сжимать мот коленями.
Просто разверните ступни. Попробуйте встать в положение «пятки вместе, носки врозь». Очевидно что если вы стоите на мысках, а между ног у вас мотоцикл, вам это не удастся. Но обратите внимание, вы УЖЕ зажали мотоцикл лодыжками и икрами.

3) Кисти, локти, и плечи обеих рук находятся в одной плоскости, и расслаблены.
Поднимите локти. Не плечи, локти. Просто выверните их вверх.
Мне очень помогло когда инструктор объяснил что рукоятки руля должны идти не перпендикулярно пальцам, а по диогонали. От костяшки указательного пальца к основанию запястья. Зачем это надо?
а) Теперь вы газуете не кистью, выворачивая себе сустав, а всей рукой от локтя.
б) Теперь вы держите руль как штангу. и в вашем распоряжении не только бицепсы и трицепсы, но так-же мышцы груди и спины, которые заведомо сильнее.

На самом деле я слышал еще множество требований. типа «ты должен видеть свой номер, и т.д. Но фишка в том что для разных людей в разных ситуациях на разных мотоциклах правильной будет разная стойка. Тем более в движении.

Поэтому проверочное движение всего одно.
Отпустите руль. И не цепляйтесь коленями (в движении это полезно — сейчас отпустите).
Если вы падаете вперед — вы перегружаете переднее колесо. Если падаете назад — перегружаете заднее.

Собственно все. В этом равновесном состоянии вы должны находиться в стойке ВСЕГДА. Не цепляйтесь за руль. Разгоняетесь — отклоняйтесь вперед. Тормозите, отклоняетесь назад. Поворачиваете — грузите внешнюю подножку и отклоняетесь в бок.
А вот на сколько отклоняться в каждом конкретном случае — это как раз и есть искусство.

И напоследок еще 2 совета.
1) Когда вы встаете в стойку и садитесь на сидение, положение плечей и головы меняться не должно. фактически вы просто выпрямляете колени (если конечно сидели правильно)
2) При разгоне и торможении не надо изображать из себя мачту, которая целиком клонится в сторону. Это очень долго и неточно. Просто наклоните мыски вниз, ваши бедра автоматически пойдут вперед (ну как на… на лыжах, да). И только если этого не достаточно вперед уходит верхняя часть туловища. Аналогично работаем и в торможении.

Источник

Учимся ездить на некрасивых мотоциклах, у которых сезон 12 месяцев в году

Пришел ноябрь, а вместе с ним — конец мотосезона-2020. Даже самые безбашенные мотоциклисты уже поставили в гаражи свои «спорты» и нэйкеды — ездить стало холодно, скользко, опасно. Удовольствия никакого. Я тоже распрощался со своей 310-кой до весны и тут же загрустил — уж очень не хочется на полгода забыть про удовольствие от езды на мотоцикле. От отчаяния принялся изучать специализированные сайты и профильные YouTube-каналы на тему зимних покатушек на двухколесном транспорте. Оказывается, есть класс мотоциклов, для которых сезон не заканчивается никогда. Это эндуро. Зимой на них даже интересней ездить. Но только по бездорожью. Если вы думали, что найдете в этой статье инструкцию, как в снегопад прохватить по проспекту 150 км/ч на Yamaha R1, то закрывайте страницу. Эндуро — это другой мир. Мир некрасивых, грязных мотоциклов, рядом с которыми не фоткаются девочки. Для более глубокого изучения вопроса я взял несколько уроков эндуро-езды. До этого я ни разу не съезжал на мотоцикле с асфальта.

Чем эндуро отличается от кросса?

Давайте сразу разберемся с классами. Эндуро — это огромный сегмент, включающий в себя различные модели от легких внедорожных мотоциклов до тяжелых тур-эндуро типа BMW R1250 GS, KTM 1290 Super Adventure или Honda Africa Twin. Гонять по сугробам на баварском «Гусе» — так себе затея, поэтому любители зимней мотоезды предпочитают легкие эндуро, которые иногда даже не ставят на учет. Рядовой обыватель запросто примет такой мотоцикл за кроссовый. В чем же отличие?

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

— В эндуро-мотоцикле есть электростартер и мягкая подвеска, которая позволяет прыгать по бревнам и комфортно передвигаться по ямам и ухабистым лесным дорогам. На кроссовых моделях нет аккумулятора и светотехники. Там все сделано для снижения массы. И подвеска у них более жесткая. Отмечу, что эндуро-модели тоже бывают без фар и поворотников, но тогда они считаются спортинвентарем и не могут быть поставлены на учет, — рассказал Onliner инструктор Геннадий, который организует любительские эндуро-покатушки под Минском.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Спортивные дисциплины мотокросса и эндуро-соревнований тоже отличаются. Кросс — это замкнутая трасса, созданная искусственно. Здесь присутствуют эффектные вылеты, красивые развороты. В целом мотокросс — это скоростной и динамичный спорт в том числе для зрителей. Эндуро же в первую очередь интересен райдеру. Эндуро-соревнования могут иметь трассу протяженностью в десятки километров, и мотоциклисты не всегда знают, что их ждет за новым поворотом. Препятствия могут быть самыми разными, вплоть до устья реки, бревен и крутых склонов. Часто эндуристы ездят по лесу. Международные соревнования обычно проходят в живописных местах. Отдельно принято выделять мототриал (странные байки без сидений), но это уж слишком узкий сегмент.

Если кратко, мотокросс — это закрытая трасса, на которой спортсмены наматывают круг за кругом, а эндуро — это езда по пересеченной местности с разнообразными препятствиями.

Не сложно ли ездить зимой?

— Ездить на эндуро зимой сложнее, чем летом, но это очень интересно. Если мы говорим о людях, которые участвуют в гонках, то они просто обязаны кататься зимой, чтобы не терять навыки. Но и для обычных мотоциклистов зимние выезды лишними не будут. Как известно, в начале сезона наблюдается всплеск аварий с участием байков. Конечно, это связано в том числе с автомобилистами, которые отвыкают от присутствия двухколесной техники на проезжей части, но свою роль играет и то, что байкеры по полгода не прикасаются к мотоциклу и подзабывают особенности управления. А если ты всю зиму ездишь по лесу на эндуро, то ты хотя бы не потеряешь рефлекторные навыки управления этой техникой, — считает Геннадий.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Негативный первый опыт

Мои первые часы обучения эндуро-езде прошли еще при сухой погоде и плюсовой температуре. Спустя 15 минут после старта мне хотелось развернуться и закончить урок. Грязь под колесами, виляющий влево-вправо зад, постоянное ощущение нестабильности. Ехать по пересеченной местности с непривычки реально страшно. Когда я сдал на категорию А, первые «мотокилометры» на асфальте были более приятными.

Важно понимать, что эндуро-заезд проходит не только по утоптанным лесным дорожкам, которые вы видите на фотографиях в этой статье. На практике тебе постоянно приходится преодолевать глубокие ямы, атаковать грязевые лужи, переезжать из одной глубокой колеи в другую. Иногда ты едешь по краю возвышенности, и малейшая потеря сцепления неминуемо приводит к падению. Поскользнуться и распластаться на земле — проще простого. Хорошо, если не накроет 120-килограммовым байком.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

— Если ты за тренировку не упал 20 раз — это не эндуро-урок, — шутят профессионалы.

То ли мне было стыдно сказать инструктору стоп-слово, то ли роль сыграла мужская гордость (раз уж взялся — делай до конца!), но я продолжил урок. В первый час езды я по привычке сидел на байке. Посадка слегка отличается от «гражданской»: тело нужно немного подать вперед, локти поднять и слегка растопырить в стороны. Но в целом принцип езды такой же, как на обычном дорожном мотоцикле, — едем туда, куда смотрим, руки расслаблены, за байк держишься ногами, обхватив бак, на рычагах переднего тормоза и сцепления всегда находится по паре пальцев. Глядя на инструктора, я недоумевал — как он постоянно едет в стойке и не устает? Как он переключает передачи? Как пользуется задним тормозом? Но уже во время второго урока я 90% времени стоял на подножках.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Когда ты сидишь, тебе сложнее балансировать. Стойка позволяет, во-первых, повысить устойчивость (ведь практически вся масса тела в таком случае давит на подножки, расположенные достаточно низко, а низкий центр тяжести улучшает устойчивость байка), а во-вторых, дает возможность более точно ловить баланс и «проглатывать» ямы. По сути у тебя становится две подвески. Первая — демпфирующие элементы мотоцикла, вторая — полусогнутые ноги и руки. У новичков руки очень быстро устают.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

В стойке сложнее держать мотоцикл ногами, поэтому машинально держишься за байк руками. Нужно учиться расслаблять кисти и предплечья. Для этого есть упражнение — необходимо стать на подножки на неподвижном мотоцикле и наклоняться взад-вперед, отпустив руль. Еще в стойке могут уставать спина и ноги. На прямых и ровных участках можно садиться, чтобы отдохнуть.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Баланс

«Баланс» — это самое важное слово для эндуриста. В лесу под колесами может оказаться все что угодно: корень дерева, бревно, яма, глубокая лужа, крутые подъемы и спуски. Чтобы научиться преодолевать эти препятствия, важно научиться работать с балансом. Проще говоря, нужно знать, в какую сторону и как наклонить свое тело. Это ощущение приходит только с опытом, равно как и навык корректной работы с органами управления эндуро-байка.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Например, на крутых спусках нужно максимально сдвигать тело назад, включать вторую передачу и притормаживать исключительно задним тормозом. А для того чтобы заехать на гору, нужно наклониться вперед и поперечными движениями корпуса ловить равновесие, не забывая при этом газовать. Потеряешь импульс — остановишься прямо на подъеме и скатишься. В крутую гору лучше подниматься на второй передаче и регулировать тягу на колесе с помощью сцепления. Газ откручиваешь по максимуму и левым рычагом дозируешь порцию крутящего момента. У новичка это получается далеко не каждый раз.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Первое падение

На одном из первых занятий у меня произошло первое падение. Как уже отмечалось выше, эндуро — это когда ты не знаешь, что тебя ждет за следующим поворотом или горкой. Заехав кое-как на крутой холм, я не рассчитывал сразу за апексом подъема увидеть такой же крутой спуск. В итоге растерялся, не успел затормозить и сдвинуть тело назад, поэтому хорошенько грохнулся. Учитывая, что это было мое первое падение на мотоцикле вообще, я довольно сильно испугался.

— Даже когда ты начинаешь ездить на мотоцикле по городу, будь готов, что однажды тебе придется упасть. А если ты взялся за эндуро, то здесь падения будут постоянно. Если к этому не готов — лучше вообще найти себе другое занятие. Способов получить эмоции в этом мире масса, — подбодрил меня инструктор. Урок после падения усвоен: не видишь — не едь. На эндуро частенько приходится останавливаться, чтобы оценить ситуацию вокруг.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Отряхнул грязь, поднял мотоцикл, едем дальше. Теперь перед завершением заезда на любую возвышенность сбавляю газ, чтобы остановиться, как только заднее колесо преодолело препятствие. Говорят, в эндуро чем сложнее участок — тем интереснее. Значит, для меня пока самое интересное — это подъемы, за которыми сразу же начинаются спуски.

Не холодно кататься?

Если на обычном мотоцикле мерзнешь уже при +7, то на эндуро мне было тепло даже в −2, когда моросил дождь со снегом. На бездорожье ты постоянно работаешь физически, балансируя, поднимая байк и перебирая ногами по земле при крутых подъемах. Здесь главное — не вспотеть. Поэтому старый зимний пуховик на такие занятия лучше не брать. Снизу — термобелье, защита, штаны. Сверху — термобелье, защита, кофта, легкая куртка. Больше всего мерзнут руки. Если перчатки успели промокнуть, не лишней будет запасная пара.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Экипировка

Летом в городе многие мотоциклисты из экипировки используют только шлем и перчатки. На эндуро даже в теплую погоду важно защищаться по-полной: черепаха, наколенники, высокие кроссовые ботинки, кроссовый шлем. От обычного кроссовый шлем отличается выступающим «подбородком» и козырьком. Еще у него нет визора. Можно надевать очки, но они сильно потеют, поэтому я ездил с открытым лицом. Это не лучший вариант — ветки деревьев, грязь и песок могут попасть в глаза. Ситуацию с запотеванием спасают спреи для очков. Есть шлемы специально для эндуро. Они схожи с кроссовыми, но оснащены визором.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Это дорогое хобби?

Давайте считать. Самый доступный 250-кубовый эндуро-мотоцикл стоит в салоне в районе 2 тысяч долларов. На рынке хватает китайских моделей за эти деньги. Не будем называть отдельные бренды, все они плюс-минус одинаковые. Конечно, для покорения серьезных хард-эндуро-трасс эти мотоциклы не годятся, но для новичка — отличный вариант. Те, кто брезгует покупать «китай», могут присмотреться к подержанным японским моделям. Ну а если денег куры не клюют, можно начинать с KTM 150 EXC-TPI (у минского дилера он стоит 27,5 тысячи рублей).

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Желательно уметь крутить гайки самому. Из-за падений такие мотоциклы часто ломаются, и иногда ремонт приходится устраивать в чистом поле. Масло в подобных эндуро-моделях меняется не по километражу, а по моточасам: раз в 10—15 часов. Как правило, в 250-кубовых моделях 1 литр масла. Если не хотите постоянно подтягивать цепь (она у китайских моделей часто «тягучая»), можно отдать еще 170 долларов за «дидовскую» цепь и новые звезды.

Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть фото Как сделать мотоцикл выше эндуро. Смотреть картинку Как сделать мотоцикл выше эндуро. Картинка про Как сделать мотоцикл выше эндуро. Фото Как сделать мотоцикл выше эндуро

Дополнительно нужно купить полный набор экипировки, шлемом и перчатками здесь не ограничишься. За весь комплект придется отдать около тысячи долларов. Если кататься в том числе зимой, то до места покатушек байк нужно как-то доставлять. Здесь все индивидуально. Кто-то может хранить мотоцикл на даче (а значит, поближе к лесу), кто-то может возить его на прицепе, кто-то — в грузовом бусе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *