Как сравнить звуки в слове мяч и машина

Методический комментарий к урокам

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Уроки № 12–13

Содержание, методические приемы

Интонационное выделение первого звука в словах.

Проведение наклонных параллельных линий.

1. Дифференцированная работа: выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение его с первым звуком в словах правого столбца (Букварь ч. I с.14); различение звуков [л] и [р], работа в тетради «Я учусь писать и читать» с.7.

2. Игра «Назови слова с заданным звуком».

3. Сравнение звуков по твёрдости- мягкости (Букварь ч. I с.15).

4. Проведении наклонных параллельных линий (Прописи № 1 с. 16-17)

Методический комментарий

1. Дифференцированная работа.

Работа по учебнику

Сообрази

Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца (работа по учебнику с. 14).

1) произнести слово так, чтобы хорошо был слышен первый звук: [ м’м’]ячик ( [ мм]ашинка, [Б’]елка и т. д.);

Далее разбирается следующая пара слов: белка и бабочка.

Педагогическая поддержка

Различение звуков [л] — [р], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 7).

Первые задания аналогичны заданиям, предлагаемым на 6–7 уроках. Учитель может использовать следующие стихотворения для развития фонематического восприятия.

Белый снег,
Белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

— Кра! — кричит ворона.

И красивую коробку.

У тебя ведь нет кармана.

Последнее из заданий — работа на с. 7 в тетради «Я учусь писать и читать».

2. Игра «Назови слова с заданным звуком». Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звуков в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию.

Учитель говорит детям, что они будут называть слова, в которых есть первый звук слова «зебра».

Я знаю такие слова: зземля, муззей. А теперь вы называйте слова, в которых есть мягкий звук [з’]. Кто правильно скажет слово, тому я дам фишку.

Когда будет названо 10-15 слов, учитель меняет задание и предлагает называть слова, в которых есть твердый звук [з]. Какое слово с этим звуком нам сегодня встречалось? (Зайчик).

Работа по учебнику

Учитель просит назвать все картинки на с. 15. Обращает внимание детей, что каждое слово они должны произнести с подчёркнутым интонационным выделением первого звука и найти ему пару. Учитель обращается к детям и спрашивает: «Кто догадался, какой

Работа в тетради «Прописи» № 1

4. Проведение наклонных параллельных линий, проведение волнистых линий.

1) провести наклонные параллельные линии, дорисовывая солнечные лучи и сачки (с. 16);

2) определить направление волнистых линий; провести их в воздухе;

3) провести волнистые линии, дорисовывая волны (рука движется вдоль страницы слева направо);

4) ответить на вопросы: Какие рыбы плывут в том направлении, в котором мы выполняли движение, дорисовывая волнистые линии? В каком направлении плыла рыбка, которая попала в сачок? В каком направлении плывет крайняя слева рыбка? Сколько рыбок нарисовано?

5) определить, сколько рыбок попало в сачок, объяснить, верно ли утверждение, что в сачок попала щука;

6) провести необходимые наклонные параллельные линии, дорисовывая перья и щетки (с. 17).

Перед выполнением задания необходимо напомнить ребятам о наклоне тетради и проверить ее положение на парте. Учитель должен следить за тем, чтобы рука каждого ученика свободно двигалась слева направо.

Уроки № 15–16

Содержание, методические приемы

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Проведение прямых и наклонных параллельных линий.

1.Звуковой анализ слова «ау». Знакомство со схемой звукового состава слова (Букварь ч. I с.16)

2. Определение места звуков [у], [а] в словах (под ударением) (Букварь ч. I с.16).

3. Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове и сравнение этих звуков (Букварь ч. I с.17)

4. Игра «Скажи как я».

5. Проведение прямых и наклонных параллельных линий (Прописи № 1 с.18-19)

6. Дифференцированная работа

Различение звуков [к] — [т], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 8, 12).

Методический комментарий


Работа по учебнику

1. Знакомство со схемой звукового состава слова.

1) рассмотреть рисунок на с. 16, произнести слово ау;

3) «прочитать» слово ау так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; произнести только первый звук этого слова; обозначить звук [а] фишкой желтого цвета;

Знакомство первоклассников со схемой звукового состава слова учитель может начать с рассказа о том, как однажды дети пошли за грибами, разбрелись по лесу, и вдруг одна девочка, Аленушка, увидела, что вокруг никого нет. Испугалась она, чуть не заплакала, но вспомнила, что, если заблудишься в лесу, нужно кричать «Ау!». Закричала она громко: «А-а-а-у-у-у!». Ее услышали подружки, ответили ей. Аленушка побежала к ним и больше уже от девочек не отставала.

Далее урок может протекать так.

Учитель на доске рисует «домик» (клеточку) для первого звука и спрашивает учащихся: «Какой звук здесь живет?» ([а]). Затем педагог произносит слово ау так: «а-у-у-у», дети называют 2-й звук в слове «ау» ([у]) и педагог рисует на доске вторую клеточку. В результате получается такая же, как в учебнике, схема звукового состава слова. Учитель снова спрашивает у детей, какой звук живет в каждой клеточке-домике. Педагог читает слово ау одновременно с движением указки по схеме (указка скользит по первой клеточке — соответственно произносится звук [а]; когда указка переходит на вторую клеточку, произносится звук [у]).

Сначала учитель сам «читает» по схеме с указкой, а затем предлагает сделать то же самое детям вместе с ним.

Обязательно нужно хвалить детей, отмечать, как хорошо ребенок «прочитал», правильно тянул тот звук, в клеточке которого находилась указка.

Очень важно уже на первом уроке при знакомстве со схемой звукового состава слова начать вырабатывать у детей привычку согласовывать своё произношение с движением указки по схеме.

2. Определение места звуков [у], [а] в словах (под ударением).

1) рассмотреть картинки на с. 16, назвать слова, в которых есть звуки [а] или [у];
2) определить место этих звуков в словах.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть картинки и назвать, что на них нарисовано, а затем произнести последовательно каждое слово с интонационным выделением указанного звука. Ученики произносят слово «у-у-хо», затем произносят этот звук изолированно [у-у-у], убеждаются, что его можно долго произносить, определяют место этого звука в слове. Аналогично разбираются все оставшиеся слова.

3. Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове и сравнение этих звуков (с. 17).

1) назвать слова в верхнем ряду и произнести их так, чтобы хорошо были слышны указанные звуки: аааист, козааа ; (руукаа, кааруусель; уулиткаа, кенгуру);

Аналогично происходит работа со словами среднего и нижнего ряда.

4. Игра «Скажи как я».

Дидактическая цель этой игры — научить школьников интонационно выделять звуки при произношении слов. Учитель кому-нибудь из учеников «бросает» мяч, называет какое-либо слово, интонационно выделяя в нем один из звуков, а ребенок должен повторить слово точно так же, как педагог, и перебросить мяч ему обратно. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

Работа в тетради «Прописи» № 1

5. Проведение прямых и наклонных параллельных линий.

1) рассмотреть на с. 18 цветные домики и сравнить их с недорисованными домиками, находя те линии, которые «забыл» дорисовать художник;

2) дорисовать домики в соответствии с заданным образцом, стараясь, чтобы линии были ровными и параллельными.Ребятам, правильно выполнившим задание, можно предложить закрасить домики.

3) определить, какие линии (параллельные, непараллельные) предстоит проводить на с. 19;

4) провести необходимые линии на с. 19, при этом параллельные линии нужно провести ручкой синего цвета, а непараллельные линии — зеленого.

6. Дифференцированная работа

Педагогическая поддержка

Различение звуков [к] — [т], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 8, 12).

1) послушать несколько слов и определить, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, рот, станок, портфель, торт, кисточка, тыква ;

2) вспомнить названные учителем слова, произнести их, выделяя звук [т];

3) определить, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, кактус, крик, парк, мак;

4) вспомнить слова, произнести их, выделяя звук [к];

5) определить, чем задание на с. 8 тетради «Я учусь писать и читать» отличается от предыдущих заданий в этой тетради; выполнить данное задание;

6) выполнить вместе с учителем задание на с. 12 тетради «Я учусь писать и читать».

Уроки № 17–18

Содержание, методические приемы

Звуковой анализ слова «мак».

Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке.

1. Звуковой анализ слова «мак» (Букварь ч. I с.18)

2. Игра «Живые звуки».

3. Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, в середине и в конце слова (по схемам) (Букварь ч. I с.18)

4. Игра «Назови слово» со звуком [м], [м’]. (Букварь ч. I с.19)

5. Классификация предметов (фрукты, овощи). (Букварь ч. I с.19)

6. Проведение волнистых линий с обязательным продвижением руки по странице (Прописи № 1 с. 20)

7. Письмо верхних и нижних полуовалов. Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке (Прописи № 1 с. 21)

8. Дифференцированная работа

Различение звуков [м] и [н] в конце слова (работа в тетради «Я учусь писать и читать», с. 9).

Методический комментарий


Работа по учебнику

Педагог объясняет ребятам, что количество клеточек в схеме всегда должно совпадать с количеством звуков в разбираемом слове. Также очень важно продолжать вырабатывать у детей привычку согласовывать произношение слова с движением указки по схеме; умение интонационно выделять различные по произношению звуки; более длительно произносить выделяемый звук или же произносить выделяемый звук громче остальных.

Объяснить школьникам, как нужно проводить звуковой анализ слова, можно следующим образом.

Теперь учитель активнее привлекает Сережу к работе, просит его «читать» громче, чтобы услышал весь класс. Сережа уже получил точный образец действия, ему легче работать. Но и при повторном «чтении» учитель не оставляет ребенка одного: педагог так же руководит движением указки ученика, так же сам вслух «читает» слово, но уже прислушивается к Сереже, ведет его за собой. Затем педагог вызывает к доске других желающих.

Ученики «читают» по учебнику, а учитель ходит между рядами и наблюдает за работой детей. Конечно, пока еще почти все «читают» неправильно: указка либо быстро проскакивает всю схему, либо надолго застревает в одной клеточке, но это неважно. Педагог не делает никому замечаний, старается помочь как можно большему числу детей. (Эту операцию учитель вместе с классом будет отрабатывать несколько дней подряд.)

«Кто из вас услышал, — обращается учитель к классу, — какой звук живет в первом «домике», какой первый звук в слове «мммак?» Дети не обязательно ответят «мм». Чем младше первоклассники, тем больше неправильных ответов услышит учитель: и «ма», и «мэ», и «мак», и «мммак». Это естественно: ученики впервые проводят звуковой анализ слова. Но чтобы избежать неверных ответов, учитель просит ребят не отвечать вслух, а сказать ему ответ «по секрету», на ушко. Педагог сразу узнает, кто как думает, сможет выбрать для громкого ответа правильный и вызвать к доске ученика, который верно справился с заданием. Вместе с ребенком учитель еще раз «прочитывает» слово по схеме — «мммак» — и ребенок называет первый звук. Учитель берет фишку, показывает классу, говорит, что она будет обозначать звук [м] и просит детей взять такую же фишку из их набора, поднять вверх, всем вместе сказать «мм» и положить фишку в первую клеточку.

Учитель проходит по классу и проверяет, как дети выполнили задание. Вполне может оказаться, что кто-то поставил фишку не в первую, а в последнюю клеточку. Не нужно делать замечаний! Учитель берет такого ребенка за руку и вместе с ним прочитывает слово, ведя указкой по схеме: «мммак» — вот место звука [м]!», и переставляет вместе с ребенком фишку в первую клеточку.

Обучение звуковому анализу — очень скрупулезная работа. На звуковой анализ слова потрачен почти целый урок. А ведь хотелось бы еще закрепить эти умения, повторить эту работу еще раз, чтобы учащиеся все запомнили. Но если учитель попробует провести все эти операции еще раз, то обнаружит, что дети устали, и усилия педагога пропадут даром.

Источник

Букварь: методический комментарий к урокам (стр. 7 )

Как сравнить звуки в слове мяч и машина. Смотреть фото Как сравнить звуки в слове мяч и машина. Смотреть картинку Как сравнить звуки в слове мяч и машина. Картинка про Как сравнить звуки в слове мяч и машина. Фото Как сравнить звуки в слове мяч и машинаИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Как сравнить звуки в слове мяч и машина. Смотреть фото Как сравнить звуки в слове мяч и машина. Смотреть картинку Как сравнить звуки в слове мяч и машина. Картинка про Как сравнить звуки в слове мяч и машина. Фото Как сравнить звуки в слове мяч и машина

7) самостоятельное соединение оставшихся картинок;

8) проверка сделанного: называние всех картинок, которые соединены с клеточкой звука [и], с клеточкой звука [у].

Уроки № 10–11

Примерная структура урока

Интонационное выделение первого звука в словах.

Проведение наклонных и прямых параллельных линий

1. Интонационное выделение первого звука в словах «внучка», «кошка», «мышка», «репка», «Жучка», «дед», «бабка». Отработка пространственных отношений между объектами. Деление предложения на слова. (Букварь ч. I с.12 ).

2. Игра «Назови слова с заданным звуком».

3. Классификация предметов по заданному признаку: подбор пар слов по первому звуку: пальто-панама, шапка-шорты, варежки-валенки, босоножки-ботинки (Букварь ч. I с. 13 ).

4. Проведение наклонных и прямых параллельных линий (Прописи № 1 с. 14-15)

5. Дифференцированная работа

Различение звуков [ш] и [ж], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 6).

Методический комментарий

Работа по учебнику

1. Интонационное выделение первого звука в словах. Различение понятий: «перед», «за», «между».

1) вспомнить и назвать героев сказки «Репка»;

2) произнести слова репка, дед, бабка, внучка, Жучка с интонационным выделением первого звука (р-р-репка и т. д.).

3) назвать по порядку всех, кто тянет репку, начиная с деда, затем — с мышки;

4) определить, кто из них первый, кто — последний;

5) определить, кто находится между бабкой и Жучкой, между внучкой и кошкой;

Для оживления в памяти детей сюжета можно воспользоваться иллюстрациями к сказке.

Работу над заданием можно организовать следующим образом. Дать школьникам возможность послушать четкое, ясное произнесение слов репка, дед, бабка, внучка, Жучка и т. д. Затем произнести слово репка с интонационным выделением первого звука: рррепка. Пусть учащиеся поупражняются в произнесении слова репка с интонационным выделением звука [р’]. Педагог должен следить за тем, чтобы дети не отрывали звук от слова ([р’р’р’]-епка), а произносили слово целиком: [р’р’р’эпка]. Помните, это трудное задание, поэтому произносите слово вместе с учеником, чтобы он подравнивал свое произношение под Ваше.

Объяснить ребятам, что они долго тянули звук. — сделать паузу, может быть, кто-то в классе сам назовет этот звук, а потом предложить детям послушать, как долго можно произносить этот звук: [р’р’р’].

Старайтесь не допускать хорового произнесения, т. к. Вы не сможете определить таким образом, как произносит каждый учащийся.

Точно такая же работа проводится со словом дедка. Учитель произносит слово, интонационно выделяя первый звук. Звук [д’] нельзя тянуть. Чтобы интонационно выделить этот звук, нужно произнести его громче остальных звуков в слове. Такое произнесение трудно не только для первоклассника, но и для многих учителей, поэтому потренируйтесь дома, чтобы дети слышали образцовой произношение: не [д’]едка, а [Д’эдка]. На уроке учитель сначала дает образец произношения слова дедка, а потом произносит его с интонационным выделением первого звука вместе с каждым учеником, чтобы ребенок мог приблизить свое произношение к образцу учителя.

С каждым новым словом учитель бoльшую инициативу передает классу, приходя на помощь только в случае необходимости. Нужно постараться вызывать детей так, чтобы избегать неправильных ответов, но если всё-таки ребенок ошибается, не делать ему замечаний, а предложить повторить слово еще раз, чтобы было лучше слышно, и произнести его вместе с ребенком, чтобы он приблизил свое произношение к правильному образцу. Очень важно на этом уроке постараться вовлечь в работу всех учащихся класса, не довольствоваться двумя-тремя ответами наиболее активных детей, всячески поощрять и хвалить неуверенных в себе, робких учеников.

Возможные вопросы по сюжетной картинке: Назови по порядку всех, кто тянет репку. Начни с деда, затем с мышки. Кто из них первый. Кто – последний? Кто находится между бабкой и Жучкой, между внучкой и кошкой? Назови всех людей, всех животных.

В этом задании необходимо отработать такие понятия как « перед, «за», «между», а также назвать всех героев по порядку в целях уточнения и расширения представлений об этих отношениях.

Далее учитель просит детей вспомнить и рассказать сказку «Репка» или рассказывает её сам. Степень развёрнутости Вашего рассказа определяется возрастом учеников. Чем младше дети, тем с большим удовольствием они слушают сказку. Рассказывая сказку, Вы можете делать паузу перед тем, как называть новое действующее лицо, и, указывая на персонаж на картине, предлагая детям самим называть героев сказки. Для старших учеников сюжет сказки очевиден, и эта работа нужна лишь для последующего анализа.

После этого педагог произносит первое предложение: «Посадил дед репку» и обращает внимание детей на то, что в этом предложении 3 слова, и они показаны на схеме. Далее учащимся предстоит самостоятельно определить, сколько слов во 2-м и 3-м предложениях. Под диктовку учителя школьники «записывают» предложения, выкладывая полоски. Учитель чётко отделяет слова друг от друга и спрашивает, сколько слов получилось в предложении. Выслушав ответы, учитель показывает на доске, как правильно нужно было выполнить это задание, и при этом обращает внимание детей на расстояние между полосками – слова не должны сливаться друг с другом.

2. Игра «Назови слова с заданным звуком».

Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звуков в слове.

Методика игры такова: учитель предлагает детям назвать слова со звуком [ш]. Можно спросить у класса, в каких словах, обозначающих героев сказки «Репка», есть этот звук. Если дети затрудняются с ответом, назвать всех героев сказки по порядку. Когда Вы назовёте «кош-ш-шка», дети услышат нужный звук. Если кто-то в классе сам правильно ответит, похвалите ребёнка, а потом сами повторите слово, интонационно выделяя звук [ш].

Каждый правильный ответ ребенка необходимо отмечать. Для этого можно использовать игрушки. Это вносит в игру элемент соревнования, стимулирующий каждого ребенка. В конце игры определяется победитель, назвавший наибольшее количество слов.

Методика игры подробно описана в первой части методического комментария.

3. Классификация предметов по заданному признаку. Определение первого звука в словах (с.13). Классификация слов по одинаковому первому звуку.

По просьбе учителя все слова дети произносят вслед за учителем с подчёркнутым интонационным выделением первого звука.

В зависимости от уровня подготовленности класса и усвоения текущего материала можно предложить и более сложные задания: назовите слова, обозначающие зимние вещи, в которых одинаковые первые звуки ( варежки-валенки); есть ли среди слов, называющих летние вещи, такие, в которых одинаковый первый звук? (Нет); назовите все предметы, которые носят парами (варежки, валенки, ботинки, босоножки).

Работа в тетради «Прописи» № 1

4. Проведение наклонных и прямых параллельных линий

1) рассказать и показать, как должна лежать на парте тетрадь у тех, кто пишет правой рукой; рассказать и показать, как должна лежать тетрадь у ребят, которые пишут левой рукой; проверить себя, открыв с. 4 и 5 тетради, положить свою тетрадь правильно;

2) объяснить, чем линии на с. 14 похожи на те, которые мы учились проводить на предыдущих страницах и чем они различаются (эти линии похожи на предыдущие тем, что являются параллельными, а различие их в том, что они — наклонные);

3) провести наклонные параллельные линии при дорисовывании лучей солнца и веток елей;

4) провести необходимые вертикальные, горизонтальные и наклонные параллельные линии при дорисовывании салфеток (с. 15);

Как и на предыдущих уроках учителю важно следить не только за посадкой ребят и положением ручки, но и за наклоном тетради. Педагогу стоит еще раз обратить внимание ребят на то, что наклон линий создается за счет положения самой тетради на парте. После выполнения вместе со всем классом первого задания учитель подытоживает высказывания ребят: «У тех, кто пишет правой рукой, тетрадь должна быть сдвинута влево — нижний правый уголок страницы находится выше нижнего левого уголка, нижний левый уголок страницы направлен на середину груди. У тех, кто пишет левой рукой, тетрадь должна быть сдвинута вправо — нижний левый уголок страницы находится выше нижнего правого уголка, на середину груди смотрит нижний правый уголок страницы». Если в классе нет учащихся, пишущих левой рукой, акцентировать внимание на втором возможном положении тетради не нужно.

После того как ребята выполнят второе задание, учителю важно подчеркнуть, что раньше они проводили только вертикальные и горизонтальные параллельные линии, а сегодня будут учиться проводить наклонные параллельные линии, именно поэтому и нужно обратить внимание на наклонное положение тетради. После дорисовывания лучей солнышка, нужно предложить учащимся передвинуть тетради чуть-чуть вверх, сохраняя при этом правильный наклон.

Перед работой на с. 15 нужно попросить ребят рассказать о направлении движения руки при письме горизонтальных и вертикальных линий. Если темп выполнения работы в классе на этом уроке будет достаточно медленным, можно не предлагать учащимся дорисовать нижнюю салфетку.

5. Дифференцированная работа.

Педагогическая поддержка

Различение звуков [ш] и [ж], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 6).

Первые несколько заданий аналогичны заданиям, предлагаемым на уроках № 6–7. Учитель может использовать следующие скороговорки для развития фонематического восприятия.

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах.

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Еж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Последнее из заданий — работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 6). Картинки на странице: шарик, жук, шарф, шап-ка, жвачка, желудь, шкаф, жаба.

На этом уроке учителю важно продемонстрировать классу особенности артикуляции согласных звуков. Учащиеся должны почувствовать, что при произнесении звуков [ш] и [ж] воздух не выходит легко и свободно, на его пути есть преграда, создаваемая губами и языком.

Уроки № 12–13

Содержание, методические приемы

Интонационное выделение первого звука в словах.

Проведение наклонных параллельных линий.

1. Дифференцированная работа: выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение его с первым звуком в словах правого столбца (Букварь ч. I с.14); различение звуков [л] и [р], работа в тетради «Я учусь писать и читать» с.7.

2. Игра «Назови слова с заданным звуком».

4. Проведении наклонных параллельных линий (Прописи № 1 с. 16-17)

Методический комментарий

1. Дифференцированная работа.

Работа по учебнику

Сообрази

Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца (работа по учебнику с. 14).

1) произнести слово так, чтобы хорошо был слышен первый звук: [м’м’]ячик ([мм]ашинка, [Б’]елка и т. д.);

После интонационного выделения первых звуков в словах мячик и машина ([м’] и [м]) учитель предлагает сравнить эти звуки, спрашивая учеников: «Одинаковые ли первые звуки в словах [мм]ашина и [м’м’]ячик? Давайте послушаем вместе [м’м’][мм]». Дети обнаруживают, что один из звуков произносится более сердито, твердо ([м-м-м], при его произнесении губы плотно сжаты [м-м-м], а другой произносится мягче, ласковее, губы расслаблены ([м’м’]).

Далее разбирается следующая пара слов: белка и бабочка.

Аналогично происходит работа со словами заяц и зебра.

Педагогическая поддержка

Различение звуков [л] — [р], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 7).

Первые задания аналогичны заданиям, предлагаемым на 6–7 уроках. Учитель может использовать следующие стихотворения для развития фонематического восприятия.

Белый снег,
Белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

— Кра! — кричит ворона.

И красивую коробку.

У тебя ведь нет кармана.

Последнее из заданий — работа на с. 7 в тетради «Я учусь писать и читать».

2. Игра «Назови слова с заданным звуком». Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звуков в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию.

Учитель говорит детям, что они будут называть слова, в которых есть первый звук слова «зебра».

Я знаю такие слова: зземля, муззей. А теперь вы называйте слова, в которых есть мягкий звук [з’]. Кто правильно скажет слово, тому я дам фишку.

Когда будет названо 10-15 слов, учитель меняет задание и предлагает называть слова, в которых есть твердый звук [з]. Какое слово с этим звуком нам сегодня встречалось? (Зайчик).

— Я знаю такие слова: ззуб, ззабор, груззовика. Теперь вы называйте слова. Каждая ошибка разбирается: учитель четко произносит слово, интонационно выделяя звук, чтобы ребенок услышал, что он придумал слово не с тем звуком. Но делать это нужно очень быстро, без лишних слов, чтобы игра не превратилась в скучное дидактическое упражнение. За каждое правильно названное слово учитель дает ребенку фишку или игрушку. В конце игры определяется победитель. И помните, лучше не допустить ошибку, чем исправлять ее, поэтому заранее готовьте «слабых» детей к верному ответу (об этом мы с Вами уже говорили в первой части методического пособия).

Работа по учебнику

Учитель просит назвать все картинки на с. 15. Обращает внимание детей, что каждое слово они должны произнести с подчёркнутым интонационным выделением первого звука и найти ему пару. Учитель обращается к детям и спрашивает: «Кто догадался, какой

первый звук в слове [л’л’]иса? Если возникнут затруднения, то учитель сам говорит, что в слове «лиса» первый звук мягкий (ласковый) согласный. «А теперь найдите слово, которое начинается с его твёрдой (сердитой) пары». Учащиеся называют слово [лл]ось». Аналогичная работа проводится со словами пушка и петух; кенгуру и кот.

Работа в тетради «Прописи» № 1

4. Проведение наклонных параллельных линий, проведение волнистых линий.

1) провести наклонные параллельные линии, дорисовывая солнечные лучи и сачки (с. 16);

2) определить направление волнистых линий; провести их в воздухе;

3) провести волнистые линии, дорисовывая волны (рука движется вдоль страницы слева направо);

4) ответить на вопросы: Какие рыбы плывут в том направлении, в котором мы выполняли движение, дорисовывая волнистые линии? В каком направлении плыла рыбка, которая попала в сачок? В каком направлении плывет крайняя слева рыбка? Сколько рыбок нарисовано?

5) определить, сколько рыбок попало в сачок, объяснить, верно ли утверждение, что в сачок попала щука;

6) провести необходимые наклонные параллельные линии, дорисовывая перья и щетки (с. 17).

Перед выполнением задания необходимо напомнить ребятам о наклоне тетради и проверить ее положение на парте. Учитель должен следить за тем, чтобы рука каждого ученика свободно двигалась слева направо.

Уроки № 15–16

Содержание, методические приемы

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Проведение прямых и наклонных параллельных линий.

1.Звуковой анализ слова «ау». Знакомство со схемой звукового состава слова (Букварь ч. I с.16)

2. Определение места звуков [у], [а] в словах (под ударением) (Букварь ч. I с.16).

3. Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове и сравнение этих звуков (Букварь ч. I с.17)

4. Игра «Скажи как я».

5. Проведение прямых и наклонных параллельных линий (Прописи № 1 с.18-19)

6. Дифференцированная работа

Различение звуков [к] — [т], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 8, 12).

Методический комментарий

Работа по учебнику

1. Знакомство со схемой звукового состава слова.

1) рассмотреть рисунок на с. 16, произнести слово ау;

2) «прочитать» слово ау, ведя указкой по схеме звукового состава слова;

3) «прочитать» слово ау так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; произнести только первый звук этого слова; обозначить звук [а] фишкой желтого цвета;

4) «прочитать» слово ау, так, чтобы отчетливо был слышен второй звук; произнести только второй звук; обозначить звук [у] фишкой желтого цвета.

Знакомство первоклассников со схемой звукового состава слова учитель может начать с рассказа о том, как однажды дети пошли за грибами, разбрелись по лесу, и вдруг одна девочка, Аленушка, увидела, что вокруг никого нет. Испугалась она, чуть не заплакала, но вспомнила, что, если заблудишься в лесу, нужно кричать «Ау!». Закричала она громко: «А-а-а-у-у-у!». Ее услышали подружки, ответили ей. Аленушка побежала к ним и больше уже от девочек не отставала.

Учитель предлагает детям поучиться громко и протяжно произносить слово ау, интонационно выделяя сначала первый звук, а потом второй. Затем учитель произносит слово ау: «а-а-а-у» — и спрашивает ребят: «Какой звук я тянула?».

Далее урок может протекать так.

Учитель на доске рисует «домик» (клеточку) для первого звука и спрашивает учащихся: «Какой звук здесь живет?» ([а]). Затем педагог произносит слово ау так: «а-у-у-у», дети называют 2-й звук в слове «ау» ([у]) и педагог рисует на доске вторую клеточку. В результате получается такая же, как в учебнике, схема звукового состава слова. Учитель снова спрашивает у детей, какой звук живет в каждой клеточке-домике. Педагог читает слово ау одновременно с движением указки по схеме (указка скользит по первой клеточке — соответственно произносится звук [а]; когда указка переходит на вторую клеточку, произносится звук [у]).

Сначала учитель сам «читает» по схеме с указкой, а затем предлагает сделать то же самое детям вместе с ним.

Обязательно нужно хвалить детей, отмечать, как хорошо ребенок «прочитал», правильно тянул тот звук, в клеточке которого находилась указка.

Очень важно уже на первом уроке при знакомстве со схемой звукового состава слова начать вырабатывать у детей привычку согласовывать своё произношение с движением указки по схеме.

2. Определение места звуков [у], [а] в словах (под ударением).

1) рассмотреть картинки на с. 16, назвать слова, в которых есть звуки [а] или [у];
2) определить место этих звуков в словах.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть картинки и назвать, что на них нарисовано, а затем произнести последовательно каждое слово с интонационным выделением указанного звука. Ученики произносят слово «у-у-хо», затем произносят этот звук изолированно [у-у-у], убеждаются, что его можно долго произносить, определяют место этого звука в слове. Аналогично разбираются все оставшиеся слова.

3. Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове и сравнение этих звуков (с. 17).

1) назвать слова в верхнем ряду и произнести их так, чтобы хорошо были слышны указанные звуки: аааист, козааа; (руукаа, кааруусель; уулиткаа, кенгуру);

Учащиеся называют картинки в верхнем ряду ааист, козааа, произносят каждое слово с интонационным выделением указанного звука, затем произносят отдельно указанные звуки в каждом слове, сравнивают их. В результате сравнения дети приходят к выводу, что эти звуки одинаковые, только занимают они разное место в словах: в слове аист, звук [а] стоит в начале, а в слове козааа – в конце слова.

Аналогично происходит работа со словами среднего и нижнего ряда.

4. Игра «Скажи как я».

Дидактическая цель этой игры — научить школьников интонационно выделять звуки при произношении слов. Учитель кому-нибудь из учеников «бросает» мяч, называет какое-либо слово, интонационно выделяя в нем один из звуков, а ребенок должен повторить слово точно так же, как педагог, и перебросить мяч ему обратно. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

На самом деле учитель не бросает, а передает мяч из рук в руки, иначе ребенок будет сосредоточен на действиях с мячом и не обратит внимания на то, как педагог произносит слово, какой звук интонационно выделяет. Игра позволяет учитывать индивидуальные особенности первоклассников и каждому дать задание, с которым он наверняка справится (это особенно важно учесть). Дети по-разному учатся произносить слова, интонационно выделяя нужный звук, одни — без труда, а для других — это очень трудная задача. Поэтому, если ребенок говорит слово рука, учитель просто повторяет за ним: «Правильно, ррука, я отчетливо слышу звук [р]». Из позиции в начале слова звук выделить легче, это тоже необходимо учитывать. Если в классе есть дети, которые уже сами могут интонационно выделить звук, учитель в таком случае лишь показывает образец правильного произнесения, без какой-либо помощи с его стороны ребенок воспроизводит «утка». Таким ученикам можно предложить выделить звук и в середине, и в конце слова. Также им можно предложить в качестве интонационно выделяемых звуков такие, которые нельзя потянуть, а нужно произнести громче других. В игре учитель может использовать следующие слова: ррука, р’р’ека, ллампа, домм, грибок, ссанки, вволк, труба, в’в’етка, утка, гус’с’и, травва, жжук, кружжок, саххар, шарр.

Работа в тетради «Прописи» № 1

5. Проведение прямых и наклонных параллельных линий.

1) рассмотреть на с. 18 цветные домики и сравнить их с недорисованными домиками, находя те линии, которые «забыл» дорисовать художник;

2) дорисовать домики в соответствии с заданным образцом, стараясь, чтобы линии были ровными и параллельными. Ребятам, правильно выполнившим задание, можно предложить закрасить домики.

3) определить, какие линии (параллельные, непараллельные) предстоит проводить на с. 19;

4) провести необходимые линии на с. 19, при этом параллельные линии нужно провести ручкой синего цвета, а непараллельные линии — зеленого.

6. Дифференцированная работа

Педагогическая поддержка

Различение звуков [к] — [т], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 8, 12).

1) послушать несколько слов и определить, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, рот, станок, портфель, торт, кисточка, тыква;

2) вспомнить названные учителем слова, произнести их, выделяя звук [т];

3) определить, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, кактус, крик, парк, мак;

4) вспомнить слова, произнести их, выделяя звук [к];

5) определить, чем задание на с. 8 тетради «Я учусь писать и читать» отличается от предыдущих заданий в этой тетради; выполнить данное задание;

6) выполнить вместе с учителем задание на с. 12 тетради «Я учусь писать и читать».

Если в классе много учащихся с низким уровнем готовности к овладению грамотой, первые пять заданий лучше провести фронтально в самом начале урока, так как эти упражнения являются подготовительными к проведению на следующем уроке полного звукового анализа слова мак.

Работая в тетради «Я учусь писать и читать», ребята должны заметить, что раньше они выполняли упражнения, где нужно было выделить первый звук в слове, а сегодня будут выделять последний звук в слове. После того как они найдут последние звуки в словах кит и лук и таким образом определят, какие звуки им предстоит сегодня различать, учитель просит учащихся найти на странице все картинки, названия которых оканчиваются на звук [т] (бегемот, бант, кот), и провести от этих рисунков линии к верхней левой схеме. Затем учитель просит рассказать, от каких картинок проведены линии. Далее педагог просит назвать картинки, названия которых оканчиваются на звук [к] (молоток, ящик, чайник). В классе наверняка найдутся ребята, которые заметят, что одну из картинок можно назвать по-разному: и бант, и бантик, и в зависимости от того, как названа картинка, она должна быть соединена либо с клеточкой звука [к], либо с клеточкой звука [т]. Если ребята сами это не заметят, учителю стоит обратить их внимание на возможные варианты.

Шестое задание является новым для ребят, комментарий учителя может быть следующим: «Сейчас мы будем выполнять задание, в котором нужно следить и за первым, и за последним звуками в словах. Давайте посмотрим на условное обозначение, нарисованное вверху 12 страницы, и попробуем догадаться, что эта схема может значить (последний звук одного слова должен стать первым звуком следующего слова). Произнесем слово лимон, выделяя последний звук. Назовем последний звук (звук [н]). Найдите картинку, название которой начинается со звука [н], и т. д. Учитель просит соединять ровной линией точки, расположенные рядом с соответствующими картинками. Дети постепенно подходят к составлению цепочки слов, выделяя первые и последние звуки: лимоннн — ннноскиии — индееццветоккорабл’л’л’; л’л’л’имон. Часть задания (начиная со слова цветок) учащиеся выполняют самостоятельно, во время проверки учитель просит их обосновать выполненные действия.

Уроки № 17–18

Содержание, методические приемы

Звуковой анализ слова «мак».

Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке.

1. Звуковой анализ слова «мак» (Букварь ч. I с.18)

2. Игра «Живые звуки».

3. Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, в середине и в конце слова (по схемам) (Букварь ч. I с.18)

4. Игра «Назови слово» со звуком [м], [м’]. (Букварь ч. I с.19)

5. Классификация предметов (фрукты, овощи). (Букварь ч. I с.19)

6. Проведение волнистых линий с обязательным продвижением руки по странице (Прописи № 1 с. 20)

7. Письмо верхних и нижних полуовалов. Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке (Прописи № 1 с. 21)

8. Дифференцированная работа

Различение звуков [м] и [н] в конце слова (работа в тетради «Я учусь писать и читать», с. 9).

Методический комментарий

Работа по учебнику

1. Проведение звукового анализа слова мак.

1) «прочитать» слово мак, ведя указкой по схеме звукового состава слова;

2) «прочитать» слово мак так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; произнести только первый звук этого слова; обозначить звук [м] фишкой желтого цвета;

3) «прочитать» слово мак так, чтобы отчетливо был слышен второй звук; произнести только второй звук; обозначить звук [а] фишкой желтого цвета;

4) «прочитать» слово мак так, чтобы отчетливо был слышен третий звук; произнести только третий звук; обозначить звук [к] фишкой желтого цвета.

Педагог объясняет ребятам, что количество клеточек в схеме всегда должно совпадать с количеством звуков в разбираемом слове. Также очень важно продолжать вырабатывать у детей привычку согласовывать произношение слова с движением указки по схеме; умение интонационно выделять различные по произношению звуки; более длительно произносить выделяемый звук или же произносить выделяемый звук громче остальных.

Объяснить школьникам, как нужно проводить звуковой анализ слова, можно следующим образом.

Учитель подготавливает таблицу, на которой нарисован цветок мак, под рисунком три одинаковые клеточки (схема звукового состава этого слова) и набор одинаковых желтых фишек для обозначения звуков. Ученики пользуются рисунком и схемой на с. 18 учебника и набором фишек. Педагог вызывает к доске ребенка:

— Давай «прочтем» слово мак, ведя указкой по «домикам» для звуков. Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик».

Учитель ведет руку ребенка с указкой и медленно, в соответствии со схемой звукового состава слова, произносит «ммаакк». Молчит ли при этом ученик или повторяет вслед за учителем — неважно. В любом случае, прочтя слово, учитель обращается к классу: «Вы видели и слышали, как хорошо Сережа «прочел» слово, как правильно двигалась его указка, он не спешил, и каждый звук попал в свой «домик». Послушайте, Сережа прочтет еще раз».

Теперь учитель активнее привлекает Сережу к работе, просит его «читать» громче, чтобы услышал весь класс. Сережа уже получил точный образец действия, ему легче работать. Но и при повторном «чтении» учитель не оставляет ребенка одного: педагог так же руководит движением указки ученика, так же сам вслух «читает» слово, но уже прислушивается к Сереже, ведет его за собой. Затем педагог вызывает к доске других желающих.

Ученики «читают» по учебнику, а учитель ходит между рядами и наблюдает за работой детей. Конечно, пока еще почти все «читают» неправильно: указка либо быстро проскакивает всю схему, либо надолго застревает в одной клеточке, но это неважно. Педагог не делает никому замечаний, старается помочь как можно большему числу детей. (Эту операцию учитель вместе с классом будет отрабатывать несколько дней подряд.)

Затем учитель возвращается к доске и обращается к классу: «А теперь послушайте, как я «прочту» слово мак по-другому. Я «прочту» так, чтобы все вы хорошо услышали, какой в нем первый звук». И, ведя указкой по схеме, надолго задерживая ее в первой клеточке, учитель «читает» «м-м-м-ак». Обратите внимание: долго тянется только первый звук, указка задерживается только в первой клеточке, быстро проходя остальные. Дети должны ясно увидеть и услышать разницу между «чтением» учителя в первом случае и теперь, при выделении первого звука.

«Кто из вас услышал, — обращается учитель к классу, — какой звук живет в первом «домике», какой первый звук в слове «мммак?» Дети не обязательно ответят «мм». Чем младше первоклассники, тем больше неправильных ответов услышит учитель: и «ма», и «мэ», и «мак», и «мммак». Это естественно: ученики впервые проводят звуковой анализ слова. Но чтобы избежать неверных ответов, учитель просит ребят не отвечать вслух, а сказать ему ответ «по секрету», на ушко. Педагог сразу узнает, кто как думает, сможет выбрать для громкого ответа правильный и вызвать к доске ученика, который верно справился с заданием. Вместе с ребенком учитель еще раз «прочитывает» слово по схеме — «мммак» — и ребенок называет первый звук. Учитель берет фишку, показывает классу, говорит, что она будет обозначать звук [м] и просит детей взять такую же фишку из их набора, поднять вверх, всем вместе сказать «мм» и положить фишку в первую клеточку.

Учитель проходит по классу и проверяет, как дети выполнили задание. Вполне может оказаться, что кто-то поставил фишку не в первую, а в последнюю клеточку. Не нужно делать замечаний! Учитель берет такого ребенка за руку и вместе с ним прочитывает слово, ведя указкой по схеме: «мммак» — вот место звука [м]!», и переставляет вместе с ребенком фишку в первую клеточку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *