Как стать оценщиком авто
Автооценщик (он же оценщик автомобилей, автоэксперт-оценщик)
Автооценщик – специалист по оценке состояния автомобиля, полученных автомобилем повреждений и пр. Не путать с автоэкспертом (экспертом-автотехником). Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Существует довольно обширное понятие «автоэкспертиза». Оценка ущерба при ДТП – одно из узких направлений автоэкспертизы.
Если помимо оценки ущерба нужно установить виновника аварии, требуется помощь автоэксперта (эксперта-автотехника).
Особенности профессии
Оценщик определяет рыночную стоимость транспортного средства с учётом его возраста, пробега, повреждений и рыночных цен.
Он осматривает автомобиль, фиксирует его износ и пробег, устанавливает возможность (или невозможность) ремонта, предполагаемую стоимость работ. Все учтённые факторы он заносит в отчёт – документ официального образца, который можно предъявить в любую организацию или инстанцию. Например, в страховую компанию или в суд, в которой автомобиль застрахован.
Другие направления работы автооценщика:
Место работы
Автооценщик работает в специализированных конторах и страховых компаниях.
Знания и навыки
Квалифицированный оценщик хорошо ориентируется на существующем рынке транспортных средств, запчастей и ремонтных услуг.
Разбирается во всех законодательных актах, касающихся оценки авто, которые, как известно, могут меняться очень быстро.
Владеет специальными компьютерными программами (AUDATEX и подобными), облегчающими процесс оценки.
Обучение на автооценщика
Получить специальность автоэксперта-оценщика можно на профильных платных курсах.
Как стать независимым экспертом по автомобилям
Имущественные споры всегда будут порождать потребность в независимых экспертах, которые могут взглянуть на ситуацию со стороны и принять беспристрастное решение.
Особенно востребованы такие услуги в автомобильной сфере. Здесь регулярно случаются аварии, спорные ситуации на дорогах. Кроме того, адекватная оценка нужна при купле-продаже автомобиля. Поэтому сейчас так популярны услуги автоэкспертов.
Чем занимается автоэксперт
Официальное наименование профессии звучит как «Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)».
Автотехническая экспертиза (АТЭ) включает в себя определенную процедуру. Чаще всего она производится в случае спорной ситуации при ДТП или имущественном ущербе для транспорта. Кроме того, с помощью АТЭ можно отследить происхождение автомобиля или обстоятельства преступления с его участием. АТЭ может назначать суд, органы следствия, либо же владелец машины в инициативном порядке.
Цель такой экспертизы – установить виновника ДТП, причины повреждений, а заодно оценить ущерб для автомобиля.
Эксперту, который ей занимается, требуется установить определенные характерные признаки:
техническое состояние машины на момент ДТП или преступления;
·характер ДТП (повреждения, тормозной след, погодные условия и т.д.);
действия участников в аварийной обстановке.
Конечная цель таких действий – это воссоздать как можно более полную картину ДТП или преступления.
Требования к квалификации эксперта-автотехника
Чтобы адекватно изучить состояние транспорта, автоэксперт должен владеть множеством специфических знаний и навыков:
Методика расчета повреждений по математическим моделям;
Познания в конструкции автомашин различных видов и марок;
Возможные поломки и причины их возникновения в ходе эксплуатации;
Причины возникновения ДТП;
Трасология и криминалистика;
Нормативно-правовые акты и требования к оформлению документов по АТЭ;
Методы оценки повреждений;
Порядок оформления документов и заключения договоров купли-продажи.
Эксперт-автотехник по долгу службы также много общается с людьми, в отдельных случаях ему приходится проводить самостоятельные расследования. От хорошего специалиста требуются отличный глазомер, наблюдательность и внимательность, скрупулезность, независимость в принятии решений, адекватность и объективный подход.
При этом, надо заметить, что автоэксперт несет личную ответственность за результаты экспертизы. В случае ошибки или намеренного искажения фактов он может попасть под уголовное преследование.
Где работают автоэксперты
Наиболее распространенное место работы для автоэксперта – это судебные лаборатории автотехнической экспертизы. Это, как правило, филиалы государственного учреждения РФЦСЭ, которые есть в каждом крупном городе.
Альтернативное место работы – многочисленные независимые оценочные фирмы, либо же страховые компании. Однако они, как правило, занимаются не столько выяснением обстоятельств ДТП, сколько оценкой стоимости автомобиля. Автомобильные оценщики – это несколько иная профессия.
Независимые фирмы могут привлекаться и в случае спорных судебных моментов, если одна из сторон не согласна с выводами государственных экспертов.
Где можно выучиться на автоэксперта (эксперта-автотехника)?
Специалисту с такой квалификацией требуется высшее техническое образование, связанное с автомобильным транспортом. Наиболее предпочтительные направления – «Эксплуатация транспортных средств» и «Наземные транспортные системы».
Экспертов в области АТЭ готовят вузы в системе МВД, а также транспортные университеты и институты. Прочие варианты получения образования (курсы переподготовки) практически недоступны, учитывая высокие требования к знаниям автоэкспертов и уровню их квалификации.
Вакансии для экспертов-автотехников на рынке труда, средняя зарплата
Большая часть вакансий на рынке труда касается профессии автоэксперта-оценщика. Это наиболее выгодное предложение для специалиста с коммерческой точки зрения. Работая по найму, автоэксперт вполне способен зарабатывать до 70 тысяч рублей в месяц. Хотя, разумеется, все зависит от количества сделок и заказов.
В компаниях, занимающихся страхованием автогражданской ответственности, зарплаты чуть пониже – порядка 40 – 50 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии автоэксперта
Возможность карьерного роста;
Возможность оказывать услуги частным порядком или организовать бизнес
«Трудно донести до заказчика, что мы не рисуем стоимость»: сколько зарабатывает оценщик
В Москве
В этом выпуске оценщик из Москвы рассказывает, какие сложности возникают при оценке недвижимости, бизнеса или объектов, которые планируют изъять под государственные нужды, сколько нужно заплатить, чтобы попасть в профессию и остаться в ней, и что выгоднее: работать за оклад или на себя.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Я попал в профессию волею случая. Посмотрел колледжи у себя в Люберцах, почитал описания специальностей, меня заинтересовала «оценка технического состояния зданий». Поступить было несложно. Я должен был научиться выявлять скрытые дефекты объектов с помощью специального оборудования, определять, какие ремонтные и реставрационные работы нужны, чтобы здание не разрушилось.
Отучившись в колледже и отдав положенный год российской армии, я начал искать работу. В 2013 году на рынке труда под мою специальность подходили две профессии: сотрудник бюро технической инвентаризации — БТИ и помощник оценщика. Меня заинтересовала вторая вакансия. На собеседовании я прошел тест на знание орфографии и математики, что после армии оказалось довольно проблематичным, но меня взяли. Моя начальная ставка была 15 000 Р из-за отсутствия какого-либо опыта. За два года работы оклад постепенно поднялся до 40 000 Р : в первый раз мне повысили зарплату после испытательного срока, а потом по усмотрению начальства повышали примерно раз в полгода.
Первое время было довольно сложно понять, что я вообще делаю. Суть работы мне объяснили так: «Вот „Эксель“, куда нужно вносить какие-то данные, вот документ, куда нужно что-то писать». От специальности в колледже профессия отличалась тотально, в работе мне пригодилось немного: расчет физического износа, умение читать чертежи, понимать ценообразование в смете. Оценка технического состояния и оценка рыночной стоимости — понятия далекие друг от друга. Первое предполагает строительно-технический уклон, а второе — экономический.
Я помогал оценщику искать информацию о ценах — объявления о продаже участков, зданий, гаражей, домовладений, делал пробу расчетов стоимости объектов и готовил первоначальный отчет, то есть описывал объект оценки и составлял анализ рынка. И если в других компаниях начинающие помощники пробуют себя в оценке простых объектов — квартир и машин, — то мне «повезло» с самого начала оказаться в проектах по изъятию имущества для государственных нужд с кучей проверяющих, знающих твое ремесло в сотни раз лучше тебя. Государственные нужды определяются адресно по инвестиционной программе: это может быть строительство школ, больниц, дорог, станций метро, благоустройство. Для этого участок изымается, строения сносятся, а собственнику выплачивается компенсация, величину которой определяют оценщики.
Мне приходилось сидеть ночами, отвечать на замечания проверяющих — заказчика-застройщика и департамента городского имущества, срочно поднимать знания в различных отраслях оценочной деятельности.
Можно работать оценщиком и без образования, СРО, страховки и прочего, но без права подписи. То есть в отчете оценщиком будет указан кто-то другой. Ты не будешь нести никакой ответственности за отчет, но мало кому такой специалист нужен, зарплата меньше, чем у оценщика, и непонятны перспективы.
С января 2018 года оценщиков обязали сдавать квалификационный экзамен по направлению, которым хочешь заниматься: это может быть оценка недвижимости, движимого имущества или оценка бизнеса. Можно сдать один экзамен, два или все три. Сейчас у меня три квалификационных аттестата.
Экзамен сложный. Когда его только сделали обязательным, все оценщики, как молодые, так и с большим стажем, пошли его сдавать. Уже действующим оценщикам нужно было сдать хотя бы один квалификационный экзамен, иначе они теряли право вести оценочную деятельность с перспективой вылететь из СРО. А начинающих оценщиков не приняли бы в СРО. Экзамен на тот момент можно было сдать только в Москве. Люди со всей России писали заявления в федеральный ресурсный центр, который принимал этот экзамен, чтобы их внесли в список претендентов на сдачу. Я, как и все остальные, ждал месяцами своей очереди. Списка вопросов толком не было, было непонятно, к чему готовиться. В оценочной среде часто говорили, что этот экзамен «не на вход в профессию, а на выход из нее», потому что вопросы и задачи не соответствовали практике. К тому же некоторые ответы, которые система засчитывала как правильные, были неверными — приходилось их оспаривать.
В марте 2018 года я наконец-то сдал необходимые экзамены. Для того чтобы стать оценщиком с правом подписи отчетов, мне понадобилось 4 года и 2 месяца.
3 года и 6 месяцев, чтобы получить высшее образование. Очень повезло найти ускоренное дистанционное обучение на основе моего диплома из колледжа.
6 месяцев, чтобы пройти профессиональную переподготовку на оценщика.
2 месяца, чтобы подготовиться к квалификационному экзамену.
На образование, госпошлины и страховку ушло порядка 250 тысяч рублей.
Расходы оценщика
Суть профессии
Оценщик устанавливает рыночную стоимость объекта и составляет отчет в соответствии с законом «Об оценочной деятельности» и федеральными стандартами оценки. Отчет содержит в себе задание на оценку, применяемые стандарты оценки, принятые при проведении оценки допущения, сведения о заказчике и об оценщике, подписавшем отчет, основные факты и выводы, описание объекта оценки, анализ рынка, описание процесса оценки объекта, копии документов оценщика, копии документов, представленных на объект оценки.
Я чаще всего оцениваю недвижимость. Время оценки зависит от сложности объекта: можно управиться за три дня, а можно целый месяц провозиться с одним объектом. Проще всего оценивать квартиры и машины, дольше всего — имущественные комплексы, бизнес.
«Как считается стоимость объекта?» — это второй по популярности вопрос после «А сколько стоит моя квартира/офис/машина?». Если коротко, у нас есть три основных подхода: сравнительный, доходный и затратный.
Сравнительный подход. Я нахожу аналогичные объекты, выставленные на продажу, сравниваю, вношу корректировки в стоимость. Например, если аналогичные объекты упали в цене, то и объект оценки упадет в цене, ведь разумный покупатель не купит объект за 6 млн, если есть аналогичное предложение за 4 млн.
Доходный подход. Я рассчитываю, какой доход может приносить объект, определяю рыночную стоимость. Этот подход не используется при оценке жилья или автомобилей.
Мне нравится, что почти каждый новый проект не похож на остальные, нет рутины, всегда открываешь что-то новое для себя. Бывают объекты и вовсе уникальные, где необходимо почитать спецлитературу или методологические материалы. Например, какой-нибудь плавкран во Владивостоке или ноу-хау из Сколково, когда я считал с помощью данных заказчика, сколько понадобилось денег на исследование и создание патента на изобретение — катодную массу на батарейках, на зарплату сотрудникам, аренду оборудования, помещения, рекламу и прочее. Сейчас я начал осваивать оценку компаний, разбираться в финансовом анализе, особенностях бухучета, делать прогнозы, ковыряться в расшифровках. Это интересно, меня радует, когда я понимаю, что скрывается за цифрами.
Из трудного в работе — донести до заказчика, что мы не художественный кружок и не рисуем стоимость, а считаем ее. И несем ответственность за то, что укажем в отчете. Бывает, пытаются подкупить. Так что лучше договориться на берегу, чего хочет заказчик и соответствует ли его желание действительности. Если он хочет за свой магазин 100 млн, а на рынке он может стоить не более 60 млн, то лучше сразу отказаться от оценки.
Заказчик может оспорить итоговые числа, бывают и конфликты. Если конфликт не удается решить, заказчик может подать жалобу в СРО или заказать экспертизу отчета, подать в суд. Самое безобидное, что может быть за ошибочную оценку, — потребуется переделать отчет. В худшем случае — разборки с заказчиком, судебные разбирательства, взыскание от СРО. Если судом доказано, что из-за отчета оценщика заказчик понес убытки, то есть страховка.
В процессе работы часто обнаруживаются скрытые факты. Например, сравниваешь фото и поэтажный план и видишь неузаконенную перепланировку. Или после того, как сделал прикидку стоимости какого-нибудь ООО «Рога и копыта», в предоставленной расшифровке баланса я вижу, что часть дебиторки давно просрочена, стоимость компании меняется, заказчик нервничает, и все в этом духе. А бывает, просят оценить здание на земельном участке и выясняется, что этого здания уже год как не существует. Примеров масса, как и нюансов. Вся наша профессия из таких нюансов и состоит.
Место работы
Оценочные компании могут различаться по направлению деятельности: есть универсальные, есть те, что занимаются только оценкой квартир и машин, есть нацеленные на определенные заказы — например, оспаривать кадастровую стоимость.
Обычно в оценочных компаниях есть оценщики и их начальник — руководитель службы оценки. Руководитель распределяет нагрузку между оценщиками, общается с заказчиками, принимает заказы, проверяет отчеты по необходимости. Если в компании есть менеджеры, то они ведут переговоры с заказчиками, собирают документы, проводят согласования и отправляют отчеты. Если менеджеров нет, то составление договоров, сбор документов, общение с заказчиками тоже ложится на оценщика.
За семь лет в профессии я сменил две оценочные компании и уже два года работаю в консалтинговой фирме, где помимо оценщиков есть бухгалтеры, аудиторы, юристы. Здесь гораздо удобнее работать, так как вопросы, выходящие за рамки знаний оценщика, можно обсудить с коллегами. Атмосфера более благоприятная, чем на предыдущих моих местах работы, потому что нет повальной нагрузки, как в типичных оценочных компаниях, которые я называю соковыжималками. В таких местах нескончаемый поток заказов и вечно горящие сроки.
Рабочий день
9:53. Сажусь на экспресс-электричку и доезжаю до Казанского вокзала. Я почетный донор России с пропиской в Москве, поэтому проезд для меня бесплатный. Плачу только за маршрутки.
Донором я стал в 2010 году. В студенческие годы хотели пойти с другом платно, но дошел в итоге один, решил первый раз сдать кровь бесплатно. После этого стал интересоваться темой, узнал про инициативную группу «Доноры — детям», начал сдавать кровь адресно. Потом начал ходить в Детский онкоцентр имени Дмитрия Рогачева, где дети лечатся от рака крови. Случайно увидел там лысого ребенка, идущего с капельницей, которого под руки вела мама с каменным лицом. Это произвело на меня сильное впечатление. В ноябре 2019 года мне там вручили значок и удостоверение почетного донора.
10:30. Прихожу в офис.
10:40—11:00. Проверяю почту, определяю задачи на день: что сделано, что готовится к осмотру, что нужно сделать сегодня.
11:00—14:00. Составляю отчеты, общаюсь с заказчиками. Этапы работы с заказчиками обычно такие: заказчик выбрал меня как исполнителя, звонит, говорит, что за объект, для каких целей оценка. Я выставляю цену за услуги, прошу список документов, мы договариваемся об осмотре объекта, если это материальный актив.
14:40—17:30. Продолжаю работать.
18:00. Ухожу с работы на тренировку. У меня есть хобби — огненные шоу. Я учился сначала по видео с «Ютуба», потом пришел в коллектив, сначала мы только тренировались вместе, затем начали составлять программы и ездить на заказы: выступаем с огненным реквизитом на мероприятиях в выходные. Прайс на мероприятия — от 500 до 3000 Р за выступление. Сейчас занимаюсь больше для себя, езжу на мастер-классы, выступаю на фестивалях.
Случай
В 2018 году мне пришлось проводить оценку трех морских судов по состоянию на 1 января 2007 года. К 2018 году корабли были давно ликвидированы, аналогичных объектов не было. Оценка судов — тема интересная, но тут надо хорошенько попотеть над учебниками, методология оценки выходит за рамки того, что обычно преподают оценщикам. Мучились месяц, разные методы давали совершенно разный результат. В итоге копнули глубже, разобрались и защитили отчет в суде. Рыночная стоимость морских судов была в несколько раз больше той стоимости, по которой их продали. А суда были государственные со всеми вытекающими из этого последствиями.
Подработки
Друзья порекомендовали мне открыть ИП, чтобы начать вести свои проекты по оценке. Я подал заявление в свою саморегулируемую организацию, а потом получил в налоговой уведомление о постановке на учет в качестве частнопрактикующего оценщика. Открыл расчетный счет и начал писать отчеты от своего имени.
Поначалу искать проекты было сложно. Нужно было понять, как себя рекламировать, где искать заказчиков, в каких банках проходить аккредитацию и многое другое. Через два года я собрал команду из своих друзей и теперь предлагаю не только услуги по оценке, но и услуги кадастрового инженера и юристов разных направлений. С коллегами мы обмениваемся клиентами на безвозмездной основе, иногда задаем вопросы, помогаем друг другу. Каждый зарабатывает сам, а если требуется провести что-то через ИП, я не возражаю. Своим помощникам, которые отправляются на осмотры объектов, я плачу от 1000 до 10 000 Р в месяц в зависимости от количества заказов.
Доходы и расходы
У меня очень маленькая зарплата для московского оценщика: обычно она все-таки от 40 тысяч до 100 тысяч рублей. Но, учитывая небольшую нагрузку и лояльное отношение по многим вопросам, доход вполне приемлемый. Зато у меня есть время для работы над личными проектами — для меня сейчас это важно. Правда, во время самоизоляции клиентов почти не было.
Подработки приносят от 10 тысяч до 60 тысяч рублей в месяц. Зависит от того, сколько клиентов я найду. Можно за счет одного клиента с оценкой доли в бизнесе заработать 80 тысяч, а можно оценить 10 ипотечных квартир для Сбербанка по 4000 Р каждая и получить чистыми 25 тысяч.
Но я стал задумываться об ипотеке, поэтому начинаю внимательнее следить за тратами, чтобы накопить на первоначальный взнос.
В феврале 2020 года я открыл брокерский счет и начал инвестировать. Сделки провожу 1—2 раза в месяц. Очень хочется иметь собственное жилье и стабильный пассивный доход. Поэтому я решил откладывать деньги не на депозиты, а в акции компаний — голубых фишек.
Будущее
Я хочу и дальше сам писать отчеты, пробовать себя в новых проектах. Пока доход у меня очень нестабильный, но я хочу, чтобы в будущем он был не менее 60 тысяч рублей. Хочется найти пул постоянных заказчиков и уйти полностью на удаленную работу. Представляю себя пишущим отчет на ноутбуке где-нибудь на пляже под зонтиком.
Такой пул можно сформировать, если качественно выполнять работу для всех заказчиков. Я дружу с риелторами, а у них часто возникают клиенты по ипотеке, где нужна оценка. В идеале хорошо получить контракт с паевыми инвестиционными фондами, у которых каждые полгода проходит переоценка имущества, но с ИП они не дружат.
Недавно я на месяц уезжал в Питер, работал удаленно. Помощники в Москве осматривали объекты, сшивали отчеты, подписывали их. Мне так понравился этот опыт, что захотелось и дальше месяцами жить в других городах.
Через три часа после того, как я вышел на работу, я задал себе вопрос, зачем я вернулся. Заказов на оценку в фирме почти нет, поэтому мне дают задания, не связанные с моей профессиональной деятельностью. Я не против — оклад ведь нужно как-то отрабатывать.
В декабре начальство предложило поменять условия сотрудничества: выходить раз в неделю в офис, остальное время оставаться на удаленке. С понижением оклада, но с премией от заказов, когда они будут. В целом это очень даже неплохо: уменьшается стабильный оклад, но появляется свободное время и стимул к развитию. В общем, кризис внес свои коррективы.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.
Как я стал автоэкспертом
Всем привет! Зовут меня Константин. И в этой небольшой заметке я бы хотел немного рассказать о себе. И о том, как я пришел к своей текущей деятельности — судебный эксперт. Во всяком случае именно так называется моя специальность, согласно записи в дипломе.
В далеком уже 2004 году я увлекся мотоциклами. Сначала просто катался по городу, потом, со временем, начал путешествовать. Что и делаю с большим удовольствием и по сей день. В моем «багаже» практически вся Авропа и Средняя Азия. И планов прокатиться по миру на мотоцикле еще очень много. В том числе и кругосветка.
В 2008 году я начал обучать желающих получить заветную категорию «А» управлять мотоциклом. За более, чем пять лет, мы, вместе со своим товарищем, обучили более чем шесть сот человек, которые успешно сдали экзамены в ГИБДД. Причем, мы учили людей не сдать экзамен, а именно понимать физику мотоцикла, обучали предвидеть ситуацию на дороге. В общем обучали выживать, делясь своим опытом. И, нужно сказать, процент попадания наших студентов в автоаварии был очень низок. Это оценили и в управлении ГИБДД Новосибирской области и нас начали приглашать на различные семинары по безопасности.
В 2014 году нам доверили обучить грамотному управлению мотоциклами инспекторов ГИБДД, патрулирующих улицы города. Делали мы это не для того, чтобы у нарушителей не было шанса сбежать, а именно для того, чтобы сохранить людям жизнь и здоровье. И с этой задачей мы тоже справились на отлично.
Постепенно я начал заниматься оказанием помощи на дорогах после дтп, оказывал помощь пострадавшим мотоциклистам, помогал им восстанавливать справедливость или, наоборот, обосновывал бесперспективность требований.
Понимая, что знаний мне катастрофически не хватает, в 2016 году, я получил диплом эксперта-техника и стал делать заключения о стоимости восстановительного ремонта автотранспортных средств.
В 2017 году получил диплом и сертификат оценщика движимого имущества.
в 2018 году в Московском университете получил очередной диплом, в котором было написано, что теперь я могу проводить и судебные экспертизы. Параллельно получил удостоверение эксперта-трасолога, которое позволяет мне воссоздавать механизм дорожно-транспортного происшествия и делать экспертные заключения.
Но по настоящему я увлекся маркировочными обозначениями транспортных средств. Иными словами исследование VIN-номеров ТС. Их исследование вызывало, да и вызывает по сей день, у меня очень большой интерес.
Результатом этого интереса, в 2019 году, стал еще один диплом Ростовской Академии, согласно которому я могу делать экспертные заключения маркировочных обозначений.
В 2020 году наше правительство наконец-то разрешило наносить вторичную маркировку на ТС, однако все это не так просто и не так дешево, как кажется с первого взгляда. Я не буду сейчас останавливаться на подробностях этого Постановления и о тонкостях производства этой процедуры. Если вы, уважаемые читатели, заинтересуетесь, я обязательно об этом расскажу.
Я же сосредоточился на восстановлении утраченных маркировочных обозначений. Именно на восстановлении знаков, нанесенных на заводе-изготовителе. И, в большой степени преуспел в этом.
Почему я этим занялся?
Ну, во-первых, для владельца ТС это дешевле и безопаснее. Он, совершенно точно ничего не теряет, даже если результат будет неудовлетворительным. А такое тоже, увы, бывает.
Во-вторых, это существенно быстрее, чем официальный процесс нанесения вторичной маркировки.
В-третьих, это существенно дешевле.
Ну и в-четвертых, документы остаются «чистыми». Нет никаких вклеек, дополнительных бумаг, которые нужно возить с собой. А в случае продажи, убеждать покупателя, что все с автомобилем «чисто».
В случае же самого плохого расклада, я могу выдать официальное заключение для органов дознания и ГИБДД, что также выйдет дешевле и быстрее.
Чтобы не утруждать вас долгим чтением, я просто покажу, что я делаю.
На фотографиях вин-номер Toyota Prado на момент приезда ко мне и перед консервацией. Машина была куплена в Москве и по приезду в Новосибирск на учет, с первого раза, не встала, по причине утраченного номера.
На сегодняшний день машина зарегистрирована и радует своего владельца.
Если у вас есть какие-либо вопросы, буду рад на них ответить!