Как убрать хром с пластика автомобиля в домашних условиях
Как снять хром с пластика?
Весь хром на наших детальках появляется вследствие гальванического хромирования.
Хромирование гальваническое — представляет собой электрохимический метод нанесения металлических покрытий на пластмассу. Суть – наносят три слоя металла: медь + никель + хром. Хром вступает в реакцию и равномерно оседает на поверхности изделия. Данный тип хромирования применяется для эмблем автомобиля, радиаторных решеток, сувенирной продукции и т.д. и т.п.
Как избавитьлся от этого хрома?
Есть вариант активно поработать наждачкой, но очень часто детали ни разу не ровные, с множеством мельких элементов. Шкурить такое — руки отсохнут. Именно поэтому нам поможет химия, котрую мы любии прогуливать в школе!
Самый простой способ – это положить на некоторое время нашу пластиковую деталь в раствор хлорного железа и протравить, как печатную плату.
Что такое хлорное железо?
Хлорное железо FeCl3 — средняя соль трёхвалентного железа и соляной кислоты. На вид это химическое сырье представляет собой мягкую кристаллическую массу ржаво-коричневато-черного цвета. Применяется для травления печатных плат в электронной промышленности и приборостроении.
Раствор хлорного железа принято готовить исходя из пропорции 1 к 3 (1часть железа на 3части воды) по весу.
Раствор следует готовить в термостойкой неметаллической емкости, в которую наливается вода с температурой около 60-80 градусов. Желательно конечно использовать кипяченую воду, но прекрасно справляется с этой задачей и обычная вода из под крана. По науке нужно использовать дистиллированную воду, но на практике никто этим не заморачивается – у нас же не химическая лаборатория!
Хлорное железо необходимо всыпать в воду (!не в коем случае не наоборот!) малыми порциями, непрерывно помешивая раствор. При растворении вода будет нагреваться и будет видна достаточно бурная реакция (бурление, шипение, выделение пара, который крайне не рекомендуется вдыхать). На растворение придется затратить минут 20(тут все зависит от объемов) зато железо растворится полностью и не осядет на дно емкости как и не произойдет вскипания раствора, расплавления тары. Совет один – торопиться не надо!
После растворения необходимо дать отстояться раствору. Через 20 минут можно будет наблюдать оседание гидроксида железа (ржавчина) на дне, который всегда содержится в порошке хлорного железа и который препятствует травлению. Лучше дать раствору
отстояться часов 10-12, чтобы на дно емкости осел всякий мусор, который в хлорном железе часто присутствует. После того, как раствор отстоялся его нужно отфильтровать в чистую емкость, в которой он собственно и будет храниться. Раствор можно
запросто использовать неоднократно, и хранится он сколь угодно долго.
В итоге мы получили чистый, прозрачный, бурый раствор хлорного железа.
Перед использованием раствор желательно подогреть до 60-80 градусов (как и при приготовлении) – это существенно ускорит процесс травления (раза в 2), а при применении какого-нибудь «бульбулятора» в сочетании с подогревом можно еще больше ускорить процесс.
Кладем нашу деталь в раствор и на некоторое время забываем. Достаем из раствора уже чистый пластик, без следов хрома или медного напыления.
Ноздри BMW до обработки:
Каждый раз после использования раствор будет терять свою силу и последующее травление будет длиться дольше. Ускорить процесс травления опять же поможет подогрев и помешивание раствора.
Раствор можно восстановить, добавив в него соляной кислоты – часть гидроксида вновь
восстановится до хлорида железа. Но самый простой способ до ужаса банален – кидаем в раствор несколько обыкновенных гвоздей, на них из раствора осядет медь и раствор вновь наберет силу. Но злоупотреблять этим не стоит, особенно когда раствор новый — раствор может деградировать и постепенно сменит цвет с бурого на зеленый.
Есть еще несколько способов восстановления, но при условии того, что раствор нам нужен не в промышленных масштабах, то описывать их не буду.
В заключении хочу предупредить: будьте очень осторожны с хлорным железом!
Все работы рекомендую проводить в перчатках – хлорное железо хорошо въедается в руки и плохо смывается мылом, попав на кожу оно может вызвать зуд и раздражение, в плоть до ожогов у людей с чувствительной кожей. При попадании в глаза промойте их большим количеством проточной воды и конечно обратитесь к врачу.
PS Фото найдены в инете (белорусский BMW клуб, google, yandex)
Способы удаления хрома с различных поверхностей на автомобиле
Современный автомобиль представлен в виде металлического несущего кузова с установленными на него элементами обшивки, салона и пр. При этом внутри и снаружи машины может применяться целый ряд компонентов, имеющих хромированное покрытие.
Хромирование считается востребованным и эффективным способом сделать внешний вид авто более дорогим, презентабельным и оригинальным. Некоторые детали подвергаются хромированию с завода. Другие покрываются хромом самими автомобилистами в гаражных условиях или с помощью тюнинг-ателье.
Но со временем этот слой может изнашиваться, стираться, отслаиваться из-за начавшихся окислительных и коррозийных процессов, либо по причине банального ДТП. Как результат, возникает необходимость обновить покрытие. А для этого сначала нужно удалить старый слой хрома.
Хромирование применяется в отношении пластиковых и металлических поверхностей. Существуют различные способы их удаления.
Что такое хромирование и как оно выполняется
Чтобы придать поверхностям зеркальный металлический блеск, используется метод хромирования.
Это нанесение специального гальванического слоя на автомобиль. Процесс называется гальванизацией или просто хромированием.
Это достаточно сложный электрохимический процесс. При гальванизации на пластике или металле оседают частицы хрома (металла). Обычно используется 3 последовательно наносимых слоя:
Хром вступает во взаимодействие с никелем, что позволяет создать идеально ровную поверхность после обработки.
Этот метод актуален при декорировании различных пластиковых и металлических элементов машины:
Тем самым автопроизводитель либо сам автовладелец хочет улучшить внешний вид машины, сделать её более яркой, заметной и красивой.
Действительно, хромированные детали визуально повышают статус автомобиля. Но и злоупотреблять хромом не стоит. Тогда машина выглядит, словно новогодняя ёлка. Везде нужно знать меру.
Способы удаления хрома
Практика наглядно показывает, что существует достаточно большое количество вариантов, как можно снять старый хром с пластика и металла. В отношении этих материалов применяются идентичные методы очистки.
Некоторые способы позволяют легко снять старый изношенный хром самостоятельно. Другие же требуют исключительно профессионального вмешательства и использования специализированного оборудования.
Большую роль играет то, какой вариант хромирования использовался. Это может быть полноценная гальванизация, либо имитация хрома путём окрашивания.
Все применяемые методы можно разделить на несколько категорий:
Выполнить удаление качественного, но уже изношенного покрытия подручными средствами вряд ли получится. Но и не всегда нужно обращаться за помощью к специальному оборудованию.
Прежде чем снять хром с пластика или металла, следует ознакомиться с каждым вариантом. В зависимости от того, как и чем обработан бампер или какая-нибудь хромированная эмблема, можно воспользоваться соответствующим подходящим средством.
Специализированное оборудование
Оно обычно используется, когда требуется снять изношенный хром непосредственно с металла кузова, крупных его частей, тех же колёсных литых дисков и пр. Но самостоятельно далеко не всегда удаётся снять старый хром из-за недоступности установок или их высокой стоимости. Для разового применения покупать такие системы нецелесообразно.
Оборудование, подходящее для выполнения поставленных задач, делится на 2 типа:
Абразивными установками называют специальное оборудование, для которого применяют особые порошки. Они подаются под высоким давлением воздуха, что позволяет постепенно удалить ранее наносимый гальваническим методом слой металла. Происходит поэтапное стирание, сохраняя металл в целостности.
Повышенное давление и высокая степень абразивности может не подойти для обработки деликатного и хрупкого пластика. Он может повредиться и оказаться непригодным для дальнейшего использования.
В основном абразивными установками очищают металлические детали от хромированного слоя. Такое оборудование продаётся в специализированных строительных магазинах, его используют некоторые автомастерские для восстановления колёсных дисков и пр.
В зависимости от того, какой толщины слой предусмотрен на детали, выбирается порошок соответствующей зернистости.
При работе с такими установками в обязательном порядке используют средства индивидуальной защиты. Иначе есть риск, что частицы хрома и самого песка проникнут в дыхательные пути, попадут на слизистую и пр. Это опасно для здоровья.
Ультразвуковые системы очистки
Этот метод подходит для того, чтобы снять старый изношенный хром с металла и пластика. При этом на пластмассу ультразвук воздействует не так губительно, как абразив под высоким давлением.
Принцип ультразвуковой очистки основан на воздействии ультразвуковых волн на хромированное покрытие.
Элемент кузова или салона погружают в специальную ёмкость (ванну), внутри которого находится жидкость. Это может быть обычная вода или специальный растворитель. Последний повышает эффективность ультразвука и ускоряет процесс удаления покрытия.
Покупать такую установку для личного пользования нецелесообразно. Как и пытаться собрать оборудование своими руками. Зато можно обратиться в компании, предлагающие услуги по очистке в подобных ультразвуковых ваннах. Цена сравнительно небольшая, а работа выполняется в кротчайшие сроки.
Химические средства
В домашних условиях намного проще, выгоднее и быстрее для удаления хрома использовать химические средства. Они могут быть крайне эффективными и мощными. Поэтому с их помощью активно удаляют даже толстые слои хрома с металла и пластика.
При работе с любым химическим средством нужно строго придерживаться техники безопасности, защищать кожу, слизистые и дыхательные пути. При случайном попадании веществ на кожу или слизистую следует промыть чистой водой и обратиться к врачу.
К наиболее эффективным и востребованным химическим составам для очистки хрома можно отнести:
Стоит отдельно рассмотреть каждый вариант.
Соляная и серная кислота
Если ваша решётка радиатора заметно износилась, и радиатор прикрывается уже неприглядной конструкцией либо хромированный слой износился на других небольших элементах, их можно очистить соляной кислотой. А затем перекрасить или снова подвергнуть гальваническому напылению.
Для приготовления средства на основе соляной кислоты нужно приготовить 40% раствор.
Ни в коем случае не используйте соляную кислоту в чистом виде. Это губительно для пластика и металла, а также очень опасно для человека.
Приготовление раствора достаточно простое. Смешивается кислота и чистая дистиллированная вода в соотношении 1 к 3 (воды больше).
Но можно обойтись и без химических экспериментов. В продаже есть готовая жидкость, являющаяся уже полноценным раствором. Ярким примером выступает средство Крот для канализации и очистки сантехники.
Чтобы удалить хромированное напыление, нужно подготовить нейтральную ёмкость типа пластикового ведра, алюминиевой миски или контейнера, залить туда необходимое количество средства, погрузить полностью снятую деталь, и дождаться полного отслоения покрытия.
Когда хром растворится, аккуратно, используя перчатки и инструменты, извлекайте деталь, промывайте под проточной водой, дополнительно очищая элемент мыльным раствором. Затем высушите деталь.
Серная кислота используется аналогично соляной. Поэтому отдельная инструкция для неё не требуется.
Гидроксид натрия
Не стоит пугаться столь сложного названия. В действительности это обычная каустическая сода. Нет более популярной и распространённой щёлочи в мире.
Гидроксид натрия также называют едкой щёлочью. Это обусловлено тем, что она способна разъедать кожу и органические вещества. Контакт приведёт к сильнейшим ожогам.
В среднем для приготовления раствора нужно от 250 до 350 граммов каустической соды, которую перемешивают с 4 литрами воды. Чем больше толщина покрытия, тем больше гидроксида следует добавлять.
Перемешав компоненты, поместите туда хромированные детали. На отслаивание требуется достаточно много времени. Лучше оставить на ночь, и с утра посмотреть на результат.
По завершению процесса деталь следует тщательно промыть под водой, используя мыло, а затем высушить.
Важным отличием гидроксида натрия от двух кислот является то, что при использовании каустической соды нельзя использовать ёмкости из алюминия. Это спровоцирует активную химическую реакцию. Используйте тару из пластика.
Хлорное железо
Также снятие хрома с металла и пластика выполняется с помощью хлорного железа. Пользоваться хлорным железом следует аккуратно, соблюдая технику безопасности.
Здесь есть свои нюансы, как и в случае с предыдущими средствами.
Использовать хлористое железо, чтобы самостоятельно снять хром с пластика, нужно согласно инструкции. Зато хлорным железом достигается хороший результат. Здесь требуется:
Кстати, если при погружении раствор будет иметь температуру около 60 градусов Цельсия, это существенно повысить скорость и эффективность снятия хлора.
Подручные средства
Если слой хрома очень тонкий либо когда речь идёт про так называемый поддельный хром в виде специальной краски. Для настоящего хромирования эти методы малоэффективные.
Учитывая слабую эффективность подручных средств и дороговизну специального оборудования, оптимальным решением станут именно химические средства.
Обучающая статья. Как снять хром с пластика при помощи хлорного железа.
Предупреждение:
Данная инструкция не является единственно правильным и неоспоримым методом работы с пластиковыми изделиями. Существует еще множество методов и подходов, но эта статья посвящена работе с пластиком именно при помощи хлорного железа.
Добрый день подписчикам и гостям моего блога.
Сегодня я познакомлю вас с простым и надежным способом снятия хрома с пластиковых изделий. Так как блог связан с фарами, тут подразумевается снятие хрома с масок фар.
Как известно, на хром краска не ложится, так что от него нужно избавиться. Но сделать это не всегда легко, т.к. почти все фары имеют рифленые элементы или места с выраженными гранями. С них убрать хром весьма проблемно, что сказывается на качестве покраски масок.
Поэтому я предпочитаю без лишней возни кидать маски в заранее приготовленный тазик с раствором хлорного железа.
Нам понадобится в гаражных условиях:
Салфетки сухие
Салфетки влажные
Большая емкость
Вода питьевая, водопроводная или дистиллированная
Хлорное железо
Неметаллическая палка-мешалка
Неметаллическая палка-хваталка или перчатка до локтя
Пульверизатор или опрыскиватель
Вот наш подопытный, он же маска фары от Лады Приоры. Как видим, тут имеется хромированное напыление весьма низкого качества. Руками царапается крайне легко.
А это волшебная баночка с хлорным железом. Банку лучше брать по-больше)
Наливаем в тазик воду и сыпем хлорное железо. У меня тазик полипропиленовый для замеса цемента, примерно 20 литров. На него ушло около 3-х кг хлорного железа. С тех пор протравил в нем около 10 масок и цвет раствора еще не изменился. В этом деле осторожнее, ибо брызги могут попасть на одежду и больше не отстираться.
Палкой-мешалкой перемешиваем раствор до растворения хлорного железа. Воду можно использовать подогретую до 70гр для ускорения процесса.
Топим маску в растворе. Как видим, процесс уже пошел.
Все пятна хлорного железа на коже лучше сразу смывать влажными салфетками. Если они засохнут, то отмыть их будет сложно.
Ждем пока растворяется хром, иногда поднимаем и смотрим. Я обычно просто оставляю на ночь и утром достаю чистые от хрома маски.
Вот, например, уже наступило утро:
Как видим, маска приоры за ночь избавилась от хрома и превратилась в маску от ТЛК 100)
Теперь, пока маска не подсохла, смываем хлорное железо водой из пульверизатора. Подсохшие пятна смываются намного хуже.
Как видим, теперь маска чистая и почти готова к окраске.
Сушим маску сухими салфетками, затем обезжириваем и можно красить)
Раствор не отличается токсичностью, но при необходимости можете накрыть тазик доской. Из этого же тазика можно брать раствор в мелкие емкости и травить в них печатные платы. Так же в этом тазике можно избавляться от монет, медных и алюминиевых изделий. Не рекомендуется окунать приору в тазик с раствором хлорного железа. Этот метод работает только с масками фар)
Удаление хрома с пластика «Кротом»
Сначала попробовал просто потереть все это дело кисточкой, обильно смоченной в едкой жиже, но хром, голосом Василия Иваныча заявил – «Врёшь, не возьмёшь!» (эффект от воздействия токсичных паров на неокрепший организм в непроветриваемом помещении), и даже не потемнел, не то что не отмылся.
Для чистоты эксперимента, я с решетки снял эмблему, которая тоже чет приуныла и замочил ее в тарелке с жидким сантехником. Решетку же замочить было негде, поэтому было решено покрыть ее жидкостью и замотать в пропитанные «Кротом» тряпки.
Часов через 12-16, спустившись в подвал, я увидел следующее:
1. С эмблемы хром слез, но пока еще остался первый, медный слой.
2. На большей части решетки хром остался совершенно невредим, но местами (видимо где были нарушения целостности покрытия), он так же слез до медного слоя, а там где были очаги отшелушивания, покрытие вздулось в радиусе 5-8мм от краев пятна голого пластика.
По итогу наблюдений было решено эмблему оставить в жиже еще на 24 часа, а для решетки найти подходящую ёмкость и замочить её там на пару суток.
По итогу эксперимента выложу фото деталей.
PS. «Крот», при попадание на участки с тонкой кожей довольно сильно жжет, и может оставить химический ожоги. По ощущениям похоже на жжение от крапивы. Поэтому, работать надо в перчатках, закрытой одежде и обуви. А если Вы не готовы ко встрече с единорогами, гномиками, драконами и персонажами старых фильмов, то еще и в хорошо проветриваемом помещении.
PPS. Не думаю, что пары «Крота» могут вызывать галюцинации, но качественный, спортивный кашель – запросто. Поэтому лучше не дышать этой гадостью.
4 способа удаления хрома в домашних условиях
1
Домашнее удаление тонкого и слабого хрома с помощью абразива.Один из самых простых способов удаления хрома с помощью абразива. Смешайте пищевую соду или твердое бытовое моющее средство с водой, чтобы сделать абразивную пасту, которую можно втирать в хром с помощью мягкой ткани, пока хром не начинает уступать. Этот метод подойдет для тонкого слоя хромирования, слабого хромирования или «поддельного» хромирования (например, пластик, окрашенный поддельным хромом). Значительная усиленная полировка может привести к ожидаемому результату.
Обязательно обращайте внимание на результат, т. к. можете поцарапать основной материал.
2
С помощью чистящего средства для плиты. Некоторые виды хрома (особенно поддельные пластиковые варианты, которое вы можете обнаружить на моделях автомобилей, и т.д.) могут быть удалены с помощью обычных средств для чистки газовых плит. Эти мощные обезжиривающие растворы обычно в виде аэрозоля наносятся в виде пены или распыленной жидкости. Щедрым нанесите очиститель (раствор) на хромированное покрытие. Затем, через 10 минут протрите, оттирая хром вместе с очистителем (раствором).
Обратите внимание, что некоторые очистительные спреи могут омрачить основной металл, если не держать слишком долго, так что вы можете применить процесс неоднократно с не большим интервалом, пока вы не получите нужный результат.
3
Замочите хромированную деталь в хозяйственном отбеливателе. Еще одним распространенным методом для удаления хрома является использование отбеливающей ванны. В этом случае хромированную деталь полностью погружают в отбеливатель. Примерно через день, в зависимости от его толщины, хром должен быть ослаблен или снят полностью.
Основное преимущество этого метода, по сравнению с другими, является то, что отбеливатель удаляет только наружную оболочку.
После удаления хрома данным способом, полученную жидкость нельзя использовать повторно (для прачечной, и т.д.), ее необходимо утилизировать.
4
Используйте тормозную жидкость для удаления хромирования. Обычная автомобильная тормозная жидкость работает как растворитель для краски, а так же удаляет слой хрома с пластиковых объектов. Тем не менее, этот метод может занять несколько дней. Кроме того, это требует надлежащей обработки и утилизации тормозной жидкости, т.к. она является очень токсичной. Потрите хромированный объект тормозной жидкостью и через 10 минут промойте. При необходимости повторите процедуру, чтобы полностью удалить хром.
Обратите внимание, что тормозная жидкость может растворять пластик, так что будьте очень осторожны при использовании этого метода на хромированных пластиковых деталях (или выберите другой метод).