Как улучшить тормоза на мотоцикле
Модернизация тормозной системы мотоцикла
Модернизация тормозной системы мотоцикла — тюнинг полезный. На некоторых моделях он, не побоимся этого слова, даже необходимый. Например, на заслуженном ветеране дорог Suzuki VS 1400 Intruder довольно вялые тормоза сочетаются с поистине мощным мотором, да и на Yamaha XV 1900 Stratoliner штатная тормозная система оставляет желать лучшего, особенно в случае с американской версией мотоцикла. Значит, ситуацию надо исправлять. Если тормозов хватает для повседневной езды, это не значит, что их хватит в экстренной ситуации. Тормозов много не бывает, особенно на мотоцикле — это аксиома. И способы улучшить способности своего мотоцикла к торможению есть разные, отличаются они в основном необходимым объёмом работ и бюджетом.
— Замена тормозной системы мотоцикла целиком.
Пожалуй, самый дорогой, но при этом обычно самый эффективный способ. Минусы — высокая стоимость подобного тюнинга, его неуниверсальность и сложность. К примеру, на вышеупомянутый Yamaha XV 1900 Stratoliner можно поставить тормозную систему от Yamaha FJR 1300 — у этого спорт-туриста она очень мощная, подойдёт с минимумом переделок. Но цена будет кусаться. Соответственно, в случае с другими мотоциклами придётся искать подходящие аналоги, чтобы минимизировать трудности. Опционально — вместо тормозной системы в сборе можно попробовать установить более мощные суппорта, и ставить в них предназначенные для них тормозные колодки.
— Установка армированных тормозных шлангов на ваш мотоцикл.
Самый популярный способ. Его плюсы — относительная бюджетность (тысяч в пять рублей уложиться можно) и универсальность. Плюс армированных тормозных шлангов в том, что они намного меньше расширяются, когда вы нажимаете на тормоз и тем самым повышаете давление в тормозной магистрали. Соответственно, усилие возрастает, и торможение становится более эффективным. Но слишком впечатляющих результатов ждать не стоит — это всё-таки не панацея, хоть и очень полезный тюнинг. Впрочем, ставят его обычно только на передний тормозной контур. К тому же многие старые мотоциклы, особенно чопперы, имеют на вооружении архаичный барабанный тормоз на заднем колесе, который обходится без гидравлики вообще.
— Замена тормозных колодок.
Тормозные колодки бывают самые разные, и предназначенные для использования в разных режимах езды, разных погодных условиях и на мотоциклах разного класса. Так как выбрать тормозные колодки на мотоцикл? Это занятие ответственное, и подходить к этому вопросу надо вдумчиво. Один из способов добиться более эффективного торможения — поставить менее износостойкие, но более «цепкие» колодки, вроде тех, что ставятся на спортивные мотоциклы. На торможении это скажется, скорее всего, положительным образом, но разница вряд ли будет сильно заметна, а ресурс подобных колодок будет довольно скромным.
Ну а можно, конечно, совместить несколько из перечисленных способов, если позволяет бюджет. Это будет наиболее эффективным способом улучшить тормоза на вашем любимом мотоцикле.
МОЙ МОТОЦИКЛ
Модернизация тормозной системы мотоцикла — тюнинг полезный. На некоторых моделях он, не побоимся этого слова, даже необходимый. Например, на заслуженном ветеране дорог Suzuki VS 1400 Intruder довольно вялые тормоза сочетаются с поистине мощным мотором, да и на Yamaha XV 1900 Stratoliner штатная тормозная система оставляет желать лучшего, особенно в случае с американской версией мотоцикла. Значит, ситуацию надо исправлять.
Если тормозов хватает для повседневной езды, это не значит, что их хватит в экстренной ситуации. Тормозов много не бывает, особенно на мотоцикле — это аксиома. И способы улучшить способности своего мотоцикла к торможению есть разные, отличаются они в основном необходимым объёмом работ и бюджетом.
1. Замена тормозной системы мотоцикла целиком.
Пожалуй, самый дорогой, но при этом обычно самый эффективный способ. Минусы — высокая стоимость подобного тюнинга, его неуниверсальность и сложность. К примеру, на вышеупомянутый Yamaha XV 1900 Stratoliner можно поставить тормозную систему от Yamaha FJR 1300 — у этого спорт-туриста она очень мощная, подойдёт с минимумом переделок. Но цена будет кусаться. Соответственно, в случае с другими мотоциклами придётся искать подходящие аналоги, чтобы минимизировать трудности. Опционально — вместо тормозной системы в сборе можно попробовать установить более мощные суппорта, и ставить в них предназначенные для них тормозные колодки.
2. Установка армированных тормозных шлангов на ваш мотоцикл.
Самый популярный способ. Его плюсы — относительная бюджетность (тысяч в пять рублей уложиться можно) и универсальность. Плюс армированных тормозных шлангов в том, что они намного меньше расширяются, когда вы нажимаете на тормоз и тем самым повышаете давление в тормозной магистрали. Соответственно, усилие возрастает, и торможение становится более эффективным.
Но слишком впечатляющих результатов ждать не стоит — это всё-таки не панацея, хоть и очень полезный тюнинг. Впрочем, ставят его обычно только на передний тормозной контур. К тому же многие старые мотоциклы, особенно чопперы, имеют на вооружении архаичный барабанный тормоз на заднем колесе, который обходится без гидравлики вообще.
3. Замена тормозных колодок.
Тормозные колодки бывают самые разные, и предназначенные для использования в разных режимах езды, разных погодных условиях и на мотоциклах разного класса. Так как выбрать тормозные колодки на мотоцикл? Это занятие ответственное, и подходить к этому вопросу надо вдумчиво. Один из способов добиться более эффективного торможения — поставить менее износостойкие, но более «цепкие» колодки, вроде тех, что ставятся на спортивные мотоциклы. На торможении это скажется, скорее всего, положительным образом, но разница вряд ли будет сильно заметна, а ресурс подобных колодок будет довольно скромным.
Ну а можно, конечно, совместить несколько из перечисленных способов, если позволяет бюджет. Это будет наиболее эффективным способом улучшить тормоза на вашем любимом мотоцикле.
Как улучшить тормоза на мотоцикле
Блог им. Worgenstein
Блог им. Worgenstein → Попытка апгрейда тормозов: замена стоковой тормозной машинки на brembo rcs17.
У моего Suzuki GSR 750 слабые тормоза(2ух поршневые Токико) и я смонтировал ролик, где я пытаюсь их улучшить: установил радиальную тормозную машинку Brembo RCS17, армированные тормозные шланги и сравнил работу стоковой тормозной системы с получившейся.
Под катом короткое содержание ролика с картинками.
Длину тормозного пути измерял мерной лентой. Соответствие скорости заявленной и своевременное нажатие на рычаг тормоза я проверял при покадровой перемотке видео-материалов в Премьере. Ни одна кривая попытка со скоростью ниже или нажатием на тормоз до стоп-линии не прошла!
Видео попыток можно посмотреть в ролике.
Результаты замеров получились следующие:
Однако, большой ход рычага и общая ватность никуда не делась! Ход рычага 7 см!
Я пришел к выводу, что ватность и длинный ход рычага – это конструктивная особенность плавающего суппорта, которую можно вылечить только заменой на оппозитный 4ех поршневой суппорт. Я вижу работу плавающего суппорта следующим образом: при нажатии на рычаг система начинает движение по пути наименьшего сопротивления: сначала двигается сам суппорт и прижимает первую колодку к диску, потом давление в системе растет и начинают уже выдавливаться поршни, которые прижимают вторую колодку к диску – и вот только в этот момент начинается эффективное торможение.
На данный момент у меня осталось 2 варианта для повышения эффективность тормозов:
1) Попробовать дорогие тормозные колодки от брембо за
4000 комплект
2) Установить оппозитный 4ех поршневой суппорт
Изначально, я не рассматривал вариант с колодками, потому что отдать 8000 за колодки, которые я поменяю вместе с суппортом – дорогое удовольствие. Учитывая, что пару суппортов я уже купил – выбор был очевиден. Однако, теперь я не столь категоричен. Стоковые колодки имеют длинный и узкий форм-фактор, поэтому выработка на диске очень специфическая. Колодка в новом суппорте от Брембо имеет широкую рабочую поверхность и упирается краем в невыработанную поверхность диска, из-за чего прилегает неплотно. А значит вместе с суппортами придется еще и тормозные диски менять. Ну и без здорового любопытства тоже никуда: «Интересно, чем колодки Брембо за 4к лучше колодок ГолдФрен за 1.3к?».
В любом случае, сезон кончился, и продолжу я свои изыскания уже в следующем.
Буду благодарен, если кто-нибудь поделиться опытом тюнинга тормозов и, особенно, замены суппортов с применением проставок.
Как улучшить тормоза на мотоцикле
TotKtoNado | Дата: Понедельник, 12.07.2010, 19:45 | Сообщение # 1 |
2) Установка более «цепких» колодок Изготавливать самому колодки также не имеет смысла, бо они не дорогие + это может быть чревато.
Тут, я бы сказал, для XR нет вариантов и придется поискать суппорт и тормозную машинку от другого мотика с последующей адаптацией. Я видел наборы суппорт+машинка для ХР650 для переделки его в супермото, но по нереальной цене ( 1000 баксов), так что это совсем не вариант. Вот в общем-то и всё, в следующей статье я подробно опишу реализацию третьего пункта, а именно от каких мотиков можно поискать тормозной диск увеличенного диаметра, а также каким образом изготовить проставку для суппорта. Тормозная система мотоцикловОбычно обучаются на категорию «А» и покупаются мотоциклы ради скорости, ради того, чтобы лететь по пустынным улицам со скоростью под 100 км/ч, а то и 200 км/ч. Однако на дорогах часто возникают аварийные ситуации: выбежавший на дорогу ребёнок или неожиданно повернувшая машина. И удастся ли гонщику избежать аварии зависит от исправности и эффективности его тормозной системы. От чего зависит тормозной путь и время торможения мотоциклаТипы тормозов на мотоциклахГлавный критерий оценки тормозной системы – это тип тормозного механизма. В магазинах вы найдёте два существующих типа тормоза: дисковый и барабанный. Рассмотрим различия. Барабанные тормоза
Барабанный тормоз работает следующим образом: при торможении 2 серповидные тормозные колодки раздвигаются и прижимаются фрикционными накладками к внутренней стороне тормозного барабана, представляющего собой полый цилиндр. Когда торможение прекращается стяжные пружины возвращают колодки в исходное положение. Барабанный механизм тормоза стоит недорого, он защищён от грязи и других внешних физических факторов. Благодаря маленькой рабочей поверхности колодок такие тормоза прослужат дольше. Недостатком барабанного тормоза является неустойчивость к температурам: при торможении механизм сильно нагревается и приходит в негодность. А при отрицательных температурах фрикционные накладки примерзают к колодкам, из-за чего тормозная система становится неисправной. Помимо этого, барабанный тормоз имеет большие габариты и вес и издаёт неприятный скрежет при торможении. Дисковые тормоза
Механизм работы дискового тормоза такой: к вращающемуся диску крепятся плоские тормозные колодки, на которые действует большой поршень, соединённый шлангом с поршнем поменьше. Маленький поршень крепится к рычагу тормоза или педали, за счёт чего и происходит торможение. Разница в размере поршней позволяет прилагать меньше усилий, чем в случае с барабанным тормозом. По сравнению с барабанным тормозом дисковый гораздо легче в эксплуатации и замене. Он изнашивается медленнее, а в случае износа заметить проблему легче, чем в барабанном тормозе. Дисковый тормоз устойчив к температурам, не нагревается и не реагирует на влажность. Однако его износостойкость меньше, чем у барабанного тормоза, а стоимость, наоборот, больше. Классификация тормозов по типам суппортовСуппорт – это деталь тормоза, отвечающая за исправную работу колодок. Он представляет собой узел, прижимающий колодки к диску, когда водитель мотоцикла нажимает на тормоз. От суппорта и его крепления к диску зависит очень многое. Моноблочные и составные суппортаМоноблочные суппорта отливаются или куются в виде одного цельного элемента. Составные суппорта состоят из двух частей, соединяющихся высокопрочными стальными болтами. Весят они одинаково, однако составные суппорта считаются более прочными благодаря стальным болтам между частями. В отличие от моноблочных суппортов они устойчивы к высоким температурам при торможении и дольше сохраняют работоспособность. Плавающие и неподвижные суппортаУ неподвижного суппорта (рис. А) тормозные цилиндры располагаются с двух сторон диска друг напротив друга, в то время как у плавающего суппорта (рис. В) цилиндры расположены только с одной стороны. Неподвижные суппорта мощнее, так как в них всегда устанавливается цилиндры устанавливаются парами, они стоят дороже, но и ощущаются при нажатии на тормоз лучше. Плавающие суппорта компактнее, легче в установке и замене и дешевле, однако их мощность меньше, а ощущение педали тормоза хуже. Радиальные и осевые суппортаЕсли болты крепежа суппорта расположены параллельно тормозному диску, это радиальный суппорт (слева), если перпендикулярно диску – осевой (осевой). При плавном торможении разница незаметна, однако в условиях аварийного торможения радиальные суппорта дают лучший контакт колодок с диском и, как следствие, сокращают тормозной путь. В эксплуатации радиальные суппорта легче, но и стоят они дороже осевых. Типы тормозных дисков по материалу изготовленияКак это не удивительно, но материал тормозного диска тоже влияет на тормозной путь мотоцикла. От материала диска зависит износоустойчивость тормозного механизма и скорость аварийного торможения. Чугунные дискиДиски из ковкого железаДиски из нержавеющей сталиТормозная жидкость для мотоциклов: классификация и отличияНи один тормозной механизм не будет работать без тормозной жидкости. Пополнять бачок с тормозной жидкостью необходимо каждые 1000 км пробега (или два раза в год). Если уровень жидкости превышает отметку «lower», то поводов для беспокойства нет. Виды тормозной жидкостиЭто самая распространённая и недорогая тормозная жидкость, однако у неё есть много недостатков. В состав Dot3 входят вещества, разъедающие краску и натуральную резину (поэтому использование тормозных прокладок из натуральной резины в этом случае строжайше запрещено). А открытая упаковка с Dot3 хранится одну неделю, после чего становится непригодной. К плюсам Dot3 относится её высокая температура кипения, что важно при аварийном торможении. Dot4 так же токсична, как и предыдущая жидкость, однако её температура кипения выше. То есть в условиях резкого торможения вероятность перегрева и повреждения тормозной системы меньше. В открытом виде Dot4 хранится несколько недель. Dot4 смешивается с Dot3, однако лучше добавлять тормозную жидкость с высоким классом в жидкость с низким классом, а не наоборот. Dot5 хранится долго, она не разъедает краску и сочетается со всеми видами резины. Но она не поглощает воду, поэтому влага в гидравлической системе сразу же приводит к коррозии. Перед использованием Dot5 прокачайте тормозную систему 2-3 раза и удалите весь воздух. Эта тормозная жидкость не смешивается с другими. Dot5.1Dot5.1 по характеристикам превосходит другие тормозные жидкости: она имеет самую высокую температуру кипения, так что для резкого торможения подходит лучше. Для высоких скоростей Dot5.1 используется чаще, но из-за относительной новизны найти эту жидкость можно не во всех магазинах, и стоит она дороже. Эта тормозная жидкость подходит ко всем типам резины, но так же, как Dot3 и Dot4 она разъедает краску. Тормозные колодкиВо время резкого торможения колодки подвергаются повышенной нагрузке, и именно они отвечают за износостойкость тормозного механизма. Поэтому к выбору тормозных колодок следует подойти внимательно и выбрать ту модель, которая подходит для ваших целей. Типы колодокУсловия эксплуатацииОсновной критерий, на который следует опираться при выборе колодок – это область их применения. Существует колодки для ежедневного и спортивного использования мотоцикла, для дальних расстояний, гонок или езды в условиях аномально холодных температур. Менять колодки необходимо тогда, когда толщина рабочей поверхности становится менее 2 мм. Переднее колесо – ведущее, на него падает вся нагрузка во время торможения, поэтому менять его колодки нужно в 3 раза чаще, чем на заднем колесе. Даже если в колесе не один комплект колодок, во время обслуживания заменяйте каждый из них. Риск неправильного выбораНеправильно подобранные колодки увеличивают тормозной путь и повышают скорость износа тормозного механизма. При использовании колодок неправильных размеров педаль газа становится жёсткой и резкой, а время торможения вырастает. Также не следует использовать колодки для спортивных и гоночных мотоциклов на ежедневных байках и наоборот. Это приводит к резкому падению температур и, как следствие, длинному тормозному пути и низкой износостойкости. Обслуживание тормозной системыИсправность тормозной системы – это залог безопасной езды на мотоцикле. Изношенный механизм тормозов не будет эффективен и может привести к серьёзным последствиям. Чтобы избежать аварийных ситуаций, периодически проверяйте состояние тормозов. Для этого проверьте состояние и толщину тормозного барабана, толщину колодок и накладок, состояние тросов или шлангов и уровень тормозной жидкости. Помните, что никакая из деталей не должна быть изношена или со следами коррозии. Рабочие тормоза – эффективное торможение.
|