Как установить зарядку для авто во дворе
Сколько стоит зарядная станция для электромобиля
Это не проблема для России: здесь как минимум 10 лет будут продавать Рено, Хендай и Киа с двигателями внутреннего сгорания, а вот будут ли после 2025 года новые Порше с такими — непонятно. Одно понятно: тренд на электромобили не думает утихать.
Мы с мужем задумались о покупке электромобиля в семью. А наш друг уже приобрел два электрокара и установил две зарядные станции у себя в подземном паркинге и на даче. Мы решили ему в этом помочь. Расскажу, что получилось и с какими нюансами пришлось столкнуться.
Что вообще называют электромобилем
Электромобилями нередко называют и гибридные автомобили, ведь некоторые из них могут ехать исключительно на заряде батареи.
Гибридные автомобили бывают двух типов. Первые заряжаются сами от себя, пример такой машины — Toyota Prius. Ее батарея заряжается во время работы двигателя внутреннего сгорания и от рекуперации при торможении — это когда часть энергии, высвобождающейся при работе колодок и тормозных дисков, возвращается в виде электроэнергии, которая запасается в батарее.
Другие гибриды — подзаряжаемые, они же плагин-гибриды, PHEV — можно заряжать от розетки. Например, Porsche Panamera Hybrid.
В таком автомобиле есть маломощный двигатель внутреннего сгорания и электромотор с батареей небольшой емкости, которая помогает бензиновому мотору в сложных режимах движения: старт с места, движение в пробке и так далее. Заряда таких машин достаточно для передвижения на короткие дистанции по городу в полностью электрическом режиме. А когда автомобиль выезжает за город, подключается двигатель внутреннего сгорания.
Преимущества подзаряжаемых гибридов:
Недостатки подзаряжаемых гибридов:
Электромобиль — автомобиль, который приводит в движение один или несколько электродвигателей, работающих от батареи.
Порядок установки зарядных станций для электромобилей в России
В последнее время в связи с развитием научно-технического прогресса все большую популярность набирают автомобили с питанием от независимого источника электроэнергии, проще говоря электромобили. Они имеют ряд преимуществ перед автомобилями, оборудованными двигателями внутреннего сгорания, использующих в качестве топлива бензин или дизельное топливо, а именно: они экологичные, не выделяют разных вредных выбросов в атмосферу, практически бесшумные, зарядка электроэнергией более дешевая по сравнению с бензином или иным топливом.
Однако если в Соединенных штатах Америки или ряде европейских государств данное явление уже является обыденностью, то у нас это все еще только зарождающееся новое явление, которое лишь набирает обороты, да и преимущественно лишь в Москве и Санкт-Петербурге. К слову, в соответствии с исследованиями агентства «Автостат» на данный момент в нашей стране доля электромобилей к общему количеству легковых машин составляет менее 1%. Во многом это обусловлено наличием определенных проблем по обслуживанию подобных транспортных средств и отсутствием надлежащего механизма правового регулирования по разрешению данного вопроса.
Пожалуй, главной проблемой для владельца электромобиля является вопрос о зарядке своего транспортного средства. На данный момент специальных зарядных станций пока недостаточно. В большинстве городов России вообще отсутствуют подобные общедоступные точки, где владельцы электромобилей могут зарядить свои транспортные средства. При этом там, где официально есть «электрозаправка», это, как правило, просто столб с розеткой 220 В. От него электромобиль будет заряжаться 6–8 часов, а может и больше.
Кроме того, было бы гораздо удобнее установить подобную зарядную станцию у себя во дворе на парковке для того, чтобы электромобиль заряжался ночью. Однако с установкой подобных зарядных станций возникает масса вопросов. Давайте разберемся.
При покупке электромобиля его владелец должен быть заранее готов к тому, как и где он будет его заряжать. Однако на данный момент отсутствует четкое правовое регулирование данного вопроса. Как показывает практика, в связи с данным обстоятельством, многие владельцы подобных транспортных средств решают данный вопрос с помощью своей изобретательности и смекалки. Однако данные решения не всегда являются удачными и далеко не каждый их одобряет.
Например, один из жителей нашей страны организовал место для своего электромобиля на придомовой территории многоквартирного дома. Он просто протянул из своей квартиры кабель и установил щиток с зарядным устройством на бордюре. Однако жильцы многоквартирного дома не оценили подобной изобретательности своего соседа и пожаловались в управляющую организацию на то, что он самовольно присвоил себе парковочное место. Управляющая организация предписала демонтировать самодельную зарядную установку.
Чтобы не заниматься подобным изобретательством и в последствии не демонтировать самодельные зарядные станции владельцу электромобиля первым делом необходимо разработать схему монтажа кабеля зарядной станции на фасаде дома или ином объекте общего имущества. Далее необходимо определить место, где будет парковаться электромобиль. После этого в соответствии со ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо инициировать общее собрание собственников и вынести на обсуждение данный вопрос по использованию общего имущества многоквартирного дома для установки зарядного устройства. При этом владелец автомобиля должен понимать, что все работы будут производиться за его счёт, в том числе техническое обслуживание. Установка зарядной станции может быть оплачена из средств дома. Но тогда указанное оборудование включается в состав общего имущества многоквартирного дома и плата за него включается в плату за жилое помещение.
После необходимо подать заявку в сетевую компанию на договор о технологическом присоединении. В случае одобрения заключается договор о технологическом подключении и энергоснабжении.
Отдельные положения об установке зарядных станций содержатся в «СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99» (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр) в разделе «Парковочные места для электромобилей» (начиная с п.5.2.42).
Так, в соответствии с п.5.2.43 Выбор зарядной инфраструктуры (для быстрой зарядки и/или ультрабыстрой подзарядки) должен учитывать наличие доступной электросетевой инфраструктуры и необходимой для подключения мощности (либо возможности реконструкции распределительных объектов для выделения необходимой мощности).
Также стоит отметить, что в соответствии с п.5.2.53 Доступ к зарядной инфраструктуре должен быть не публичным, активирование зарядной станции должно быть возможным только с помощью специальной карты доступа.
В ряде городов Московской области практикуется установка органами местного самоуправления подобных зарядных станций во дворах многоквартирных домов, встроенных в опоры уличного освещения. Зарядка автомобиля происходит за 8-9 часов. То есть, за ночь электромобиль будет полностью заряжен.
Отдельного внимания заслуживает проблема установки зарядных станций на территории подземного паркинга. Пожалуй, каждому владельцу подобного транспортного средства хотелось бы по приезду на свое рабочее место в каком-нибудь бизнес-центре оставить свой электромобиль на парковке. И пока его владелец работает, автомобиль все эти несколько часов не стоит зря, а заряжается от устройства, установленного на подземном паркинге. Или же по приезду домой транспортное средство заряжается до утра на аналогичном подземном паркинге, только уже на территории многоквартирного дома, где проживает владелец авто.
Однако с 2013 года действует запрет на размещение «зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения» на подземных автостоянках, который закреплен в п.6.4.5 Свода правил пользования подземной автостоянкой. В случае установки данного оборудования нарушители должны будут демонтировать его. В случае отказа им грозят санкции по ст. 20.4 КоАП (нарушение требований пожарной безопасности), а в случае пожара — штраф до 1 млн руб.
При отказе на установку зарядной станции на территории подземного паркинга или при вынесении требованию о ее демонтаже управляющие организации или государственные органы ссылаются на Свод правил пользования подземной автостоянкой, а именно на пункт 6.4.5. «Использование зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения в помещениях подземных автостоянок запрещается». Вместе с тем многие владельцы авто пытались доказать, что данный пункт относится к зарядке щелочных аккумуляторов. Дело в том, что при зарядке щелочных аккумуляторов может происходить выделение водорода, который может быть взрывоопасен. Однако у большинства электромобилей в свою очередь иные типы аккумуляторов. На практике были случаи, когда владельцы электромобилей, предоставив всю техническую документацию на свое транспортное средство, сумели договориться с управляющей организацией на установку подобного устройства на подземном паркинге.
Стоит учесть, что с юридической точки зрения даже в подобных случаях будет присутствовать нарушение п.6.4.5 вышеупомянутого свода правил. Никаких разъяснений о щелочных аккумуляторах в действующем законодательстве не содержится. Потому в случае соответствующего требования от государственного органа владельцу, установившему подобное устройство, придется его демонтировать.
В 2020 году МОЭСК неоднократно высказывал свое мнение о создании нормативно-правового акта, обязывающего управляющие организации устанавливать подобные зарядные станции из расчета одна станция на 5 машино-мест. Увидев потребности владельцев подобных транспортных средств представители МЧС в этом году заявили, что с 2022 запрет на установку зарядных станций для электромобилей на территории подземного паркинга будет отменен. Об этом, в частности, сообщало издания Interfax.ru, а также газета «Коммерсантъ». Официально будет разрешено устанавливать зарядные установки для электромобилей на территории подземного паркинга многоквартирных домов или бизнес-центров. Прогнозируется, что к 2022 году будет разработан законопроект, позволяющий производить установку данных зарядных устройств по согласованию с управляющей компанией и при обязательном соблюдении требований пожарной безопасности.
Как известно, на данный момент многие паркинги московских торговых центров, бизнес-центров и жилых комплексов располагают трехфазными 380-вольтовыми розетками общего назначения, от которых могут заряжаться электромобили. Однако это не специальные высокомощные зарядки для электрокаров и их установку никто не согласовывает. Кроме того, в случае нарушений правил пожарной безопасности указанные розетки должны быть демонтированы по требованию государственных органов.
Электромобили еще достаточно новое явление для нашей страны. Однако с каждым годом их становится все больше. Очевидно, что необходим надежный механизм правового регулирования для обслуживания подобного транспорта. К сожалению, на данный момент этого пока нет. Остается надеяться, что в следующем году будут приняты законопроекты, регламентирующие порядок обслуживания данного перспективного вида транспорта.
Личный опыт обустройства зарядного места на паркинге. «Пришлось побегать с бумажками»
После статьи про зарядные станции Wallbox в редакцию Onliner написал читатель по имени Василий. Он рассказал о том, что решил купить себе Audi e-tron, но еще до того, как машина прибыла к нему из США, позаботился о наличии места для постоянной зарядки электрокара. Вместо красивой станции мужчина решил установить у себя на паркинге более универсальное и доступное решение — щит с мощными розетками. Процедура согласования и строительно-монтажных работ потребовала немалых усилий от автовладельца, зато результат — полноценное зарядное место с выделенным лицевым счетом и автоматическим выставлением ежемесячных счетов на оплату.
Паркинг в 25-этажке
Василий проживает в Минске в 25-этажном доме с подземным паркингом. Мужчина является собственником одного машино-места, поэтому сразу после того, как было принято решение о покупке электрокара, он начал изучать нюансы установки собственной зарядной станции на паркинге. Если быть точным, автолюбитель решил установить возле своего места мощную розетку, а не зарядный модуль типа Wallbox.
Есть несколько вариантов установки розетки на своем парковочном месте (важно, чтобы это место было закреплено за одним человеком):
— Я хотел, чтобы у меня был собственный лицевой счет, отдельный счетчик с дифференцированным тарифом по трем временным зонам, а также чтобы счетчик автоматически скидывал данные в «Энергосбыт». Для всего этого мне пришлось пройти достаточно длинный путь, — рассказал Василий.
Когда мужчина показал список документов, которые понадобились для установки мощной розетки, мы, мягко говоря, удивились. Это десятки различных договоров, актов и согласований!
Сначала нужно согласовать место установки
Первое, что сделал Василий, — это согласовал место установки будущей розетки (электрического щита) с товариществом собственников. Для этого наш герой сфотографировал свое парковочное место, обозначил, где будет установлен щит, и заверил этот снимок у председателя ТС. Далее мужчина отправился в исполком для получения разрешения на проведение проектных работ. Там зарегистрировали обращение о намерении сделать «реконструкцию парковочного места».
Через какое-то время Василию на электронную почту пришло уведомление о том, что решение на установку зарядной розетки готово. В сообщении был приведен перечень того, что необходимо соблюсти при проведении монтажных работ.
Технические условия для проекта
С этим разрешением Василий вернулся в товарищество собственников и запросил технические условия для того, чтобы сделать проект будущей зарядки. Это было необходимо из-за того, что ТС фактически является владельцем локальных электрических сетей внутри жилого дома, включая подземный паркинг. После этого товарищество написало заявление в «Энергосбыт» с просьбой выдать технические условия на увеличение мощности на дом в связи с проведением внутренней модернизации электрических сетей для подключения зарядного устройства электрокара. Необходимая дополнительная мощность — 11 кВт. Технические условия товарищество в итоге получило от РЭС.
— По существующим кабелям нам дали увеличение мощности на 11 кВт. В итоге мощность составляет 51 кВт. Те 40 кВт, которые были по умолчанию, задействованы под текущих потребителей электроэнергии. На паркинге этими потребителями являются система вентиляции, газоудаление, пожарная система, освещение и т. п. Но при этом во всех новых домах производится закладка очень мощных кабелей, которые, как правило, позволяют увеличить мощность. В мой дом, например, заходит кабель 5 на 80. Каждая жила — с большой палец. 40 кВт для такого кабеля — считай ничего. Поэтому нам спокойно выдали дополнительные 11 кВт, — пояснил владелец Audi e-tron.
Зеркальные технические условия
На основании полученных технических условий были выдвинуты так называемые зеркальные технические условия. Так как владельцем электросетей в доме является товарищество собственников (либо ЖЭС), то, соответственно, товарищество и должно посылать запрос в РЭС. Полученный ответ зеркально перенаправляют первоначальному заявителю, то есть владельцу зарядной станции. Звучит все сложно, но по факту ТС просто выполняет роль посредника в документообороте.
Проект работ по электрификации
На основании этого документа мужчина заключил договор с частной проектной организацией «Мобильный сервис», которая имеет аттестат на проведение проектных работ по электрификации. На руки Василий получил проект. В нем отмечены все необходимые нюансы для установки будущей станции: щит с зарядным портом, 40-метровая линия для подключения к домовому электрощитку, все схемы подключения, характеристики кабеля (указано сечение) и т. д.
Данный проект необходимо согласовать с тремя организациями — «Энергосбытом», «Энергонадзором» и со своим товариществом собственников. Плюс ко всему место установки станции необходимо согласовать с исполкомом.
Электро-физические измерения
Бумажная волокита закончилась, пора проводить электромонтажные работы! Но перед этим необходимо провести электро-физические измерения. Для этих работ нужно нанять компанию с соответствующей лицензией. Если описать простыми словами, то эта организация берет уже готовую проектную документацию и делает соответствующие расчеты на предмет нормальной работы сети, отсутствия мест, где может греться кабель, и т. д.
Строительно-монтажные работы
— После всего этого необходимо найти компанию для строительно-монтажных работ и заключить с ней договор. В зависимости от объема работ стоимость данной услуги может отличаться. Я думаю, что в среднем монтаж обходится в три тысячи рублей. Мне подвели все необходимые кабели и повесили щит с розетками. Как видите, я пошел по пути установки мощной розетки, а не зарядной станции типа Wallbox. Дело в том, что мобильная зарядная станция идет в комплекте практически с любой машиной. Audi e-tron — не исключение. Нужно лишь подвести электричество к месту парковки, — уточнил собеседник.
На щитке имеются три разные розетки, включая европейскую. Свою Audi e-tron Василий купил в США, поэтому на борту автомобиля есть однофазный разъем Type 1. Евророзетку мужчина установил на случай, если в будущем купит европейский электрокар. Сейчас установленная зарядная станция (т. е. розетка) заряжает по одной фазе на 50 А. Для использования в ночное время этого более чем достаточно. Василий даже ограничивает мощность на 50%. Но не будем забегать вперед. После того как все установлено и подключено, владельцу парковочного места необходимо обратиться в «Энергонадзор».
«Энергонадзор»
— Эксперты «Энергонадзора» должны проверить, все ли правильно подключено. Я думал, что строительно-монтажные работы — это уже финишная черта, но когда увидел список документов, которые необходимо предоставить в «Энергонадзор», понял, что придется еще немножко побегать. Там среди прочего есть акт о приобретении средств индивидуальной защиты для обслуживания всей этой системы. Речь о галошах и перчатках. Купил, акт получил, подготовил все остальные документы и направился в организацию. Там мне выдали акт осмотра «Энергонадзора». Это, по сути, самый важный документ из всех. Он подтверждает, что все предыдущие работы и настройки произведены правильно, — рассказал Василий.
Это еще не все
Нам бы хотелось уже закончить эту статью, но полученный документ мужчина повез в «Минскэнерго», чтобы заключить с ними договор на электрификацию (чтобы можно было оплачивать электроэнергию). Там потребовали еще некоторые документы. Василий все подготовил и замер в ожидании финального свистка. Каково же было удивление автовладельца, когда ему позвонили из «Минскэнерго» и сказали, что не могут заключить договор на электрификацию.
— Это был шок. Я прошел столько процедур, согласований и составлений документов, чтобы меня развернули в самом конце пути? Поехал разбираться. И тут я узнал о неком 510-м постановлении, по которому запрещается заключать договора на энергоснабжение нежилого помещения с физическими лицами за исключением гаражей, садовых товариществ и чего-то там еще. То есть в подземном паркинге многоквартирного дома — нельзя. Таким образом я оказался в такой вот юридической ловушке. Я даже написал письмо в Министерство энергетики, после чего решение нашлось — мне предложили оформить трехсторонний договор на энергоснабжение. Он подписан «Минскэнерго», товариществом собственников и мной. Я в этом договоре являюсь субабонентом. У меня есть свой лицевой счет, я по нему плачу каждый месяц. Другими словами, все работает так, как я и хотел, — пояснил собеседник.
Конец
Теперь зарядный блок имеет три тарифные зоны. Василий пользуется самой дешевой — с 23:00 до 6:00 (13 копеек за 1 кВт). Мужчина подключил АСКУЭ (система автоматизированного контроля за отпуском и потреблением электроэнергии). По итогам потребления электроэнергии на паркинге (раз в месяц) владельцу Audi e-tron выставляется счет в ЕРИП. Все максимально автоматизировано и удобно. Но побегать с бумажками, как видите, пришлось. Цена вопроса — около трех тысяч рублей за все работы, щиток и кабель.
Как установить зарядку для авто во дворе
Многие называют электрокары «чистыми лёгкими» и светлым будущим мегаполисов, другие считают, что у данных автомобилей будущее является призрачным, и рано или поздно последние уйдут в небытие.
В нашей стране основной проблемой после покупки электрокара является подбор места его зарядки. Редко кто из обладателей авто накатывает более 100 км в день по городу, в связи с чем имеется возможность пользоваться прелестями своего автомобиля «без запаха бензина». Но после того, как зарядка автомобиля приближается к нулю, владелец вынужден искать специализированное место либо ехать в родной гараж. Именно такие 2 способа позволят на следующий день снова сесть за руль эко-кара. А теоретически здесь снова кроется неудача:
гаража может не быть (или он может находиться в 40 километрах от дома);
специализированные места для электрокаров в нашей стране, к примеру, за Уралом многие вживую и не видели…
Акцент настоящей статьи я поставлю на третьем виде возможности зарядки такого авто. И затем уже с юридической точки зрения дам правовую оценку данных действий.
Третий вид подзарядки среди владельцев электрокаров уже закрепился как «бытовой». Занимает он «день делов», и с точки зрения обывателя выглядит не является таким уж сложным. Столь «оригинальный» метод решения проблемы внедряется гражданами в жизнь и состоит в следующем:
покупается необходимое количество кабеля (к примеру, с сечением 2*2,5 для мощности в 3,3 КВт);
подбирается вилка со штепселем;
кабель спускается с балкона через дорогу к месту зарядки (можно провести его и через близстоящее дерево – почему нет?);
в крайнем случае необходимо позаботиться о железном шкафчике, в который удобно размещается штепсель с подключенным зарядным устройство).
Безусловно, исполнители третьего метода зарядки авто от МКД единичны.
Между тем, на перспективу разберем, что такой способ является не только незаконным, но и опасным для жизни как собственника электрокара, так и иных жителей МКД либо граждан, пересекающих двор с расположенным на земле кабелем. А такие результаты работы одного жильца могут спровоцировать проблемы для управляющего домом.
Начнём с того, что в соответствии с подпунктом а) пункта 35 Постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей.
Проектирование и строительство многоквартирных жилых домов регламентировано СП 54.13330.2016 «Многоквартирные жилые дома», которым не предусматривается в составе многоквартирного дома поста электрозарядки автомобилей.
Пункт 1.3 СП 54.13330.2016 указывает, что «в процессе строительства и при эксплуатации многоквартирных жилых зданий отступать от параметров, установленных в настоящем своде правил, не допускается».
В последнее время довольно часто собственники эко-каров стали обращаться в управляющие организации (далее – УО) для согласования зарядки своих авто от МКД.
Для принятия решения и даче ответа по обращению собственника электрокара (заявителя), УО необходимо знать следующее:
мощность аккумулятора электроавтомобиля заявителя (заряжается авто, к примеру, три часа или тринадцать);
максимально допустимую мощность приборов, оборудования и бытовых машин, которые потребитель может использовать для удовлетворения бытовых нужд (зависит от года постройки и введения в эксплуатацию многоквартирного дома).
При этом стоит отметить, что в действующем законодательства Российской Федерации отсутствуют нормативные документы, регламентирующие порядок устройства зарядных постов для электроавтомобилей.
Учитывая вышеизложенное, УО следует учесть:
метод зарядки от индивидуального приема учета для использования на придомовой территории многоквартирного жилого дома вероятнее всего (в отсутствие упорядочения в законодательстве) будет являться незаконным, так как в данном случае в первую очередь нарушается техника безопасности (к примеру, из-за возможно разного сечения провода удлинителя);
на установку электрощитка и электросчетчика, к которому будет подключена зарядная установка собственнику помещения в МКД необходимо получить технические условия и представить проект подключения электрощитка и зарядной установки, в том числе ее монтажа. Для этого УО предпочтительнее направить собственника в энергоснабжающую организацию («электросети»), которая уже в границах своей эксплуатационной ответственности может рассмотреть представленные проект и технические условия, на основании чего выдать такое разрешение или запретить;
нахождение кабеля на придомовой территории небезопасно, к тому же полный комплекс установленной зарядки должен быть антивандальным (желательно — с металлическим корпусом) класса защиты IP54. Также нужна розетка типа Mennekes (розетка даёт ток только тогда, когда к ней подключена машина, что является более безопасным). В зарядке должна быть функция ограничения доступа только для владельца. Это возможно лишь благодаря RFID-картам.
Таким образом, процесс реализации подключения к розетке от МКД для зарядки автомобиля является сложным, противоречивым и в наибольшей степени зависящим от категории данного дома.
«Наиболее продвинутые» УО уже начали устанавливать смарт-зарядные станции, которые идентифицируют жителей и ведут учёт потребления электроэнергии по каждому из них.
Для УО в данном случае необходимо настроить онлайн-мониторинг работы станции, чтобы можно было выбрать правильную модель сотрудничества с жителями-собственниками электромобилей. В том числе это касается способа оплаты использованной электроэнергии: жители возвращают только себестоимость использованной электроэнергии либо продажа жителям электроэнергии по тарифу, большему, чем себестоимость электричества (что позволяет УО окупить инвестиции в зарядную инфраструктуру).
Однако стоит учитывать, что строительство зарядной инфраструктуры — процесс сложный и дорогой.
Не менее важным вопросом в согласовании зарядки в пределах МКД будет являться следующее.
Заявитель (владелец помещения в МКД, электрокара) в указанном случае будет использовать общее имущество многоквартирного дома. Немаловажным является и тот факт, что за таким жителем необходимо закрепить парковочное место для стоянки автомобиля к разрешенной к установке системе зарядки электромобиля.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ, п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома являются общим имуществом собственников помещений и принадлежат им на праве общей долевой собственности.
Собственники помещений в МКД владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в МКД. По решению собственников помещений в МКД, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в МКД могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. ч. 2, 4 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
На основании статьи 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления МКД. Общее собрание собственников помещений в МКД проводится в целях управления МКД путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Учитывая вышеизложенное, проведение общего собрания собственников помещений МКД в указанном случае обязательно.
Данный факт подтверждает немногочисленная на настоящее время судебная практика. В рассматриваемом случае в суд обратилась УО с требованием к одному из собственников демонтировать кабель, закрепленный вдоль фасада МКД с десятого по первый этаж для зарядки своего автомобиля.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 ноября 2019 года по делу № 2-11499/2019 суд удовлетворил требования УО:
«…ООО «УК «Комфортные дома» обратилось в суд с иском к Валиулину М.И. о возложении обязанности по демонтажу кабеля…
. в адрес Валиуллина М.И. ООО «УК «Комфортные дела» выдано предписание с требованием о восстановлении фасада дома и придомовой территории до прежнего состояния, либо представления соответствующих разрешительных документов.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в МКД, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Обстоятельства переоборудования, в том числе с использованием общедомового имущества, ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. В обоснование правомерности указанных действий ответчик сослался на решение общего собрания собственников этого дома, проведенного в форме заочного голосования, оформленного протоколом без номера и даты.
Учитывая вышеприведенное, поскольку ответчиком осуществлено переоборудование своего жилого помещения в отсутствие соответствующего разрешения и получения технической документации, а также прокладка кабеля произведена без получения надлежащего согласия собственников помещений МКД, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает необходимым учесть, что ответчиком также не представлены доказательства безопасности проложенного электрического кабеля по фасаду дома и земельному участку, что приводит к угрозе возникновения причинения вреда здоровью и жизни людей, а также окружающей среде…».
Мы надеемся, что данная статья поможет управляющим МКД грамотно отреагировать на подобные заявления жителей о согласовании подключения электрокара к ресурсам МКД и на его территории.
Для этого в работе необходимо помнить следующее:
при осмотрах реагировать на расположенные вдоль придомовой территории кабеля для зарядки авто;
«работать» с собственником помещения, откуда проходит данный кабель (запрос разрешения из «электросетей», протокола ОСС, в отсутствие документации выдача предупреждения о демонтаже оборудования, подача в на данного собственника в суд);
так как у УО нет обязанности по разрешению вопросов проблематики эко-каров жильцов (как и нет какой-либо ответственности), предпочтительнее направлять подобных заявителей на согласование в «электросети» для решения таких вопросов в пределах их эксплуатационной ответственности (во избежание рекордных КРСОИ, проблем с пожарной безопасностью в доме и иных);
решение вопросов по зарядке электрокаров принимать с разрешения и за счёт собственников помещений МКД после проведенного ОСС лишь в направлении самых современных способов реализации метода.