Как утилизировать аккумулятор автомобиля
Как происходит процесс утилизации старых аккумуляторов
Утилизация аккумуляторов – сложная многоэтапная процедура, которая требует использования специального оборудования. Старые и неработающие аккумуляторы нельзя выбрасывать на свалку, потому что они опасны для человека и наносят вред экологии. В составе аккумуляторных батарей (АКБ) имеется свинец, кислотные и щелочные вещества, способные загрязнить воздух и почву в значительной степени.
Утилизация аккумуляторов разных типов
Существует несколько основных видов аккумуляторов для автомобилей, но каждый из них нуждается в утилизации. Если просто выбросить АКБ на помойку, то через некоторое время под воздействием разных факторов из него может начать вытекать электролит. Это опасное, ядовитое для животных и грунта химическое соединение, наносящее окружающей среде непоправимый вред.
Поэтому утилизация аккумуляторных батарей – это обязанность современного общества. Во многих развитых странах мира подобные процессы давно нашли поддержку на государственном уровне.
Зачем нужна?
Утилизировать отработанные автомобильные аккумуляторы нужно обязательно потому, что при простом выбросе их на свалку, на разложение пластиковых элементов изделия уйдет около 40-60 лет, а на разложение химических соединений и электролита – не одно столетие. Иными словами, в течение столетий в месте выброса АКБ грунт будет отравлен и непригоден для использования.
Утилизация АКБ также позволяет использовать многие компоненты аккумулятора повторно. Металлы могут применяться в металлургической промышленности, полимерные компоненты – при изготовлении пластиковых изделий, серная кислота и щелочи – в химической отрасли.
Как происходит?
Сдача аккумулятора в утиль – правильное решение, позволяющее не только обеспечить безопасность переработки АКБ, но получить немного денег. Утилизируют старые АКБ на специальных технологических линиях. Такое оборудование позволяет безопасно разобрать и разделить бывшие в употреблении автомобильные аккумуляторы на отдельные компоненты, многие в дальнейшем можно использовать повторно (например, практически все металлы).
Из обычного автомобильной батареи обычно получают:
Процесс утилизации автомобильных АКБ включает в себя несколько этапов.
Работы проводятся в следующей последовательности:
Получившийся лом от аккумуляторов применяется в металлургической промышленности либо при производстве новых АКБ и аналогичной продукции.
Куда сдать старый автомобильный аккумулятор?
Сдать старый аккумулятор можно в специализированные фирмы или на перерабатывающие заводы, которые занимаются утилизационной деятельностью. Важно, чтобы организация, куда можно сдать автомобильный АКБ, имела государственную лицензию на ведение такой деятельности.
Еще один вариант – сдача изделий в пункты приема металлолома. Основные минусы этого решения заключаются в том, что в подобных пунктах принимают АКБ на вес, поэтому клиент получит намного меньше денег. Также неизвестно, как именно будут утилизированы батареи.
Неплохой вариант – сдать автомобильные аккумуляторы в специальных пунктах приема АКБ (рекламу можно видеть повсеместно в нашей стране). Это действительно неплохое решение, потому что такие предприниматели собирают с частных лиц большое количество аккумуляторов, после чего перевозят их на перерабатывающие заводы, которые и принимают такие изделия только в оптовых объемах.
Некоторые автомагазины, которые продают новые аккумуляторы, также принимают и старые АКБ. Более того, в ряде случаев клиенту будет предложена скидка на покупку новой модели при сдаче старой.
Почему нельзя выбрасывать АКБ в обычный мусор?
Многие люди не знают, куда можно сдать старый аккумулятор авто, поэтому выбрасывают его в мусор. Это категорически неправильное решение, потому что подобные изделия относятся ко второму классу опасности – при простом выбросе на свалку они наносят окружающей среде серьезный вред.
В составе автомобильных и обычных АКБ содержатся:
Во время пребывания на свалке в течение нескольких лет металлическая оболочка АКБ начинает постепенно разъедаться коррозией, в результате чего тяжелые металлы, щелочи и кислоты попадают в грунт и атмосферу, просачиваются в грунтовые воды. Подсчитано, что одна маленькая батарейка способна загрязнить около 15 кв. м. грунта.
Сбор старых АКБ
Сдача аккумулятора авто на утилизацию – правильное решение современного человека. Найти место, где примут подобное изделие для переработки, можно без труда. Это можно сделать в пунктах приема металлолома либо в специализированных точках, где занимаются только приемом отработанных АКБ. В таких точках оплата выполняется по факту номинальной емкости батареи, а не по весу.
Принимают старые АКБ по той простой причине, что свинец, который используется для производства решетки аккумулятора, является дорогостоящим металлом. Повторное использование металла позволяет производителям существенно снизить свои затраты на производственный процесс, поэтому компании заинтересованы в приобретении сырья у перерабатывающих организаций, занимающихся приемом старых АКБ и их переработкой.
Технология переработки старых аккумуляторов
Основной целью утилизации автомобильных отработанных аккумуляторов является максимальное уменьшение уровня опасности б/у изделия для окружающей среды и экологии. Этого возможно достигнуть только при полноценной переработке АКБ, за счет которой от изделия остается только свинец, полимерные компоненты, серная кислота и другие металлы – всё это сырье вполне подходит для повторного использования и не выбрасывается на свалку.
Можно выделить две технологии переработки старых АКБ:
Переработка батареек на основе лития
Переработка батарей, сделанных на основе литий-ионной технологии, на сегодняшний день для всего мира является серьезной проблемой.
По примерным подсчетам, даже в развитых европейских странах перерабатывается не более 20% всех выбрасываемых литий-ионных батарей, что становится причиной развития высокого риска загрязнения окружающей среды.
Сфера переработке батареек на основе лития только развивается, поэтому есть перспективы того, что в скором времени и в России появятся предприятия, которые будут заниматься их утилизацией.
Как утилизировать электролит из аккумулятора?
Многие люди, у которых не получается дорого сдать свой аккумулятор, стараются утилизировать электролит из АКБ самостоятельно. Это опасный, безосновательный подход, который ни к чему хорошему обычно не приводит.
Можно выделить два основных пути утилизации электролита (самого распространенного сернокислотного типа):
Процессы нейтрализации электролита базируются на реакции взаимодействия сернистой кислоты со специальными нейтрализующими агентами. В качестве нейтрализующих агентов активное используются: известь, гидроксид кальция, кальцинированная сода, каустическая сода.
Вред от старой аккумуляторной батареи на свалке?
Самый простой автомобильный аккумулятор на 50-70% состоит из свинца. Остальными составляющими этого изделия являются: свинцовые соединения (в основном диоксид), серная кислота, полимерные материалы.
После того, как автомобильная АКБ оказывается на мусорном полигоне, всё это через несколько лет после выброса начинает отправлять окружающую среду, нанося экологии серьезный вред:
Опасны и свинцовые соединения, содержащиеся в автомобильных аккумуляторах. К примеру, сульфаты токсичны. Серная кислота из АКБ менее токсична, чем сульфаты, но при проникновении в грунт она начинает активно реагировать практически со всеми веществами, что становится причиной формирования новых, в том числе и токсичных веществ.
Отработанные автомобильные АКБ, которые были выброшены на свалку и не были должным образом утилизированы – настоящие экологические бомбы, наносящие вред экологии сейчас, и будут делать это еще не один десяток, и даже сотню лет.
Кто занимается проблемами утилизации в России?
По состоянию на 2019 год в РФ не работают специализированные заводы, которые бы занимались только утилизацией аккумуляторов автомобилей. Такой завод есть в Днепропетровске. На сегодняшний день линия полной переработки батареек действует в Челябинске. Предприятие занимается рециклингом батареек – восстановлением сырья для изготовления новых источников питания (добываются компоненты – графит, железо, марганец, сульфит цинка и т.п.).
Проблема утилизации заключается не только в отсутствии специализированных заводов, но и точек сбора отработанных батареек и АКБ, а также порядка этого сбора, регламентированного на государственном уровне.
Переработка аккумуляторных батарей (2 видео)
Куда сдать старый автомобильный аккумулятор: последствия, возможности и ответственность
У каждой аккумуляторной батареи есть ресурс, который со временем израсходуется. После этого устройство не пригодно к эксплуатации, но выбрасывать его нельзя, это приводит к серьезному загрязнению окружающей среды. Вместо бездумного и недобросовестного поведения рекомендуется сдать старый аккумулятор за деньги.
Сколько стоит сдать аккумулятор?
На цену влияют следующие факторы:
Аккумуляторы бывают разных типов. Наиболее распространенные свинцово-кислотные, которые применяются в автомобильной технике. Они ценятся скупщиками больше всего. В состав устройства входит 6 отдельных аккумуляторов, которые соединены между собой в единую батарею.
Скупщиками ценится такое устройство за то, что при утилизации получается большой объем свинца. А такой способ приобретения этого элемента наиболее дешевый, в отличие от добычи в качестве полезного ископаемого.
Другой тип, который применяется в автомобильной технике – щелочные. Они надежны и долговечны в эксплуатации, могут не выходить из строя в течение 8-10 лет. И это при том, что такие устройства не требуют щепетильного ухода. Для переработки они также выгодны, как и кислотные, поэтому сдать аккумулятор от машины такого типа не трудно.
Зачем нужно утилизировать АКБ?
Не все автомобилисты подходят к вопросу утилизации аккумулятора правильно. Угроза окружающей среды, возможность отравления почвы и внутренних вод также не стимулирует к тому, что сдать отработанный аккумулятор на утилизацию
Поэтому Законодатель ввел нормы в Уголовный Кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях, выдал закон об охране окружающей среды, нормами которых предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В частности, за нарушение требований по утилизации АКБ, предусмотрен:
Разумеется, что и уголовная ответственность, и причиненный урон окружающей среде, пострадавшим еще нужно доказать. Но есть риск, что весь материальный ущерб правоохранители «спишут» на первого задержанного, который поленился правильно утилизировать АКБ.
Поэтому лучше не рисковать ни собственным здоровьем, ни кошельком. Немного ответственности и самоорганизованности, и окружающая среда детям и внукам достанется менее загрязненной. А значит и страдать, особенно серьезными заболеваниями, они будут меньше или не будут вовсе.
Где можно сдать аккумуляторы б/у?
Законом установлено, что организации, которые занимаются приемом и утилизацией АКБ, обязаны получать лицензию. Кроме того, у них должны быть сертификаты, которые допускают подобные мероприятия.
Всего предусматривается три способа, как сдать авто аккумулятор, а именно:
Заводы и пункты приема покупают автомобильные аккумуляторы. А вот магазины, как правило, предоставляют скидку на приобретение нового устройства.
Для пользователей сайта Vyvoz.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций в крупных (и не только) городах России, где можно сдать автомобильные аккумуляторы за деньги:
Как сдать авто аккумуляторы оптом?
На заводы выгодно сдавать большие партии АКБ. Стоимость выше, могут предоставлять бесплатную транспортировку. Поэтому можно заключить договор, получить лицензию и заниматься сбором с дальнейшим вывозом на утилизацию непосредственно на перерабатывающее предприятие. Но это уже не просто сдать лом аккумуляторов, а целый комплекс действий, в том числе, направленных на получение необходимых разрешений.
Начинать нужно с оформления лицензии. Раньше ее выдавал Ростехнадзор, на данный момент – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Предварительно придется:
Заявка на выдачу лицензии рассматривается в течение 45 дней. А указанные заключения получаются в течение 30 дней каждая. Можно их оформлять одновременно, но минимальный срок для оформления всех разрешений и получения лицензии на работу с АКБ составляет 3 месяца.
Ответственность за нарушение требований
Тот факт, что лицо не собирается заниматься непосредственной утилизаций/переработкой, не означает, что не нужно оформлять лицензию. Контролирующим органам еще можно объяснить нахождение в гараже до 10 разных АКБ. Но если их там собирается несколько сотен и более, протокол о нарушении будет составлен.
А нарушение за незаконную деятельность по сбору, хранению, транспортировке и утилизации аккумуляторов суровое, а именно:
Если гражданин занимался сбором без оформления субъекта предпринимательской деятельности, его ждет привлечение к материальной и уголовной ответственности, в том числе и за уклонение от уплаты налогов, незаконное предпринимательство.
Заключение
Сдать в утиль аккумулятор несложно, за это платят деньги. Другой вопрос, что от автомобилиста требуется организованность и ответственность перед окружающими и будущими поколениями. Кроме того, такая деятельность может заинтересовать в качестве бизнес-идеи.
В последний путь: как утилизируют автомобили, шины и аккумуляторы
Автомобиль — это транспортное средство повышенной опасности не только когда движется по дороге, но и когда ржавеет где-нибудь в дальнем углу двора. В этом посте мы расскажем, какие элементы автомобиля представляют опасность для человека и природы и как их правильно и безопасно утилизировать.
Утилизация автомобиля — дело грустное, но необходимое. Как минимум потому, что гниющий на улице «автохлам» продолжает облагаться транспортным налогом. Если жизнь машины подошла к концу, жителям России нужно просто обратиться в соответствующую организацию, имеющую лицензию на работу с отходами 1-4 класса опасности, а дальше действовать по обстоятельствам. Если машина была куплена до 2012 года и в ПТС нет отметки об уплате утилизационного сбора, услугу переработки придется оплатить согласно прейскуранту компании-утилизатора (обычно несколько тысяч рублей). Если же утилизационный сбор уже был уплачен, то автомобиль у вас должны принять бесплатно. Некоторые компании наоборот предлагают заплатить владельцу за его утилизируемый автомобиль, но на деле это значит, что машину просто разберут на запчасти для перепродажи. Будут ли остатки переработаны — большой вопрос. После фактической утилизации владельцу авто выдается сертификат, с которым уже можно снять машину с учета в ГИБДД. Без этого сертификата в снятии с учета откажут.
Как утилизируют кузовы автомобилей
Утилизация автомобиля и превращение его в груду вторсырья — на удивление простой и консервативный процесс. Но только если речь идет непосредственно о металлическом кузове, двигателе и предметах интерьера — в каждом автомобиле есть элементы, переработка которых очень сложна и затратна.
Когда машина приехала, своим ходом или на эвакуаторе, на полигон переработки, ее владелец может выразить законное желание безвозвратно испортить кузов, чтобы быть уверенным, что машина точно не будет перепродана предприимчивыми сотрудниками утилизирующей компании. Для этого на крышу сбрасывается огромная металлическая гиря — после такого продать машину будет невозможно при всём желании.
Перед тем, как авто отправится в свой последний путь, из него необходимо слить все технические жидкости, включая топливо, и снять все химически опасные детали — в первую очередь это шины и аккумулятор. Также до конца 1990-х годов в некоторых машинах встречались ртутные переключатели для систем ABS — их также необходимо демонтировать, иначе пункт утилизации превратится в смертельно опасное поле ртутных испарений.
Батареи и шины отправятся на специальные заводы по переработке, а пока вернемся к кузову. Даже если в утиль привозят практически новый автомобиль, сотрудники компании-переработчика не могут взять его себе или разобрать на запчасти, однако владелец перед утилизацией вправе снять с машины некоторые элементы, например, фары, детали обшивки или сиденья.
Когда в двигателе не останется масла и охлаждающей жидкости, а шины и аккумулятор отправятся в отдельные контейнеры, кран поднимет кузов за крышу и отправит прямо в гигантский пресс. В нём машина превратится в неэстетичный брикет из металла, пластика и стекла. Если прямо на территории пункта утилизации есть установка по сортировке отходов, то вместо пресса кузов закинут в гигантский измельчитель. Остатки от автомобиля поступают в огромную машину по разделению материалов — цветные металлы высыпаются в один контейнер, сталь и чугун в другой, пластик в третий. Разделенные отходы отправятся на соответствующие заводы на переплавку. Вот и всё, таков весь процесс утилизации автомобиля, не считая химически опасных деталей.
Переработанный металл, полученный из старых автомобилей, отправляется на металлообрабатывающий завод, где отливается в небольшие бруски. Последние, помимо прочего, поступают на заводы автопроизводителей. Например, алюминиевые детали Jaguar XE (кузов, части ходовой и двигателя) на 75% состоят из переработанного металла.
Вот так уничтожают автомобили в итальянской Пьяченце:
Отслужившие автомобильные кислотно-свинцовые аккумуляторы нельзя оставлять возле мусорного контейнера. При разрушении такой аккумулятор выделяет свинец, который может попасть в почву и воду. Отравление свинцом чрезвычайно опасно, этот тяжелый металл нещадно бьет по всему организму, включая мозг. При самостоятельной замене старый аккумулятор стоит сдать в ближайший пункт приема, список которых можно найти в интернете.
Автомобильные аккумуляторы являются чемпионами по уровню переработки — в повторное использование отправляется 98% материалов. Во многом это следствие простоты свинцовых аккумуляторов, состоящих из пластикового корпуса, свинцовых пластин и серной кислоты. В ходе переработки такие аккумуляторы проходят через измельчитель, на выходе из которого образовавшиеся обломки, смешанные с кислотой, погружаются в ванну с нейтрализующей кислоту жидкостью. Свинец оседает на дно, а пластик всплывает. Остатки корпусов аккумуляторов отправляются на перерабатывающий завод. Осевший на дно свинец затем переплавляется в слитки, а вода с металлическим осадком фильтруется и отправляется в канализацию.
Куда интересней дело обстоит с аккумуляторами от электромобилей. В комментариях к нашему прошлому посту вы писали, что батареи электромобилей якобы пока не умеют утилизировать. На самом деле технология переработки аккумуляторов отработана. Например, один из крупнейших переработчиков металлических отходов Umicore помещает аккумулятор электромобиля в печь. Алюминий, графит и жидкий электролит под действием высокой температуры сгорают, а на дне печи остается сплав из никеля, меди и кобальта, разделить который на составляющее — дело химии.
Более совершенный процесс компании Duesenfeld подразумевает измельчение аккумуляторов, удаление вакуумом жидкого электролита, отделение пластика и цветных металлов методом сортировки по размеру частиц, магнитным и электрическим свойствам. Содержимое ячеек, состоящее из кобальта, лития, марганца и никеля с помощью химической обработки разделяется на соли отдельных металлов, которые затем вновь отправляются на аккумуляторные заводы, где используются повторно. До 91% материалов из аккумуляторов электромобилей возвращается в производство.
Из этого короткого видео вы узнаете, как Duesenfeld ловко перерабатывает аккумуляторы электромобилей с невиданной прежде эффективностью. Так что никакой проблемы с утилизацией отслуживших батарей нет.
Как и зачем перерабатывают шины
Из-за легкомысленного отношения к отработанным шинам в России, по оценкам экспертов, накопилось более 11 млн тонн изношенных шин, и каждый год к ним прибавляется еще около 800 тыс. тонн. Все они ежедневно и ежечасно выделяют химические соединения, хоть и в очень незначительных количествах, но всё же отравляющие воду, землю и воздух вокруг нас. И если клумба или лебедь из шины — это обычно проблема в основном эстетическая, а вовсе не химполигон в миниатюре, то свалка шин — вещь куда более опасная.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р, изношенные шины запрещено захоранивать, то есть выбрасывать на свалки или тем более в ближайший лес. Во-первых, потому что естественное разложение шины в природе можно занять сотни лет. Во-вторых, потому что свалка может загореться. А во время неконтролируемого горения на открытом воздухе шины выделяют целый букет токсичных и канцерогенных веществ, относящихся к высочайшему, 1-му классу опасности. Вот лишь некоторые из них: пирен, бензaпирен, дибензоантрацен, фенантрен, антрацен, флуорантен, нафталин, 2-метилнафталин, бифенил, аценафтилен, флуорен, аценафтен, бензантрацен, хризен. Устали читать? И это далеко не всё, чем придется дышать людям в радиусе десятков километров вокруг шинного пожара. Ситуация усугубляется тем, что такой пожар может продолжаться месяцами: чтобы полностью справиться с ним, шины мало просто заливать водой или пеной, придется буквально разбирать свалку до основания.
Пожарные устроили очень наглядную демонстрацию тушения горящих шин. Даже стопку из нескольких шин затушить водой оказалось очень тяжело (во многом из-за формы шин), а теперь представьте целый полигон!
Каков выход? Отправить шины в переработку, сдав после смены комплекта старый на утилизацию в один из пунктов, отмеченных на этой интерактивной карте. Каждый из этих пунктов имеет аккредитацию, подтверждающую, что шины отправляются на безопасную переработку.
В Европе и в России власти очень строго относятся к вопросу утилизации шин, пускай наказание за выброшенные шины в России пока работает не очень хорошо. Тем не менее в 1998 году был принят Федеральный закон № 89-ФЗ, который вводит для производителей и импортеров ответственность в части утилизации шин, потерявших свои потребительские свойства.
Крупнейшие мировые производители шин озаботились вопросом экологической ответственности за свою продукцию еще до того, как в нашей стране приняли соответствующий закон. В России ведущие производители, в том числе «Мишлен» в рамках официальной позиции компании в отношении заботы об окружающей среде, образовали некоммерческую организацию «ЭкоШинСоюз», деятельность которой заключается в обеспечении выполнения нормативов утилизации для шинных компаний-членов ЭШС путем заключения договоров (на тендерной основе) с переработчиками шин. О результатах работы «ЭкоШинСоюза» можно узнать из отчетной презентации, а мы лишь отметим, что благодаря этой организации ежегодно в России объем утилизации растет на 5% от общего объема пришедших в негодность шин. В 2017-м в стране в переработку поступило всего 13% шин, но к 2022 году этот показатель должен составить 35%. При сохранении текущей динамики, к 2030 году в России 80% отработанных шин будут проходить переработку.
Есть несколько методов переработки и повторного использования материалов из отслуживших свой срок шин. Самый очевидный и знакомый многим — превращение в резиновую крошку, используемую в мягких бесшовных покрытиях на стадионах и детских площадках. При этом в ходе переработки вредные вещества нейтрализуются.
Еще отработанными шинами топят печи на заводах по производству цемента — одна шина заменяет 3 литра нефтепродуктов.
Одним из эффективных методов утилизации шин является пиролизная переработка, по результатам которой почти вся шина превращается в пригодные для повторного использования материалы. Шины загружают в герметично закрывающуюся печь, в которой кислород заменяется водородом. Затем печь нагревают до 450 °C. Из-за отсутствия кислорода, шины не воспламеняются, а плавятся, выделяя горючий пиролизный газ, который сжижают и затем используют в котлах отопления.
Под действием высокой температуры резиновая смесь разделяется на пиролизное масло, близкое по своим свойствам к нефти, и углеродосодержащий остаток. Полученное масло после обработки используется в качестве ГСМ, например, как дизельное топливо. Углерод можно применять как черный краситель, сорбент или добавку при производстве шин.
Из тонны шин пиролизом можно получить до 600 литров пиролизного масла, около 300 кг углерода, 50 кг металла и 10 куб. м газа. Если повысить температуру в печи до 900 °C, выход газа увеличивается, но уменьшается объем пиролизного масла.
Экологичное производство как помощь в утилизации
К сожалению, технология пиролизной переработки — дорогая и сложная в реализации. Поэтому, чтобы упростить переработку шин в будущем и снизить объем выбросов при их производстве, шинные производители стремятся сделать свою продукцию более экологичной. В «Мишлен» нашли способ сделать свои шины на 100% экологически чистыми. По крайней мере, к 2030 году около 40% продукции под нашим брендом станет именно такими — полностью безопасными при производстве, эксплуатации и переработке.
В 2017 году мы представили концепт VISION, представляющий собой безвоздушную шину, оснащенную различными датчиками, протектор которой наносится и восстанавливается с помощью 3D-принтера. Конечно, VISION — это именно концепт, а не продукт, готовый к производству. Однако именно на основе наработок VISION инженеры «Мишлен» начали внедрение новых, более экологичных рецептур. Одним из первых результатов этой работы стало появление шин MICHELIN Uptis, начало серийного производства которых запланировано на 2024 год. Uptis будут на 100% сделаны из возобновляемых био-материалов. А благодаря безвоздушной конструкции шины гораздо реже будут приходить в негодность из-за проколов.
Абсолютно экологичные, долговечные, легко настраиваемые под требования заказчика шины MICHELIN VISION едва ли станут реальностью в обозримом будущем. Но всё же концепт подарил нам несколько интересных идей, к реализации которых мы приступили уже сейчас.
Как мы рассказывали в репортаже с подмосковного завода «Мишлен», шина представляет собой сложный микс из натурального и синтетического каучука, металла, текстиля, углерода, диоксида кремния, различных волокон, смол и модификаторов. Такие элементы, как металлокорд, кремний и натуральный каучук не представляют особой опасности для окружающей среды. Но некоторые ингредиенты резиновой смеси традиционно производятся из нефти и слабо удовлетворяют требованиям к экологичности. Поэтому их стремятся сегодня заменить на «зеленые» аналоги. Так, бутадиен, произведенный из нефти, в шинах MICHELIN в рамках исследований уже заменяется бутадиеном, полученным из биомассы — древесины и листвы, рисовой шелухи, стеблей кукурузы и других отходов. К 2030 году, согласно стратегии Группы, эту и другие аналогичные технологии планируется реализовать в массовом производстве.
В фильме «Назад в будущее 2» реактор машины времени работал на вторсырье. Некоторые материалы для шин Michelin тоже производятся из переработанных шин и различного вторсырья. И это нормально.
Чтобы минимизировать производство первичного стирола — основы синтетического каучука — «Мишлен» в сотрудничестве с канадской компанией Pyrowave получает стирол из переработанного мусора (пищевые лотки, йогуртовые стаканчики, изоляционные панели). Для производства синтетического каучука мы планируем перерабатывать объем пластикового мусора, эквивалентный 42 млрд стаканчиков от йогуртов.
Уже в августе этого года «Мишлен» запустит во французском Клермон-Ферране площадку по переработке полиэтилентерефталата на исходные мономеры с помощью ферментов от французского стартапа Carbios. Получаемое при переработке полиэстеровое волокно будет использоваться в производстве шин.
Наконец, в 2021 году «Мишлен» совместно с шведской Enviro приступила к строительству собственного завода по переработке шин методом пиролиза. Местом реализации пилотного проекта станет Чили — завод в области Антофагаста сможет перерабатывать около 60% всех утилизируемых в стране шин. До 90% полученных в ходе переработки материалов «Мишлен» будет использовать при производстве шин и конвейерных лент.
За время службы автомобиля изнашивается не один комплект шин. Тем лучше, что, в отличие от большинства автобрендов, шинные производители уже давно озаботились вопросом утилизации шин и вкладывают средства в организацию заводов по утилизации и пункты приема отработанных шин. «Мишлен» принимает в этом активное участие как равноправный член российского «ЭкоШинСоюза». Когда придет время приобрести новый комплект, мы призываем вас сдать свои старые шины в авторизованный пункт переработки — так вы внесете большой вклад в дело улучшении экологической обстановки в России. Ну, а мы со своей стороны продолжим прикладывать все усилия, чтобы сделать наши шины еще более экологичными.