Как узнать какое топливо заливать в машину
Какой бензин лить 92 или 95
Какое топливо стоит использовать?
В руководстве по эксплуатации каждого автомобиля указываются рекомендации по заправке определенным видом горючего. Их нужно соблюдать, особенно, когда авто на гарантии. Так как развитие неполадок, связанных с низким качеством топлива, приведет к дорогостоящему восстановлению за счет владельца.
Чтобы разобраться, какой бензин лить 92 или 95, нужно понять, что означают числа и как они влияют на свойства рабочей жидкости. 92, 95 – это октановые числа, определяющие детонационную стойкость горючего. Повышение показателя сопровождается снижением вероятности самовоспламенения при сжатии. Для определения характеристик проводятся специальные исследования.
ОЧИ – исследовательское октановое число, позволяющее понять, как топливо будет работать при минимальных и средних нагрузках;
ОЧМ – моторное число, определяющееся при повышенных нагрузках, соответственно, отображает допустимый уровень нагрузок в суровых условиях, при движении в гору (это число ниже ОЧИ и для 92-го составляет 92, а для 95-го – 95).
Выбирая бензин, стоит рассмотреть и важные моменты производства:
В результате прямой перегонки нефти получается рабочее вещество с довольно низкими свойствами, где ОЧ варьируется в пределах 42 – 58.
Для получения нужных показателей используется система гидрокрекинга, когда добавляют специальные присадки, улучшающие работу состава.
Тонкости выбора лучшего горючего
Задумываясь, какой бензин лучше 92 или 95, стоит учесть мнения специалистов и особенности конструкции машины, двигателя. Обращая внимание на октановое число, можно заметить, что разница совсем небольшая.
Как ведет себя автомобиль при заправке А92:
при значительном повышении оборотов снижается качество движения;
немного повысится расход топлива;
упадет мощность.
При выборе А95:
улучаются динамические показатели – для разгона до 100 км в час потребуется на 1 секунду меньше;
расход топлива практически не изменится;
автомобиль двигается ровнее и увереннее;
Что происходит при заправке А92 вместо А95?
Каждый двигатель спроектирован для работы с определенным топливом, так как производится калибровка. Особенно остро смена топлива ощущается на новых автомобилях, где для повышения потенциала и снижения расхода производитель увеличивает степень сжатия в цилиндрах.
При заправке топливом более низкого качества следует ожидать:
Самовоспламенения при движении на повышенных нагрузках.
Минивзрывы опасны разрушением колец, прогорают поршни, прокладки.
Но это лишь теоретическая сторона, так как машины оснащаются датчиком детонации. Ведь автопроизводители осведомлены о качестве топлива, и о том, что за пределами Европы трудно найти хорошее горючее. Действие датчиков детонации позволяет использовать топливо с более низким ОЧ без вреда для мотора.
Поэтому, когда возникают сомнения – можно ли заливать 92 бензин вместо 95, ответ будет положительным. Так как контроллер постоянно следит за механическими колебаниями силовой установки, отправляя соответствующие сигналы ЭБУ. Когда показания превышают норму, происходит коррекция угла зажигания. Но для машин с карбюратором смена горючего должна сопровождаться настройкой соответствующего угла методом экспериментов. Автоматическая регулировка предполагается только для инжектора.
Датчик детонации эффективен при небольших и средних нагрузках. На предельных мощностях работоспособность снижается, что сопровождается ростом опасности. Следовательно, заправляя 92-й, нужно придерживаться умеренного стиля езды.
Отличие между разными видами бензина
Разное октановое число – главный ответ на вопрос, чем отличается 92 бензин от 95. Требуемые показатели достигаются посредством добавления присадок.
Какие присадки используются:
Вещества, где в качестве основы выступают металлосодержащие продукты. Среди них тетраэтилсвинец, который опасен для мотора и выпускной системы. Во время сгорания образуются соединения, приводящие к быстрому выходу из строя катализатора, кислородного датчика. Такое топливо считается устаревшим, хотя обеспечивает максимально эффективную работу агрегата.
Присадки на основе монометиланилина, никеля, марганца. Считаются более безопасными, экологичными, отличаются высоким ОЧ. Смешиваясь с продуктами перегонки нефти, позволяют получать нужные показатели. Однако в процессе работы образуют налет на элементах мотора и выпускной системы, что приводит к закупорке.
Эфиры и спирты – наиболее совершенные присадки, хотя обладают недостаточно высоким ОЧ. Также они довольно агрессивны, поэтому их содержание ограничено 15%.
На каких АЗС стоит заправляться?
Выбор хорошей заправки обеспечивает использование качественного топлива, которое не нанесет вред автомобилю и будет соответствовать требованиям производителя. Задумываясь, на каких заправках самый качественный бензин, стоит рассмотреть и критерии выбора.
На что обратить внимание:
Качество бензина. Определяется не только составом горючего, но и условиями хранения, транспортировки. Значение имеет и работа сотрудников, которые должны исключить загрязнение продукта.
Цена – важный фактор, где заниженные или завышенные показатели настораживают. Слишком низкая стоимость обычно связана с качеством. Завышение часто сопровождается предложением более качественного горючего. Но на практике лишь малая часть такого топлива соответствует заявленным характеристикам.
Соответствие ГОСТ или ТУ. Информацию о бензине можно уточнить на заправке. Если получен отказ – стоит задуматься о качестве предлагаемой продукции.
Обслуживание, дополнительные услуги, акции, бонусы – факты, привлекающие клиентов. В сочетании с хорошим топливом это повышает рейтинг АЗС.
Среди заправок, предлагающих хорошее топливо, выделяются:
Татнефть, где обеспечивается жесткий контроль предлагаемой продукции.
Фаэтон – качество горючего может отличаться в зависимости от партии, но остается на высоте.
Сибнефть – предлагает отличное топливо и неплохой сервис.
ТНК – радует хорошим сервисом и высоким качеством топлива, где 35% соответствует Евро 5.
Shell – международная сеть, где можно заправить экологичное, высокоэффективное горючее, полностью оправдывающее свою цену.
Среди других сетей, заслуживающих внимания, стоит отметить – Газпромнефть, Лукойл.
Качество предлагаемой продукции на разных заправках может меняться, но следуя критериям выбора всегда можно определить хорошую АЗС.
Как узнать какой бензин заливать в машину?
Нынешние цены на бензин очень велики и, к сожалению, с каждым днем только увеличиваются. И появляется вопрос какой бензин заливать по дешевле 92 или подороже, но 95. Конечно нужно заливать тот вид топлива, который вам рекомендует производитель вашего авто, но на практике все немного не так. Давайте рассмотрим этот вопрос с двух сторон. Первое, это то, что нам говорит регламент авто, а второе, что происходит в нашей стране повсеместно. Для начала, что означает октановое число 95й-92й бензин, это признак, означающий стойкость бензина к детонации. Другими словами, возможность топлива противостоять к самовоспламенению при сжатии в камере сгорания.
Самое высокое октановое число производимого топлива у нас в стране 85й бензин. Для того, что бы привести топливо в необходимые показатели, производители этого топлива добавляют туда нужные присадки. Присадок для бензина существует всего три. Первая основана на металлосодержащих составах или этилированный бензин. Эта присадка была запрещена еще в конце 80х годах, так как такое топливо выбрасывало очень много свинца в атмосферу, а свинец весьма вреден для окружающей среды. Но плюсом такого вида топлива являлась улучшенное горение — калорийность топлива. Основа второй присадки, это ферроцен, никель, марганец и наичаще всего используют монометиланилин. Минусом таких присадок является оставляемый налет после сгорания на поршнях, свечах зажигания и катализаторе. Третий вид присадок очень широко применяемый вид топлива в нашей стране, в его основе лежат эфиры и спирты. Плюсом таких присадок является низкий уровень загрязнения окружающей среды, так же они не оседают в моторе. Но минус таких присадок является низкое октановое число. Чтоб, к примеру, 85й бензин, который производится в нашей стране, поднять до уровня 95го, необходимо очень большое количество этих присадок.
Степень сжатия и бензин соотношение
Современные автопроизводители в гонке за повышением мощности и уменьшением расхода топлива увеличивают степень сжатия. Чем выше степень сжатия, тем ниже расход бензина и больше мощность. Но нельзя бесконечно увеличивать этот показатель, так как порог детонации будет минимален, и моторы будут детонировать и ломаться даже на 95м бензине. Так вот если степень сжатия на вашем автомобиле до 10Атм, то вы можете смело заливать 92й бензин. Если степень сжатия до 12Атм, то бензин необходимо заливать не ниже 95го. Но если степень сжатия вашего автомобиля свыше 12Анм, бензин который вам необходимо заливать должен быть не ниже 98го. К примеру на автомобиле Ford Focus II 2,0 л степень сжатия 10,8, то есть бензин необходимо заливать 95й. Возникает вопрос, как узнать на самом ли деле при покупке 95го бензина, нам заливают именно его, а не к примеру 92й или ниже? К сожалению, ни как. По этому автопроизводители подумали об этом, и на современных автомобилях установлен датчик детонации.
Он жестко прикручен к блоку двигателя и улавливает все лишние звуки, колебания мотора и передает сигнал ЭБУ. Его работа заключается в коррекции топлива при возникновении детонации двигателя на низких и средних оборотах. Если обороты двигателя уходят в пределы красной зоны, датчик детонации не успевает корректировать правильную работу двигателя на низко октановом бензине. То есть, если вы вместо рекомендуемого 95го зальете в свой автомобиль 92й, нечего страшного не произойдет, если вы эксплуатируете свой гражданский автомобиль на низких или средних оборотах. Но если вы собираетесь выехать за город, где автомобиль будет постоянно находится на повышенных оборотах, конечно правильно будет залить бензин с высоким октановым числом. И конечно, по мере возможности, заправляйтесь на проверенных заправках, причем абсолютно не важно какого производителя будет эта заправка, их сейчас огромное множество.
Чем отличается АИ-92 от АИ-95, и лучше ли заливать АИ-98
Если маркировка бензина на заправке не говорит вам ничего, кроме его «номера», или если вы считаете, что «чем больше цифра, тем лучше бензин», пришла пора избавиться от этих заблуждений. Сегодня мы выясним, что означает число в маркировке бензина, разберемся с его качеством, а также узнаем, лучше ли станет машине, если вы будете заливать более дорогое топливо.
П еред тем как перейти к «номерам» марок бензина, в двух словах разберемся с тем, зачем вообще существуют разные его сорта, и определим пару ключевых понятий.
Базовый принцип работы мотора прост: в цилиндр подается бензин и воздух, поршень движется вверх, примерно в момент его достижения верхней точки свеча зажигания поджигает топливную смесь, и сгорающее топливо толкает поршень вниз. В этом процессе важно, чтобы топливо начинало гореть вовремя – тогда, когда его поджигает свеча зажигания. Если же топливо вспыхивает самопроизвольно раньше времени, когда поршень еще идет вверх, это вредит мотору, разрушая его. Поэтому одна из характеристик любого бензина – это детонационная стойкость, то есть его свойство противостоять самопроизвольному воспламенению. И эта детонационная стойкость зависит от октанового числа бензина, которое указано в его маркировке: например, АИ-95 имеет октановое число 95.
Нет, разное октановое число не значит, что 95 бензин лучше 92: они просто разные и созданы для разных моторов. Одни имеют более низкую степень сжатия, и риск возникновения детонации в них ниже. Поэтому для них подходит более низкооктановый сорт – АИ-92. В других моторах степень сжатия выше, или топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине, которая попутно повышает итоговую компрессию в цилиндре, и в результате риск возникновения детонации тоже растет, поэтому таким двигателям требуется более высокооктановое топливо, чтобы ее избежать.
Так что думать, что «95 бензин лучше 92» так же логично, как считать, что «абсент лучше водки, потому что в нем 70 градусов против 40». Качество бензина его октановым числом не определяется: содержание серы, марганца, смол и других примесей устанавливается не маркой бензина, а техническим регламентом. Так что не стоит полагать, что «95 бензин чище и качественнее 92»: качество обоих соответствует современным требованиям к топливу и соответствует актуальным нормам Евро.
Еще одно заблуждение, связанное с бензином – мнение о том, что чем выше октановое число, тем полезнее бензин для машины. В нем есть толика правды, но в целом привычка некоторых владельцев старых машин «побаловать их после зарплаты», залив АИ-98, лишена смысла.
Конечно на деле процессы, происходящие в двигателе, сложнее, чем просто «топливо впрыскивается, сгорает и выбрасывается», но если не углубляться в нюансы, можно выделить ключевой факт: в условиях обедненной смеси высокооктановый бензин горит несколько дольше, догорает позже заданного момента и тем самым вызывает повышение температуры в цилиндре и перегрев прилегающих деталей – в частности, клапанов. Проще говоря, если вы заливаете в машину с простеньким атмосферным мотором с низкой степенью сжатия 98 бензин и ездите в спокойном ритме, вы делаете мотору только хуже – его применение оправдано исключительно при желании «погонять», когда на высоких оборотах топливовоздушная смесь имеет оптимальный состав, и высокооктановый бензин действительно приносит пользу, выделяя больше энергии при сгорании.
А вот для моторов с высокой степенью сжатия или оснащенных турбиной логика «чем выше октановое число – тем лучше» вполне оправдана: и степень сжатия, и количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина, и повышение детонационной стойкости идет только на пользу. При этом понижение октанового числа наоборот, негативно отражается на работе мотора и его ресурсе: повышается вероятность детонации, которая постепенно разрушает двигатель.
Кратко выводы можно сформулировать так: машин с атмосферными моторами с низкой степенью сжатия применение 98 бензина оправдано только при очень активной езде, а в остальных случаях может даже навредить, а двигателям с высокой степенью сжатия или турбиной вреден бензин с октановым числом ниже того, что рекомендовано производителем. То есть к примеру, вазовской «семерке», чей мотор имеет степень сжатия 8,5, высокооктановый бензин особой пользы не принесет, а вот лить в 1,2 TSI с турбиной и степенью сжатия 10,5 простецкий АИ-92 точно не стоит, в то время как АИ-98 ему вовсе не повредит.
Еще одна сложность для неопытных автовладельцев – разные методики определения октанового числа и, соответственно, различающиеся обозначения подходящего для автомобиля бензина. Проблема здесь, как правило, сводится к различию между европейской и американской системами.
Если говорить кратко, то системы маркировки топлива по октановому числу различаются: в Европе оно маркируется по исследовательскому методу, а в США, Канаде, Бразилии и некоторых других странах – по «антидетонационному индексу». Собственно, наша аббревиатура АИ как раз обозначает «автомобильный» бензин по «исследовательскому» методу. А вот AKI означает «anti-knock index», то есть тот самый «антидетонационный индекс», который является средним арифметическим между двумя результатами разных методов определения октанового числа (исследовательского и моторного), и его значение получается ниже, чем у чистого исследовательского метода. То есть, AKI 91 – это вовсе не то же самое, что АИ-92.
Примерное соответствие нашего АИ и зарубежного AKI такое: AKI 87 – это АИ-92, AKI 91 – это АИ-95, а AKI 93 – это уже АИ-98. Так что, покупая подержанную машину, обратите внимание на то, что написано на крышке бензобака и в инструкции по эксплуатации, чтобы не ошибиться в выборе топлива.
Ну и, пожалуй, последний вопрос связан с тем, стоит ли переплачивать за «фирменный» бензин на крупных заправках. Здесь стоит понимать, чем обусловлено повышение цены: это тоже не абстрактное «повышение качества», а прежде всего добавление моющих присадок. Присадки эти влияют не на качество работы бензина в двигателе, а на его условную «чистоту для мотора», предотвращая образование отложений в топливной системе. Но учитывая, что бензин и сам по себе довольно чист и является отличным растворителем, эти условные отложения не забьют топливную систему за месяц или год. Так что использование фирменных бензинов с моющими присадками имеет смысл, но совершенно не обязательно и не дает сиюминутного эффекта, обладая профилактическим действием.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Автор вообще не в теме. Незнает базовых принципов работы ДВС и школьной физики. Лишь бы написать, неважно что, неважно что неправильно, но написать.
Александр, спасибо за мнение, но я готов выслушать более конструктивные замечания.
Некогда объяснять, КГАМ
Извинения приняты! А с фактическими доводами и побеседовать интереснее)
Количество бензина и состав смеси корректируются через показания кислородного датчика. У холодного бензина, например, плотность больше, расход в литрах меньше, в кг тот же. Состав смеси двигатель будет выдерживать тот же.
«количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина» «топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине»
Зато воздух проходит через ДМРВ, а по его показаниям ЭБУ ЭСУД даёт команду форсункам на основании топливных карт лить определённое количество топлива. Про это:
Например возьмем спирт у него октановое число выше чем у любого бензина (этанол 132, метанол 156), а вот тепловая нагрузка на двигатель в разы меньше, причем хоть взять старый карбюраторный рассчитанный на 76, хоть современный движок.
Автор пишет чушь, много чуши.
«Я там сейчас так хохотался!» © Х/ф «Мимино».
Автор статьи профан и дилетант и писал статейку для аналогичных дилетантов. Почитал, посмеялся. И ещё есть «гениальные изречения», лень писать просто. Но кто в теме, тот поймёт.
Удачи! Учите матчасть, желательно в техническом ВУЗ’е.
Какой бензин заливать в автомобиль
Автомобилю, как и человеку нужно чем-то питаться, что-то кушать. Буквально пару десятилетий назад вопрос «какой бензин заливать в автомобиль» – был несущественной темой гаражных разговоров. Однако, к сегодняшнему дню он постепенно превратился в острую проблему. Двигатели разрушаются детонацией, их ресурс редко «переваливает» за 100 000 км, «гуляет» октановое число бензина, как его удельный вес и летучесть. Почему? Здесь мы ответим на животрепещущие вопросы, касающиеся качества горючего, каким бензином и где лучше заправлять, как не «убить» мотор суррогатной бодягой, кто в этом виноват и что делать.
Характеристики бензина или Почему в России некачественный бензин
Для объективного ответа на вопрос следует открыть брошюры со стандартами ГОСТ «Бензины автомобильные. Технические условия» трёх разных лет: 1977 года, 1997 года, и самый свежий стандарт Таможенного Союза, в соответствии с которым в настоящее время выпускается автобензин в России. Сравним требования стандартов, собрав их в одну таблицу:
Характеристика бензина ГОСТ 2084-77 (в настоящий момент силу утратил)
ГОСТ Р 51105-97 (в настоящий момент силу утратил)
ТР ТС 013/2011 (обязателен к исполнению)
Октановое число Нормируется Нормируется Не нормируется Состав фракций Нормируется Нормируется Не нормируется Давление насыщенных паров Нормируется Нормируется Нормируется Содержание смол Нормируется Не нормируется Не нормируется Индукционный период (срок годности) Нормируется Нормируется Не нормируется Испытание на медной пластинке Нормируется Нормируется Не нормируется Кислотность Нормируется Не нормируется Не нормируется Механические примеси Нормируется Не нормируется Не нормируется Вода Нормируется Не нормируется Не нормируется Плотность Нормируется Нормируется Не нормируется Содержание свинца и его соединений Нормируется Нормируется Запрещено Содержание марганца и его соединений Не содержался физически Нормируется для низкооктановых бензинов Запрещено Содержание бензола Нормируется Нормируется Нормируется Содержание серы Нормируется Нормируется Нормируется Массовая доля кислорода в веществе Не содержался физически Не нормируется Нормируется
Да-да! Вы посмотрели туда и прочитали именно это – октановое число (!), основополагающий параметр бензина, допускающий или запрещающий его применение на том или ином автомобиле, в соответствии с ныне действующим Техническим регламентом Таможенного Союза: НЕ нормируется! То есть, в случае, когда в колонке с надписью «98» оказался АИ-92: можно кричать, ругаться, браниться, писать жалобы во все инстанции – к ответу привлекать некого и не за что: например, «АИ-95» теперь можно считать просто «коммерческим названием», «торговым знаком», а не строго охраняемым стандартом обозначением.
Соблюдение соответствия октанового числа «жижи», текущей из заправочного пистолета, и надписью над его гнездом – полностью на уме, чести и совести администрации АЗС. Даже если ОЧ нагло отличается от заявленного – по нормативно-правовым актам, действующим сегодня, любой государственный контролёр имеет право проверить бензин только и исключительно на соответствие Техническому регламенту Таможенного Союза, в котором октановое число отсутствует в списке обязательных параметров.
От содержания смол в топливе зависит скорость образования и толщина нагара, залегание колец и зависание клапанов. Бензин с наименьшим их количеством, качественный и чистый, можно получить из чистой нефти (которая в России – редкость, да и та идёт в основном на экспорт), либо используя сложные современные технологии, которые у российских НПЗ вроде бы есть, и об их развитии восторженно рапортуют чиновники.
Но, странное дело: содержание смол раньше, в советское время, строго регламентировалось и выполнялось, а теперь — может быть каким угодно. Разумеется, лазейкой незамедлительно воспользовались производители поддельного горючего, а у нефтеперерабатывающих заводов отпала необходимость траты финансовых средств на модернизацию производства, поддержку стандартов и заботу о качестве горючего.
Всё положение дел ухудшает снятие требований о плотности топлива и фракционном составе. Ведь любая система впрыска, бензинового и дизельного, настраивается по объёмному расходу, а не массовому (что реализовать практически невозможно). Следуя закону Бойля-Мариотта (это из школьного учебника физики), чтобы всё работало нормально, бензин, как часть топливовоздушной газовой смеси, обязан обладать плотностью, лежащей в узком диапазоне строго заданных значений, что в свою очередь достигается точным соблюдением состава фракций.
Однако, и эти, основополагающие параметры горючего – полностью бесконтрольны. Неудивительно, что появились топливные жидкости, выдаваемые за бензины, с химической точки зрения таковым не являющимися, на которых, при вроде бы нормальном октановом числе – автомобиль «не едет».
Поэтому в нашей статье и в автомобильной жизни – нет никакого смысла «растекаться мысью по древу» о химическом составе бензинов. Ведь в соответствии с ТР ТС 013/2011 автомобильным топливом может совершенно официально и на полном серьёзе являться даже ослиная моча, за добавление которой в бензин отбывал в 1971 г. тюремный срок Василий Алибабаевич из кинокомедии «Джентльмены удачи». Соверши он своё преступление сегодня – правоохранительные органы даже не посмотрели бы в его сторону.
Признаки плохого бензина: симптомы и проблемы для мотора
Детонация двигателя причины
Прежде, чем говорить об октановом числе, поговорим о детонации двигателя и детонационной стойкости бензина. Детонация – взрывоподобное воспламенение или самовоспламенение топливовоздушной смеси. Обычно сопровождается характерными «цокающими», «звенящими» и «клацающими» звуками. Плохообразованные автолюбители иногда называют эти эффекты неверным выражением «пальцы звенят» или «пальцы стучат», что в действительности не имеет к поршневым пальцам никакого отношения.
Детонация бывает двух видов:
Оба этих катастрофических для мотора явления происходят по причине низкого октанового числа бензина (ОЧ – характеристика его детонационной стойкости) и/или присутствия в его составе веществ, способствующих взрывному горению топливовоздушной смеси. Чтобы вам понятнее было – о чём идёт речь, рекомендуем провести простейший опыт, ранее входивший в число дворовых забав школьников.
Для его безопасного осуществления необходимо иметь под рукой:
Необходимо создать две одинаковых горки коричневый серы, счистив её с головок пяти спичек — для одной горки, и такого же количества — для второй. В твёрдом асфальте с помощью дюбеля нужно сделать углубление на сантиметр-два в глубину, так, чтобы дюбель входил и выходил в лунку плотно. В углубление засыпать серу одной из горок, после чего аккуратно её утрамбовать дюбелем, ни в коем случае не ударяя по нему. После того, как сера в лунке утрамбована – вставить в неё дюбель. Другую горку аккуратно измельчить, и насыпать «дорожкой» в метре от дюбеля.
Если поднести горящую спичку к «дорожке» серы – она ярко вспыхнет и начнёт гореть с обильным выделением тепла и газов. Примерно такой же процесс происходит в камере сгорания с топливовоздушной смесью, когда её поджигает свеча.
Теперь, соблюдая все меры осторожности и безопасности, подойдём к ямке с утрамбованной в ней серой и торчащим сверху дюбелем, и – сильно ударим молотком или кирпичом по шляпке дюбеля … произойдёт громкий оглушительный «выстрел», асфальт вокруг дюбеля разлетится в стороны на мелкие кусочки. Похожее происходит во время детонации в камере сгорания – вся энергия взрыва уходит в звук, упругие деформации днища поршня, поршневых колец и его пальца, а также «отлепит» ГБЦ от блока цилиндров и может пробить перемычку в нём и/или прокладке. При детонации энергия практически не совершает никакого полезного действия.
Последствия послеискровой детонации позволяет эффективно предотвратить функция «аварийного» изменения опережения зажигания у системы впрыска ДВС. Однако и она «может не всё» – суррогат бывает столь низкого качества, что её возможностей не хватает. Коварство доискровой детонации в том, что умная электроника не всегда может от неё превентивно избавиться, и, несмотря на все усилия, двигатель всё равно будет продолжать «цокать». Иногда достаточно остановиться на обочине и дать движку остыть в течение 10-15 минут, но это не в состоянии устранить причину проблемы – бензин низкого качества.
Повреждения, получаемые двигателем в результате детонации
Что такое октановое число
Это главный параметр автомобильного бензина, характеризующий его стойкость к детонации (взрывоподобному процессу горения), что определяется в лабораторных условиях. Больше ни от чего ОЧ не зависит и ничто не определяет.
Развенчаем миф: октановое число бензина никак не взаимосвязано с октаном, органическим соединением с формулой C8H18. Величина детонационной стойкости – величина условная, и физическая, в то время, как всё связанное с октаном – термины и значения химические.
Как определяют «какое октановое число»
Ещё с начала XX века повелось, что для определения ОЧ берут международно признанный эталонный одноцилиндровый бензиновый двигатель с изменяемой степенью сжатия (похожий на компрессионный моторчик кордовых моделей самолётов). Его заправляют исследуемым бензином, чья антидетонационная стойкость пока неизвестна. После того, как мотор завёлся, частоту вращения его коленвала доводят до 600 об/мин (или 900 об/мин, в зависимости от метода), и плавно увеличивают степень сжатия. Как только начали появляться характерные для детонации «клацающие» звуки, мотор переключают на питание смесью двух органических веществ: изооктана (высочайшие противодетонационные свойства, оцененные в 100 единиц) и гептана (полное отсутствие детонационной стойкости – 0 единиц). Пропорции веществ плавно меняют, добиваясь появления «цокота» в камере сгорания. Если детонация наступила при соотношении 90% изооктана и 10% гептана – означает, что исследуемый бензин имеет октановое число «90». Соответственно, в случае, когда отношение 95% к 5%, то бензин – «девяносто-пятый». Чем больше число – тем выше стойкость бензина к взрывному воспламенению. Существуют два метода выявления октанового числа.
Исследовательский метод
Другое его название – RON (Research Octane Number (англ.)) или ROZ (Reforschungsoctanzahl (нем.)). Он подразумевает доведение оборотов до 600 об/мин при неизменных: температуре воздуха на впуске 52°С и угле опережения зажигания 13°. Метод принят в Европе, России и большинстве стран мира. Со времён СССР, бензин, чьё октановое число определено исследовательским методом – обозначается «АИ».
Моторный метод
Также его называют – MON (Motor Octane Number). Скорость вращения коленвала 900 об/мин, температура на впуске 149°С, а угол опережения зажигания может меняться. С давних времён метод был принят в США основным и использовался в нашей стране (обозначение «А»), действуя одновременно с исследовательским. Причина «двойных стандартов» – во время Великой Отечественной Войны, поставляемое по ленд-лизу в СССР горючее, поступало в основном из США. Для удобства, и у нас до 60-х годов временно использовалась американская методика, а автомобильные бензины маркировались «А». Однако, с расширением внешней торговли углеводородами, появлением происходящего из Италии автопроизводства ВАЗ, как и общим расширением связей с Европой, в СССР, а затем и в России, предпочтение было отдано исследовательскому методу определения октанового числа, который в настоящее время является стандартным.
Арифметический (или суммарный) метод
Альтернативное название – AKI (Antiknock Index). Это даже не метод, а общее арифметическое: (RON + MON)/2. В настоящее время принят в США, Канаде и некоторых странах Южной, используясь одновременно с моторным.
Таблица соответствия RON, MON и AKI
RON, ROZ (Аи) | MON (А) | AKI |
80 | 76 | 78 |
90 | 80 | 85 |
91 | 81 | 86 |
92 | 83 | 87.5 |
95 | 85 | 90 |
98 | 88 | 93 |
100 | 90 | 95 |
Внимание! В виду заметного отличия октановых чисел одного и того же бензина, полученных в результате трёх методов определения, чтобы не было проблем во время эксплуатации, следует тщательно рассмотреть наклейку на обратной стороне крышки горловины бензобака и точно выяснить – топливо с какой антидетонационной стойкостью необходимо данному автомобилю.
Ответ на этот вопрос приобретает первостепенную важность для транспортного средства, оснащённого современным турбонаддувным даунсайзинговым бензиновым мотором, который выдаёт высочайшие характеристики, но абсолютно не приспособлен для работы на низкооктановой контрафактной «бодяге», к которой ни один европейский конструктор в здравом уме не будет его готовить, ибо в большинстве цивилизованных стран такая проблема отсутствует напрочь, как таковая.
Маркировка бензина
Встречаются даже не перечисленные в столбце экзотические бензины АИ-120. Как выясняется – ничего «супер» и «гипер» в них нет.
Маркировка автомобильных бензинов подразумевает в себе обозначение условного октанового числа, характеризующего детонационную стойкость. Разделение по октановому числу «76 … 98» является рудиментом советских времён и желанием сымитировать принадлежность к «европейским ценностям». В несерьёзности этих цифр легко убедиться, если поверхностно изучить – из чего и как делается бензин.
Развенчаем миф о якобы «чистом» бензине АИ-92 на российских АЗС, из которого по слухам делают «95» и «98». Это наивное заблуждение, ибо в одном из самых коррумпированных и бесконтрольных видов бизнеса встретить персонаж кристальной честности, торгующего чистым бензином: даже теоретически представить такой объект для письма икон – невозможно. Не тешьте себя иллюзиями – «девяносто-второй» создаётся путём промышленного или «дворового» добавления к дешёвому «80» ароматических углеводородов, повышающих октановое число до «92».
Автору возразят, что — тысячи водителей готовы засвидетельствовать, что на АИ-92 моторы работают ровнее, плавнее и с меньшим количеством проблем, чем на «95-м». Всё – так! Но за это надо поблагодарить не ангелоподобную добропорядочность производителей «девяносто-второго», а совершенство систем впрыска, которые защищают моторы от преждевременного выхода из строя «аварийным» изменением настроек двигателей, «с запасом» предотвращающие проблемы. Да и «эффект плацебо» – никто не отменял – большинство фанатов «92-го бензина» упорно не обращают внимания на увеличившийся расход – верный признак, что движок работает не так, как надо. Но мы – о другом.
Если бензины «80 … 98» ещё как-то могут считаться таковыми по ТР ТС 013/2011, то для «улучшенных» бензинов создано большое количество «особых» технических условий, например ТУ 0251-001-66197441-2012 «Бензины неэтилированные автомобильные с улучшенными экологическими и эксплуатационными характеристиками» и др. Они позволяют применять толуол, ксилол, МТБЭ и прочую «ароматику» в практически неограниченных количествах. И здесь рекламно-маркетинговые службы топливных олигархий «оттягиваются по-полной!». Ведь перечисленные ароматические вещества – отличные растворители. Поэтому в ход идёт «козырь» повышенных очищающих свойств «улучшенного» бензина. Секрет, что эти вещества трудно сделать «грязными», т.к. их основной ареал применения – тонкая химия. Поэтому из колоды достаётся карта «более чистый бензин». Формально – да, но относительно чего, какого другого бензина? Если сравнить с «обычным», без «улучшайзинга», то – действительно чуть чище, но если взять советский или современный европейский – это и бензином-то назвать можно будет очень условно.
Обратите внимание, что все «улучшенные» бензины – обязательно имеют какое-нибудь «дополнительное название». Дьявол здесь в том, что это, вроде невинное добавление – выводит горючее из-под требований даже гиперлояльного ТР ТС 013/2011 и соответствующего контроля за его соблюдением. Поэтому советуем заправляться на брендовых АЗС солидных иностранных и российских АЗС – у этих хотя бы «внутренний контроль» имеется, и, пусть небольшая, но забота о репутации.
Какой бензин хороший
Этот вопрос вызывает самые горячие гаражные дискуссии. Наши специалисты в таких не участвуют, так как знают ответ: хорошего бензина встретить в России практически невозможно по объективным причинам. Можно лишь частично защититься от дурного воздействия на двигатель плохого горючего, соблюдая следу ющие меры:
Однако будьте готовы к тому, и спокойно воспримите факт, что стопроцентной защиты от низкокачественного горючего «на 1/6 части суши» обеспечить не удастся даже при максимальной бдительности и соблюдении всех предохранительных мер. Причина – в ущербной снизу доверху системе реализации горючего, от нефтяной вышки – до колонки АЗС.
Недостатки «улучшенных» бензинов
Главный недостаток «улучшенных» бензинов с большим содержанием «ароматики» – недолгий срок сохранения свойств. Если заправиться таким топливом, действительно позитивно удивившись – насколько резво и «с огоньком» едет машина, то дав ей постоять без движения пару недель (например: владелец уехал в командировку), а после вновь отправившись в путь – от былой прыти может не остаться и следа: авто «просто едет», и ничего более. Увы. Но это – естественно для таких бензинов. «Ароматика» быстро теряет свои позитивные свойства. Об этом знали в СССР, и в ГОСТах строго оговаривалось содержание «деликатных» компонентов. Теперь – нет.
Признаки плохого бензина
Как проверить бензин
Чтобы определить качество бензина, который сейчас польётся в бак или уже там находится, у обычного водителя есть два метода:
Косвенный метод
Проверка этим методом занимает всего пару минут — перед тем, как вставить дуло заправочного пистолета в горловину бензобака, слейте примерно поллитра-литр в приготовленную для этого прозрачную, чистую и пустую бутылочку из-под Колы, а если её не оказалось — проведите пальцем по внутренней поверхности его ствола и понюхайте испарения. Да, пусть это внешне эти действия весьма забавны, но здоровье двигателя – заметно важнее мнения дурака, посчитавшего вас токсикоманом, тем более, что встречаетесь с ним первый и последний раз
Приборный метод
Он позволит более точно определить качество бензина, чем косвенный. Правда, для этого предварительно придётся вложить в «дело» денюжек и приобрести девайсы, но они себя окупят с лихвой. Всё прочитанное вами далее – рекламой не является ни при каких обстоятельствах.
Улучшить бензин
А что делать, если заправлен полный бак, вы отъехали с десяток километров от злополучной АЗС, заметили, что двигатель всё громче «цокает» детонацией, налицо явные признаки, что в баке плещется «бодяга» с низким октановым числом, а путешествие не подразумевает возвращения, разборки и трату времени на судебные тяжбы? Мы сразу хотим оградить вас от ошибочных действий, почему-то часто советуемых видным и специалистами:
Есть способ избежать перечисленных проблем «малой кровью»! «Включим» логику и физику: если двигатель «звенит» от детонации, при том, что оснащён «умной» системой защиты от этой неприятности, значит бензин имеет явно заниженное октановое число, более низкое, чем «разумный предел» системы управления ДВС. Если б оно было в районе нормы, а всё остальное «ниже плинтуса», то мотор бы «не тянул» и не развивал свойственную мощность, но никак бы не «цокал» или «звенел». Следовательно – нужно срочно поднять на 5-10, а может и большее число единиц, октановое число имеющегося в баке «компота», чтобы исключить детонационные разрушения цилиндро-поршневой группы. Как это сделать? Это – просто! Надо всего-лишь иметь на борту несложный и недорогой «джентльменский набор», или, если хотите – «тревожный чемодан».
В этом «чемоданчике»:
Как повысить октановое число бензина
Жидкости, увеличивающие октановое число и превращающие «палево» в бензиновую смесь, на которой можно ехать безбедно для мотора, возможно, вас удивят. Это из-за того, что мы разместим их в соответствии с законами физики и химии, личным рейтингом автора и испытательных лабораторий, на чьих вердиктах основан рейтинг:
Толуол, Ксилол и Р-4
Все жидкости являются растворителями для красок и лаков, поэтому – легкодоступны для покупки. Используются они и как присадка в бензин. Толуол (не путать с тринитротолуолом, он же «тол», являющимся взрывчатым веществом) имеет октановое число около 115 – 118 с рекомендованной пропорцией 1:30-1:50. Ксилол идентичен по ОЧ, но требует чуть большего вливания – 1:25-1:35. В состав растворителя Р-4 входит 62% толуола, 26% ацетона и 12% бутилацетата, который не поднимает, но в растворе – способствует стабильности октанового числа, которое у продукта составляет, по разным оценкам, от 110 до 113 единиц, а рациональная пропорция – 1:20-1:30 к «бодяжному» бензину.
Нафталин
Раньше широко применялся для уничтожения моли. В этом качестве сегодня утратил былую актуальность, но всё ещё встречается в продаже в виде пропитки «противомольных шариков» и химических реактивов. Позволяет повысить октановое число бензина на 3-5 единиц относительно первоначальной «бодяги». Увеличение достигается разложением при высоких температурах на сгораемые углеводороды и водяные пары, препятствующие детонации. Попутный позитивный эффект – отличная очистка от нагара всех элементов камеры сгорания. Однако с нафталином не всё так просто.
Изопропилен или изопропиловый спирт, изобутанол или изобутиловый спирт
Широко используются в нефтяной промышленности, применяются для большого спектра гражданских нужд: растворитель, компоненты жидкостей для омовения лобового стекла, как и в качестве промышленной присадки для повышения ОЧ товарного бензина. Собственное октановое число изопропилена и изобутанола варьируется от 99 до 104 в зависимости от степени очистки. Требуемая пропорция – около 1:15-1:20.
Ацетон
Этот углеводород – «модный» персонаж «гаражных» модификаций бензинов. Ютюб изобилует хвалебными и уничтожительными видео на эту тему. Мы не оспариваем – ни одного, ни другого мнения. Лишь констатируем, что теплотворная способность ацетона почти в 2 раза (!) ниже бензиновой. Поэтому приемлемым топливом для современного автомобиля он никак являться не может, как и для тарантасов вековой давности. Однако, как присадка в бензин для подъёма ОЧ он – работает. Это его свойство используется многими топливными мошенниками. Так почему же и нам с вами его не использовать? Идеальная пропорция примерно 1:25.
Применение других веществ, как показала практика, имеет настолько низкий эффект, что не можем их советовать.
Прежде, чем применять указанные нами жидкости и с их помощью изготовить улучшенный бензин – необходимо чётко уяснить следующее:
Их применение может быть только кратковременным, для «интенсивной терапии». Примерно, как обезболивающее для человека, перенесшего операцию – после наркоза оно исключит болевой шок и мучения, но при постоянном использовании, нанесёт непоправимый ущерб здоровью;
После того, как на «модифицированном» нашими советами суррогате вы доехали до брендовой АЗС, высокое качество бензина на которой не вызывает сомнений- тут же заправьте им полный бак, чтобы максимально разбавить имеющуюся смесь и облегчить жизнь двигателя, сохраняя его ресурс.
Цены на бензин – из чего они складываются
Выдумаем фантастическую страну Прекраснянию, занимающую шестую часть суши планеты Лязем в созвездии Центавра. Держава эта богата ресурсами и полезными ископаемыми, являясь крупнейшим на планете добытчиком и переработчиком нефти. Денежная единица – убль. Прекрасняне ездят на тавтомобилях, которые работают на бензине. И всё бы хорошо, да топливо это — какое-то странно дорогое для солидного нефтяного статуса отчизны, регулярно дорожает и по качеству «ниже плинтуса».
На сегодняшний день в цене литра прекраснянского бензина «зашито»: 6% — переработка нефти в горючее, 10% — стоимость сырья, 10% — транспортировка и дистрибьютерская сеть, 14% — прибыль нефтяных корпораций, 60% — налоги, «уходящие» в государственную казну.
Такое соотношение развенчивает один из прекраснянских мифов о некоем влиянии на цену 1 литра своего собственного горючего каких-то мифических «международных биржевых котировок». Холёной морде, «втирающей» гражданам с экранов всякие небылицы на эту тему — пипл охотно верит, не задумываясь о двух вещах:
Биржевые цены на сырьё не только периодически повышаются, но и регулярно снижаются. Если б цена прекраснянского бензина была от них хоть в какой-то зависимости, то она бы не только увеличивалась, но и уменьшалась. Однако за истекшие 20 лет невозможно припомнить ни одного факта, когда б бензин дешевел – всегда только дорожал.
Не менее смехотворно выглядят «телеспектакли», в которых «самый-самый» Прекраснянин отчитывает буржуев-олигархов за неуёмность финансовых аппетитов, с благочестивым выражением «портрета» требуя недопущения роста цен на топливо. Не хочется называть это плутовством или шулерством. Просто, даже если олигархи полностью откажутся от своей прибыли – литр прекраснянского бензина вместо 50 ублей подешевеет лишь до 43-х. Результат: «Солнцеликий» в очередной раз показал народу свою о нём заботу, олигархия исполнила приказ, оставив свои прибыли неизменными, бензин всё равно плавно подорожал, тавтолюбители смиренно всё это оплачивают, и все ликуют от стабильности. Однако не оставляет ощущение, что народ снова облапошили. Учитывая, что 60% цены – налоги в казну, то ответ на вопрос «кто виноват в подорожании прекраснянского бензина» становится очевидным.
К лучшему в Прекраснянии вряд ли что-то изменится, т.к. энергетический эстеблишмент находится в плотной спайке с государственной системой, практически бесконтрольной и некритикуемой. Так что «подорожания топлива по просьбам трудящихся» можно считать для Прекраснянии абсолютно нормальным явлением.
Забота о качестве бензина?
В Прекраснянии она декларируется только «на бумаге». Здесь это генеральный, коррумпированный и криминализированный сверху донизу вид бизнеса, как по вертикали, так и по горизонтали: НПЗ изготавливают топливо из сырья «которое пришло»и отдают распространителям «какое получилось», дистрибьютеры разбавляют его, иногда даже приводя его в некое соответствие с заявленным октановым числом (бывает и нет) с получением соответствующей выгоды, и так далее вплоть до местных АЗС, где оно в очередной раз разбодяживается (если есть что и чем разбавлять), к тому же – недоливается. Вся эта цепочка находится под неусыпным взором «смотрящих» контрольных органов, которые тоже «в деле» и для показушного подтверждения необходимости своего существования иногда демонстративно кого-то наказывают, впрочем – без фатальных последствий для «партнёров по бизнесу».
Не так страшен плохой бензин, как его малюют
Что можно сказать в заключение. Сложилась парадоксальная ситуация: на российский рынок выводятся новые модели автомобилей с всё более совершенными и высокими по своим характеристикам силовыми агрегатами, требующими просто нормального по качеству топлива, но в то же время — качество отечественного бензина с каждым годом неуклонно снижается. На этом фоне удивляет массовое осуждение иностранных автопроизводителей за «слабые движки», «сырые конструкции» и «недоведённость». При этом – упорно обходится стороной факт того, что в Европе, Азии, Америке и Японии эти же авто с теми же самыми «нежными» двигателями легко проезжают по 200-300 000 км, даже близко не имея таких проблем, как при эксплуатации в нашей стране.