Как узнать шаг цепи по звездочке мотоцикла
Как определить размер мотоциклетной цепи?
Приводная цепь в любой мототехнике является очень важным элементом и от того в каком она состоянии находится, будет зависеть дальнейшая эксплуатация Вашего транспортного средства.
Если цепь периодически не смазывать, а это лучше делать как можно чаще, то в определенный момент она может попросту порваться. Хорошо если это произойдет в черте города, а не где-нибудь в глухом лесу. Более того, цепь, со временем, имеет свойство растягиваться. Если у Вас цепь растянулась, то не стоит убирать звенья, это приведет к еще быстрому разрыву. Лучше такую цепь заменить. Как выбрать аналогичную цепь, чтобы потом не пришлось возвращать её в магазин? Прежде всего, нужно внимательно осмотреть звенья цепи. Как правило, на одном из звеньев должны быть выбиты 3 цифры – 530, 525, 520, 428 или 420. Эти цифры обозначают степень прочности цепи. Чем больше эта цифра, тем выше прочность. Кроме того в них заложена информация по шагу (ходу) цепи и ширине ролика (см. рис 1). Таким образом, если на звене Вы не обнаружили маркировку цепи, то ее можно вычислить, вооружившись линейкой или штангенциркулем. Кроме того на упаковке производитель указывает еще одно значение – это длина цепи или количество звеньев. Например, 530*44, в данном случае количество звеньев составит 44шт. При чем, это общее количество внешних звеньев с одной и с другой стороны, включая замок цепи. Мы надеемся, что данная статья была Вам полезна. Не забывайте проверять состояние цепи перед каждым выездом и регулярно ее смазывать!
Как измерить шаг цепи
Случаются ситуации, когда необходимо узнать шаг цепи или ее стандарт, а маркировка на цепи отсутствует. В этой статье мы расскажем вам измерять шаг цепи, а также какие 3 основных параметра нужно, что бы определить ее стандарт.
Как измерить шаг цепи
Для этого необходимо измерить два параметра:
Для примера возьмем цепь 10B. Диаметр ролика составляет 10,16 мм. Расстояние по внешним сторонам ролика 26,035 мм.
Чтобы узнать шаг цепи нужно от расстояния по внешним сторонам ролика отнять диаметр ролика.
Как определить стандарт цепи
Чтобы определить стандарт приводной цепи, помимо шага нужно измерить диаметр ролика и расстояние между внутренними пластинами. Для примера возьмем цепь 10A и 10B.
Тип цепи | Шаг цепи, мм | Диаметр ролика, мм | Ширина между пластинами, мм |
---|---|---|---|
10A | 15,875 | 10,16 | 6,48 |
10B | 15,875 | 10,16 | 9,65 |
Как видно цепи стандартов ISO и ASA могут отличаться диаметром ролика или шириной между внутренними пластинами.
Важно! Для правильного подбора цепи под звездочку, нужно точно определить ее тип. Одинаковый шаг цепи не гарантирует совместимости звездочки с цепью. Так, цепь с тем же шагом но меньшим диаметров ролика не будет работать.
Компания Юнитех Украина предоставляет услуги по подбору цепных передач. Чтобы определиться с типом цепи обращайтесь к нам.
Как узнать шаг цепи по звездочке мотоцикла
Итак, сразу к делу. Звезд всего две, ведущая, на валу двигателя, и ведомая, на ступице заднего колеса.
Ведущие звезды бывают только стальные. Ведомые звезды бывают как стальные, так и алюминиевые.
Стальные звезды дешевле и ходят дольше, но тяжелее. Алюминий изнашивается сильно быстрее, чем сталь (по нашим прикидкам алюминий ходит меньше на 20 — 50% чем сталь, в зависимости от условий эксплуатации), и изрядно дороже (на момент написания статьи разница между одинаковыми звездами в стальном и алюминиевом исполнение примерно косарь). А еще алюминиевые звезды бывают разных цветов, например — оранжевого, что должно очень радовать любителей KTM.
Оранжевая звезда для KTM. Красиво, особенно в сочетании с золотой цепью
Бывают еще составные или биметаллические звезды, «паук» (та часть, что крепится ко втулке) у них алюминиевая, а рабочая поверхность — стальная.
Биметаллическая звезда от KTM
Такие звезды ходят как стальные, но при этом весят легче (хотя и тяжелее чисто алюминиевых). Их недостатки:
Важно! Звезды и цепь работают и изнашиваются вместе! Если меняете цепь, то меняете и звезды!
Поэтому выбирать звезды надо ориентируясь на цепь, которую вы выбрали исходя из условий применения. Выбирая максимально облегченную бессальниковую цепь для гоночного применения, нет смысла ставить стальную звезду, вы сведете на нет все преимущества полученные от легкой цепи, и цепь износится сильно раньше, чем звезда. Будьте последовательны — ставьте алюминий! Да, на одну гонку, но ведь нам нужна победа, мы за ценой не постоим…
Не стоит ставить на сальниковую DID 520ZVM-X алюминиевую звезду. Z-ка— самая прочная и выносливая из всех 520 цепей, ставьте сталь!
Подробнее о отличиях конкретных моделей цепей DID, вариантах выбора цепей и звезд можно почитать в нашей статье.
А как узнать какие конкретно звезды подойдут к моего мотоциклу?
Звезды кроме материала изготовления отличаются еще по посадочным размерам, количеству крепежных болтов, их диаметру и количеству зубьев.
Найти информацию о том, какие именно звезды подходят к вашему мотоциклу, можно в каталоге производителей звезд, например PBR или JT.
Для пользования каталогом необходимо ТОЧНО знать модель и год выпуска мотоцикла!
Подбор звезд по каталогу дело не простое, полное нюансов, тонкостей и подводных камней. Особенно это касается мотоциклов до 2000 года выпуска и моделей для внутрияпонского рынка. Например, всем известный и многими любимый Suzuki DRZ400 имеет разные ступицы заднего колеса в европейской версии и в японской, и разные звезды, которые не взаимозаменяемы. Звезда от Европы не встанет на Японию и наоборот. Или на мотоцикле стоит неоригинальная задняя ступица, тогда на нее не сядет звезда по каталогу…
Если у вас есть сомнения в правильности выбора звезд — доверьте его профессионалам, чтобы не было обидно за бесцельно прожитые годы и зря потраченные бабки.
Если мы не правильно подберем звезды на байк — заменим за свой счет, включая почтовые расходы!
С посадочными размерами звезд разобрались, а что с количеством зубьев?
Производитель в каталоге всегда указывает:
Инженеры завода-производителя выбирают количество зубьев звезд исходя из неких примерно усредненных условий эксплуатации мотоцикла, что может не всегда точно соответствовать вашим потребностям и условиям.
Главные правила изменения количества зубов на звездах:
Изменение на 1 зуб задней звезды практически ни на что не влияет и не ощущается — ни на длину цепи, ни на приемистость или максимальную скорость. Если у вас стояла звезда в 43 зуба, а в наличии есть только 44, особо заморачиваться по этому поводу не стоит.
Реально ощущается изменение количества зубьев от 2, например 48 — 50 — 52 — это уже большая разница. А вот изменение количества зубьев передней звезды — очень ощутимо, ±1 зуб спереди — это примерно ±3 зуба сзади! Сильно скажется на поведении мотоцикла, на длину цепи не повлияет.
Если душа зовет вас в лес, прыгать через бревна, штурмовать горы или просто валить на заднем и все такое прочее, то ставьте заднюю звезду больше, а переднюю — меньше. Если вы жаждете скорости, прохватов по грунтовым дорогам, да и асфальта не чураетесь, то заднюю звезду меньше, а переднюю — больше.
Следует помнить и о том, что изменение количества зубьев звезд больше, чем на 1, ведет к изменению длины цепи…
Как видите, подбор цепи и звезд дело не простое, требующее ответственного отношения, большого опыта и вдумчивого подхода. Все это есть у нас!
Если вам необходима консультация по подбору цепи и звезд, пишите нам Вконтакте или обращайтесь по другим каналам связи.
Цепи роликовые — описание и размеры
Приводная роликовая цепь ГОСТ 13568-97 является наиболее распространенным видом цепей, применяемых в цепных приводах для передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому. Относительная простота конструкции, возможность передачи широкого диапазона мощностей, стойкость к агрессивным средам и различным видам загрязнений, высокая механическая прочность способствовали применению приводных роликовых цепей во всех отраслях промышленности.
Пример условного обозначения:
2ПР-19,05-64 ГОСТ 13568-97
2 – рядность цепи
ПР- приводная роликовая
19,05 – шаг цепи, мм
64 – разрушающая нагрузка, кН
Основные параметры цепей.
Основные параметры цепи – шаг (t), расстояние между внутренними пластинами (b1) и разрушающая нагрузка (Q). Сегодня производители, как отечественные, так и иностранные выпускают роликовые цепи широкого диапазона для приводов абсолютно любого назначения с шагом от 8,0 до 103,2 мм. Цепи мелкого шага применяются в основном в малонагруженных приводах, крупного шага в нефтяной и металлургической промышленностях.
Виды приводных цепей.
Приводная роликовая цепь может быть однорядной или многорядной, разборной и неразборной. Применение в приводах многорядных цепей дает возможность существенно увеличить передаваемую мощность без существенных изменений размеров привода. Конструктивно такая цепь отличается от однорядной только длиной валика. В том случае, когда доступ к цепи в эксплуатации затруднен, вместо неразборной конструкции могут использоваться цепи разборные, в которых наружная пластина с одной или двух сторон замыкается с помощью штифта или шплинта. Такое решение нашло широкое применение в нефтяной промышленности, где приводные роликовые цепи применяются в составе буровых установок.
Обозначение цепи по ГОСТ | Шаг (мм) | Диаметр ролика (мм) | Ширина между внутренними пластинами (мм) | Диаметр валика (мм) | Длина валика (мм) | Высота внутренней пластины (мм) | Разрушающая нагрузка (кН/кгс) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
t | d1 | b1 min | d2 | b7 max | h max | Q min | |
Цепь ПР-9,525-9,1 | 9,525 | 6,35 | 5,72 | 3,28 | 17 | 8,5 | 9,1/910 |
Цепь ПР-12,7-10-1 | 12,7 | 7,75 | 2,4 | 3,66 | 10,5 | 10 | 10,0/1000 |
Цепь ПР-12,7-9 | 12,7 | 7,75 | 3,3 | 3,66 | 12 | 10 | 9,0/900 |
Цепь ПР-12,7-18,2-1 | 12,7 | 8,51 | 5,4 | 4,45 | 19 | 11,8 | 18,2/1820 |
Цепь ПР-12,7-18,2 | 12,7 | 8,51 | 7,75 | 4,45 | 21 | 11,8 | 18,2/1820 |
Цепь ПР-15,875-23-1 | 15,875 | 10,16 | 6,48 | 5,08 | 20 | 14,8 | 23,0/2300 |
Цепь ПР-15,875-23 | 15,875 | 10,16 | 9,65 | 5,08 | 24 | 14,8 | 23,0/2300 |
Цепь ПР-19,05-31,8 | 19,05 | 11,91 | 12,7 | 5,94 | 33 | 18,2 | 31,8/3180 |
Цепь ПР-19,05-37,8 | 19,05 | 11,91 | 12,7 | 5,94 | 33 | 18,2 | 37,8/3780 |
Цепь ПР-25,4-60 | 25,4 | 15,88 | 15,88 | 7,92 | 39 | 24,2 | 60,0/6000 |
Цепь ПР-25,4-65 | 25,4 | 15,88 | 15,88 | 7,92 | 39 | 24,2 | 65,0/6500 |
Аналоги отечественных цепей
Обозначение по ГОСТ 13568-97 | Обозначение по BS/ISO Европейский стандарт | Обозначение по ANSI Американский стандарт |
---|---|---|
Цепь ПР-9,525-9,1 | 06B-1 | |
Цепь ПР-12,7-18,2 | 08B-1 | |
Цепь ПР-15,875-23 | 10B-1 | |
Цепь ПР-19,05-31,8 | 60-1 | |
Цепь ПР-25,4-60 | 80-1 |
Цепи стандарта BS/ISO
Цепи, произведенные в соответствии с Европейскими стандартами регулируются требованиями ISO606, BS228 и DIN 8187. Шаг цепи находится в диапазоне от 6 мм (0,236 дюйма) до 114,3 мм (4,500 дюйма). Данные цепи характеризуются большим, чем у аналогичных цепей ANSI, диаметром штифта. Это позволяет увеличить износостойкость, благодаря большей поверхности контакта. Обозначение цепей BS расшифровывается следующим образом. Например, двухрядная цепь с шагом 1/2 дюйма обозначается 08B-2. Первые две цифры – размер шага в 1/16 дюйма (в шестнадцатых долях дюйма), поэтому 08 = 8/16 или 1/2 дюйма. Буква B указывает на европейский стандарт BS/ISO. Суффикс 2 обозначает количество рядов цепи, в данном случае обозначает двухрядную цепь. Цепи BS схожи со стандартными цепями ANSI и имеют одинаковый шаг. Однако присутствуют существенные отличия в размерах, которые отличают их от стандартных цепей ANSI.
Цепи стандарта ANSI
Цепи ANSI изготавливаются согласно требованиям стандартов ISO 606, ANSI B29.1 и DIN 8188. Шаг цепи, находится в диапазоне от 1/4 до 3 дюймов. У цепей ANSI диаметр штифта меньше, чем у их аналогов BS/ISO. Поэтому, износостойкость понижена по сравнению с аналогичными цепями BS/ISO. Имеется одно исключение: цепь с шагом 5/8 дюйма, у которой диаметры втулки и штифта больше, чем у аналогичной цепи BS/ISO. Цепи ANSI обычно обозначаются в соответствии с системой ANSI. Например, обозначение для двухрядной цепи с шагом в 1/2дюйма будет ANSI 40-2. Обозначение ANSI читается следующим образом: первая цифра обозначает шаг в 1/8 дюйма (в восьмых долях дюйма), т.е. 4/8 = шаг в 1/2 дюйма. Вторая цифра обозначает тип цепи, например: 0 — роликовая цепь, 5 — втулочную цепь, 1 — узкая серия и т.п.. Суффикс, как и в случае цепей BS/ISO, обозначает количество рядов цепи. Так, например, 2 — двухрядная цепь.
Расчет звездочки цепной передачи по шагу цепи
Люди начали использовать зубчатые передачи еще в античности. Идея передавать момент вращения не при непосредственном контакте двух зубчатых колес, а на большое расстояние с помощью бесконечной цепи принадлежит гениальному художнику и изобретателю Леонардо да Винчи. На практике такие приводы были реализованы в начале 19 века. Чтобы механизм работал эффективно, необходим точный расчет всех ее элементов, а прежде всего- звездочек.
Размеры венца звездочек
При конструировании звездочки цепных передач учитывают, что она должна выполнять ряд основных функций:
Для этого ее форма и размеры должны строго соответствовать результатам расчета.
Согласно рекомендациям ГОСТ 591-69, регламентирующего звездочки к приводным роликовым и втулочным цепям при проектировании исходят из следующих начальных параметров:
Основные размеры, определяющие геометрическую форму изделия, это:
Расчет параметров звездочки цепной передачи по заданному шагу цепи осуществляется в следующей последовательности:
При построении чертежа звездочки для цепной передачи D выст рассчитывают с точностью до 0,1 миллиметра, другие параметры-с точностью до 0,01 мм.
Конструкция ступицы и диска звездочек цепных передач
Ступица и диск звездочки чаще всего отливаются или фрезеруются в качестве единой детали. Ступица служит для крепления изделия на ведущем или ведомом валу механизма. Она должна обеспечивать надежную фиксацию, исключающую осевые и радиальные биения детали на валу. Поэтому к качеству внутренней поверхности предъявляются высокие требования. Крепление осуществляется с помощью:
Диаметр ступицы должен удовлетворять двум требованиям:
Для чугунных деталей его обычно выбирают равным 1,65 от диаметра вала, для стальных коэффициент расчета снижается до 1,55.
Длина ступицы определяется характером фиксации на валу- шпонкой или шлицем и обычно расчет делают в диапазоне 1,2-1,5 от диаметра вала.
Для звездочек малых размеров ширина диска выбирается равной ширине зубца. Для изделий больших размеров, особенно высоконагруженных, ширину увеличивают до 5%, в зависимости от радиуса закругления основания зубца.
Рассчитанные размеры округляются до ближайшего числа из стандартного ряда размеров.
Материалы звездочек цепных передач
Изделия подвергаются большим ударным нагрузкам, поэтому для их изготовления применяют стальные сплавы:
Для малошумных цепных приводов применяют такие материалы, как текстолит, полиамидные и полиформальдегидные пластмассы. Они амортизируют удары звеньев роликовой цепи, снижают шумы и вибрацию и продлевает срок службы цепей. Это происходит за счет снижения динамических нагрузок на звенья. Такие детали менее прочны, чем стальные, поэтому цепные приводы с ними ограничены по передаваемой мощности. Точный расчет передачи углового положения зубчатой цепью проводится при проектировании механизмов систем управления, в том числе для летательных аппаратов.
Для цепных приводов с низкой скоростью хода (не более 2 метров в секунду) и малыми динамическими нагрузками применяют также чугун. Термообработкой твердость изделий доводят до 350-430 единиц по HB. В тяжелых условиях эксплуатации, в сельхозмашинах и дорожных механизмах, используют упрочненные чугуны с пониженным коэффициентом трения.
Для снижения динамических нагрузок, уровней шума и вибрации в высокоскоростных цепных передачах применяют также специальные покрытия- как наплавка металлов, так и напыление тефлонового слоя.