Как выглядит машина инвалидка

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Задний привод, 2-дверный кузов типа купе, спартанский 2-местный салон, мотор позади кресел, 3-спицевая «баранка» небольшого диаметра с подрулевыми «лепестками»: при таком описании, фантазия современного автомобилиста обычно представляет какой-нибудь экзотический заграничный суперкар с максимальной скоростью в районе 300 км/ч. Однако, под эти критерии попадает и данное «чудо» советской промышленности. Итак, знакомьтесь — мотоколяска С3Д, она же «инвалидка», она же «жабка»: детище Серпуховского мотозавода, которое серийно выпускалось целых 27 лет (1970-1997). Всего было построено 223051 экземпляров этого забавного автомобильчика и один из них дожил до наших дней в практически новом, оригинальном состоянии, с пробегом всего 103 км.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Мотоколяска была найдена нами в одном из гаражей города Сумы. Первым владельцем этой С3Д был ветеран Великой Отечественной Войны, которому данную технику в 1982-м году бесплатно вручило государство через местные органы социального обеспечения. Формально «жабки» выдавались на 5 лет, а после двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал возможность бесплатного капитального ремонта своего аппарата. Затем он мог законно пользоваться этим средством передвижения еще два с половиной года, после чего был обязан сдать старую мотоколяску в собес и получить новую.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Правда, далеко не все инвалиды, которые получали новые мотоколяски потом ими пользовались (работал принцип: «дают — бери»). Здесь как раз имел место быть подобный случай. Из-за проблем со здоровьем и очень низкого уровня комфорта, которая предоставляла «инвалидка», первый хозяин этой ярко-зеленой С3Д почти на ней не ездил. Практически сразу после получения, машинка была поставлена в гараж, в котором она простояла до лета 2015-го года, когда о ее продаже задумался внук ветерана.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Здесь стоит отметить, что пол в гараже фактически отсутствовал и за 33-летний период простоя «инвалидка» частично «вросла» в песок передним правым колесом. Влага и сырость активно просачивались в гараж через кровлю и грунт, поэтому нет ничего удивительного, что колесико местами поржавело — как раз по границе нахождения в песке.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Условия хранения трудно назвать оптимальными: С3Д была основательно заставлена всяким ненужным хламом. С годами происходила постоянная (а как иначе?) ротация гаражного барахла, при этом с «жабкой» особо не церемонились: кузов мотоколяски имеет вмятинки и царапины по периметру: хорошо, хоть стекла и фары остались целы.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

С3Д имеет несущий кузов, сваренный из штампованных деталей. При длине всего 2825 мм, серпуховская мотоколяска отличалась довольно внушительной снаряженной массой — 498 кг. Для сравнения — «горбатый» ЗАЗ-965 весит 640 кг, а «Ока» — 620 кг, будучи куда более крупными 4-местными автомобилями.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Первые пару лет данная модель мотоколяски оснащалась 12-сильным 1-цилиндровым 350-кубовым двигателем от мотоцикла ИЖ-Планета 2. Позже произошел «апгрейд» до более мощного агрегата от ИЖ-Планета 3 (14 л.с.). В обеих случаях силовые установки были дефорсированы для большей эластичности и долговечности в условиях повышенных нагрузок, а также появилась система принудительного воздушного охлаждения в виде «воздуходувки» с центробежным вентилятором, прогоняющей воздух через оребрение цилиндра. В качестве топлива применялась смесь автомобильного бензина с маслом, причем «аппетит» у этого микроба был отменный — порядка 7 литров на 100 километров пробега. И лишь низкая стоимость бензина в те годы позволяла особо не задумываться о таком «конском» расходе. Объем бака — 18 литров.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Коробка 4-ступенчатая, механическая, с «мотоциклетным» алгоритмом включения скоростей: передачи включались последовательно, одна за другой, а нейтраль располагалась между первой и второй ступенями. Задней передачи не было, а назад машинка ехала благодаря реверс-редуктору, который включался отдельным рычагом, с понижением числа оборотов по сравнению с передним ходом в 1,84 раза/

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Подвеска — независимая, торсионная, на двойных продольных рычагах спереди и одинарных — сзади. Колеса размерностью 10 дюймов: с разборными стальными дисками и шинами 5,0-10. Тормоза — барабанные на всех колесах, с гидравлическим приводом от ручного рычага.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Для управления мотоколяской требовалось водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры) со специальной пометкой. Обучение людям с ограниченными физическими возможностями организовывали органы социального обеспечения.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Во времена СССР узлы и агрегаты мотоколяски (силовой агрегат в сборе, дифференциал с реверс-редуктором, элементы рулевого управления, тормозов, подвесок, детали кузова и прочие) в силу доступности, легкости обслуживания и достаточной надежности широко использовались для «гаражного» изготовления микроавтомобилей, трициклов, аэросаней, мини-тракторов, вездеходов на пневматиках и прочей незаурядной техники — описания подобных самоделок в изобилии печатались в журналах «Моделист-Конструктор» и «Техника молодежи». Также списанные мотоколяски иногда передавались органами собеса в Дома пионеров и Станции юного техника, где их агрегаты использовались в аналогичных самых целях.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Более подробную информацию о найденной «инвалидке» С3Д с пробегом 103 км можно узнать из нового видео, которое я залил на свой Youtube-канал:

Также рекомендую к прочтению рассказ из трех частей о найденной и купленной нами «Капсуле времени» ВАЗ-21063 1991-го года с пробегом 1507 км (часть 1, часть 2, часть 3), запись о новом мотоцикле Иж Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке и «Запорожце» ЗАЗ-968М 1984-го года с пробегом 4536 км. Про Subaru Legacy 1998-го года с пробегом 23357 км можно почитать здесь, а холостая поездка за «новым» РАФ-2203 описана тут. Ну и на десерт — самая популярная статья о замурованной за стеной Toyota Mark II 1984-го года выпуска с пробегом 84700 км.

Источник

Массовые и неизвестные советские «инвалидки» и их конкуренты

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

В предыдущей статье о послевоенных так называемых инвалидках мы впервые коснулись простейших и ныне прочно забытых трехколесных мотоколясок, оказавших важную помощь советским воинам-инвалидам. В этой статье расскажем об их прямых наследниках — более солидных, удобных и совершенных четырехколесных машинах, которые инвалидам выдавали бесплатно через органы соцобеспечения.

В свое время они заслужили не только признание людей с ограниченными возможностями, но и всенародную известность, сыграв в любимой советской кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Кадр из легендарного фильма с участием актера Евгения Моргунова и «инвалидки» С-3А, прозванной моргуновкой

Легендарная мотоколяска СМЗ С-3А

Конструктивно скромная двухместная микролитражная «инвалидка» С-3А, выпускавшаяся с 1958 года на Серпуховском мотоциклетном заводе (СМЗ), была четырехколесным развитием предыдущей модели С-3Л с задним мотоциклетным мотором в восемь сил. Основными отличиями являлись новый металлический кузов с круглым рулевым колесом и двумя фарами, четырехступенчатая коробка передач и электростартер, а реечный рулевой механизм и передняя независимая торсионная подвеска применялись в СССР впервые. Максимальная скорость не изменилась — 60 км/ч. Снаряженная масса составила 425 кг.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Советская инвалидная коляска СМЗ С-3А с цельнометаллическим кузовом. 1959 год

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Интерьер кабины с круглым рулем и ручными органами управления (фото Lane Museum)346-кубовый мотоциклетный двигатель в заднем моторном отсеке (фото Lane Museum)

Через четыре года в производство поступил улучшенный вариант С-3АМ с телескопическими гидроамортизаторами подвески. До 1970 года, когда его сменила версия С-3Д, было собрано более 203 тысяч серпуховских мотоколясок.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Модернизированная машина С-3АМ на одном из аукционов старинных автомобилей (фото RM-Auctions)

Неизвестные советские «инвалидки»

Во времена, когда только начиналось массовое изготовление первых советских инвалидных автомобилей, были разработаны и испытаны принципиально новые экспериментальные четырехколесные мотоколяски, насыщенные оригинальными конструктивными решениями, превосходившими иностранные конструкции и на короткое время выводившими СССР в лидеры в этой области.

В 1958 году, когда в производство пошла модель С-3А, на Горьковском автозаводе построили две инвалидные машинки ГАЗ-18 с ручным управлением. Их особенностями были опытный двухцилиндровый 620-кубовый мотор в 18 сил (половинка от двигателя «Москвича-402»), передняя независимая торсионная подвеска и обычная трехступенчатая коробка передач с гидротрансформатором, позволявшая управлять одной рукой. Машина весила более полутонны и развивала скорость 40 км/ч. В производство столь неординарная конструкция не поступила.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Опытный автомобиль ГАЗ-18 для инвалидов. 1958 год (из архива И. Падерина)Двухдверная машина ГАЗ-18 с ручным управлением в музее Горьковского автозавода

В 1962-м при сотрудничестве с Научным автомоторным институтом (НАМИ) для перспективной замены слабой, некомфортной и шумной «инвалидки» С-3А был собран единственный четырехместный прототип СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» с несущим кузовом купе. Его оборудовали опытным 15-сильным двигателем заднего расположения (половинка от V-образного мотора первого «Запорожца»), независимой торсионной подвеской и четырехступенчатой коробкой передач с электромагнитным сцеплением. В серию он тоже не пошел.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Перспективный заднемоторный автомобиль для инвалидов СМЗ-НАМИ-086 «Спутник». 1962 год (из архива НАМИ)

В то же время за рубежом усиленно разрабатывали и выпускали подобные простенькие экономичные и недорогие машинки, рассчитанные в первую очередь на массы обедневших за время войны покупателей. Интерес к таким средствам передвижения в крупных городах подогревали налоговые скидки, возможность двигаться по велодорожкам и разрешение управлять ими молодым людям, которые по возрасту могли получить только права на управление мотоциклом. В некоторых странах на них разрешалось ездить вообще без прав.

В отличие от советских «инвалидок» С-3А на Западе серийно вообще не выпускали специальных инвалидных автомобилей, которые могли бы составить серпуховской продукции какую-либо конкуренцию, поэтому в этом обзоре проведем их виртуальное сравнение с подобными многоцелевыми миникарами и микрокарами.

Редкие заграничные «инвалидки» не были лучше наших

После войны первую группу микрокаров составили подчеркнуто примитивные и максимально дешевые сооружения на велосипедных колесах с мотоциклетными агрегатами, кик-стартерами и стальными рамами. На них монтировали одноцилиндровые моторы мощностью не более 7,5 сил, трехступенчатые коробки передач и рессорно-пружинные подвески. Во вторую группу входили «почти нормальные» миниавтомобили с двухцилиндровыми двигателями мощностью до 10 л.с., четырехступенчатыми коробками и электрическими стартерами.

Источник

Та самая инвалидка: мифы и факты о СМЗ-С3Д

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

В конце прошлого века характерное тарахтенье этого необычного транспортного средства можно было услышать в самых отдалённых уголках огромной страны. «Инвалидка» — именно такое прозвище буквально приклеилось к мотоколяске производства Cерпуховского Мотозавода. Крохотная машинка очень нравилась мальчишкам примерно десятилетнего возраста, ведь она по физическим габаритам казалась им практически идеальным детским автомобилем. Однако СМЗ-С3Д, несмотря на скромные размеры и непритязательную внешность, выполнял куда более важную задачу, являясь транспортным средством для передвижения людей с ограниченными возможностями.

В озможно, по этой причине рядовые автомобилисты были не очень осведомлены о технических тонкостях этой «машины», да и прочие нюансы для многих жителей СССР остались «за кадром». Именно поэтому здоровые граждане нередко заблуждались по поводу устройства, реальных недостатков и особенностей эксплуатации «инвалидки». Сегодня мы будем вспоминать факты и развенчивать мифы, связанные с СМЗ-С3Д.

Немного истории

С 1952 по 1958 годы в Серпухове выпускали трёхколёсный автомобиль-мотоколяску С-1Л, получившую в конце производства обозначение С3Л. Затем на смену трёхколесному микроавтомобилю пришла модель С3А — та самая знаменитая «моргуновка» с открытым кузовом и брезентовым верхом, которая отличалась от предшественницы наличием четырёх колёс.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

На фото: СЗД-С3А – знаменитая «моргуновка»

Тем не менее, по целому ряду параметров С3А не соответствовала требованиям, которые предъявлялись к подобным автомобилям — в первую очередь, из-за отсутствия жесткой крыши. Именно поэтому в начале шестидесятых в Серпухове занялись проектированием автомобиля нового поколения, причем на ранних этапах к работам подключились специалисты из НАМИ, ЗИЛ и МЗМА. Однако концептуальный прототип «Спутник» с индексом СМЗ-НАМИ-086 так и не был запущен в серию, а в Серпухове по-прежнему выпускали четырехколесную «моргуновку».

Лишь в конце шестидесятых годов отдел главного конструктора СМЗ начал работать над новым поколением мотоколяски, которое в 1970 году встало на конвейер под индексом СМЗ-С3Д.

В СССР многие модели автомобилей появлялись эволюционным путём – к примеру, вазовская «шестёрка» выросла из ВАЗ-2103, а «сороковой» Москвич был создан на базе АЗЛК М-412.

Однако третье поколение серпуховской мотоколяски существенно отличалось от прежних «микробов». Во-первых, толчком к созданию СМЗ-С3Д послужил новый мотоциклетный силовой агрегат ИЖ-П2 Ижевского машиностроительного завода, вокруг которого и начали «строить» новую модель. Во-вторых, машина наконец-то получила закрытый кузов, который вдобавок был цельнометаллическим, хотя на ранних этапах в качестве материала для его изготовления рассматривался и стеклопластик. Наконец, вместо пружин в задней подвеске, как и в передней, применили торсионы с продольными рычагами.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

По габаритам СМЗ-С3Д уступал любому советскому автомобилю. Но при этом длина кузова превышала габариты Smart City Coupe на 30 см!

Именно поэтому СМЗ-С3Д следует считать самостоятельной конструкцией, которую с предшественницей объединяет разве что концепция – двухместная четырёхколёсная мотоколяска.

Большинство автомобилистов советской эпохи воспринимало «инвалидку» как убогое и отсталое технически изделие. Безусловно, одноцилиндровый двухтактный мотор, крайне упрощенный, но функциональный дизайн кузова с плоскими стёклами, накладные петли дверей и практически отсутствующий интерьер не позволяли относиться к мотоколяске как к современному и совершенному продукту советского автопрома. Однако по целому ряду конструктивных решений СМЗ-С3Д был весьма прогрессивным транспортным средством.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Плоскопараллельный дизайн по меркам своего времени был весьма актуален

Поперечное расположение двигателя, независимая подвеска всех колёс, реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления – это всё про «инвалидку»!

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Независимая передняя подвеска была объединена с реечным рулевым механизмом в единый узел

Кроме того, мотоколяска получила гидравлический привод тормозов на всех колёсах, 12-вольтовое электрооборудование и «автомобильную» оптику.

Советские водители недолюбливали «инвалидки» на дороге, ведь мотоколяска с неторопливым инвалидом за рулём замедляла даже редкий по нынешним меркам поток автомобилей.

Динамические показатели СМЗ-С3Д оказались невыдающимися, поскольку дефорсированный до 12 л.с. мотор ИЖ-П2 для 500-килограммового микроавтомобиля оказался откровенно слаб. Именно поэтому осенью 1971 года – то есть, уже через полтора года после начала производства новой модели – на мотоколяски начали устанавливать более мощную версию двигателя с индексом ИЖ-П3. Но и 14 «лошадок» не решали проблему – даже исправная «инвалидка» была громкой, но при этом крайне тихоходной. С водителем и пассажиром на борту и 10 килограммами «груза» она была способна разогнаться всего до 55 км/ч – и вдобавок делала это крайне неторопливо. Конечно, в советские времена иной подвыпивший владелец серпуховской машины мог прихвастнуть, что набирал по спидометру и все 70 километров, но…

Увы, варианты установки более мощного двигателя (например, от ИЖ-ПС) производителем не рассматривались.

СМЗ-С3Д в конце восьмидесятых годов стоил 1 100 рублей. Мотоколяски распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий, причем предусматривался и вариант частичной и даже полной оплаты. Бесплатно её выдавали инвалидам первой группы – в первую очередь, ветеранам Великой Отечественной войны, пенсионерам, а также тем, кто получил инвалидность на производстве либо во время службы в Вооруженных Силах. Инвалиды третьей группы могли приобрести её примерно за 20% от стоимости (220 руб.), но для этого необходимо было прождать в очереди около 5-7 лет.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

На ранних модификациях (слева) применялись круглые «уазовские» фонари, в то время как на поздних использовали более крупную оптику от грузовиков и сельхозтехники

Выдавали мотоколяску в пользование на пять лет с одним бесплатным капитальным ремонтом через два с половиной года после начала эксплуатации. Затем инвалид должен был сдать мотоколяску в органы Собеса, и после этого он мог претендовать на получение нового экземпляра. На практике отдельные инвалиды «откатывали» по 2-3 машины! Нередко бесплатно полученную машину не эксплуатировали вовсе или ездили на ней всего пару раз в год, не испытывая в «инвалидке» особой необходимости, потому что во времена дефицита от подобных «подарков» со стороны государства люди с ограниченными возможностями в СССР не отказывались никогда.

Если до травмы или заболевания ног водитель управлял автомобилем, но состояние здоровья уже не позволяло ему по-прежнему ездить на обычной машине, в его правах вычеркивали все категории и ставили отметку «мотоколяска». Инвалиды, не имевшие ранее водительского удостоверения, заканчивали специальные курсы для управления мотоколяской, причем они получали удостоверение отдельной категории (не А, как для мотоциклов, и не Б, как для легковых машин), которая допускала управление исключительно «инвалидкой». На практике же сотрудники ГАИ практически не останавливали такой транспорт для проверки документов.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Управление осуществлялось целой системой рычагов. Переключение передач – последовательное

Серпуховская мотоколяска объединяла в себе парадоксальные качества – будучи социальным явлением, она, тем не менее, выступала полноценным личным транспортом. Конечно, с поправкой на то, что её выдавал Собес.

СМЗ-С3Д была оснащена мотоциклетным мотором. Как известно, он не имел жидкостной системы охлаждения, поэтому привычная по обычным автомобилям «печка» в мотоколяске отсутствовала. Однако, как и на Запорожцах, имевших моторы с воздушным охлаждением, для езды в холодное время года конструкторы предусмотрели автономный бензиновый отопитель. Он был довольно капризен, но позволял создать в салоне «инвалидки» приемлемую температуру воздуха – по крайней мере, плюсовую.

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Салон СМЗ-С3Д 1982 года выпуска

Вдобавок отсутствие традиционной системы охлаждения было не недостатком, а преимуществом машины, ведь владельцы мотоколясок были избавлены от мучительной ежедневной процедуры по заливке и сливу воды. Ведь в семидесятые годы на привычном для нас антифризе ездили редкие счастливчики, владевшие Жигулями, а вся остальная советская техника использовала в качестве охлаждающей жидкости обычную воду, которая зимой, как известно, замерзала.

Кроме того, «планетовский» двигатель легко заводился даже в мороз, поэтому потенциально «инвалидка» подходила для эксплуатации в зимнее время даже лучше, чем Москвичи и Волги. Но… на практике в морозную пору внутри диафрагменного бензонасоса оседал конденсат, который тут же замерзал, после чего двигатель глох прямо на ходу и отказывался заводиться. Именно поэтому большинство инвалидов (особенно пожилого возраста) в морозный период предпочитало не пользоваться собственным транспортом.

Как на и остальных советских заводах, в семидесятые годы в Серпухове наращивали темпы производства, улучшали количественные показатели и перевыполняли план. Именно поэтому завод вскоре вышел на новый для себя уровень, выпуская ежегодно свыше 10 000 мотоколясок, а в пиковые периоды (середина семидесятых) в год производили свыше 20 000 «инвалидок»! Всего же за 27 лет производства, с 1970 по 1997 годы, было выпущено около 230 тысяч СМЗ-С3Д и СМЗ-С3Е (модификация для управления одной рукой и одной ногой).

Ни до, ни после на территории СНГ в подобных количествах не производилось ни одного автомобиля для людей с ограниченными возможностями. А благодаря крохотной и забавной машинке из Серпухова сотни тысяч советских и российских инвалидов обретали одну из важнейших свобод – возможность передвижения.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

В моей семье этот автомобиль прослужил 10 лет. С3Д выдали бесплатно одноногому деду, причём уже в 90-е. Но ездил на инвалидке в основном отец. По окончании пятилетнего срока службы, инвалидку списали и отец ещё 5 лет на ней ездил, после чего продал куда-то в деревню за 2000 рублей, машина была абсолютно исправна и без единой ржавчинки. Отец в ней души не чаял, хотя и не утруждался тщательным уходом. Никогда не брал с собой никах документов, 2,5 года проездил вообще без тормозов, тормозил двигателем. «Секвентальная» КПП барахлила уже с завода, постоянно вылетала вторая передача. Звон цепи заглушал всё, машину было слышно за несколько километров. Но хуже всего был дым с салоне, хоть топор вешай. Тем не менее, от машины буквально отворачивались гайцы, расход был как у мотоцикла. Возили на ней всё, и мешки с картошкой (2 в салон, 3 в багажник, 5 на крышу), и прицеп с гранитом на могилу дедушки (это как раз когда не работали тормоза). Стоковый двигатель, честно говоря, не давал разогнаться и до 50, видимо для этого нужна ну очень горизонтальная поверхность. Мы его сами заменили на 17-сильный, стали разгоняться до 60. Это первый автомобиль, в котором я сам попробовал проехать за рулём. Очень тугое ручное сцепление. Зимой не ездили никогда, и не потому что печка была с завода неисправная и мы её сразу сняли. Как говорил отец, «её летом-то не заведёшь. » Чаще всего машину заводили впрыснув шприцем бензин прямо в цилиндр. В общем, классный аппарат!

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

Как выглядит машина инвалидка. Смотреть фото Как выглядит машина инвалидка. Смотреть картинку Как выглядит машина инвалидка. Картинка про Как выглядит машина инвалидка. Фото Как выглядит машина инвалидка

А ведь каких-то 20+ лет назад в каждом дворе были припаркованы. )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *