Какая лучше радиостанция в авто
10 лучших автомобильных радиостанций
Лучшие автомобильные радиостанции отличаются надежностью и имеют ряд преимуществ перед мобильными телефонами: бесплатная связь, возможность участия в беседе нескольких человек и конфиденциальность переговоров.
Какую автомобильную радиостанцию лучше купить
Правильный выбор радиостанции во многом зависит от особенностей эксплуатации автомобиля.
В первую очередь необходимо определить диапазон частот, на котором будет вестись работа:
Важным параметром работы устройства является мощность передатчика. Она определяет силу сигнала, посылаемого в эфир. Чем выше значение мощности, тем больше дальность работы прибора. Рекомендуемое значение для использования в условиях города — не менее 10 Вт.
На дальность приема радиосигнала также влияет чувствительность станции. Для связи во время езды на большие расстояния этот показатель должен составлять около 0,8-0,3 мкВ. Стоит обратить внимание и на поддерживаемую устройством модуляцию. На загородной трассе лучше использовать частоты АМ, а для связи на короткой дистанции — ЧМ.
Чистота принимаемого звука зависит от характеристик избирательности и шумоподавления. Высокие показатели обеспечивают эффективное распознавание полезного сигнала, фильтрацию помех и искажений. В городе сохраняется высокий уровень посторонних шумов, поэтому потребуется значение избирательности не менее 60 дБ.
Лучшие бюджетные автомобильные радиостанции
Подобные модели обладают минимальным количеством каналов связи и низким значением мощности. Зато они отличаются малыми габаритами, удобством установки и вполне справляются с поддержкой стабильной связи на небольшом расстоянии.
Выбираем радиостанцию под конкретные задачи: автомобильные, портативные, авиационные, речные и морские.
Радиостанции используют для передачи коротких сообщений. Быстро и бесплатно. Устройство пригодится профессионалам и любителям. Лично наблюдали, как в торговом центре семейная пара координировала свое движение при помощи 2 раций.
Здесь мы помогаем выбрать правильную радиостанцию. Разобрали их типы, рассказали о диапазонах и что влияет на дальность радиосвязи. Часто ими пользуются не в теплых домашних условиях, поэтому обратили внимание на надежность конструкции.
Радиостанции бывают портативные и стационарные. Хотите носить с собой — берите портативную. Она легкая, компактная и со встроенным аккумулятором. Стационарную радиостанцию кладут на стол или в салон автомобиля. Вдали от розетки от нее нет толка, потому что требует питание.
Некоторые рации специализированные:
— Автомобильные;
— Авиационные;
— Речные;
— Морские.
Автомобильный тип выбирают все водители, дальнобойщики. Корпус помещается в место под магнитолу 1DIN. Авиационная устанавливается в приборную панель, есть выход для авиагарнитуры. У речной и морской свой разъем. Метод установки не важен, портативная станция тоже может быть специализированной. Главное — поддержка нужного диапазона.
В России разрешены гражданские диапазоны CB, LPD и PMR. Для общения в других диапазонах придется получить лицензию. Многие рации, при должной настройке, поймают любую частоту. В эфир выходить не стоит, пусть работает только на прием.
Диапазоны VHF и UHF заняли коммерческие и государственные организации, такие как МВД и МЧС. У UHF часть частот разрешена: LPD и PMR. Выбирайте портативную радиостанцию с диапазонами LPD и PMR. В городе дальность выше у UHF диапазона, а в лесу — VHF. Если выберете двухдиапазонную рацию, то сможете общаться в 2 диапазонах одновременно.
Водители, те же дальнобойщики, покупают станцию с диапазоном CB. В городе с многоэтажной застройкой она не так хорошо справляется с препятствиями. Лучше всего работает в чистом поле, на трассе.
Авиационная радиостанция работает в диапазоне 108–136 мГц. Морская — от 156 до 163 мГц. Речная — 300 и 336 мГц.
Дальность радиосвязи зависит от мощности, но больше от окружения. Препятствия на пути радиоволн нивелируют в ноль самую мощную рацию. Рация обычно имеет мощность 4–5 Вт, выбирайте минимум 2 Вт. Наращивать мощность сверх меры нет смысла. Чтобы повысить дальность связи вдвое, мощность придется увеличить вчетверо. Только радиостанция, не рассчитанная на высокую мощность, умрет раньше срока. Лучше установите длинную антенну.
Заряд аккумулятора тоже влияет на дальность. Она снижается вслед за утекающими процентами заряда батареи. Лучший аккумулятор — литий-полимерный (Li-pol), потому что хорошо переносит минусовые температуры. Также хорош литий-ионный (Li-ion), потому что не имеет эффекта памяти. Лучше не брать аппарат с никель-кадмиевой (NiCd) батареей, она быстро потеряет свой ресурс. Выбирайте рацию с литий-полимерным аккумулятором или литий-ионным, они лишены этих недостатков.
Качество связи зависит от типа рации. У цифровой радиостанции оно выше. Также у цифрового аппарата меньше фонового шума, помех, лучше качество звука. Связь шифруется, и вы сможете создать конференцию на одном канале. Аналоговая радиостанция этих преимуществ лишена, зато она дешевле.
Класс радиостанции можно определить по ее корпусу. Если производитель не ищет компромиссы, то внутренности аппарата будут надежно защищены.
Корпус должен быть крепким и рельефным, а внутри — металлическое шасси. Чтобы лучше сцеплялся с рукой, а если упал, то не разбился. Вот некоторые отличия защиты раций разных классов:
Бюджетная — без защиты, один пластик.
Средняя — защита от ударов, брызг воды и пыли IP54.
Профессиональная — натовский противоударный стандарт MIL-STD 810, защита от искр, взрывов. Выдержит 30-минутное погружение в воду на 1 метр IP7.
Рация может быть с экраном и клавиатурой или без них. Они нужны для прямого ввода частоты: не придется выбирать из заранее заданных каналов. Наличие клавиатуры не всегда значит, что есть прямой ввод частоты. Иногда она только переключает каналы. Если клавиатуры нет, канал переключают вращая регулятор.
Звук передается по нажатию кнопки. Жать кнопку не обязательно, если есть функция VOX. С ней рация выходит в эфир, как только слышит голос. Голос пропал — прекращает вещать.
Какая рация для дальнобойщиков лучше: отзывы, рейтинг моделей 2022 года
Выбрать рацию для дальнобойщика можно в соответствии с рейтингом лучших моделей. Но сначала необходимо понять, на какие основные критерии следует обратить внимание.
Как выбрать автомобильную рацию для дальнобойщиков
Несмотря на повсеместное распространение мобильной связи, автомобильные рации по-прежнему остаются востребованными, особенно для дальнобойщиков. При перевозке грузов водители нередко оказываются в таких местах, где обычные телефоны просто не улавливают сигнал. Рация в этом случае приходит на помощь и позволяет связаться с коллегами, начальством или заказчиками, а иногда — подать сигнал бедствия.
Рация для дальнобойщика полезнее и надежнее, чем телефон
Чтобы правильно выбрать прибор, нужно обратить внимание на несколько моментов.
Мощность
Автомобильные рации с мощностью до 10 Вт не требуют регистрации, однако транслируют сигнал всего на 7-8 км вокруг. Для дальнобойщиков более интересны модели с дальностью 20 км и больше. Но на использование мощных устройств 10 Вт и больше придется получать разрешение.
Частотность
Частота для водителей рейсового транспорта в России — это 27 МГц в коротковолновом диапазоне. Устройство, поддерживающее исключительно короткие волны, регистрировать не нужно, при условии, что мощность у него низкая.
А вот если рация работает со средними волнами, то разрешение на нее получать необходимо. Причем во всех случаях, даже если показатель мощности не превышает 10 Вт.
Уровень защиты
Лучшими считаются рации с защитой IP5X и IP6X, они не боятся повышенной влажности, пыли и перепада температур. Использовать устройство с высоким уровнем IP можно даже под дождем.
Емкость аккумулятора
Поскольку возможность подзарядить приемник в дороге есть не всегда, для дальнобойщика лучше купить рацию с Li-ion аккумулятором на 1500 mAh и больше. Хорошо, если прибор поддерживает подключение автономного зарядного устройства. А вот рации на батарейках для водителей рейсового транспорта не подходят, такие элементы питания разряжаются слишком быстро.
Голосовое управление
Для дальнобойщика окажется очень удобной рация с голосовой активацией. Чтобы воспользоваться устройством, не придется снимать руки с руля. Прибор самостоятельно выйдет в эфир при звуке голоса владельца.
Дополнительные опции
Востребованная бонусная функция в приемнике для дальнобойщика — это кнопка SOS, позволяющая быстро отправить тревожный сигнал. Также водителю может пригодиться встроенный аварийный аккумулятор.
Как выбрать антенну для рации для дальнобойщиков
При выборе рации для дальнобойщиков нужно уделить внимание антенне. Она может принадлежать к одному из трех видов.
С длинным штырем
Антенны до 2 м длиной самые мощные — до 1600 Вт. Обеспечивают усиление до 6 дБ, улучшают качество связи. Но монтаж связан с большими сложностями, приспособление нужно врезать в кузов автомобиля, и при этом может быть нарушена допустимая высота транспортного средства.
Врезные антенны самые практичные, но монтировать их сложно
С коротким штырем
Антенны 0,9-1,7 м обеспечивают рабочий диапазон в пределах 5-7 км, не создают сложностей при эксплуатации и не задевают деревья и дорожные конструкции при езде. Часто применяются дальнобойщиками, передвигающимися на небольшие расстояния по федеральным трассам.
С очень коротким штырем
Удобные антенны длиной 65-70 см позволяют беспрепятственно проезжать под мостами и заводить транспорт на подземные или внутренние парковки. Но дальность приема сигнала у них незначительная — не больше 5 км, а максимальное усиление составляет всего 3 дБ. Поэтому дальнобойщики такими антеннами пользуются редко, в дальних рейсах пользы от них почти нет.
С механическим креплением
Антенны этого типа оснащаются специальными закрепляющими пластинами, при помощи которых монтируются на крышу или на бампер. Достаточно надежны и позволяют отказаться от стандартной врезки в кузов всего устройства.
Антенны с креплением на пластинах не деформируют кузов и держатся очень прочно
С магнитным основанием
Помимо врезных антенн, существуют магнитные приспособления, которые легко устанавливаются без стационарного крепления. Могут обладать любой длиной и запасами мощности. Но на практике дальнобойщики такими антеннами почти не пользуются. Грузовые машины сильно вибрируют в процессе движения, и даже надежные магнитные крепления часто отваливаются.
Топ-10 лучших автомобильных раций для дальнобойщиков 2022 года
Автомобильные приемники средней и высокой мощности представлены в достаточно широком ассортименте. Дальнобойщики могут выбирать между бюджетными и дорогостоящими моделями, ориентируясь на основные характеристики устройств.
MegaJet MJ-650 Turbo
Одна из лучших автомобильных раций с мощностью 18 Вт поддерживает 6 сеток и более 200 каналов, обладает 2 шумодавами и синтезатором частоты. Переключается между российскими и европейскими частотами по нажатию кнопки, оснащена динамиком и ЖК-дисплеем, поддерживает быстрый выход на каналы 9, 15 и 21. Комплектуется аттенюатором для настройки чувствительности приемника.
Купить MJ-650 Turbo можно за 5000 рублей
Alan 42 Plus
Портативная рация для дальнобойщиков с выходной мощностью 4 Вт, модуляциями FM и AM и 800 каналами. Получает питание от батареек или от автомобильного прикуривателя, оснащена шумоподавлением и сканированием 2 каналов. Подключается к антенне, обладает кнопкой выхода на экстренный 9 канал.
Средняя стоимость рации Alan 42 Plus — 7400 рублей
President Randy II
Достаточно дорогой портативный приемник с мощностью 4 Вт поддерживает стандартную AM и FM модуляцию и 40 каналов. Элементом питания служит аккумулятор Li-ion, рация оснащена ЖК-дисплеем и шумоподавлением, может сканировать 2 канала. Из достоинств стоит отметить запас энергии батареи 2100 mAh и мощность громкоговорителя 2000 мВт.
Купить портативный приемник для дальнобойщиков President Randy II можно за 14000 рублей
Midland M-Mini
Компактная рация поддерживает 80 каналов в модуляциях FM/AM, обладает 2 уровнями мощности и шумоподавлением в автоматическом и ручном режиме. Предусмотрен разъем для подключения гарнитуры.
M-Mini от Midland можно купить за 3200 рублей
Midland Alan 100 Plus
Среднебюджетное устройство с мощностью 5 Вт поддерживает 40 каналов и 2 варианта модуляции — FM и АМ. Питание осуществляется от аккумулятора, но рацию можно подключить и к прикуривателю. Дальность действия составляет около 8 км на открытой местности.
Baofeng UV-5R
Бюджетный приемник на 5 Вт поддерживает 128 каналов и действует в радиусе 10 км. Комплектуется емким аккумулятором и гарнитурой, а также фонариком. Способен быстро переключаться по настроенным каналам, весит всего 250 г. Но прежде чем выбрать переносную рацию для дальнобойщиков, нужно учесть, что у нее нет защиты от пыли и влаги — ко внешним условиям устройство очень чувствительно.
Приобрести приемник для дальнобойщиков Baofeng можно за 1500 рублей
Optim Voyager
Дорожная рация в литом алюминиевом корпусе оснащена шумоподавителями автоматического и ручного типа, поддерживает FM и AM и отличается чистым и качественным сигналом. Есть клавиши для быстрого вызова помощи или перехода в общий канал, предусмотрен ночной режим дисплея. Рация осуществляет сканирование по сетке и по каналам памяти, может использоваться как с гарнитурой, так и без нее.
Стоимость Optim Voyager в среднем равна 6000 рублей
MegaJet MJ-3031
При выборе рации для дальнобойщика в машину стоит обратить внимание на популярную модель с мощностью 10 Вт и дальностью действия около 10 км. Оснащена спектральным шумоподавителем, работает с 240 каналами, поддерживает режим сканирования. В памяти можно сохранить 4 канала. Светодиодная подсветка дисплея не бросается в глаза ни днем, ни ночью, но при этом повышает резкость изображения и позволяет читать информацию на экране даже в условиях яркого солнечного освещения.
Приобрести MegaJet MJ-3031 можно за 7100 рублей
Optim 270
Автомобильная рация для общения в диапазоне 27 МГц позволяет выбирать между двумя уровнями мощности — 10 и 4 Вт. Оснащена пороговым ручным и автоматическим спектральным шумоподавителем, питается от прикуривателя транспортного средства, но комплектуется также сетевым адаптером. Способна сканировать эфир, отображает на дисплее информацию о номере канала, частотной сетке, мощности передачи и уровне сигнала. Регуляторы на передней панели предназначены для настройки громкости и чувствительности.
Средняя цена Optim 270 — 3400 рублей
MegaJet MJ-50
В некоторых случаях разумно выбрать портативную рацию для дальнобойщиков, например, MJ-50. Очень небольшой и легкий прибор свободно размещается не только в салоне машины, но даже в кармане куртки. При малых габаритах обладает хорошим функционалом — поддерживает 5 сеток с 45 каналами в диапазоне СВ, переключается между AM и FM. Мощность устройства составляет 4 Вт, рация оснащена шумоподавлением и предоставляет четкий и чистый сигнал.
Купить MJ-50 можно от 2700 рублей
Рейтинг самых лучших автомобильных раций для дальнобойщиков по соотношению цена и качество 2022 года
Традиционно самым высоким спросом пользуются рации, в которых высокое качество приема и отправки сигнала сочетается с умеренной ценой. Такие модели отличаются надежностью и позволяют дальнобойщикам оставаться на связи в любой ситуации.
MegaJet MJ-600 Turbo
Хорошая рация для дальнобойщиков с ЖК-дисплеем поддерживает работу с 220 каналами в диапазоне 26,9-27,8 МГц. Оснащена мощной системой шумоподавления, обеспечивающей чистую связь без помех, и современным микропроцессором, гарантирующим быструю работу. К приемнику можно подключить громкоговоритель.
Yaesu FT-2980R
Одна из самых хороших раций для дальнобойщиков может комплектоваться передатчиком с мощностью от 5 до 80 Вт. Отличается высокой производительностью, работает в диапазоне 144 Мгц, поддерживает более 200 ячеек памяти. Обладает огромным количеством настроек чувствительности, громкости и других параметров, есть 4 режима подсветки. Устойчива к внешним воздействиям любого рода и работает в температурном диапазоне от — 20 до + 60 °С.
Рация для дальнобойщиков Yaesu стоит недешево — 14000 рублей
President Truman ASC
Универсальная дорожная рация годится как для простых водителей, так и для дальнобойщиков. Комплектуется ручным и автоматическим подавителем шума, предусмотрено гнездо для подключения отдельного динамика. Работает в диапазоне 26,9-27,4 МГц, поддерживает 80 каналов (E и R), осуществляет сканирование и мониторинг. Хорошо подходит для применения на зимних трассах, поскольку выдерживает отрицательные температуры вплоть до — 30°С.
Купить рацию President Truman ASC можно за 6700 рублей
Заключение
Выбрать рацию для дальнобойщика можно по нескольким параметрам — мощности, функциональности, дополнительным функциям. Отдавать предпочтение лучше устройствам с большой дальностью действия, поскольку обычные «городские» приемники для рейсовых водителей бесполезны.
Отзывы о том, какую рацию лучше выбрать для дальнобойщика
Рация в машине или как выбрать СиБи аппаратуру… FAQ
В силу участившихся вопросов о покупке оборудования, думаю перепост статьи одного известного Си-Би форума будет очень актуален и полезен.
Итак, с утра пораньше крепко приложившись головой об косяк, Вы решили стать членом шмякнутого сообщества сибишников. Не буду Вас отговаривать, — скорее всего, бессмысленно, и поможет Вам только смирительная рубашка…
С чего начать? Я бы рекомендовал ознакомиться с этим материалом: ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=3
Возможно, после этого вопросов у Вас чуть-чуть поубавится, но, пожалуй, останется главный и ужасный: за что отдать деньги?
Для того чтобы понять, какая именно конфигурация оптимальна для Вас, необходимо знать, зачем Вам связь в принципе. В упрощенной форме дальность связи по передаче будет определяться характеристиками антенны (более подробно здесь: ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=2026 ) и усилителя (или оконечного каскада передатчика радиостанции, если усилитель Вы не применяете, подробнее информация по усилителям предоставлена здесь: ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=1230 ), а по приему — антенны и радиостанции (ее приемника). Итак, начнем с самого простого.
Вы с друзьями ездите по просторам нашей Родины и пытаетесь общаться между собой в процессе движения и попутно «греть уши» в канале дальнобойщиков.
Наиболее бюджетный вариант — это MJ 300 + МА 27 ( ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=30 ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=8 ). Дальность связи между машинами в этом случае составит уверенных 3-5 км. Зато комплект стоит совершенно смешных денег. Если запитывать аппарат от прикуривателя, комплект можно переставлять с машины на машину.
Следующий шаг для повышения эффективности Вашей связи — замена антенны на Alan’овскую ML 145 ( ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=2101 ). Дальность связи при этом возрастет процентов на 25-30.
Следующий шаг: замена антенны на стационарно крепящуюся. В случае с дальнобоем возможны трудности с применением двухметровых антенн. Если хочется что-то покороче — можно взять Lemm AT-1000 Eagle или (чуть хуже) Lemm AT-500 Colt. Lemm АТ-1700 при той же длине заметно проигрывает им в эффективности, 1200 и 1500 — еще хуже, про 90-сантиметровый «огрызок» АТ-550 уж и говорить нечего. Настоятельно не советую связываться с Alan 9+ из-за очень низкой ее эффективности. Но все-таки, я бы рекомендовал использовать двухметровую АТ 73 ( ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=4 ). Ее вполне можно закрепить, например, на зеркале. Данные крепления выпускаются серийно. Вот вариант подобной установки: ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=44 (Более подробно антенны описаны здесь: viewtopic.php?f=1&t=2026 )
Комплект MJ 300 + AT 73 увеличит дальность уверенной связи между машинами с такой аппаратурой до 8-10 км. Именно такой комплект я бы рекомендовал дальнобойщикам, как оптимальный для решения их задач.
Следующий шаг: заменить MJ 300 на MJ 600 Turbo (чуть хуже MJ 600+ Turbo, MJ 3031 M Turbo). Дальность уверенной связи между машинами с однотипной аппаратурой возрастет до 10-13 км, а при применении антенны Turbo 2001 увеличится против АТ 73 еще где-то на 10%. Turbo 2001 + MJ 600 Turbo (MJ 600+ Turbo, MJ 3031 M Turbo) по совокупности технических характеристик я назвал бы, пожалуй, оптимальным комплектом для любителей полазать по бездорожью, не желающих использовать усилитель.
Следующий шаг: установка усилителя. Вам требуется перекрывать расстояние между машинами порядка 20 км на местности (вне городской застройки), Вы желаете работать в контакте с ООО «Московская Служба Спасения» и пользоваться связью, а не изводить операторов ООО «МСС» «увлекательной» игрой в «слышу — не слышу». Вам нужна уверенная связь с базой «МСС» по МКАД включительно. При этом Вы не хотите заморачиваться мучительным выбором места для проведения радиообмена. Ну что ж, установка хорошего усилителя неизбежна (более подробное описание усилителей здесь: ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=1230 ). Рекомендуемое железо:
радиостанция — MJ 600 ( ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=877 ), Yosan 5 Stealth 5 ( viewtopic.php?f=1&t=2656 )MJ 3031 M ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=217 ( не MJ 3031 или 3031 D! ), чуть хуже MJ 600+ ( ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=271 ), MJ 800 ( ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=958 ), MJ-400. Вполне допустим, хотя и не столь удобен для подобной работы, MJ 300. MJ 3031 M стоит рассматривать только в том случае, когда аппарат не снимается с машины (при отключении питания эта модель забывает все настройки и «просыпается» односеточной).
усилитель — KL 300 (KL 300 P — только с ампутированным предусилителем, что невозможно без вмешательства в конструкцию). Несколько хуже подходят KL 400 и ЕА 300 (легендарные «золотые ребра»); кроме всего прочего, эти усилители сложно заставить работать в АМ, — но это, по большому счету, практически никогда и не нужно.
антенны — только двухметровые, лучше всего Turbo 2001, АТ 73 или Sirio 5000 Performer, и, совсем для фанатов, Turbostar AT-3001. В принципе, допустимо использование Sirio 4000 и ее производных, предварительно правильно собранных и доработанных, но механическая прочность (надежность) этих антенн заставляет желать лучшего. Если уже валяется — можно помучаться и сделать, хотя все одно, будет уступать. С новья брать не советую, отстой. Минимально пригодным для подобного использования считаю комплект MJ 300 + KL 300 + AT 73
Следующий шаг: Вам требуется дальность связи между двумя машинами свыше 25 км, или, по городу, — свыше 15 км. Задумываетесь об уверенной связи с ООО «МСС» с первой бетонки. Либо же Вы — таксист, работающий в одной из московских фирм, где кто громче гаркнул — тому и шоколад. Что ж, тогда остается только выжимать из гражданского диапазона все, на что он способен: усилитель KL 500 и антенна Turbo 2001 ( ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=4 ).
Следующий шаг: хочется еще больше… 😈 Придется жертвовать амплитудной модуляцией (каналом дальнобойщиков). Чтобы не только орать громко, но и слышать далеко, необходимо применить радиостанцию с еще более совершенным приемником, чем у семейства Megajet’ов. Это Alinco DR-M 03 ( viewtopic.php?f=1&t=1360 ).
В данный момент комплект Turbo 2001 + KL 500 + Alinco DR-M 03, по моему мнению, является наиболее эффективным из всего многообразия аппаратуры, которое присутствует на рынке средств связи гражданского диапазона.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на следующие моменты:
Вся перечисленная аппаратура (в некоторых случаях, разве что, кроме MJ 3031 M) нуждается в доработке. По антеннам технологии выкладывал, по аппаратам и усилителям — в процессе (чем меньше времени будут отнимать ответы на несформулированные вопросы, тем быстрее этот процесс закончится).
MJ 600 Turbo, MJ 600+ Turbo и MJ 3031M Turbo более предпочтительны для работы без усилителя. Усилитель же они неизбежно будут убивать, если не «растурбировать» их взад. Для работы с усилителем лучше брать те же модели без приставки Turbo. В принципе, все отличие аппаратов с этой приставкой от их братьев без нее состоит лишь в том, что аппараты с приставкой Turbo имеют более мощный оконечный каскад передатчика и «качают» 15 Вт честных, в отличие от своих «нетурбированных» десятиваттных братьев.
Но из любых правил есть исключения. Первое исключение составляет «парочка» MJ-3031M и MJ-3031M Turbo — это совершенно разные аппраты. В MJ-3031M Turbo, в отличие от MJ-3031M, нет порогового шумодава, и из-за этого он менее удобен для использования в 15-м канале дальнобойщиков с модуляцией АМ.
Следует заметить, что торговая марка Megajet выбрана не от нежной любви к фирме РКК, которой она принадлежит. Для того чтобы рекомендовать именно эти модели, причиной послужила возможность практического сравнения радиостанций гражданского диапазона в реальных условиях эксплуатации. В основе этих рекомендаций лежит и статистика отказов, и соотношение «цена/качество», и реальные характеристики аппаратуры. Помимо всего прочего, есть и такой немаловажный аспект, как удобство использования аппаратуры. В частности, за исключением перечисленных в данном материале моделей, в аппаратуре связи гражданского диапазона не применяется «автомат шумодава» (в некоторых Maycom’ax он заявлен, но не работает из-за дефекта производителя… 😈 ). Автоматический шумодав в подавляющем большинстве случаев намного удобнее обычного порогового. Особенно ярко это преимущество заметно в условиях крупного города с его обилием индустриальных помех. Но иногда нужен и пороговый шумодав (не более чем как дополнение к автомату). Например, при работе в амплитудной модуляции часто эффективнее бывает использовать именно его. Такие модели, как MJ 300, MJ 400, MJ600+, MJ 800 и MJ-3031M Turbo, порогового шумодава лишены в принципе, и на ручку SQ выведен все тот же «автомат». В отличие от них, у моделей MJ 3031 M, Yosan 5 Stealths и MJ 600 при наличии «автомата» сохранен и пороговый шумодав, выведенный на ручку SQ, что, на мой взгляд, делает эти модели более удобными в применении. Более подробно особенности работы и различия в эксплуатации этих двух систем шумоподавления расписаны здесь: ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=7
Усилители класса KL 200, KL 203, EA 150, Booster 747 и т.п. лично я как полноценные не рассматриваю и напоминаю, что скупой платит дважды. Кроме того такие модели, как KL 203 и Booser 747, являются неремонтопригодными по причине слишком дорогих комплектующих.
Все дальности, указанные мной, могут сильно сокращаться при некорректной установке оборудования на машины, а также в силу особенностей рельефа и застройки при работе в городе. Собственно, и даны они из расчета на то, что антенна установлена в верхней точке кузова машины и не на фальшивую массу.
По моей практике только сама по себе перестановка антенны с фальшивой массы на нормальную увеличивала уверенную дальность связи процентов на 15-20. Под фальшивой массой подразумевается использование в качестве массы крышек капотов, багажников, задних дверей и т.п, так как будучи действительно подключенными к массе по постоянному току, эти элементы на радиочастоте будут не более чем сложным набором емкостей и индуктивностей, а учитывая их геометрические размеры, еще и с частотой резонанса близкой к 27 МГц, что и вызывает заметную потерю эффективности антенны. Например, при установке антенны на экспедиционный багажник, для того, чтобы избежать этих потерь, он должен иметь электрический контакт с кузовом во всех точках крепления к нему (ну, по крайней мере, в четырех угловых).
Варианты установки антенны в «крыло», как правило, ведут к потере дальности процентов на 20-25, а извращения типа установки в бампер убивают дальность процентов на 30-40.
Следует также отметить, что перестановка однотипной антенны со стационарного крепления на кузове на магнит «крадет» дальность где-то на 20-25 процентов. Кроме того, магнитки очень плохо стыкуются с усилителями. Подобная комбинация, как правило, вызывает серьезные наводки на бортсеть по передаче, собственную генерацию усилителя и многие другие замысловатые эффекты, связанные с тем, что магнитка «берет» потенциал кузова с корпуса усилителя через полуволновый повторитель импеданса, образованный экраном ее кабеля и кузовом машины. Шумы по приему, наводки на бортсеть, генерация усилителя могут возникать и исчезать фактически при небольшом перемещении кабеля магнитки по салону машины. Лечится подобное недоразумение применением ВЧ-отглушки, которая к тому же позволяет произвольно удлинять кабель магнитки (более подробно рассмотрено здесь: ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=8 … highlight= ).
Однако со всех сторон дуют в уши и называют самые разные другие цифры, желая продать залежалый товар. А самые ушлые делают ужасно умные лица (ну прям почти как у человека!) и менторским тоном заявляют, что в гражданском диапазоне ничто не предсказуемо, и, мол, четких критериев оценки нет, или начинают рассказывать охотничьи истории о том, как с любимого Intek’a и Hustler’a связались с «МСС» из Владивостока на 10 баллов!
Конечно, я тоже могу выбраться на крышу стоящей рядом с моим домом высотки и связаться с портативки с «МСС» (расстояние около 30 км, выходная мощность портативки 3,5 Вт честных, антенна — штатный «крысиный хвост» длиной не более 20 см), но это будет не более чем случайность.
Тем не менее, достаточно четкие критерии оценки дальности уверенной связи назло олдовым дилетантам с умными лицами все-таки существуют:
дальностью уверенной связи называется максимальная дальность, при которой в 80% случаев проведения связи, при СЛУЧАЙНОМ выборе места (точки) проведения связи, Вы получите 100% разборчивость речевого сообщения. Норматив этот взят у «силовиков» и, по моему мнению, удачен и удобен для оценки реальных характеристик аппаратуры, если ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВЯЗЬЮ, А НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЛЮБИТЕЛЬСКИМИ ИЗЫСКАНИЯМИ. Учитывая разношерстность применяемой аппаратуры связи в гражданском диапазоне, к этой формулировке я обычно добавляю: «.при использовании в радиообмене двух однотипных комплектов оборудования».
Ну и, пожалуй, последнее: НИЧТО ТАК НЕ МЕШАЕТ ПОЛНОЦЕННОЙ РАБОТЕ АППАРАТУРЫ СВЯЗИ, КАК НЕИСПРАВНОСТЬ ПРОКЛАДКИ МЕЖДУ РУЛЕМ И СИДЕНЬЕМ И НЕЗНАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ!