Какая резина мягче зимняя или летняя на машине
Различия между летней и зимней резиной и зачем ее менять
Отличие между летней и зимней резиной
Основное отличие между летней и зимней резиной состоит в качестве сплава резины. Сцепление шины с дорожным полотном обеспечивает лучший тормозной путь и управляемость. Лучшие качества резина приобретает после прогрева (что бы прогреть резину необходимо проехать некоторое расстояние, тогда резина становится более мягкой и обеспечивает наиболее оптимальный контакт с дорогой). Летние шины имеют состав резины, который при низкой температуре прогревается и даже наоборот замерзает. Как результат шина становится твердой и не прилегает максимально плотно к дороге. Последствия данного процесса хуже управляемость (склонность к заносу) и более длинный тормозной путь + 10-30%
Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью, экономичностью и наилучшим образом приспособлены прежде всего для скоростной езды.
Шины имеют специальный состав резины и не симметричный рисунок протектора для уменьшения шума, сохраняют стабильный коэффициент сцепления с дорогой независимо от особенностей качения на высокой скорости.
Предназначены для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации. Рисунок протектора таких шин имеет четко выраженные «шашечки» от продольных и поперечных канавок значительной глубины. В «шашек» сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок, прорези которого могут сочетаться с канавками или быть закрытыми. Элементы рисунка протектора зимней шины максимально приспособлены для сцепления с обледенелой дорогой — каждый проем в контакте с дорогой образует ступенчатую грань, которая «зацепляется» за микро шероховатости дорожного покрытия.
Всесезонные шины являются компромиссом между летними и зимними. Эта группа шин хорошо приспособлена для работы на сухом и мокром асфальте, отличается удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам и несколько большим износом, чем летние.
Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую «дорожку» и разделены канавками разной ширины. На элементах рисунка протектора — узкие прорези дополнительного микрорисунка.
Всесезонные шины способны обеспечить приемлемый уровень безопасности зимой и достаточный комфорт на летней дороге, однако совмещают в себе не только преимущества, но и недостатки шин, предназначенных для конкретного сезона.
Шины: зимние и летние
Сравниваем, объясняем и почему для каждого сезона и климата нужны свои шины
Почему шины бывают летними и зимними?
Летом шина нужна из жесткого материала, а рисунок должен обеспечивать максимально большое пятно контакта с дорогой.
Зимой резина должна быть из мягкого и не замерзающего состава. Рисунок шины должен максимально быстро уводить воду и снег из пятна контакта. Размер пятна уже не приоритет.
Летняя шина при минусовой температуре замерзает и теряет свои тормозные свойства. Также она не может эффективно отводить влагу и снег, что также влияет на эффективность торможения.
Летние шины
Стандартные шины для эксплуатации в теплое время года. Эти шины можно разделить на следующие категории:
Гражданские – эксплуатации от +5°С. При температуре ниже резина становится жёстче и показатели безопасности ухудшаются.
При температуре +3°С большинство летних шин сильно «дубеют» и тормозной путь увеличивается до 30%. При +1°С любая зимняя резина даже на сухом асфальте тормозит лучше чем замерзшая летняя.
Спортивные – для эксплуатации от +10°С. Резиновая смесь твёрже/жестче, поэтому комфортность снижается. Но спортивная: лучше передает состояние дороги, лучше управляется, меньше пробуксовка и реже сносы/заносы и незначительно лучше тормозит гражданских. Но большинство спорт шин требуют прогрева от езды иначе характеристики могут быть даже хуже, чем у гражданских.
Летние шины имеют преимущества перед зимними и межсезонными (в летнее время года): более эффективное торможение (при темп.болеее +5°С), меньшее потребление топлива, меньше износ шины.
Летние шины с индексом M+S
На летней резине может быть указана доп. маркировака M+S. Она переводится как «Грязь + Снег», но в США и Канаде где она изначально появилась трактуют как — для использования с ранней весны до поздней осени.
Шина с индексом M+S изначально устанавливалась на строительную и грузовую технику с учетом работы на грунтовой грязной дороге и при незначительном снеге. Теперь эти шины можно встретить на внедорожниках, кроссоверах и пикапах, для легковых авто встречается редко.
В случае выезда в горы где возможны осадки из снега, предполагается, что асфальтные дороги будут обработаны реагентами или используются цепи противоскольжения.
Всесезонные шины
Зимние фрикционные шины (липучка)
Альтернативные названия: липучка или скандинавская зимняя шина.
Фрикционные шины, выпускаемые ещё в 2010 году, ощутимо уступали по безопасности шипованным шинам, ещё и стоили дороже. Сегодня современные фрикционные шины не уступают шипованным по уровню безопасности, а иногда в тестах даже побеждают. Основные плюсы в пользу липучки:
+ Отсутствие шума;
+ При регулярной эксплуатации в городе фрикционные шины служат гораздо дольше. У шипованной резины в городских условиях быстро вылетают шипы и свойства резко ухудшаются;
Недостатки фрикционных шин:
— Цена. Фрикционные шины обычно дороже на 10% если сравнивать с альтернативными шипованными.
— Хуже с заездом в гору при наледи если нет полного привода;
Зимние шипованные шины
Преимущества шипованной резины перед фрикционными и всесезонными шинами:
+ Дешевые шипованные зимние шины в большинстве тестов лучше себя показывают, чем альтернативные дешевые липучки. Обусловлено это дороговизной производства липучек;
+ Резина чуть жестче чем у липучек. Благодаря чему в оттепель и теплую погоду при активной езде шипованная резина лучше себя ведет;
+ Лучше старт со светофора. Особенно у переднеприводных автомобилей.
Недостатки:
— Шум шипов;
— По мере вылета шипов, теряются преимущества шин. Когда более 60% шипов вылетает, ухудшаются качества до уровня всесезонной шины;
— Вылетевший шип может повредить соседний автомобиль;
— Повреждение дорожных покрытий шипами;
— Шины выпущенные в Европе уступают по характеристикам таким же шинам выпущенным в России. Связано это с Евро нормами по экологии и бережности к асфальту;
— Новые шипованные шины требуют обкатки от 500 км Nokian) до 1000 км (Michelin). Липучки обкатывают 100-200 км;
— Запреты/ограничения в некоторых Европейских странах;
Проблемы и запреты на использование шипованных шин
Во время резкого торможения и разгона шипы разрушают асфальт. Поэтому в России на многополосных трассах в крайнем ряду появляется колейность за зиму.
В Японии шипованные шины запрещены. Поэтому зимой пользуются липучкой или всесезонкой.
В Европе их использование допускается строго в зимний период, который ещё отличается у каждых стран. Также некоторые платные дороги требуют дополнительно уплачивать налог за использование шипованной резины.
Сравнительная таблица летних и зимних шин
Сравнительная таблица летних и зимних шин по погодным условиям
Не забывайте про давление в шинах
Соблюдая требуемое давление в шинах автомобиля вы обеспечиваете:
— эффективное торможение автомобиля;
— оптимальный расход топлива;
Если шины перекачать, то увеличится тормозной путь.
Если недокачать шины, то увеличится раскачка, что влечет ухудшение в работе электронной стабилизации (ESP) и системы торможения ABS. Также с не докаченными колесами чаще повреждают и прокалывают колёса. Подробнее в этой статье.
Рекомендуется проверять давление в шинах хотябы каждые два месяца.
О давлении в шинах
Давления в колесах проверяют на холодную, т.е. колеса были в спокойствии хотя бы 20 минут. Проехав более 5 км давление в шинах обычно поднимается на 0.2 бар летом (зимой на 0.1 бар), что является нормальным и учтено производителем автомобиля.
Почему зимние шины не стоит использовать летом
При температуре более +7 градусов, шина становится чрезмерно мягкой и это ухудшает ряд показателей:
Тормозной путь становится длиннее. У зимней шины пятно контакта хуже, чем у летних из-за особенного рисунка и ламелей. Уже при +15С дешевая летняя резина будет тормозить лучше дорогой зимней. В жару +30 зимняя шина становится слишком мягкой и на горячем асфальте начинает плавиться при торможении, из-за чего тормозной путь становится длинным как на льду.
Паразитная раскачка. От тепла резиновая смесь шины становится слишком мягкой, вследствие чего она плохо амортизирует и гасит вибрации неровностей дороги. Машину сильнее и дольше раскачивает. Как результат:
— ухудшается управляемость и ложные срабатывания системы стабилизации ESP;
— увеличения расход топлива и за счёт не рисунка;
— морская болезнь у пассажиров;
Легче повредить. Из-за чрезмерной мягкости шину проще повредить в ямах или зацепив бордюр.
Вот научное объяснение разницы между летней и зимней резиной
Наука: Разница между летними и зимними шинами.
Вот и настал на большей части территории России зимний период времени, который принес и приносит ежегодно на дорогах нашей страны увеличение аварийных ситуаций и снижение средней скорости движения автотранспорта. К нашему сожалению, не все автомобилисты с наступлением зимы вовремя меняют летнюю резину на зимнюю. Причем многие из них прекрасно знают, что таким своим бездействием они игнорируя правила дорожного движения умышленно нарушают российское законодательство, ставя под угрозу не только свою безопасность, но и безопасность других участников дорожного движения. Такие горе автомобилисты не спешат переобуть свои автомобили и считают, что зимой можно легко и смело использовать ту же летнюю резину.
Мы не будем в нашем сегодняшнем материале пугать в очередной раз всех тех водителей, которые не меняют и еще не поменяли летнюю резину на зимнюю. По этому поводу на нашем тематическом ресурсе имеется в настоящий момент достаточно подобных материалов. А еще много такой информации по замене сезонной резины содержиться и в самой интернет сети.
Сегодня уважаемые читатели мы попытаемся рассказать вам и объяснить чем отличается летняя резина от зимней и естественно, с научной точки зрения попытаемся подробно рассказать вам о главном аспекте этой проблемы, а именно о том, что происходит на молекулярном уровне с летней резиной при морозе и наоборот, что может происходить с зимними покрышками при больших положительных плюсовых температурах.
Надеемся, что наш рассказ не покажется вам слишком скучным и замудреным. Так же мы со своей стороны считаем, что данный редакционный материал поможет убедить многих автомобилистов и заставит их в конце-то концов отказаться от использования летних шин в зимний период времени.
Многие наши автомобилисты предполагают, что летняя резина в основном отличается от зимней только лишь протектором. Отчасти это так, но не в совсем полной мере. Ведь протектор шин играет важное значение для сцепления с дорогой и как-раз в разное время года.
Но надо знать и о том, что сам протектор не является тем главным различием в летних и зимних шинах. Что же самое главное для автопокрышек — это в каком диапазоне температур они сохраняют свою эффективность и свои технические характеристики. Ведь наверное многие из вас знают, что летняя резина при низких температурах обычно становится очень жесткой. А вот почему так происходит, кто из вас господа может ответить.
Да, многие автомобилисты это знают, что все это происходит из-за разного наполнительного состава резины используемой в летних и зимних покрышках. Но мало кто из вас знает, какой на самом деле процесс происходит в летней резине на морозе, и тем более, мало кто понимает какой химический процесс происходит в зимних шинах при росте положительной температуры.
Мы попытаемся Вам сейчас это объяснить.
Для начала мы советуем Вам посмотреть видео-ролик зарубежного видеоблогера, который в традиционной для себя манере решил своим подписчикам научно объяснить и показать существующую разницу между летними и зимними шинами:
Включите субтитры и их перевод, если не знаете английского языка.Отличия и различие между летними и зимними шинами
Зимние шины в отличии от летних на не теряют при морозе свою гибкость, а за счет особого химического состава содержащегося в резине позволяют поддерживать высокое сцепление с дорогой. Летние же шины действую иначе, они обеспечивают оптимальное сцепление с дорогой только при высоких температурах. Дело тут в следующем. При высоких температурах состав резины летних шин становится более липким и вязким.
Существуют, как вы знаете, и всесезонные шины. Это что-то среднее между летними и зимними шинами, которые тоже обеспечивают оптимальное сцепление с дорожной поверхностью при определенном диапазоне плюсовых и отрицательных температур. Но к большому сожалению, в мире сегодня нет ничего идеального. Поэтому так называемые всесезонные шины не могут обеспечить автомобилю то максимальное сцепление с дорогой при высоких положительных плюсовых и при слишком низких минусовых температурах.
Все мы наверно с вами знаем, что автомобильная резина была создана на основе каучука. Так дело обстоит и сейчас в наше время. Сам каучук представляет собой амфорный полимер, который в зависимости от температуры может находиться в трех состояниях, а именно:
Если же нагреть каучук до плюс 250 градусов, то он распадется на газообразные вещества и на жидкие продукты.
Как и другие полимеры каучук начинает менять свои химические свойства за счет фазового перехода к определенной температуре. Правда эти изменения происходят постепенно, то есть по мере снижения или увеличения температуры.
Из-за низких энергетических свойств молекул состав резины становится менее пластичным.
То есть, говоря простым и понятным всем языком, начинает происходить затвердевание или остеклование резины и поэтому уменьшается трение между самой резиной и дорожной поверхностью, что приводит естественно к уменьшению сцепления автомобиля с дорогой.
Вот что может произойти с летней резиной на морозе
Как вы уже знаете друзья, между летними и зимними шинами существует большая разница по химическому составу покрышек. Это сделано специально, чтобы каждая резина имела свой собственный фазовый температурный переход.
Летняя резина имеет не очень низкий температурный порог при котором молекулы резины начинают влиять на ее пластичность.
Вот например, молекулы резины в летних покрышках изменяют свои первоначальные свойства, что влияют на пластичность шин, уже при положительных плюсовых температурах примерно в диапазоне от 4 до 7 градусов.
Соответственно, чем выше будет температура, тем лучше обеспечивается сцепление с дорожным покрытием. Как вы уже поняли или догадались, что при отрицательных температурах эффективность летних покрышек существенно упадет и в первую очередь это произойдет из-за снижения пластичности резины (в резине начинается процесс стеклования), а во вторую очередь из-за уменьшения сцепления шины с дорогой.
Зимняя же резина наоборот, имеет низкий порог фазового перехода. Это позволяет ей сохранять максимальное сцепление с дорогой (благодаря большему трению с дорогой) даже при очень низких отрицательных температурах.
А знаете ли Вы друзья о том, что положительная температура может тоже также отрицательно влиять на резину. Дело в следующем,- по мере увеличения положительной температуры, резина, становясь пластичней начинает быстрее изнашиваться. Происходит это из-за увеличения сцепления с дорогой. То есть, при высоких положительных температурах сама по-себе резина просто-напросто становиться липкой.
Как вы уже поняли из выше нами сказанного, у зимних и летних шин разные точки температурного фазового перехода при увеличении положительной плюсовой температуры. Например, в зимних шинах фазовая температурная точка, где молекулы резины начинают свободно двигаться, находиться в положительном значении не далеко от 0 градусов.
Соответственно, при положительной плюсовой температуре на улице эта зимняя резина намного раньше становится слишком липкой, чем те же летние покрышки, которые имеют и содержат в себе совершенно другой полимерный состав.
В итоге получается, что при высоких положительных температурах зимняя резина будет изнашиваться быстрее, чем летняя.
Вот почему друзья невозможно создать и сделать универсальные шины, которые подошли бы для использования их в широком диапазоне действия, как при отрицательных так и при положительных температурах. Поэтому производители шин для каждого сезона используют свой химический состав резины, который обеспечивает покрышкам оптимальные характеристики в определенном диапазоне температур.
Кстати, надо заметить, что на этот диапазон температур не влияют даже внешние факторы. Например, при движении в дождь на летних шинах диапазон температур для оптимальных характеристик шин, как правило, не меняется.
Так же все мы с вами знаем, что летние шины обеспечивают более лучшее сцепление с дорогой при движении в дождь, и все благодаря своему специальному протектору, который позволяет отводить из-под колес лишнюю воду (влагу), что в свою очередь защищает в такой ситуации машину от аквапланирования.
Кроме всего прочего, протектор летних шин имеет особую конфигурацию, которая обеспечивает автомобилю определенное сцепление на скорости при прохождении им поворотов.
В общем и в целом задача этих летних шин обеспечить автомобилю максимальное сцепление с дорогой, как на сухом асфальте, так и на мокром шоссе.
К нашему сожалению зимние покрышки имеют уже другой протектор, который предназначен конкретно для движения по скользкой дорожной поверхности, по льду, а также и по снегу.
Кстате, новые зимние шины имеют более глубокий протектор по сравнению с теми же новыми летними шинами. Это необходимо им для более эффективного движения по снегу.
Благодаря глубине протектора зимние покрышки обеспечивают более лучшее сцепление на заснеженной поверхности, если их сравнивать с летними шинами, которые по своей сути имеют в отличии от летних шин неглубокий протектор.
И последнее. Многие зимние шины дополнительно оснащают еще и шипами или зигзагообразными канавками сверху протектора, делается это для лучшего сцепления автомобиля на льду. Например, поверхность специального протектора зимних шин обеспечивает лучший захват снега или льда.
Тонкости выбора зимних шин
Время пришло. Среднесуточная температура уже около +5 — +7 0С и мы бежим в шинные ряды или магазин, чтоб сделать выбор. Как выбрать зимнюю шину? Это один из главных вопросов у автомобилиста перед началом зимнего сезона. Ведь эта покупка достаточно дорогостоящая, а хочется быть уверенным в надёжности сцепных свойств и общем уровне комфорта приобретаемой шины. Подойти к процессу подбора зимней шины нужно со всей ответственностью. Возникает ряд вопросов. Сколько брать? Шипованные или нет? Шире или уже? Симметричные, ассиметричные или направленные?
Для изготовления зимних и летних шин используются разные по составу и структуре материалы. Для зимних шин более мягкие, для летних шин более жесткие. Летние шины теряют эластичность при низкой температуре и, как следствие, увеличивается тормозной путь, меняются сцепные характеристики, причём не в лучшую сторону, падает экономичность. Зимние шины, наоборот, на морозе обеспечивают достаточное сцепление колес с дорогой, а с повышением температуры теряют в характеристиках, поэтому зимнюю резину не рекомендуется использовать летом. При высоких температурах такие шины увеличивают расход топлива транспортного средства, становятся шумными, управляемость автомобиля ухудшается, а износоустойчивость зимних шин не оставляет ни единого шанса сэкономить.
На какую ось устанавливать зимнюю шину?
Можно ли обойтись двумя зимними шинами?
Можно ли ставить зимние шипованные шины только на ведущие колёса?
Всего два варианта установки. Какие аргументы есть против этих вариантов?
При криволинейном движении, то есть в повороте при малейшем сбросе скорости возникает угроза потери сцепления с дорожным покрытием задней оси, проще говоря, угроза заноса. Вы рискуете развернуть автомобиль в самый не подходящий для этого момент, ведь тормозим мы, как правило, при необходимости, например, пропуская пешеходов. И чем больше скорость, тем большая угроза. Ручной тормоз здесь не помощник, ведь сцепление с дорогой у задних летних шин околонулевое. Такую установку пары зимних шин ошибочно предпочитают водители переднеприводных автомобилей. А начало движения и дальнейший разгон заднеприводных автомобилей вообще может остаться под вопросом, да и если удалось тронуться, торможение двигателем может и не получиться.
При торможении максимальную эффективность (около 75%) обеспечивает передняя ось, так что остановить автомобиль становится сложнее, а так как зимние условия эксплуатации подразумевают скользкое покрытие, то при срыве в снос передней оси желанный поворот может не наступить даже на самой минимальной скорости. Неуправляемый автомобиль на дороге, тем более скользкой представляет огромную опасность не только для вас, но и для окружающих. Владельцы заднеприводных автомобилей часто пренебрегают этим. Невозможность начать движение и затормозить двигателем отбрасывают этот вариант для владельцев переднеприводных автомобилей.
Эти аргументы справедливы и для варианта установки двух зимних шипованных и двух зимних не шипованных шин. Ведь разницу сцепных характеристик передней и задней осей мы отменить не в силах. Вот только скорость, при которой возникает снос той или иной оси выше, и тем опаснее и непредсказуемей становится автомобиль. По статистике львиная доля ДТП происходит именно по причине такой установки шин.
Итак, вывод – только все четыре колёса автомобиля, имеющие зимние шины с одинаковыми сцепными характеристиками, дадут вам возможность уверенно передвигаться в зимних условиях.
Прошли те времена, когда выбор шин состоял из новых и наварных. Сейчас в продаже имеется широкий ассортимент моделей автомобильных покрышек, выпускаемых отечественными и зарубежными производителями.
Сначала необходимо определить условия эксплуатации вашего автомобиля. Ведь если вы зимой выезжаете только по чистому сухому асфальту – покупать шипованную шину будет не совсем правильно.
Да и выбор не шипованных фрикционных шин велик: для суровых зимних условий (так называемые скандинавские или арктические шины), для лёгких условий эксплуатации (европейские) и различные промежуточные варианты. Есть ещё шины, изготовленные с технологическими отверстиями под шипы для их возможной установки специальным оборудованием. Справедливости ради нужно упомянуть и о всесезонных шинах.
Модельный ряд любого шинного производителя включает автошины с разным рисунком протектора, составом смеси, различной грузоподъёмности и разным индексом скорости.
Условно по составу резиновой смеси можно соотнести со скандинавским типом мягкие шины, шины средней жесткости с шипованными, и жесткие с европейским типом.
Сравнив индексы скорости различных шин можно сделать верное предположение, что чем он выше, тем меньше проходимость шины на заснеженных дорогах и наоборот. По сухой асфальтированной дороге зимняя шина с большим индексом скорости имеет ряд преимуществ перед шиной с меньшим индексом, например, меньший тормозной путь.
В ряде случаев одна модель в одном и том же размере выпускаются с разными индексами нагрузки. Это даёт возможность использовать эту модель, например, и на легковых автомобилях и на внедорожниках. Различия в рисунке будут минимальны, но по составу резиновой смеси и по конструкции каркаса эти шины будут различны. Эксплуатация покрышек с завышенной грузоподъёмностью увеличивает срок их эксплуатации, но и уменьшает эксплуатационные свойства, а заниженная грузоподъёмность приводит к быстрому и неравномерному износу.
Любая шина годная для зимней эксплуатации должна иметь ламели – мелкие прорези на всех блоках протектора. У шипованных шин количество ламелей на 10 — 15% меньше. Это место используют для посадочных мест под шипы.
Итак, шипованные, под шип или не шипованные?
Шипованные автошины считаются самыми безопасными, так как их ходовые качества наиболее сбалансированы. У некоторых водителей бытует мнение, что «на шипах, как на коньках». Это говорит только об агрессивном стиле вождения и излишней уверенности при сложных дорожных условиях конкретно данных водителей.
Не нужно забывать, что с падением температуры резина «дубеет» и сцепные характеристики снижаются, но это справедливо для любой автомобильной шины, как шипованной, так и фрикционной.
Отсюда можно сделать промежуточный вывод касательно температуры:
Заснеженность и обледенелость в каждом регионе разная, и, учитывая этот немаловажный фактор, видим следующую картину:
шипованная шина идеальна для обледенелой или укатанной снегом дороги, а так же очень хорошо зарекомендовала себя в условиях большой заснеженности, на загородных трассах и в сельской местности;
в случаях низкой заснеженности или отсутствии таковой, на расчищенных и обработанных антиледовыми реагентами дорогах шипованная шина проигрывает в целесообразности фрикционной, она быстрее изнашивает дорожное покрытие, подвергается жёстким воздействиям на шипы, что способствует их выпадению и, что не маловажно, сильно шумит.
Как уже говорилось ранее, в рисунке протектора зимних шин есть ламели, у фрикционных покрышек их несколько большее количество, нежели у шипованных. Количество ламелей у не шипованной шины говорит о её способности сохранять сцепные характеристики на обледенелых и укатанных снегом дорогах. Чем больше прорезей, тем больше возможности зацепиться за шероховатую структуру льда. В пятне контакта ламели раскрываются под силой тяжести, и увеличивается площадь соприкосновения шины с дорогой. Чем уже шина на автомобиле, тем быстрее и сильнее раскроются ламели, ведь чем меньше пятно контакта, тем большее удельное давление оказывается на шину в месте контакта с дорожным покрытием. Более узкая шина менее подвержена эффекту сплешпленинга (аквапланирование на зимней шуге). Но и злоупотреблять не стоит, ведь вы хотите купить зимнюю шину не на один сезон, да и управляется автомобиль на высокопрофильной шине хуже, чем на низком профиле.
Чем же отличаются «скандинавки» от «европеек»?
Составом резиновой смеси.
Количеством ламелей в рисунке протектора.
Рекомендуемыми температурными режимами.
Чем мягче протектор шины и чем обильнее нарезка протектора, тем ниже рекомендованная температура их использования. Такие покрышки высокотехнологичные и как правило дорогостоящие. В их составе присутствует силика — производная кремнийорганическая кислота, не дающая резине твердеть при низких температурах, уменьшающая коэффициент сопротивления и тем самым уменьшающая расход топлива.
Чем мягче покрышка, тем меньший индекс скорости ей присваивает производитель. Часто шины северного исполнения имеют маркировку Q (160 км/час), R (170 км/час), Т (190 км/час).
Тормозной динамикой в различных условиях.
В тяжёлых зимних условиях тормозит лучше «скандинавская», на сухом асфальте – «европейская».
Износоустойчивостью на разных покрытиях.
Любая шина на сухом асфальте стирается быстрее, чем на снегу и чем мягче протектор, тем легче стереть резину. Но основной фактор, влияющий на износоустойчивость – стиль вашего вождения.
Экономичностью при разной температуре.
Самый экономичный режим для вашей шины – эксплуатация её в должном температурном режиме.
Сцепные характеристики в сложных зимних условиях.
Нужно ли упоминать после вышесказанного, что только вы сможете в полной мере описать условия эксплуатации вашего автомобиля. Только исходя из этих условий и вашего стиля вождения, опираясь на ваш бюджет, можно подобрать необходимую по характеристикам шину.
Достоинства и недостатки.
1. Шины европейского типа имеют одно преимущество – уже до прихода заморозков вы смело начинаете ездить на зимней шине. Но есть и недостаток – при низкой температуре они хуже держат дорогу.
Эксплуатационные условия для выбора «европейской» шины:
2. Вы полагаете, что арктическая шина для вас. Управляемость и тормозной путь на сухом асфальте у такой шины хуже, чем у европейской, зато лучше проходимость при очень низких температурах.
Критерии для выбора:
3. Остановив выбор на шипованной шине, следует учитывать тот факт, что при движении на асфальте тормозной путь увеличится на 5 — 7%, зато на гололёде сократится на 20 — 30%.
Рекомендуемые условия выбора:
Суровые зимние условия.
Температурный режим от 00С и ниже.
Вы много и часто перемещаетесь по заснеженным, обледенелым дорогам, часто не расчищенным.
Эксплуатируете транспортное средство за городом на трассах и в сельской месности.
Часто попадаете на обледенелые подъёмы и спуски.
4. А как же шум от шипов? Не хочу! Есть такая же, только без «железок»?
Следует учесть, что отсутствие шипов в шипуемой шине уменьшаем её эксплуатационные характеристики по сравнению с шипованной на 8 — 10%. Такая покрышка занимает свою нишу между «европейскими» и «арктическими», но по своей сути ближе к шине для суровых зимних условий. Подбор шины такого типа зачастую более сложен потому что очень зависит от конкретных моделей.
5. Выбор всесезонных же шин стоит перед водителями со скромным бюджетом, либо выезжающих 1 или 2 раза за зиму. Это компромисс, который бережёт ваш бюджет и предлагает достаточный уровень безопасности при определённых условиях эксплуатации.
Хочется обратить внимание тех водителей, которые в зимний сезон отправляются за границу на своей машине. В ряде государств Центральной и Южной Европы использование шипов на дорогах общего пользования законодательно запрещено. Поэтому перед поездкой убедитесь, что в дороге вас не будет ждать неожиданная замена шин или расшипование вашей старой.
Так что с размером?
Согласно техническому паспорту вашего автомобиля на него можно установить диски и шины, согласно перечня размеров. Например, на автомобиль ВАЗ-2109 можно поставить несколько размеров шин, таких как 175/70 R13, 175/65 R14, 185/60 R14, 195/50 R15, а на Hyundai Tucson 215/65 R16, 235/60 R16, 215/60 R17.
Зимняя эксплуатация автомобиля подразумевает передвижение по слабо очищенным или не очищенным дорогам, зачастую изобилующих выбоинами и наплывами дорожного полотна. Снежные намёты, перемёты, лужи и шуга частично прячут эти препятствия от глаз водителя. Поэтому, чем выше профиль шины у вашего авто, тем меньше вероятность получить «пробой» подвески, деформировать диск и «заработать» разрыв кордовой нити (так называемые «шишки» и «грыжи») или боковой порез шины.
Для установки на автомобиль дисков меньшего диаметра, убедитесь, что тормозные механизмы не будут мешать нормальному вращению колеса. Для примера рассмотрим автомобиль Lada Kalina. В восьмиклапанном исполнении на него смело становятся диски R13 и автошина 175/70 R13, а в шестнадцатиклапанном инжекторном исполнении тормозные суппорта не позволят это сделать. В этом случае необходимо устанавливать диски R14 и шину 175/65 R14 или 185/60 R14.
Повторю сказанное выше.
Чем уже шина на автомобиле, тем быстрее и сильнее раскроются ламели, ведь чем меньше пятно контакта, тем большее удельное давление оказывается на шину в месте контакта с дорожным покрытием. Более узкая шина менее подвержена эффекту сплешпленинга (аквапланирование на зимней шуге). Но и злоупотреблять не стоит, ведь вы хотите купить зимнюю шину не на один сезон, да и управляется автомобиль на высокопрофильной шине хуже, чем на более низком профиле.
Вывод прост: из списка рекомендуемых размеров для зимы следует выбирать оптимальный размер с точки зрения состояния дорог – для ходовых качеств: уже шина; для комфорта и безопасности: выше профиль.
Если вдаваться в подробности, то следует изучить материал по строению шины.
Их нарезка производится по современным технологиям. Форма нарезки может быть разная – прямая ламель, зигзагообразная (Z-ламель) и объёмная (3D-ламель) коническая или сферическая. Глубина нарезки любой ламели не одинаковая в разных частях протектора зимней шины. Это связано с тем, что производитель заботится не только о сцеплении с дорогой и передачи момента сил, но и об управляемости автомобиля. В основном на боковых блоках протектора или на наружных сторонах блоков по всей шине ламель нарезается на глубину 3 – 4 мм. Поэтому шинные производители рекомендуют использовать зимнюю шину на заснеженных и обледенелых дорогах до глубины протектора около 4 мм. Для упрощения измерения некоторыми производителями устраиваются индикаторы износа протектора не только на глубине 1,6 мм, но и 4 мм.
Полноценная зимняя шина должна иметь остаточную глубину протектора не менее 5 мм. Покупка покрышки с пятью миллиметрами остаточной глубины – непозволительная роскошь, так как «через миллиметр» эта шина будет нужна только вам.
Вывод: лучше новой зимней шины может быть только хорошая зимняя шина и заменить её «б/ушной» будет себе дороже.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ЗИМНЮЮ РЕЗИНУ
Менять или не менять резину – вопрос уже не актуальный. Пожалуй, на сегодняшний день акцент нужно делать на том, как правильно подобрать резину, особенно для зимней поры.
Дело в том, что выбор зимней резины – дело очень сложное, поскольку универсального варианта, увы, не существует. Вот и приходится водителям, ловко лавируя между вариантами, выбирать то, что необходимо, исходя сразу из нескольких факторов.
Изначально в расчет стоит брать активность и среднестатистические условия эксплуатации автомобиля. К примеру, замечательная шипованная резина с грубым рисунком протектора будет идеальна для региона, в котором зимой обычно стоит сухая погода, а дорожное полотно представляет собой плотно укатанный лед.
Зато такая резина шумит на порядок сильнее, не подходит для новичков, которые стараются гонять больше 130 км/час, а также для регионов, где на дорогах преобладает снежная каша – шипы не смогут обеспечить достаточное сцепление и безопасность эксплуатации машины снизится. А поскольку большинство наших дорог — именно такие, то стоит поговорить о зимней нешипованной резине.
Европейская шина
НЕШИПОВАННАЯ РЕЗИНА – ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА
Зимняя резина подобного плана делится на два типа. Производители подобной продукции поставляют на мировой рынок:
• европейскую резину;
• скандинавскую резину.
Выбор между этими двумя типами обусловлен тем, что каждый вариант будет оптимален в своих погодных условиях. Рассмотрим резину каждого типа поподробней.
Европейская резина. Назначение. Обеспечение наиболее эффективного сцепления шины с дорожным покрытием при плохих погодных условиях (дожде, мокром снеге).
Описание. По своей сути резина несколько походит на обычную противодождевую. Она имеет диагональный рисунок протектора с большим количеством водоотводных каналов, которые, соединяясь, образуют вместе развитую сеть. Отличить резину европейского типа также можно по наличию тонких прорезей (ламелей) и крупных грунтозацепов, расположенных по краю протектора.
Причем способность резины обеспечивать большее сцепление напрямую зависит непосредственно от длины прорезей. Чем больше данный показатель, тем длинней каждая кромка протектора, с помощью которых шина при движении машины буквально «цепляется» за дорожное покрытие. При этом в прорези попадает та самая каша, а шина далее контактирует уже непосредственно с дорожным полотном.
Скандинавская резина. Назначение. Обеспечение оптимального сцепления на обледенелой
дороге и дорожном покрытии со снежным настом.
Описание. Обладает менее развитой сетью рисунка, в котором преобладают не прорези, а особые фигурки, имеющие прямоугольную или ромбовидную форму и чередующиеся в шахматном порядке. Эти фигурки расположены не слишком часто, благодаря чему протектор во время движения машины с легкостью проламывает верхний слой льда или снежного наста, а далее очищается. Благодаря подобному рисунку машина идеально подходит для поездок по пресеченной местности.
МАРКИРОВКА – НАШЕ ВСЕ!
Каждая шина маркируется производителем. По данной маркировке можно судить о тех качествах, которыми обладает резина. Начнем, пожалуй, с такого показателя, как:
• Дата изготовления. Выглядит в виде четырех цифр на боковине шины (первые две цифры – номер недели года, вторые две – сам год);
• Износостойкость. Данный параметр называется «Treadwear» и исчисляется в единицах. Стандартная износостойкость – 100 ед. Их обычно хватает на 48 000 км. пробега (на сезон);
• Индекс скорости. Обозначается буквами английского алфавита – от N (140 км/ч) и до ZR (выше 240 км/ч). Тем, кого интересует быстрота езды и такой показатель, как низкий износ, лучше всего брать шины с маркировкой «S»;
• Показатель нагрузки. По своей сути он означает, какой вес приходится на каждое колесо. По словам специалистов, данный индекс должен быть в пределах 30 — 35 процентов от веса снаряженного автомобиля;
Дата изготовления
• Тип шин. У зимних моделей резины маркировка должна быть «M+S» (Mud + Snow) и/или «Winter», что в переводе означает «грязь и снег» и/или «зима». Не стоит брать шины с маркировкой «All season» — «Всесезонные» или «All weather» — «Всепогодные», поскольку некоторые производители шин выпускают подобную продукцию для регионов с жарким типом климата, где зимой температура опускается лишь до нуля и не более;
• Сертификация. Буква «Е» означает соответствие требованиям Евросоюза, а «DOT» — требованиям США. Иногда на некоторых моделях присутствуют обе эти маркировки.
Дополнительно маркируются такие признаки, как показатель сцепления на мокрой дороге (от A до G), топливная экономичность (от A до G), а также акустический комфорт (1 деление – оптимальный уровень, 3 деления – слабый). Также стоит напомнить, что профессиональные внедорожные и гоночные шины не маркируют, как и наварные, шипованные и некоторые другие типы. Это стоит учитывать при покупке.
Полное описание маркировок
Итак, подведем итоги. Предлагаем вам пошаговый ликбез, который поможет начинающим:
1. Определяемся, какой тип шин будет предпочтительней для того, чтобы машина была «на ходу» (европейский или скандинавский);
2. Определяемся с производителем (фирменные (типа Michelin, Pirelli, Bridgestone); крепкие середнячки (например — Firestone, Kleber, Toyo и т.д.); дешевые (Rosava и т.д.);
3. Определяемся со спецификацией, для чего изучаем размер и тип шин, приемлемых для каждой конкретной модели автомобиля. Эти данные можно найти в сервисной книжке. Зная их, стоит покупать шины исключительно того типоразмера, который указан в сервисной документации. Именно они обеспечивают наиболее безопасный режим эксплуатации машины;
4. Выбираем надежного дилера, который не продаст поддельные шины под видом фирменных;
5. Осматриваем шины, при этом желательно провести пару практических тестов. Конечно, на свою машину новую резину вам никто ставить не разрешит, но можно с собой принести обычную текстильную рабочую перчатку. Ею можно провести в направлении рисунка протектора и если перчатка нормально скользит, то сцепление будет хорошим;
6. Ощупываем шины, чтобы определить их мягкость. Если шины мягкие и хорошо прогибаются под пальцами, то такие шины не затвердеют и будут хорошо выполнять свою функцию;
7. При покупке смотрим на срок годности покрышки, она не должна быть больше 2 лет (3- и 4-летние шины могут уже иметь не те качества). Дату производства шины можно найти на боковой поверхности колеса (четыре цифры);
8. Смотрим на маркировку и требуем у дилера сертификат соответствия, который доказывает, что именно этот тип шин подходит для эксплуатации на территории нашего государства.
И последнее, что следует отметить, менять резину нужно сразу на всех колесах и не стоит с этим затягивать, чтобы не рисковать расходами и опасностью для вашей собственной жизни в момент ДТП, вероятность которого значительно повышается из-за плохого сцепления летних шин с зимней дорогой. Так что как только погода начинает портиться, а температура воздуха падает до плюс 7, можно смело ехать на СТО и менять резину. Удачи!