Какая температура в подкапотном пространстве автомобиля
Про температуру под капотом
Вот ещё одна совершенно бесполезная идея, которую я реализовал за предыдущие два дня. Дело в том, что когда я лепил картонку над педалями, я обнаружил там температурный датчик, который там привязан к рулевому валу и ведёт к моему колхозному термометру. Понятное дело, что с картонкой там датчик только мешает, я его вытащил и думал, куда прикрепить в салоне. И вот я вспомнил, что хотел понаблюдать за температурой под капотом, но летом до этого руки не дошли. Дойдут сейчас.
И я закрепил датчик под капот так, чтобы он ничего не касался.
Это, конечно, не то место, откуда забирается воздух в салон, но там я потом посмотрю. Пока меня интересуют пара-тройка мест под капотом. От термометра до двери провод положил через бардачёк, чтобы по салону не телепался.
Теперь испытываем. Включил зажигание, термометр показывает 25.5°C. Как-то многовато, по ощущениям на улице прохладнее. Поездил семь минут, термометр стал показывать 22°C.
Вернулся к машине вечером, термометр показывает 12.5°C. Вот это уже больше похоже на уличную температуру. Проехал семь минут и на термометре уже 15.5°C.
Вышел из машины и вернулся через десять минут, включил зажигание и на термометре уже 22°C. Вот это сюрприз. Подкапотка прогрелась на стоячей выключенной машине.
И тут я решил понаблюдать пристальнее. Поездил немого и остановился. Заглушил двигатель, включил зажигание и стал наблюдать. И вот какую картину я увидел за сорок пять минут сидения. После того, как я заглушил двигатель температура сначала росла, потом стабилизировалась, потом начала падать. При этом первоначальный рост был интенсивнее последующего падения температуры.
Мы начали с 23.5°C потом температура выросла на десять градусов, но потом до первоначального значения температура так и не упала. Ждать более я не стал.
Наступил новый день. Утро встретило меня температурой под капотом 6.5°C. Через пол часа езды температура поднялась до 21°C да так и держалась пока я ездил.
Я решил повторить вчерашний эксперимент. Посидел, понаблюдал я, конечно, не так долго, но всё же. Тенденция та же: температура под капотом растёт, подкапотный воздух прогревается остывающим двигателем. Правда в этот раз сначала температура росла интенсивнее.
Завёлся и поехал, и температура сразу стала 33°C (сразу падение на 7 градусов). Выключил двигатель с температурой подкапотки 26°C и ушёл, а когда через два с половиной часа вернулся температура подкапотки была 29.5°C, до двадцати шести не остыла за два с половиной часа.
И теперь сегодняшнее утро. Начальная температура 5.5°C это температура воздуха утром, после ночи.
Пока ездим по городу температура 23-24°C. Выезжаем на трассу, немного проехали, а температура упала до 19.5°C
А когда свернули с трассы на дорогу полную ям, где надо тормозить и разгоняться, температура подкапотки стала 24°C
Вот такие дела. Было интересно — я посмотрел. Больше никакого смысла эта запись не несёт, кроме моего самообразования. Ещё померяю в других точках подкапотки, куда смогу дотянуться датчиком. Но это уже потом, на досуге.
Update 27/09/2016
К какому же выводу я пришёл. Тесты эти я проводил без участия основного вентилятора, если воздух и сдувался из-под капота при езде, то делал он это естественным путём. Температура двигателя в рабочем режиме не превышает 71-72°C, осень же. Температуру воздуха под капотом выше 40.5°C я не видел ни разу.
Update 01/10/2016
Сегодня день тёплый, уличная температура около +20°C, принимая во внимание, что сегодня уже октябрь, можно даже сказать, что день жаркий. едем по трассе, а температура из-под капота стабильно около 22°C, прыгает иногда на ±0.5°C. Вот мы остановились и я перевесил термометр поближе к радиатору, туда, откуда забирается впускной воздух. Поехали и температура выросла до 31°C и остановилась на этой отметке.
Хорошо, принял во внимание. А термодатчик пусть пока повисит здесь.
Update 05/10/2016
Вот что заметил сегодня. Если ехать на второй передаче по двору, объезжая ямки и лужи, то температура в месте измерения уже 50°C.
А если остановиться и постоять на холостых, то она вырастает до 53°C. Но тогда растёт температура двигателя. А если включить основной вентилятор, что с радиатора тепло сдувает, то резко начинает расти температура в измеряемом месте.
В течении минуты поднялась до 60°C. Это уже совсем какая-то неприличная температура, особенно принимая во внимание, что именно здесь воздух засасывается во впуск. Что интересно, когда я тронулся, развернулся и поехал, температура поднялась до 61.5°C, а опустилась ниже 50°C только после езды уже на третьей передаче.
Update 17/10/2016
Едем мы, погода не жаркая, воздух под капот затягивает тоже не жаркий. Сейчас термодатчик стоит (привязан) в правом углу телевизора, я переставлю его в левый. Вот фото как было и как стало, когда температура стабилизировалась.
С 30 до 24 градусов температура понизилась от перестановки датчика в противоположный угол телевизора.
Update 24/10/2016
В городе, в тянучке температура из левого угла радиатора 37°C.
Update 29/10/2016
Переставил датчик температуры туда, где забирается воздух в салон, вставил между пластиком, которого там полно наслоено. При езде по трассе показывает 7.5°C, ну похоже на правду.
Update 15/11/2016
За всё это время я совершенно забыл посмотреть, меняется ли температура всасываемого в салон воздуха при езде при постоянной наружной температуре. Так вот, начали мы 1°C, решётка воздухозабора слегка снежком присыпана. А через 12 минут на трассе, снег с решётки весь растаял давно или был унесён ветром, а температура колебалась в пределах 0.5-1°C.
Не похоже на то, что температура моторного отсека влияла бы на всасываемый в салоне воздух.
Еще раз про AGM, для тех у кого сомнения!
После того, как я купил этот аккумулятор (AGM S5), один из подписчиков оставил свой комент, мол зря купил иди сдавай, он не предназначен для установки под капот, быстро сдохнет. Сбросил мне статью, про AGM, да там было написано именно это, вот кому интересно
статья
эта статья встречается на многих страницах, ее просто переписывают под свои сайты.
Но честно говоря, у меня и мысли не мелькнуло, что бы ехать сдавать, но все же в Бош я решил написать.
Вот ответ от представителей компании
Добрый день, Александр!
Все батареи, которые устанавливаются в подкапотном пространстве рассчитаны на эксплуатацию при высоких температурах.
Выбор места установки АКБ осуществляется производителем автомобиля при проектировании. Оно должно отвечать требованиям безопасной работы батареи, обеспечивать ее защиту от перегрева теплом от двигателя, защиту от попадания грязи, доступность для монтажа и обслуживания. Если батарея устанавливается в закрытом контейнере, должна быть предусмотрена вентиляция.
Согласно ГОСТам температура окружающего воздуха при эксплуатации должна быть от минус 40°С до плюс 60°С, а предельная рабочая температура электролита должна быть не выше 50°С.
Аккумуляторы Bosch серии AGM рекомендованы для установки в автомобили согласно каталогу Bosch. Ограничений по установке в подкапотное пространство нет.
С уважением / Best regards
Sales Europe East — Batteries (AA/SEO-BAT)
ООО «Роберт Бош» | Вашутинское шоссе, 24 | 141400 г. Химки, Московская область | RUSSIA | www.bosch.ru
Тел. +7(495)560-9500 | Факс +7(495)560-9999 | Maxim.Zharkov@ru.bosch.com
Ну и это еще не все, вчера был среднестатистический для нашей страны летний день утро +19-20С, вечер +25-26С (знаю бывают и +30, но мало и не долго )
я вооружился ИК термометром и решил сделать 2 замера температуры под капотом, один утром по приезду на работу, второй вечером, с работы.
Размышления о снижении температуры под капотом
Задача: максимально снизить температуру под капотом, потратив максимально мало денег.
Вот некоторые бюджетные и небюджетные способы снизить температуру под капотом:
1. Для начала нужно проанализировать аэродинамику подкапотного пространства, и уложить проводку и шланги — с учетом их минимального сопротивления воздушному потоку. Убрать сопли, провода уложить в гофры, систематизировать все это хозяйство что ничего лишнего не болталось. Принцип минимализма здесь правит бал.)) (+)
2. Необходимо посмотреть как установлен госномер на переднем бампере автомобиля. Например мой номер без ущерба для чего-либо легко устанавливается на бампер чуть выше, и мы видим что он закрывал процентов 30 отверстий для вентиляции радиатора.
3. Термостат с температурой открытия меньше стандартного, например 68С вместо 82С(сток), для любителей — экстремальный вариант: снятие термостата на лето, вообще.
4. Обмотка выпускного коллектора термолентой в 2 слоя с перекрытием в 50% (слой на слой), чтобы через минуту после остановки можно было уже трогать коллектор трогать рукой. Приветствуется дополнительно установить термоэкран. (+)
5. Поднятие капота на шайбах (болтах, проставках) – в моем случае роль проставок играют гайки М10 (толщина 12мм). Физика процесса – горячий воздух поднимается вверх и выдувается через щель, эффект сквозняка. (+)
6. Снятие резинки между капотом и моторным щитом. В дополнение к пункту 5.
7. Установка капота с вырезом – вытяжкой за радиатором (дороговато).
8. Организация холодного впуска – также, косвенно влияет на температуру подкапотного пространства.
9. Радиатор охлаждения масла ДВС – остужает масло, косвенно остужает двигатель, а соответственно и подкапотное пространство.(+)
10. Установка основного радиатора ОЖ бОльших размеров чем стандартный, либо выполненного как цельноалюминиевый.
11. Установка вентилятора бОльшего диаметра и с бОльшим КПД.
12. Установка крышки радиатора 1.3 kg вместо стандартной 0.9 kg. Увеличивает давление в системе в целом, поднимая температуру кипения антифриза. Снижает эффект кавитации на крыльчатке помпы. Но необходимо заменить все шланги на силиконовые армированные и чтобы не было течей антифриза. (+)
У меня конечно реализованы пока не все пункты данного опуса, но в принципе из бюджетного большинство реализовано.
Тестирование термометром цифровым с выносным датчиком, показало что температура воздуха под капотом до была 87С, после всех манипуляций по снижению температуры – стала 50-60С.
Какая температура под капотом автомобиля
Карма +684/-0
Offline
ИЖ 2126-060 4х4 2003г, Opel Frontera B 4х4 1999г
Собственно вопрос, какая максимальная температура может быть в подкапотном пространстве, и в монтажном блоке Ижа?
двс 21213 1,9 л (84х84), кпп ВАЗ, самодельный переходник под РК ОМСК, сцепление 2123, лето 205/70R15 Geolendar G012, зима 205/65R15 X-ICE North, 2 комплекта ковки диски Slik и Zepp, плаза спорт, ГБО, БЛОКИРОВКА ЗАДНЕГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА дисковая от М-412 преднатяг 18 кг, аперметр на панели +/- 100А, внешний диодный мост, внешний РР с термокомпенсацией по АКБ – АРЕНА-1, Реле плавного розжига – БС, Реле ШИМ ДХО 30-60% – ДС, разборная распорка стоек.
Карма +511/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 4078
Орбита (97г),белая,УЗАМ + Subaru Forester
Летом в пробке при +28 жары на улице стоковый датчик располоенный за левым поворотником показывал до 70 градусов.
Датчик стоит слишком низко,там где карб горячее…
Карма +2428/-11
Offline
Пол:
Сообщений: 14760
Tempora mutantur et nos mutamur in illis
Порядка 83 градусов ловил… правда, не помню, в каком месте…
Были – 2101, 2102, 21043, 2126-030, 21261-060, Рено Дастер бензин
А левосипед Кама, 1979 года есть до сих пор, и на нем ножная трешка Shimano, динамовтулка, роллерный тормоз, покрышки Bontrager и покрашен он порошковой краской – цвет почти металлик…
Карма +1223/-13
Offline
Пол:
Сообщений: 14188
Я думаю под 90 легко может набегать при определённом стечении. Там чушка чугунявая на половину объёма может иметь под 100 в среднем, а в башке – дак все 250…
Говорю что думаю, но думаю что говорю. Во всяком случае стараюсь.
моя галерея
Карма +2428/-11
Offline
Пол:
Сообщений: 14760
Tempora mutantur et nos mutamur in illis
Если ко мне вопрос – то я делал какую-то приблуду, и мне было интересно, выдержат ли микросхемы, если под капотом хреновина будет. В предполагаемой точке установки ставил датчик и катался летом.
Были – 2101, 2102, 21043, 2126-030, 21261-060, Рено Дастер бензин
А левосипед Кама, 1979 года есть до сих пор, и на нем ножная трешка Shimano, динамовтулка, роллерный тормоз, покрышки Bontrager и покрашен он порошковой краской – цвет почти металлик…
Поддержание рабочей температуры мотора — важная задача системы охлаждения. От температуры охлаждающей жидкости зависит смесеобразование, расход топлива, мощность и приемистость мотора. Перегрев мотора сулит серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя всего агрегата. Как этого избежать — узнаете далее.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА ДВИГАТЕЛЯ
Считается, что нормальная рабочая температура ДВС от 87° до 105°. Для каждого двигателя рабочая температура определяется своя, при которой он работает наиболее стабильно. Силовые агрегаты современных автомобилей работают при температуре 100°-105°. В цилиндрах двигателя, при воспламенении рабочей смеси, камера сгорания нагревается до 2500 градусов, и задача охлаждающей жидкости — поддерживать оптимальное значение температуры, не выходящей за пределы норм.
ПРИЧИНЫ ПЕРЕГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ
Перегреву могут способствовать множество причин, все они связаны с неисправностью системы охлаждения, либо качеством охлаждающей жидкости, а также с загрязнением рубашки системы охлаждения, которая ухудшает пропускную способность жидкости. Немаловажно применять качественные запчасти, иначе нижеуказанные причины произойдут внезапно. Рассмотрим каждую из причин.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Наиболее распространенная проблема — недостаток охлаждающей жидкости в системе. Охлаждающая жидкость, в виде тосола или антифриза, постоянно циркулирует по системе, отводя тепло от нагретых деталей мотора. При недостаточном уровне ОЖ тепло будет будет отводится недостаточно, а значит рост температуры будет неизбежен.
Если нет возможности долить ОЖ, то включите печку, чтобы снизить вероятность перегрева. В крайнем случае долейте обычной или дистиллированной воды, после чего систему охлаждения нужно промыть, после залить свежий антифриз. При t° выше 90 градусов следует немедленно остановить автомобиль и выключить зажигание, дать мотору остыть.
ОТКАЗАЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ
Электровентилятор нагнетает холодный воздух на радиатор, что особенно необходимо при движении на малой скорости, когда воздушного потока недостаточно. Вентилятор может устанавливаться как спереди, так и сзади радиатора. Если стрелка температуры начала подниматься — остановите авто и проверьте на исправность вентилятор. Причины отказа работы вентилятора:
Для проверки вентилятора снимите с него разъемы, и “подкиньте” провода напрямую к АКБ, что позволит определить причину отказа.
НЕИСПРАВНОСТЬ ТЕРМОСТАТА
Термостат — один из главных элементов системы охлаждения. В системе охлаждения есть два контура: малый и большой. Малый контур означает то, что жидкость циркулирует только по двигателю. В большом контуре жидкость циркулирует по всей системе. Термостат помогает скорее набрать и поддерживать рабочую температуру. Благодаря чувствительному элементу, который при 90 градусах открывает клапан, жидкость попадает в большой круг, и наоборот. Термостат считается неисправным в двух случаях:
Термостат может находится непосредственно в блоке цилиндров, в отдельном корпусе, или как одно целое с датчиком температуры и помпой.
ОБРЫВ РЕМНЯ ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ
У автомобилей с продольно расположенным двигателем, вентилятор может приводится в движение посредством приводного ремня от шкива коленчатого вала. В этом случае вентилятор работает принудительно. Ресурс приводного ремня от 30 до 120 тыс. км. Обычно одним ремнем приводится в движение несколько узлов. При обрыве ремня ДВС моментально стремится к перегреву, особенно при снижении скорости движения. Если у вас отечественный авто с ременным приводом вентилятора, рекомендуется установить дополнительно электровентилятор, во избежание неприятных случаев.
ГРЯЗНЫЙ РАДИАТОР
Раз в 80-100 тысяч километров требуется промывать радиатор вместе со всей системой охлаждения. Радиатор забивается по следующим причинам:
Для мойки радиатора следует использовать специальные составы, которые добавляются в старый антифриз, на этой “смеси” мотор работает в течении 10-15 минут, после нужно удалить воду из системы. Желательно снять радиатор, промыть его водой под давлением снаружи и внутри.
ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ
Заниженная температура двигателя может быть в следующих случаях:
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВС
Автомобиль летом. До какой температуры нагреваются отдельные элементы автомобиля?
Представьте, вы припарковали автомобиль на 5-10 минут, внутри вашей машины комфортно и прохладно благодаря кондиционеру. Но после того как вы выключите двигатель, охлаждение салона прекратится. Если же вы оставите машину на солнце даже на короткий срок, то после возвращения, открыв дверь, вы сразу почувствуете, что садитесь в духовку! Жара тут же ударит прямо вам в лицо. Особенно если салон вашей машины темный и автомобиль не оснащен атермальными стеклами.
А знаете ли вы, что после десяти минут стоянки в жаркую погоду температура в салоне вашей машины будет в среднем на 20 градусов больше, чем на улице?
Вот таблица, которая показывает, как меняется температура в салоне в зависимости от длительности стоянки машины с выключенным двигателем:
Это означает, что в умеренно теплый день в салоне припаркованной машины температура может легко приблизиться к 50 градусам. При температуре на улице выше 30 градусов Цельсия воздух в салоне может нагреться до 70 градусов!
Также стоит отметить, что мы говорим только о температуре воздуха в салоне. А знаете ли вы, что некоторые элементы автомобиля, такие как руль, панель приборов, экран информационно-развлекательной системы, навигатор, видеорегистратор, расположенный на лобовом стекле, могут нагреваться еще больше?
Почему высокая температура в автомобиле очень опасна?
В душном горячем салоне машины можно отравиться
Высокие температуры вызывают быстрое увеличение концентрации токсичных химических веществ в салоне автомобиля. Вам нравится мягкий, приятный на ощупь пластик внутри автомобиля? Вы должны знать, что из многих таких материалов при высоких температурах выделяются так называемые пары-пластификаторы или агенты, которые начинают отравлять организм тех, кто находится в машине.
Также опасны пары растворителей, которые начинают под нагревом выделяться из клеевых основ и герметиков. Проблема в том, что в жаркую погоду в закрытой машине концентрация вредных веществ действительна опасна. Как этого избежать? Для этого, прежде чем сесть в душный салон, необходимо хорошо проветрить автомобиль, раскрыв все двери. Далее откройте окна автомобиля и первые сто метров проедьте в машине, не закрывая их. Так вы не только хорошо проветрите салон, но и остудите в нем воздух. Благодаря этому кондиционеру будет легче охладить салон.
Почему не нужно оставлять телефон в машине?
Особенно подвержены повреждениям из-за жары навигаторы и мобильные телефоны, оставленные закрепленными на лобовом стекле. Солнечные лучи, проходя через лобовое стекло, становятся мощнее (эффект лупы), в результате чего могут повредить дисплей устройства или аккумулятор. Вы также должны понимать, что любые электронные устройства имеют максимальный рабочий диапазон работы. В душном горячем салоне, который может нагреться выше 50 градусов, может выйти из строя любая электорника. Кроме того, нужно помнить, что во многих гаджетах сегодня предусмотрена защита от перегрева – устройство перестает работать, если температура окружающего воздуха превышает рабочий диапазон.
До какой температуры нагреваются отдельные компоненты автомобиля?
Некоторые элементы интерьера могут нагреваться свыше 50 градусов. Например, при температуре на улице в 35 градусов сиденья машины могут нагреться до 51 градуса, рулевое колесо – до +53 градусов, приборная панель – до 69 градусов (данные значения приведены для автомобиля, припаркованного на солнце).
В свою очередь, машина, припаркованная в тени, нагревается меньше. Так, при температуре на улице 35 градусов воздух в салоне может нагреться только до +38 градусов, приборная панель – до 48 градусов, рулевое колесо – до 42 градусов, а сиденья – до 41 градуса.
Как сделать температуру внутри припаркованного автомобиля как можно ниже?
Резкое понижение температуры воздуха вызывает проблемы с запуском мотора. При очень крепких морозах силовые агрегаты могут буквально замерзать на ходу и глохнуть на дороге. Температура охлаждающей жидкости падает до 30-35 градусов, и необходимо изыскивать способы спасения машины.
Каждый автомобиль рассчитан на работу в определенном диапазоне температур. Обычно он ограничен коридором между 25 градусами тепла и 15 градусами мороза. Именно такая температура воздуха в среднем наблюдается в Европе и в Северной Америке. Исходя из нее подбирается и моторное масло, обеспечивающее защиту трущихся поверхностей. Для рынков Азии, Африки и Латинской Америки применяются иные настройки и смазывающие жидкости. Кратковременные понижения температуры ниже 15 градусов мороза считаются неопасными для техники, так как масло при прогреве быстро восстанавливает свойства. Однако при устоявшихся морозах сроком больше недели необходимо вносить корректировки в процесс эксплуатации машины. Нужен как минимум 10-минутный прогрев мотора и трансмиссии перед началом движения и последующий прогрев на начальных стадиях поездки во избежание повреждения трансмиссии и амортизаторов. А при стабильном понижении температуры ниже 25 градусов мороза необходимо уже утеплять моторный отсек.
Картонка спереди
Порой при поездках в сильный мороз прогревшийся мотор теряет рабочую температуру. Только что стрелка температуры охлаждающей жидкости стояла на 70 градусах, но пробег со скоростью 80 км/ч от одного светофора к другому вдруг опускает ее на 50 делений. За городом при движении по скоростной трассе температура охлаждающей жидкости и вовсе падает до 30-45 градусов, а это опасно, так как работа мотора в таких условиях оборачивается повышенным износом деталей, а также ростом расхода топлива примерно на 20-25%.
Падение средней температуры воздуха ниже −25 градусов считается критическим для подавляющего большинства легковых автомобилей, продающихся в России. Поэтому для избежания проблем с силовым агрегатом необходимо позаботиться о сохранении тепла. Сделать это можно несколькими способами.
Самый простой — это установить заглушку на радиаторную решетку. Она будет препятствовать обдуву радиатора морозным воздухом и выветриванию тепла. Есть как штатные заслонки, разработанные специально для той или иной модели, так и просто универсальные образцы. Заслонку можно изготовить даже из подручных средств, разорвав картонную коробку и приспособив за защиты радиатора один из получившихся листов. Такой экран позволяет в дальней дороге поддерживать температуру силового агрегата в рабочей зоне.
Укутать мотор
Но тепло выветривается не только при поездках, но и во время стоянок. Чтобы не дать мотору быстро охлаждаться после выключения используются так называемые автоодеяла. Они похожи на обычный плед, но сделаны не из войлока или шерсти, а из муллитокремнеземистой ваты с внутренним наполнителем из стеклоткани. Этот материал применяется в огнеупорных покрытиях для труб газопроводов и нефтепроводов. Он имеет очень низкую теплопроводность и полностью негорюч. Такое одеяло может соприкасаться с горячими трубами системы выхлопа, сохраняет стабильность при нагревании до 1200 градусов, не воспламеняясь и не плавясь. Мотор накрывается сверху автоодеялом и прижимают капотом. Правда, при этом необходимо следить, чтобы его концы не попадали в привод ГРМ или под ремень генератора, иначе серьезной поломки не избежать. В 25-градусный мороз автоодеяло позволяет продлить остывание мотора примерно на полчаса.
В общем, использовать внешние утеплители для автомобиля имеет смысл при температурах ниже −20 градусов. Использование экрана и теплоткани в моторном отсеке позволяет в большинстве случаев вывести мотор на штатный температурный режим. Правда при потеплении их применять уже нельзя, чтобы не нарушить теплоотдачу и не вызвать искусственный перегрев силового агрегата.