Какие авто ставят на учет в военкомате в россии
Изъятие автомобилей и воинский учёт ТС – правда ли это и что за новый закон?
Изъятие авто на войну
В июле 2018 года социальные сети и новостные издания начали кишеть информацией о якобы изменениях в законе о военном времени. Согласно нововведениям, абсолютно все автомобили обычных граждан нужно будет обязательно зарегистрировать в военкомате на учёте, а в случае начала войны (в рамках мобилизации) даже легковые машины смогут отобрать в военных целях.
Это правда и когда вступит в силу?
Правда только отчасти. Речь идёт о новом проекте закона, который вносит изменения в Приказ Минобороны №151 «О перечне средств для предоставления вооружённым силам РФ«. Это только проект, и он находится на стадии разработки.
Это значит, что если в новостях Вы читаете «жёлтый» заголовок «У россиян отнимут легковые автомобили в случае войны» или «Граждан обяжут ставить свои машины на воинский учёт в военкомат и отнимут их«, то это неправда. Правда в том, что, действительно, есть такой законопроект, который вносит изменения в вышеуказанный приказ, но далеко не факт, что:
Но и сейчас речь идёт не совсем об изъятии и не столько о легковых автомобилях. А вот о чём!
Что за новый закон?
Итак, новый проект изменений вносит поправки в Приказ о перечне ТС для постановки на учёт в военкоматы. Если ранее там значились не самые массовые виды и классы транспортных средств, то после изменений в список попадают легковые автомобили.
На 30 Ноября 2021 года, согласно этому Приказу, в перечень попадают автомобили следующих категорий:
Соответствующие изменения в список автомобилей, которые необходимо ставить на воинский учёт, добавят категорию M1 – все легковые автомобили, имеющие не более 8 мест и с максимальной массой не более 3,5 тонны.
Как видим, закон этот вовсе не новый, а хорошо забытый старый, о котором вспомнили многочисленные СМИ, благодаря изменениям с включением сюда легковых автомобилей. В отношении грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники всегда существовала такая практика при военном положении. А около 20 лет назад полноприводные российские внедорожники необходимо было ставить на специальный учёт в военном комиссариате и без этого их было не зарегистрировать в ГАИ.
Смогут ли отнять легковой автомобиль?
По букве текста проекта изменений да. Но, пожалуй, лишение своей машины – это меньшее, о чём необходимо будет беспокоиться в случае введения военного положения в России.
С другой стороны, самая массовая часть автопрома нашей страны – легковушки с клиренсом 14-17 см – будут наименее интересны для военных при соответствующем положении. Прежде всего, нововведение прорабатывается в целях использования полноприводных автомобилей с повышенных клиренсом – внедорожников и кроссоверов. Об этом прямо говорит и депутат-инициатор изменений.
Изъятием также эту процедуру назвать нельзя. Изъятие предусматривается действующим на 2021 год законодательством в различных делопроизводствах. В административном праве, к примеру, предусмотрено изъятие вещей и документов, но никак не автомобиля. И происходит это для обеспечения доказательств по делу, но не для использования в нуждах государства.
Как это будет работать?
Согласно проекту новшеств, транспортные средства категории M1 – то есть легковые машины граждан – не будут направляться в горячие точки, где ведутся активные боевые действия. Даже логически толка от них будет очень мало. Но при предоставлении вооружённым силам внедорожников и кроссоверов не исключается такая возможность. Как говорят сами законодатели-инициаторы, речь идёт о таких марках, как УАЗ и Нива.
Но и здесь отбирание «предоставление» военным гражданских авто будет произведено в рамках недостатка собственной техники или пока такая техника транспортируется к месту боевых действий. После этого автомобили будут возвращены их законным владельцам, а, если им будет в результате военных действий причинён ущерб, он также будет компенсироваться. Правда, не уточняется, как именно будет производиться расчёт компенсации. Если речь идёт о калькуляции по единой методике расчёта ущерба в страховании, то, очевидно, средств к восстановлению может не хватить.
Какие авто ставят на учет в военкомате в россии
от 21 декабря 2019 г. N 1756
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
САМОХОДНЫХ МАШИН, ВОЕННОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ И ДРУГИХ ВИДОВ
ТЕХНИКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК,
ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ, ОПЫТНЫХ (ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ)
ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ОТНОСЯЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ К ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ, ВОЕННЫМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА
2. Государственная регистрация транспортных средств и опытных (испытательных) образцов осуществляется в целях их государственного учета, допуска к участию в дорожном движении, выявления и пресечения преступлений и правонарушений, связанных с их использованием, а также в целях обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с их эксплуатацией, и законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
3. Государственная регистрация транспортных средств и опытных (испытательных) образцов осуществляется в отношении транспортных средств и опытных (испытательных) образцов, изготовление которых завершено.
В настоящем Положении к транспортным средствам и опытным (испытательным) образцам относятся наземные безрельсовые устройства на колесном или гусеничном ходу, в том числе бронированные, оборудованные кабиной или корпусом, двигателем, кузовом или кузовом-фургоном, или кузовом-контейнером, или седельно-сцепным устройством, или платформой с установленным вооружением (специальным оборудованием), предназначенные для перевозки людей, грузов, вооружения или оборудования, установленных на них, ведения и обеспечения боевых действий или использующие преимущественно тяговое усилие и предназначенные для буксирования, толкания, транспортирования или приведения в действие вооружения или специального оборудования, а также прицепы и полуприцепы.
4. В соответствии с настоящим Положением государственному учету подлежат:
а) транспортные средства;
5. В соответствии с настоящим Положением при необходимости осуществляется государственный учет:
6. Государственную регистрацию транспортных средств и опытных (испытательных) образцов в соответствии с настоящим Положением осуществляют:
7. Для государственной регистрации транспортных средств и опытных (испытательных) образцов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, военные автомобильные инспекции осуществляют следующие регистрационные действия:
г) оформление регистрационного документа взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего.
9. Воинские части обязаны обратиться в военную автомобильную инспекцию для:
а) постановки транспортного средства на государственный учет в течение 10 дней со дня приобретения прав владельца;
б) изменения регистрационных данных транспортного средства, связанных с заменой его основных компонентов, изменением его конструкции, цвета, а также в случае утери либо приведения государственных регистрационных знаков и (или) регистрационных документов в состояние, непригодное для использования;
в) снятия транспортного средства с государственного учета в связи с изменением места дислокации воинской части, передачей транспортного средства в другую воинскую часть (сменой владельца), отправкой в капитальный ремонт или модернизацию, списанием (утилизацией), реализацией или истечением срока государственного учета;
г) оформления регистрационного документа взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего;
д) представления транспортного средства на осмотр в случаях, установленных пунктом 20 настоящего Положения.
10. Предприятия промышленности при необходимости обращаются в военную автомобильную инспекцию для:
а) постановки транспортного средства или опытного (испытательного) образца на государственный учет при его готовности к проведению испытаний;
б) изменения регистрационных данных транспортного средства или опытного (испытательного) образца, связанных с заменой его основных компонентов (за исключением шасси), изменением цвета, а также в случае утери либо приведения государственных регистрационных знаков и (или) регистрационных документов в состояние, непригодное для использования;
в) снятия опытного (испытательного) образца с государственного учета в связи с истечением срока государственного учета, завершением испытаний, заменой шасси или базового транспортного средства, использованных для его изготовления, передачей его другому предприятию промышленности (сменой владельца);
г) оформления регистрационного документа взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего;
д) представления транспортного средства или опытного (испытательного) образца на осмотр в случаях, установленных пунктом 20 настоящего Положения.
11. При обращении в военную автомобильную инспекцию для совершения регистрационных действий представляются следующие документы:
а) заявление владельца о совершении регистрационных действий;
б) документы, идентифицирующие транспортное средство или опытный (испытательный) образец;
г) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства или опытного (испытательного) образца на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные или его снятия с государственного учета;
д) документы, удостоверяющие личность обратившегося лица, а также подтверждающие его полномочия;
е) документы на получение (сдачу) государственных регистрационных знаков и (или) регистрационных документов;
12. Документами, идентифицирующими транспортное средство, являются:
г) регистрационный документ.
13. Документами, идентифицирующими опытный (испытательный) образец, являются:
г) регистрационный документ.
14. Регистрационным документом является свидетельство о регистрации транспортного средства.
15. Формы паспорта (формуляра) машины, формуляра машины и требования к их заполнению устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Форма свидетельства о регистрации транспортного средства и требования к нему устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
16. Документами, предусматривающими основания для постановки транспортного средства или опытного (испытательного) образца на государственный учет, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство или опытный (испытательный) образец либо подтверждающие владение ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
17. Документами, предусматривающими основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением конструкции транспортного средства, являются документы о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности.
18. Документами, предусматривающими основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства или опытного (испытательного) образца в связи с заменой его основных компонентов, являются документы, удостоверяющие право владения на основные компоненты транспортного средства или опытного (испытательного) образца.
19. При совершении регистрационных действий должностным лицом военной автомобильной инспекции производятся:
а) проверка представленных документов;
б) осмотр транспортного средства или опытного (испытательного) образца;
в) внесение в автоматизированную информационную систему соответствующей записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства или опытного (испытательного) образца, а также вид регистрационных действий, совершенных в их отношении;
г) выдача (прием) государственного регистрационного знака;
д) оформление (аннулирование) свидетельства о регистрации транспортного средства;
е) внесение в документы, идентифицирующие транспортное средство или опытный (испытательный) образец (за исключением регистрационного документа), записи о совершении регистрационных действий;
ж) оформление (при наличии оснований) письменного уведомления об отказе в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства или опытного (испытательного) образца.
20. Осмотр транспортного средства или опытного (испытательного) образца осуществляется при:
а) постановке транспортного средства или опытного (испытательного) образца на государственный учет;
б) внесении в регистрационные данные транспортного средства или опытного (испытательного) образца изменений, связанных с заменой его основных компонентов, изменением его конструкции, цвета;
в) снятии транспортного средства или опытного (испытательного) образца с государственного учета.
21. При снятии транспортных средств, указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего Положения, с государственного учета в связи со списанием (утилизацией) их осмотр не осуществляется.
23. Осмотр транспортного средства или опытного (испытательного) образца осуществляется должностным лицом военной автомобильной инспекции, отвечающим квалификационным требованиям.
24. Квалификационные требования к должностным лицам военной автомобильной инспекции, допущенным к осмотру транспортного средства или опытного (испытательного) образца, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
25. К регистрационным данным транспортного средства или опытного (испытательного) образца относятся:
а) государственный регистрационный номер;
в) марка и (или) модель;
д) идентификационный номер транспортного средства (заводской номер машины) либо идентификационный номер его основного компонента в случае, если транспортное средство или опытный (испытательный) образец не имеет идентификационного номера транспортного средства;
ж) мощность двигателя;
з) рабочий объем двигателя;
и) технически допустимая максимальная масса (полная масса);
к) масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки);
л) наименование владельца;
м) почтовый адрес владельца;
н) иные данные, определяемые федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
26. В качестве цвета транспортного средства или опытного (испытательного) образца указывается цвет кузова или кабины, установленных на нем, либо цвет прицепа (полуприцепа).
27. Присвоение транспортному средству или опытному (испытательному) образцу государственного регистрационного номера и оформление свидетельства о регистрации транспортного средства осуществляются военной автомобильной инспекцией в порядке возрастания их цифровых значений без резервирования отдельных серий или сочетаний символов.
Закрепление за федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, цифровых кодов государственных регистрационных знаков и свидетельств о регистрации транспортных средств производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны.
28. Государственная регистрация транспортных средств и опытных (испытательных) образцов осуществляется за их владельцами.
При участии в процессе изготовления опытного (испытательного) образца нескольких предприятий-изготовителей государственная регистрация опытного (испытательного) образца осуществляется за головным исполнителем, который изготовил конечное полнокомплектное транспортное средство.
29. Постановка на государственный учет транспортных средств, владельцами которых являются воинские части, осуществляется на неограниченный срок до момента их снятия с государственного учета.
Транспортное средство может быть поставлено на государственный учет на ограниченный срок в случаях, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
31. Результатом постановки транспортного средства или опытного (испытательного) образца на государственный учет в военной автомобильной инспекции является получение владельцем:
б) свидетельства о регистрации транспортного средства.
32. Транспортные средства, владельцами которых являются воинские части, подлежат снятию с государственного учета в следующих случаях:
а) изменение места дислокации воинской части в случае, если новое место дислокации воинской части находится за пределами территории ответственности подразделения военной автомобильной инспекции, ранее осуществившего регистрацию данных транспортных средств;
б) передача в другую воинскую часть (смена владельца);
в) отправка в капитальный ремонт или модернизацию;
г) истечение срока государственного учета;
д) списание (утилизация);
е) реализация транспортного средства как высвобождаемого движимого имущества.
33. Транспортные средства и опытные (испытательные) образцы, владельцами которых являются предприятия промышленности, подлежат снятию с государственного учета в следующих случаях:
а) истечение срока государственного учета;
б) завершение испытаний;
в) замена шасси или базового транспортного средства, использованных для их изготовления;
г) передача другому предприятию промышленности (смена владельца).
34. Запрещается совершение регистрационных действий в следующих случаях:
а) невозможность идентификации транспортного средства или опытного (испытательного) образца вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства;
б) замена основного компонента транспортного средства или опытного (испытательного) образца, имеющего маркировку, на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства или опытного (испытательного) образца, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства;
в) несоответствие регистрационных данных транспортного средства или опытного (испытательного) образца сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство или опытный (испытательный) образец, за исключением регистрационных данных, подлежащих изменению на основании представленных документов;
г) наличие запретов и (или) ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных на транспортное средство или опытный (испытательный) образец и (или) на его владельца, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
35. Отсутствие маркировки транспортного средства или опытного (испытательного) образца и (или) маркировки основного компонента транспортного средства в случае, если она не предусмотрена изготовителем, не является препятствием для совершения регистрационных действий.
36. К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
а) запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящего Положения;
б) непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;
в) непредставление транспортного средства или опытного (испытательного) образца для осмотра в случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения.
37. Об отказе в совершении регистрационных действий владелец уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа.
38. Отказ в совершении регистрационных действий может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
39. Должностные лица военных автомобильных инспекций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение установленных правил и требований при осуществлении государственной регистрации транспортных средств и опытных (испытательных) образцов.
40. Владельцы несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за несвоевременное и ненадлежащее исполнение обязанностей по государственной регистрации транспортных средств и опытных (испытательных) образцов.
Ваша машина – на службе государства. Какие автомобили и зачем нужно регистрировать в военкомате
Покупая автомобиль, мы рассчитываем, что он будет служить нам верой и правдой. Но служить, о чем многие и не догадываются, он может не только автовладельцу.
После ГАИ – в военкомат
Те, кто сталкивался с постановкой на учет или снятием с учета автомобилей, оформленных на юридических лиц, знают, что без отметки военкомата ГАИ регистрационные действия с автомобилем совершать не будет. Сюда же относятся автомобили индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые приобретают авто в лизинг.
На просторах интернета много разной информации по этому поводу. Кто-то считает, что в военкоматах регистрируются только полноприводные автомобили юрлиц, кто-то – что только машины массой более 3,5 тонны или грузовики. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Постановлением Минобороны №3 от 28.01.2003 была утверждена Инструкция о порядке взаимодействия военных комиссариатов с органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, предоставляемых государственными органами, иными организациями независимо от форм собственности и гражданами Республики Беларусь Вооруженным силам Республики Беларусь, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее – инструкция). В соответствии с этим документом регистрируются и предоставляются войскам все транспортные средства государственных органов и организаций всех форм собственности.
Что отдать на службу?
С физическими лицами ситуация несколько иная. Они не обязаны регистрировать автомобили в военкомате. Но в п.3 инструкции говорится, что граждане Республики Беларусь должны предоставить свои машины в случае военного положения в соответствии с перечнем транспортных средств, подлежащих предоставлению войскам и формированиям.
Как видим, распространенные на наших дорогах, например, Lada Vesta или Hyndai Accent у обычного автовладельца забрать не должны, только полноприводные и перечисленные в этом списке. При этом закон о военном положении гласит, что в случае мобилизации или военного времени, которые могут быть введены в случае объявления войны, концентрации вооруженных сил другого государства вдоль границ Беларуси, возникновения очагов вооруженных конфликтов, проведения мобилизации в другом государстве (для нападения) и иной деятельности (ст. 4 закона о военном положении), граждане и организации по необходимости обязаны предоставить свое имущество для нужд обороны. А любой автомобиль – это тоже имущество.
А заплатят?
В период военного положения у граждан и организаций могут изъять имущество (ст.15 «Меры по обеспечению военного положения»). Но вместе с тем и физические, и юридические лица имеют право на получение компенсации от государства стоимости имущества, находящегося в их собственности и предоставленного для нужд обороны (ст.11-12).
Автомобиль есть? А если найдем?
В соответствии с инструкцией (постановление Минобороны №3 от 28.01.2003) военные комиссариаты организуют взаимодействие с ГАИ через мобилизационные отделы. Поэтому военкомы наверняка в курсе всего состава автопарка страны, включая частные авто. Как минимум из перечня, озвученного выше.
При этом они могут осуществлять контроль за техническим состоянием автомобилей, которые в перспективе могут отправиться в войска на службу. Для этого военные комиссариаты не реже одного раза в год проверяют в госорганах и организациях как самостоятельно, так и с привлечением ГАИ готовность транспортных средств к предоставлению в войска и формирования.
Проверка технического состояния транспортных средств, предоставляемых войскам и формированиям, производится на диагностических станциях и пунктах технического контроля органов государственного надзора и контроля за техническим состоянием транспортных средств с участием представителей военных комиссариатов, войск и формирований.
А прецеденты были?
Конечно, и в Великую Отечественную войну (1941-1945 гг.), и во время других военных конфликтов автомобильный транспорт организаций и граждан «призывался» на службу. Причем практически весь.
Самым красноречивым, на наш взгляд, случаем является пример с Taxi de la Marne, в переводе «Марнское такси». В 1914 году во Франции, в Париже, все автомобили-такси обязали перевозить боевые части к фронтовой линии. Во многом благодаря этим мерам столицу Франции тогда удалось спасти.
К счастью, таких примеров в современности мы не нашли. И поэтому привлечение автотранспорта граждан к возможным военным конфликтам порождает много вопросов, касающихся целесообразности таких мер. Тем не менее наследие Советского Союза в виде учета автотранспорта в военкоматах, оказывается, живо и ныне.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.