Какие авто выпускаются в ижевске

Ижевский Москвич: все автомобили, рождённые в Удмуртии

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

У предприятия, которое ныне носит имя «Lada Ижевск», сложная судьба – кануть в Лету оно рисковало не раз и не два. Но в 2015 году завод отметил 50-летие и запустил Весту, а в 2016-м отмечает полвека со дня выпуска первого автомобиля. Вспомним всё!
12 декабря 1966 года на Ижевском автозаводе (тогда ещё не самостоятельного предприятия, а всего лишь части военного концерна «Ижмаш») был собран первый автомобиль Москвич-408. Модель являлась тогда весьма свежей и для МЗМА – в Москве к этому моменту «четыреста восьмой» выпускался меньше двух лет. Официальные источники говорят «с конвейера автозавода в Ижевске», однако есть и свидетельства того, что никакого конвейера тогда ещё не было – цеха завода только достраивались, а ту самую первую декабрьскую машину, по одной из версий, собирали «отвёрточным» методом в здании НИИ «Прогресс» из поставленных с АЗЛК комплектующих. Но при этом до нового года ижевцы успели собрать 300 новых машин!

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Ижевский «четыреста восьмой» ничем, кроме эмблемы на решётке, на которой значилось короткое «Иж» (это, кстати, название реки, на которой стоит город, а не сокращение), не отличался от своего московского собрата. Двигатель МЗМА-408 объёмом 1,3 литра (а точнее – 1 358 куб. см) развивал 50 л. с., коробка передач была 4-ступенчатой, привод задним – эта схема, с минимальными нюансами, станет и для ижевских машин, и для Москвичей в целом привычной на долгие и долгие годы.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Но «четыреста восьмой» поселился в Удмуртии ненадолго – в течение 1967 года успели собрать всего 4 196 машин, и в том же 1967-м одновременно и на МЗМА, и на Ижевском автозаводе запустили Москвич-412, по сути ставший развитием или люкс-версией предыдущей модели. Главным отличием был мотор – 1,5-литровый двигатель М-412 разработали на основе агрегата BMW M-10, и он, имея мощность в 75 л. с., с помощью четырёхступки ускорял «четыреста двенадцатый» до сотни всего за 20 секунд.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На конвейере в Ижевске новая машина, получив имя Иж-412, заменила старую (в Москве же обе модели долгое время выпускались параллельно), но внешних отличий от 408-го в первые годы было немного: горизонтальные секции задних фонарей, шильдик на крышке багажника – и при этом полностью идентичный «четыреста восьмому» передок.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

В салоне разница была ощутимей – раздельные передние сиденья, напольный рычаг КПП, травмобезопасная накладка на панель приборов. Ижевская машина отличалась от московской, опять-таки, только эмблемой на решётке. Но со временем различий стало больше – с 1982-го на ижевские 412-е стали ставить радиаторную решётку с интегрированными в неё оригинальными секциями поворотников и габаритов по бокам от фар, а не снизу, как у автомобиля с АЗЛК (так с 1968-го стал называться московский завод).

В салоне разница была ощутимей – раздельные передние сиденья, напольный рычаг КПП, травмобезопасная накладка на панель приборов. Ижевская машина отличалась от московской, опять-таки, только эмблемой на решётке. Но со временем различий стало больше – с 1982-го на ижевские 412-е стали ставить радиаторную решётку с интегрированными в неё оригинальными секциями поворотников и габаритов по бокам от фар, а не снизу, как у автомобиля с АЗЛК (так с 1968-го стал называться московский завод).»>

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Иж-2715 и Иж-2125 Комби

Но ещё на стыке 1960-х и 70-х ижевцы начали работать над собственными вариантами Москвича. В 1972-м появляется знаменитый «каблучок» – фургон на базе 412-го – Иж-2715. А ещё год спустя стартует выпуск Иж-2125 Комби – как бы сейчас сказали, лифтбек на базе того же «четыреста двенадцатого». Ничего подобного АЗЛК не выпускал – существовал, правда, универсал Москвич-426, но и он был построен ещё на базе 408-й модели. Эта линейка – базовый седан Иж-412, фургон Иж-2715 (на его базе делался ещё и пикап) и лифтбек Иж-2125 – и стала той основой, которая обеспечивала благополучие автомобильного «Ижмаша».

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

«Четыреста двенадцатые» в Ижевске выпускали аж до 2001 года (хотя на АЗЛК прекратили ещё в 1977-м), и суммарный выпуск Иж-412 составил 2 317 439 автомобилей. Фургон также дожил на конвейере до нового века, «каблучков» выпустили 1 076 954 штуки. А версия Комби разошлась в 414 187 экземплярах, её делали до 1997-го. Но, разумеется, ижевцы не жили только этими тремя моделями. Период расцвета инженерного поиска пришёлся на 1970-е – в эти годы на ижевском заводе с совсем небольшим конструкторским штатом появляется несколько весьма интересных разработок.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Несостоявшиеся проекты, сборка иномарок и «Ода»

В 1972 году были разработаны переднеприводный(!) Иж-13 Старт, который мог бы стать конкурентом вазовской «восьмёрке», и полноприводный ИЖ-14, который был задуман, как и ВАЗ-2121 Нива, как автомобиль для рыбаков и охотников. К этому же периоду относится и хэтчбек Иж-19 (1975), который не был столь новаторским, как Иж-13, но, обладая дизайном, не уступающим «тринадцатому», имел в своей основе уже освоенную в производстве платформу Иж-412. Увы, эти прототипы так и остались в единственном экземпляре, став достоянием музея Ижевского автозавода – тогда «наверху» от собственных разработок «Ижмаша» просто отмахнулись, воспринимая предприятие исключительно как сборочный завод…
Нельзя сказать, что попытки не делались и позднее – чего стоит только хэтчбек Иж-2126-О, оснащённый «автоматом», или построенный в 1991-году микроавтобус Иж-042. Эти машины базировались уже на агрегатах Иж-2126 Ода (Орбита) – заднеприводного хэтчбека, который «Ижмаш» разрабатывал в 1980-х годах. Но из-за социально-экономического кризиса конца 1980-х все смелые варианты, включая пожарный фургон Иж-2717, пришлось отбросить, а полноприводные версии Оды отдать на откуп мелкой серии. Что и говорить, даже базовую версию хэтчбека удалось запустить по конвейеру только в 1990-м, хотя разработка стартовала ещё в 1978-м.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Наперекор клейму «сборочного завода», нехватке современных агрегатов (тот же мотор 412-го десятилетиями ничем не удавалось заменить), экономическим неурядицам, переживая процедуры смены собственников, скандалы с бывшими директорами, банкротства, завод продолжал жить. Выпускаемые автомобили фактически «адаптировали» к тем моторам, которые перепадали предприятию – УЗАМ-3320 (модернизированный 412-й мотор), УЗАМ-331, ВАЗ-2106, ВАЗ-2130… Оду делали до 2005 года, выпустив 141 508 машин, а запущенный в 1995-м фургон Иж-2717 (была и модификация пикап Иж-27171) на базе Оды разошёлся в количестве 77 135 автомобилей.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Да, последующие модели, о которых пойдёт речь, были в большинстве своём переданными с других предприятий и автомобильных компаний. Они хорошо известны, выпускались в Ижевске без серьёзных изменений, поэтому подробно останавливаться на их конструктиве нет особого смысла. Но проследить сами этапы этой «сборочной» истории представляется интересным.

Универсальную модификацию Оды, Иж-21261 Фабула, удалось поставить на поток только в 2003-м. К тому времени завод уже собирал вазовскую «классику» – в 2001-м в Ижевске запустили ВАЗ-2106, а годом спустя – универсал ВАЗ-2104. В 2004 году «Иж-Авто» (с 1996 по 2000 годы завод назывался «Ижмаш-Авто») пошёл традиционным для себя путём – на базе вазовской «четвёрки» был создан и запущен в серию «каблучок» Иж-21175. Но до полноценной «свадьбы» с АВТОВАЗом было ещё далеко, впереди был ещё и «корейский роман» – в 2005, 2006 и 2007-м были запущены, соответственно, модели KIA – Spectra, Rio и Sorento. Спектре повезло больше всего – её делали аж до 2011 года (с перерывом в 2010-м), и она стала самой массовой из ижевских «корейцев» – выпущено 106 376 автомобилей.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

В 2011-м на «Иж-Авто» приходит альянс АВТОВАЗа и Renault-Nissan, и первым результатом этого становится запуск ВАЗ-2107 на ижевском конвейере. Для предприятия, пережившего в 2009 году банкротство, полную остановку и консервацию оборудования, это было глотком свежего воздуха. «Семёрка» всё ещё была востребована и помогла продержаться Ижевскому заводу ровно год – с прекращением её выпуска в 2012-м на «Иж-Авто» закончилась история выпуска автомобилей классической компоновки в нашей стране

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Следующим логичным шагом стала Lada Granta – седан запустили в Ижевске в 2012 году и за два последующих года смогли выпустить 102 000 автомобилей. Ещё более впечатляющим выглядит темп сборки лифтбека Гранты – модификации, которую не стали запускать на конвейере АВТОВАЗа в Тольятти, полностью передав в Ижевск в 2014-м. До конца 2015 года в Ижевске было выпущено 100 000 лифтбеков. Такие объёмы, с трудом достижимые даже в лучшие советские времена, объяснимы – на завод пришло новое оборудование (сварка, окраска, сборка), новые стандарты качества, новые методики обучения персонала.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

В 2014 и 2015 годах франко-японский альянс запустил на «Иж-Авто» две соплатформенных модели – седан Nissan Sentra и хэтчбек Nissan Tiida. Это оказалось кстати, потому что в том же 2015-м на заводе состоялась большая премьера – 25 сентября был запущен седан Lada Vesta. Эта модель впервые появилась в серии именно на ижевском предприятии, и до декабря 2016 года, когда Весту поставили на конвейер в Казахстане, это был единственный завод, собирающий новинку.

Со стартом Весты предприятие получило новое имя – «Lada Ижевск». До конца 2015 года было выпущено свыше 5 000 машин, а через год после старта производства количество выпущенных седанов перевалило уже за 50 000 экземпляров.

На очереди у «Lada Ижевск» – запуск универсала Lada Vesta SW Cross летом 2017 года, а также «кроссовой» версии седана Lada Vesta Cross. Эти машины, разработанные на АВТОВАЗе, тоже будут впервые запущены в производство именно в Ижевске.

Что ж, как видите, предприятие в столице Удмуртии оказалось удивительно живучим. Вынужденно уступив в 70-е ВАЗу, потеряв репутацию на выпуске сильно устаревших и посредственно собранных машин в 90-е и «нулевые», оно выжило за счет корейских контрактов и в итоге стало частью транснационального альянса. Совсем неплохо для 50 лет истории.

Источник

50 лет ижевскому Москвичу: все автомобили, рождённые в Удмуртии

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

У предприятия, которое ныне носит имя «Lada Ижевск», сложная судьба – кануть в Лету оно рисковало не раз и не два. Но в прошлом году завод отметил 50-летие и запустил Весту, а в 2016-м отмечает полвека со дня выпуска первого автомобиля. Вспомним всё!

12 декабря 1966 года на Ижевском автозаводе (тогда ещё не самостоятельного предприятия, а всего лишь части военного концерна «Ижмаш») был собран первый автомобиль Москвич-408. Модель являлась тогда весьма свежей и для МЗМА – в Москве к этому моменту «четыреста восьмой» выпускался меньше двух лет. Официальные источники говорят «с конвейера автозавода в Ижевске», однако есть и свидетельства того, что никакого конвейера тогда ещё не было – цеха завода только достраивались, а ту самую первую декабрьскую машину, по одной из версий, собирали «отвёрточным» методом в здании НИИ «Прогресс» из поставленных с АЗЛК комплектующих. Но при этом до нового года ижевцы успели собрать 300 новых машин!

Москвич-408

Ижевский «четыреста восьмой» ничем, кроме эмблемы на решётке, на которой значилось короткое «Иж» (это, кстати, название реки, на которой стоит город, а не сокращение), не отличался от своего московского собрата. Двигатель МЗМА-408 объёмом 1,3 литра (а точнее – 1 358 куб. см) развивал 50 л. с., коробка передач была 4-ступенчатой, привод задним – эта схема, с минимальными нюансами, станет и для ижевских машин, и для Москвичей в целом привычной на долгие и долгие годы.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Москвич-408 ‘1964–69

Иж-412

Но «четыреста восьмой» поселился в Удмуртии ненадолго – в течение 1967 года успели собрать всего 4 196 машин, и в том же 1967-м одновременно и на МЗМА, и на Ижевском автозаводе запустили Москвич-412, по сути ставший развитием или люкс-версией предыдущей модели. Главным отличием был мотор – 1,5-литровый двигатель М-412 разработали на основе агрегата BMW M-10, и он, имея мощность в 75 л. с., с помощью четырёхступки ускорял «четыреста двенадцатый» до сотни всего за 20 секунд.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Москвич-412 ‘1969–82

На конвейере в Ижевске новая машина, получив имя Иж-412, заменила старую (в Москве же обе модели долгое время выпускались параллельно), но внешних отличий от 408-го в первые годы было немного: горизонтальные секции задних фонарей, шильдик на крышке багажника – и при этом полностью идентичный «четыреста восьмому» передок.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Москвич-412 ‘1969–82

В салоне разница была ощутимей – раздельные передние сиденья, напольный рычаг КПП, травмобезопасная накладка на панель приборов. Ижевская машина отличалась от московской, опять-таки, только эмблемой на решётке. Но со временем различий стало больше – с 1982-го на ижевские 412-е стали ставить радиаторную решётку с интегрированными в неё оригинальными секциями поворотников и габаритов по бокам от фар, а не снизу, как у автомобиля с АЗЛК (так с 1968-го стал называться московский завод).

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Москвич-412 ‘1969–82

Иж-2715 и Иж-2125 Комби

Но ещё на стыке 1960-х и 70-х ижевцы начали работать над собственными вариантами Москвича. В 1972-м появляется знаменитый «каблучок» – фургон на базе 412-го – Иж-2715. А ещё год спустя стартует выпуск Иж-2125 Комби – как бы сейчас сказали, лифтбек на базе того же «четыреста двенадцатого». Ничего подобного АЗЛК не выпускал – существовал, правда, универсал Москвич-426, но и он был построен ещё на базе 408-й модели. Эта линейка – базовый седан Иж-412, фургон Иж-2715 (на его базе делался ещё и пикап) и лифтбек Иж-2125 – и стала той основой, которая обеспечивала благополучие автомобильного «Ижмаша».

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Иж-2715 ‘1972–82

«Четыреста двенадцатые» в Ижевске выпускали аж до 2001 года (хотя на АЗЛК прекратили ещё в 1977-м), и суммарный выпуск Иж-412 составил 2 317 439 автомобилей. Фургон также дожил на конвейере до нового века, «каблучков» выпустили 1 076 954 штуки. А версия Комби разошлась в 414 187 экземплярах, её делали до 1997-го. Но, разумеется, ижевцы не жили только этими тремя моделями. Период расцвета инженерного поиска пришёлся на 1970-е – в эти годы на ижевском заводе с совсем небольшим конструкторским штатом появляется несколько весьма интересных разработок.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Иж-2125 Комби ‘1973–82

Несостоявшиеся проекты, сборка иномарок и «Ода»

В 1972 году были разработаны переднеприводный(!) Иж-13 Старт, который мог бы стать конкурентом вазовской «восьмёрке», и полноприводный ИЖ-14, который был задуман, как и ВАЗ-2121 Нива, как автомобиль для рыбаков и охотников. К этому же периоду относится и хэтчбек Иж-19 (1975), который не был столь новаторским, как Иж-13, но, обладая дизайном, не уступающим «тринадцатому», имел в своей основе уже освоенную в производстве платформу Иж-412. Увы, эти прототипы так и остались в единственном экземпляре, став достоянием музея Ижевского автозавода – тогда «наверху» от собственных разработок «Ижмаша» просто отмахнулись, воспринимая предприятие исключительно как сборочный завод…

Нельзя сказать, что попытки не делались и позднее – чего стоит только хэтчбек Иж-2126-О, оснащённый «автоматом», или построенный в 1991-году микроавтобус Иж-042. Эти машины базировались уже на агрегатах Иж-2126 Ода (Орбита) – заднеприводного хэтчбека, который «Ижмаш» разрабатывал в 1980-х годах. Но из-за социально-экономического кризиса конца 1980-х все смелые варианты, включая пожарный фургон Иж-2717, пришлось отбросить, а полноприводные версии Оды отдать на откуп мелкой серии. Что и говорить, даже базовую версию хэтчбека удалось запустить по конвейеру только в 1990-м, хотя разработка стартовала ещё в 1978-м.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Иж-2126 Ода ‘1999–2002

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Иж-2717 Ода Версия ‘1999–2005

Наперекор клейму «сборочного завода», нехватке современных агрегатов (тот же мотор 412-го десятилетиями ничем не удавалось заменить), экономическим неурядицам, переживая процедуры смены собственников, скандалы с бывшими директорами, банкротства, завод продолжал жить. Выпускаемые автомобили фактически «адаптировали» к тем моторам, которые перепадали предприятию – УЗАМ-3320 (модернизированный 412-й мотор), УЗАМ-331, ВАЗ-2106, ВАЗ-2130… Оду делали до 2005 года, выпустив 141 508 машин, а запущенный в 1995-м фургон Иж-2717 (была и модификация пикап Иж-27171) на базе Оды разошёлся в количестве 77 135 автомобилей.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Иж-2717 Ода Версия ‘1999–2005

Да, последующие модели, о которых пойдёт речь, были в большинстве своём переданными с других предприятий и автомобильных компаний. Они хорошо известны, выпускались в Ижевске без серьёзных изменений, поэтому подробно останавливаться на их конструктиве нет особого смысла. Но проследить сами этапы этой «сборочной» истории представляется интересным.

Универсальную модификацию Оды, Иж-21261 Фабула, удалось поставить на поток только в 2003-м. К тому времени завод уже собирал вазовскую «классику» – в 2001-м в Ижевске запустили ВАЗ-2106, а годом спустя – универсал ВАЗ-2104. В 2004 году «Иж-Авто» (с 1996 по 2000 годы завод назывался «Ижмаш-Авто») пошёл традиционным для себя путём – на базе вазовской «четвёрки» был создан и запущен в серию «каблучок» Иж-21175. Но до полноценной «свадьбы» с АВТОВАЗом было ещё далеко, впереди был ещё и «корейский роман» – в 2005, 2006 и 2007-м были запущены, соответственно, модели KIA – Spectra, Rio и Sorento. Спектре повезло больше всего – её делали аж до 2011 года (с перерывом в 2010-м), и она стала самой массовой из ижевских «корейцев» – выпущено 106 376 автомобилей.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Иж-21261 Fabula ‘2004–2005

Наши дни

В 2011-м на «Иж-Авто» приходит альянс АВТОВАЗа и Renault-Nissan, и первым результатом этого становится запуск ВАЗ-2107 на ижевском конвейере. Для предприятия, пережившего в 2009 году банкротство, полную остановку и консервацию оборудования, это было глотком свежего воздуха. «Семёрка» всё ещё была востребована и помогла продержаться Ижевскому заводу ровно год – с прекращением её выпуска в 2012-м на «Иж-Авто» закончилась история выпуска автомобилей классической компоновки в нашей стране.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Lada 2107 ‘2006–2012

Следующим логичным шагом стала Lada Granta – седан запустили в Ижевске в 2012 году и за два последующих года смогли выпустить 102 000 автомобилей. Ещё более впечатляющим выглядит темп сборки лифтбека Гранты – модификации, которую не стали запускать на конвейере АВТОВАЗа в Тольятти, полностью передав в Ижевск в 2014-м. До конца 2015 года в Ижевске было выпущено 100 000 лифтбеков. Такие объёмы, с трудом достижимые даже в лучшие советские времена, объяснимы – на завод пришло новое оборудование (сварка, окраска, сборка), новые стандарты качества, новые методики обучения персонала.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На фото: Lada Granta (2190) ‘2011–2014

В 2014 и 2015 годах франко-японский альянс запустил на «Иж-Авто» две соплатформенных модели – седан Nissan Sentra и хэтчбек Nissan Tiida. Это оказалось кстати, потому что в том же 2015-м на заводе состоялась большая премьера – 25 сентября был запущен седан Lada Vesta. Эта модель впервые появилась в серии именно на ижевском предприятии, и до декабря 2016 года, когда Весту поставили на конвейер в Казахстане, это был единственный завод, собирающий новинку.

Со стартом Весты предприятие получило новое имя – «Lada Ижевск». До конца 2015 года было выпущено свыше 5 000 машин, а через год после старта производства количество выпущенных седанов перевалило уже за 50 000 экземпляров.

На очереди у «Lada Ижевск» – запуск универсала Lada Vesta SW Cross летом 2017 года, а также «кроссовой» версии седана Lada Vesta Cross. Эти машины, разработанные на АВТОВАЗе, тоже будут впервые запущены в производство именно в Ижевске.

Что ж, как видите, предприятие в столице Удмуртии оказалось удивительно живучим. Вынужденно уступив в 70-е ВАЗу, потеряв репутацию на выпуске сильно устаревших и посредственно собранных машин в 90-е и «нулевые», оно выжило за счет корейских контрактов и в итоге стало частью транснационального альянса. Совсем неплохо для 50 лет истории.

Источник

Ижевский автозавод: Путь от АК-47 до Lada Vesta и классные прототипы, которые так и не попали на конвейер

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Экскурсия по музею Ижевского автозавода показывает нечто большее, чем стройные ряды автомобилей, которые никогда так и не вышли в серию.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

В 1966 году на базе Ижевского машиностроительного (читай, оружейного) завода был построен автомобильный завод. 12 декабря из машинокомплектов, поступавших с московского АЗЛК, был собран первый Москвич-408 с эмблемой ИЖ на радиаторной решетке. К началу семидесятых годов на предприятии было развернуто полноценное производство.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Оборудование – прессы, окрасочные камеры, автоматические и поточно-механизированные линии и так далее – было, как нетрудно догадаться, импортным, европейским. Поставщики – «Рено», «Эрфурт», «Блисс», «Спирц», «Клиринг». В те годы, как и сейчас, российский автопром поднимали с иностранной помощью.

Ижевский завод был построен по тем же принципам, что и ВАЗ, но с втрое меньшей проектной мощностью, составляющей 220 тысяч автомобилей в год. «Четыреста-восьмой» выпускали три года – с конвейера сошло 4196 экземпляров.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Главным хитом завода стал производимый с 1967 года «Москвич-412», который с небольшими модификациями выпускался тут аж до конца девяностых годов. На рубеже шестидесятых и семидесятых годов эти автомобили блистали в ралли, спрос на них существовал и за пределами Союза — их собирали также в Болгарии и Бельгии, поставляли на экспорт в капстраны. Интересный факт — Ижевский 412-й пережил свою модифицированную версию – 2140 – выпускаемую на АЗЛК на долгих девять лет.

Вместе с тем, на заводе с самого начала работали над автомобилями собственной конструкции, хотя их шанс попасть на конвейер и был минимальным.

Самый старый образец заводского музея — ИЖ-ВНИИТЭ, разработанный во второй половине шестидесятых Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики, а если быть точным, группой дизайнеров под руководством легендарного Ю.А. Долматовского.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Для 1967 года это был очень необычный автомобиль — кузов-хетбек, сдвижные двери по бокам, узкие полоски фонарей по всем задним стойкам…

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

В перспективе, автомобили ИЖ предполагалось сделать переднеприводными, но у данного прототипа — все еще стандартный для “москвичей” задний привод, как и мотор УМЗ-412, и панель приборов.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Работы над первым в СССР переднеприводным автомобилем были начаты в следующем, 1968 году. Опытный экземпляр ИЖ-13 “Старт” был готов к 1972 году. Автомобиль отличала необычная компоновка, обусловленная использованием уже выпускаемых компонентов заднеприводных автомобилей.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Двигатель с КПП был расположен продольно и смещен относительно продольной оси вправо и наклонен на 45 градусов. Сзади коробки располагался оборачивающий редуктор, через который крутящий момент передавался при помощи короткого кардана на размещенную под БЦ главную передачу. Привод передних колес — при помощи сдвоенных карданных шарниров с крестовинами от обычного 412-го. Задняя подвеска была независимой, с торсионами регулируемой жесткости.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На этом конструкторы ИЖ не остановились. Еще одна новинка, представленная в 1972 году — ИЖ-14, прототип тредверного полноприводного автомобиля повышенной проходимости с несущем кузовом.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Раздаточная коробка позволяла переключаться между передним, задним или полным приводом. Передняя подвеска — МакФерсон. Привод передних колес — через сдвоенные карданы “Гука”. Заднюю подвеску планировалось сделать торсионной, но у прототипа — неразрезной мост от 412-го. По мнению многих специалистов, именно эта разработка группа конструкторов под руководством А. С. Кондрашкина вдохновила легендарной “Нивы”.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

В следующем, 1973 году, на конвейер ижевского завода встала первая самостоятельная модель марки — ИЖ с индексом 2125 «Комби». Вместе с ним на заводе в Ижевске делали «каблучки»- «пирожки» 2715 и пикапы на их базе. К слову, пикапы закончили делать еще в 1982 году, а вот «пирожки» клепали до 2001 года.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Почти три десятка лет на конвейере – норма для российского автопрома времен постсоветского упадка… Но не будем забегать вперед, ведь до упадка в начале семидесятых было еще далеко.

1975 год завод встретил с очередной перспективной разработкой — “спортивный” хетчбек ИЖ-19 “Старт-Комби”.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

С точки зрения дизайна, автомобиль выглядел преемником идей ИЖ-13. Ниспадающий капот явно намекает на наличие блок-фар, но на прототипе — обычные сдвоенные круглые фары в пластиковой оправе. Салон — гораздо современнее, чем на предшественниках. Обращают на себя внимание и аэродинамические корпуса зеркал, и небольшой воздухозаборник в крыше — как на раллийных авто.

К концу семидесятых “Москвичи” уже безнадежно устарели, и на заводе была разработана новая модель с индексом 2126. При ее создании широко применяли современные технологии проектирования. Расчет кузовов и узлов при помощи ЭВМ, продувка в аэродинамической трубе.

Перед вами ИЖ-2126-0, уже неофициально называемый “Орбитой”. Это второй по счету прототип данной модели, выпущенный небольшой партией в 1977 году.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

На пятидверный хетчбек предполагалось серийно устанавливать трехступенчатый “автомат” с гидротрансформатором, разработанный в ЦКБ-36 автомобильного производства “Ижмаш” в начале семидесятых. Серийная модель автомата лишилась, зато ее доводку выполняла компания Renault. На испытаниях, по словам заводчан, автомобиль превзошел одноклассников — Ford Sierra и Toyota Corolla.

Рядом с “нулевкой” стоит копия прототипа ИЖ-2126, прошедшего государственные приемочные испытания и одобренного к выпуску в 1984 году. Этот автомобиль примечателен прежде тем, что у него под капотом- это единственный сохранившийся экземпляр экспериментального двигателя ВАЗ-321, разработанного с целью применения на Москвич-2141, “Ниве” ВАЗ-2123 и ИЖ-2126.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

При мощности в 98 л.с. и моменте в 137 Нм, этот мотор разгонял ИЖ до сотни за 10.2 с, максималка составляла 185 километров в час. 321-й мотор обладал повышенной тягой и эластичностью, но внутренний конкурс выиграл мотор конструкции АЗЛК. А серийного выпуска ИЖ-2126 пришлось ждать почти десять лет…

После долгожданного получения кредита в 240 миллионов инвалютных рублей штампы были заказаны у японской Fuji Heavy Industries, также были заказаны автоматические сварочные линии немецкой марки KUKA. Но в условиях финансовых и организационных проблем, до их монтажа дело не дошло. Кузова первых серийных ИЖ-2126, выпущенных в 1990 году, были сварены ручными кондукторами, а немецкие “роботы” пролежали на территории почти десять лет.

Впрочем, на заводе в начале девяностых все еще теплилась конструкторская мысль. В 1991 году на заводе был разработан автомобиль вагонной компоновки ИЖ-042 — другими словами, минивэн.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Конструкция кузова — панельно-каркасная, то есть при помощи навесных металлических панелей можно было добиваться различных модификаций кузова, включая бортовой грузовой. Характеристики были, мягко говоря, не выдающимися — 90-сильный двигатель 1.8 разгонял двухтонный минивен до сотни за долгие 42 секунды.

Более того, в 1992 году ижевскими инженерами была разработана первая в СССР и одна из первых в мире гибридных трансмиссий! Система, установленная на “Фабулу”, была полностью отлажена к 2000 году. Это был классический параллельный гибрид.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

ДВС — бензиновый двухцилиндровый 30-сильный 650-кубовый от «Оки, с крутящим моментом 44,1 Нм. Тяговый электродвигатель — 120 вольтовый, постоянного тока ПТ-125-12, выдающий 49 Нм. Аккумуляторы стандартные, свинцовые 6СТ-55 — 8 штук. Расположение батарей в заднем свесе позволило улучшить развесовку автомобиля. Вал бензинового мотора и якорь электродвигателя связаны через редуктор, на его выходе — стандартный маховик и сцепление, дальше — обычная МКП и кардан, приводящий задние колеса. Запас хода чисто на электротяге — всего 10-15 км, в комбинированном режиме система продемонстрировала расход топлива на 20% меньше, чем у обычного ИЖ-2126.

На рубеже миллениума завод сотрясали различные дрязги. Объем выпуска составлял всего 8 тысяч автомобилей в год. Пришли новые хозяева в лице группы “СОК”. Конструкторы все еще старались предлагать руководству разные модификации выпускаемой модели: например, “Каблук” — 27172 и даже переднеприводную версию с двигателем Rover, а также полноприводный фургон с индексом 27717.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Финансовое положение стало несколько лучше после того, как на заводе начался выпуск модификаций древних «жигулей» 2106, 2107 и 2104, а также каблучка ИЖ-21775 на базе 2104. Объем выпуска продукции к 2003 году превысил 60 тысяч автомобилей в год. Это позволило компании даже сделать некоторое количество “выставочных” автомобилей.

В их числе — ИЖ-2126 “Ника”. Попытка сделать из “Оды” современный автомобиль. Яркий цвет, пластиковый обвес, затянутый в кожу интерьер, парктроники, центральный замок, электропакет. Но самое важное — четырехступенчатый автомат ZF 4HP22, сопряженный с 85-сильным двигателем УЗАМ 1.8.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

В числе других интересных моделей — полноприводная версия запущенного в серию в 2004 году универсала ИЖ-21261 “Фабула”, а также пикап “Версия”.

Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть фото Какие авто выпускаются в ижевске. Смотреть картинку Какие авто выпускаются в ижевске. Картинка про Какие авто выпускаются в ижевске. Фото Какие авто выпускаются в ижевске

Финансовые вложения в выпуск “Оды” себя не оправдали — автомобиль был безнадежно устаревшим, качество подвергалось критике. В 2005 году выпуск всех собственных моделей был прекращен, на предприятии начали промсборку различных моделей Kia: Spectra, Rio, Sorento.

Финансовый кризис 2008 года, и продажа предприятия ее менеджменту за скромные 200 миллионов долларов привели к тому, что руководство завода было объявлено в розыск, а фактическим собственником завода стал “Сбербанк”. Долги предприятия составляли при этом 13.5 миллиардов рублей. В марте 2009 производство было остановлено. Вскоре компания была признана банкротом. На несколько месяцев конвейер был законсервирован.

Вскоре долги были переуступлены “Ростехнологиям” и подконтрольному им АвтоВАЗу. После модернизации производства, в 2012 году на заводе начали выпускать лифтбек Lada Granta, в 2015 году — Lada Vesta. На сегодняшний день производство “гранты” перенесено обратно в Тольятти — чтобы “дозагрузить” простаивающие мощности ВАЗа, и дать ижевскому заводу полностью сосредоточиться на выпуске разных модификаций Vesta, спрос на которые постоянно растет.

Жаль только, что новых ижевских разработок в тесном музее на цокольном этаже здания заводоуправления мы скорее всего уже никогда не увидим…

А теперь — вам слово!

Смотрите также другие мои репортажи с различных экспозиций техники:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *