Какие автомобили недавно появились на угольных предприятиях кузбасса
«Зря вы шахтеров ищете. Они умерли» Как и почему 51 человек погиб в «Листвяжной». Репортаж с места трагедии
«Взрыв почти дошел до того места, где находился папа. Они почувствовали только хлопок, — рассказывает «Ленте.ру» Ксения, дочь погибшего в шахте Геннадия Белошкурского. — Некоторых отбросило в сторону, другие потеряли сознание. Мой папа остался во вменяемом состоянии, отчетливо понимал, что происходит. Начал поднимать людей и приводить их в чувства. Сам мог выбраться, однако предпочел остаться с теми, кто не мог подняться.
Начав выводить людей, он понял, что одного не хватает. Это был молодой парень Александр Петров. Папа стал кричать: «Сашка, давай за нами!» и увидел, что тот не может включить свой самоспасатель. У папы же самоспасатель был уже включен. И он ему прямо насильно начал его пихать. Папа хотел спасти парня, а сам дышал без самоспасателя.
Его нашли в группе из пяти человек, они лежали ближе к выходу. Значит, папа до последнего пытался их вывести».
Горный мастер пятого участка Геннадий Белошкурский считался одним из самых опытных шахтеров. Он — представитель настоящей горняцкой династии, каких много в Кузбассе. На шахтах работали его отец, тесть и брат. Продолжил семейное дело и сын Белошкурского.
Геннадий пришел на «Листвяжную» еще в 2011-м, сменив к тому времени несколько шахт, в том числе и «Распадскую», где в 2010 году погиб 91 кемеровский шахтер. Вообще-то он хотел бы работать поближе к Прокопьевску, где был его дом, но почти все шахты вблизи Прокопьевска закрылись. Вариантов не оставалось: пришлось перебираться в Белово.
Друзья и коллеги любили Белошкурского за веселый нрав и стремление прийти на помощь любому. По словам дочери Ксении, ее отец не отказывал никогда и никому: «Генка, отвези!», «Гена, помоги!» Он не давал унывать, не терялся в критических ситуациях. 48-летний специалист по-настоящему любил и свое дело, старался передать свой тридцатилетний опыт младшим коллегам.
Геннадий Белошкурский с супругой
Фото: из семейного архива
В 2018 году Белошкурский был на волоске от смерти — его завалило породой в «Листвяжной». Но скандал, как говорит Ксения, поспешили замять. После больницы Геннадий вернулся домой, отдохнул и снова спустился в забой.
Замять, похоже, в «Листвяжной» умели. Только после гибели 51 человека стали вслух говорить про два пожара один за одним в ноябре 2021 года — их тушили сами горняки. Шахтеры знали, что уровень концентрации метана там близок к критическому. Но останавливать работу начальство не стало. Как утверждают теперь сами работники, с которыми удалось поговорить «Ленте.ру», им лишь повторяли: «Не будет угля — ничего не получите».
Однажды Белошкурский обронил дома, что его могут уволить. Он спорил с начальством, в какой-то момент прямо заявил, что работать в шахте невозможно.
25 ноября Геннадий вышел на свою первую смену после больничного. Во время болезни они с дочкой строили планы на будущее, шутили и смеялись, чтобы себя подбодрить.
Я считаю, что мой папа — герой. Обычно люди во время чрезвычайных происшествий начинают думать о себе и бежать с тонущего корабля. Мой папа так не сделал
Погиб и Александр Петров, один из шахтеров, которого пытался спасти Белошкурский. Теперь Ксения задается вопросами, почему так странно проводилась спасательная операция: поиски горняков быстро свернули, хотя в разных местах шахты могли оставаться живые люди. Она уверена, что родственникам шахтеров не сказали всю правду.
«По моему мнению, им не нужны свидетели. Если бы вышли те, кого уже считали погибшими, шахта бы накрылась. Денежки перестали бы начальству поступать. [Губернатору Сергею] Цивилеву горняки, которые знают шахту, предлагали: «Если вы не можете, дайте нам снаряжение, и мы сами туда спустимся». Он отказал, никак это не аргументировав. Посыл такой: «Нам надо сохранить шахту, чтобы она не обвалилась». Губернатору задавали вопрос: «А что же будет с людьми, которые там находятся?» Он сказал, как отрезал: «У них давно уже нет кислорода»», — утверждает собеседница «Ленты.ру».
Они читали, как Геннадий вывел нескольких человек наружу и точно мог спастись сам, но принял решение отправиться за другими.
Проигравшие в «рельсовой войне»
«Кроме шахт работы нет». Эти слова повторяли все без исключения собеседники «Ленты.ру». В разговорах со многими сквозит отчаяние. Заводы и фабрики прекратили существование практически повсеместно. Остались лишь шахты, разрезы и магазины. Поэтому — хочешь ты того или нет — придется снова рисковать своей жизнью. Других возможностей прокормить семью нет.
«Рисковать жизнью» в данном случае — не оборот речи. Фактически каждый горняк отчетливо осознает, что в любой день может не вернуться со смены.
Тем удивительнее, что почти никто не хочет говорить о проблемах открыто. Шахтеры не могут себе позволить качать права — иначе попадут в черный список службы безопасности своей компании и потеряют возможность работать в угольной промышленности.
Так было не всегда. Нынешнее, по сути, бесправное положение шахтеров Кузбасса — итог последних 20 лет. До этого они успешно отстаивали свои права и были настолько заметной силой, что власть выполняла их социальные и политические требования.
Музей-заповедник «Красная горка»
Мощное шахтерское забастовочное движение, которое началось в 1989 году в советских еще Кузбассе и Донбассе, по словам доктора исторических наук Игоря Соловенко, внесло свой вклад в расшатывание советской общественно-политической системы. Шахтеры активно помогали так называемой демократической оппозиции во главе с Ельциным, итогом борьбы которой стал распад СССР.
Впрочем, винить шахтеров в развале Советского Союза было бы не очень умно — ведь вряд ли в их рядах было много тех, кому этого хотелось. Но протест, начавшийся по достаточно прозаичной причине — нехватки в регионе продовольствия и промтоваров, — перерос в политический, в требования об отмене главенствующей роли КПСС, о свободных выборах и так далее.
«Я думаю, что [проблемы с продовольствием] были не самыми главными, — утверждает Соловенко. — Людям дали свободу, они почувствовали ее и стали реализовывать, в том числе и посредством своего права на высказывание недовольства, забастовки и так далее».
Не утихали забастовки и в 90-е годы — в то время зарплату могли не выплачивать по 10-12 месяцев. Пик их пришелся на 1998 год, во время так называемых «рельсовых войн», когда шахтеры Кузбасса перекрывали железную дорогу.
Протесты против задержки зарплат в Кемерове, 1990-е
Фото: Анатолий Кузярин / ТАСС
Горняки, в конце 80-х выступавшие за Ельцина, в новых реалиях стали его ярыми противниками. «Власть ничего не делала реального и эффективного для улучшения положения в угольной промышленности в целом и для шахтеров в частности», — говорит Соловенко.
Именно активная деятельность шахтерских профсоюзов привела к снятию с должности тогдашнего главы региона Михаила Кислюка, который старался сохранить союз шахтеров и Ельцина.
На его место в 1997 году поставили Амана Тулеева. Ельцин рассудил, что популярный политик и так легко выиграет выборы, так что дал ему пост — и до пожара в «Зимней вишне» Тулеев оставался одним из главных губернаторов-тяжеловесов всей России.
Тем не менее сразу решить проблемы шахтеров он просто не мог, так как у него на это не было полномочий и возможностей влияния на ситуацию. И только «рельсовые войны» 1998 года привели к подписанию федеральным правительством ряда протоколов, по которым деньги потекли в Кузбасс, и Тулеев расплатился с шахтерами по зарплатным долгам.
В конечном итоге именно Тулеев стал посредником между шахтерами и федеральным центром, так как все вопросы решались через него. Протестное движение же постепенно сошло на нет.
Вроде бы исход устраивал всех, однако, если посмотреть на статистику трагедий в шахтах Кузбасса, то можно увидеть, что большая их часть приходится именно на время, когда Тулеев управлял регионом.
Ответ на вопрос, почему же сейчас так часто гибнут шахтеры, он видит в том, что два профсоюза горняков — НПГ и «Росуглепроф», — некогда отстаивавшие права шахтеров, погрязли во внутренних разборках. «Это главная проблема шахтеров», — констатирует Соловенко.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
«Зря вы тут шахтеров ищете, они все давно умерли»
В разговорах кемеровчан чувствуется обида: «Москва вспоминает о нас, только когда что-нибудь случается». Они своего предубеждения к москвичам не скрывают — Москву интересуют только природные богатства Кузбасса, нажива, а на проблемы людей плевать.
Михаила Федяева, президента холдинга «Сибирский деловой союз», которому принадлежит «Листвяжная», здесь тоже считают посланцем федерального центра. Хотя он-то как раз местный: родился в Прокопьевске, окончил Кузбасский политех. Должен уметь говорить с шахтерами на одном языке.
Полумиллионный Кемерово внешне суров. Львиную долю жилого фонда составляют унылые панельки. Есть и более затейливые в архитектурном смысле кирпичные здания 1930-1950-х. Впрочем, многие из них представляют собой развалюхи с обваливающейся штукатуркой.
Стенды у военкомата на проспекте Ленина предлагают отправиться в армию или на военно-морской флот по контракту. Такая служба «считается многими молодыми людьми престижной и привлекательной», гласит текст.
«Ха, нашли, что фотографировать», — реагирует прохожий. Кажется, он совсем не верит агитке.
На улицах Кемерово
Крестным отцом Кемерова считается Михайло Волков, который ровно 300 лет назад, в 1721 году, первым обнаружил на берегу Томи залежи каменного угля. С этой даты теперь ведется официальная история Кузбасса. Он — ровесник Российской империи.
Данных о внешнем виде Волкова не сохранилось. Однако его собирательный образ был отлит в памятнике. Изображение Михайло украшает обертки шоколадок в аэропорту. Цена кусачая — 395 рублей за плитку. Что характерно, сувенирную продукцию в духе «Привет из Кемерово!» делают в Новосибирске или Томске. «Кроме шахт, работы нет» — эти слова находят подтверждение в мелочах.
На весь Кемерово остался единственный таксопарк, принадлежащий местному предпринимателю. Остальные застолбили за собой выходцы из соседних областей, говорят сами таксисты.
Кемерова для России как бы не существует — спроси среднего россиянина, с чем город ассоциируется, и тот первым делом вспомнит чудовищный пожар в ТЦ «Зимняя вишня». Там 25 марта 2018 года погибли 37 детей и 23 взрослых. На месте сгоревшего ТЦ теперь расположен «Парк ангелов». Это незаживающая рана на теле всего Кузбасса.
Место, где находился ТЦ «Зимняя вишня»
Теперь появилась еще одна такая рана. Стихийные мемориалы в память о шахтерах «Листвяжной» находишь в самых разных точках региона от Кемерова до Грамотеина.
Многие погибшие жили в Белово.
«А идите к дому МЖК, — предлагают в этом городе. — Там как раз одни шахтеры живут».
Комсомольская программа МЖК (молодежный жилой комплекс) существовала в Советском Союзе с 1971 года вплоть до исчезновения комсомола в 1991-м. Будущие жильцы принимали активное участие в возведении дома и в качестве награды за свои труды получали квартиру. Комсомола давно нет, а бывшие активисты превратились в российских пенсионеров. Об истории дома напоминают выложенные красными кирпичами на торце здания гигантские буквы «МЖК».
«Зря вы тут шахтеров ищете, они все давно умерли», — огорошил первый же встреченный местный житель. Как вскоре выяснится, он несколько приукрасил реальность. Но лейтмотив такой: мужики умирают, не доживая и до 65-ти, власть не заботится о населении, а шахты продолжают взрываться.
«Петрову был 31 год. Трое детей осталось, — говорит женщина, вышедшая из подъезда. — Я хорошо знала Сашку, он вырос на наших глазах. Был электриком и хотел заработать денег. А вот что получилось. Очень, очень жалко. Просто слов нет».
Белово не производит впечатление депрессивного городка. На улицах довольно чисто, во дворах стоят приличные иномарки, а магазинчики — буквально на каждом углу. Хотя статистика беспощадна: убыль населения за последние 10 лет составила почти 10 тысяч человек. Жителей Белова становится меньше с каждым годом. По сравнению с концом 1980-х население уменьшилось вдвое.
Парк «Победа» в Белово
Каждый окликнутый прохожий в Белово оказывается шахтером. Говорить под диктофон отказываются наотрез, но на неформальную беседу соглашаются.
Мужчина под 60 с ясными, выразительными глазами сначала смотрит с недоверием. Но этот горняк с большим стажем и молчать про «Листвяжную» тоже не может. Разговор завязывается, он рассказывает, что профессионализм рядовых работников значительно вырос. Мужики уже не курят в забое, как раньше, стараются соблюдать правила и не рискуют жизнью понапрасну.
Но есть одна фраза, которую любой собеседник будет повторять как мантру: «Надо увеличить добычу!» — с ударением на «О» в «добыче». Это заклинание твердят шахтерам их начальники. Тысячу раз услышанное, оно первым слетает с губ каждого, кто мало-мальски знаком с горняцким делом. Чтобы выполнить план, мужики работают в шахте при опасной концентрации метана — руководство не станет ждать, пока показатели приведут в норму.
На месте катастрофы в «Листвяжной», 28 ноября 2021 года
Фото: Анатолий Кузярин / ТАСС
«Задыхаемся, уже не можем»
Шахтерский труд оценивается в среднем в 60 тысяч рублей на руки. Выход на пенсию возможен либо по достижении 25 лет общего стажа, либо после 20 лет непрерывной работы в забое. В прежние времена каждому раз в год полагалась поездка в санаторий. Сегодня путевку дают только по медицинским показаниям. Сотрудники получают корпоративные сим-карты с выгодным тарифом и бесплатный уголь — топить печь. Других льгот нет. Но многодетным семьям предусмотрена доплата — что-то около семи тысяч.
«Работа может быть разной, один день можно лопатить, копать всю смену, восемь часов, не опуская рук, — объяснил «Ленте.ру» шахтер с «Листвяжной» Николай Алимов. — На второй день может быть другая задача, физически полегче. И условия бывают разные. Например, кровля выработки после разрушения может нормально стоять, а может сразу обрушиться — это опасно, камни сыплются. Бывает пласт такой, который постреливает кусочками, — тоже хорошего мало. И даже таскать можно 20 метров, а можно 100».
Некоторые дорабатывают до 50-ти и уходят на пенсию. Кто-то дотягивает до 60-ти. Здоровье у всех разное. За пределами шахт особых перспектив нет — практически в любой сфере шахтера ждет троекратное понижение зарплаты.
«От физической работы мало кто удовольствие получает, это тяжелый труд. Удовольствие я получаю от того, что с запчастями ковыряюсь, ремонтирую компьютеры — это хобби, мне это интересно. А в шахту ходишь просто деньги зарабатывать», — констатирует Алимов.
На шахте «Листвяжная»
Ближайший к шахте «Листвяжная» населенный пункт — Грамотеино. Это типичный поселок угольного Кузбасса. Деревня с таким названием образовалась еще в 1727 году на реке Иня, где рыбу можно было ловить руками. Кругом — непролазная тайга с дикими зверями. По легенде, среди темного населения, не умевшего читать и писать, неожиданно завелся некий грамотей — от лица людей он составлял грамоты властям с жалобами и благодарностями. История не сохранила имени этого человека, но увековечила в названии поселка.
Так же когда-то именовалась и «Листвяжная». За десятилетия непрерывной работы она пережила немало инцидентов. Авария 2004 года унесла жизни 13 человек. Старожилы вспоминают и пожар, который вспыхнул 12 июля 2015 года из-за эксплуатации компрессорной установки с неисправной аппаратурой защиты. К прибытию спасателей открытый огонь распространился тогда на все сечение выработки, до взрывоопасной концентрации дошла газовая обстановка. Людям разъедало глаза. Ликвидировать аварию удалось. При этом пришлось законсервировать три проходческих забоя с дорогостоящим оборудованием.
Анжерский джип, драченинский автобус и кемеровский вездеход: история автомобильных экспериментов в Кузбассе
Не углём единым славен Кузбасс: развитая промышленность регулярно наталкивает местных предпринимателей на мысль запустить пусть небольшое, но настоящее серийное производство автотранспорта. После развала Советского Союза первые попытки создать кузбасский автомобиль предпринимали в девяностых в Анжеро-Судженске. А в десятых один завод экспериментального транспорта у нас всё-таки появился и работает до сих пор. Правда, его продукция — не автомобили, а аэровездеходы.
Как выглядел анжерский джип «Канонир», почему закрылось производство автобусов в Драченино и как плывёт кузбасская амфибия — в нашем материале.
County Kuzbass — кузбасский автобус
В 2010 году в деревне Драченино открыли сборочный завод «Кубассавто». Это были не какие-то местные энтузиасты, а инвестиционная компания нефтяника Ралифа Сафина, которая вложила в организацию производства астрономические 350 миллионов рублей. «Кузбассавто» заключил лицензионное соглашение с Hyundai и собирал грузовики и автобусы из корейских машинокомплектов под маркой County Kuzbass.
Автобусы были типичными представителями малого класса — кузов-вагон, задний привод, механическая коробка передач. В салон помещалось 17 пассажиров сидя и ещё 14 — стоя. К 2012 году завод выпустил 360 единиц техники, руководители компании строили планы и с оптимизмом смотрели в будущее.
Драченинское производство споткнулось о внешние обстоятельства: из-за забастовок на заводах корейских партнёров в 2013 году начались перебои с поставками машинокомплектов. В 2014 году завод был вынужден уволить персонал, накопил долги и в конце концов перешёл под внешнее управление. В 2017 году имущество завода продали на банкротных торгах, его приобрела другая компания.
В 2018 году автозавод в Драченино реанимировали, новые собственники заключили договор с китайским автогигантом Zhengzhou Yutong Bus. В новое производство планировали вложить около 400 миллионов рублей, оборот — две тысячи автобусов в год, в том числе газомоторные и электрические. Однако у компании возникли трудности с получением основного документа — одобрения типа транспортного средства в НАМИ. А у основного инвестора Шамиля Мингазова — проблемы с законом по поводу других его компаний. Он оказался под следствием, сидел в СИЗО и под домашним арестом. Производство остановилось, не успев начаться. Для Драченино это уже третья неудача.
«Нерпа» — кузбасский аэровездеход
Когда в Драченино строили первый завод, кемеровчанин Михаил Минаев в гараже создавал прототип вездехода, который ходил бы по снегу, болотам, земле и воде. Он любил путешествовать по рекам, но почти все реки в Сибири сильно обмелели за последние тридцать лет. Русла, как в советское время, никто не углубляет, во многих местах уровень воды стал меньше метра, поэтому катера и моторки уже не могут там ходить — ломается винт.
В 2009 году Михаил организовал в Кемерове бизнес по проектированию аэросаней с творческим названием «Аэросани». Вообще-то исторически это снегоход, который движется с помощью гигантского пропеллера. В прочтении Минаева получилась скорее амфибия — маломерное судно для обмелевших рек, которому не страшна ни галька, ни болото. В 2011 году, после двух лет испытаний опытных образцов, предприниматель запустил производство.
Несмотря на отсутствие сколько-нибудь серьёзной рекламной кампании, кузбасская амфибия нашла своего покупателя. Рыбаки, охотники и туристы охотно покупали необычный транспорт, с которым легко добраться до верховий любой речки, до самых дальних стоянок жирного хариуса. «Нерпа» стала первыми в России серийными аэросанями с дизельным двигателем.
На шахте «Листвяжная», где в утром 25 ноября произошла авария, за прошлый год было добыто порядка 4,7 млн т угля. Всего в 2020 г. компания «СДС-уголь», владеющая шахтой, добыла 29,2 млн т. То есть на «Листвяжную» приходится порядка 16% всей добычи компании. Выручка компании «СДС-уголь» в 2020 г. составила 5,8 млрд руб., чистая прибыль – 14,5 млн руб., при этом чистая прибыть ООО «Шахта “Листвяжная» – 836,7 млн руб., следует из данных СПАРК.
Представитель «СДС-угля» заявил «Ведомостям», что говорить о сроках возобновления работы шахты «пока не представляется возможным». На вопросы о возможном влиянии произошедшей аварии на добычу угля компанией в 2021-2022 гг. и на ее финансовые показатели в пресс-службе не ответили.
Шахта «Листвяжная» расположена в Беловском городском округе Кемеровской области в пределах Егозово-Красноярского угольного месторождения. Работает с 1956 г. (ранее называлась «Грамотеинская» и «Инская»). Ее производственная мощность составляет 5,2 млн т угля в год, численность персонала – около 1700 человек.
ФОТО: Спасательная операция после аварии на шахте в Кузбассе
Случившаяся в четверг авария – не первое серьезное происшествие на шахте «Листвяжная». По данным ТАСС, в октябре 2004 г. в результате взрыва метановоздушной смеси здесь погибли 13 человек. После происшествия к условным срокам были приговорены девять инженерно-технических работников предприятия.
К чему может привести авария на «Листвяжной»
По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, ликвидация последствий аварии займет не менее года – вероятно, от года до трех лет. В 2022 г. добыча на шахте вряд ли в целом превысит 2 млн т, прогнозирует аналитик. Потенциальные потери выручки «СДС-угля» по итогам будущего года он оценивает в 10-15%. Впрочем, по его подсчетам, в 2021 г. выручка вырастет примерно на треть относительно 2020 г. на фоне роста цен на уголь.
Масштабы трагедии на предприятии «Листвяжная» по количеству жертв сопоставимы с аварией на шахте «Распадская» в 2010 г., напоминает Гришунин. Тогда проблемой неофициальные источники называли сверхнормативную выработку, что привело к недостаточной вентиляции рабочего пространства в шахте. «Возможно, что и здесь речь идет о похожей причине», – предполагает эксперт. Гришунин добавил, что эта шахта опасна по выбросам метана (взрыв также произошел здесь в 2004 г. – «Ведомости»), поэтому вопросам вентиляции должно было уделяться первоочередное внимание.
Крупнейшие аварии на угольных шахтах в России
— В феврале 2016 г. произошли выброс и два взрыва метана, а также обрушение породы в шахте «Северная» («Воркутауголь»). Погибли 36 человек. Расследование дела завершилось в 2019 г., судебное разбирательство продолжается.
— Самая крупная авария в российской угледобыче за последние годы случилась в марте 2007 г., когда на шахте «Ульяновская» («Южкузбассуголь») в Кемеровской области от взрывов метановоздушной смеси и угольной пыли погибли 110 человек. Руководители шахты и виновные в произошедшем сотрудники были приговорены судом к различным срокам заключения.
— В мае 2007 г. из-за взрыва на другой шахте «Южкузбассугля» — «Юбилейной» погибли 39 горняков. После этих аварий в «Южкузбассугле» произошла смена собственника. Основные владельцы компании продали свои доли компании Evraz.
— В июне 2007 г. жертвами взрыва на шахте «Комсомольская» «Воркутауголя» в Воркуте стали 11 человек.
— В апреле 2004 г. из-за взрыва метана на шахте «Тайжина» «Южкузбассугля» в городе Осинники погибли 47 человек.
Родионов добавляет, что из-за рисков для экспорта российского угля на фоне сокращения его потребления в мире «регуляторы будут более пристально следить за соблюдение норм безопасности». В будущем шахты, которые не отвечают строгим нормам безопасности, будут закрываться и консервироваться и этот процесс может начаться уже в 2022 г., предполагает он. О том, что требования промышленной безопасности по итогам расследования аварии в «Листвяжной» могут быть ужесточены, уже завил министр энергетики Николай Шульгинов. А генеральный прокурор Игорь Краснов поручил проверить исполнение законодательства об охране труда и промышленной безопасности на всех шахтах в Кузбассе с привлечением сотрудников Ростехнадзора и МЧС.
Акции российских угольных компаний на Московской бирже на фоне новостей об аварии дешевеют. По данным на 15.40 мск 26 ноября бумаги «Распадской» снижались в цене на 5,3%, обыкновенные акции «Мечела» – на 5,2%, привилегированные – на 5,4%.
Что произошло и кто виноват
Утром 25 ноября в угольной шахте «Листвяжная» произошел подземный пожар, по предварительной информации, в результате взрыва метана. В это время в выработках, по данным МЧС, находились 285 горняков. По данным на 15.00 мск 26 ноября признаны погибшими 51 человек, из которых 46 – шахтеры и 5 – горноспасатели, около 60 человек пострадали. 26 ноября ТАСС со ссылкой на врио главы МЧС Александра Чуприяна сообщило, что один человек из числа ранее признанных погибшими обнаружен живым (утром сообщалось о 6 погибших спасателях). По данным «РИА Новости», всего в «Листвяжной» произошли два взрыва метана, шахтеры погибли при первом, спасатели – при втором.
По словам источника «Ведомостей» в правоохранительных органах, чиновники Ростехнадзора составили акт о соответствии систем промышленной безопасности шахты, по версии следствия, без фактического изучения их состояния в самой шахте. Следователи предполагают, что в сговоре также могли участвовать и представители администрации шахты. Генпрокуратура проводит проверку структуры Ростехнадзора в СибФО.
Представитель «СДС-угля» не стал отвечать на вопросы о причинах трагедии и о процессе устранения выявленных ранее нарушений, перенаправив запрос «Ведомостей» в Ростехнадзор.
Официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль сказал «Ведомостям», что шахты являются объектами первого класса опасности «и контролируются в режиме постоянного надзора, поэтому проверки на различных участках шахта «Листвяжная» проводятся регулярно». По его словам, в 2021 г. на шахте было проведено 127 проверок, выявлено 914 нарушений, девять раз работа шахты приостанавливалась. Приостановка применяется в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, добавил Виль. По его словам, общая сумма штрафов по итогам проверок на шахте в 2021 г. превысила 4 млн руб.
Ростехнадзор обычно запрашивает максимальную санкцию, но окончательное решение выносит суд, если же нарушения не устраняются, санкции ужесточаются, пояснил он. Ранее Виль заявлял, что причины аварии установит комиссия по техническому расследованию аварии, сформированная Ростехнадзором. По данным ведомства, в предыдущий раз гибель рабочего на шахте произошла в январе 2017 г.