Какие автомобили собирают в елабуге
Мы побывали на заводе совместного предприятия Ford Sollers в Елабуге
Ford Transit популярен у нас: по итогам продаж за март он занял третью позицию после Газелей. Правда, у завода совместного предприятия Ford Sollers в Елабуге, где делают эти машины, не очень радужно с экономикой. Я побывал там.
Раньше именно на этом заводе компания Sollers выпускала многострадальный Fiat Ducato предыдущего поколения! Его покупатели, включая нашу редакцию, жаловались на серьезные проблемы с опорами стоек передней подвески (их буквально выламывало из кузова) — и не только с ними.
По одному конвейеру идут и кроссоверы, и малотоннажники
На работу с Фордом производство было переориентировано в середине 2012 года: сперва здесь начали выпускать кроссоверы Kuga и Explorer, а в 2014-м к ним присоединились большой Transit (еще предыдущего поколения) и маленький Transit Custom. В 2015 году обе эти модели покинули конвейер, уступив место нынешнему Транзиту.
На заводе 37 роботов, произведенных компаниями Comau и Kuka
Заводчане гордятся тем, что здесь и кроссоверы, и фургоны выпускают по полному циклу, со сваркой и окраской, — даже собирают их на одном конвейере. Но подобной гибкости можно добиться лишь на небольшой производственной площадке, каковой и является елабужский завод. Его максимальная мощность — 85 тысяч автомобилей в год, а за 2017-й, по нашим данным, продано около 13 тысяч машин Kuga, 2,5 тысячи Эксплореров и около девяти тысяч Транзитов. Итого получается до 25 тысяч экземпляров, то есть завод загружен меньше чем на треть. Сами фордовцы признаются, что производство работает в убыток и лишь в планах нынешнего года — выйти в ноль. Впрочем, на сотрудниках завода это не сказывается: пообедать здесь можно всего за 80—90 рублей!
По степени автоматизации (около 20%, 37 роботов) елабужское производство не сравнить с автогигантами, но за качеством тут следят строго. На заводе даже есть люди, которые уничтожают новенькие кузова, чтобы проверить надежность сварки. Выбранный кузов снимают с конвейера и перевозят в лабораторию, а дальше в дело вступают кувалды и отбойные молотки. Даже если рвется металл, точки сварки должны устоять (а их у Транзита вдвое больше, нежели у кроссоверов). Затем данные об итогах испытаний автоматически отправляются на американские серверы Форда, где их изучают и при необходимости сообщают, что именно в производственном процессе нужно подправить.
Что касается локализации, то у тех же Транзитов отечественные не только «щетки и резинки», но и, к примеру, передние панели — их делают здесь же, в Татарстане, из местного пластика.
Среди Транзитов, сходящих с конвейера, немало полуфабрикатов: их отправляют на другие предприятия для дооборудования. Как и у прочих иностранных производителей, у Форда в России есть несколько фирм, которым позволено официально переделывать Транзиты в маршрутки, устанавливать кузова-фургоны и т.д. Среди них — рязанский «ТТМ Центр», нижегородские Автодом и Нижегородец, на долю которых приходится 40% всех продаваемых Транзитов. При этом Нижегородец недавно открыл филиал прямо рядом с елабужским заводом — чтобы Форды для переделки далеко не гонять!
А при мне по конвейеру шли Транзиты сплошь светло-бежевого цвета. Эти машины сходят с линии без боковых стекол, обшивки дверей и с совершенно голым грузовым отсеком: их отправляют в петербургское ателье ГАС, которое превращает фургоны в броневики для Сбербанка (похожий мы испытывали пару лет назад). И Сбербанк не единственная крупная структура, которая пользуется Транзитами: скажем, немало их у Почты России.
Тем временем в Европе вовсю испытывается обновленный Ford Transit. Он должен получить иное оформление передка и кабины — наверняка с большим экраном-планшетом, как у младших коммерческих моделей компании. Премьера, возможно, состоится на осенней выставке IAA в Ганновере.
Завод Ford Sollers в Елабуге. Производственный репортаж
Пару недель назад меня пригласили в Татарстан, на запуск нового Ford Kuga. Очень нехарактерная для меня роль, к тому же жанр «производственный репортаж» для меня абсолютно чужд и непривычен. Совершенно не представляю законов жанра, т.к. никогда не читаю подобные материалы, так что я просто снимал все, что мне лично было интересно, надеюсь и вам будет не скучно. Поехали!
Оговорюсь, это не первый автомобильный завод, на который я попал в своей жизни. Мне посчастливилось в разные годы видеть как собираются автомобили Land Rover, Jaguar, и даже Rolls Royce. Это было интересно, но мне не надо было об этом писать, экскурсии были для общего развития.
Ни на одном отечественном автомобильном заводе я никогда не был, и даже не представляю как выглядит конвейер УАЗ или ВАЗ, как собирают Патриоты или Нивы. Наверно там тоже много спецэффектов, и если будет такая возможность, я с удовольствием отправлюсь с Лейкой и блокнотом, пусть покажут, а я вам расскажу
Я был удивлен, что передо мной предстала не крупноузловая сборка, а вполне себе полноценная. Кузова варят прямо здесь, все собирается прямо на глазах. Говорят, на завод устраивают экскурсии для местных школьников, растят будущих работников со школьной скамьи. Видимо, Ford рассчитывает задержаться здесь на долго.
Елабужская земля не самая «счастливая» для автомобильных производств. В конце 80-х годов здесь строили очередной тракторный завод, до перестройки успели возвести лишь сами корпуса. После того как советская власть испустила дух, корпуса пытались приспособить под разные проекты. После ряда пустых переговоров, в 1996 году корпорация «ЕлАЗ-GM» начала собирать «бразильские» внедорожники Chevrolet Blazer, встречающиеся на российских дорогах до сих пор.
За три года было произведено и продано по различным данным 2600-3600 Chevrolet Blazer. Бизнес накрылся медным тазом после кризиса 1998 года, производство было бесславно свернуто, машины распродавались дилерами долго и мучительно.
Но General Motors выводов не сделал, и попытался на высвободившихся площадях наладить выпуск Opel Vectra. Надо ли говорить, что легковушка повторила судьбу внедорожника, причем с еще более удручающими результатами. Машин собрали всего 98 штук, и в 2001 году GM вышел из проекта.
Через несколько лет, под руку с Sollers, в Елабугу пришел FIAT c планами выпускать до 500.000 машин в год. Проект лично поддержал наш Президент, присутствовавший на подписании соглашения о сотрудничестве. Административный ресурс творил чудеса, машины активно закупали различные госструктуры. За все время было продано: FIAT Аlbea – 8966 штук, FIAT Linea – 1466 штук и FIAT Doblo – 4466. Немного не дотянули, но уж точно дела шли удачнее чем у GM. Правда не долго.
Так же, здесь были замечены Isuzu, и даже Great Wall, правда в эпизодах. Может и еще кто, подсказывайте если знаете, многое в этой жизни проходит мимо меня. Я лишь могу дополнить, что есть еще и «родительский» завод ЕлАЗ, выпускающий и по сей день спецтехнику для нефтегазового комплекса, дорожно-строительной и коммунальной отрасли. У них, видимо, все хорошо, и они в дополнительном пиаре не нуждаются.
Кстати говоря, Елабуга это Особая Экономическая Зона. Это просто к слову, чтобы вы понимали, почему столько возни вокруг одного из старейших поселений Татарстана.
В 2012 году Sollers модернизировал завод по сборке автомобилей Fiat Ducato под автомобили Ford. Административный ресурс остался весомый, теперь здесь производят Ford Transit, который так же успешно расходится по всяческим гос.заказам. В нашей стране, видимо, иначе нельзя.
И потому нет ничего удивительного, что на запуск очередной модели из года в год приезжает президент Татарстана Рустам Минниханов. Улыбчивый такой дяденька, не без охраны, конечно, но произвел весьма приятное впечатление. Ну и к автоспорту близок, за что особенный респект.
В июле 2016 года завод выкатил из своих ворот 100-тысячный юбилейный автомобиль Ford, что весьма круто на фоне описанной выше истории. Конечно, мне было бы приятнее, чтобы в Елабуге собирали не Transit, а Expedition, Ranger, F-серию… но пока производят то, что производят. Я честно капаю на мозг, методично и часто.
Ford красиво расцвел посреди Елабуги, там где на наших глазах зачах Chevrolet. Время практически полностью сжило c российского рынка весь концерн GM, у которого тоже было свое производство. У Chrysler в России и вовсе дела совсем печальны.
Может представители голубого овала рискнут застолбить ниши полноразмерных полноприводников? Особенно ввиду введения с 2017 года «Эра-Глонасс», и, как следствие, возможного прекращения импорта «серых» F150, Dodge Ram… Как же мы будем жить без Raptor? Давайте хором попросим Ford спасти нас от блокады!
Глядя на производство в Елабуге, мне почему то верится, что фордовцы смогут. Ставлю точку на вере в разум, в то, что хоть кто-то наконец поймет, что по менталитету мы скорее «Америка», чем «Европа», и с нашими техрегламентами нам нужны «законные» автомобили, заряженные на конвейере.
Dodge точно не придет, Chevrolet тоже не жилец, у Ford все карты на руках. Ждем.
А пока ждем full-size, присмотримся к новой Ford Kuga. Первая была классная. Дизель на «механике» был просто огонь, к тому же машина получилась достаточно крепкая. До сих пор нет каких-то заметных массовых проблем даже с самыми пожилыми экземплярами, что как-то не современно. Я много гонял первой Kuga по России, потом осознанно брал его в аренду в Европе для поездок в Альпы. Вторую серию я как-то пропустил, и вот, третье поколение.
Дизеля больше в России нет, и это печаль. Новый дизайн мне не по душе. То, что хорошо смотрится на Mondeo, терпимо воспринимается на Focus, для Kuga, Fiesta и Transit уже непотребно. Надеюсь, подражание Aston Martin временно, и пройдет в ближайшем обозримом будущем. Опять же, я за «Америку», там у Ford почти все машины красивые, с индивидуальностью.
Зима на дворе, время полного привода и покатушек на льду. Надеюсь, успею попробовать Kuga в деле в этом сезоне и рассказать вам об этом. На этом я и завершу свой «производственый репортаж». Не будьте строги, как всегда творчество обуяло меня в разгаре ночи, а это не могло не повлиять на грамматику, орфографию и пунктуацию, тем более что я плохо помню что это такое)))
Мне спокойной ночи, а вам доброго утра)))
«Это вопрос патриотических понтов»: елабужский Aurus от 18 миллионов за штуку встает на конвейер в мае
Серийное производство российских автомобилей премиум-класса Aurus Senat запустят на заводе «Соллерс» в Елабуге в мае, сообщили сегодня в минпромторге РФ. Разработчики отмечают, что минимальная цена на люксовую российскую марку начнется от 18 млн рублей. Деньги в проект вложили инвесторы из ОАЭ, а среди первых зарубежных покупателей — лидер Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Как считают эксперты «БИЗНЕС Online», авто станут покупать, «даже если машина будет стоить 100 миллионов».
В мае в Елабуге начнется серийное производство российского бренда премиальных авто Aurus. Речь идет о седанах Aurus Senat с ценником в 18 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»
Серийный выпуск авто премиум-класса в Елабуге запустят в мае
В мае в Елабуге начнется серийное производство российского бренда премиальных авто Aurus. Речь идет о седанах Aurus Senat с ценником в 18 млн рублей. При этом автомобили из первой партии будут представлены только в высоком исполнении, их стоимость, соответственно, достигнет 22 млн рублей. «Проект движется в полном соответствии с ранее заявленными планами», — приводят заявление пресс-службы минпромторга РФ РИА «Новости».
По предварительным оценкам, в 2021 году будет собрано 360 машин, в 2022-м — около 1,7 тыс., а в 2024-м объем производства должен превысить 5 тыс. единиц. К концу 2020 года сообщалось, что Aurus получил более 700 предварительных заказов на покупку автомобилей. При этом более 50 заявок уже находятся на преддоговорной стадии, то есть они закреплены за клиентами, которые готовы заключить контракт. Как обстоит ситуация со спросом сегодня — неизвестно. В компании цифры называть отказались, сославшись на коммерческую тайну.
По предварительным оценкам, в 2021 году будет собрано 360 машин, в 2022-м — около 1,7 тыс., а в 2024-м объем производства должен превысить 5 тыс. единиц Фото: «БИЗНЕС Online»
Ранее автомобили производились поштучно на производственных площадках НАМИ. Сегодня спецверсии Aurus используются в гараже особого назначения ФСО для поездок первых лиц государства. Впервые перед широкой публикой автомобили появились в 2018 году на церемонии инаугурации президента Владимира Путина. Сейчас они сопровождают российского лидера в его деловых поездках по всему миру: от Ватикана и саммита «нормандской четверки» в Париже до Японии и Объединенных Арабских Эмиратов. Президент даже катался на лимузине по трассе «Формулы-1» в Сочи и по участку новой платной дороги из Москвы в Санкт-Петербург.
Напомним, проект Aurus уже хорошо знаком Татарстану. Индустриальный партнер НАМИ — завод «Соллерс» в Елабуге. Именно оттуда недавно «выехали» в Москву первые серийные лимузины. Кроме того, руководство СП «Соллерс» рассматривало возможность запуска на предприятии производства двигателей для «путинских» лимузинов, а конечная сборка моторов возможна и на КАМАЗе. Планировалось, что совместное с челнинским автогигантом производство двигателей в ОЭЗ начнется во второй половине 2022 года.
По плану, представленному министерством в конце 2019 года, старт серийного выпуска седана Aurus Senat был намечен на первый квартал 2021-го. В марте этого года стало известно о выпуске первой пилотной партии Aurus, не предназначенной для продажи, — автомобили отправили на испытания в НАМИ. Сообщалось, что до клиентов автомобили дойдут только в мае: «Можно с уверенностью заявить, что Aurus успешно преодолел все сложности пандемийного периода. Подтверждаем, что пилотная партия была произведена по графику», — отмечала пресс-служба минпромторга.
Aurus — первый российский бренд автомобилей класса люкс, в линейке которого представлены лимузин, седан, минивэн и внедорожник. Кроме того, в марте этого года минпромторг презентовал новый мотоцикл Aurus Фото: © Пресс-служба Минпромторга, РИА «Новости»
Первый проект Татарстана с привлечением инвестиций из ОАЭ
Aurus — первый российский бренд автомобилей класса люкс, в линейке которого представлены лимузин, седан, минивэн и внедорожник. Кроме того, в марте этого года минпромторг презентовал новый мотоцикл Aurus. Проект получил кодовое название «Кортеж» и реализуется госинститутом НАМИ при содействии группы «Соллерс» Вадима Швецова и фонда Tawazun из ОАЭ. Вложения государства в проект составили 12,4 млрд рублей. Акционеры Aurus — ФГУП «НАМИ» (63,5%), фонд обороны, безопасности и развития ОАЭ Tawazun (36%) и «Соллерс» (0,5%).
В 2019 году объявили о том, что ведется переоснащение завода «Соллерс-Елабуга» для серийного производства автомобилей Aurus. Серийное производство включало в себя штамповку, сварку, сборку, окраску, производство двигателей. Планируемая мощность завода — до 5 тыс. машин в год.
В ноябре 2020 года наблюдательный совет ОЭЗ «Алабуга» одобрил проект по производству премиальных автомобилей, а в декабре уже стартовала пробная сварка кузовов Aurus Senat в Елабуге. Сообщалось, что в проект по сборке авто будет вложено 6,6 млрд рублей от инвесторов из ОАЭ. Автомобили будут собирать на готовых производственных площадях индустриального парка «Синергия-2». Общий объем инвестиций арабского фонда в проект — 110 млн евро.
«Для Татарстана это первый проект с привлечением инвестиций из Объединенных Арабских Эмиратов. Особенно приятно, что данные инвестиции направлены на создание производства в особой экономической зоне „Алабуга“», — отмечал президент РТ Рустам Минниханов.
Тогда же управляющий директор эмиратского фонда Tawazun Аль Джабари выразил надежду, что созданная в «Алабуге» инфраструктура позволит ОЭЗ в будущем стать центром автомобильной индустрии.
Денис Мантуров (справа) заявлял, что клиентская база авто уже готова в ОАЭ и какая-то часть машин уедет на Восток: «Конечно, в плане приобретения машин мы надеемся, что наши партнеры начнут именно с себя» Фото: «БИЗНЕС Online»
В Эмиратах особенно заинтересовались российской маркой после визита Путина. Тогда российский лидер въехал на территорию президентского дворца в сопровождении местных Mercedes-Benz, стилизованных под патрульные машины ДПС, и конных всадников. Позднее министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что клиентская база авто уже готова в ОАЭ и какая-то часть машин уедет на Восток: «Конечно, в плане приобретения машин мы надеемся, что наши партнеры начнут именно с себя».
Переговоры о возможности поставок автомобилей с российскими властями вели и представители Туркменистана. Лидер страны Гурбангулы Бердымухамедов известен своей страстью к технике. Российская модель настолько его впечатлила, что он заявил о желании приобрести всю модельную линейку бренда.
К слову, пока в Елабуге будет готовиться только седан Senat. Однако планируется, что в дальнейшем в Татарстане также начнут выпускаться и внедорожники Aurus Komendant. Новинку планировали презентовать на автосалоне в Москве еще в 2020 году, однако мероприятие отменили в связи с пандемией.
В декабре прошлого года глава Aurus, гендиректор ООО «УАЗ» и президент СП «Соллерс-Форд» Адиль Ширинов отмечал, что старт серийного выпуска внедорожника Komendant планируется весной 2022 года. Ширинов также добавил, что совместно с НАМИ также рассматривается возможность использования минивэна Arsenal в качестве дополнения к продуктовой линейке Aurus.
«Aurus будут покупать без всяких инструментов стимулирования, потому что на такой машине ездит президент Российской Федерации и его окружение и эти машины имеют отношение к правительственным структурам» Фото: kremlin.ru
«Есть очень много людей, которые хотят купить машину как у президента»
По прогнозам экспертов «БИЗНЕС Online», автомобиль может приглянуться российской и мировой элите. Но сможет ли Aurus выдержать конкуренцию на рынке в перспективе — большой вопрос. Кроме того, неизвестны и особенности обслуживания элитной машины за пределами Москвы.
Кирилл Бревдо — автоэксперт, журналист «Комсомольской правды»:
— Aurus будут покупать без всяких инструментов стимулирования, потому что на такой машине ездит президент Российской Федерации и его окружение и эти машины имеют отношение к правительственным структурам. Поэтому цена в данном случае вообще не принципиальна. Если эта машина будет стоить 50 миллионов рублей или 100 миллионов, ее все равно купят те, для кого ее наличие необходимо. А что касается спроса за пределами Российской Федерации, то он, конечно, окажется крайне ограниченным. Интерес проявится, скорее, прикладного характера.
Конечно, Aurus — прежде всего для российского рынка. Если говорить о том, пересядут ли с Mercedes-Benz на Aurus, — тут сложно сказать. Покупать их будут, эксплуатировать — тоже, но тотального пересаживания не произойдет. Скорее всего, у человека, купившего себе Aurus, это окажется далеко не единственной машиной в гараже. Возможна, она станет использоваться во время каких-то статусных поездок, где важно показать свою лояльность к отечественному и немножко искусственному автопрому.
Сложно говорить о недостатках автомобиля, на котором поездить не удалось, но понятно, что рассматривать вопрос цены в контексте недостатков сложно, потому что для этой машины это непринципиально. Что касается Aurus как в целом продукта автомобильной культуры, то это ничем особо не примечательный автомобиль на фоне аналогов иностранного производства. Он не лучше по салону, он не лучше по ездовым характеристикам. Но он, в принципе, и не должен быть лучше. Да, в нем используется новый мотор отечественной разработки, и коробка отечественная довольно продвинутая, но, как это все будет ездить дальше, — вопрос, на мой взгляд, открытый.
Роман Гуляев — автоэксперт:
— В определенных кругах он, безусловно, будет пользоваться спросом, у определенных клиентов. Какие-то VIP’ы на него пересядут, для кого это вопрос больше понтов не с точки зрения Mercedes-Benz, а с позиции патриотизма. И экспортный потенциал Aurus зависит не столько от экономики, сколько от политики. В определенные страны потенциал экспорта точно есть.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— Вопрос интересный и неоднозначный. Все-таки 22, 20 или 18 миллионов — это дороже, чем предполагалось ранее. Ведь изначально речь шла о том, что по цене будет что-то вокруг Bentley, чуть дороже, чуть дешевле. Но дело даже не в цене как таковой, а в том, что для любого производства важен возобновляемый спрос. Понятно, что есть очень много людей, которые хотят купить машину как у президента. Имеется достаточное количество таких лиц и организаций. Есть такие люди и за рубежом, на том же Ближнем Востоке. Они не гонятся за Aurus как за автомобилем, а просто хотели бы иметь машину как у Путина, российскую. Условно еще один лимузин для богатых шейхов, у которых есть все.
Я считаю, можно четко прогнозировать, что первая волна спроса будет. Вопрос, что последует потом. Представим себе ситуацию: все несколько сотен человек и организаций купили себе этот Аurus. А дальше кто станет покупать? Если не будет стабильных госзаказов, а живой рынок, то это вопрос. Кроме того, важно и сопровождение автомобиля, какие-то запчасти. Это, конечно, не KIA Rio, но что-то все равно нужно. Если эту машину будет относительно легко обслужить в Москве, то как эту машину станут обслуживать, например, в Новосибирской области?
В любом случае машина недешевая. Это авто «с именем президента», «Aurus с его аурой», но у бренда нет истории, у людей отсутствует понимание, как это все будет ездить. Покупая Bentley или Rolls-Royce, человек может примерно представить, как все обслуживается и за сколько эту машину можно продать через 3–4 года. Купил за 20, а продал за сколько? За 10, за 5, за 3? Тоже вопрос, и пока ответа на него нет ни у кого.
Петр Баканов — автоэксперт, ведущий на «Авторадио»:
— Нужно понимать, что в силу заоблачной цены Aurus Senat — это автомобиль не для всех, а для избранных. Поэтому в целом его рынок сбыта ограничен. То есть это в лучшем случае несколько тысяч выпущенных автомобилей в год. Понятное дело, что в силу своей новизны и определенной оригинальности Aurus Senat должен найти своего покупателя. Вероятно, это будут люди, которые не хотят идти в мейнстриме, выделяться в потоке, либо хотят подчеркнуть некие патриотические настроения, либо просто у этих людей есть тяга ко всему оригинальному и эксклюзивному…
Но нужно понимать и другое: как таковых наработок в сфере данного класса и в сфере гражданского применения у нас не так много. Потому что если взять историю подобных марок немецкого или британского производства, то это годы, десятилетия производства машин. Это сформировавшаяся клиентура, сформировавшийся рынок сбыта и как культура производства, так и культура потребления. Это целый свой мир. Насколько удастся Aurus войти во внешний рынок, закрепиться и продолжить свое существование — большой вопрос. Конечно, наверняка найдутся и потребители из-за рубежа, которые захотят опробовать российский эксклюзив. Но насколько долго удастся удерживать эту планку, конкурировать с динамичными и постоянно меняющимися соперниками… Ведь сейчас, в скором времени выйдет новая «семерка» BMW и так далее.
Рынок постоянно меняется — сможет ли Aurus Senat выдерживать эту гонку, эту конкуренцию? Для этого нужны огромные вложения, и, чтобы этот проект окупился, нужен рынок сбыта. Насколько он будет большим — сложно сказать. С одной стороны, это цена, а с другой — мощности завода и весьма специфическая сфера потребления. Поэтому сейчас, наверное, не стоит сильно загадывать вперед. Потому что российский рынок и российский потребитель не насытился даже массовыми машинами. Грубо говоря, народу сейчас нужны бюджетные простые машины, а также какие-то кроссоверы. Понятно, что есть обеспеченные граждане, которые хотят эксклюзива. Но таких людей всегда будут в лучшем случае тысячи. И для них тоже сформировался рынок сбыта. Сможет ли Aurus Senat перебить потенциального клиента у Rolls-Royce — я на этот счет испытываю большие сомнения.