Какие есть радиаторы в машине

Конструционные особенности радиаторов. Взгляд изнутри.Часть первая

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Внимание!Длинопост! Очень многа букав!
Мотаясь по просторам тырнетов, очень часто наталкиваюсь на статьи по поиску и замене радиаторов на автомобилях, в коих идут бурные ( и не очень) их конструкционных особенностях, материалах изготовления и технологических решений по производству.
К сожалению, информации подобного типа в сети крайне мало. Технологические циклы производства в наше время никто не предоставляет просто так( если вы понимаете, о чем я)) Менеджмент и маркетинг предоставляет покупателю информацию только о достоинствах той или иной технологии изготовления радиаторов. И часто эта информация, пропущенная через фильтр рекламы, становится всего лишь красивой оберткой))
В данном посте я попробую рассказать о большинстве технологий изготовления радиаторов, опишу их плюсы и минусы, а так же приведу немного теоретических выкладок. И так, поехали!))
Википедия на запрос «Радиатор», выдает одним из пунктов:
Радиатор ДВС
В двигателе внутреннего сгорания радиатор является теплообменником, объединяющим два контура системы охлаждения. В основном применяются трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные решётки радиаторов. В радиаторе для прохода охлаждающей жидкости применяют шовные или цельнотянутые трубки из латунной ленты толщиной до 0,15 мм. Используются и алюминиевые радиаторы: они дешевле и легче, но теплообменные свойства, при прочих равных условиях (размеры, площадь теплообмена и т. п.), и надёжность ниже.

Не будем углубляться в дебри ссылок, и типы систем охлаждения.Принципиальное устройство малого /большого контура, назначение помпы не знает, думаю, только ленивый(для королей лени-гугл в помощь)) Возьмем одну-«Замкнутая, жидкостная система охлаждения»
Итак, конструкционно, любой радиатор состоит из охлаждающей сердцевины, резервуаров( бачков, банок) и различного навесного и крепежного оборудования. Расположение радиатора в подкапотном пространстве бывает:
вертикальное-когда резервуары(далее-банки), располагаются друг над другом(горизонтально), радиатор имеет заливную горловину с крышкой-клапаном;
и горизонтальное-когда банки располагаются друг напротив друга (вертикально), заливная горловина отсутствуют, на расширительный бачок антифриз уходит по пара-воздушному штуцеру, расположенному в верхней части одной из банок.
Немного разберем цитату, приведённую выше.В основном применяются трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные решётки радиаторов. Данное выражение относится к, так называемым, радиаторам, изготовленным по «классической» технологии.

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Слева показан трубчато-пластинчатая сердцевина, так называемое «плоское оребрение».Справа, соответственно, трубчато-ленточная сердцевина («ленточное»оребрение). Чаще всего материалом для обоих способов служит латунь.
Чтобы не говорил вам продавец, ЧИСТУЮ медь не один производитель не будет использовать-слишком мягкая и быстро окисляется. Под фразой МЕДЬ, производитель обычно имеет в виду, что чем меньше содержание цинка в используемом сплаве, тем больше сплав ближе к состоянию ЧИСТОЙ МЕДИ.
Не буду описывать принцип технологии, по этой ссылке

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Принципиальная схема изготовления отработана производителями до мелочей, изготовления аналога радиатора(под замену оригинала) по данной технологии обеспечивает надежность работы изделия без каких-либо расчетов. Да, производители тупо копируют изделия друг у друга, и в 99% случаев аналог по эффективности не уступает оригиналу))). Поэтому, а также в связи с доступностью материала, «классическая» технология до сих пор ее используесят в изготовлении радиаторов.
Слабыми местами данной конструкции являются:
1.место пайки охлаждающих трубок с основанием-чаще всего радиатор начинает течь по углам, припой от вибрационных и динамических воздействиях «отщелкивается».

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

2.процесс пайки-полностью автоматизировать процесс пайки не возможно, поэтому сердцевины паяются (частично) в ручную что вводит человеческий фактор в производство, и как следствие, возможный брак.На видео, кстати, показана не полная пропайка трубок, которая чаще всего и приводит к образованию течей.
3.банки для таких радиаторов чаще всего изготавливаются из латуни, методом штамповки. А штамповка является дорогим удовольствием, так как требует изготовление матриц под КАЖДУЮ модель радиатора, а так же наличие как можно большего числа прессов-не будешь же ты переставлять и отстраивать пресс каждый раз под новый заказ))Кстати, поэтому некоторые производители изготавливают вместо латунных бачков-стальные.Их тоже можно применять, НО, сталь ооочень быстро корродирует и забивает в последствии трубки радиатора ржой)
4.ну и цена на материалы делает цену на конечный продукт выше, чем, например, на алюминиевые радиаторы)
Тем не менее, данную технологию применяют до сих пор( по опыту скажу-в оборонке только-только алюминий начал приходить на смену медяхе), некоторые автолюбители пытаются купить себе на заказ медный радиатор взамен алюмишки. Ну тут хозяин барин))
Многие акцентоводы сталкивались с радиаторами, у которых сердцевина выполнена в виде круглых трубок, смонтированных через резинки в «ванночки»(билят, мужики, это не ванночки, это основание!)Ну «донья», на худой конец))
Говоря скупым языком технаря-сердцевина в таких радиаторах монтируется с помощью радиально-уплотнительных втулок. Такой способ изначально подразумевает, что сердцевина целиком( или отдельные охлаждающие трубки) возможно поменять, в случае повреждения сердцевины. При этом вскрытие всего радиатора не требуется.

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Да идея хороша, и она не нова. Первые образцы радиаторов на радиально-уплотнительных были разработаны в послевоенные годы. Принцип быстрой замены сердцевины, без снятия всего радиатора, в полевых условиях( в теории) стал главным козырем маркетологов. Огромным плюсом также являлось то, что сердцевина, за счет использования этих самых втулок, меньше подвергалась вибрационным нагрузкам, что повышает ее срок службы.Но.
Как всегда есть НО!) Первые образцы использовали круглую трубку, а не плоско-овальную, как в «классической» технологии.
Немного выкладок-при использовании круглой трубки, схема расположения рядная, при обдуве, поток воздуха создает » турбулентное» завихрение за обдуваемой трубкой, так называемую «мертвую тень», в которой не происходит охлаждение трубки.А, учитывая рядное расположение, теплосъем происходит только с боковых стенок трубок, соответственно рабочая(полезная) площадь теплосъема уменьшается.
Поэтому производители стали использовать шахматную схему расположения трубок. Что, в свою очередь, уменьшало количество теплообменных каналов при равных габаритах.Как пример, именно поэтому радиаторы на круглых трубках и втулках не работают на наших акцентах-меньше пропускная способность, меньшее количество теплообменных каналов(в сравнении с оригиналом), и как следствие, меньший теплосъем всего изделия в целом.Скученность подкапотного пространства не позволяет изготовить аналог по такой технологии без увеличения габаритов радиатора))
Более поздний варианты использует сплющенную круглую трубку, чтобы исключить эффект «мертвой тени». Схемы расположения трубок в таком случае различные

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Чаще всего данную технологию применяют на тяжелой спец-технике: грейдеры, карьерные самосвалы, буровые и компрессорные установки, где габаритные размеры радиатора менее ограничены.Но, на такой серьезной технике радиаторы расчитываются и подбираются на основе лабораторных испытаний, расчетах теплового баланса работы двигателя.

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

.здесь плюсы технологии перекрывают минусы, так как аксиома «время-деньги» здесь основополагающая))

Развитие промышленности открыло новые горизонты, и на смену медно-латунным радиаторам постепенно начали приходить алюминиевые.
Одна из технологий, применяемых до сих пор, является ТАСПО. Аббревиатура переводится как теплообменные аппараты с подрезным оребрением. Что это значит, мы сейчас разберем.

На офф сайте белорусской компании ТАСПО достаточно подробно описана история компании с регалиями, и коротееенько технология))Ну эт как у всех))Попробую описать чуть подробнее))

Цитата: «.изготовление отдельно оребренных плоских многоканальных труб безотходным методом подрезания и отгиба тонких слоев металла с поверхности заготовки с последующей сборкой теплообменников с помощью клеевых составов, пайки или аргоно-дуговой сварки». Говоря русским языком, производитель берет алюминиевую трубку(на ней чуть позже остановимся) и из «тела» трубки как бы » поднимает» оребрение.

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Одно из главных достоинств той технологии-это алюминиевая трубка, изготовленная методом экструзии.Трубка получается бесшовной, в теории-способной выдерживать давление свыше 25 БАР. Вся загвоздка-в способе оребрения. Для «поднятия» оребрения из «тела» трубки требуется особый спец.инструмент, который, в свою очередь» требует очень тонкой настройки на станки. Если интересно-отвечу в комментах, а пока-пара фото старых описаний данной технологии)

Источник

Промо: Типология автомобильных радиаторов

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

История создания автомобильных радиаторов восходит к концу XIX – началу XX века

Змеевики

До тех пор, пока двигатели были небольшой мощности, излишняя теплота рассеивалась прямо от двигателя и его узлов. При увеличении мощности стали применять первые радиаторы – в виде гладкостенной медной трубы, изогнутой в виде змеевика. В 1900 году было применено наружное оребрение этого змеевика.

«Сотовые» радиаторы

При дальнейшем увеличении мощности двигателей (свыше 4 л.с.) такие простейшие радиаторы стали неэффективны, в первую очередь из-за слишком большого гидравлического сопротивления. В 1913 году появился первый пластинчатый паяный медно-латуный радиатор. Параллельно ему появилась конструкция радиатора, в которой воздух проходил по горизонтальным воздушным трубкам внутри бачка, количество этих трубок со временем становилось все больше, пока не получился сотовый радиатор, который был распространен до середины 30-х годов.

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Схематичное изображение сотового радиатора

Трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные радиаторы

Сотовые радиаторы достаточно трудоемки в производстве, громоздкие и тяжелые. Основной стимул развития автомобильных теплообменников – увеличение мощности двигателей и сокращение подкапотного пространства – заставил разрабатывать более сложные конструкции. У радиаторов появляются латунные донья, куда запаиваются медные трубки, окруженные стальными пластинами (трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы). Вследствие использования стальных пластин при производстве трубчато-пластинчатых радиаторов возникают множество недостатков такой конструкции – большой вес, минимальные показатели теплообмена, низкая коррозийная стойкость сердцевины, низкая вибрационная стойкость.

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Фрагмент сердцевины трубчато-пластинчатого медно-стального радиатора

В дальнейшем своем развитии такие радиаторы получают медную ленту вместо стальных пластин (трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы), что позволяет существенно увеличить их теплоотдачу. Такой радиатор весит гораздо меньше при значительном улучшении тепловых характеристик.

Сборные алюминиевые радиаторы

Сборные алюминиевые радиаторы стали разрабатываться в СССР во время «холодной войны». Так как медь являлась стратегическим сырьем, исследователи стали пытаться создать алюминиевые радиаторы паяной и сборной конструкции. Сборные радиаторы имеют меньшую теплоотдачу, но дешевле в производстве.

Первые попытки создания алюминиевых сборных радиаторов были предприняты на Мариупольском (Ждановском) радиаторном заводе для автомобиля ЗиС-120, но оказались не очень удачными, так как за основу была взята конструкция с плоскоовальными трубками. Плоскоовальные трубки было невероятно трудно уплотнять на торцах в месте соединения с доньями, из-за чего проект оказался очень дорогим и его скоро свернули. Радиаторов такого типа было сделано около 2 тысяч штук.

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

В дальнейшем создатель такого радиатора Курневич пришел к выводу, что необходимо в сборных радиаторах делать трубку круглого сечения на всю длину. К сожалению, он не успел сделать опытный образец по причине смерти, остались только чертежи, но этот проект тоже посчитали убыточным.

Идею алюминиевого сборного радиатора с круглыми трубками подхватила в дальнейшем французская фирма «Софико». Они же и получили патент на это изобретение, хотя такой радиатор впервые был изобретен в Советском Союзе!

Паяные (несборные) алюминиевые радиаторы

Первые шаги к наиболее современным теплообменникам – алюминиевым паяным радиаторам – были сделаны в 70-х года XX века. Первые радиаторы такой конструкции изначально были разработаны для автомобилей ГАЗ 3102. К сожалению, первый опыт оказался неудачным – алюминиевый паяный радиатор не справлялся теплоотдачей, особенно в городском режиме, и поэтому скоро был заменен медно-латунным. Однако причиной его слабой теплоотдачи являлось конструктивное исполнение алюминиевой ленты – ее шаг составлял примерно 8мм. Причина такой крупноячеистой конструкции сердцевины тривиальна – на заводе, выпускающем эти радиаторы, не было технологической возможности делать меньший шаг охлаждающей ленты.

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Автомобиль ГАЗ 3102 (маленькая «Чайка»)

Но история автомобильных радиаторов на этом не заканчивается. Мы уверены, что нас ждет еще много открытий и инноваций в сфере автомобильных теплообменников.

Интересные разработки в области автомобильных радиаторов

Все развитие автомобильных теплообменников стремилось к увеличению теплоотдачи при сохранении габаритов и одновременном уменьшении стоимости. Темпы развития автомобильных радиаторов определялись быстрыми темпами развития автомобильных двигателей – мощности моторов росли очень быстро, и охладить его становилось все труднее.

В попытках добиться результата создавались различные интересные типы радиаторов, по каким-либо причинам не вошедших в серию. Наиболее интересные образцы представлены ниже:

— автотракторный радиатор. Интерес вызывает способ закрепления крышки бачков –крышка закрепляется при помощи болтов. Такой радиатор является ремонтопригодным, что особо важно для сельской местности.

— «безотходный» алюминиевый радиатор для автомобиля «МАЗ», разработанный Бурковым В.В. Представляет собой довольно оригинальную конструкцию; взамен охлаждающих пластин или лент фрезой на охлаждающей трубке «елочкой» нарезалось оребрение. Такой радиатор оказался довольно сложным в изготовлении и поэтому не получил широкого распространения.

— алюминиевый паяный радиатор отопителя для автобусов ЛиАЗ. Особый интерес этот радиатор вызывает в связи с использованием съемных патрубков радиатора. Такое решение скорее всего принято для унификации изделия – в условиях невозможности точно указать угол, в каком требуется зафиксировать патрубки, необходим изменяемый угол.

— алюминиевый сборный радиатор охлаждения с плоскоовальной трубкой для автомобилей PORSCHE. В то время как традиционный алюминиевый сборный радиатор имеет круглые охлаждающие трубки, радиатор с плоскоовальными трубками возвращает нас к первым попыткам создания сборного радиатора. Зачем создавать радиатор с плоскоовальными трубками? Площадь контакта набегающего потока воздуха с такой трубкой на 30% больше, чем с круглой – соответственно, и теплоотдача больше.

— радиаторы с биметаллической сердцевиной. При создании таких радиаторов использовались комбинации традиционных материалов – меди, латуни, алюминия, стали. Наиболее яркий пример – сборный радиатор с круглыми алюминиевыми охлаждающими трубками и медными пластинами.

Материалы предоставлены компанией LUZAR — производителем автомобильных радиаторов

Источник

Автомобильные радиаторы

Каждый легковой (и не только) автомобиль в своем подкапотном пространстве содержит как минимум один радиатор охлаждения. В некоторых моделях авто можно встретить два радиатора. Один из них называется основным, а второй – конденсором (радиатором кондиционера). В этой статье будет подробно рассказано об устройстве и принципах работы каждого из них.

Двигатели внутреннего сгорания могут охлаждаться двумя способами: воздушным и водяным. Воздушным охлаждением обычно оснащены маломощные моторы. Такой тип охлаждения имеет ряд недостатков. Применяется обычно на скутерах и маломощных мотоциклах.

Наиболее эффективным (а потому и популярным) считается жидкостное охлаждение мотора, которым оснащаются теперь все автомобили.

Главной частью водяного охлаждения является радиатор, он и поддерживает рабочую температуру ДВС (от 80 до 100 С), и защищает его от перегрева. Стоит отметить, что при перегреве силового агрегата в результате недостаточного его охлаждения он может заклинить, после чего без капительного и дорогостоящего ремонта уже не обойтись.

Поговорим о принципе действия охлаждающей системы. Водяной насос (помпа) перемещает охлаждающую жидкость по замкнутой системе. Жидкость, используемая для охлаждения, (антифриз) циркулируя в стенках цилиндров и блока, забирает на себя выделяющееся тепло, и этим отводит его от металлических частей мотора. Далее антифриз отходит в радиатор, и, нагревая его, отдает тепло в окружающую среду, а далее жидкость, потерявшая значительную часть температуры, продолжает свое циркулирование по кругу.

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Можно сказать, что радиатор это своего рода теплообменник или устройство для охлаждения жидкости. Чтобы охлаждение было более эффективным, радиатор устанавливают в передней части автомобиля, что позволяет принимать ему на себя сильный поток холодного встречного воздуха. Благодаря этому теплообменный процесс ускоряется.

Для дополнительной подстраховки от перегрева двигателя радиатор охлаждения снабжается вентилятором, и когда встречного потока воздуха недостаточно (например, передвижение в пробке) и температура антифриза начинает приближаться к критической, специальный датчик включает его. Кстати – принцип работы датчика обратный, он удерживает вентилятор от работы, и если датчик выйдет из строя – вентилятор будет работать постоянно, что не даст двигателю перегреться. На некоторых автомобилях установлены сдвоенные вентиляторы (все зависит от мощности двигателя, его объема и типа).

Как уже было сказано выше – в роли охлаждающей жидкости в легковом автомобиле выступает антифриз (название, пришедшее к нам со времен СССР – «тосол»). Некоторые горе-автолюбители в целях экономии денежных средств заливают в систему охлаждения обычную водопроводную воду, что крайне недопустимо для длительного использования. Все дело в том, что такая вода содержит примеси и соли, которые начинают отлагаться на стенках системы охлаждения, тем самым постепенно загрязняя и забивая ее, тем самым сокращая срок ее службы. Даже если заливать чистую дистиллированную воду, то система будет загрязняться появившейся ржавчиной. Стоит запомнить – использовать в качестве охлаждающей жидкости в вашем автомобиле стоит лишь только то, что рекомендовано заводом-изготовителем в техкниге к вашему авто.

Существуют различные конструкции радиаторов для легковых автомобилей. В настоящее время широкое распространение получили ленточные и пластинчатые радиаторы, но вторые, обладая худшими параметрами теплообмена и относительно большим весом, все реже и реже используются автопроизводителями, и скоро исчезнут с автоконвееров, будучи полностью вытесненными ленточными.

Ленточные радиаторы изготовлены, как правило, из алюминия, а, как известно – этот металл имеет замечательные теплопроводные показатели, что делает работу всей охлаждающей системы более эффективной. Именно поэтому на новых автомобилях в подавляющем большинстве случаев установлены именно они.

Радиатор кондиционера

Сложно представить себе современный легковой автомобиль без системы кондиционирования воздуха в салоне. Все большее количество автомобилистов выбирает новые авто, оснащенные кондиционером или климатической системой. Все большее количество базовых комплектаций автомобилей имеют как минимум кондиционер.

Важной частью автомобильной системы кондиционирования является радиатор кондиционера (он же – конденсор).

Работа конденсора схожа с работой основного радиатора: высокотемпературный фреон, находящийся в газообразном состоянии преобразовывается в жидкий внутри радиатора кондиционера, и он же производит отвод тепла во внешнюю среду.

Также как и основной радиатор, конденсатор расположен в передней части авто (обычно даже перед основным радиатором), и также он оборудован вентилятором, защищающим систему от перегрева при работе на неподвижностоящем автомобиле.

Обслуживание автомобильных радиаторов

Во время езды, особенно на приличной скорости, оба автомобильных радиатора испытывают экстремальные нагрузки, которые создаются воздействием на них окружающей средой. Если автомобиль оборудован кондиционером, то нагрузку первым принимает на себя конденсор (выше уже было сказано, что он стоит перед основным радиатором). Хотя автомобиль и оборудован радиаторными защитными решетками, но соль, грязь, дорожная химия и т.д. все равно попадают на соты радиатора. Из-за этого падает эффективность работы системы охлаждения, а в некоторых случаях соль просто разъест со временем и выведет из строя радиатор.

Именно поэтому первой рекомендацией по обслуживанию автомобильных радиаторов можно назвать их периодическую внешнюю промывку и очистку от налипшей грязи.

Далее стоит напомнить о том, что уровень охлаждающей жидкости нуждается в постоянном контроле и периодической доливке (в случае необходимости). Но, если жидкость постоянно уходит, то стоит искать проблему, а не доливать постоянно антифриз. Нормальным считается сезонное уменьшение антифриза в пределах 100-150 грамм, так как зимой с наступлением морозов жидкость просто уменьшится в объеме. Это касается только основного радиатора.

Радиатор кондиционера также теряет за год до 20% заправленного в него фреона при активном использовании, и также нуждается в периодической дозаправке на специальном сервисе.

Как выбрать автомобильный радиатор

Выбор любого автомобильного радиатора (как основного, так и кондиционера) вопрос весьма важный и требующий к себе ответственного подхода. Стоит помнить, что система охлаждения легкового автомобиля неотъемлемо связана с функционированием силового агрегата, и от ее работы зависит срок его службы.

Видео о системе охлаждения двигателя. Принцип работы:

Источник

Как выбрать радиатор для автомобиля

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машинеОписание свойств и назначение автомобильного радиатора: как выбрать радиатор, показания к ремонту и замене устройства, особенности эксплуатации. Видео о том, как делают автомобильный радиатор. Описание свойств и назначение автомобильного радиатора: как выбрать радиатор, показания к ремонту и замене устройства, особенности эксплуатации. Видео о том, как делают автомобильный радиатор.

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Пожалуй, любая серьёзная машина сегодня оснащается радиатором. А то и не одним. Например, в гипермашине Bugatti Veyron их аж 10! Причём, эта деталь не требует замены в целях профилактики: можно ездить, пока не сломается. А вот что делать в случае поломки радиатора и как искать замену этому агрегату – описано ниже.

Для чего нужен радиатор

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Не углубляясь в нудные детали, всё же стоит разобраться, как происходит охлаждение автомобильного двигателя. По сути, имеет место следующий круговорот: охладитель забирает тепловую энергию от нагретого мотора, с помощью насосов перекачивается сквозь трубки в радиатор, где остужается и возвращается обратно в мотор. Устройство системы не позволяет смешиваться маслу, топливу и антифризу.

Скорость движения охладителя регулируется автоматически: чем активнее вращается коленвал мотора, тем быстрее насос гоняет антифриз по системе. Высококачественный радиатор обеспечивает двигателю такой теплоотвод, что вентилятору охлаждения достаточно включаться периодически.

При этом снижается потребление автомобилем как электроэнергии, так и топлива. Водителю лишь остаётся контролировать уровень охладителя и общее состояние деталей. Всё просто. Но только на словах.

Почему радиаторы ломаются

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Система охлаждения двигателя и так довольно капризна, а ей ещё приходится выполнять свои функции порой при не совсем благоприятных факторах. Температура в ней способна достигать 120 градусов, а давление – 2 кг на кв. см, причём эти параметры меняются довольно быстро.

Следует отметить, что при обнаружении неполадок, касающихся отвода от мотора тепловой энергии, было бы преждевременно сразу винить в этом радиатор. Система охлаждения устроена довольно-таки непросто, и слабых звеньев у неё хватает. Но коль уж радиатор дал течь, то причиной тому нередко становится чрезмерное давление в системе.

В данном случае не рекомендуется любительская починка, например, в виде заделывания подручными материалами, поскольку без требуемой обработки повреждённого места протечка начнётся снова. Да и для сварки гаражные условия – не самые лучшие.

Вообще, протечка является одним из наиболее распространённых неисправностей радиатора. При серьёзной пробоине и скоротечном утекании охладителя рекомендуется немедленно вызвать техническую помощь. При небольшой утечке можно залить в агрегат дистводу и отвезти машину на СТО.

Высокая температура патрубков как на верхней, так и на нижней стороне говорит о том, что антифриз стал плохо отдавать тепло. А значит, нужно снаружи очистить радиатор от мусора.

Если, наоборот, радиатор холоден и сверху, и снизу, то это признак того, что загрязнённые трубки не дают горячей жидкости перетекать по маршруту и полноценно охлаждать двигатель.

Протекания уплотнителей, образование трещин в патрубках, неисправность насоса и контролирующих устройств также могут дать о себе знать. В частности, если при прогреве двигателя температурный датчик на это никак не реагирует, то дело явно в термостате.

Неисправной крышке расширительного бачка с расположенным на ней клапаном можно подобрать замену, или попытаться их отремонтировать, например, усилив пружины.

Радиатор может выйти из строя и вследствие ДТП, при котором наиболее уязвимыми местами автомобиля, как правило, являются передняя и боковая его части. В случае фронтального повреждения, автовладельцу с большой вероятностью придётся ставить не только новые бампер с фарами, но и другой радиатор.

Итак, в основном к поломке радиатора приводят:

Вероятные последствия

Как сообщалось выше, неисправный термостат не предоставит автовладельцу достоверных данных о температуре. Кроме того, продолжительная эксплуатация автомобиля со сломанным радиатором грозит перегревом двигателя.

При менее печальном исходе доведённый до точки кипения антифриз создаёт газовые пузыри, препятствующие его движению. Эта проблема исправляется проще, так как не требуется ремонт самого мотора.

Ремонт или замена

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Практикой доказано, что отремонтировать радиатор дорогой машины будет стоить в два раза дешевле покупки и монтажа аналогичного нового изделия. Но это именно для премиальных моделей. Обычно починка неисправного радиатора длится не более двух-трёх дней.

Но не всякий радиатор можно отремонтировать. Существует по крайней мере одно обстоятельство, при котором восстанавливать эту деталь не имеет смысла: трубки радиатора обильно загрязнены агрессивными химическими веществами. Здесь и чистка бесполезна.

Итак, насколько практичной будет замена радиатора? Владельцам новых машин премиум-класса с таким вопросом стоит обратиться к специалисту, а также узнать у него подробности о ремонте и попросить его провести диагностику данного элемента системы охлаждения.

Если же машина недорогая, то лучше купить новый радиатор, это выйдет относительно ненакладно. Замена этого агрегата имеет смысл и при нестандартных неисправностях, чтобы потом при поездках меньше переживать.

Какой радиатор лучше

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

При поиске радиатора для автомобиля следует принять во внимание следующие параметры:

Последний пункт определяет, возможна ли установка данного устройства совместно с радиатором кондиционера, осуществляется ли отвод тепла от автоматической коробки переключения передач, предусмотрены ли компенсационный бак и соединение с ним.

Под капотом автомобиля обычно не так много свободного места, потому нужно учитывать и габариты агрегата. При покупке аналога стоит также проследить, чтобы плотность ламелей и количество трубок были не меньше, чем у оригинала, а размеры сердечника – наиболее приближёнными к прежним.

Немаловажную роль играет и расположение патрубков, которые могут размещаться как на одной стороне, так и на противоположной. Диаметр и длина этих деталей подбираются особенно скрупулёзно, чтобы не пришлось потом их удлинять или вообще менять радиатор.

Что касается материала, то сегодня довольно популярны медно-латунные радиаторы, но от них всё же постепенно отказываются. По теплопроводности медь занимает второе место среди всех металлов, уступая только серебру. Однако такой агрегат довольно тяжелый и зачастую плохо переносит вибрацию.

На рынок уверенно выходят алюминиевые радиаторы, которые в два-три раза легче медно-латунных. Устройства такого типа в японском исполнении лёгкие и при этом отлично охлаждают мотор. Но зато они дорогие. Дешёвые же алюминиевые радиаторы по характеристикам уступают медным.

Не секрет, что чем больше площадь теплообмена у радиатора, тем эффективнее он выполняет свои функции. Исходя из этого, изготовители стараются поставить побольше трубок, а также сократить интервал между ними, чтобы сделать агрегат более компактным.

В целом, алюминиевые радиаторы заслуживают уважения – не очень высокую теплопроводность материала с избытком компенсирует большая теплоёмкость всего устройства.

Краткое знакомство с брендами

Сегодня автомобилистам рынок предлагает множество европейских моделей и разношёрстный китайский Клондайк. По цене радиаторы легко можно распределить на дорогие и не очень:

Кстати, радиаторам польского производителя отдают предпочтение многие автовладельцы.

Также отыскали своего покупателя бельгийские Van Wezel и голландские Ava Quality Cooling. Они не так уж и дорого стоят, но и не сказать, что б совсем дешёвые.

Форма имеет значение

В поисках оптимального варианта автовладелец может столкнуться с дилеммой: выбрать приличный, вроде бы, радиатор китайского производства или не очень дорогой из Польши.

Рассматривая эти варианты, стоит учитывать, что большинство изготовленных в Китае изделий такого рода снабжены трубками с круглым сечением. А предпочтительнее – овальное.

Проблема круглых трубок состоит в том, что у них имеется «аэродинамическая тень», куда холодный воздух почти не заходит. У плоскоовальных же такой изъян не наблюдается. Замена оригинального радиатора, у которого овальные трубки, на аналог с круглыми, чревата следующими неприятностями:

Эти 3 неполадки особенно проявляются при частом чередовании старта и торможения, что характерно для езды в пробках или перевозки грузовым транспортом чего-то тяжёлого. В другой ситуации проблема может оставаться замаскированной до тех пор, пока радиатор сам не сломается.

Особенности эксплуатации

Какие есть радиаторы в машине. Смотреть фото Какие есть радиаторы в машине. Смотреть картинку Какие есть радиаторы в машине. Картинка про Какие есть радиаторы в машине. Фото Какие есть радиаторы в машине

Итак, после покупки нового автомобиля, или попросту радиатора, стоит придерживаться правил эксплуатации теплоотводящего элемента во избежание лишних трат. Одно из них – своевременная замена охладителя.

Статистика гласит, что 22 % неисправностей автомобилей касаются системы охлаждения. Причём, в России, Казахстане и Украине этот показатель отличается повышенными значениями.

А ещё охладитель в этих странах принято разделять на два вида: тосол и антифриз. Хотя тосол и более привычен автомобилистам, всё-таки лучше заливать антифриз, особенно для новых машин. Ведь тосол формирует на стенках защитный слой, снижающий теплообмен на 25 — 50 %. Таким образом антикоррозийная защита усложняет отвод тепловой энергии.

Дополнительная ограждающая решётка убережёт радиатор от камней, только за её чистотой нужно следить. Раз в год следует промывать и сам радиатор.

Заключение

При поиске нужного радиатора определённо следует ориентироваться на европейских и японских производителей. Выпускаемые ими изделия и служат дольше, и лучше отводят тепло. Даже солидный внешний вид этих радиаторов свидетельствует о культуре производства и предполагает высокое качество продукции. А вот к дешёвым экземплярам следует относиться с осторожностью, так как экономия здесь может обойтись очень дорого.

Видео о том, как делают автомобильный радиатор:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *